Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые новости журнала "Российский налоговый курьер"


Налоговые новости журнала «Российский налоговый курьер»

Мы торопимся сообщить вам, что до 31 марта вы можете оформить подписку по СТАРОЙ цене на журнал «Российский налоговый курьер», и получить доступ к закрытым электронным материалам журнала на сайте www.rnk.ru

Кроме того, все редакционные подписчики получат Комплект привилегий в подарок:

  • Спецвыпуск журнала «Российский налоговый курьер» «Вопросы и ответы»
  • «Налоговый кодекс Российской Федерации» с поправками, которые только вступят в силу с указанием даты вступления
  • Книгу «Налоговый отчет — 2009»
  • Бланки налоговой и бухгалтерской отчетности на CD
  • Скидки на участие в семинарах, регулярно организуемых редакцией, в которых можно получить ответы на вопросы непосредственно у специалистов ФНС России.

ДВЕ книги в подарок: "Комментарии к налоговому кодексу"

Правильная уплата налогов — залог финансовой стабильности.

Чтобы платить налоги правильно — оформите подписку на сайте www.rnk.ru.
или по тел.: +7 (495) 783-74-16

Уважаемые коллеги!


Журнал «Российский налоговый курьер», соучредителем которого является Федеральная налоговая служба, старается упростить Ваше взаимодействие с налоговыми органами, и приглашает Вас на семинар по актуальной теме «Пакет поправок по налогу на прибыль и НДС в 2009 году» 5 марта 2009 года.
    Лекторы:
  • Новоселов К.В., начальник отдела Контрольного управления ФНС России
  • Чехарина З.А., заместитель начальника косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Более подробная программа и условия участия http://www.rnk.ru/seminar_212.html

02.02.2009 Уплата ЕСН и пенсионных вносов одним подразделением за другие
2009-02-02 11:57
ФНС России ответила на вопросы по налогообложению. В частности, Службой был рассмотрен следующий случай. В состав организации входят три обособленных подразделения, одно из которых имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет заработную плату и иные вознаграждения в пользу работников всех трех подразделений. Правомерна ли уплата сумм ЕСН и пенсионных взносов указанным филиалом за подчиненные ему два других подразделения?

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Обособленные подразделения, которые не отвечают перечисленным условиям, не могут самостоятельно уплачивать налог и представлять необходимые расчеты и декларации в налоговые органы. В ситуации, изложенной в запросе, вышеназванными признаками обладает только одно обособленное подразделение, которое при этом производит начисление заработной платы и иных вознаграждений в пользу работников всех 3-х обособленных подразделений. Поэтому в указаном случае, если обособленное подразделение помимо начисления производит также и выплату зарплаты в пользу работников всех 3-х обособленных подразделений, то в отношении данных выплат уплата пенсионных взносов и представление расчетов авансовых платежей и деклараций производится по месту нахождения такого обособленного подразделения.

02.02.2009 Налоговый орган может отказать в возмещении НДС полностью или частично
2009-02-02 12:33
Внесены изменения в форму решения налогового органа об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению. Соответствующий приказ ФНС России от 11.01.2009 № ММ-7-3/1@ зарегистрирован в Минюсте России 19 января.

Заголовок формы решения изложен в новой редакции. Согласно поправкам, после слов «об отказе в возмещении» налоговый орган должен указать, полностью или частично отказано в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению. Кроме того, в форме решения о возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, исключены строки, в которых налоговый орган записывает отказ в возмещении НДС.

02.02.2009 Налоговый агент отвечает за правильность исчисления НДФЛ
2009-02-02 14:14
На налоговом агенте лежит ответственность за правильность исчисления НДФЛ, в том числе с учетом налогового статуса налогоплательщика. Об этом ФНС России сообщила в письме от 17.11.2008 № 3-5-04/695@.

В отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, применяется иная ставка, чем для лиц, являющихся налоговыми резидентами (п. 3 ст. 224 НК РФ). Поэтому для исчисления сумм налога при каждой выплате доходов организация — налоговый агент должна принимать во внимание налоговый статус физического лица. Критерии отнесения физических лиц к налоговым резидентам установлены в статье 207 Налогового кодекса.

Приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н установлено, что для уплаты налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, используются следующие КБК:

182 1 01 02030 01 0000 110 — налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

182 1 01 02060 01 0000 110 — налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в отношении которых применяются налоговые ставки, установленные в Соглашениях об избежании двойного налогообложения.

02.02.2009 По каким формам представлять отчетность за 2008 год по ЕСН и пенсионным взносам?
2009-02-02 14:15
Федеральная налоговая служба в письме от 16.01.2009 № ШС-22-3/26@ сообщила, по каким формам нужно представлять отчетность за 2008 год по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют отчетность по формам, утвержденным приказом Минфина России от 29.12.2007 № 163н и приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н.

Индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, отчетность представляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 17.12.2007 № 132н, а коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями — по форме, утвержденной приказом Минфина России от 06.02.2006 № 23н.

02.02.2009 Внесены изменения в справочники для формы 2-НДФЛ
2009-02-02 14:50
Приложение № 2 к форме № 2-НДФЛ (справка о доходах физического лица за год) изложено в новой редакции. Соответствующий приказ Минфина России от 30.12.2008 № ММ-3-3/694@ зарегистрирован в Минюсте России 19 января. Напомним, в этом приложении содержатся четыре справочника с различными кодами, которые используются при заполнении формы справки 2-НДФЛ.

Подробнее в ближайшем номере журнала «Российский налоговый курьер».

03.02.2009 УСН: минимальный налог могут отменить
2009-02-03 10:43
В письме от 16.01.2009 № 03-11-09/9 Минфин России отметил, в процессе реформирования единого социального налога будет рассмотрен вопрос об отмене минимального налога по упрощенной системе налогообложения.

Напомним, в соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Статьей 146 Бюджетного кодекса установлено, что 60% суммы минимального налога зачисляется в бюджеты Пенсионного фонда, 20% — Фонда социального страхования, 2% — Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 18% — бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования. Таким образом, минимальный налог полностью зачисляется в бюджеты государственных социальных фондов.

Напомним, ранее Правительство РФ приняло решение о замене ЕСН с 2010 года на страховые взносы. Предложения Правительства РФ сводятся к следующему. Взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тыс. руб. С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер страхового тарифа не превысит 34% от фонда оплаты труда. Сейчас предприниматели платят ЕСН по ставке 26%. Параллельно в Правительстве РФ обсуждается вопрос администрирования новой меры, так как замена ЕСН на страховые платежи влечет за собой дополнительные налоговые риски. Поэтому решено поручить администрирование взимания страховых выплат не внебюджетным социальным фондам, а Федеральной налоговой службе. Об этом говорил в конце 2008 года заместитель министра финансов С.Д. Шаталов. В Правительстве РФ не исключают, что реформирование ЕСН может быть отложено в связи с финансовым кризисом.

03.02.2009 Классификатор адресов России (КЛАДР)
2009-02-03 11:56
На сайте Федеральной налоговой службы размещен Классификатор адресов России (КЛАДР) от 26.12.2008. Объектами классификации являются отдельные элементы почтовых адресов: регионы, районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, улицы, дома и квартиры. В классификаторе принята иерархическая система классификации.

03.02.2009 Пункт 10 статьи 89 НК РФ проверят на конституционность
2009-02-03 11:56
3 февраля в Конституционном суде начнется слушание дела о проверке конституционности положений абзацев четвертого и пятого пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса. От решения суда зависит, сможет ли налоговая инспекция, даже проиграв спор с предпринимателями в арбитраже, назначить повторную выездную проверку.

Пункт 10 статьи 89 НК РФ:

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК РФ, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. (Этот абзац в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной выездной налоговой проверки, в случае, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 года).

03.02.2009 Конституционный суд рассмотрел обращение по порядку начисления пособия по временной нетрудоспособности
2009-02-03 12:17
6 февраля состоится провозглашение постановления Конституционного суда по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному страхованию». В оспариваемой норме закона перечислены случаи, в которых гражданам положено пособие по временной нетрудоспособности (больничный лист).

Суть дела такова. Ведущий инженер «АВТОВАЗа» М.А. Ермолов оформил себе больничный лист по уходу за своим годовалым (здоровым) сыном на время, пока его жена две недели лечилась в больнице. Однако предъявленный им по месту работы лист нетрудоспособности оплачен не был, несмотря на наличие справки из больницы о госпитализации матери ребенка. Гражданин обратился в мировой суд с иском о взыскании с «АВТОВАЗа» пособия в размере 8 231 руб. 21 коп., однако получил отказ в удовлетворении своих требований. Мировой судья мотивировал свое решение тем, что действующим законодательством не предусмотрена выдача больничного листа и выплата пособия по уходу за здоровым ребенком в возрасте до 3-х лет даже в случае болезни матери.

Тогда М.А. Ермолов обжаловал решение мирового судьи в следующей судебной инстанции — Автозаводском районном суде Тольятти. Суд, изучив материалы дела, приостановил судебное производство и обратился в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Заявитель полагает, что названная норма противоречит Конституции РФ, ее статьям 38 и 39, согласно которым забота о детях — это равное право и равная обязанность родителей, и каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. В федеральном законе не предусмотрен случай, дающий право отцу на пособие при уходе за маленьким ребенком во время болезни его матери, что лишает одного из родителей права на заботу о своем ребенке.

По мнению тольяттинских судей, законодатель не предусмотрел механизма защиты прав материнства, детства и семьи, умалил равные права родителей и право на социальное обеспечение при воспитании детей.

03.02.2009 Минздравсоцразвития России опубликовало данные мониторинга рынка труда по состоянию на 28 января
2009-02-03 13:23
По сведениям мониторинга рынка труда Минздравсоцразвития России, по состоянию на 28 января 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1642,3 тыс. человек.

Наиболее значительный рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за период с 21 по 28 января 2009 года, произошел в Костромской, Липецкой, Смоленской, Тверской, Ульяновской, Калужской, Челябинской, Вологодской, Оренбургской, Новгородской областях. С начала октября 2008 года численность уволенных работников достигла 132 161 человек, из них было трудоустроено 51 089 человек, в том числе 25 973 человека — в прежних организациях. Порядка 970 предприятий заявили о переводе части работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении вынужденных отпусков и простое, суммарная численность которых составила 673 127 человек.

В соответствии с изменениями в закон о занятости населения, которые вступили в действие с 1 января 2009 года, установлена обязанность работодателей сообщать в органы службы занятости информацию о введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.

Между тем найти подходящую работу в любой точке России, не выходя из дома, можно благодаря открытию в начале 2009 года специального интернет-портала Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (www.trudvsem.ru).

03.02.2009 Подписаны первые соглашения по снижению напряженности на рынке труда
2009-02-03 13:30
В Роструде состоялось подписание соглашений о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ярославской области и Красноярского края. На основании данных соглашений этим регионам будет предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 95% от общего объема финансирования дополнительных мероприятий, предусмотренных в каждой из программ.

Это первые соглашения, заключенные в рамках реализации постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В Ярославской области уже с декабря 2008 года начато опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения. Всего в рамках программы планируется переобучить 2,5 тыс. человек. Для сохранения предприятий и трудовых коллективов в области будет создано более 22 тыс. временных рабочих мест. Региональные власти также окажут помощь 350 гражданам в трудоустройстве в другой местности, и с этой целью уже подписаны соглашение о сотрудничестве с Московской и Архангельской областями. Среди дополнительных мероприятий программы — содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости: 40 безработным жителям области помогут в организации собственного дела.

Объем финансирования программы Ярославкой области составляет 536,4 млн. руб. (в том числе субсидия федерального бюджета — 509,6 млн. руб., средства бюджета Ярославской области — 26,8 млн. руб., средства работодателей — 137,3 млн. руб.).

Программа Красноярского края также в первую очередь рассчитана на тех, кто рискует потерять работу. В рамках реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда предусмотрена профессиональная подготовка 4 тыс. работников организаций, находящихся под риском увольнения; создание не менее 24,9 тыс. временных рабочих мест для трудоустройства 40,6 тыс. работников, находящихся под риском увольнения. Кроме того, в рамках реализации инвестиционных проектов будет создано 9,6 тыс. рабочих мест, на которые могут быть трудоустроены как работники, находящиеся под риском увольнения, так и безработные граждане. Программой также предусматривается создание не менее 600 рабочих мест в сфере малого бизнеса и оказание адресной финансовой поддержки не менее 2,1 тыс. гражданам, переезжающим для работы постоянного или временного характера в другую местность на территории края.

