(Комментарий к Определению ВС РФ
от 20.12.2017 № 308‑КГ17-19692 по делу №
А32-30411/2016)
Поводом для написания данного комментария
стало Определение ВС РФ от 20.12.2017 №
308‑КГ17-19692 по делу № А32-30411/2016.
Данное решение интересно не только
спецификой деятельности страхователя (он
являлся одним из подрядчиков при выполнении
госзаказа по строительству олимпийских
объектов в г. Сочи), но и выводами судей,
сделанными (увы!) не в его пользу. Но прежде
чем анализировать, какие именно действия
страхователя привели к негативным
последствиям (сумма доначисленных страховых
взносов составила 1,162 млн руб., штрафные
санкции не применялись), представим кратко
суть проблемы.
В период регулирования сферы страховых
взносов (до 01.01.2017) Федеральным законом
от 24.07.2009 № 212‑ФЗ (далее – Закон №
212‑ФЗ) нередко возникали споры относительно
того, нужно ли включать в базу
для исчисления страховых взносов выплаты,
которые работодатель производит своим
сотрудникам в качестве компенсации
за разъездной характер работы. Напомним:
выплата подобной компенсации является
обязанностью работодателя в силу ст. 168.1
ТК РФ. С учетом продолжительности судебных
процессов по времени окончательные решения
по ряду споров (включая решение по делу №
А32-30411/2016), возникших еще в 2016 году
и ранее, арбитры принимали уже в 2017 году
(не исключено появление подобных решений
и в 2018 году). Между тем, принимая
во внимание схожесть правил
администрирования, установленных положениями
утратившего силу нормативного акта и гл. 34
НК РФ, очевидно, нельзя исключать
вероятность возникновения подобных споров
и в настоящее время. Поэтому далее мы будем
анализировать ситуацию, апеллируя
одновременно к нормам как Закона № 212‑ФЗ,
так и гл. 34 НК РФ.
Для предметного разговора, полагаем,
имеет смысл напомнить, что от обложения
страховыми взносами освобождены все виды
установленных действующим
законодательством РФ компенсационных выплат
(в пределах норм, предусмотренных
в соответствии с законодательством РФ),
связанных с выполнением физическим лицом
трудовых обязанностей, в том числе в связи
с переездом на работу в другую местность
(за исключением ряда выплат, поименованных
в названном подпункте). Ранее такое
освобождение было закреплено в пп. «и» п. 2
ч. 1 ст. 9 Закона № 212‑ФЗ, теперь
аналогичная норма содержится в абз. 10 пп. 2
п. 1 ст. 422 НК РФ.
1. Обновлены расчеты страховых взносов на 2018-й год с учетом новых предельных величин базы начисления страховых взносов:
- по социальному страхованию увеличение лимита с 755000 рублей до 815000 рублей;
- по пенсионному страхованию увеличение лимита с 876000 рублей до 1021000 рублей.
2. Обновлены предельные величины доходов, учитываемых при расчете среднего заработка по Постановлению Правительства №375 от 15.06.2007. Ограничение для доходов за 2016 год - 718000 рублей, за 2017 год - 755000 рублей.
3. Обновлено значение максимального размера Пособия по уходу за ребенком рассчитанное из предельной величины базы начисления взносов с 23120,66 руб. до 24536,55 руб.
4. Обновлён размер минимального среднего заработка учитываемого при расчете пособий по временной нетрудоспособности рассчитываемого из МРОТ. До 01.01.2018 - 256,44 руб., с 01.01.2018 - 311,97 руб.
5. Обновлён расчет фиксированных страховых взносов ИП за себя на 2018 год.
Страховые взносы ИП за себя на обязательное пенсионное страхование на 2018-ый год - 26545 рублей.
Максимальный взнос на обязательное пенсионное страхование, включая 1% - 212360 рублей.
Страховые взносы ИП за себя на обязательное медицинское страхование на 2018-ый год - 5840 рублей.
Добровольные страховые взносы ИП за себя на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2018-ый год - 3302.17 руб.
6. В 2018-м году Хозяйственные общества, занимающиеся внедрением результатов научной деятельности и Организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ТВД или о туристско-рекреационной деятельности применяют новые тарифы страховых взносов. Тарифы для указанных плательщиков в 2018-м году:
- на обязательное пенсионное страхование - 13%;
- на обязательное медицинское страхование - 5.1%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2.9%
7. В "Сведениях об организации" самый первый тип плательщика для начисления взносов вновь объединён для Общего режима, УСН и ЕНВД. Всё дело в том, что проектом формы РСВ на 2018-ый год предусмотрен единый код тарифа.
8. Существенно доработана экранная форма уплаты взносов в фонды "Платежи (Уплата налогов)". Список видом документов существенно расширен, добавлены "Мемориальный ордер", "Решение о взыскании", "Заявление на зачет", "Банковский ордер", "Справка бухгалтера" и т.д. Долг по пеням теперь не суммируется с основным долгом по взносам. Платежки на уплату пеней автоматически формируются с правильным КБК.
В раздел «Скачать программы» выложена программа
ПФР+2НДФЛ 2018 для подготовки индивидуальных сведений в Пенсионный фонд
РФ за квартал, полугодие, 9 месяцев и год 2018 в новом формате 7.0 XML.
Программа ПФР +
2НДФЛ формирует 1. Сдачу отчета в Пенсионный фонд РФ по анкетам и
индивидуальным сведениям за полугодие 2018 года, а также за год 2. Формирование отчетности за 2018 год в налоговую
инспекцию по форме 2НДФЛ. 3. Полноценное тестирования файлов отчетности для ПФР и
2НДФЛ 2018.
Поводом для
написания
данного
комментария
стало
Определение ВС
РФ от 20.12.2017
№ 308‑КГ17-19692
по делу №
А32-30411/2016.
Данное решение
интересно не
только
спецификой
деятельности
страхователя (он
являлся одним из
подрядчиков при
выполнении
госзаказа по
строительству
олимпийских
объектов в г.
Сочи), но и
выводами судей,
сделанными
(увы!) не в его
пользу. Но
прежде чем
анализировать,
какие именно
действия
страхователя
привели к
негативным
последствиям
(сумма
доначисленных
страховых
взносов
составила 1,162
млн руб.,
штрафные санкции
не применялись),
представим
кратко суть
проблемы.
Постановлением
Правительства РФ
от 16.12.2017 №
1567 утверждены
Правила
информационного
взаимодействия
страховщика,
страхователей,
медицинских
организаций и
федеральных
государственных
учреждений
медико-социальной
экспертизы по
обмену
сведениями в
целях
формирования
листка
нетрудоспособности
в форме
электронного
документа (далее
– Правила №
1567).
Рассмотрим
основные
положения
данного
документа в
статье.
Настоящая статья
будет интересна
организациям,
которые
реконструируют
производство в
соответствии с
целевыми
программами и
получают на эти
цели бюджетные
инвестиции,
увеличивающие
уставный капитал
(УК) таких
организаций. С
января 2018 года
норма гл. 21 НК
РФ о вычете НДС
по товарам
(работам,
услугам),
приобретенным за
счет указанных
средств,
прописана четко,
к тому же она
меняет
сформированный
(до сих пор)
подход к
обозначенной
теме. С
последнего и
предлагаем
начать.
Облагается ли
страховыми
взносами
компенсация
стоимости
проезда к месту
проведения
отпуска и
обратно членов
семей
работников,
работающих и
проживающих в
районах Крайнего
Севера и
приравненных к
ним местностях?
Каждый
сотрудник, на
обеспечении
которого есть
дети, имеет
право на
стандартный
вычет по НДФЛ.
Данный вычет ему
предоставляет
работодатель
ежемесячно при
расчете
заработной
платы. В целом
порядок
предоставления
такого вычета
известен, но на
практике
встречаются
ситуации, когда
не все так
просто. В статье
рассмотрим
различные
случаи,
связанные с
предоставлением
стандартного
налогового
вычета.
В ноябре 2017
года Приказом
Минфина РФ №
189н внесены
изменения в
правила
составления и
представления
бухгалтерской
отчетности
бюджетными и
автономными
учреждениями, то
есть в
Инструкцию №
33н. Рассмотрим
в статье
основные
поправки в
указанной
инструкции,
которые
необходимо
учесть при
составлении
отчетности за
2017 год.
Приказом Минфина
РФ от 27.12.2017
№ 255н вносятся
изменения в
Указания о
порядке
применения
бюджетной
классификации
Российской
Федерации,
утвержденные
Приказом Минфина
РФ от 01.07.2013
№ 65н.
