Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

Новый взгляд на некоторые проблемы исчисления налога на добавленную стоимость /FONT>

Б.А. Минаев,
государственный советник налоговой службы II ранга

1. Больше внимания вопросам обложения НДС в сфере капитального строительства

Необходимость особого подхода к рассмотрению налоговых обязательств по исчислению НДС и права на вычет "входного" НДС налогоплательщиков, являющихся субъектами хозяйственной деятельности в капитальном строительстве в случае, если строительно-монтажные работы выполняются подрядным или хозяйственным способом (для собственного потребления), объясняется сложностью применяемых налоговых норм, отражающих специфику этой сферы хозяйственной деятельности организаций.

Федеральные законы от 22.06.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) и от 28.02.2006 N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 28-ФЗ) не только не сняли вопросы, связанные с обложением НДС субъектов хозяйственной деятельности в капитальном строительстве, но и поставили новые вопросы.

Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо:

1) четко понимать нормы налогового законодательства, определяющие (обуславливающие) право налогоплательщика - заказчика (инвестора) на вычет сумм НДС как до вступления в силу Закона N 119-ФЗ, так и в настоящее время;

2) установить, что подразумевается под понятием: "правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года", предусмотренным в п. 2 ст. 3 Закона N 28-ФЗ.

От уяснения сути вышеуказанных положений зависит обоснованность практического применения измененных норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в части капитального строительства.

Какие же условия для вычета "входного" НДС в капитальном строительстве действовали с 1 января 2002 года до 1 января 2006 года?

Для ответа на этот вопрос принципиально важно отметить следующее.

Порядок вычета "входного" НДС в капитальном строительстве был сформирован из двух частей:

а) первая часть порядка состояла из общеустановленной для всех видов деятельности, включая капитальное строительство, нормы, предусмотренной п. 2 ст. 171 и первой части п. 1 ст. 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года), согласно которой вычетам подлежали суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретавшихся для осуществления операций, признававшихся объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретавшихся для перепродажи.

Как следовало из норм НК РФ, никакого исключения для строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиками для заказчиков либо хозяйственным способом, не было сделано. На этом основании вышеуказанная общая норма применялась в капитальном строительстве как подрядчиком по закупаемым непосредственно им строительным материалам, механизмам и другому имуществу, а также по выполнявшимся для них сторонними организациями различного рода платным работам, оказанным услугам, использованным в облагаемой НДС строительной деятельности, так и заказчиком по актам выполненных для него строительно-монтажных работ и предъявленных к оплате подрядчиком (или выполненных для самого себя при хозяйственном способе).

В этой норме нашел отражение основополагающий принцип вычета "входного" НДС - обязательное наличие факта реальной уплаты подрядчику (продавцу, производителю) сумм НДС по выставленным счетам за выполненный объем строительно-монтажных работ, за реализованные товары, работы, услуги.

Основным условием для вычета "входного" НДС по всем сферам деятельности хозяйствующих субъектов, на которые распространялось действие главы 21 НК РФ, с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года был факт уплаты НДС подрядчику, производителю (продавцу) со стороны заказчика (покупателя, потребителя) за приобретенные товары (работы, услуги).

В капитальном строительстве, так же как и в других видах деятельности, на основании абзаца первого п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производились на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждавших фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждавших уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ;

б) вторая часть порядка вычета "входного" НДС состояла из специфической, присущей только капитальному строительству нормы, предусмотренной п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ, в которой была отражена существенная особенность этой нормы, устанавливавшая, что вычеты сумм НДС, указанных в абзаце первом п. 6 ст. 171 настоящего Кодекса [суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства], производились по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Вычеты сумм НДС, указанных в абзаце втором п. 6 ст. 171 НК РФ [суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включалась в расходы, принимавшиеся к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций], производились по мере уплаты в бюджет НДС, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со ст. 173 НК РФ.

