Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Краткий и емкий обзор новостей налогообложения за 1 квартал 2010 с практическими выводами. Особенно полезен для бухгалтеров организаций на общей системе налогообложения.


 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ от компании "ОЗАРЕНИЕ"

Обзор за 1 квартал 2010 года

1. Новое:

Ряд документов посвящен порядку уплаты и учета страховых взносов в 2010 году. Так, до внесения изменений в приказ Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н в поле 101 платежного поручения необходимо указывать код статуса плательщика при перечислении взносов:

  • в ФСС РФ: «08» плательщик иных платежей, осуществляющий перечисления в бюджетную систему РФ (письмо ФСС РФ от 15.01.2010 № 02-13/08-13157),

  • в ПФР: «01» налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо либо «14» налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (письмо Пенсионного фонда РФ от 29.10.2009 № 30-18/871).

Учет взносов необходимо осуществлять в карточках индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и взносов (письмо ПФР от 26.01.2010 №АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 №02-03-08/08-56П).

Бухгалтерский учет начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует вести на балансовых счетах в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (приказ Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н, зарегистрирован Минюстом России 29.12.2009 № 15876). Учет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальные органы ФСС, осуществляется в полных рублях. А учет сумм начисленных и произведенных расходов на выплату страхового обеспечения осуществляется в рублях и копейках.

Территориальный орган ФСС выдает по запросу страхователя справку о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в ФСС соответствующего письменного запроса страхователя.

Так же утверждены:

  • форма РСВ-1 ПФР расчета по взносам, предоставлемая в ПФР лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (приказ Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 №894н),

  • форма РСВ-2 ПФР расчета по взносам, предоставлемая в ПФР лицами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (приказ Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 №895н),

  • порядок ведения персонифицированного учета (приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н),

  • новая форма 4-ФСС РФ (приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н),

  • перечень документов, предоставляемых в ФСС РФ для выделения средств на выплату страхового обеспечения (приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н),

  • формы документов, которые необходимо применять для зачета и возврата переплаты по страховым взносам (приказ Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н).

Выводы налогоплательщика:

Платить страховые взносы надо в целых рублях, а в индивидуальной карточке суммы начисленных выплат и страховых взносов следует отражать в рублях и копейках.

2. Новое:

В письме Минфина РФ от 10.02.2010 № 03-03-06/1/60 рассмотрен вопрос о том, что считать датой привлечения денежных средств для целей ст. 269 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам» НК РФ в отношении договоров займа и кредита: дату подписания договора или дату получения денежных средств на счет заемщика?

Напомним, что ставка рефинансирования для расчета предельной величины процентов принимается действующей на дату привлечения денежных средств.

Минфин РФ разъяснил, что так как в соответствии с ГК РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, а к отношениям по кредитному договору применяются те же правила, то датой привлечения денежных средств следует считать дату фактического зачисления кредита на расчетный счет заемщика. Соответственно, дата привлечения денежных средств и дата заключения кредитного договора могут не совпадать.

 

Порядку расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам посвящено так же письмо Минфина РФ от 15.02.2010 №03-03-06/2/29.

С 1 января до 30 июня 2010 г. величина учитываемых для целей налогообложения расходов в виде процентов может зависеть от даты возникновения долговых обязательств. В отношении долговых обязательств в рублях, возникших до 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов равна ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, а возникших после 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов равна ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза.

При этом по долговым обязательствам в иностранной валюте возникшим как до, так и после 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной 15 процентам.

Выводы налогоплательщика:

При определении предельной величины процентов по заемным средствам датой привлечения денежных средств следует считать дату фактического зачисления кредита (займа) на расчетный счет организации.

3. Новое:

Минфин РФ (письмо от 22.03.2010 №03-03-06/1/161) отменил свои ранее вышедшие разъяснения о сроке исковой давности в отношении задолженности по депонированной заработной плате (письмо от 02.04.2009 №03-03-06/1/211).

Ст. 392 Трудового кодекса РФ устанавливает трехмесячный срок, в течение которого работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, исчисляемого со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Данный срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным ГК РФ в три года. В новом письме подчеркивается, что ст. 392 ТК РФ устанавливает сроки обращения в суд за восстановлением нарушенных прав, а не к работодателю.

Право работника на получение заработной платы будет нарушено, если, обратившись к работодателю с требованием о выплате депонированной заработной платы, работник получит отказ. Именно с этого дня, а не со дня возникновения у работодателя кредиторской задолженности по депонированной заработной плате начнется течение предусмотренного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока для обращения в суд.

В случае когда работник обращается с требованием о выплате заработной платы к работодателю, а работодатель готов ее выплатить, ущемления прав работника не возникает, т.е. нет оснований для возникновения индивидуального трудового спора.

Выводы налогоплательщика:

Сумма кредиторской задолженности по депонированной заработной плате подлежит списанию и включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли, если заработная плата не была востребована работником в течение трех лет.

4. Новое:

Письмо Минфина РФ от 25.02.2010 № 03-02-07/1-77 посвящено оценке доходов в виде процентов, полученных по договорам займа. Такие доходы не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Статьи 40 и 250 НК РФ не содержат указания о том, что оценка доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам, либо оценка дохода в виде экономической выгоды, полученной от беспроцентного займа, осуществляется исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.

До внесения необходимых изменений в НК РФ, обеспечивающих определенность в отношении налогообложения налогом на прибыль организаций доходов, полученных по договорам займа и кредита, отсутствуют правовые основания для применения налоговыми органами при проверке правильности применения цен по указанным договорам положений ст. 40 НК РФ.

Выводы налогоплательщика:

Налоговый инспектор не имеет права проверять правильность применения цен в отношении размера процентов, установленных договором займа.

5. Новое:

В письме ФНС России от 04.02.2010 №ШС-22-3/86 освещен вопрос применения НДС при оказании коммунальных услуг наряду с предоставлением в аренду недвижимости.

Организация-арендатор вправе предъявить к вычету сумму НДС, предъявленную арендодателем при приобретении им коммунальных услуг (включая услуги связи, охраны, уборки), включенных в арендную плату (в составе переменной величины, в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений).

Арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня оказания услуги, в котором, вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы, указывает единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).

Выводы налогоплательщика:

Если коммунальные платежи дополнительной (переменной) частью арендной платы:

  • не являются и взимаются на основании отдельного договора как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то эти платежи не учитываются арендодателем при определении налоговой базы по НДС и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей не выставляет;

  • являются, то счет-фактуру с указанием, в том числе, дополнительной (переменной) части арендной платы арендодатель составляет, и арендатор вправе заявить вычет НДС со стоимости коммунальных услуг.

6. Новое:

Минфин РФ разъяснил в письме от 19.02.2010 № 03-07-09/10 порядок оформления счетов-фактур в случае наличия нескольких наименований стран происхождения товаров и нескольких номеров таможенных деклараций.

В счетах-фактурах в отношении товаров, страной происхождения которых не является территория РФ, в графе 10 должна быть указана страна происхождения товаров, а в графе 11 − номер таможенной декларации (пп. 13 и 14 п. 5 ст. 169 НК РФ, Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914).

Отражение в указанных графах соответственно нескольких наименований стран происхождения товаров и нескольких номеров таможенных деклараций, в которых указано количество товаров, относящихся к соответствующей таможенной декларации, не следует рассматривать как нарушение порядка заполнения счета-фактуры.

При этом при заполнении книги покупок исключений из общего порядка нет, т.е. в случае, если счет-фактура содержит большое количество наименований товаров, ввезенных на территорию РФ из разных стран и по разным таможенным декларациям, несмотря на большой объем информации, все показатели счета-фактуры, полученного от продавца, следует отражать в соответствующих графах книги покупок.

Выводы налогоплательщика:

Допустимо указывать в графах счета-фактуры несколько наименований стран происхождения товаров и несколько номеров таможенных деклараций.

7. Новое:

Письмо Минфина РФ от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58 затрагивает вопрос учета для целей исчисления налога на прибыль сумм НДС, уплаченных в бюджет при получении аванса.

При списании налогоплательщиком (продавцом) по истечении срока исковой давности сумм невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся по суммам авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) и не возвращенных покупателю, отсутствуют основания для принятия к вычету сумм НДС, исчисленных и уплаченных им в бюджет с сумм авансовых платежей.

Возможность учесть в составе внереализационных расходов суммы НДС по полученным авансам, списанным в связи с истечением срока исковой давности, главой 25 НК РФ не предусмотрена.

Выводы налогоплательщика:

Если органитзация получила аванс от покупателя и уплатила с него НДС в бюджет, то при списании такой кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности сумму налога учесть в расходах нельзя.

8. Новое:

ФНС России в письме от 11.02.2010 № 3-7-7/84 напоминает, что для получения вычета НДС налогоплательщик должен проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента и самостоятельно производить его проверку.

Как следует из статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», некоторые сведения не составляют коммерческую тайну, то есть контрагент не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации. К таким сведениям, например, могут относиться следующие сведения:

- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- информация из других официальных источников.

Минфин РФ приводит свои комментарии к вопросу о подтверждении добросовестности контрагентов (письмо от 03.02.2010 № 03-02-07/1-38). Исходя из судебной практики следует, что обстоятельствами, свидетельствующими о необоснованной налоговой выгоде, могут, в частности, являться отсутствие регистрации в ЕГРЮЛ контрагента, регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке, непредставление в налоговый орган контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности (представление отчетности с нулевыми показателями).

Выводы налогоплательщика:

Руководствуясь письмом ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-7/84, организация вправе обратиться к любому контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельств о госрегистрации, постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих полномочия руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

Кроме того, на сайте ФНС России можно ознакомиться со сведениями об адресах массовой регистрации и наименованиями юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

9. Новое:

Минфин РФ разъясняет, в каком отчетном периоде организация вправе признать расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, если счет-фактура и акт об оказании услуг были выставлены поставщиком и получены в следующем после фактического оказания услуги отчетном периоде (письмо Минфина РФ от 16.02.2010 №03-03-06/1/70).

Расходы на приобретение организацией услуг следует учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода, в зависимости от того, что произошло раньше.

Выводы налогоплательщика:

Признание расходов для целей налогообложения на приобретение услуг надо осуществлять на более раннюю из дат:

  • дата расчетов в соответствии с условиями договора,

  • дата предъявления контрагентом документов, служащих основанием для произведения расчетов (счет, счет-фактура),

  • последнее число отчетного (налогового) периода.

10. Новое:

Разъяснено, как учесть расходы на проезд командированного лица, если им утерян билет (письмо Минфина РФ от 05.02.2010 №03-03-05/18).

Допускается использование документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы, таких как дубликат, копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации.

При приобретении работником организации электронного пассажирского билета необходимо учитывать следующее. П.2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 №134 установлено, что дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники чек.

Т.о, при приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, подтверждающими документами являются в части:

          а) произведенных расходов по оплате:

  • чек контрольно-кассовой техники;

  • слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

  • подтверждение кредитного учреждения, в котором открыт работнику банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;
    - или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

б) факта произведенной перевозки:

  • распечатка электронного документа - электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Электронный авиабилет оформляется не на бланке строгой отчетности, и в случае его утраты восстанавливается путем повторной распечатки.

Выводы налогоплательщика:

В случае потери подлинников проездных документов командированным лицом для отчета могут быть представлены дубликат проездного документа или копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

11. Новое:

В письме Минфина РФ от 19.01.2010 №03-03-06/4/2 указано, что затраты на приобретение работ или услуг у контрагента-плательщика ЕНВД, отказавшегося от применения ККТ, можно подтвердить документами, содержащими сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, которые могут выдаваться контрагентами при осуществлении ими предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежим в виде ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ. При этом они по требованию покупателя должны выдать документ (товарный чек, квитанцию или другой документ), подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу).

Выводы налогоплательщика:

Расходы подотчетных лиц на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет у лиц, не применяющих ККТ, должны подтверждаться документами, удостоверяющими прием денежных средств, содержащими необходимые реквизиты.


12. Новое:

Минфин РФ в письме от 21.01.2010 №03-04-08/4-6 разъяснил, по какой форме организациям следует вести учет доходов физических лиц.

Так, приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 была утверждена форма №1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год», которая в последующие годы не изменялась, при этом Минфином РФ не утверждалась новая форма.

Поэтому налоговые агенты для учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год».

Выводы налогоплательщика:

Для учета доходов физических лиц можно разработать собственную форму либо внести исправления и использовать «старую» форму 1-НДФЛ.

13.Новое:

Сведения о выплаченных физическим лицам доходах, освобожденных от налогообложения, в налоговый орган не представляются (письмо Минфина РФ от 29.01.2010 №03-04-06/6-4).

П.28 статьи 217 НК РФ предусмотрено освобождение от НДФЛ доходов, полученных по различным основаниям в натуральной или в денежной форме, размер которых не превышает 4 000 рублей за налоговый период.

При получении физическими лицами от организации доходов, не превышающих 4 000 рублей, организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. НК РФ не предусматривает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них физическими лицами доходах.

Поскольку наступление обязательства организации по удержанию налога на доходы физических лиц с доходов, предусмотренных пунктом 28 статьи 217 НК РФ, связано с превышением установленного размера выплачиваемого этой организацией дохода (4 000 рублей), организации следует вести персонифицированный учет таких доходов, полученных от нее физическими лицами.

В случае, если стоимость (размер) доходов, предусмотренных пунктом 28 статьи 217 НК РФ, переданных (выплаченных) одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4 000 рублей, организация будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности по предоставлению сведений в налоговый орган.

Выводы налогоплательщика:

Организации, которые производят выплаты физическим лицам, составляющие менее 4000 рублей в год:

  • должны вести персонифицированный учет таких доходов,

  • не должны предствлять в ИФНС сведения об этих доходах.

14. Новое:

С 24.02.2010 ставка рефинансирования установлена в размере 8,5% годовых (Указание ЦБ РФ от 19.02.2010 № 2399-У). Снижение ставки произошло на 0,25% по сравнению с ранее действовавшей с 28.12.2009.

С 29.03.2010 ставка рефинансирования снижена еще на 0,25% и установлена в размере 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 26.03.2010 № 2415-У).

Выводы налогоплательщика:

Данные изменения необходимо учитывать при определении предельной величины процентов по кредитам, принимаемых для целей налогообложения по налогу на прибыль, при расчете пени по уплате налогов и др.


В избранное