Объем финансирования программы Красноярского края составляет 702,0 млн. руб. (в том числе субсидия федерального бюджета — 666,9 млн. руб., средства бюджета Красноярского края — 35,1 млн. руб.).

На сайте Минздравсоцразвития России размещена примерная программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъекта РФ.

04.02.2009 Программа «Декларация 2007»
2009-02-04 10:12
На сайте Федеральной налоговой службе размещена программа «Декларация 2007» (версия 1.0.2 от 12.05.2008). Она предназначена для подготовки сведений по форме 3-НДФЛ и 4-НДФЛ за 2007 год.

04.02.2009 Квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются при определенных условиях
2009-02-04 10:12
В случае если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 3 млн. руб. за каждый из предшествующих кварталов, организация может уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. При превышении указанного ограничения налогоплательщик утрачивает право на уплату квартальных авансовых платежей начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое превышение имело место. Об этом Минфин России сообщил в письме от 17.12.2008 № 03-03-06/1/687.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса). Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

04.02.2009 Организация должна предоставить налоговым инспекторам доступ в помещение для проведения выездной налоговой проверки
2009-02-04 10:13
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ. Так сказано в письме Минфина России от 10.12.2008 № 03-02-07/1-507.

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также вправе проводить в установленном порядке инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Если у проверяющих есть достаточные оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

04.02.2009 Порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет усовершенствован
2009-02-04 10:13
Минэкономразвития России в письме от 25.12.2008 № Д06-3225 рассказало, что оно разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части совершенствования порядка исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц и процедур банкротства отсутствующих должников».

Основной идеей законопроекта является совершенствование механизмов исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в административном порядке и проведения процедур банкротства отсутствующих должников (недействующих юридических лиц). Целями законопроекта являются повышение прозрачности и определение правовых последствий исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, защита интересов юридических лиц, исключаемых из ЕГРЮЛ, а также их кредиторов, повышение эффективности реализации процедур банкротства отсутствующих должников (недействующих юридических лиц) и упрощение порядка рассмотрения дел о банкротстве должников данной категории.

В соответствии с переходными положениями законопроекта предлагается поручить регистрирующему органу в срок до 1 января 2010 года осуществить процедуру исключения из ЕГРЮЛ всех юридических лиц, соответствующих признакам недействующих юридических лиц в течение 3 лет, с одновременным списанием задолженности таких лиц по налогам и сборам.

По мнению Минэкономразвития России, принятие законопроекта позволит устранить противоречия законодательства и судебной практики, усовершенствовать порядок проведения процедур банкротства должников, не имеющих активов, а также будет способствовать рациональному расходованию средств, затрачиваемых на финансирование таких процедур. Кроме того, будущий закон создаст возможность для эффективной реализации механизма исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в административном порядке.

05.02.2009 Утверждена новая форма декларации по ЕНВД
2009-02-05 11:24
Минфин России приказом от 08.12.2008 № 137н (зарегистрирован в Минюсте России 28 января) утвердил новую форму налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядок ее заполнения.

Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2009 года.

Подробнее в журнале «Российский налоговый курьер» № 5 за 2009 год.

05.02.2009 Пособие по уходу за ребенком во время болезни матери может получать отец
2009-02-05 12:26
Право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком и использование отпуска по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому (например, от матери к отцу). Такой вывод сделан в разъяснении о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае болезни матери (утверждено приказом Минздравсоцразвития России, ФСС России от 22.12.2008 № 749н, № 286 который зарегистрирован в Минюсте России 27 января).

В разъяснении сказано, что если мать ребенка не может осуществлять уход за ребенком из-за болезни или по другим причинам, получать пособие вправе другой член семьи. Для этого мать по месту назначения ей пособия (по месту работы, учебы, службы или в орган социальной защиты населения) представляет заявление о прекращении выплаты пособия. Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, то подает также заявление о том, что она прерывает отпуск. В особых случаях заявление может быть принято от другого члена семьи.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком отец ребенка (дедушка, бабушка или другой родственник, фактически осуществляющий уход за ребенком в период болезни матери) обязан подать документы, которые предусмотрены пунктом 50 положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 865). В число этих документов должна входить справка с места работы (учебы, службы) матери о том, что она не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает пособие (справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком). Справка может быть заменена копией заявления матери о прекращении выплаты пособия, заверенной по месту его подачи.

05.02.2009 Внесены изменения в порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности
2009-02-05 12:55
Приказом Минздравсоцразвития России от 18.12.2008 № 737н (зарегистрирован в Минюсте России 28 января) внесены изменения в порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.

В перечень медицинских организаций, медицинские работники которых не выдают листки нетрудоспособности, включены работники приемных отделений больничных учреждений. В то же время из данного списка исключены работники врачебно-физкультурных диспансеров.

05.02.2009 Программа «Декларация 2008»
2009-02-05 12:56
На сайте Федеральной налоговой службы размещена программа «Декларация 2008» (версия 1.0.1 от 30.01.2009). Она предназначена для подготовки сведений по форме 3-НДФЛ и 4-НДФЛ за 2007 год.

05.02.2009 Скачать программу «Налогоплательщик 2008»
2009-02-05 13:26
С сайта ФНС России можно скачать программное средство для подготовки и тестирования сведений по форме 2-НДФЛ за 2008 год в электронном виде (программа «Налогоплательщик 2008», версия 12.38 от 29.01.2009).

06.02.2009 Разъяснен порядок бухучета операций по предоставлению имущества в лизинг
2009-02-06 11:09
Минфин России в письме от 17.12.2008 № 03-03-06/1/694 ответил на вопрос, в каком порядке организация, занимающаяся лизингом, должна определять в учетной политике сопоставимость долговых обязательств (процентов по кредитам), полученных в предыдущие годы, но сохраняющихся в текущем году, для целей их отражения в составе расходов по налогу на прибыль?

Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида. Условие: размер процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях. При определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет все долговые обязательства, полученные им в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях.

Порядок определения сопоставимости по критериям (за исключением критерия по валюте) определяется в учетной политике налогоплательщика, заявленной до начала налогового периода, исходя из принципа существенности и обычаев делового оборота.

В случае если указанного порядка в учетной политике не предусмотрено, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте (в период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года — в 1,5 раза и равной 22% соответственно).

06.02.2009 Затраты на переезд работников включатся в расходы по налогу на прибыль
2009-02-06 11:24
Расходы по найму жилья работников, переехавших на работу в другую местность, не являются компенсационными выплатами (не подпадают под действие п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Соответственно, суммы возмещения организацией расходов работников по аренде жилья подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН в установленном порядке. Так сказано в письме Минфина России от 17.12.2008 № 03-03-06/1/688.

В то же время затраты по возмещению расходов работникам, связанных с их переездом на работу в другую местность, для целей налогообложения прибыли могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Для этого в трудовом договоре работника должны быть прописаны соответствующие денежные средства, которые организация предоставляет работнику на переезд. На эти суммы уменьшается база по налогу на прибыль.

При увольнении работника до истечения установленного срока и возврате организации всей суммы полученных денежных средств у сотрудника будет возникать доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). В то же время суммы налога с ранее возникшего дохода в виде оплаты за работников организацией найма жилья подлежат перерасчету в том налоговом периоде, в котором указанный доход был получен.

06.02.2009 Стандартный налоговые вычет по НДФЛ может предоставляться в двойном размере
2009-02-06 11:35
С 1 января 2009 года стандартный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Об этом Минфин России сообщил в письме от 17.12.2008 № 03-04-06-01/374.

Понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя у ребенка (в частности, по причине смерти). С месяца, следующего за вступлением единственного родителя в брак, предоставление ему удвоенного налогового вычета прекращается независимо от того, усыновлен (удочерен) или нет ребенок супругом (супругой) родителя ребенка.

06.02.2009 Переход на УСН: для индивидуальных предпринимателей нет ограничений по размеру доходов и остаточной стоимости ОС
2009-02-06 11:38
Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Для перехода на УСН для индивидуальных предпринимателей не установлено ограничений по размеру доходов и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Об этом Минфин России проинформировал в письме от 11.12.2008 № 03-11-05/296.

Вместе с тем если по итогам отчетного (налогового) периода доходы предпринимателя превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие ряду требований (установлены п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ), налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

06.02.2009 Конституционный суд разобрался с порядком начисления пособия по временной нетрудоспособности
2009-02-06 11:45
6 февраля состоялось провозглашение постановления Конституционного суда по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному страхованию». В оспариваемой норме закона перечислены случаи, в которых гражданам положено пособие по временной нетрудоспособности (больничный лист).

Суть дела такова. Ведущий инженер «АВТОВАЗа» М.А. Ермолов оформил себе больничный лист по уходу за своим годовалым (здоровым) сыном на время, пока его жена две недели лечилась в больнице. Однако предъявленный им по месту работы лист нетрудоспособности оплачен не был, несмотря на наличие справки из больницы о госпитализации матери ребенка. Гражданин обратился в мировой суд с иском о взыскании с «АВТОВАЗа» пособия в размере 8 231 руб. 21 коп., однако получил отказ в удовлетворении своих требований. Мировой судья мотивировал свое решение тем, что действующим законодательством не предусмотрена выдача больничного листа и выплата пособия по уходу за здоровым ребенком в возрасте до 3-х лет даже в случае болезни матери.

Тогда М.А. Ермолов обжаловал решение мирового судьи в следующей судебной инстанции — Автозаводском районном суде Тольятти. Суд, изучив материалы дела, приостановил судебное производство и обратился в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Заявитель полагает, что названная норма противоречит Конституции РФ, ее статьям 38 и 39, согласно которым забота о детях — это равное право и равная обязанность родителей, и каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей.

Конституционный суд признал соответствующим Конституции РФ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ. В нем предусмотрено право отцов и любого другого члена семьи, который фактически ухаживает за ребенком, на отпуск по уходу за ребёнком. В то же время суд признал, что на практике не гарантируется защита интересов семьи и ребёнка. Поэтому ее следует упростить.

Между тем необходимо отметить, что приказом Минздравсоцразвития России, ФСС России от 22.12.2008 № 749н, № 286 который зарегистрирован в Минюсте России 27 января, утверждено разъяснение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае болезни матери. В нем сказано, что право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком и использование отпуска по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому (например, от матери к отцу) и прописан механизм получения такого права.

09.02.2009 Утвержден новый формат электронной отчетности
2009-02-09 11:04
Приказом ФНС России от 05.02.2009 № ММ-7-6/55@ утвержден формат представления формы № 26.2.П-1 «Заявление на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента» в электронном виде.

09.02.2009 Изменения в формате электронной отчетности
2009-02-09 11:04
ФНС России на своем сайте проинформировала о внесении поправок в формат представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Служба сообщает, что в формате в части XVII «Состав и структура показателей расчета регулярных платежей за пользование недрами (версия 3.00002)» в Разделе 2.1 «Расчет суммы регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых» по коду реквизита «П000210009000» формат N(15.2) нужно заменить на N(15.3).

При формировании, сдаче и приеме отчетности в электронном виде следует руководствоваться данными разъяснениями.

09.02.2009 Аванс по налогу на прибыль на I квартал 2009 года рассчитывается по ставке 24%
2009-02-09 13:24
Сумма ежемесячного авансового платежа на I квартал 2009 года принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, исчисленного по налоговой ставке, действовавшей в 2008 году (24%), и отраженного по строкам 290-310 Листа 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 года. Об это ФНС России сообщила в письме от 19.01.2009 № ШС–22-3/33@, адресованном своим управлениям по субъектам РФ и межрегиональным инспекциям.

Из статьи 286 НК РФ следует, что сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. Однако в письме Служба указывает на то, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрен пересчет исчисленных сумм ежемесячных авансовых платежей на I квартал в случаях изменения размера налоговой ставки с 1 января текущего налогового периода.

09.02.2009 Изменения в учете налогоплательщиков
2009-02-09 13:27
На официальном сайте ФНС России размещены изменения в учете налогоплательщиков и в учете счетов, открытых налогоплательщиками в банках, вступившие в силу с 1 января 2009 года.

