Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

О налоге на прибыль


Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России




Изменение срока полезного использования основного средства

Согласно ст. 258 НК РФ если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. Выходит ли в этом случае начисление амортизации за пределы, установленные сроком полезного использования?

В соответствии с п. 1 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. При этом изменяется (увеличивается) остаточная стоимость амортизируемого имущества, и при неизменной норме амортизации увеличивается срок начисления амортизации.

Определение понятия "амортизируемое имущество обособленного подразделения"

Что подразумевается под понятием "амортизируемое имущество обособленного подразделения" в целях установления доли прибыли, приходящейся на каждое из обособленных подразделений: амортизируемое имущество, которое непосредственно учитывается на балансе этого обособленного подразделения, или амортизируемое имущество, которое фактически находится по месту нахождения обособленного подразделения и используется им в производственной деятельности, но числится на балансе головной организации?

В соответствии со ст. 11 НК под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, обособленными подразделениями для целей налогообложения прибыли признаются подразделения вне зависимости от наличия у них отдельного баланса и расчетного счета в банке.

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, устанавливаемой в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Согласно ст. 288 НК РФ для определения доли прибыли, приходящейся на данное обособленное подразделение, учитывается удельный вес остаточной стоимости амортизируемых основных средств, фактически используемых в производственной деятельности данного подразделения.

Определение остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений

С 1 января 2005 года действует новая редакция п. 2 ст. 288 НК РФ, предусматривающая определение удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества исходя из остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период. Каков порядок определения остаточной стоимости основных средств за отчетный (налоговый период)?

Порядок расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения приведен в письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16 "О порядке определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ".

Так, в частности, в вышеуказанном письме Минфина России сообщается, что остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.

Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость данных основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число следующего за отчетным (налоговым) периодом месяца, на количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенное на единицу.

Например, при составлении декларации за отчетный период, в частности за I квартал (или три месяца), средняя остаточная стоимость основных средств определяется как частное от деления на 4 (четыре) суммы остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля.

При составлении декларации за налоговый период (календарный год) среднегодовая остаточная стоимость основных средств устанавливается как частное от деления на 13 суммы остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 января и на каждое 1-е число всех остальных месяцев налогового периода, а также на 1 января следующего налогового периода.

В вышеуказанном порядке определяется и средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств по обособленным подразделениям, созданным в течение налогового периода. Например, в случае создания обособленного подразделения организации в апреле при составлении декларации за 1-е полугодие средняя остаточная стоимость основных средств по данному обособленному подразделению определяется как частное от деления на 7 (семь) суммы остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 мая, 1 июня и 1 июля. При этом стоимость основных средств по обособленному подразделению на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля принимается равной нулю.

Остаточной стоимостью основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, амортизация по которым для целей налогообложения не начисляется, признается их первоначальная (восстановительная) стоимость.

Порядок представления налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 288 НК РФ, налогоплательщику, имеющему в своем составе несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, предоставлено право не распределять прибыль по каждому обособленному подразделению, а производить уплату налога на прибыль по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, самостоятельно выбранного налогоплательщиком, с уведомлением налоговых органов. Каков порядок представления налогоплательщиком налоговой декларации по месту нахождения обособленных подразделений, по которым не будет производиться уплата налога?

С 1 января 2006 года согласно п. 36 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" вступила в силу норма, согласно которой если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Таким образом, с 1 января 2006 года налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, имеет право по договоренности с налоговым органом представлять по месту нахождения обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации, одну налоговую декларацию, включающую Титульный лист (Лист 01), подразделы 1.1, 1.2 Раздела 1, а также Приложение N 5а к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организацией" в части, относящейся ко всем обособленным подразделениям, находящимся на территории этого субъекта Российской Федерации. Сумма авансовых платежей и налог на прибыль исчисляются исходя из доли прибыли, в совокупности приходящейся на обособленные подразделения, находящиеся на территории этого субъекта Российской Федерации.

Представлять налоговые декларации по месту нахождения других обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта Российской Федерации, не требуется.

Установление даты признания расходов по оплате услуг связи и коммунальных расходов

Как правильно определить дату признания расходов по оплате услуг связи и коммунальных расходов исходя из норм подпункта 3 п. 7 ст. 272 НК РФ?

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ для организаций, осуществляющих признание доходов и расходов по методу начисления, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов, в частности расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги), признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода - для расходов.

Таким образом, налогоплательщикам предоставлено право выбора даты признания расходов для целей налогообложения с учетом нижеследующего.