Рассмотрим
изменения,
вносимые в
раздел V
«Классификация
операций сектора
государственного
управления»
Указаний № 65н,
наиболее
актуальные для
учреждений.
Методические
рекомендации
Банка России от
16 февраля 2018
г. № 5-МР "О
подходах к
управлению
кредитными
организациями
риском
легализации
(отмывания)
доходов,
полученных
преступным
путем, и
финансирования
терроризма"
(далее –
Методические
рекомендации)
разработаны
совместно с ФНС
России и
выпущены с целью
оказания
кредитным
организациям
помощи в оценке
операций
клиентов на
предмет наличия
в их действиях
признаков,
указывающих на
осуществление
расчетов в целях
ухода от уплаты
НДС в бюджетную
систему РФ либо
намеренного
занижения
размера таких
платежей.
С 01.01.2018 при
проверке
работодателей на
предмет
соблюдения
положений
трудового
законодательства
будет
применяться
риск-ориентированный
подход. В чем
суть данного
подхода при
проведении
контрольного
мероприятия? Как
будут проходить
проверки? Какие
нарушения могут
быть выявлены
при проверке? Об
этом и многом
другом расскажем
в статье.
Должны ли
учреждения
здравоохранения
предоставлять
ежегодные
дополнительные
оплачиваемые
отпуска
медицинским и
иным работникам,
участвующим в
оказании
психиатрической
помощи?
Трудовые
отношения
персонифицированы.
Следовательно,
за нарушение в
отношении
каждого
работника должна
быть установлена
отдельная
ответственность.
Такую позицию
инспекции по
труду разделяет
в некоторых
своих
постановлениях и
Верховный Суд
Российской
Федерации
(постановление
ВС РФ от 15
августа 2014 г.
№ 60-АД14-11,
постановление ВС
РФ от 15 августа
2014 г. №
60-АД14-12,
постановление ВС
РФ от 15 августа
2014 г. №
60-АД14-13,
постановление ВС
РФ от 15 августа
2014 г. №
60-АД14-14). Но
несмотря на
позитивную
судебную
практику,
Роструд
планирует
постепенно от
этого подхода
отказываться.
Согласно ст. 112
ТК РФ первые
восемь дней
января являются
нерабочими
праздничными
днями (1 – 6 и 8
января –
новогодние
каникулы, 7
января –
Рождество
Христово). В
каких случаях
следует
выплатить
компенсацию за
длительные
каникулы? Какова
зависимость
порядка и
размера выплаты
компенсации за
работу в
праздники от
принятой у
работодателя
системы оплаты
труда? Нужно ли
доплачивать за
работу в
праздники тем,
кто работает по
графику?
Согласно п. 5
ст. 346.25 НК РФ
суммы НДС,
исчисленные и
уплаченные
налогоплательщиком
с сумм
предоплаты,
полученной до
перехода на УСНО,
подлежат вычету
в последнем
налоговом
периоде,
предшествующем
месяцу перехода
на УСНО, при
наличии
документов,
свидетельствующих
о возврате сумм
налога
покупателем. Как
правильно
понимать и
применять эту
норму при
переходе на УСНО
с 2018 года?
Имеет ли право
предприятие,
перешедшее на
УСНО, уплачивать
НДС по 1/3 или
же должно
уплатить всю
сумму сразу до
даты
представления
декларации за IV
квартал (до 25
января)?
С 1 июля 2018
года на
онлайн-кассы в
России перейдут
малая торговля и
общепит, а с 1
июля 2019 года
все работы и
услуги. Об этом
и о других
инновационных
проектах
налогового
администрирования
рассказал глава
Федеральной
налоговой службы
Михаил Мишустин
первому
вице-премьеру
Игорю Шувалову и
делегации
правительства
Казахстана во
главе с первым
заместителем
премьер-министра
республики
Аскаром Маминым.
1 января 2018
года у
плательщиков
налога на
прибыль
появилась
возможность
использовать
инвестиционный
налоговый вычет
(далее – ИНВ).
Поправки в НК РФ
внесены
Федеральным
законом от
27.11.2017 №
335‑ФЗ. Это
совершенно новый
механизм,
который
установлен новой
ст. 286.1 НК РФ.
Для тех, кто еще
не решил, будет
применять ИНВ
или нет, мы
предлагаем
данную статью. В
ней мы разберем,
что такое ИНВ,
как он
«работает», в
каком размере
может быть
заявлен, по
каким объектам
применяется, кто
вправе применять
ИНВ и кому это
выгодно.
Командировкой
признается
поездка
работника по
распоряжению
работодателя на
определенный
срок для
выполнения
служебного
поручения вне
места постоянной
работы.
Продолжительность
ее может быть
разной, в том
числе и один
день, то есть не
превышающей 24
часа. Как
оформляется
командировка на
один день? Как
оплачивается
труд работника в
период такой
командировки?
Положены ли ему
суточные? Как
отразить в учете
выплату
командировочных
расходов при
однодневной
командировке?
Облагаются ли
такие расходы
НДФЛ и
страховыми
взносами? Можно
ли их учесть в
целях
налогообложения
прибыли?
Подробности – в
статье.
Особый интерес
для
налогоплательщиков,
пожалуй,
представляют
новые правила
исчисления НДС в
сделках с ломом
и отходами
черного и
цветного
металла.
Рассмотрим, как
эти новшества
применить
«упрощенцам».
Уточнен порядок
корректировки
доходов
налогоплательщиков,
если хотя бы
одна из сторон в
сделке
вследствие
взаимозависимости
с контрагентом
получает
необоснованную,
с точки зрения
налогового
законодательства,
налоговую
выгоду. Для
некоторых
категорий
налогоплательщиков
это может быть
полезно.
ФНС России
проинформировала
об очередной
победе
налоговиков в
Верховном суде
(Определение
Верховного суда
РФ от 29.12.2017
№
307-КГ17-19744).
На этот раз речь
идет о раскрытии
схемы по
сохранению права
на применение
упрощенки.
В канун нового –
2018 – года был
принят
Федеральный
закон от
28.12.2017 №
436‑ФЗ[1] (далее
– Федеральный
закон № 436‑ФЗ).
Отдельные
положения этого
документа вносят
нормы, в
соответствии с
которыми будут
списаны недоимки
по налогам,
страховым
взносам, а также
пеням и штрафам.
О том, кому и
какие конкретно
задолженности
будут прощены,
читайте в
предложенном
материале.
Согласно ст. 167
ГК РФ
недействительная
сделка не влечет
юридических
последствий, за
исключением тех,
которые связаны
с ее
недействительностью,
и
недействительна
с момента ее
совершения. Если
сделка признана
таковой и за ней
последовала
двусторонняя
реституция, то
стороны
возвращаются в
первоначальное
состояние. В
отличие от
гражданского,
налоговое
законодательство
не содержит
специальных
положений,
регламентирующих
порядок
отражения
последствий
признания сделки
недействительной.
Нужно ли
пересчитывать
налоговое
обязательство по
тому или иному
налогу, в
частности налогу
на прибыль? При
ответе на этот
вопрос
приходится
исходить из
общих правил НК
РФ, разъяснений
контролирующих
органов и
выводов
арбитров.
Приказом Минфина
РФ от 14.11.2017
№ 189н (далее –
Приказ № 189н)
внесены
изменения в
Инструкцию
№ 33н. Новшества
необходимо
учитывать уже
при составлении
бухгалтерской
отчетности за
2017 год. Что
это за
изменения,
расскажем в
данной статье.
Как всегда, в
конце года
Минфин выпускает
ряд налоговых
изменений,
вступающих в
силу с 1 января
следующего года.
Этот год не
исключение.
Федеральными
законами от
27.11.2017 №
335‑ФЗ, 346‑ФЗ,
361‑ФЗ приняты
основные
нововведения,
вступающие в
силу с 1 января
2018 года.
Рассмотрим,
какие из них
должны учесть
автономные
учреждения.
27.11.2017
вступили в силу
поправки,
внесенные в
Федеральный
закон № 83-ФЗ
Федеральным
законом №
347-ФЗ.
Указанные
изменения
направлены на
оптимизацию
операций,
связанных с
привлечением
средств
бюджетных
учреждений в
соответствующий
бюджет в целях
повышения
ликвидности
единого счета
бюджета и их
возвратом на
счета, с которых
они были ранее
перечислены.
Кроме того,
предусмотрено
ограничение
авансовых
платежей при
заключении
бюджетными
учреждениями
договоров
(контрактов) на
поставку
товаров,
выполнение работ
и оказание
услуг.
Каковы сроки
давности
привлечения к
административной
ответственности
по
административным
правонарушениям,
предусматривающим
в качестве
административного
наказания
дисквалификацию
должностного
лица?