О направление запросов в налоговые органы

79 # 2006-06-23 07:55:43
О направление запросов в налоговые органы
Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из
официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как
определить, куда и с каким вопросом обращаться?
В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе
обращаться с запросами, как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у
этих органов разная компетенция. Поэтому, прежде всего, нужно определить,
куда именно надо обращаться.
Налоговые органы согласно п.1 ст.21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам
бесплатную информацию:
-о действующих налогах и сборах;
-о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах;
-о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
-о правах и обязанностях налогоплательщиков;
-о полномочиях налоговых органов и должностных лиц.
Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы
налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Министерство финансов России предоставляет налогоплательщикам письменные
разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и
сборах. Разъяснения регионального налогового законодательства предоставляют
финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых
актов местного значения - органы местного самоуправления. Ответы на свои
вопросы налогоплательщики также получают на бесплатной основе.
Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно
содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в
соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу
и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты,
льготах и т. д.
Если возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом
кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится, или субъекты
налоговых отношений столкнулись с противоречиями в законодательных актах, то
тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или
соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют
неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о
налогах и сборах. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по
этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать
запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного
самоуправления. При этом налогоплательщик уведомляется о том, что его запрос
переадресован.
Подтверждением того, что изложенные в ответе разъяснения - это официальная
позиция Минфина России, является подпись министра финансов Российской
Федерации, его заместителей, директора Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики и его заместителей. На это указано в письме
Минфина России от 06.05.2005 ? 03-02-07/1-116.
Ответ на обращение должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты
поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может
быть продлен, но не более чем на 30 дней. О продлении и о причинах продления
заявитель уведомляется в письменном виде. Ответ на запрос дается в простой,
четкой и понятной форме с указанием исполнителя и его номера телефона.
Основные правила оформления запросов в налоговые органы
Первое и главное правило при обращении в налоговые органы с вопросом:
Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны
реально существовать. Положения статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывают, что
рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут
возникнуть в будущем, налоговые органы не должны, они обязаны информировать
именно налогоплательщиков. А раз объекты, факты или правоотношения еще не
возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан
таковым.
2.Если в запросе есть ссылка на какие-либо документы (к примеру, на судебные
постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии следует
приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов
недостаточно.
3.Направлять запрос следует в налоговые органы по месту своего учета.
4.Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае,
если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ из
нижестоящей организации вообще не получен. Нередко вышестоящая организация
пересылает обращение налогоплательщиков в нижестоящую налоговую инспекцию.
Основной причиной этого является то, что о способе решения данного вопроса
уже проинформированы нижестоящие инспекции и в этом случае ответ
налогоплательщику будет дан инспекцией по месту его учета.
5.Запрос должен быть подписан либо руководителем, либо уполномоченным
представителем. Право на получение информации или разъяснений имеет только
законный или уполномоченный представитель организации.
Обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными
представителями не рассматриваются. Запросы сотрудников аудиторских,
консалтинговых и юридических фирм в налоговые и финансовые органы
рассматриваются только в случае, если они выступают от имени клиентов и при
наличии доверенности.
6.Запрос, переданный в электронном виде без использования в установленном
порядке технологии электронной цифровой подписи, не имеет юридической силы.
Обращения по электронным каналам связи
Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение.
Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по
электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте.
Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое
подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются
Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде.
Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru.
Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не
рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых
содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в
соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов
(подписи, печати и др.).
Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном
порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы.
Данный способ может использоваться для передачи документов, не требующих
удостоверения их подлинности.
Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт
налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации,
возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой
информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие
реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос
в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС Росси по УР
Источник:
http://www.r18.nalog.ru/document.php?id=115230&topic=www.r18.nalog.ru
<Адреса серверов специализированных операторов по Удмуртской Республике:
http://www.c-mail.ru
http://www.etax.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/tax.kript