В хозяйственной жизни организации достаточно часто возникают ситуации, когда ей приходится рассчитываться наличными средствами. Оформление таких операций в бухгалтерском учете не вызывает особых затруднений. Вопросы в основном возникают по налогу на добавленную стоимость: можно ли принять «входной» НДС к вычету, если товары (работы, услуги) оплачены наличными, а продавец не выдал кассовый чек? Или для зачета
налога есть все необходимые документы, однако НДС в контрольно-кассовом чеке не выделен отдельной строкой?
Кроме того, не понятны определенные моменты и при использовании хозяйствующими субъектами контрольно-кассовой техники: надо ли применять ККТ при расчетах по залогу (займу)? при возврате денежных сумм подотчетными лицами? Какие организации должны использовать в своей работе кассовую технику?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы, обзор писем специалистов Минфина и налоговых служб, разъясняющих ту или иную ситуацию, а также возможные нарушения при работе с денежной наличностью и меры ответственности за них представлены вашему вниманию в настоящей статье.
Порядок ведения кассовых операций
Для работы с наличными деньгами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций.
Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир. С кассиром должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В небольших организациях функции кассира может выполнять главный бухгалтер.
Сумма наличных денег, которую можно оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Размер лимита устанавливает банк, обслуживающий организацию, и при необходимости может быть пересмотрен (в том числе в течение года).
Банки периодически проверяют фирмы на следование кассовой дисциплине. В их компетенцию входит, в частности, контроль за соблюдением лимита остатка кассы. Право налоговых органов контролировать лимит кассы не закреплено ни в одном из нормативных актов, поэтому они не могут проводить такие проверки. Это подтверждает, например, Письмо УМНС по г. Москве от 18.12.03 № 11-24/69763.
К административной ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ, фирму могут привлечь только сотрудники милиции (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговой инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ). То есть проверять
лимит остатка кассы могут сотрудники банков, и если они найдут нарушения, то обязаны отразить их в справке и направить ее в налоговую инспекцию. И только после этого инспекция может оштрафовать фирму на 40–50 тыс. руб., а руководителя, главбуха и кассира – на 4–5 тыс. руб.
Возникает вопрос: как взыскивается штраф при нарушении лимита – за каждое его превышение или единожды? Ответ будет зависеть от того, кто именно и когда обнаружит эти нарушения. Дело в том, что согласно ст. 4.4 КоАП наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом если дела о нескольких допущенных нарушениях рассматриваются одним и тем же органом, то наказание назначается
в пределах только одной санкции, а если разными органами (или в разное время) – штраф будет взыскиваться за каждое нарушение.
В хозяйственной жизни организации достаточно часто
возникают ситуации, когда ей приходится рассчитываться наличными средствами.
Оформление таких операций в бухгалтерском учете не вызывает особых затруднений.
Вопросы в основном возникают по налогу на добавленную стоимость: можно ли
принять «входной» НДС к вычету, если товары (работы, услуги) оплачены наличными,
а продавец не выдал кассовый чек? Или для зачета налога есть все необходимые
документы, однако НДС в контрольно-кассовом чеке не выделен отдельной строкой?
Если контрагент организации является одновременно и
поставщиком, и покупателем, возникает ситуация, когда оба лица, участвующие в
сделках, становятся друг перед другом одновременно кредитором по одному договору
и должником - по другому. Прекращение обязательства полностью либо частично в
этом случае может осуществляться путем зачета встречного требования
(взаимозачета).
Проблема оценки и учета основных средств (далее -
ОС) является наиболее важной для российских организаций при подготовке
отчетности, соответствующей международным стандартам (IFRS), что вызвано высокой
долей основных средств в составе активов для большинства российских организаций.
Таким образом, от правильной оценки ОС в конечном счете в наибольшей степени
зависит балансовый отчет организации.
Бухгалтер — это правая рука директора, второе лицо
на фирме. Но часто получается, что правая рука не ведает, что делает левая.
И наоборот. Всегда ли бухгалтер осознает свою ответственность и всегда
ли директор готов понять и учесть позицию бухгалтера? Ведь от того, как
выстроены их взаимоотношения, во многом зависит успех фирмы.
Доходы и расходы фирма обязана подтвердить
документами. Их бухгалтерская ценность одинакова. Однако к «затратным» бумагам
инспекторы обычно проявляют повышенное внимание.
Росрегистрация начала свою
деятельность с 01.01.2005г.,
заменив ныне действующие
учреждения юстиции
по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Что
же изменилось после 1 января
2005 года в порядке и процедуре
регистрации прав на недвижимое
имущество?
Принятие и вступление
в силу нового Жилищного
кодекса РФ вызвало
ажиотаж среди населения:
граждане испугались, что
приватизировать жилье
запретят и ринулись его
приватизировать,
не задумываясь
о последствиях. Однако
законодателем
благоразумно
предусмотрен «буферный»
период времени,
в течение которого, уже
после вступления в силу
нового ЖК РФ, будет все
еще возможно
приватизировать свою
квартиру. В данной
статье раскрывается
сущность и последствия
приватизации,
описывается в общих
чертах процедура
ее осуществления
и обращается внимание
на проблемы, которые
могут в этой связи
возникнуть, и пути
их решения. Кроме того,
рассказывается
о возможности
деприватизации
и условиях
ее осуществления.
Уменьшение
платежей по налогу на имущество –
актуальная задача для многих компаний.
Решить ее можно путем создания
специальной структуры, имеющей налоговые
льготы, и передачи ей имущества
предприятия. Однако как грамотно
оформить такую передачу – вопрос
непростой.
Инспекторы по многим спорным вопросам
возврата НДС не изменили своей позиции.
Работники инспекции в своем разъяснении рассмотрели по сути четыре ситуации:
1) ошибки в оформлении счетов-фактур;
2) неуплата НДС;
3) возмещение НДС лизингополучателем;
4) возмещение НДС по материалам, использованным для выполнения
строительно-монтажных работ собственными силами.
Согласиться мы можем лишь с позицией налоговиков по четвертой ситуации. С
остальными доводами чиновников мы собираемся поспорить.
Не позднее 30 марта текущего года плательщики налога на имущество должны
представить в инспекции ФНС России налоговую декларацию за 2004 год (п. 3 ст.
386 НК РФ).Заполнять такую декларацию придётся
впервые, поскольку за отчётные периоды представлялись налоговые расчёты по
авансовым платежам.
Декларацию по
налогу на добавленную стоимость необходимо сдавать в налоговую инспекцию не
позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст.
174 НК РФ). Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают налогоплательщики при
заполнении и сдаче декларации по налогу на добавленную стоимость.