До 1 января 2009 года снятие с учета организаций и индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков ЕНВД осуществляется по заявлению в произвольной форме, а начиная с 1 января 2009 года — на основе заявления по форме, установленной ФНС России.

Внесены изменения в положения статьи 132 Налогового кодекса, устанавливающие с 1 января 2009 года ответственность банка за несообщение в установленный срок налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет (пункт 2 статьи 132 НК РФ). Кроме того, размер штрафа, предусмотренного к взысканию пунктами 1 и 2 статьи 132 НК РФ, увеличился с 10 до 20 тыс. руб. и с 20 до 40 тыс. руб. соответственно.

10.02.2009 НДПИ может быть заменен налогом на сверхдоходы
2009-02-10 10:36
На фоне кризиса и падения цен на сырье нефтяное лобби требует налоговых поблажек. Как стало известно «Ведомостям», на этой неделе Владимир Путин может обсудить с нефтяниками замену НДПИ и экспортной пошлины, формирующих треть бюджета страны, налогом на сверхдоходы.

На 12 февраля назначено выездное заседание Правительства РФ во главе с премьером В.В. Путиным в Киришах под Санкт-Петербургом. Будут обсуждать нефтянку: как увеличить добычу и глубину переработки.

Повестка дня до конца не сформирована, но возможно, на совещании обсудят предложения нефтяников о введении нового налога на сверхприбыль. Этот налог может заменить НДПИ, а, возможно, сократить или даже вовсе отменить экспортную пошлину на нефть. По информации газеты, Минэкономразвития России согласно ввести такой налог уже с 2010 года.

Нефтяные НДПИ и пошлина — основа федерального бюджета: на них приходится около 3,1 трлн. руб., или 36% доходов (по расчетам за 11 месяцев 2008 года). Попытки ввести налог на сверхдоходы уже делались: в 1997 году в Госдуму вносили проект поправок в Налоговый кодекс (приняты не были), в 1998 году был отдельный законопроект (его не стали рассматривать).

По всей видимости и теперь новый налог введут не немедленно: пока изучается возможность его применения для новых или особо трудных в разработке месторождений — к примеру, для шельфа или Восточной Сибири. Принцип действия описан в аналитических материалах, подготовленных еще в прошлом году для одного из ведомств, участвующих в обсуждении вопроса. В документах допускалось, что минимальная ставка налога — 15% от доходов с добычи — может применяться, если общие накопленные доходы от продажи углеводородов в 1-1,2 раза превышают расходы, максимальная — в 60% от доходов — при разнице более чем в два раза. Главный аргумент против налога: его слишком тяжело считать и проверять достоверность данных — инвестор будет заинтересован завышать затраты.

10.02.2009 Изменения в формате электронной отчетности
2009-02-10 10:36
Приказом ФНС России от 05.02.2009 № ММ-7-6/56@ внесены поправки в формат представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Изменения затронули состав и структуру показателей налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Корректировка потребовалась в связи с утверждением приказа Минфина России от 08.12.2008 № 137н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения».

Приказ от 05.02.2009 № ММ-7-6/56@ вступает в силу начиная с представления декларации по ЕНВД в электронном виде за I квартал 2009 года.

10.02.2009 Покупатель муниципального имущества должен уплатить НДС
2009-02-10 13:10
Операции по реализации имущества, составляющего муниципальную казну и не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, облагаются НДС. В письме от 28.01.2009 № 03-07-11/21 Минфин подчеркнул, что с 1 января 2009 года обязанность по перечислению налога в бюджет возлагается на налоговых агентов - покупателей указанного имущества. Исключение составляют покупатели-физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Такой порядок с начала этого года установлен пунктом 3 статьи 161 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

10.02.2009 Минфин не поддерживает предложение об изменении порядка взимания транспортного налога
2009-02-10 13:15
Финансовое ведомство в очередной раз отклонило инициативу по включению сумм транспортного налога в стоимость топлива. О чем оно и сообщило в письме от 29.01.2009 № 03-05-06-04/06.

Минфин дал следующее обоснование. Сейчас транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества. Налоговые органы контролируют его уплату на основании сведений о государственной регистрации транспортных средств, предоставляемых ГИБДД. Если сумму транспортного налога включить в стоимость топлива, то, по сути, это будет означать взимание косвенного налога и усложнение налогового администрирования. Исходя из того, что каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, а также из принципа о недопустимости двойного налогообложения, Минфин предлагаемое изменение не поддержал.

10.02.2009 Пенсионные взносы: излишне уплаченные пени можно вернуть
2009-02-10 15:43
Минфин России в письме от 11.01.2009 № 03-02-07/1-4 пришел к выводу, что сумма излишне уплаченных пеней по авансовым платежам по пенсионным взносам подлежит в установленном порядке возврату либо по заявлению плательщика зачету в счет предстоящих платежей по этим взносам.

В своих разъяснениях финансовое ведомство ссылается на постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47. В нем определено, что в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени начисляются только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов. То есть за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по пенсионным взносам пени не начисляются. Ранее Минфин России рекомендовал налоговым органам руководствоваться указанными разъяснениями Пленума ВАС РФ (предписание финансового ведомства доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 31.10.2007 № ШС-6-14/847@). Поэтому суммы задолженности по пеням за несвоевременно уплаченные авансовые платежи по пенсионным взносам нужно пересчитать.

11.02.2009 УСН: как учесть расходы на ряд услуг при аренде помещения
2009-02-11 10:48
В письме от 15.01.2009 № 03-11-06/2/01 финансовое ведомство перечислило условия, при соблюдении которых налогоплательщик-арендатор недвижимого имущества, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», может учесть в налоговой базе затраты на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг и услуг связи.

Все эти затраты предусмотрены в перечне расходов для налогоплательщиков единого налога с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (установлены п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса). Однако основанием для их учета послужит прописанный в договоре аренды механизм оплаты коммунальных и эксплуатационных услуг, а также услуг связи: услуги должны оплачиваться арендатором самостоятельно сверх сумм арендной платы на основании договора, заключенного с организацией, которая их оказывает.