При определении даты признания расходов на оплату сторонним организациям за выполненные работы (оказанные услуги) налогоплательщикам необходимо учитывать конкретные условия договоров, заключенных со сторонними организациями.

Так, например, тарифы на основные услуги телефонной связи устанавливаются операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и регулируются в порядке, определенном уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тарифы на дополнительные услуги телефонной связи устанавливаются операторами связи в соответствии с затратами по их оказанию.

Форма и порядок оплаты услуг телефонной связи определяются в договоре об оказании услуг телефонной связи.

Если, например, исходя из условий договора оказания услуг связи обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета, датой признания расходов будет являться дата выставления такого счета.

При оплате за пользование абонентскими услугами, счета на оплату которых поступают в организацию после истечения расчетного периода, датой признания расходов будет последний день отчетного (налогового) периода.

Если договор не содержит конкретных условий о моменте расчета за выполненные работы (оказанные услуги), организация обязана признавать осуществление расходов на дату предъявления документа, под которой следует понимать дату его составления.

Кроме того, порядок признания указанных расходов налогоплательщикам следует установить в учетной политике для целей налогообложения.

Уступка права требования

В соответствии с п. 5 ст. 271 НК РФ при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования. Согласно ст. 385 Гражданского кодекса Российской Федерации единственной обязанностью цедента является передача документов, удостоверяющих право требования, и сообщение сведений, имеющих значение для осуществления требования. Существует ли для целей налогообложения прибыли необходимость составления сторонами акта уступки права требования, если договором предусмотрено, что требование считается переданным в момент поступления денежных средств на счет цедента?

В соответствии с п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 154 ГК РФ двусторонняя сделка называется в гражданском законодательстве договором.

Согласно ст. 161 ГК РФ сделки (договоры) заключаются между юридическими лицами только в письменной форме.

Поэтому положения п. 5 ст. 271 НК РФ, в соответствии с которыми при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования, не противоречат нормам гражданского законодательства.

Пунктом 1 ст. 271 НК РФ установлено, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Таким образом, в целях налогообложения под актом уступки права требования следует понимать договор, и датой признания доходов от уступки права требования товаров (работ, услуг) необходимо считать дату подписания договора об уступке права требования.

Налогообложение при увеличении уставного капитала акционерного общества

Акционерное общество собирается увеличить уставный капитал за счет прибыли прошлых лет. При этом количество акций остается неизменным, а увеличивается номинальная стоимость акций.

Возникает ли доход при определении налоговой базы по налогу на прибыль для акционеров - юридических лиц при увеличении номинальной стоимости акций?


В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций.

Решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.

Согласно подпункту 15 п. 1 ст. 251 НК РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе).

В соответствии с п. 31 ст. 270 НК РФ у организации-эмитента не учитывается в качестве расхода стоимость переданных налогоплательщиком-эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента.

Учет компенсационных расходов при исчислении налоговой базы

Организация заключила гражданско-правовой договор с физическим лицом о выполнении определенного объема работ с указанием суммы вознаграждения. Согласно договору организация на основании представленных первичных документов возмещает физическому лицу накладные расходы, связанные с исполнением обязанностей по договору. Так, в ходе выполнения задания у работника появилась необходимость выезжать в другой город. После предъявления проездных документов и счета за проживание в гостинице расходы работнику были компенсированы.

Уменьшают ли вышеуказанные компенсационные выплаты по гражданско-правовому договору налоговую базу по налогу на прибыль у организации.


В соответствии со ст. 252 НК РФ для целей налогообложения принимаются расходы организации, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом в зависимости от того, кем и какие работы по гражданско-правовому договору были выполнены, расходы, выплаченные по договору, могут учитываться для целей налогообложения прибыли по-разному: - либо согласно п. 21 ст. 255 НК РФ как расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

- либо согласно подпункту 41 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации.

В соответствии с главой 24 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) расходы, связанные со служебными командировками, возмещаются работодателями только работникам, состоящим в штате организации. Физическое лицо, выполняющее определенные работы по гражданско-правовому договору, не является работником организации, и положения ТК РФ по возмещению затрат, связанных со служебными командировками, на него не распространяются.

Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

В то же время согласно положениям ГК РФ (в частности, ст. 709 и настоящего Кодекса) цена в договоре подряда или договоре возмездного оказания услуг может включать как сумму вознаграждения по договору, так и компенсацию понесенных издержек при выполнении договора.

