Несданная отчетность: ответственность под вопросом
69 # 2006-05-12 16:28:51
--->
Несданная отчетность: ответственность под вопросом
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" /
О. Марьина, налоговый консультант
Каждый бухгалтер знает, что, если просрочить сдачу баланса и деклараций,
фирме грозит штраф. А вот о цене опоздания задумываются немногие.
Иногда из-за форс-мажорных обстоятельств, а порой и из-за обычного аврала на
работе бухгалтер не успевает к сроку составить отчетность. В итоге опоздание
даже на один день грозит фирме штрафами. Однако, как советуют налоговые
эксперты и юристы, следует разобраться в ситуации. Ведь в некоторых случаях
можно полностью избежать ответственности.
Налоговая и бухгалтерская отчетность
За непредставление бухгалтерской отчетности инспекторы, как правило,
штрафуют по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса. Он предусматривает штраф
в размере 50 рублей за каждый не представленный вовремя документ. Логично
предположить: если фирма не сдаст в налоговую инспекцию бухгалтерский баланс
и отчет о прибылях и убытках, штраф составит 100 рублей. Отметим, к такому
выводу приходит и большинство судей (см. постановления ФАС Волго-Вятского
округа от 30 января 2006 г. по делу ? А82-6230/2005-29, от 21 ноября 2005 г.
по делу ? А82-2418/2005-29, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа
2003 г. по делу ? А58-700/ 03-Ф02-2570/03-С1).
Однако есть прецеденты, когда арбитры высказывали мнение о том, что
штрафовать компанию по статье 126 контролеры не вправе. Поскольку в ней речь
идет исключительно о непредставлении документов, необходимых для налогового
контроля. В качестве примера можно привести постановление ФАС Центрального
округа от 24 июля 2003 г. по делу ? А35-831/03-С2. Судьи пришли к выводу,
что ответственность за несдачу бухгалтерской отчетности предусмотрена
законом о бухучете, а не Налоговым кодексом.
В случае когда фирма в установленный срок не представляет налоговую
декларацию, контролеры, привлекая ее к ответственности, оперируют статьей
119 Налогового кодекса. При этом зачастую инспекторы проявляют излишнее
усердие и штрафуют организации по данной статье за непредставление авансовых
расчетов, например по налогу на имущество. А это неправомерно.
Доказательством служит судебная практика. Арбитры, разрешая подобные споры в
пользу фирм, указывают на то, что Налоговым кодексом разграничены понятия
<налоговая декларация> и <расчет по авансовым платежам>. В соответствии же с
пунктом 1 статьи 108 кодекса фирма не может отвечать за налоговое
правонарушение иначе, чем по основаниям и в порядке, предусмотренным
Налоговым законодательством. Между тем в статье 119 Налогового кодекса прямо
указано, что ответственность установлена за непредставление декларации, а не
расчетов по авансовым платежам. Исходя из этого суды делают вывод, что
контролеры не вправе штрафовать организацию по статье 119 за не сданный в
срок авансовый расчет (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11
января 2006 г. по делу ? Ф04-9275/2005 (18259-А46-33), Восточно-Сибирского
округа от 18 января 2006 г. по делу ? А58-4095/05-Ф02-6999/05-С1).
Из-за того что формы деклараций очень часто меняются, бухгалтеры ошибаются и
сдают сведения на устаревших бланках. Такую неосмотрительность инспекторы
расценивают как непредставление отчетности и привлекают фирму к
ответственности на основании статьи 119. Однако арбитры с этим категорически
не согласны и указывают на то, что правонарушение наступает лишь в случае
несоблюдения сроков представления налоговой декларации. Ответственность за
сдачу документа неустановленной формы статьей 119 Налогового кодекса не
предусмотрена (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2006
г. по делу ? А33-15887/05-Ф02-7113/05-С1, Северо-Западного округа от 26
февраля 2006 г. по делу ? А42-8146/2005, Волго-Вятского округа от 25 января
2006 г. по делу ? А29-5116/2005а).
Особенная <пенсионная> декларация
В перечень отчетности, которую обязана составлять и представлять фирма,
включены также расчет авансовых платежей и декларация по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование, которая сдается по окончании года.
Пунктом 1 статьи 25 Закона от 15 декабря 2001 г. ? 167-ФЗ (далее - Закон ?
167-ФЗ) установлено, что налоговая служба контролирует правильность расчета
и перечисление взносов. Поэтому инспекторы внимательно следят за сроками
представления квартальной и годовой пенсионной отчетности. Если фирма не
успевает их вовремя сдать, ей предъявляют штрафные санкции, как правило, на
основании статьи 126 Налогового кодекса. Однако санкций можно избежать: об
этом свидетельствует арбитражная практика.