Таким образом, право на вычет НДС у заказчика (инвестора) при подрядном способе выполнения строительно-монтажных работ, включая приобретенные товары (работы, услуги) для выполнения этих работ, в условиях норм налогового законодательства, действовавших до 1 января 2006 года, предоставлялось при выполнении организацией следующих условий:

1) строительно-монтажные работы и приобретение товаров (работ, услуг) для выполнения этих работ должны были быть осуществлены на территории Российской Федерации;

2) должны были быть оформлены счета-фактуры, выставленные подрядчиками, поставщиками товаров (работ, услуг).

3) должна была быть фактически произведена уплата НДС подрядчику или продавцу за выполненные работы или поставленные материальные ценности;

4) законченные капитальным строительством объекты должны были использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи;

5) объекты завершенного капитального строительства должны быть поставлены на учет и введены в эксплуатацию начиная с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 НК РФ, то есть право на вычет возникало с момента начала начисления амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.

Разумеется, что в капитальном строительстве, выполняемом хозяйственным способом (для собственного потребления), в силу особой специфики этого процесса, обуславливаемого тем, что подрядчик и заказчик выступает в одном лице, в условиях налоговых норм, действовавших до 1 января 2006 года, сумма НДС, которая могла быть поставлена на вычет, формировалась по двум направлениям:

1) НДС, исчисленный по выполненному объему строительно-монтажных работ для собственного потребления, определявшийся исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на его выполнение; и

2) НДС по так называемым внешним взаимоотношениям, связанным с приобретением у других юридических лиц различного рода имущества, облагаемого НДС и использовавшегося для капитального строительства хозяйственным способом, по которым выставлялись в установленном порядке счета-фактуры и производилась их реальная оплата.

Вышеуказанная специфика хозяйственного способа обуславливала и особенность возникновения права на вычет НДС при таком способе строительства:

1) объем строительно-монтажных работ должен был быть выполнен на территории Российской Федерации;

2) счета-фактуры выписывались как внешними поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для строительства, так и самой организацией, выполняющей СМР для себя. Их учет в книге покупок производился в порядке, установленном п. 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914;

3) должна была быть произведена фактическая оплата поставщикам (производителям), указанным в п. 2, осуществленной ими поставки товаров (работ, услуг);

4) законченные капитальным строительством объекты должны были использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, стоимость которых включалась в расходы, принимавшиеся к вычету (в том числе через амортизационные отчисления при исчислении налога на прибыль), или для перепродажи;

5) вычет НДС производился по мере уплаты в бюджет НДС, исчисленного по фактически выполненному объему строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Какие же условия для возникновения права на вычет "входного" НДС в капитальном строительстве установлены с 1 января 2006 года Законом N 119-ФЗ?

Применение законодательных норм, предусмотренных ст. 2 и 3 Закона N 119-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Законом N 28-ФЗ, относится исключительно к ситуациям переходного периода, по возникшим в результате соответствующих правоотношений в условиях ранее действовавших налоговых норм (то есть до 1 января 2006 года) и длящимся по времени (не законченным правоотношениям) в условиях действия новых налоговых норм (то есть с 1 января 2006 года).

К числу наиболее важных принципиальных изменений, внесенных в налоговое законодательство, относится снятие ранее действовавшего условия для вычета НДС - факта уплаты налогоплательщиком сумм НДС, предъявленного поставщиком (продавцом, производителем, подрядчиком), при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав.

Эта существенная корректировка с 1 января 2006 года общей нормы порядка вычета НДС требует внимательного правового рассмотрения и применения с учетом действия Закона N 28-ФЗ в капитальном строительстве в переходный период, как это отражено в ст. 3 Закона N 119-ФЗ.

Уточнения произошли также и в специфических для капитального строительства условиях формирования порядка вычета НДС по строительно-монтажным работам, выполняемым подрядным способом, предусмотренного п. 5 ст. 172 НК РФ.

С 1 января 2006 года налогоплательщикам нет необходимости определять момент вычета НДС по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) со срока начала начисления амортизации согласно абзацу второму п. 2 ст. 259 НК РФ.

В п. 5 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм НДС, указанных в абзацах первом и втором п. 6 ст. 171 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п. 1 ст. 172 НК РФ.

