Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Управленческий учет

  Все выпуски  

Управленческий учет


Запрещено воспроизведение материалов рассылки без согласования с автором.
 

Рассылка консалтинговой группы ООО "Компании "Pro-Cont"
PRO-Cont.ru

Перейти на сайт автора |                "Компания Pro-Cont. Культура управленческого учёта"  


| Выпуск 4 от 2007-05-23 |

                       Здравствуйте, уважаемые подписчики!

       Сегодня в выпуске:

  1. Рассказ про недальновидного руководителя, или учитесь на чужих ошибках.
  2. С чего должна начинаться организация управленческого учета на предприятии
  3. Этапы проведения организационных процедур по постановке управленческого учета на предприятии
  4. Пример в части разработки норм на одном из предприятий  моего клиента.
  5. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

1. Рассказ про недальновидного руководителя, или учитесь на чужих ошибках

              Жил-был один предприниматель и была у него небольшая фирма, занимающаяся посреднической деятельностью. За несколько лет набежал определенный капитал, который нужно было куда-то вложить. И решил этот предприниматель (он же собственник) купить себе цех, производящий продукцию. Цех был куплен, оборудование установлено, сертификаты получены, продукция продается…. «Ура!» сказать бы предпринимателю, да вот только ожидаемой прибыли производство почему-то не приносило… Когда предприниматель спрашивал у своих заместителей, главного бухгалтера и начальника производства, куда же растворяется та экономия, которая должна быть, все дружно пожимали плечами и разводили руками: «Нет никакой экономии на производстве! Что Вы?!».

       История не нова. Заместитель и начальник производства - воры, а главному бухгалтеру наплевать на это - ему лишь бы налоги правильно рассчитать. Вам интересно, чем закончилась эта история?

       Предприниматель обратился ко мне. Сейчас фирма успешно работает (я бы даже сказала, процветает). Но в другом составе.J    

2. С чего должна начинаться организация управленческого учета на предприятии

       Этот рассказ я решила поместить здесь как типичный пример нашего сегодняшнего ведения дел на мелком и среднем производстве. В моей практике ко мне обращаются руководители, которые недовольны ведением дел на своем производстве. Случается это по той причине, что в начале производства управленческий учет не был организован (или был, но в «зачаточной» стадии). А по истечении времени организовать его, конечно, труднее.

       Зато вдруг на каком-то этапе руководителя начинают волновать вопросы, которые в начале не имели для него значения. Обычно руководство предприятий решает жестче контролировать производственный процесс, что встречает сопротивление производственных рабочих, которые привыкли работать почти  бесконтрольно… Получается замкнутый круг. Чтобы избежать этого, необходимо без истерик принять решение о постановке управленческого учета на предприятии.

Самое первое, что нужно сделать: Утвердить целевую программу по его постановке, специалистов, обеспечивающих его организацию, процедуры, необходимые для его постановки, а также сроки проведения.

3. Этапы проведения организационных процедур по постановке управленческого учета на предприятии

         Обычно мы делаем по следующей схеме:

       Этапы организации

Проводимые процедуры

 

Первый этап

Ознакомление с деятельностью предприятия,  изучение особенностей технологического процесса

Второй этап

Выработка общей стратегии организации управленческого учета (начиная с производственного учета)

Третий этап

Разработка целевой программы постановки, последовательности действий, используемые методы, сроки, в течение которых будет проходить постановка учета

Четвертый этап

Систематизация имеющихся на предприятии норм, выявить состояния всего нормативного хозяйства. Одновременно с этим разрабатывается вариант схемы организации учета в бухгалтерии, порядок выявления отклонений от норм. В цехах приступают к выявлению отклонений от норм. После составления нормативной калькуляции объем выпуска может быть рассчитан по нормативной себестоимости.

Пятый этап

Тщательный анализ причин отклонений от норм. Только после того, как работники цехов освоят новую систему учета, будет разработан порядок учета, обеспечивающий выявление основных отклонений от норм,  контроль за правильностью заполнения документов, можно перейти к калькулированию себестоимости продукции.

Шестой этап

На этом этапе совершенствуется система выявления отклонений от норм, уточняется нормативная калькуляция. Учет отклонений от установленных норм организуют так, чтобы можно было выявить их причины и лиц, от которых они зависели, место возникновения отклонений и их влияние на себестоимость продукции. Основанием для такого учета служат данные первичных документов. Обособленный учет отклонений от действующих норм позволяет судить о том, какие факторы и в каком размере  привели к перерасходу или обеспечили экономию затрат.

       Маленький секрет: когда я приступаю к созданию системы управленческого учета на каком-либо предприятии, первое, что  делаю - знакомлюсь с состоянием норм и нормативов производимой продукции. Если нормативы не разработаны, то их приходиться разрабатывать. На основе их формируется нормативная себестоимость продукции. Без нее мы никогда не ответим на вышеперечисленные вопросы.

       Итак, самое главное - необходимо рассчитать НОРМАТИВНУЮ себестоимость своей продукции. Это самый первый и самый главный кирпич, который Вы заложите в фундамент здания под названием «Управленческий учет». Для того, чтобы сформировать нормативную себестоимость продукции, необходимо привести в порядок свое НОРМАТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Под нормативным хозяйством понимают комплекс всех заданий, норм, нормативов и смет, которые используются при планировании, организации и контроля производственного процесса. Нормативное хозяйство принято подразделять на четыре основные группы:

      - плановые задания,

      - нормативные документы технической подготовки производства,

      - нормативы расходов ресурсов,

      - вспомогательные нормативные материалы.

       Все эти вещи заслуживают детального рассмотрения, что сделать в рамках одного выпуска невозможно. Мы к ним обязательно вернемся.

4. Пример в части разработки норм на одном из предприятий  моего клиента

Итак, что было

       На предприятии, основным видом деятельности которого является производство, не существовало  разработанных норм и нормативов, учет велся только по фактическим затратам. В связи с чем руководство предприятия не было обеспечено релевантной информацией для принятия тех или иных решений, целью которых было бы вскрытие внутренних производственных резервов, выявление более рентабельных видов продукции, оптимизация организации производства и снабжения. Существовала определенная проблема нехватки ресурсов, а также сбыта продукции, в связи с чем было бы важно выявлять имеющиеся отклонения использования ресурсов, понять их причины, определить ответственных за это лиц. Для этого предприятия актуальным являлся вопрос о том, где возникли неполадки и сколько можно потерять в каждом конкретном  случае, а самое главное, что можно сделать, чтобы таких потерь не было, так как в тех условиях это определить было невозможно.

Как должно быть

       Все вышеперечисленные факторы говорят о том, что без должным образом рассчитанных норм и нормативов задача выявления  производственных резервов, а также поиск эффективного управления предприятием будет недостижима. По мнению руководителя центра “ProCont», если существует производство, то должен быть организован и нормативный учет. Более того, в СССР данный вид производства попал бы под обязательное применение нормативного учета, так как, согласно «Основным положениям от 1955г. по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях», в перечень отраслей, помимо машиностроения и металлообработки были включены также предприятия химической промышленности.

Что было сделано центром «ProCont»:

1.                      Разработаны нормы и нормативы материальных  и трудовых затрат;

2.                    Составлены сметы накладных расходов;

3.                    Составлена нормативная калькуляция себестоимости;

4.                     Скалькулирована себестоимость продукции на базе нормативных затрат.

Результат:

       Фактическая себестоимость каждой партии производимого товара (вплоть до погонного метра) рассчитывалась теперь как сумма нормативной себестоимости плюс (минус) отклонения от норм.

        Руководитель в данном случае получил и получает  более четкую информацию о производстве. Тем более что ответственность за неблагоприятные отклонения, выраженные в перерасходе по материалам или по трудовым затратам возложена на соответствующих должностных лиц.

                            5. Основное Правило управленческого учета

Если учет на предприятии ведется по фактической себестоимости, стоит забыть о выявлении какого бы то ни было производственного потенциала РАЗ И НАВСЕГДА!

Только сравнение нормативной и фактической себестоимости продукции, расчет и анализ выявленных отклонений позволит Вам это сделать!

Ваши вопросы и пожелания, пожалуйста, присылайте по этому адресу.

Написать автору |


Пожалуйста, рекомендуйте рассылку своим партнёрам! Для этого просто перешлите данный выпуск.


Тираж: 53 экз.
Архив рассылки: здесь.
Подписаться: web

Copyright © 2007 Tatyana Shiryaeva
Copyright © 2007 http://pro-cont.ru
All rights reserved worldwide.


В избранное