По заявлениям судей, обязанность фирм сдавать в налоговую инспекцию
декларацию по <пенсионке> установлена не налоговым законодательством, а
пунктом 6 статьи 24 Закона ? 167-ФЗ. Определено, что страховые пенсионные
взносы являются индивидуальными возмездными платежами, которые уплачиваются
в Пенсионный фонд и имеют целевое назначение. То есть они обеспечивают права
гражданина на получение пенсии. Таким образом, данные взносы нельзя
рассматривать как налоговый платеж. Следовательно, нарушение срока подачи
декларации - это не налоговое правонарушение (постановления ФАС
Северо-Западного округа от 28 февраля 2006 г. по делу ? А13-12506/2005-19,
от 2 марта 2006 г. по делу ? А13-12546/2005-23, от 3 марта 2006 г. по делу ?
А13-12548/ 2005-07). Аналогичную позицию судьи занимают и в случае опоздания
сдачи расчетов авансовых платежей по пенсионным взносам (см. постановление
ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2006 г. по делу ? А19-39088/
05-11-Ф02-1067/06-С1).
Однако стоит заметить, что радужная перспектива избежать штрафов в целом
зависит от мнения и позиции арбитров. Например, судьи Дальневосточного
округа спор по рассмотренной проблеме решили в пользу налоговиков
(постановление от 18 января 2006 г. по делам ? Ф03-А51/05-2/4657 и ?
Ф03-А51/05-2/4660).
Проколы инспекторов спасут от штрафов
Не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, каждая
фирма должна отчитаться (сдав расчетную ведомость) перед фондом социального
страхования, в котором она зарегистрирована в качестве страхователя. Такая
обязанность определена статьей 24 Закона от 24 июля 1998 г. ? 125-ФЗ <Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний> (далее - Закон ? 125-ФЗ).
Если фирма нарушает указанный срок или представляет отчет по неустановленной
форме, то ее ждет штраф в размере 1000 рублей (ст. 19 Закона ? 125-ФЗ). А
вот за повторное правонарушение в течение календарного года штраф
увеличивается до 5000 рублей. Поскольку порядок привлечения страхователя к
ответственности прописан достаточно четко, защититься от претензий
инспекторов сложно. Однако шанс у организаций все же есть.
Например, спасти от штрафа фирму может неправильно составленное решение о
привлечении организации к ответственности (постановление ФАС
Западно-Сибирского округа от 15 февраля 2006 г. по делу ? Ф04-417/2006
(19772-А81-2)).
Дело в том, что процедура привлечения фирмы-страхователя к ответственности
страховщиком (ФСС РФ) аналогична порядку, установленному Налоговым кодексом
для привлечения к ответственности за налоговые нарушения. Пунктом 3 статьи
101 кодекса установлено, что в решении о привлечении организации к
ответственности следует изложить все обстоятельства налогового
правонарушения. В частности, надо конкретизировать, за что наложен штраф,
указать сведения и документы, которые подтверждают, что фирма преступила
нормы закона. При этом инспектор должен написать о том, какие доводы
организация приводила в свою защиту, а также изложить результаты проверки
этих аргументов. И самое главное - составитель документа обязан сослаться на
статьи законов, предусматривающие меры ответственности за данное нарушение.
Несоблюдение всех перечисленных требований является основанием для отмены
решения фонда судом (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Также избежать штрафа фирма сможет и в следующей ситуации. Обнаружив при
камеральной проверке нарушение сроков сдачи отчетности, фонд вынес решение о
привлечении организации к ответственности. Но при этом не известил ее о
факте, месте и времени рассмотрения материалов проверки. Следовательно, фонд
нарушил порядок привлечения к ответственности (постановление ФАС Уральского
округа от 1 февраля 2006 г. по делу ? Ф09-63/06-С1).
В случае когда предприятие представило отчетность с опозданием в 2-3 дня и
совершило это правонарушение впервые, оно может рассчитывать на
благосклонность судей и возможное уменьшение размера штрафа. Поскольку
арбитры рассматривают незначительное опоздание как обстоятельство,
смягчающее ответственность (постановление ФАС Поволжского округа от 27
января 2006 г. по делу ? А65-12619/ 2005-СА1-29).
Источник:
http://klerk.ru/articles/?49149
<Адреса серверов специализированных операторов по Удмуртской Республике:
http://www.c-mail.ru
http://www.etax.ru
Архив Листа - http://subscribe.ru/archive/tax.kript