Как следует из ситуации, в договоре содержится условие о компенсации организацией физическому лицу понесенных расходов, связанных с исполнением обязанностей по договору, в том числе с проездом и проживанием работника в другом городе. В этом случае, по нашему мнению, организация вправе учесть вышеуказанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Включение суммы компенсации затрат за право получения в аренду земельного участка под строительство здания

В соответствии с нормативным актом муниципалитета для получения в аренду земельного участка под строительство здания организация должна заплатить в городской бюджет сумму компенсации затрат, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством территории. Включается ли сумма компенсации в первоначальную стоимость здания?

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов согласно НК РФ.

Таким образом, в процессе строительства расходы в виде компенсации застройщиком затрат, связанных с социальным и инженерно-техническим обустройством территории, а также расходы в виде арендной платы за землю подлежат включению в первоначальную стоимость основного средства.

После окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию суммы арендных платежей за аренду земельного участка подлежат учету согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Учет расходов по обучению специалистов по программе профессиональной переподготовки

Признаются ли расходами в целях налогообложения прибыли расходы по обучению директора, имеющего высшее экономическое образование, по программе профессиональной переподготовки МВА - "Топ-Менеджер" с присвоением дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования"? Учебное заведение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере профобразования Минобразования России. Программа МВА - "Топ-Менеджер" также лицензирована и прошла государственную аккредитацию.

В соответствии с подпунктом 23 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 вышеуказанной статьи Кодекса.

В соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Таким образом, если организация заключила с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность, договор на оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке (переподготовке) своих штатных работников, имеющих законченное высшее (среднее) образование, по программам дополнительной профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов с целью повышения квалификации и более эффективного использования этих специалистов в деятельности данной организации, то расходы на подготовку (переподготовку) таких специалистов могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

С учетом информации, приведенной в вышеприведенной ситуации, по нашему мнению, расходы на обучение директора, имеющего высшее экономическое образование, по программе профессиональной переподготовки МВА - "Топ-Менеджер", могут быть учтены в указанном выше порядке.



Внимание! Семинар!

Защита интересов организации при проверке госорганами

      Автор: Титаева Анастасия Владимировна (постоянный автор журнала "Налоговый вестник", аудитор, налоговый консультант, автор книги "Налоговое планирование и экономическая безопасность организации" и др., подробнее здесь: http://Titaeva.ru)

      Сохраните Вводное слово к семинару (PDF-формат, http://titaeva.ru/seminars/intro.zip ).

      Проверяющие органы далеко не всегда строго придерживаются установленной процедуры проверки юридических лиц.

      Реальную возможность защитить свои права и добиться отмены результатов проверки дает проверяемым организациям несоблюдение проверяющими органами установленного порядка проведения проверки и оформления результатов.

      Процедуры проверки жестко регламентированы нормами действующего законодательства.

      Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в практике нарушения законодательства, допускаемые сотрудниками проверяющих органов и те основания, которые могут выдвигать организации для устранения негативных результатов проверки и выдвинутых против них обвинений. В материал семинара включены примеры из судебной практики.

      На семинаре будут рассмотрены распространенные способы минимизации налогообложения и возможности, которые могут использовать сотрудники ОБЭП (УБЭП) для выявления фактов уклонения от налогов. Будет обращено внимание, что нужно предпринять организациям для того, чтобы избежать обвинения в уклонении от налогов.

      Помимо проверок в рамках оперативно-розыскной деятельности, материал семинара посвящен проверкам, проводимым другими отделами УВД, а также проверкам налоговых органов. Будет рассказано, что вызывает интерес со стороны проверяющих органов силовых структур в деятельности организаций, как они планируют и как проводят проверки организаций, какие процедуры должны соблюдать. Что, в свою очередь, должны знать организации, как нужно подготовиться, как себя правильно вести и какие меры принимать в защиту своих интересов.

      Если у Вас есть вопросы по материалу семинара, позвоните автору семинара Анастасии Владимировне Титаевой по телефону +7(495)748-9134.

 

      Семинар проходит в конференц-центре "Павелецкий" (Москва, 1-й Кожевнический пер., 6). Ближайшая дата - 20 апреля. Начало семинара в 10 часов утра. Ланч и обед - бесплатно. Окончание семинара в 17 часов.

      Если у Вас есть вопросы по организации семинара, позвоните администратору семинара Юрию Петровичу Матюхину по телефону +7(495)220-4952.

      Для получения дополнительной информации отправьте пустое письмо по адресу autoreplySeminarSafe@Titaeva.ru Вам придет ответ от автоинформатора. Ваш электронный адрес нигде не сохраняется, автоинформатор высылает письмо единожды.

      При оформлении участия укажите, что Вы являетесь подписчиком журнала "Налоговый вестник" - для Вас предусмотрена дополнительная услуга бесплатно.




ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2005 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

В избранное