Вычеты сумм НДС, приведенных в абзаце третьем п. 6 ст. 171 НК РФ, осуществляются по мере уплаты в бюджет этого налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в соответствии со ст. 173 настоящего Кодекса. Нетрудно заметить, что изменений по существу условий для вычета НДС по строительным работам, выполняемым для собственного потребления, не произошло.

Следует обратить особое внимание на изменение порядка вычета НДС по строительно-монтажным работам, выполняемым подрядчиками. Исходя из новых норм вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ. При этом налоговые вычеты по вышеуказанным работам подрядчиков (заказчиков-застройщиков) и товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами (подрядчиками) при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом вычетам подлежат только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Налоговая суть этих измененных условий для вычета НДС по строительно-монтажным работам, выполненным подрядным способом, состоит в отсутствии факта уплаты НДС со стороны заказчика-покупателя (инвестора) и, что особенно важно, право на вычет возникает на стадии накопления на балансе заказчика на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Строительство объектов основных средств", затрат на незавершенное капитальное строительство. Иначе говоря, вычет НДС производится до окончания капитального строительства и ввода в действие объектов завершенного капитального строительства, что представляет собой ощутимую финансовую льготу налогоплательщикам. Это позволяет без большого разрыва во времени компенсировать заказчику денежные средства, перечисленные подрядчикам по расчетам за выполненный объем строительно-монтажных работ.

В то же время эта новая норма по вычету "входного" НДС в строительстве согласуется с общеустановленным порядком вычета НДС по всем другим сферам деятельности, что отражает позитивный процесс унифицирования налогового законодательства.

Такое достаточно большое отличие старого порядка вычета "входного" НДС по строительно-монтажным работам, выполняемым подрядным способом, от нового порядка создало объективные предпосылки для законодательного установления переходного периода, предусмотренного ст. 3 Закона N 119-ФЗ.

Основная идея вышеуказанного переходного периода заключается в обеспечении сопоставимости правовых, финансовых и налоговых условий для налогоплательщиков за счет сохранения условий, при которых начались правоотношения, в течение всего периода их действия.

Следует отметить, что переходный период по использованию права на вычет НДС предусмотрен Законом N 119-ФЗ не только для налогоплательщиков, занятых в сфере капитального строительства (ст. 3), но и также для всех других налогоплательщиков, у которых по состоянию на 1 января 2006 года не завершились расчеты с контрагентами, в связи с чем на балансах продавцов (поставщиков, производителей) образовалась непогашенная дебиторская задолженность, а на балансах покупателей (заказчиков) - непогашенная кредиторская задолженность (ст. 2).

В то же время в законодательном порядке не удалось уравнять интересы налогоплательщиков, действующих в строительной сфере, и налогоплательщиков в других видах деятельности, поскольку срок действия переходного периода в капитальном строительстве (ст. 3 Закона N 119-ФЗ), по сути, неограничен, в то время как переходный период по завершению дебиторской и кредиторской задолженности в других сферах хозяйственно-финансовой деятельности заканчивается до 1 января 2008 года.

Как в ст. 2, так и в ст. 3 Закона N 119-ФЗ законодатель четко отразил принцип сохранения сопоставимости начала возникновения и окончания правоотношений налогоплательщика с другими субъектами права, о чем шла речь выше.

Как известно, до 1 января 2006 года (до вступления в силу Закона N 119-ФЗ), налогоплательщик сам фиксировал согласно ст. 167 НК РФ момент определения налоговой базы в зависимости от выбранной им учетной налоговой политики - "по мере отгрузки" или "по мере оплаты". Согласно старым нормам одним из основных условий налоговых вычетов был факт уплаты налога поставщику (продавцу) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Эти основные критерии для возникновения налогового обязательства и права на вычет "входного" НДС в сфере деятельности налогоплательщиков, не связанной с капитальным строительством, по незаконченным расчетам, возникшим до 1 января 2006 года, в переходном периоде сохранены согласно ст. 2 Закона N 119-ФЗ в течение 2006-2007 годов, несмотря на их отмену с 1 января 2006 года по правоотношениям, возникшим с этого срока.

Более того, законодатель сохранил на этот двухгодичный срок ряд важнейших положений старого текста ст. 167 НК РФ, характеризующих процесс оплаты товаров (работ, услуг), которые утратили силу с 1 января 2006 года.

Так, согласно п. 2 и 8 ст. 2 Закона N 119-ФЗ плательщики НДС, определяющие до вступления в силу настоящего Закона момент определения налоговой базы как день оплаты, включают в налоговую базу соответствующих отчетных налоговых периодов денежные средства, поступающие от своих дебиторов до 1 января 2008 года, в счет погашения дебиторской задолженности, образовавшейся на 1 января 2006 года. Наряду с этим налоговым обязательством вышеуказанные налогоплательщики по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу Закона N 119-ФЗ, производят как покупатели налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном ст. 172 настоящего Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, то есть в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона N 119-ФЗ, по старой норме.

Таким образом, в этом случае действуют старые принципы оплаты как по налоговым обязательствам, так и для вычета НДС.

В аналогичном порядке законодатель предусмотрел в ст. 3 Закона N 119-ФЗ принцип сохранения сопоставимости налоговых условий для вычета "входного" НДС налогоплательщиками, работающими в капитальном строительстве, если правоотношения возникли в старых условиях (до 1 января 2006 года), а затем протекали (продолжились) и заканчивались в новых условиях (после 1 января 2006 года).

При этом следует отметить то обстоятельство, что некоторую неустойчивость в правильности понимания принципа сопоставимости, о котором шла речь выше, придало то, что в первоначальном тексте ст. 3 Закона N 119-ФЗ были не полностью отражены все ранее действовавшие (до 1 января 2006 года) условия для вычета НДС в отношении заказчиков (инвесторов), которым подрядчики предъявляли для оплаты счета по выполненным объемам строительно-монтажных работ.

Ранее в настоящей статье Закона N 119-ФЗ не упоминалась обязательность наличия факта оплаты счетов подрядчика, включая суммы НДС.

Главным образом, по этим причинам возникала среди специалистов полемика вокруг практической реализации норм ст. 3 Закона N 119-ФЗ. Изменениями и дополнениями, внесенными Законом N 28-ФЗ, вышеуказанный пробел законодательства был устранен.

Таким образом, старые условия порядка вычета "входного" НДС по строительно-монтажным работам, выполнявшимся подрядным способом, теперь воспроизведены точно и их соблюдение в переходный период (с 1 января 2006 года) обязательно для получения права на вычет НДС.

Анализируя вышеуказанные проблемы, нельзя не отметить и другой юридически важный вопрос, различно толкуемый специалистами.

Внимательная и глубокая проработка уточненных Законом N 28-ФЗ п. 1 и 2 ст. 3 Закона N 119-ФЗ позволяет сделать вывод, что их основным налоговым смыслом является вычет "входного" НДС, впрочем, так же как и по всем остальным пунктам ст. 3 данного Закона.

При этом в п. 1 и 2 ст. 3 Закона N 119-ФЗ речь идет об одних и тех же налогоплательщиках, различающихся только сроками не принятых к вычету сумм НДС. Статья 3 Закона N 119-ФЗ посвящена, по сути, одной теме: в какой момент можно принять к вычету "входной" НДС после 1 января 2006 года, если он не принят в установленном порядке к вычету по различным причинам до 1 января 2006 года.

В п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ речь идет о налогоплательщиках, не использовавших свое право на вычет до 1 января 2005 года, а в п. 2 - о налогоплательщиках, не использовавших право на вычет НДС с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года.

Сама эта временная разбивка тоже вызывает вопрос: почему таким образом разделены налогоплательщики, хотя условия порядка вычета для них, по крайней мере с 1 января 2002 года до 1 января 2006 года, были абсолютно одинаковыми.

Нетрудно заметить, что налогоплательщики, на которых распространено действие п. 2 ст. 3 Закона N 119-ФЗ, находятся в привилегированном положении: вне зависимости от принятия объекта завершенного капитального строительства на учет они получали вычет "входного" НДС в течение 2006 года.

Налогоплательщики, подпадающие под действие п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ, могут получить вычет (при выполнении других условий) только по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства. Следовательно, для них срок переходного периода не ограничен - формально он закончится тогда, когда будет принят на учет готовый объект.

Более того, право на вычет для вышеуказанных налогоплательщиков обусловлен также (что вполне обоснованно) условием, что вышеуказанные готовые строительные объекты будут использоваться для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, в порядке установленном главой 21 НК РФ.

Такого вполне правомерного условия в тексте п. 2 ст. 3 Закона N 119-ФЗ нет.

Наряду с этим вызывает недоумение сама формулировка градации сроков, не дающих права на вычет.

В п. 1 ст. 3 Закона N 119-ФЗ речь идет о налогоплательщиках, у которых суммы налога не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, а в п. 2 Закона по сроку с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года речь идет о суммах НДС, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями.

Не ясно, почему это сделано. Даже по этим вопросам потенциально возможны конфликтные ситуации.

Нельзя обойти молчанием и тему понятия "правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года", предусмотренного п. 2 ст. 3 Закона N 28-ФЗ. Что включает это понятие - вопрос не праздный, поскольку может иметь различные варианты ответов.

В широком смысле правоотношения могут определяться, во-первых, между двумя хозяйствующими субъектами, во-вторых - между хозяйствующим субъектом - налоговым резидентом Российской Федерации и государственным органом, контролирующим в установленном порядке взаимоотношения юридического лица с государственным бюджетом по платежам в бюджет налогов и сборов.

Обычно словосочетание "возникшие правоотношения" между двумя хозяйствующими субъектами подразумевает юридический акт - заключение соответствующего договора (например, договора купли-продажи), по которому четко прописываются права и обязанности продавца (поставщика) и покупателя (заказчика). Началом их действий в соответствии с этим договором и будут возникшие правоотношения.

По нашему мнению, истинный смысл понятия "правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года", о котором говорится в Законе N 28-ФЗ, состоит в возникающем праве налогоплательщика-заказчика на вычет НДС.

Если исходить из того, что вычет "входного" НДС определяет понятие правоотношений согласно ст. 3 Закона N 119-ФЗ, то все становится объяснимым, потому что другие понятия не вписывались бы в реальный смысл текста этой статьи Закона.

В то же время такой вывод требует некоторого пояснения относительно четкости юридического обоснования процесса вычета НДС и определения понятия "вычет НДС".

То, что действие "вычет НДС" - это не обязанность, а право налогоплательщика, подтверждается п. 1 ст. 171 НК РФ, согласно которому налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей НК РФ налоговые вычеты.

Поэтому налогоплательщик сам решает, когда воспользоваться этим правом. Принципиально важно отметить то обстоятельство, что налогоплательщик вообще правомочен даже отказаться от практической реализации данного ему налоговым законодательством права на вычет "входного" НДС. Разумеется, при таком отказе он не несет никакой ответственности (в том числе финансовой).

Таким образом, само наличие у налогоплательщика права на вычет НДС (остаток по дебетовым оборотам бухгалтерского счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям") по результатам хозяйственно-финансовой деятельности за определенный отчетный и налоговый период не определяет понятия возникшего правоотношения с бюджетом по вычету "входного" НДС.

Юридически точным моментом фиксирования возникающих правоотношений по вычету "входного" НДС является подаваемая в налоговый орган в установленном порядке налоговая декларация, представляющая собой письменное официальное заявление налогоплательщика о полученных источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В качестве подтверждения данного вывода можно привести нормы п. 2 ст. 173 НК РФ, согласно которым если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Следовательно, вычет "входного" НДС может быть получен налогоплательщиком - заказчиком (инвестором) по переходному периоду только при выполнении всех тех условий, которые предусмотрены п. 1-3 ст. 3 Закона N 119-ФЗ и относятся к порядку, действовавшему до 1 января 2006 года, с обязательным представлением налоговой декларации, отражающей суммы НДС, заявленные к вычету после 1 января 2006 года.


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2005 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

В избранное