11.02.2009 Новая версия программы «Налогоплательщик ЮЛ»
2009-02-11 10:48
На официальном сайте ФНС России размещена программа «Налогоплательщик ЮЛ» (комплексное решение для юридических и физических лиц) (версия 4.15 от 05.02.2008). Программа предназначена для автоматизации процесса подготовки данных налоговой отчетности для представления в налоговые органы.

11.02.2009 О полномочиях налоговых органов при осуществлении контроля за применением ККТ
2009-02-11 10:51
ФНС России на своем официальном сайте проинформировала о полномочиях налоговых органов при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники при продаже товаров (выполнении работ, услуг) в связи с принятием Президиумом ВАС РФ постановления от 02.09.2008 № 3125/08.

Федеральная налоговая служба сообщила, что в настоящее время в ряде публикаций средств массовой информации появляются статьи, в которых ставятся под сомнение полномочия налоговых органов в части осуществления проверок организаций и индивидуальных предпринимателей при продаже ими товаров за наличный расчет с использованием контрольно-кассовой техники. Причиной этого явилось принятое Президиумом ВАС РФ постановление от 02.09.2008 № 3125/08.

Суд посчитал, что действия должностных лиц ФНС России были необоснованными, поскольку налоговым органам право проведения проверочной закупки товара не предоставлено.

Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований указанного Федерального закона, проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Факт неприменения контрольно-кассовой техники, в том числе факт невыдачи кассового чека, должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

При этом налоговые органы обязаны действовать строго в рамках статьи 26.2 КоАП РФ и учитывать, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

11.02.2009 Электронную отчетность можно проверить
2009-02-11 10:58
С сайта Федеральной налоговой службы можно скачать программу Tester (версия 2.09 от 15.01.2009). Она предназначена для проверки файлов на соответствие форматам представления налогоплательщиками в электронном виде налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

11.02.2009 ФНС России: какие вопросы волнуют граждан
2009-02-11 16:16
В центральный аппарат ФНС России в 2008 году поступило на рассмотрение 8934 обращений граждан. Как и в предыдущем году, весомую часть почты составили обращения, затрагивающие вопросы налогообложения доходов физических лиц, — 2361 (26% от общего числа поступивших в 2008 году обращений).

Существенный удельный вес занимали вопросы, касающиеся получения имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение (строительство) жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них; предоставления имущественных налоговых вычетов по доходам, полученным налогоплательщиками от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач или земельных участков либо долей в указанном имуществе; обращения, посвященные порядку применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части получения профессиональных налоговых вычетов. Особую озабоченность порядком предоставления имущественного налогового вычета высказывали в своих письмах работающие пенсионеры.

Немало письменных обращений поступило от граждан, интересующихся порядком налогообложения субсидий, предоставленных на приобретение жилья; уплаты налогов с доходов, полученных физическими лицами от операций по купле-продаже ценных бумаг; исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от реализации недвижимого имущества.

Как и прежде граждане остро реагировали на факты нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами в части уклонения от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. Корреспонденты отводили особое место вопросам фиктивного занижения заработной платы работодателями (выплаты зарплаты «в конвертах» без уплаты налогов в бюджет). Часто заявители просили принять меры к физическим лицам, которые получали доход от сдачи внаем жилых помещений, но при этом не платили установленные законодательством налоги. В некоторых обращениях, поступивших в ФНС России, граждане представляли информацию о предприятиях, где с серьезным нарушением ведется финансово-хозяйственная деятельность.

В заявлениях граждан содержались сообщения о нарушении организациями и частными предпринимателями нормативных актов, не относящихся к налоговому законодательству, но находящихся в сфере ведения налоговых органов — например, сигналы об отсутствии ККТ или лицензии на продажу спиртных напитков.

По вопросу уклонения от налогообложения поступило 1213 заявлений (14% от общего числа).

Часть писем составили жалобы индивидуальных предпринимателей на решения налоговых органов по вопросам применения штрафных санкций, нарушения процедуры рассмотрения возражений, перерасчета сумм налогов, непринятия сумм расходов при рассмотрении вопроса о предоставлении профессионального налогового вычета. Также предприниматели жаловались на случаи отказа в возмещении налога на добавленную стоимость и оспаривали применение санкций за нарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Среди рассматриваемых заявлений особое место занимали жалобы физических лиц по вопросам подтверждения права на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них и возврата суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц. Граждане не соглашались с налоговыми органами в определении суммы размера имущественного налогового вычета.

Поступали жалобы по вопросам, связанным с направлением налоговых уведомлений налогоплательщикам с пропуском сроков по уплате земельного налога, невнесением изменений налоговым органом в сведения о налогоплательщике, реализовавшем земельный участок, неправильным расчетом суммы земельного налога, отсутствием контроля со стороны налогового органа за направлением регистрирующими органами сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. По вопросам несогласия налогоплательщиков с решениями налоговых органов поступило 1160 обращений (13% от общего числа).

Немало писем в почте 2008 года связано с тематикой регистрации и учета юридических и физических лиц. С подобными вопросами обратился 851 корреспондент (10% от общего числа).

В своих обращениях граждане часто указывали на необоснованное внесение в ЕГРЮЛ сведений о заявителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, или как об участнике юридического лица, в случаях, когда сам заявитель такого желания не изъявлял и своих паспортных данных никому не предоставлял. Продолжали поступать обращения с отказом от присвоения ИНН по религиозным мотивам.

Поступали письма по вопросам представления сведений о юридических и физических лицах из федеральных баз данных и о полноте и достоверности сведений о юридических лицах, размещаемых на интернет-сайте ФНС России.

По мнению корреспондентов, налогообложение малого бизнеса заслуживает особого внимания — в 2008 году получено 436 обращений по данной тематике (4% от общего числа).

Представителей малого бизнеса в отчетном году интересовали вопросы о возможности применения (отказа от применения) упрощенной системы налогообложения;

об определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; о смене объекта налогообложения, о порядке предоставления налоговой декларации.

В связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» поступали обращения с вопросами о возможности смены объекта налогообложения начиная с 2009 года.

Ряд писем был посвящен вопросам перевода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; порядка постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД и представления ими деклараций по ЕНВД; порядка применения физических показателей базовой доходности, используемых при исчислении налоговой базы по ЕНВД; порядка уменьшения суммы ЕНВД на суммы исчисленных и уплаченных налогоплательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, а также порядка применения ЕНВД налогоплательщиками, осуществляющими оптовую и (или) розничную торговлю с использованием наличных и безналичных форм расчетов.

Предприниматели обращались за разъяснениями о порядке исчисления налога на игорный бизнес, о порядке регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, о регистрации изменений количества объектов налогообложения.

В почте 2008 года нашли отражение вопросы исчисления и уплаты региональных и местных налогов, в частности, транспортного (317 обращений), земельного (274 обращения) налогов и налога на имущество физических лиц (252 обращения).

В Общественную приемную в 2008 году обратились 393 гражданина, большинство из которых проживают в Центральном федеральном округе.

На личном приеме граждане затрагивали следующие вопросы:

о несогласии с решениями, вынесенными налоговыми органами (85 обращений);

о регистрации и учете налогоплательщиков (73 обращения);

о порядке предоставления имущественных и социальных налоговых вычетов (55 обращений).

Всем обратившимся гражданам были даны подробные разъяснения специалистами ФНС России, в необходимых случаях были приняты письменные заявления для рассмотрения в структурных подразделениях ФНС России и подготовки письменного ответа.

12.02.2009 ФНС России посчитала доходы бюджета за 2008 год
2009-02-12 10:49
Как сообщает Федеральная налоговая служба на своем сайте, всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. руб. администрируемых ей доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДПИ (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. руб. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. руб., или на 18,7%. Поступления ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. руб. и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%. Поступления НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2008 году составили 998,4 млрд. руб. и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. руб., что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. руб. и выросли относительно 2007 года на 15,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. руб., в том числе на добычу нефти — 1 493,0 млрд. руб., на добычу газа горючего природного — 90,5 млрд. руб.; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений — 8,4 млрд. руб. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. руб., что на 23,3% больше, чем в 2007 году.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. руб., что на 15,5% больше, чем в 2007 году.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. руб., что на 24,4% больше, чем в 2007 году.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. руб, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.

На сайте ФНС России также можно посмотреть таблицу, отражающую поступления администрируемых Федеральной налоговой службой доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды, за 2007-2008 года.

12.02.2009 В 2008 году в Минфин России поступило 20 658 письменных обращений граждан
2009-02-12 13:45
Количество письменных обращений граждан, поступивших в Минфин России в 2008 году, уменьшилось по сравнению с 2007 годом с 24 271 до 20 658 обращений (на 3613 документов или на 14,9%). Уменьшение произошло в основном за счет сокращения количества заявлений о рассмотрении исполнительных документов (на 32,0%).

На личный прием в 2008 году в министерство обратилось 575 граждан (в 2007 году — 755). Число устных обращений также сократилось за счет вопросов о рассмотрении исполнительных документов, которых стало меньше по сравнению с предыдущим годом на 32,9%.

Темы, затрагиваемые в обращениях граждан, разнообразны. Поступили как конкретные вопросы, так и общие рассуждения по проблемам жизни страны. На обращения граждан, содержащие вопросы министерства, давались разъяснения на основании действующего законодательства Российской Федерации. Обращения, не относящиеся к компетенции министерства, направлялись по принадлежности в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

12.02.2009 УСН: возвращенный аванс в доходах не учитывается
2009-02-12 13:45
Суммы авансовых платежей, возвращенные поставщиками товаров (работ, услуг), при определении налогоплательщиком, базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в состав доходов не включаются. Об этом Минфин России сообщил в письме от 12.12.2008 № 03-11-04/2/195.

Расходами налогоплательщика, применяющего УСН, признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса). Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав, применяющего УСН, перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

12.02.2009 Депутаты хотят отменить НДС для СМИ
2009-02-12 14:31
В Госдуме в связи с финансовым кризисом предлагают отменить НДС на производство и распространение газет и журналов. Эти нормы будут отражены в проекте закона «О гарантиях экономической независимости СМИ», который сейчас готовится в комитете по информационной политике, пишет «Коммерсантъ».

Подготовленные в комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи нормы об отмене НДС на производство газет и журналов, а также на услуги по их экспедированию и доставке должны войти в пакет инициатив по реформированию сферы массовой информации и коммуникации. Он может быть внесен в Госдуму уже до конца нынешней сессии.

Вопрос о налоговых льготах для СМИ, в том числе об отмене НДС, обсуждается не первый год. В 1996 году законом «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания» СМИ были освобождены от НДС. В 1998 году правительство первый раз поставило вопрос о введении для СМИ действующей тогда 20-процентной ставки НДС. Госдуме удалось продлить льготу до 1 января 2002 года, после чего для СМИ была введена десятипроцентная ставка НДС, действовавшая до 1 января 2005 года. Затем СМИ получили общую ставку НДС — 18%. С этого времени неоднократно СМИ через Госдуму, Совет Федерации и Общественную палату лоббировали снижение ставки до 10%, однако безрезультатно.

13.02.2009 Как заполнять документы для учета организаций и физлиц?
2009-02-13 11:28
ФНС России обнародовала правила заполнения машинно-ориентированных форм документов (сообщений, заявлений), используемых при учете организаций и физических лиц, представленных на бумажном носителе.

В письме от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@ сказано, что документы можно заполнять вручную либо распечатывать на принтере. При этом не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства и двусторонняя печать документа на бумаге, а также скрепление листов, приводящее к их порче.

Для ручного заполнения полей документа должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета. Текстовые поля заполняются заглавными печатными символами. В случае отсутствия данных какого-либо показателя ставится прочерк (прямая линия, проведенную посередине знакомест по всей длине показателя или по правой части показателя при его не полном заполнении).

При распечатке на принтере документа, заполненного на компьютере, допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест. Расположение и размеры зон значений показателей не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New (16-18 пунктов).

13.02.2009 УСН: установлены правила для получения патента
2009-02-13 11:44
ФНС России в письме от 14.01.2009 № ММ-7-6/5@ прописала порядок постановки на учет (снятия с учета) индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН на основе патента. Эти положения предпринимателя должны применять до установления Минфином России соответствующего порядка учета.

