Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"





Ответы на вопросы


О налоге на прибыль


А.А. Альферович,
советник налоговой службы III ранга


Общество с ограниченной ответственностью (юридическое лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) имеет в качестве одного из учредителей иностранную компанию с постоянным местопребыванием в иностранном государстве, которая владеет третьей частью уставного фонда.

Это общество получило в 1997 году кредит у Европейского банка реконструкции и развития для осуществления капитальных вложений.

Каковы условия применения указанным обществом льготы, предусмотренной ст. 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и касающейся погашения кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), включая проценты по кредитам?


Согласно подпункту "а" п. 1 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) плательщиками налога на прибыль являются, в частности, созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями.

В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

При этом в соответствии с п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1 налоговые льготы, установленные п. 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и 5 указанной статьи Закона, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50 %.

При этом следует иметь в виду, что п. 1 ст. 11 вышеуказанного Закона определено, что если международным договором Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в этом Законе, то применяются правила международного договора.

Закон N 2116-1 не затрагивает налоговых привилегий, установленных общепризнанными нормами международного права и специальными соглашениями Российской Федерации и бывшего СССР с другими государствами.

Закрытое акционерное общество (нефтехимический завод) предоставляет своим работникам дополнительные отпуска в соответствии со ст. 68 КЗоТ РФ, руководствуясь при этом Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, а также Перечнем должностей работников с ненормированным рабочим днем производственных объединений, предприятий и организаций системы Миннефтехимпрома СССР, которым в качестве компенсации за работу во внеурочное время может предоставляться дополнительный отпуск (утвержден 06.03.1981, согласован с Профсоюзом, протокол от 27.02.1981 N 58). Подлежит ли включению в себестоимость продукции оплата указанных дополнительных отпусков, предоставленных работникам предприятия?

В соответствии со ст. 4 Закона N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.

Согласно п. 2.3 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкции N 62) до принятия указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.

В соответствии с подпунктом "о" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за не проработанное на производстве (неявочное) время: оплата очередных и дополнительных отпусков; компенсация за неиспользованный отпуск; оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплата льготных часов подростков; оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка; оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей; выплаты вознаграждений за выслугу лет; другие виды оплат.

Статьей 68 КЗоТ РФ установлено, что ежегодные дополнительные отпуска предоставляются:

1) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

2) работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации;

3) работникам с ненормированным рабочим днем;

4) работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

5) в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.

В частности, при предоставлении ежегодных дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, следует руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (с изменениями и дополнениями), и Инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20.

Таким образом, ежегодные дополнительные отпуска предоставляются в случаях, предусмотренных:

- законодательством,

- коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.

Учитывая изложенное, организация вправе включить в себестоимость продукции (работ, услуг) оплату дополнительных отпусков, предусмотренных только законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 названного Кодекса администрация предприятия, учреждения, организации совместно с советом трудового коллектива и соответствующим выборным профсоюзным органом вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий работников.

Следовательно, в случаях, предусмотренных коллективными договорами или иными локальными нормативными актами, администрация предприятия, учреждения, организации совместно с советом трудового коллектива и соответствующим выборным профсоюзным органом вправе устанавливать за счет собственных средств ежегодные дополнительные отпуска для работников коллектива или отдельных категорий работников.

В состав нашей организации входят филиалы, признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по налогу на прибыль, а также территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета.

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика в виде взыскания штрафа за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Законами РФ не предусмотрены сроки представления налогоплательщиком в налоговые органы по месту учета сведений по налогу на прибыль, касающихся его структурных подразделений.

Согласно п. 1.3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" зачисление налога на прибыль в части, направляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

При этом соответствующее Постановление N 660 также не устанавливает сроки представления организацией сведений о суммах налога на прибыль по структурным подразделениям в налоговые органы по месту учета.

В связи с этим будет ли наша организация нести ответственность за несвоевременное представление указанных сведений в налоговые органы по месту нахождения филиалов и других ее обособленных подразделений?


В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 2116-1 по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно п. 1.3 Инструкции N 62 указанный порядок установлен постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (далее - Постановлением N 660) и Методическими указаниями по применению Постановления N 660.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и п. 1.4 Инструкции N 62 до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

Таким образом, организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также организации, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, производят расчеты по налогу на прибыль в порядке, установленном вышеназванными Постановлением и Методическими указаниями.

Пунктом 2 данных Методических указаний определено, что сведения о суммах авансовых взносов налога по структурным подразделениям, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются организациями налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений соответственно до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.

При этом действующим налоговым законодательством не предусмотрена ответственность за несвоевременное сообщение организацией указанных сведений налоговым органам по месту учета.

В состав нашего закрытого акционерного общества, являющегося плательщиком авансовых взносов налога на прибыль, входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса, но имеющие расчетный счет.

Руководствуясь п. 1 ст. 126 НК РФ, согласно которому налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, а также п. 2 письма Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, общество представляет отчетность по указанным подразделениям в территориальные налоговые органы по месту нахождения структурных подразделений.

Тем не менее одна из территориальных налоговых инспекций по месту нахождения двух наших структурных подразделений не согласна с тем, что на нашу организацию распространяется порядок, установленный Постановлением N 660 и, соответственно, п. 2 вышеуказанного письма.

В ГНИ утверждают, что этот порядок установлен для организаций, в состав которых входят подразделения, которые либо имеют отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, либо не имеют ни того, ни другого. Наша же организация не относится по формальному признаку к указанным организациям, так как включает в свой состав подразделения, не имеющие отдельного баланса, но имеющие расчетный счет.

Таким образом, с точки зрения ГНИ, расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли по обособленным подразделениям по форме согласно приложению N 9 к Инструкции МНС России N 62 наше общество обязано представлять в инспекцию в сроки, установленные законом для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов, то есть в общеустановленном порядке.

Правомерны ли требования ГНИ?


В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 2116-1 по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно п. 1.3 Инструкции N 62 указанный порядок установлен Постановлением N 660 и Методическими указаниями по применению Постановления N 660.

В соответствии с п. 2 вышеназванных Методических указаний сведения о суммах авансовых взносов налога по структурным подразделениям, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются организациями налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.

Кроме того, следует иметь в виду, что сведения по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, представляются организациями (плательщиками) не по форме согласно приложениям к Инструкции N 62, а в произвольной форме (письменное указание, распоряжение, задание и т.д. о причитающихся к уплате суммах, подписанное руководителем и главным бухгалтером головной организации) и только в виде выписок из расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли, из справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли, а также из расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.

При этом указанный порядок распространяется и на организации со структурными подразделениями, имеющими расчетный счет, но не имеющими отдельного баланса.

Учитывая вышеизложенное, организация сообщает названные сведения по структурным подразделениям, имеющим расчетный счет, но не имеющим отдельного баланса, налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений в вышеуказанные сроки.

Наше общество с ограниченной ответственностью создавалось для выполнения противопожарных работ и услуг, чем фактически и занимается, имея соответствующие лицензии на следующие виды деятельности:

- зарядка огнетушителей;

- монтаж пожарной сигнализации;

- пропитка деревянных конструкций и материалов противопожарным составом;

- поставка средств тушения пожаров.

Другими видами деятельности не занимаемся.

Актом налоговой проверки установлена неправомерность применения предприятием льготы по налогу на прибыль в 1997-1999 годах, так как данная льгота предоставляется в случае, если прибыль организации направлена на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации.

Мы заявили разногласия, так как вся наша деятельность направлена на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации.

Решением территориального управления МНС России разногласия не приняты по следующим основаниям:

- полученная прибыль оставалась неиспользованной и находилась в распоряжении организации, накапливаясь на счете 88 "Нераспределенная прибыль";

- согласно ст. 29 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не подлежат налогообложению прибыль и доходы предприятий, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. При этом в соответствии со ст. 2 вышеназванного Федерального закона пожарная охрана подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба; ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны. Таким образом, налогоплательщик не относится к названным предприятиям, объединениям пожарной охраны и, следовательно, не имеет права на упомянутую льготу.

Наша позиция: прибыль, которая остается на указанном счете и является источником финансирования нашей деятельности, в соответствии со ст. 6 Закона N 2116-1 может отражаться по строке 4 "Льготы по налогу на прибыль в части прибыли, не подлежащей налогообложению согласно пункту 4.6 инструкции" расчетов (налоговых деклараций) налога от фактической прибыли за 1997, 1998 и 1999 годы, предусмотренных Приложением N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Мы считаем, что прибыль, полученная нашей организацией, не подлежит налогообложению. Просим подтвердить нашу позицию.


В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 не подлежит налогообложению прибыль организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для получения указанной льготы, Законом N 2116-1 не установлен и в связи с этим может быть произвольным (договор, акты о приемке выполненных работ, первичные документы бухгалтерского учета, оформленные в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") и зависит от того, какой вид работ или услуг был конкретно выполнен организацией.

Согласно ст. 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубопечные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы.

При предоставлении названной льготы принимаются фактически произведенные организацией в отчетном периоде затраты за счет указанной прибыли и в целях реализации работ и услуг в области пожарной безопасности.

Следовательно, только вышеуказанные фактические затраты организация была вправе отражать в предусмотренных Приложением N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) расчетах (налоговых декларациях) налога от фактической прибыли за 1997, 1998 и 1999 годы по строке 4 "Льготы по налогу на прибыль в части прибыли, не подлежащей налогообложению согласно пункту 4.6 инструкции".

Учитывая изложенное, организация была не вправе применять названную льготу в указанном периоде, так как по упомянутой строке отражались суммы нераспределенной прибыли.

Орган местного самоуправления безвозмездно передал созданному по его решению унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, денежные средства на приобретение транспортных средств за счет местного бюджета.

Уставом названного предприятия предусмотрено, что источником формирования имущества предприятия являются, в частности, капитальные вложения из местного бюджета.

При этом все имущество указанного унитарного предприятия находится в муниципальной собственности.

По мнению территориальной налоговой инспекции, налогооблагаемая прибыль предприятия должна быть увеличена на суммы безвозмездно переданных ему денежных средств. Таким образом, операция по безвозмездной передаче этих средств объявляется непосредственно не связанной с производством продукции (работ, услуг) и потому внереализационной. Доходы же от таких операций являются объектом обложения налогом на прибыль.

Предприятие не согласно с этим мнением, считая, что денежные средства, полученные им от органа местного самоуправления, не облагаются налогом на прибыль и не являются доходом от внереализационной операции.

В связи с этим просим разъяснить: в данной ситуации при налогообложении прибыли предприятия должны ли учитываться указанные средства?


В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона N 2116-1 при налогообложении не учитывается стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.

Таким образом, не учитываются при налогообложении передаваемые безвозмездно предприятию органами местного самоуправления основные средства, а также денежные средства, направляемые на капитальные вложения по развитию его собственной производственной и непроизводственной базы.

Согласно п. 4.1.1 Инструкции N 62 при отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться документами, принимаемыми соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином России от 30.12.1993 N 160, определено, что под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.

Долгосрочные инвестиции связаны:

с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию;

с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

с приобретением земельных участков и объектов природопользования;

с приобретением и созданием активов нематериального характера.

Учитывая изложенное, организация вправе не учесть при налогообложении переданные ей безвозмездно органом местного самоуправления денежные средства, направляемые на приобретение транспортных средств, не предназначенных для продажи.


До новых встреч!

Уважаемые подписчики! Просим Вас не забывать посещать наш сайт. Там Вы найдете очень много информации по налогообложению и бухучету. К сожалению, объем письма ограничен, и мы не можем высылать все интересное по почте. Ждем Вас!

WWW.NALVEST.COM
Рассылка 'Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"



    RB1 Network   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное