Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

Об учете в целях налогообложения прибыли

Г.В. Пирогова, Л.П. Павлова

Учет доходов иностранных организаций

Иностранная организация заключила договор о совместной деятельности с российским информационным агентством. Как осуществляется налогообложение, если организация является резидентом иностранного государства и не имеет постоянного представительства на территории Российской Федерации, но получает доход от источников в Российской Федерации?

Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль организаций наряду с российскими организациями являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

При решении вопроса о порядке налогообложения доходов иностранных организаций от участия в совместной деятельности на территории Российской Федерации следует исходить из того, что согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Основные условия договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определены главой 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Если хотя бы одним из участников товарищества является российская организация либо физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, то в соответствии со ст. 278 НК РФ ведение учета доходов и расходов такого товарищества для целей налогообложения прибыли должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого на основании ст. 1043 ГК РФ возложено ведение дел товарищества согласно договору.

Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется согласно ст. 1048 ГК РФ пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.

В соответствии со ст. 278 НК РФ участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода прибыль каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. О суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщать каждому участнику товарищества о суммах причитающихся (распределяемых) им доходов товарищества.

Пунктом 6 ст. 306 НК РФ определено, что если одним из товарищей является иностранная организация, то ее участие в совместной деятельности, осуществляемой полностью или частично на территории Российской Федерации, не может рассматриваться для данной организации как фактор, приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Если в рамках договора простого товарищества иностранная организация осуществляет какую-либо деятельность на территории Российской Федерации и эта деятельность отвечает условиям, определенным п. 2 ст. 306 НК РФ, то есть приводит к образованию постоянного представительства, то эта иностранная организация в соответствии со ст. 286 настоящего Кодекса становится самостоятельным плательщиком налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Особенности налогообложения прибыли иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, установлены ст. 307 НК РФ.

Если иностранная организация получает доходы от источников в Российской Федерации только посредством участия в простом товариществе и не осуществляет другой деятельности на территории Российской Федерации, то согласно подпункту 2 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам этой иностранной организации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся доходы иностранной организации (не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство), получаемые в результате распределения в пользу этой иностранной организации прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

Банк принимает долевое участие в строительстве жилого дома. Банк заключил в 2004 году с японской фирмой договор цессии, в соответствии с которым банк передал свои права на строящиеся квартиры. Японская фирма предоставила своему хабаровскому филиалу на основании доверенности право произвести расчет по вышеназванному договору цессии и подписать акты приема-передачи квартир. Японская фирма, действовавшая в лице представителя хабаровского филиала фирмы, заключила в 2005 году с российскими физическими лицами договор об уступке права требования. Как правильно в этом случае уплачивать налог на прибыль и кто является налоговым агентом по налогу на прибыль?

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности, предусмотренной п. 4 ст. 306 настоящего Кодекса.

Согласно п. 9 ст. 306 НК РФ иностранная организация может рассматриваться как имеющая постоянное представительство только в случае, если она осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 настоящего Кодекса, то есть самостоятельно либо через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий (в частности, цены контракта, условий поставки) от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации.

В рассматриваемой ситуации предпринимательская деятельность японской фирмы осуществляется на территории Российской Федерации через представителя хабаровского филиала этой фирмы, действующего на основании доверенности. Соответственно рассматриваемая деятельность японской фирмы подпадает под признаки постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации согласно п. 2 ст. 306 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные японской фирмой в результате осуществления переуступки прав требования физическим лицам, обложению налогом у источника выплаты не подлежат, поскольку налог должен быть исчислен и уплачен в бюджет Российской Федерации постоянным представительством (филиалом) этой иностранной организации.

Исходя из ситуации деятельность японской фирмы на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации в целях налогообложения доходов этой организации.

Обязана ли российская организация "Муза" исчислять и уплачивать в бюджет Российской Федерации налог на прибыль с сумм, выплаченных по договору, заключенному с иностранной организацией (резидентом Великобритании), за право пользования ноу-хау?

В соответствии со ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации (налоговым агентом), при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 настоящего Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов в Российской Федерации, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе от пользования ноу-хау.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, в порядке, установленном ст. 310 НК РФ.

Вместе с тем в соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Платежи за предоставление права использования ноу-хау по производству продукции, выплачиваемые иностранной организации российскими пользователями, являются доходами от авторских прав и лицензий, которые подпадают под действие ст. 12 Конвенции от 15.02.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества, которая предусматривает налогообложение таких доходов в стране постоянного местопребывания их получателя.

Если на дату выплаты дохода иностранной организации налоговый агент не располагает оформленным в установленном порядке подтверждением ее постоянного местопребывания в государстве, с которым Российская Федерация имеет действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, налог с выплачиваемого дохода должен быть удержан по ставке, установленной российским налоговым законодательством.

В связи с вышеизложенным если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация "Муза" (источник выплаты дохода) не располагает подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации, предусмотренным п. 1 ст. 312 НК РФ, то она обязана на основании положений ст. 310 настоящего Кодекса произвести удержание налога у источника выплаты в порядке и по ставке, установленным положениями ст. 310 НК РФ.

Возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам осуществляется иностранному получателю дохода налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи иностранным получателем дохода заявления и иных документов согласно п. 2 ст. 312 НК РФ.

Учет затрат организации на приобретение в собственность земельного участка

Согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы по приобретению и созданию амортизируемого имущества.

Учитываются ли затраты на приобретение в собственность земельного участка (приобретен с целью получения дохода от сдачи в аренду имущества, находящегося на этом участке)?

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со ст. 38 НК РФ под имуществом в целях налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Статьями 128 и 130 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки относятся к категории недвижимого имущества.

Таким образом, земельные участки, приобретаемые организациями на праве собственности, следует рассматривать в целях налогообложения прибыли в качестве имущества организации. При этом согласно п. 2 ст. 256 НК РФ земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации.

Поскольку главой 25 НК РФ не установлено специального режима учета стоимости земли, налогоплательщик имеет право на применение общего установленного подпунктом 3 п. 1 ст. 254 Кодекса порядка учета стоимости имущества, не являющегося амортизируемым.

В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость неамортизируемого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.

Однако при применении вышеуказанных норм законодательства к признанию стоимости земельных участков читателям журнала необходимо иметь в виду, что ни законодательство Российской Федерации, ни нормативные (ненормативные) правовые акты не содержат критериев определения даты ввода в эксплуатацию земельных участков. Отсутствие такой даты делает невозможным включение стоимости земельных участков в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в порядке, предусмотренном подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Налогообложение внереализационных доходов при переводе организации на уплату единого налога на вмененный доход

Организация полностью переведена на уплату единого налога на вмененный доход и не осуществляет виды деятельности, подлежащие налогообложению по общему режиму. В то же время у организации появился в отчетном периоде внереализационный доход в виде безвозмездно полученного имущества, а также она имеет на расчетном счете остаток денежных средств, на которые согласно договору банковского вклада начисляются проценты. В каком порядке учитываются вышеуказанные внереализационные доходы?

Уплата единого налога на вмененный доход (далее - единый налог) для определенных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ предусматривает, в частности, замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренные НК РФ.

Так, п. 9 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы вышеуказанных налогоплательщиков в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к уплате единого налога, в общем доходе по всем видам деятельности.

Аналогичный порядок учета распространяется на внереализационные расходы.

В то же время в главе 25 НК РФ не приведен механизм распределения внереализационных доходов между видами деятельности, к которым применяются разные режимы налогообложения.

Если организация не может конкретно определить принадлежность внереализационного дохода к виду деятельности, переведенному на уплату единого налога, то вышеуказанные внереализационные доходы облагаются налогом на прибыль в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Учет расходов, понесенных организацией во время применения упрощенной системы налогообложения, после перехода на общий режим налогообложения

Организация, применявшая упрощенную систему налогообложения, перешла с 1 января 2005 года на общий режим налогообложения (признание доходов и расходов по методу начисления). В 2005 году организация получила денежные средства за отгруженные, но не оплаченные в 2004 году товары (работы, услуги). В январе 2005 года организация выплатила заработную плату работникам, начисленную за декабрь 2004 года, и оплатила счет за потребленные в декабре 2004 года энергоресурсы. В каком периоде и по какой системе налогообложения она должна была учитывать вышеуказанные расходы?

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Налогоплательщики, перешедшие с 2005 года с упрощенной системы на общий режим налогообложения, ведут учет доходов и расходов по операциям 2005 года в целях исчисления налога на прибыль в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, с учетом правил, установленных п. 2 ст. 346.25 настоящего Кодекса.

В этом случае к операциям, осуществляемым налогоплательщиком с начала налогового периода, в котором произошел переход на метод начисления, применяются правила ст. 271 и 272 НК РФ.

При этом по сделкам, осуществленным налогоплательщиком до 2005 года, доход для целей налогообложения прибыли признается по мере поступления оплаты.

Аналогичным образом (по моменту оплаты) признаются расходы, осуществленные налогоплательщиком до 2005 года и оплаченные уже в период применения метода начисления.

Вышеуказанные суммы доходов и расходов организации, начисленные, но не оплаченные в период применения упрощенной системы налогообложения в 2004 году, в период применения в 2005 году метода начисления могут быть учтены в составе внереализационных доходов и расходов по факту оплаты на основании п. 10 ст. 250 и подпункта 1 п. 2 ст. 265 НК РФ как доходы и убытки прошлых лет (налоговых периодов), выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Представление организацией сведений, необходимых налоговому органу для проведения проверки

Организация осуществляет работы по мобилизационной подготовке и включает затраты по содержанию мощностей и объектов (не компенсируемые из бюджета), необходимых для выполнения мобилизационного плана, в состав внереализационных расходов. Но при проведении камеральной проверки организация не представила налоговому органу документы, подтверждающие осуществление вышеуказанных затрат. Каковы для организации налоговые последствия непредставления этих документов?

В соответствии с подпунктом 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.

Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять расходы на содержание мощностей и объектов для выполнения мобилизационного плана, при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета. При этом исходя из норм п. 1 ст. 252 НК РФ вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены.

Порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов вышеуказанных затрат, установлен Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 02.12.2002.

В соответствии с п. 3.8 вышеуказанного Положения оформление организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, документов, необходимых для предоставления вышеуказанным организациям льгот по налогу на имущество и земельному налогу, а также для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется ежегодно.

В соответствии со ст. 88 НК РФ при проведении налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В случае непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, налоговый орган руководствуется ст. 126 НК РФ.

Если вышеуказанные документы не будут представлены налогоплательщиком после применения штрафных санкций, то налоговый орган, по нашему мнению, вправе исключить из налоговой базы по налогу на прибыль не подтвержденные документами расходы за соответствующий налоговый период.

Налогообложение градообразующих организаций

У организации, имеющей статус градообразующей, на балансе находятся объекты обслуживающих производств и служб, аналогов которых на территории области нет. В каком порядке учитываются в целях ст. 275.1 НК РФ расходы по содержанию данных объектов?

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом вышеуказанной статьи Кодекса, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание данных объектов, которые признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органы местного самоуправления не утвердили такие нормативы, налогоплательщики имеют право применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных вышеуказанным органам. Если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, налогоплательщики применяют нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Таким образом, для того чтобы градообразующая организация могла принять для целей налогообложения прибыли расходы на содержание объектов жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, она должна иметь информацию о нормативах на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, на территории которых расположены вышеуказанные объекты.

При этом информация о нормативах на содержание подобных объектов должна быть доступна всем заинтересованным пользователям.

В связи с вышеизложенным организации, имеющие статус градообразующих, могут учитывать для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные затраты на содержание соответствующих объектов, но в пределах утвержденных нормативов. При этом расходы должны соответствовать нормам п. 1 ст. 252 НК РФ.

Как следует из ситуации, градообразующая организация имеет на балансе объекты обслуживающих производств и служб, аналогов которых на территории области нет.

Для принятия расходов для целей налогообложения прибыли по такому объекту норматив на содержание подобных хозяйств, производств, служб должен быть утвержден в установленном порядке на момент составления налоговой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период. Если вышеуказанный норматив не утвержден, то для целей налогообложения прибыли расходы по содержанию объекта в данном отчетном (налоговом) периоде не принимаются.

Если же этот норматив утвержден в конце или по истечении налогового периода, то для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы за налоговый период учитываются в пределах установленного норматива; в связи с этим организация должна произвести исправления налоговых обязательств в порядке, установленном ст. 54 НК РФ.

Одновременно читателям журнала следует иметь в виду, что в целях ст. 275.1 НК РФ статус градообразующей организации устанавливается исходя из положения п. 1 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Учет доходов и расходов в виде курсовой разницы при покупке и продаже иностранной валюты

Учитываются ли для целей налогообложения прибыли доходы и расходы в виде курсовой разницы при покупке и продаже иностранной валюты в результате отклонения курса покупки (продажи) валюты от курса, установленного Банком России?

Доходы и расходы в виде курсовой разницы при покупке и продаже иностранной валюты вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 2 ст. 250 и подпунктом 6 п. 1 ст. 265 НК РФ (особенности определения расходов банков от этих операций установлены ст. 291 настоящего Кодекса).

При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает в целях главы 25 настоящего Кодекса полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учет расходов на приобретение обогревателей

В связи с низкой температурой в помещениях офиса организация приобрела обогреватели. Можно ли учесть затраты на приобретение обогревателей как расходы в целях налогообложения прибыли?

В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Согласно ст. 211 ТК РФ порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Она состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных правил и норм, правил и инструкций по безопасности. В нее включаются правила устройства и безопасной эксплуатации, правила по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Одна из форм таких нормативных актов - санитарные правила и нормы. Для экономического обоснования расходов на приобретение обогревателей читателям журнала следует руководствоваться Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России 01.10.1996 N 21 (далее - Санитарные правила), которые распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и обязательны для всех предприятий и организаций (п. 1.2 Санитарных правил).

Производственные помещения - это замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей (п. 3.1 Санитарных правил).

Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом интенсивности энерготрат работающих, времени выполнения работы, периодов года и содержат требования, предъявляемые к методам измерения и контроля микроклиматических условий.

Пунктом 4.3 Санитарных правил определены показатели, характеризующие микроклимат в производственных помещениях: температура воздуха, температура поверхностей, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха и интенсивность теплового облучения.

Соответствие показателей микроклимата на рабочих местах установленным требованиям подтверждается протоколом измерений, в котором делается вывод о несоответствии измеренных показателей оптимальным, и служебной запиской на имя руководителя организации, составленной и подписанной начальником службы материально-технического обеспечения или иной службы, выполняющей аналогичные функции, а также специалистом по охране труда.

Исходя из вышеизложенного расходы по приобретению обогревателей при условии соответствия вышеуказанным критериям, а также нормам ст. 252 НК РФ, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в зависимости от их стоимости - либо единовременно, либо в виде амортизационных отчислений - в порядке, предусмотренном ст. 256-259 Кодекса.

Учет расходов по выплате компенсаций за неиспользование отпуска

В каком порядке для целей налогообложения прибыли учитываются расходы по выплате компенсаций за неиспользованные отпуска работникам организации, реорганизуемой в форме выделения?

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 8 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью пятой ст. 75 ТК РФ при изменении подведомственности (подчиненности) организации, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.

Учитывая вышеизложенное расходы на оплату труда, в том числе на оплату отпусков и компенсаций за неиспользованные отпуска работников реорганизуемой организации, трудовые отношения с которыми продолжаются в соответствии с частью пятой ст. 75 ТК РФ, учитываются в составе расходов выделенной организации с момента возникновения трудовых отношений между указанными работниками и организацией, созданной в результате реорганизации в форме выделения.

При этом расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, должны быть документально подтвержденными, то есть подтверждены документами, оформленными согласно законодательству Российской Федерации.


Интересные разделы сайта "Налоговый Вестник":
1. Новинки печати.
2. Подписка на издания.
3. Тематический указатель 2005 года.
4. Ответы на вопросы.
5. Курсы валют с января 2003 года.

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2005 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tax.nalvest
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное