Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Краткий и емкий обзор новостей налогообложения за 3 квартал 2009 с практическими выводами


 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ от компании "ОЗАРЕНИЕ"

Обзор за 3 квартал 2009 года

 

1. Новое:

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусматривает переход с 2010 года от уплаты единого социального налога к страховым взносам во внебюджетные фонды. Организации должны будут перечислять страховые взносы отдельно в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

- Отчетными периодами по страховым взносам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (он же - расчетный период).

- База для начисления страховых взносов определяется в отношении каждого работника с начала года нарастающим итогом и не может превышать в 2010 году 415 тыс. руб. С сумм выплат, превышающих эту величину, страховые взносы взиматься вообще не будут;

- В отличие от ЕСН, предусматривающего регрессивную шкалу налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке;

- В базу для начисления страховых взносов не включаются: пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ряд других пособий. Однако в перечне необлагаемых выплат не упомянута компенсация за неиспользованный отпуск и ряд других выплат, они облагаются страховыми взносами;

- Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году останутся в размерах действующих в 2009 году максимальных ставок ЕСН. В 2011 г. общая сумма взносов вырастет - с 26% до 34% от фонда оплаты труда;

- Распределение взносов в ПФР: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше пойдет вся сумма взносов 20%, для лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составит 14%, накопительная - 6%;

- Льготы в 2010 году: для страхователей, в отношении проводимых выплат физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для организаций и ИП, применяющих УСН, ЕНВД и др. тариф в ПФР составляет 14%, в т. ч. на финансирование страховой части для лиц 1966 г. и старше - 14%, для лиц 1967 г. рождения и моложе страховая часть составит 8% , накопительная - 6%;

- не предусматривается зависимость начисления взносов на выплаты от учета этих выплат в расходах организации по налогу на прибыль;

- взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования;

- срок уплаты взносов: лица, производящие выплаты физическим лицам в течение расчетного (отчетного) периода уплачивают ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15 числа следующего за ним месяца;

- сроки сдачи расчетов в ФСС останутся прежними. Отчет в ПФР по начисленным и уплаченным взносам в части ПФР и ФОМС будет сдаваться ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (т.е. четыре раза в год - до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля);

- персонифицированный учет: отчитываться в ПФР в 2010 году необходимо дважды (до 1 августа 2010 года - за полугодие, до 1 февраля 2011 года - за год). С 2011 года сведения в ПФР будут сдаваться ежеквартально. Сведения за 2009 год следует представить до 1 марта 2010 года по старым правилам;

- с 01.01.2010 гл.24 «Единый социальный налог» будет исключена из НК РФ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ), налоговые органы контролировать уплату страховых взносов не будут;

- ФСС и ПФР наделены правами проводить выездные и камеральные проверки. Они аналогичны тем, которые имеют в данный момент налоговые органы при проверках ЕСН. Проверки могут быть назначены по решению руководства не чаще чем раз в три года (ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ). Взносы в ФСС, как и раньше, будет контролировать сам фонд. А уплату взносов в ФОМС и ПФР будет контролировать ПФР;

- за 2009 год налогоплательщики должны представить в последний раз в налоговые органы декларацию по ЕСН и декларацию по взносам на обязательное пенсионное стразование в обычный срок - не позднее 30 марта 2010 года. После камеральной проверки отчетности ее результаты будут переданы в ПФР в электронном виде.

Выводы налогоплательщика:

ЕСН в 2010 году заменяется страховыми взносами в ПФР - 20%, в ФСС РФ - 2,9%, в ФФОМС - 1,1%; в ТФОМС — 2%. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются.

2. Новое:

С 2010 года изменился порядок исчисления больничных и пособий по материнству. В Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ (его новое наименование «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ) внесен ряд изменений Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Как и раньше, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового события. Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня так же будет выплачиваться за счет средств работодателя.

Изменится порядок определения предельного размера пособий: средний дневной заработок не должен превышать среднего дневного заработка, исчисленного как предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365. Максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не будут более ограничиваться фиксированной суммой.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности исчисляется как размер пособия в процентах к максимальному заработку: при страховом стаже до 5 лет составит 20 750 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 60 %), от 5 до 8 лет - 27 666 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 80 %); от 8 и более лет - 34 583 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 100 %).

Максимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц составит 34 583 руб. (415 000 руб. / 12 мес.).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2010 году, как и ранее, выплачивается в размере 40 % от среднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на 30,4 (среднемесячное число календарных дней в году). Максимальный размер пособия по уходу в 2010 году не должен превышать 13 833 руб. за календарный месяц (415 000 руб. / 12 мес. X 40%). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу за ребенком можно получить только по одному месту работы на выбор. При обращении за пособием представляется справка (справки) с места других работ о том, что пособие по уходу за ребенком другими работодателями не выплачивается.

Выводы налогоплательщика:

В 2010 году средний дневной заработок для определения предельного размера социальных пособий составит 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

3. Новое:

С 1 января 2010 года вступают в силу изменения в порядке исчисления НДФЛ, предусмотренные Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ:

- имущественный вычет предоставляется на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

- со 125 тыс. руб. до 250 тыс. руб. увеличивается размер вычета по НДФЛ при продаже имущества, не являющегося недвижимым;

- к доходам, не облагаемым НДФЛ, дополнительно отнесены материальная выгода от экономии на процентах по займам, полученным для погашения ипотечных кредитов на покупку земельного участка, доходы, полученные при продаже физическим лицом автомобилей, зарегистрированных на налогоплательщика в течение трех лет и более и др.

Выводы налогоплательщика:

С 2010 года имущественный вычет по НДФЛ предоставляется не только в отношении квартир, домов, комнат (долей в них), но и в отношении земельных участков (их долей) под приобретаемым жилым домом либо предназначенных для жилищного строительства.

4. Новое:

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 162-ФЗ налогоплательщикам ЕНВД, начиная с 21 июля 2009 года, разрешено не применять контрольно-кассовую технику при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

При этом обязательной является выдача по требованию покупателя (клиента) товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Документ должен выдаваться в момент оплаты.

Документ должен содержать следующие сведения:

- наименование;

- порядковый номер и дату его выдачи;

- наименование для организации (ФИО — для ИП);

- ИНН лица, выдавшего документ;

- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Выводы налогоплательщика:

С 21.07.2009 в качестве оправдательных документов о произведенных расходах к авансовым отчетам могут прикладываться товарные чеки без кассовых чеков.

5. Новое:

ФНС РФ в письме от 18.06.2009 № 3-1-11/425 пояснило порядок подписания счетов-фактур уполномоченными лицами. Уполномоченное лицо вправе подписывать счет-фактуру за руководителя организации и главного бухгалтера, при этом после подписи уполномоченного лица следует указывать фамилию и инициалы лица, подписавшего данный счет-фактуру.

Если в счете-фактуре в реквизитах «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер» после подписи уполномоченного лица указаны не фамилия и инициалы лица, подписавшего счет-фактуру, а фамилии и инициалы руководителя организации и главного бухгалтера организации, то налогоплательщику следует внести в счет-фактуру соответствующие исправления.

Если в счете-фактуре в реквизитах «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер» присутствуют фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера, то под указанными реквизитами рекомендовано дополнительно указать следующие сведения: «За руководителя организации» и «За главного бухгалтера» соответственно.

Выводы налогоплательщика:

Уполномоченное лицо ставит свою подпись, и после подписи указывает фамилию и инициалы лица, подписавшего данный счет-фактуру.

6. Новое:

В письме ФНС РФ от 09.07.2009 № ШС-22-3/553@ разъяснено, что индивидуальный предприниматель не вправе возложить обязанность подписания счетов-фактур на уполномоченных им лиц.

Счет-фактура подписывается ИП с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого ИП (п.6 ст.169 НК РФ). В отличие от организации, которая вправе в установленном порядке уполномочить иное лицо подписывать счет-фактуру за руководителя и главного бухгалтера, предпринимателю ст. 169 НК РФ право подписания счета-фактуры его уполномоченному представителю не предоставлено.

Выводы налогоплательщика:

Осуществляя контроль «входящих» счетов-фактур, необходимо помнить, что счет-фактуру от имени ИП может подписать только сам ИП, а не иное уполномоченное им лицо.

7. Новое:

Минфин и ФНС разъясняют, что указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в таких счетах-фактурах (письмо Минфина РФ от 06.07.2009 № 03-07-15/102, письмо ФНС РФ от 14.07.2009 № ШС-22-3/564@).

Минфин РФ напоминает (письмо от 28.07.2009 № 03-07-09/34), что поскольку нормами НК РФ порядок указания в счетах-фактурах полного или сокращенного наименования налогоплательщика не регламентирован, указание в строке 2 счетов-фактур полного или сокращенного наименования продавца в соответствии с учредительными документами не является причиной для отказа в вычете сумм НДС.

Выводы налогоплательщика:

Указание в счете-фактуре только полного или только сокращенного наименования продавца не является дефектом его оформления.

8. Новое:

Уточнен порядок определения предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом при налогообложении прибыли при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ до 31 июля 2009 г. включительно предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и 22% по долговым обязательствам в иностранной валюте.

А с 1 августа 2009 года предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза, для долговых обязательств в рублях и равной 22 процентам - по обязательствам в иностранной валюте.

Так же разъяснен порядок применения ставки рефинансирования ЦБ РФ, если долговое обязательство содержит условие о возможности изменения процентной ставки в письме Минфина РФ от 02.07.2009 № 03-03-06/2/129. Так, при расчете налоговой базы за второй отчетный период (полугодие) величина расходов в виде процентов определяется как сумма расходов в виде процентов, рассчитанная за первый отчетный период (I квартал), увеличенная на сумму расходов в виде процентов, начисленных во втором квартале.

Выводы налогоплательщика:

В период с 01.08.09 по 31.12.09 предельная величина процентов по кредитам в рублях определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза. При изменении ставки рефинансирования в последующих отчетных периодах пересчет расходов в виде процентов за прошедшие отчетные периоды не производится.

9. Новое:

Разъяснен порядок амортизации капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Капитальные вложения, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ, а не оставшийся срок полезного использования арендованного имущества.

По окончании срока договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений для целей налогообложения.

В случае если договор аренды будет пролонгирован, организация может продолжать начисление амортизации в установленном порядке.

Однако если заключен новый договор аренды с новым сроком действия, начисление амортизации по объектам в виде неотделимых улучшений должно быть прекращено (письмо Минфина РФ от 17.07.2009 № 03-03-06/1/478).

В случае если после внесения изменений в договор аренды в части его продления срок договора аренды становится больше года, такой договор подлежит государственной регистрации.

Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае договор с истекшим сроком прекращает действовать, а возобновленный договор на неопределенный срок следует рассматривать как новый договор аренды (письмо ФНС от 13.07.2009 № 3-2-06/76).

Выводы налогоплательщика:

НК РФ ограничивает период, в котором арендатор вправе начислять амортизацию по неотделимым улучшениям сроком действия договора аренды. При этом возможность продолжить начисление амортизации в случае заключения нового договора аренды данных основных средств законодательством не предусмотрено.

10. Новое:

Минфин РФ дает рекомендации о порядке начисления амортизации объекта основных средств после реконструкции, при которой объект основных средств не выводился из эксплуатации (письмо Минфина РФ от 17.08.2009 № 03-03-05/157).

Нормами НК РФ предусмотрено, что после реконструкции, модернизации, технического перевооружения объекта основных средств изменяется его первоначальная стоимость и, в этом случае изменяется размер амортизационных начислений объекта основных средств, учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Датой изменения первоначальной стоимости объекта ОС является дата окончания работ по реконструкции объекта. В качестве подтверждающего документа рекомендуется составлять акт по форме №ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7.

Возможно применить к указанным объектам основных средств амортизационную премию. Расходы в размере не более 10 % (не более 30 % - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) суммы расходов, которые понесены при реконструкции ОС, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового периода), на который приходится дата изменения первоначальной стоимости ОС.

Выводы налогоплательщика:

Амортизация для целей налогового учета по объекту основных средств, который не выводился из эксплуатации в период реконструкции, начисляется исходя из измененной первоначальной стоимости данного объекта, начиная с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

11. Новое:

Минфин РФ разъяснил вопросы предоставления стандартного налогового вычета на детей.

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей от получения налогового вычета. Однако, отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право (письмо Минфина РФ от 23.07.2009 № 03-04-06-01/187).

Если такое право, подтвержденное соответствующими документами, у налогоплательщика имеется, то удвоенный налоговый вычет может быть предоставлен второму родителю налоговым агентом либо налоговым органом при подаче им налоговой декларации по НДФЛ по окончании налогового периода (письмо Минфина РФ от 30.07.2009 № 03-04-06-01/199). Родитель утрачивает право на получение вычета в двойном размере, начиная с месяца, в котором доход родителя, отказавшегося от получения вычета, превысит 280 тыс. руб.

Разведенный родитель вправе воспользоваться налоговым вычетом, если выплата алиментов на ребенка осуществляется в соответствии с порядком и в размере, установленными Семейным кодексом (письмо Минфина РФ от 27.07.2009 № 03-04-06-01/194).

Понятие «единственный родитель» может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка вносятся на основании заявления матери, и мать ребенка может получать удвоенный налоговый вычет.

Статус «единственный родитель» нельзя применить, если второй родитель лишен родительских прав (письмо Минфина РФ от 18.08.2009 № 03-04-05-01/639).

Выводы налогоплательщика:

Предоставлять вычет в двойном размере одному из родителей можно только тогда, когда отказавшийся от получения вычета родитель докажет документально, что его доход фактически не превышает 280 тыс. руб.

12. Новое:

Согласно письма ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195 оприходовать товары у грузополучателя и списать их у грузоотправителя можно не только на основании товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, но и по товарной накладной ТОРГ-12 .

В ответ на иск в Верховный Суд РФ ФНС сообщила, что ТТН служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия ТТН у получателя груза (покупателя) не предусматривает.

Положения абз.3 п.6 Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983, согласно которым форма товарно-транспортной накладной N 1-Т является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета, противоречат принятым более поздними числами документам.

Выводы налогоплательщика:

Оприходование товаров может быть произведено на основании накладной ТОРГ-12 при отсутствии ТТН.

13. Новое:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584, планируя начало осуществления отдельных видов деятельности, организация должна направить об этом уведомление.

Утвержден перечень работ и услуг, о начале осуществления которых нужно представить уведомление: гостиничные и бытовые услуги, услуги общественного питания, розничная и оптовая торговля, производство текстильных материалов, одежды, кожи и изделий из кожи, обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели), издательская и полиграфическая деятельность, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, услуги по перевозке автомобильным транспортом.

Уведомление о начале большинства из перечисленных видов деятельности подается в территориальный орган Роспотребнадзора. Уведомление о начале оказания услуг перевозки подается в территориальный орган Ространснадзора.

Выводы налогоплательщика:

При появлении нового вида деятельности необходимо представить уведомление в уполномоченный орган до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).

14. Новое:

За прошедший квартал ставка рефинансирования снижалась несколько раз: с 13.07.2009 до 11% годовых согласно Указания ЦБ РФ от 10.07.2009 №2259-У, с 10.08.2009 до 10,75% согласно Указания ЦБ РФ от 07.08.2009 №2270-У, с 15.09.2009 до 10,5% согласно Указания ЦБ РФ от 14.09.2009 №2287-У.

29.09.2009 Совет директоров ЦБ РФ принял решение о снижении с 30.09.2009 ставки рефинансирования еще на 0,5 процентного пункта до 10% годовых.

Выводы налогоплательщика:

Данное изменение необходимо учитывать при определении предельной величины процентов по кредитам, принимаемых для целей налогообложения по налогу на прибыль, при расчете пени по уплате налогов и др.


В избранное