Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В помощь бухгалтеру и юристу

  Все выпуски  

МКПЦН √ в помощь бухгалтеру и юристу


Информационный Канал Subscribe.Ru

МКПЦН ­ в помощь бухгалтеру и юристу

N 104 от 2002-12-15

В этом выпуске:

 
 

Арбитражный процесс

Уважаемые подписчики! Мы предлагаем Вашему вниманию опыт юристов МКПЦН по защите интересов клиентов нашей компании в арбитражных судах. В разделе сайта “Арбитражная практика” собраны дела, исход которых будет интересен многим налогоплательщикам. Надеемся, что наша практика позволит Вам предотвратить возможные споры с налоговыми органами и будет полезна в случае арбитражного процесса.

По мнению налоговых органов, предприятие занизило выручку от реализации товаров, так как на предприятии нет документального обоснования возврата денег из кассы

Предприятие занимается розничной торговлей, реализуя товар населению. При проверке налоговой инспекцией была проведена сверка фискальной памяти ККМ с данными книги кассира-операциониста. В результате было обнаружено, что в течение проверяемого периода неоднократно предприятием производился возврат из кассы денежных средств, что зафиксировано в фискальной памяти ККМ. При этом первоначально пробитые чеки, возвращенные покупателями, на предприятии отсутствовали, также отсутствовали акты о возврате товара. В книге кассира - операциониста и, соответственно, в учете предприятия, не фиксировалась сумма, возвращенная покупателям, а показывалось сальдо на конец дня (приход в кассу минус расход из кассы). Основание возврата денег из кассы и, следовательно, правомерность уменьшения выручки, зафиксированной через ККМ, не подтверждено документально. Таким образом, по мнению налогового органа, предприятие занизило выручку от реализации товаров.

Налогоплательщик не согласился с выводами налоговых органов и обратился с иском в суд, а инспекция подала встречный иск о взыскании штрафов за занижение выручки от реализации и за нарушение порядка работы с денежной наличностью (по Указу Президента РФ № 1006 от 23.05.1994.).

На данный момент пройдена вторая судебная инстанция (апелляционная инстанция арбитражного суда Московской области). Решение суда первой инстанции оставлено без изменения, т.е. пока иск удовлетворен. Налоговая инспекция подала кассационную жалобу.

Опыт юристов МКПЦН по защите налогоплатильщиков в арбитражных судах http://www.mkpcn.ru/arbitration 

 

Вопрос-ответ

За последние 2 года был принят ряд законодательных документов, обязывающих банки сообщать о платежах клиентов в налоговые или иные органы. Возникает резонный вопрос – в каких случаях и на основании каких документов это происходит?

Во-первых, с 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2000г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем”.

Согласно вышеназванному документу обязательному контролю подлежат не все операции, которые каким-то образом могут вызывать подозрение, а только те, которые удовлетворяют двум требованиям:

Первое - сумма операции должна быть не менее 600 тыс. руб.

Второе - сама операция должна относиться к ограниченному перечню, указанному в законе. Данный перечень весьма емкий – в него включены операции, осуществляемые наличными; операции, осуществляемые лицами, имеющими какое-то отношение к оффшорным зонам; операции, производимые в отношении анонимных клиентов, а также некоторые другие виды операций с движимым имуществом - помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Во вторых, еще один немаловажный документ - Указание ЦБ РФ № 500-У от 12.02.1999г. Он затрагивает вопросы контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями юридических лиц - резидентов, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам и обладающими признаками фиктивности.

Согласно п.1.1. Указания ЦБ, банк, через который клиент (юридическое лицо-резидент) осуществляет валютные операции, обязан потребовать документы, обосновывающие эти операции. Клиент, в свою очередь, обязан эти документы предоставить.

И затем, на основании анализа этих документов, уполномоченный банк направляет в Банк России информацию в том случае, если договоры, на основании которых клиент осуществляет валютные операции имеет любой из следующих признаков:

- в договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами - нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей или поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств;

- в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны). Перечень данных зон установлен в Приложении 1 к данному Указанию;

- в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов США;

- в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);

- по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса);

- получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

ж) договоры (контракты) заключены от имени резидента - юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает 3 месяцев.

Подготовлено специалистами консультационного отдела “МКПЦН”

 

Новости от "Учет. Налоги. Право"

Зарплата и пособия индексируются одинаково

Используемые для повышения зарплаты районные коэффициенты следует применять и для определения размеров пособий по обязательному социальному страхованию и стоимости гарантированного перечня услуг по погребению. Об этом говорится в письме ФСС России от 02.12.02 № 02-18/05-8417. Если же для некоторых районов, например Крайнего Севера, такие коэффициенты к зарплате до сих пор федеральными нормативными актами не установлены, то там по-прежнему действуют коэффициенты, принятые в советское время. А там, где коэффициенты к зарплате установлены постановлением Совмина РСФСР от 20.03.91 № 162, пособия повышаются с учетом коэффициентов, установленных для непроизводственных отраслей

Налогом обложат даже то, что сгнило

Транспортный налог грозит ржавой рухляди

"Новое в налогообложении физических лиц в 2003 году" - так масштабно была обозначена тематика пресс-конференции в минувший четверг в МНС России. Хотя нововведений немного, по крайней мере одно из них существенно прибавит гражданам хлопот.

Речь - о транспортном налоге, который вводится в действие с 1 января 2003 года вместо налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств. И судя по заявлениям руководителя департамента ресурсных платежей МНС России Андрея Федорова, неприятности у многих налогоплательщиков начнутся в ближайшие полгода. Во-первых, по словам Федорова, органы ГИБДД до 1 февраля 2003 года передадут налоговикам данные обо всех машинах, зарегистрированных на 31 декабря 2002 года. Во-вторых, не позднее 1 июня мытари на основании полученных данных рассчитают сумму налога и разошлют всем плательщикам - физическим лицам уведомления о его уплате. Неприятное это слово "всем". В соответствии с главой 28 НК РФ "Транспортный налог" плательщиком налога является гражданин, на имя которого зарегистрировано транспортное средство. Ни для кого не секрет, насколько в нашей стране распространены автомобильные сделки "по доверенности". Андрей Федоров напомнил, что физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, признаются плательщиками транспортного налога. Однако граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту жительства о факте передачи по доверенности своего "железного коня". Причем, как заявил Федоров, вместе с уведомлением придется представить в налоговый орган копию доверенности и расписку о передаче транспортного средства, которая (внимание!) должна быть заверена двумя подписями - доверителя и доверенного лица. А если это лицо теперь уже не сыщешь? Значит, платить налог придется тому, на кого зарегистрирован автомобиль или другое транспортное средство. Даже если объект налогообложения давно догнивает на свалке. Освободить от уплаты может только снятие транспортного средства с государственного учета.

Первый поток желающих получить освобождение налоговики ожидают после 1 июня 2003 года, когда налогоплательщики, "обрадованные" уведомлениями, помчатся в инспекции. Не преминем успокоить многих автовладельцев: транспортный налог вводится в действие законом субъекта РФ. А если в вашем регионе такой нормативный акт не принят и соответственно не вступает в силу с 1 января 2003 года, то вся суета, связанная с транспортным налогом, откладывается еще на год, то есть до начала следующего налогового периода.

ФСНП требует себе еще статей

Налоговые полицейские готовят проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. О том, что же именно не нравится полиции в российском УПК, рассказал на брифинге 3 декабря начальник отдела дознания Главного следственного управления ФСНП России Иван Соловьев.

Во-первых, предлагается дополнить статьи 74 и 84 УПК РФ, содержащие список материалов, которые могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. В этот перечень, по мнению Ивана Соловьева, следует включить акты проверок и ревизий, так как они являются важнейшими документами, по которым суд должен принимать решение по делу. Сейчас статья 74 причисляет к доказательствам показания фигурантов дела, протоколы, вещдоки и экспертные заключения, а также "иные документы". Но попадают ли акты проверок и ревизий под "иные", каждый суд решает самостоятельно. Такая ситуация, по мнению ФСНП, совершенно недопустима.

Второе изменение, которое хотят внести в УПК РФ налоговые полицейские, касается статей 171.1 и 327.1 Уголовного кодекса. Данные статьи определяют наказания за преступления в сфере оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке акцизной "филателией" и знаками соответствия. Сейчас предварительное следствие в форме дознания по первым частям обеих статей - а это соответственно оборот немаркированных товаров в крупных размерах и изготовление-сбыт поддельных марок - проводят органы внутренних дел. Полицейским это разделение труда кажется несправедливым. Дело в том, что в их подследственности находятся вторые части статей 171.1 и 327.1 УК РФ (те же деяния в особо крупных размерах, а также совершенные организованными группами или неоднократно; использование заведомо поддельных акцизных марок). "Владение" этим фронтом работы кажется полиции достаточным основанием для того, чтобы претендовать на очередное расширение полномочий. По словам Ивана Соловьева, было бы логично перевести и первые части упомянутых статей в ведение ФСНП, чтобы доблестные налоговые полицейские проводили по ним дознание своими силами. По выражению Соловьева, полицейские готовы расследовать эти преступления "в полном объеме"

Единому налогу - единую декларацию

Накануне введения в действие с 1 января 2003 года новой главы 26.3 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" Налогового кодекса МНС России утвердило новую форму декларации по единому налогу и Порядок ее заполнения (приказ от 12.11.02 № БГ-3-22/648).

Декларация будет единой для всех российских плательщиков ЕНВД. Раньше формы налоговой отчетности по единому налогу устанавливали субъекты РФ, но теперь эта почетная обязанность возложена на МНС России.

Но хотя декларация и является единой, саму систему налогообложения ЕНВД по главе 26.3 НК РФ плательщики начнут применять не одномоментно на всей территории страны, а только после издания соответствующих законов субъектов Федерации. Если в регионе новый закон о ЕНВД уже принят и вступит в силу 1 января 2003 года, то декларацию свежайшего образца плательщики налога будут подавать уже за первый квартал 2003 года, то есть в марте.

Очередь не продается!

В инспекции № 14 по Северному административному округу Москвы прекращена продажа мест в несуществующей очереди. Сотрудники Управления безопасности и борьбы с коррупцией УФСНП России по г. Москве разоблачили двух мошенников, которые развернули в инспекции бойкую торговлю местами в мнимой очереди на госрегистрацию. Парочка оборотистых москвичей была задержана с поличным - в момент передачи им денег одним из налогоплательщиков. Как сообщает УФСНП России по г. Москве, сейчас ведется дознание, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Декларацию можно сдать в полночь

Действительно, налоговую отчетность можно сдать в инспекцию даже ночью, но только если отчетность ваша - электронная. Об этом преимуществе безбумажной технологии подачи налоговых документов, которая внедряется в столице, напомнило налогоплательщикам УМНС России по г. Москве на прошлой неделе. Как подчеркнули налоговики, переслать файлы в инспекцию можно до 24.00 последнего дня сдачи отчетности. Пока на безбумажную технологию перешли всего 1205 предприятий столицы.

Сообщили о себе очень немногие

По данным УМНС России по г. Москвы на 28 ноября, всего 122,7 тыс. предприятий, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, подали сведения о себе в налоговые органы. Об этом сообщила на прошлой неделе пресс-служба столичного УМНС, подчеркнув, что 122 тыс. - это всего лишь 15 процентов от общего числа московских юридических лиц. Налоговики также приняли еще 16,2 тыс. заявлений о регистрации изменений в учредительных документах. Однако даже в сумме все эти показатели дают лишь 17 процентов от общего числа организаций, зарегистрированных до 1 июля.

Как общаться с органами правопорядка

Информацию о правилах ревизий, которые проводят правоохранительные органы, смогут почерпнуть коммерсанты, если придут 18 декабря в 13.00 в Центральный Дом предпринимателя (ул. Покровка, д. 47/24). На этот день здесь запланирована встреча предпринимателей с руководителями столичных органов правопорядка. Как обещают организаторы, участники встречи смогут узнать о своих правах и обязанностях во время проведения проверок, а также задать интересующие их вопросы. Участие в мероприятии бесплатное, но надо предварительно зарегистрироваться по тел.: 256-88-68, 205-20-98.

Как учесть право на аренду в уставном капитале?

Налоговики дают советы по двум вариантам

Специалисты УМНС России по Московской области разъяснили, как правильно учитывать для целей налогообложения стоимости прав аренды производственных помещений, передаваемых в качестве взноса в уставный капитал (Письмо УМНС России по Московской области от 21.11.02 № 04-24/3836)

На основании Гражданского кодекса РФ права аренды могут быть внесены в уставный капитал обществ и товариществ (п. 2 ст. 615). Но вот как правильно учесть их в налоговом учете? Это зависит от того, передает ли учредитель права на свои собственные помещения либо на уже арендованные у другого лица. И в том и в другом случае налоговые последствия внесения права аренды в уставный капитал расцениваются по аналогии с оценкой вносимого имущества. И из того, как определяется стоимость передаваемых прав, "вытекают" и особенности учета у принимающей стороны. Но в любом случае у получающей стороны доходы для целей налогообложения отсутствуют (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Итак, первый вариант: права аренды передаются собственником производственных помещений. Рассматривая такую ситуацию, налоговики Подмосковья считают, что первоначальная стоимость нематериальных активов отсутствует, потому что у получателя прямых расходов не возникает и они должны определяться по данным налогового учета передающей стороны. А у передающей стороны, в свою очередь, расходы также отсутствуют. В данном случае первоначальную стоимость определить невозможно, потому что у передающей стороны расходов не возникает.

Второй вариант: в качестве вклада в уставный капитал передаются права аренды "чужих" помещений. Тогда, указывает в письме областное УМНС, принимающая сторона может учесть эти права в качестве расходов, уменьшающих размер налоговой базы (п. 49 ст. 264 НК РФ). Причем такие расходы должны учитываться равномерно в течение срока, на который получены права (п. 1 ст. 272 НК РФ). Например, получаемое право аренды по данным налогового учета передающей стороны оценивается в 12 тыс. и передается оно сроком на один год. Получающая сторона должна относить на расходы по одной тысяче каждый месяц.

Инвалидам вернут льготы по прибыли?

Правительство Москвы ратует за возвращение льгот по налогу на прибыль для общественных организаций инвалидов. Но предлагаемый вариант льготирования довольно скудный и при этом строгий - скорее всего воспользоваться им смогут очень немногие.

26 ноября столичное правительство одобрило проект городского закона об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов (Постановление правительства Москвы от 26.11.02 № 971-ПП) и в ближайшее время внесет его в Мосгордуму. Причем в проекте указано, что в качестве закона он будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года. Так что у организаций, попадающих в сферу действия будущего закона, есть шанс получить к новому году скромный подарок в виде налоговой поблажки.

Напомним, что предприятия, применяющие труд инвалидов, лишились весьма щедрой региональной льготы по налогу на прибыль 1 января 2002 года, когда утратил силу Закон г. Москвы от 29.11.2000 № 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Сейчас столичные власти намерены воспользоваться (однако не по максимуму) своим правом, данным им статьей 284 НК РФ. Она разрешает снижать с 14,5 до 10,5 процента ставку налога, зачисляемую в бюджет субъекта РФ. В законопроекте предлагается установить ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Москвы, в размере 12 процентов. Эту льготу смогут применить, согласно проекту, лишь два типа организаций.

Первый тип - общественные организации инвалидов, в которых не менее 80 процентов членов составляют инвалиды или их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель).

Второй тип - организации - юридические лица, в которых уставный капитал полностью состоит из вкладов вышеупомянутых общественных организаций. Есть и дополнительные ограничения. Среднесписочная численность инвалидов среди работников предприятия, претендующего на льготу, должна составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Подчеркнем, что при определении доли инвалидов в общей численности сотрудников предлагается учитывать только тех, кто работает по трудовому договору. В расчет не принимаются совместители, а также работающие по договору подряда или другим договорам гражданско-правового характера.

Азарту не место под землей

Тем, кто занимается в столице игорным бизнесом, придется потесниться: московские власти изгоняют из подземных переходов столь распространенные нынче игровые автоматы.

26 ноября мэр Юрий Лужков подписал распоряжение № 664-РМ, в котором запретил размещать в подземных пешеходных переходах столицы игровые автоматы. Запрет введен с 25 ноября и касается всех переходов, в том числе и тех, которые примыкают к выходам cо станций метрополитена. ГУП "Гормост" и ГУП "Московский метрополитен", курирующие переходы, получили строгий наказ следить за соблюдением требований распоряжения мэра.

Может быть, кому-то покажется это странным, но свое решение мэр мотивирует опасностью чрезвычайных ситуаций. Объявив запрет на установку любых игровых автоматов под землей, Лужков в распоряжении указывает: "Во время проведения массовых мероприятий и в часы пик подземные переходы являются местом скопления большого количества граждан, что может повлечь за собой непредсказуемые последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций. Примером тому является теракт в подземном переходе на Пушкинской площади, повлекший за собой большое количество пострадавших".

Это не первое и, надо полагать, не последнее решение мэрии, которое затрагивает интересы "подземных" предпринимателей и мотивируется предотвращением терактов ("в целях недопущения подобных случаев"). Сначала было решение о переоборудовании витрин пожаро- и взрывоустойчивыми материалами (распоряжение мэра от 28.12.2000 № 1384-РМ). Затем был утвержден перечень товаров, которыми запрещено торговать в подземках (распоряжение премьера правительства Москвы от 26.03.01 № 233-РП). Теперь - игровые автоматы.

Реформа счетов - на финишной прямой

Москва

Управление МНС России по г. Москве объявило о закрытии с 27 декабря 2002 года всех счетов налоговых инспекций, открытых ОФК, на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". Счета закрываются в связи с переходом на обслуживание в условиях единого казначейского счета.

С 30 декабря 2002 года все налоги, сборы и иные платежи, которые до сих пор зачислялись на лицевые счета налоговых инспекций, подлежат зачислению на счет № 40101810800000010041.

Исчерпывающий перечень счетов, подлежащих закрытию с 27 декабря, и полные реквизиты нового единого счета даны в письме Управления МНС России по г. Москве от 02.12.02 № 17-13/271 (опубликовано на стр. 4 этого номера вкладки).

Московская область

Процесс закрытия счетов инспекций и перевода платежей на единый счет происходит аналогичным образом и в Московской области. С 18 ноября 2002 года подлежат закрытию лицевые счета инспекций (открытые ОФК на балансовом счете № 40101 с символом "01") по Каширскому, Ступинскому и Шатурскому районам. Об этом сообщает в письме Операционное управление Московского главного территориального управления ЦБ РФ от 05.11.02 № 33-02-37/8723 (опубликовано на стр. 4 вкладки). Для тех, кто редко бывает в своих инспекциях, на всякий случай напомним, что лицевые счета инспекций по Мытищинскому, Лотошинскому, Шаховскому, Серебряно-Прудскому районам и г. Рошаль Московской области закрыты еще с 21 октября.

Стекляшки придется изъять из ассортимента

Власти Москвы продолжают планомерно ужесточать условия работы коммерсантов, обосновывая это заботой о благополучии москвичей. Распоряжением от 27.11.02 № 1855-РП столичное правительство ввело дополнительное ограничение для предприятий торговли и питания, размещенных на остановках городского наземного транспорта.

Процитируем документ: "Не допускается реализация в торговых объектах, совмещенных с остановочными павильонами наземного городского пассажирского транспорта, прохладительных напитков, пива, алкогольной продукции и других товаров в стеклянной таре".

Поскольку сроки вступления в силу распоряжения № 1855-РП отдельно не оговорены, начало действия документа определяется общим порядком - со дня подписания (ст. 21 Закона г. Москвы от 26.02.97 № 5), то есть с 27 ноября.

Получается, что уже с указанной даты из ассортимента "остановочных" торговых объектов надо было изъять весь товар, упакованный в стекло. Причем можно не сомневаться, что ревизоры по этому поводу будут придираться. В распоряжении особо оговорено, что префектуры и Департамент потребительского рынка и услуг должны проконтролировать выполнение предписания документа.

Как быть в такой неприятной ситуации коммерсанту? Можно либо реализовать товар на сторону, либо списать товарные остатки себе в убыток. Причем, на наш взгляд, этот убыток можно даже учесть для налогообложения прибыли, поскольку налицо экономическая обоснованность расходов (ст. 252 НК РФ). А обоснованием в данном случае служит злополучное распоряжение правительства Москвы № 1855-РП, которое поставило коммерсанта в такие невыгодные экономические условия.

 

Ведущая рассылки,

Емельянова Ольга

На сегодняшний день у нашей рассылки 5162 подписчиков.

Порекомендуйте нас своим друзьям и коллегам!

Архив Рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное