Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Инструктаж МВД по <самообороне> от налоговиков

114 # 2007-02-02 16:14

Инструктаж МВД по <самообороне> от налоговиков

ИА <Федеральное агентство финансовой информации> /
Безусловно, совет квалифицированного налогового консультанта может стать для
предпринимателя весомым подспорьем в словесных баталиях c инспекторами. Одно
следует принимать во внимание, что ваш советчик - лицо, так сказать,
штатское, неофициальное. Все же гораздо важнее знать, как оценивают ту или
иную ситуацию сотрудники компетентных органов. На недавнем профильном
семинаре свое мнение по поводу того, о чем можно дискутировать с
налоговиками, а с какими их претензиями стоит смириться, высказала начальник
отдела документальных проверок Департамента экономической безопасности МВД
Татьяна Смирнова.

В. Хвориков, корреспондент <Федерального агентства финансовой информации>
Никогда не сдавайся:

Выступление представителя ДЭБ носило ярковыраженный <правозащитный> (если не
сказать, <пропредпринимательский>) характер. Бегло напомнив аудитории
ключевые позиции Федерального закона ? 137-ФЗ от 27 июля 2006 г., внесшего в
первую часть Налогового кодекса 425 поправок, г-жа Смирнова перешла к
подробному инструктажу бухгалтеров по части того, как правильно построить
конструктивный диалог с представителями ФНС. Итак, с нового года налоговики
в ходе камеральной проверки могут потребовать дополнительные документы
только по трем позициям декларации: подтверждающие льготу по налогу,
подтверждающие право на возмещение НДС, и документы, связанные с
использованием природных ресурсов. <Запросят больше - не давайте>, -
подчеркнула лектор. Если будут доначисления - налоговики обязаны известить
вас и выдать акт с тем, чтобы вы в течение 15 рабочих дней представили свои
возражения, если таковые у вас имеются. И вот тогда не стоит стесняться:
указывайте все аргументы, почему вы рассчитали налог именно так,
представляйте любые дополнительные бумаги - их обязаны учесть.

При заполнении платежного документа допустили ошибку в КБК, ОКАТО, статусе
налогоплательщика? Не беда: Ведь в обновленной статье 45 Налогового кодекса
осталось лишь два реквизита, в случае неправильного указания которых в
платежке начисляется пеня - это банк казначейства и счет казначейства.
Ошиблись в чем-либо другом - требуйте у инспекторов произвести сверку. Отказ
в предоставлении сей услуги попросту противозаконен. Разобравшись,
налоговики обязаны засчитать суммы, которые они успели зачислить в
<невыясненные платежи>, на дату уплаты, а не на дату сверки, и снять
автоматически набежавшие пени. Более того, как разъясняется в письме Минфина
от 3 ноября 2006 г. ? 03-02-07/1-307, эта статья имеет обратную силу и
распространяется на отношения трехлетней давности. Иными словами, у фирм
есть возможность освободиться от пеней за 2004, 2005 и 2006 годы.

Вспомним, что с нового года письма Минфина поменяли свой статус, и теперь,
руководствуясь ими при исчислении налога, предприниматель освобождается как
от штрафа, так и от пени. Причем письма могут быть как <личными>, то есть
конкретными ответами на ваш запрос, так и адресованными широкой аудитории.
Однако на первое попавшееся разъяснение бросаться не стоит. По оценке г-жи
Смирновой, в минувшем году Минфин был переменчив, как парус в ветреную
погоду, и <много чего понаписал>: в первом полугодии смотрел на ситуации
(скажем, нюансы договора аренды или применение десятипроцентной
амортизационной премии) с одной колокольни, во втором - с другой.
<Проверяем, штудируем: Если письмо хорошее - берем на вооружение: Если не
соответствует требованиям закона (а такое в минфиновской практике
случается) - пропускаем>, - советует лектор.

Теперь что касается конкретного запроса фирмы в финансовое ведомство с
просьбой разъяснить применение того или иного положения. Согласно статье
342.2 Налогового кодекса чиновники обязаны ответить на него в двухмесячный
срок. Но, как говорится, <скоро сказка сказывается:> Дело в том, что в той
же статье никакого наказания за задержку или полное молчание для них не
предусмотрено. Тогда имеет смысл обратиться к п. 1 подп. 4 ст. 111
Налогового кодекса: в нем перечислены обстоятельства, исключающие вину в
совершении правонарушения. Перечень таковых является открытым. <Так что
всегда сохраняйте входящий номер вашего обращения, и если вам что-то
доначислят, объясняйте, что вы и рады были бы уплатить все честь по чести,
да вот в Минфине ваше желание не оценили>, - подзадоривала бухгалтеров
представитель ДЭБ. Более того, по ее словам, сейчас арбитры нередко признают
обстоятельствами, исключающими вину, такие поводы, что можно лишь
удивляться, <вплоть до головной боли и семейных неприятностей.
Злоупотреблять и ерничать, конечно, не стоит, но вполне можно сослаться в
иске, скажем, на слишком частую смену положений НК то в одну, то в другую
сторону. Сами, дескать, запутали, вот и результат. Кстати, ст. 93 кодекса
отводит налогоплательщику 10 рабочих дней на сбор требуемых документов. <Не
успеваете отксерокопировать - представьте подлинники>, - советует лектор
(под гомерический смех в зале), поясняя, что если документ потеряют, это
будут как раз те самые освобождающие от вины обстоятельства.

Если вам понадобилась справка об уплате налогов - инспекция обязана ее
предоставить в течение 5 дней после получения от вас соответствующего
заявления (п. 1 подп. 1 ст. 32 НК). Если вам не нравится итоговая цифра -
налоговые органы обязаны провести сверку в течение 10 дней и показать всю
картину, уточнив, откуда она взялась (приказ МНС от 10 августа 2004 г. ?
САЭ-3-27/48). Никакие ссылки на занятость инспекторам не помогут.

Покупая - уменьшай
После такого своеобразного введения лектор остановилась на проблемных
вопросах, касающихся налога на прибыль. Так в п. 1.1 статьи 259 Налогового
кодекса говорится о десятипроцентной амортизационной премии. Ранее Минфин в
своих письмах требовал распространять ее на все основные средства без
исключения. <Хотя если я покупаю компьютер за 25 тысяч, то это расход
мизерный, он не сопоставим с трудоемкостью бухгалтерского-налогового учета,
зачем мне на него премия. Да и в тексте закона такой нормы нет>, - отметила
г-жа Смирнова. Однако, подытожила лектор, относительно недавно представители
финансового ведомства пересмотрели свою позицию и разрешили применять
амортизационную премию выборочно (письмо от 17 ноября 2006 г. ?
03-03-04/1/779).

Очень внимательны должны быть предприниматели, затеявшие определенные
преобразования в арендуемом ими помещении. Как заметила г-жа Смирнова, если
вами поставлена лишь пара легких перегородочек и подвешен кондиционер - это
одно дело. При переезде на новое место вы просто снимите все это и увезете с
собой. Ну а уж если провели перепланировку, вмонтировали в стены
определенные конструкции - это уже неотделимые улучшения арендованного
имущества (статья 623 ГК), т. е. такие изменения, которые в результате
разборки наносят ущерб собственнику. По ним вы в течение договора аренды
можете начислять амортизацию, уменьшая налогооблагаемую базу, естественно,
если собственник помещения не возмещает вам понесенных затрат. Причем
согласно решению Президиума ВАС от 16 февраля 2001 года ? 59 в
госрегистрации нуждается лишь договор, заключенный на срок свыше года. <Так
что, если вы заключили договор на 9 месяцев, и если вы заранее не
предупредили о том, что вы должны съехать, то договор автоматически
пролонгируется на неопределенное время. Вы живете по нему хоть десять лет и
спокойно списываете эти амортизационные отчисления, сколько у вас действует
срок аренды. Глава 25 НК это разрешает>, - подвела черту представитель
Департамента экономической безопасности.

Немало вопросов у предпринимателей возникает и по части лизинга основных
средств. Скажем, фирма берет в лизинг оборудование и тратится на его
перевозку и монтаж. Берет автомобиль - и тут же тонирует стекла, ставит
сигнализацию и дополнительные <прибамбасы>. Получается, что <мы еще не
собственники, а расходы у нас уже есть> и, конечно, хочется списать их в
одночасье. Увы, в своих письмах от 13 марта 2006 г. ? 03-03-04/1/215 (по
оборудованию) и от 2 ноября 2005 г. ? 03-03-04 /1/335 (для автомобилей)
Минфин указал, что при учете таких расходов лизингополучатель должен
руководствоваться принципом равномерности и в соответствии со статьей 272
Налогового кодекса списывать в течение всего срока договора лизинга.

Что касается простаивающего оборудования, то, что бы там ни говорили
налоговики, на него тоже можно начислять амортизацию и уменьшать налоговую
базу по налогу на прибыль (письмо Минфина от 6 мая 2005 г. ?
03-03-01-04/1/236). <Даже если инспекторы уличат вас в простое, головной
боли вам это не добавит, 25 глава это позволяет>, - заключила г-жа
Смирнова.

Дела кофейные
Для каждого из нас работа - это фактически второй дом, в котором мы иногда
проводим большую часть суток. И цивилизованному работодателю хочется, чтобы
его сотрудник чувствовал себя в нем, что называется, в своей тарелке. Да и
статья 163 Трудового кодекса гласит, что <работодатель обязан обеспечить
работника нормальными условиями труда>. Правда, при этом додумывать, что же
это за условия, приходится самим предпринимателям, что порождает огромное
количество арбитражных разбирательств на тему <а можно ли списать на расходы
купленный на благо сотрудников чайник, микроволновку, фильтр для воды?>.
Впрочем, напомнила лектор, с чайниками арбитры разобрались еще в 2004 году,
разрешив при их покупке брать к вычету НДС, и налоговики по этому поводу уже
не выставляют претензий. А фильтр для воды, а кулер, а кофейная машина?
Беспокоится не о чем: по словам Смирновой, арбитражные суды сплошь и рядом
встают на сторону фирм. Так, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от
18 октября 2005 года ? А65-5521/2005-СА2-38 признал, что затраты на кулер
для воды - это расходная часть. А вот ФАС Северо-Западного округа пошел еще
дальше, признав в качестве необходимого для релаксации сотрудников атрибута
телевизор в комнате отдыха (постановление от 13 ноября 2006 г. ?
А56-51313/2004).

Конечно, инспекторы на местах могут возразить, дескать, округ не наш, чего
вы нам под нос сие постановление суете?. Тогда есть смысл сослаться на
письмо ФНС от 30 мая 2006 г. ? ШС-6-14/550 для юристов налоговых органов, в
котором говорится, что <юристы налоговых органов не должны допускать в
решениях заведомо проигрышных претензий>, то есть таких, которые когда-либо
уже отметались судами, причем не важно, какого региона. <Важно правильно
оформить свои требования: Пишем: по решению руководителя во исполнение
статьи 163 ТК и т. д. Прилагаем удобную для нас аргументацию суда, скажем,
Волго-Вятского округа, и все - в суд, дискутировать. И все будет нормально,
поскольку чайники, кулеры и, как выясняется, даже телевизор - это не
предметы роскоши. А вот фикус в бухгалтерии выращивайте пожалуйста на свои
средства>, - резюмировала докладчик.

Через тернии - к вычету
Затраты на сотовую связь также можно учесть в расходах в полном объеме, но
лишь при наличии трех обязательных документов: договора с предприятием
связи, расшифровки переговоров и распоряжения директора о том, что такой-то
сотрудник пользуется сотовым телефоном (письмо Минфина от 13 октября 2006 г.
? 03-03-04 /2/217 и от 27 июля 2006 г. ? 03-03-04/3/15). Причем не важно,
лимитированный тариф или нет.

Дискуссионной нормой остается предоставленная подпунктом 19.1 пункта 1
статьи 265 Налогового кодекса возможность учитывать в целях
налогообложения скидки у продавцов. Минфин настаивает на том, что скидки
могут применяться только по договору купли-продажи и не распространяются на
услуги. Но статья 3 Налогового кодекса гласит, что в вопросах
налогообложения все равны. <Так почему же, если я предоставляю скидки по
услугам, не могу воспользоваться этой нормой как продавец? Попробовать
можно, думаю, что в суде отобьетесь от этой нормы>, - считает представитель
ДЭБ.

Посетовав, что очень много судебных споров вызывают правила заполнения
счетов-фактур, представитель ДЭБ напомнила собравшимся содержание нескольких
значительных, на ее взгляд, документов. Так, согласно письму Минфина от 7
августа 2006 г. ?03-04-09/15 в графе <продавец-покупатель> непременно должен
стоять юридический адрес компании. Несоблюдение этого требования может
стоить налогового вычета по НДС. А согласно письму Минфина от 24 апреля 2006
г. ? 03-1-03/838/3 к таким же последствиям может привести отсутствие
реквизитов кассового чека в графе расчетно-платежного документа при авансах
наличными:

Однако есть и приятные новации. Так, ВАС Поволжского округа в своем
постановлении от 23 марта 2006 г ? А49-11937/05 указал, что присутствие в
счете-фактуре факсимильной подписи не является основанием для отказа в
возмещении НДС. При этом арбитры сослались на положение ст. 160 ГК, которое
гласит, что факсимильная подпись допускается в случаях, предусмотренных
законом, правовыми актами или соглашениями сторон. <В НК ничего не сказано,
правовых актов нет, но если я знаю, что это мой постоянный партнер, то в
договоре с ним я могу сразу указать, что счет-фактура подписывается
факсимильной подписью менеджера Иванова на основании приказа такого-то. Все.
Это закроет всякие возможности отказать вам в вычете>, - уверяет г-жа
Смирнова. Со своей стороны лектор считает также, что не является основанием
для отказа в вычете и отсутствие в счете фактуре расшифровки подписи:
<Претензии налоговиков в этом случае безосновательны, отобьетесь>, -
резюмировала она.

И еще один приятный момент: не так давно ВАС поставил точку в вопросе по
недостаче. Напомним, что ранее финансовое ведомство настаивало на том, что
если предприниматель обнаружил недостачу товара <мышки погрызли, грузчики
<подтибрили>, то он должен восстановить НДС (письмо Минфина от 31 июля 2006
года ? 03-04-11/32). Однако в решении ВАС от 23 ноября 2006 г. ? 10652/06
прямо сказано, что в такой ситуации ничего восстанавливать не нужно, а
письма ФНС и Минфина на эту тему попросту противоречат действующему
законодательству. <Если кто-то успел восстановить, можете подать уточненные
декларации>, - советует Смирнова.

Источник:
http://www.klerk.ru/articles/?67101

<Адреса информационных серверов специализированного оператора системы "КРИПТОПОЧТА":
http://www.c-mail.ru
http://wap.c-mail.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/tax.kript

Ответить   Fri, 2 Feb 2007 17:13:57 +0400 (#635237)