Заявление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего УНС на основе патента, и заявление на получение патента подается (направляется по почте с уведомлением о вручении) в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности, указанной в пункте 2 статьи 346.25.1 НК РФ, не позднее чем за один месяц до начала применения им УСН на основе патента. Заявление о постановке на учет подается по рекомендуемой форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.12.2008 № ММ-3-6/700@. Указанная форма заявления, представленная на бумажном носителе, должна быть заполнена индивидуальным предпринимателем в соответствии с правилами заполнения машинно-ориентированных форм документов, используемых при учете организаций и физических лиц (прилагаются в письме).

В случае принятия налоговым органом решения о выдаче индивидуальному предпринимателю патента, осуществляется его постановка на учет в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента. Датой постановки на учет считать дату начала действия патента.

Налоговый орган выдает индивидуальному предпринимателю (направляет по почте) уведомление о постановке на учет по форме № 2-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@. При этом в указанном уведомлении следует указать «о применении упрощенной системы налогообложения на основе патента».

13.02.2009 Внимание! Уплата налогов. Отчетность
2009-02-13 12:34
Напоминаем, что в понедельник, 16 февраля, истекает срок уплаты суммы авансовых платежей по пенсионным взносам. Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, производят уплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН за январь 2009 года.

Налогоплательщики (кроме имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом) уплачивают 1/2 суммы акцизов за декабрь 2008 года.

13.02.2009 Разъяснен порядок заполнения декларации по НДС
2009-02-13 15:48
ФНС России в письме от 15.12.2008 № ШС-6-3/926@ рассказала о порядке взимания косвенных налогов при реализации работ, услуг по изготовлению товаров, по переработке товаров, а также по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств).

С 1 мая 2008 года вступил в силу Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007. Указанные в статье 4 Протокола операции облагаются НДС по налоговой ставке 0%. Эти операции подлежат отражению в налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н.

Вместе с тем приложение к Порядку заполнения данной декларации по НДС «Коды операций» не содержит отдельного кода для операций по реализации работ, услуг по изготовлению товаров, по переработке товаров, а также по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), указанных в статье 4 Протокола.

Операции по реализации работ, услуг по изготовлению товаров, по переработке товаров, а также по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), указанных в статье 4 Протокола, до внесения изменений в декларацию по НДС и порядок ее заполнения, отражаются в соответствующих разделах декларации по НДС по коду операции 1010403 «Реализация товаров (не указанных в пункте 2 статьи 164 Кодекса) в Республику Беларусь, подлежащая налогообложению».

С Минфином России позиция ФНС России согласована.

16.02.2009 Правительство РФ оптимизировало функционирование ЕГАИС
2009-02-16 11:42
Подписано постановление Правительства РФ от 08.01.2009 № 2 об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

В частности, форма отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок изложена в новой редакции.

16.02.2009 Сумма выходного пособия учитывается при определении базы по налогу на прибыль
2009-02-16 12:44
Расходы организации на уплату работнику выходного пособия учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль независимо от оснований расторжения трудового договора. Условие: трудовым договором или допсоглашением к нему должна быть предусмотрена выплата этого пособия сотруднику (письмо Минфина России от 15.12.2008 № 03-03-06/2/168).

В соответствии с частью 1 статьи 178 Трудового кодекса при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, в случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в части 3 статьи 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается работникам в размере двухнедельного среднего заработка. Вместе с тем трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. То есть даже при увольнении сотрудника по основаниям, не предусмотренным статьей 178 ТК РФ, суммы выходного пособия учитываются в расходах по налогу на прибыль.

16.02.2009 Нет объекта налогообложения акцизами — нет декларации
2009-02-16 14:35
Если по месту нахождения обособленных подразделений организации в отчетном налоговом периоде не совершались операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, налоговая декларация по акцизам за данный налоговый период по указанным обособленным подразделениям не представляется. К такому выводу Минфин России пришел в письме от 15.12.2008 № 03-07-15/1/15, сопоставив нормы статьи 179 и пункта 5 статьи 204 Налогового кодекса.

Налогоплательщиками акцизов признаются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса (ст. 179 Налогового кодекса). При этом налоговая декларация по акцизам представляется по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения (либо по месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами (п. 5 ст. 204 НК РФ).

16.02.2009 Какие документы подавать в ФНС России для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов
2009-02-16 14:35
При угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога (или иного основания, предусмотренного п. 2 ст. 64 НК РФ), организация вправе обратиться в ФНС России с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате федерального налога. Исключение — НДС и акцизы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Об этом Минфин России сообщил в письме от 12.01.2009 № 03-02-07/1-8.

Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 № САЭ-3-19/798@. Согласно пункту 2.3 указанного приказа ФНС России в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, в ФНС России представляются следующие документы:

а) пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой;

в) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом;

г) копия определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и копия утвержденного арбитражным судом мирового соглашения (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения), заверенные в установленном порядке;

д) копия определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и копия утвержденного арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления), заверенные в установленном порядке.

16.02.2009 Из-за неправильно исчисленного налога не по вине организации пени платить не нужно
2009-02-16 14:43
Обязанность налогоплательщика — физического лица доплатить сумму земельного налога за прошедший налоговый период в связи с технической ошибкой, допущенной при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости, возникает не ранее даты получения налогового уведомления, в котором указана уточненная сумма налога. Как сказано в письме Минфина России от 17.12.2008 № 03-05-04-02/75, уплатить налог налогоплательщик вправе в течение одного месяца после получения уведомления.

Суммы земельного налога (авансовых платежей), исчисленные в установленном порядке по уточненным налоговым декларациям (расчетам) за прошедшие налоговые (отчетные) периоды в связи с получением в текущем налоговом (отчетном) периоде сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости и повлекших необходимость перерасчета налоговой базы и сумм земельного налога (авансовых платежей), не являются недоимкой в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ. После получения таких сведений обязанность по уплате указанных сумм земельного налога (авансовых платежей) должна быть исполнена организацией в ближайший предстоящий срок уплаты земельного налога (авансового платежа). Если налогоплательщиком исполнена обязанность по уплате суммы земельного налога на основании уточненного налогового уведомления, основания для начисления пеней и привлечения организации к ответственности отсутствуют.

Реклама может быть полезной:

Рассылка 'Новости журнала "Российский налоговый курьер"'

В избранное