Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Блог Фискала

  Все выпуски  

Лучшее от налогового инспектора


Здравствуйте, уважаемые подписчики! Приглашаю вас ознакомиться с новыми материалами блога Фискала (blogfiscal.ru)

  • Отнесение на расходы сумм перестраховочных премий по договорам исходящего перестрахования (часть 2 из 3)

    Опубликовано: Tue, 18 Oct 2011 16:01:53 +0000

    Страховая организация может сама застраховать свой риск выплаты страхового возмещения по заключенному прямому договору страхования у другого страховщика, перечислить последнему перестраховочную премию и отнести ее на расходы в целях налогообложения. Вопрос в том какую перестраховочную организацию выбрал страховщик, и на каких условиях передал риск в перестрахование.

    В своей работе налоговые органы устанавливает, что договоры перестрахования заключаются со страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную ФССН однако не осуществляющих никакой реальной страховой и перестраховочной деятельности. Данные организации имеют номинальных директоров, не располагаются по адресу регистрации, что должно наказываться ФССН, не имеют сотрудников, а все их активы, отраженные в отчетности для регулятора на бумаге, отсутствуют фактически. Денежные средства, приходящие на счета указанных организаций в дальнейшем разными способами выводятся из легального оборота.

    Использование правового статуса страховой компании в схемах по минимизации налогов для третьих лиц.

    В ходе проведения выездной налоговой проверки ООО «СК «ЗГ», проводимой совместно с сотрудниками МВД было установлено, что на расчетный счет данной организации поступали денежные средства под видом страховых и перестраховочных премий. При этом установлено, что никаких страховых или перестраховочных услуг данная организация оказать не могла. Руководитель данной организации отказался от причастности к финансово-хозяйственной деятельности компании. Фактически, реквизиты и расчетные счета данной организации использовались для осуществления деятельности по выдаче наличных денежных средств за вознаграждение.

    В помещении указанной компании был проведен обыск и найдены печати и документы более 20 фирм входящих в единую группу созданную специально для ухода от налогообложения посредством использования правового статуса страховой компании.

    В результате проверки установлено, что с 2004 года существовала группа организаций, в которую входят страховые и перестраховочные организации, в том числе ООО "СК "ЗГ", ООО "АМ-П", "ФГР", ООО "ПК "ФР" и ООО "СПК". ООО СК «И-Гарант». Управление расчетными счетами организаций и фактическое руководство данной группой осуществлялось Ивановым Петром Николаевичем.

    Механизм данной схемы сводился к следующему.

    Организации-клиенты заключали или договор имущественного страхования, или договор личного страхования, или договор перестрахования с одной из страховых/перестраховочных организаций, входящих в указанную группу. Данные денежные средства под видом перестраховочных операций или под видом операций по купле - продажи ценных бумаг несколько раз перечислялись по счетам организаций, входящих в группу и, в конечном счете, выводились из легального оборота.

    Контрольными мероприятиями, проведенными налоговым органом установлено, что у указанных организаций отсутствует документальная подтвержденность расходов, ввиду подписания документов неустановленными лицами, а также отсутствует реальная хозяйственная деятельность.

    Доначисленные суммы ООО «ЗГ» по проверке организацией оспорены не были, счета приостановлены, налоги до настоящего времени не взысканы.

    Однако, используя материалы данной проверки, налоговым органом были проведены выездные налоговые проверки контрагентов-перестрахователей организаций входящих в данную группу, по которым расходы по передачи премий в перестрахование в указанные организации признаются документально не подтвержденными и экономически необоснованными.

    В большинстве случаев страховые организации, работавшие с указанной группой и дорожащие своей репутацией, соглашаются с позицией инспекции и доначисленные суммы поступают в бюджет.

    Страховые организации со значительным удельным весом в структуре портфеля по данным контрагентам пытаются оспаривать свою позицию в суде.

    По данным эпизодам возбуждены уголовные дела.

    При этом, доказывание факта недопустимости использования правового статуса страховой компании в схемах по минимизации налогов осложняется тем, что страховой рынок имеет государственного регулятора и все компании, входящие в вышеназванную группу имели в проверяемом периоде действующую лицензию на осуществление страховой деятельности и только после установление фактов незаконной деятельности данной группы через налоговые проверки Федеральной службой страхового надзора лицензии были отозваны.

  • Особенности налогообложения страховых организаций (часть 1 из 3)

    Опубликовано: Tue, 18 Oct 2011 15:30:39 +0000

    Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.

    Во-первых, поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

    Во-вторых, налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

    Таким образом, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом, страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

    Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

    Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления.

    Показатели налоговой нагрузки у страховых компаний низкие, не превышают 3 %, при среднеотраслевом показателе по финансовой деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении нескольких налоговых периодов показывают для целей налогообложения убыток.

    Направления уклонения от налогообложения с использованием правового статуса страховой компании.

    Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих клиентов-страхователей.

    При этом используются следующие операции, характерные только для страховых организаций:

    - выплаты агентского вознаграждения агентам, привлекаемым для заключения договоров страхования или для их сопровождения. Размер агентского вознаграждения определяется агентским договором между страховщиком и агентом, однако он не должен превышать размер вознаграждения, заложенного в структуре тарифной ставки, которая прошла согласование с регулятором страхового рынка ФССН.

    При проведении контрольных мероприятий налоговые органы устанавливают факты документального неподтверждения участия агента в заключении или сопровождении договоров страхования, хотя в расходах для целей налогообложения прибыли страховые компании выплаченное агентское вознаграждение учтено и на его сумму налогооблагаемая база по прибыли занижена. Опрошенные страхователи, а иногда и сами агенты отрицают факт участия посредника в заключении договора страхования.

    Как установить, кто является инициатором данных действий и источником выводимых из-под налогообложения денежных средств под видом агентского вознаграждения?

    Как правило, в случае если один и тот же страхователь страхуется в страховой компании продолжительное время и ставка страхового тарифа у него не снижается и при этом, договор страхования заключается через агента, то инициатором выведения денежных средств является страхователь. Причем при проведении контрольных мероприятий страхователь, как правило, отказывается от факта привлечения агента к заключению договора страхования, таким образом, перекладывая всю вину на страховую компанию.

    Однако, анализ движения денежных средств, уходящих из страховой компании как агентское вознаграждение, показывает, что оно заканчивается обналичиванием денежных средств.

    Во многих случаях, агентами выступают так называемые фирмы-однодневки, имеющие номинального руководителя, адреса массовой регистрации и не выполняющие свои обязательства перед бюджетом.

    В случае если, различные страхователи страхуются в страховой компании через определенный круг агентов (чаще всего это ИП) то инициатором выведения денежных средств из-под налогообложения является страховая компания.

    Какие мероприятия налогового контроля необходимо провести, чтобы установить данные факты:

    • истребовать агентские договоры и отчеты о заключенных (сопровождаемых) договорах страхования
    • истребовать сами договора страхования, которые заключены якобы через агента.
    • Опросить страхователя на предмет порядка заключения договора страхования, причин выбора той или иной страховой компании и истребовать у него документы, подтверждающие наличие у него имущественного интереса при страховании.
    • Истребовать журналы учета бланков строй отчетности с отметками о передаче страховых полисов под отчет агенту.
    • Оценить применяемые страховой компанией тарифы и ставки агентского вознаграждения.
    • Провести мероприятия по установлению взаимозависимости между страхователем, агентом и страховой компанией.
    • Провести полный комплекс мероприятий в отношении агента (получение выписки по счетам, истребование документов, опрос должностных лиц. В случае если агент ИП необходимо оценить объем уплачиваемых им налогов, состав отражаемых им доходов и также произвести опрос).

    Показательной является проверка ЗАО «Г-П», в ходе которой было установлено, что организация заключила агентский договор с ООО СБ «К» и отнесла суммы перечисленного агентского вознаграждения себе на расходы. При проведении проверки установлено, что ООО СБ «К» имеет номинального директора, который не подписывал никаких договоров и актов выполненных работ и не знает о существовании ЗАО «Г-П». Опрошенный генеральный директор отказался от подписания документов от СБ «К». Страхователи также не привлекали к заключению договора агента и ничего не знают о фактически выполняемых им работах.

    Кроме того, документооборот в страховой компании подтвердил, что договора страхования, отраженные в отчетах агента, заключались непосредственно сотрудниками компании. Суды трех инстанций подтвердили правильность позиции налогового органа.

  • Налоговые проверки станут более «кровавыми», чем когда – либо ранее…

    Опубликовано: Tue, 18 Oct 2011 02:16:03 +0000

    Будет ли налоговая проводить в следующем году выездные налоговые проверки? Будут ли налоговики «кошмарить» бизнес? Отменят ли выездные проверки?.. и т.д.

    Меня очень волнуют эти вопросы с начала года и как налогового консультанта и как бывшего проверяющего, поэтому я внимательно отслеживаю информацию появляющеюся по данному вопросу.

    Напомню, что руководитель ФНС в мае 2011 года сделал заявление о том, что налоговая служба намерена полностью отказаться от выездных проверок до конца 2011 года. Об этом я подробно писал в статье «Зачем Мишустин отказывается от выездных налоговых проверок?».

    На мой взгляд, вопрос откажется ли налоговая служба от выездных проверок – главная интрига этого года, а так как недавно эта тема получила некоторое развитие, я хочу поделиться вами новой информацией и своими мыслями по данному поводу.

    Во-первых на нашем «Форуме налоговиков – Фискалы.Ру» появилась информация о том, что всех выездников хотят собрать в Межрегиональных инспекциях, об этом читай подробнее в статье «С нового года выездные налоговые проверки будут проводить только Межрегиональные инспекции».

    Во-вторых, интересное высказывание сделал помощник президента РФ Аркадий Дворкович, по его мнению, не имеет смысла вводить новые налоги, а лучше начать серьезнее собирать уже действующие налоги, соответственно путем усиления налогового контроля. Подробнее об этом читай в статье «Дворкович: лучше собирать налоги, чем вводить новые» опубликованной на сайте BFM.RU и обсуждай на Форуме налоговиков.

    В третьих, в понедельник появилась информация о том, что Следственный комитет предлагает вновь создать в России финансовую (налоговую) полицию или наделить налоговую службу дознавательскими функциями. Подробней об этом читай в статье «СКР предлагает создать налоговую полицию» на сайте газеты Ведомости и обсуждай на Форуме налоговиков. Ну и конечно, я не могу не заметить, что полностью поддерживаю эту инициативу и летом прошлого года в своей статье «ФНС возвращают статус министерства», я об этом писал.

    Выводы:

    Контрольный блок в налоговой службе всегда являлся приоритетным, по крайне мере до прихода нынешнего руководителя службы*. Надо сказать, что сильный налоговый пресс выгоден в денежном плане не только налоговикам (всмысле государству ;) , но и налоговым консультантам. Если налоговики будут не способными не на что… то кто будет обращаться к консультантам? ;)

    Судя по изложенной мной в настоящей статье информации, можно сделать выводы о том, что в ближайшем будущем налоговый контроль, в целом, и выездные налоговые проверки, в частности, будут становиться все более жесткими и «кровавыми». И это продлиться как минимум до того времени, пока Россию опять не захлестнет волна нефтяных долларов.

    * - Примечание.

    Однако я бы хотел так же заметить следующее. Когда я впервые услышал о сервисной переориентации налоговой службы, предлагаемой и осуществляемой М. Мишустиным, я весьма скептически отнесся к данной инициативе. Главным образом, по той причине, что в первую очередь подумал про налоговый контроль.

    Сейчас я считаю так. Работу налоговых органов можно условно разделить на 2 направления:

    Первое – это обслуживание налогоплательщиков, или если угодно сервис. То есть у налогоплательщиков не должно возникать проблем со стоянием в очередях, хамским поведением налоговиков и отсутствием помощи с их стороны. Все это относиться к определенным отделам, таким как канцелярия и отдел работы с налогоплательщиками.

    Второе – это контроль налогоплательщиков. В этом направление налоговые органы не могут быть сервисной компанией и должны «рыть землю носом» выявляя налоговые правонарушения, доказывая их и отстаивая в суде. То есть это работа уже контрольного блока.

    Так по мне логично, что направления обслуживания и контроля необходимо разделить совершенно, у них буквально должно быть разное мировоззрение.

  • Как документировать «любовь» иностранной «материнской» организации? Должна ли «материнская» организация платить российский НДС за свою любовь?

    Опубликовано: Tue, 11 Oct 2011 03:13:42 +0000

    Сегодня в России работает большое количество «дочерних» иностранных компаний. Я заметил, что «материнские» иностранные организации постоянно навязывают своим дочерним организациям услуги управления. Почему иностранные «материнские» компании навязывают свои управленческие услуги «дочерним» российским организациями я не знаю. Возможно, по той же причине, что и в жизни… дети уже выросли, а родители не хотят в это верить? или может быть дело в налогах с дивидендов? ;)

    Размышлять о возможности экономии на налогах с дивидендов или о материнской любви иностранных организаций к своим дочерним российским организациям в этой статье я не буду. Но зато постараюсь подробно раскрыть следующие вопросы, которые в связи с «любовью материнских» иностранных компаний возникают у российских бухгалтеров:

    - правомерно ли отнесение затрат по договору управления в состав расходов по налогу на прибыль, если услуги по управлению оказывает иностранная компания?

    - какими документами необходимо подтвердить расходы по договору управления с иностранной организацией?

    - облагаются ли услуги иностранной организации по управлению, оказываемые российской организации, российским НДС?

    Стоит отметить, что договор управления в России часто используется в целях налоговой оптимизации (ухода от уплаты налогов) в связи, с чем налоговыми органами ему уделяется особо пристальное внимание. Однако для некоторых компаний данный договор бывает действительно необходим для целей управления дочерними организациями (организациями, входящими в холдинг), тогда встает вопрос какие налоговые риски влечет за собой заключение договора управления.

    Налоговые риски по договору управления

    Проанализировав судебную практику по налоговым спорам, связанным с договорами управления, сложившуюся на сегодняшний день в России, я выделил девять основных налоговых рисков, которые присущи данным договорам. Об этом я подробно писал в статье «9 налоговых рисков по договору управления». В настоящей статье я кратко напомню их Вам.

    Признание расходов экономически не обоснованными

    Расходы по услугам управляющей компании могут быть признаны налоговыми органами экономически не обоснованными. Часто проверяющие считают, что расходы на управление не имеют деловую цель и направлены лишь на минимизацию налоговых платежей (Определение ВАС РФ от 5 сентября 2008 г. № 11198/08, Определение ВАС РФ от 20 июня 2008 г. № 7590/08,Определение ВАС РФ от 17 июня 2008 г. № 7083/08, Определение ВАС РФ от 2 апреля 2008 г. № 4417/08, Постановление ФАС Поволжского округа от 11 марта 2008 г. по делу № А57-12940/06, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2008 г. № А78-3156/07-Ф02-9858/07).

    Признание расходов экономически не целесообразными

    Расходы по услугам управляющей компании могут быть признаны налоговыми органами экономически не целесообразными. Более того, если прибыль управляемой компании уменьшиться, но если убрать из прибыли расходы на управление, то она окажется выше, то налоговики так же сочтут расходы экономически не целесообразными (Постановление от 6 мая 2008 г. по делу № А68-3797/06-АП-255/13)

    Обвинение в создание схемы скрытой выплаты дивидендов

    В случае если управленческие услуги оказывает материнская организация, есть вероятность налоговых претензий в создание «скрытой схемы выплаты дивидендов».

    Отклонение стоимости услуг по договору от уровня рыночных цен по аналогичным услугам (ст. 40 НК РФ)

    Согласно НК РФ налоговые органы имеют право проверять правильность применения рыночных цен между взаимозависимыми организациями.

    Затраты не соразмерны полученным результатам

    Налоговыми органами часто выставляются налоговые претензии о том, что затраты не соразмерны полученным результатам, затраты на управление сильно отклоняются от прежних затрат на зарплату генерального директора (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.04 № А11-4426/2003-К2-Е-1961; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.09.05 № А11-762/2005-К2-21/48).

    Не раскрыто содержание услуг УК

    Очень распространённая претензия налоговиков по договорам управления заключается в том, что первичные документы не содержат информации об услугах управляющей компании (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.05 № А74-807/05-Ф02-6186/05-С1 и от 11.01.06 № А10-4653/05-Ф02-6684/05-С1; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 октября 2008 г. по делу N А42-4459/2007; Постановление от 26 декабря 2008 г. по делу N А40-18689/08-75-55 ФАС Московского округа).

    Неэффективное управление

    Бывает, что проверяющие снимают расходы по причине неэффективного управления, т.е. оценивая конечный результат, который налогоплательщику не мог быть известен в момент подписания договора управления (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.06 № Ф04-8885/2005(20013-А27-3)).

    Ухудшение финансовых показателей

    Как и в предыдущем риске, управление Управляющей компанией не всегда может улучшить финансовое положение, а иногда даже ухудшить финансовое положение дел. Установив ухудшение финансовых показателей, налоговики порой «снимают» расходы по налогу на прибыль (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.05 № А42-13350/04-20).

    Взаимозависимость

    Проверяющие могут «снять» расходы, по договору управления преимущественно основываясь всего лишь на том, что стороны сделки являются взаимозависимыми лицами (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2008 г. по делу № А42-918/2008).

    Рекомендации по договорам управления

    По моему мнению, заключая договор управления организациям необходимо учитывать следующее.


    1. В договоре необходимо указать, что целью заключения договора на оказание услуг по управлению является увеличение доходов управляемой компании;
    2. Стоимость услуг управления должна быть установлена на адекватном уровне, т.е. их стоимость не должна составлять 90% от выручки/прибыли управляемой организации;
    3. Необходимо установить круг обязанностей управляющей компании значительно отличающейся от обязанностей штатных сотрудников управляемой компании;
    4. Необходимо подробно раскрывать (описывать) перечень услуг оказанных управляющей компанией в первичных документах. Так же подробно нужно описать в договоре все действия управляющей компании и механизм выставления счетов за их выполнение;
    5. Управляющей компании рекомендуется выставлять максимальное количество оплаченных ею счетов управляемым компаниям. Это направлено на минимизацию налоговых рисков управляющей компании, в случае если управляющая компания является иностранной организацией, то соблюдать не обязательно.

    Налоговые риски российской организации по договору управления заключенному с иностранной организацией

    Договорам управления заключенным с иностранными организациями присущи те же налоговые риски, что и договорам управления заключенным с российскими организациями. В риски присущие исключительно договорам управления с иностранными организациями можно выделить документальное подтверждение, так как засто договорами управления заключенными с иностранными организациями предусматривается, что они (договоры) заключены и действуют в соответствии с иностранным законодательством. Поэтому вопрос документального подтверждения таких договоров я рассмотрю далее в данной статье.

    Так же стоит заметить, что к договорам заключенным с иностранными организациями, особенно с аффилироваными иностранными организациями, налоговые органы уделяют особое внимание.

    Правомерность принятия для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль стоимость управленческих услуг, оказываемых иностранной организацией.

    Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

    Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

    Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    В случае если расходы по договору управления заключенному с иностранной организацией направлены на получение дохода и имеют должное документальное подтверждения, они могут быть отнесены в состав прочих расходов по налогу на прибыль (ст. 264 НК РФ).

    В отношении направленности договоров управления на получения дохода, стоит отметить, что тут проблемы с иностранцами не возникает. Так как они обычно подробно прописывают в подобных договорах выгоды, которые получат управляемая организация от услуг управления.

    Таким образом, расходы по договору управления заключенному с иностранной организацией, российская организация имеет право отнести в состав расходов по налогу на прибыль.

    Документирование факта выполнения услуг по договору управления, заключенному с иностранной организацией.

    Как мною было указано ранее, договора управления, заключенные с иностранными организациями обычно регулируется и толкуется в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом п. 1 ст. 252 НК РФ позволяет относить на расходы по налогу на прибыль затраты налогоплательщиков подтвержденные документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве.

    Из практики могу сказать, что в договорах с иностранцами, как правило, предусматривается следующее документальное оформление. Составление протоколов совещаний, результатов исследований, отчетов о проделанной работе, счетов и т.д.

    Данное документальное оформление соответствует и обычаям делового оборота в России, а потому в случае наличия у российской организации указанных документов (протоколов совещаний, внутренних контрактов, результатов исследований, отчетов о проделанной работе, счетов), считаю, что условия документального подтверждения расходов, установленные ст. 252 НК РФ будут выполнены.

    Если исходить из Российского гражданского законодательства, то необходимо заметить, что Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) не устанавливается понятие «управленческих услуг». При этом договор управления по своей правовой сути является договором возмездного оказания услуг, который регулируется гл. 39 ГК РФ.

    По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

    Общие положения о подряде (ст.ст. 702 – 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730 – 739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг.

    Согласно ст. 720 ГК РФ и практике делового оборота по договорам управления оформляется акт приема-передачи выполненных работ (услуг) и отчет исполнителя (управляющей компании) о проделанных работах (услугах). Исходя из судебной практики по договорам управления, рекомендуем максимально подробно указать в акте и отчете перечень работ и услуг, оказанных управляющей компанией.

    Таким образом, расходы по услугам управляющей компании подтверждаются следующими документами:

    1. Договор управления;
    2. Акт приема-передачи;
    3. Отчет управляющей компании;
    4. Счет;
    5. Документы, подтверждающие оплату оказанных услуг.

    Таким образом, документировать факт оказания услуг по договору управления, заключенному с иностранной организацией следует следующими документами: протоколами совещаний, внутренними контрактами, результатами исследований, отчетами о проделанной работе, счетами.

    Налогообложение НДС управленческих услуг, оказываемых иностранной организацией.

    При приобретении услуг по управлению у иностранной организации следует рассмотреть вопрос с выполнением российской организаций функций налогового агента по налогу на добавленную стоимость. Важным моментом здесь является точное определение места реализации указанных услуг, которое в свою очередь зависит от их вида.

    Согласно пп. 4 п. 4 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

    Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    По моему мнению, услуги управления, как правило, относятся к консалтинговым, бухгалтерским услугам и услугам по обработке информации.

    Объектом налогообложения НДС, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.


     

    Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

    Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

    Пунктом 2 ст. 161 НК РФ установлено, что налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

    На основании вышеуказанных положений НК РФ считаю, что услуги по договору управления являются объектом налогообложения НДС, должны удерживаться и перечисляться в бюджет РФ налоговым агентом.

    Замечу, что положения Соглашений об избежание двойного налогообложения заключенному между Российской Федерацией и иностранными государствами, как правило, распространяются на следующие налоги, действующие в России: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц. То есть, положения данных Соглашений не регулируют налогообложение НДС работ и услуг, оказываемых иностранными компаниями российским покупателям.

    Таким образом, услуги, оказываемые иностранными организациями по договорам управления, подлежат налогообложению российским НДС. При этом российские организации должены удержать из доходов иностранной организации НДС и перечислить его в бюджет РФ, в качестве налогового агента.

  • Применение ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, к кредитным организациям за нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности

    Опубликовано: Mon, 10 Oct 2011 14:31:44 +0000

    Федеральным Арбитражным судом Уральского округа занята позиция, согласно которой в силу п. 7 ст. 3 НК РФ противоречие норм применительно к сроку представления бухгалтерской отчетности кредитными организациями, содержащихся в п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», толкуется в пользу налогоплательщика. (Постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2010 № Ф09-4276/10-С3, Постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2010 № Ф09-4280/10-С3, Оставлено в силе Определением ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 24.09.2010 № ВАС-12567/10). С учетом указанных обстоятельств судами делается вывод об отсутствии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и оснований для его привлечения к налоговой ответственности.Решающее значение в рассматриваемой ситуации имеет факт доказанности вины банка в совершении вменяемого налогового правонарушения.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

    Форма вины применительно к совершенному правонарушению в соответствии со ст. 110 НК РФ должна быть установлена и описана в решении налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.

    Состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ нельзя рассматривать как формальный, без учета доказанности вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

    Таким образом, налоговым органам в ходе налоговых проверок, а также при вынесении подобного рода решений необходимо выяснять вопрос о проявленной осмотрительности банка и действиях, направленных на скорейшее получение требуемых документов, например, устанавливать дату заключения договора на оказание аудиторских услуг, согласно которому установлен срок подготовки аудиторского заключения, исследовать вопрос о дате представления банком всех документов аудиторской организации, необходимых для аудиторской проверки, исследовать вопрос о дате поступления аудиторского заключения в кредитную организацию и временной промежуток с момента его получения и последующего представления в налоговый орган и т.д.

    Таким образом налоговому органу необходимо установить и описать в решении о привлечении к налоговой ответственности формы вины при применении налоговых санкций, предусмотренных ст. 126 НК РФ.

  • Осуществление функций валютного контроля налоговыми органами

    Опубликовано: Sun, 09 Oct 2011 15:13:26 +0000

    Проверка соблюдения валютного законодательства начинается с отдела регистрации и учета налогоплательщиков, куда поступают сведения об открытых валютных счетах и счетах, открытых в банках за пределами РФ. Отдел регистрации учета налогоплательщиков незамедлительно сообщает отделам камеральных проверок о фактах открытия валютных счетов Основная масса мероприятий валютного контроля проводится на уровне камерального контроля, потому что проверять соблюдение валютного законодательства в ходе выездной налоговой проверки – поздно. Сроки для привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства – 1 год с момента совершения правонарушения.

    Отделы камеральных проверок при проведении мероприятий налогового контроля по проверкам деклараций по налогу на добавленную стоимость, одновременно проводят мероприятия валютного контроля. В первую очередь проводится анализ электронной таможенной базы «ПИК Таможня». Проводится сопоставление данных базы с данными, заявленными плательщиками. В случае отсутствия или не соответствия в базе данных направляются запросы в таможенные органы по месту пересечения границы.

    Отделы камеральных проверок направляют запросы в банки о предоставлении документов:

    По экспортным операциям:

    Документы об источнике формирования экспортной выручки и маршруте платежа (корреспондентском счете), а именно:

    1. Копии документов, на основании которых банком совершены кредитовые записи по счету по вопросу зачисления банком денежных средств от инопартнера;

    2. Копию межбанковского сообщения, подтверждающего поступление в пользу организации денежных средств по вышеуказанным контрактам или иные расчетные документы, на основании которых совершены записи по счету за указанные периоды.

    3. Копии паспортов сделок по контрактам с дополнительными листами,

    4. Ведомости банковского контроля, содержащие информацию об операциях по контрактам за весь период действия контракта,

    5. Копии справок о подтверждающих документах по контрактам,

    6. Копии справок о поступлении валюты РФ (справки о валютных операциях) по контрактам.

    По импортным операциям:

    Документы по вопросу возмещения из бюджета сумм НДС при импорте товаров:

    1. Ведомость банковского контроля, содержащую информацию об операциях по контракту и паспорт сделки по контракту с изменениями и дополнениями,

    2. Копии справок о подтверждающих документах по контрактам,

    3. Копии справок о валютных операциях по контрактам

    В связи с ограничением срока налажена работа по оперативности получения ответов банков из общего отдела. Как только поступил ответ банка, отдел финансового и общего обеспечения незамедлительно регистрирует и доводит в этот же день ответ банка до отделов камеральных проверок.

    Характерные нарушения валютного законодательства, выявляемые налоговыми органами.

    В ходе проверок установлено:

    - несоблюдение резидентами установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам» - в нарушение Положения ЦБ от 01.06.2004г. № 258-П организациями-участниками внешнеэкономической деятельности в банк не представлены в установленный срок документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

    Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без подачи таможенной декларации.

    - невыполнение резидентами-юридическими лицами обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за экспортируемые товары (нарушение части статьи 19 Закона №173-ФЗ).

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, работы, услуги.

    Таким образом, административная обязанность и ответственность установлены применительно к сроку оплаты товаров, устанавливаемому сторонами договора самостоятельно без каких-либо ограничений.

    - несоблюдение организацией установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям в уполномоченный банк. В результате чего были нарушены: ч. 4 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" за что предусмотрена ответственность: по ст. 15.25 ч.6 КоАП РФ:

    В отношении ОАО «Завод» было установлено, что предприятие, имея 2 счета в банке за пределами РФ, в нарушение ч.7 ст.12 ФЗ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле » не представлял ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала отчет и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода. Предприятием не представлены указанные сведения по срокам. Налоговым органом оформлено 6 протоколов (по пункту 6 статьи 15.25. и по пункту 19.7. КоАП на должностное лицо организации).

    В чем заключается данное нарушение? В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
    Порядок представления этих отчетов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 819. Порядком предусмотрено, что:

    Резидент ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала представляет в налоговый орган отчет и банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

    ОАО «Завод» предприятие представило отчеты по счетам с нарушением установленного срока.

    - несоблюдение Обществами установленных сроков представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам» от 01.06.2004г. № 258-П организациями- участниками внешнеэкономической деятельности в банк не представлены в установленный срок документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

    Налоговым органом установлено не несоблюдение ООО «Альфа» установленных сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах к внешнеторговому контракту. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске товаров в таможенной декларации. ООО «Альфа» документы представлены в банк с превышением установленного срока.

    Налоговым органом было также установлено несоблюдение ООО «Омега» установленных сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах к внешнеторговым контрактам, в данном случае справка в банк вообще не представлялась.

  • Особенности учета «разбаланса» в региональных компаниях по реализации газа

    Опубликовано: Sat, 08 Oct 2011 15:27:11 +0000

    Разбаланс газа – это разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета на ГРС) и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО.

    Ответственность за разбаланс газа распределяется между поставщиками газа и газораспределительными организациями следующим образом.

    На финансовый результат поставщика должны относиться:
    - отклонения от фактического потребления газа населением;
    - отклонения, связанные с погрешностью приборов измерения;

    Все иные причины возникновения разбаланса относятся на финансовый результат газораспределительной организации.

    В Российской Федерации отсутствует современная нормативная база определяющая порядок ведения бухгалтерского учета газоснабжения с учетом специфики, определяемой разбалансом газа.

    Однако в том случае, если отсутствует нормативная база для отражения в учете тех или иных факторов хозяйственной деятельности, бухгалтерским законодательством предусмотрено право хозяйствующего субъекта закреплять разработанные варианты учета в учетной политике организации.

    В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении региональных компаний по реализации газа специалистами налоговых органов Российской Федерации устанавливались различные варианты учета «разбаланса» газа, многие из них, становятся предметами судебных разбирательств.

    Однако в газосбытовых организациях начинает складываться следующая практика учета разбаланса газа, которая наиболее полно отвечает требованиям бухгалтерского и налогового законодательства. Рассмотрим ее на примере ООО «Регионгаз»:

    Учет разбаланса газа на примере ООО «Регионгаз»
    «Разбаланс» газа – это разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика и объемом газа, реализованным потребителем.

    1. Порядок учета положительного «разбаланса»:

    - организацией на конец месяца фиксируется положительная разница между объемом реализованного и закупленного газа, то есть организация реализует больше газа, нежели закупает;

    - разницу между реализованным и приобретенным объемами газа организация считает товаром, полученным безвозмездно, и начисляет внереализационный доход.

    2. Порядок учета «отрицательного» разбаланса:

    - организацией на конец месяца фиксируется отрицательная разница между объемами реализованного и приобретенного газа, то есть организация реализовала меньше газа, чем приобрела;

    - организация выставляет счет-фактуру на транспортирующую (газораспределительную) организацию на весь объем отрицательного разбаланса газа, уплачивает НДС;

    - поскольку транспортирующая (газораспределительная) в большинстве случаев не подтверждает дебиторскую задолженность, то в учете данная сумма остается в качестве неподтвержденной дебиторской задолженности до конца года;

    - по итогам года по решению совета директоров данная сумма неподтвержденной дебиторской задолженности списывается за счет чистой прибыли Общества.

    Данная методика учета не является универсальной, но, по мнению налоговых органов, она наиболее полно отвечает требованиям действующего бухгалтерского и налогового законодательства.
    Стоит отметить, что в большинстве реализующих компаний существует следующая тенденция – в период с января по март – более вероятен положительный разбаланс, с апреля по сентябрь – отрицательный и с октября по декабрь – отрицательный. Это связано с сезонными особенностями потребления природного газа, как населением, так и промышленными организациями.
    Вследствие таких сезонных колебаний к проблеме учета разбаланса следует подходить комплексно и рассматривать ситуацию в каждом конкретном случае не в рамках одного календарного месяца, а оценивать разбаланс по году. И в случае его наличия производить детализацию по месяцам.

  • Программа БЕСПЛАТНОГО семинара «Последствия изменений налогового законодательства 2011-2012: риски для бизнеса»

    Опубликовано: Fri, 07 Oct 2011 07:30:04 +0000

    Приглашаем 14 октября Генеральных директоров и Финансовых директоров

    «Последствия изменений налогового законодательства

    2011-2012: риски для бизнеса»

    Программа:

    10:00 – Утренний кофе и регистрация участников

    10:30 Александр Трифонов, к.ю.н., Директор по работе с клиентами КГ «ТАКО», эксперт компании Trifonovs.ru, «Практика КГ «ТАКО» по налоговому консалтингу»

    10:40 Представители Министерства Финансов РФ или Федеральной Налоговой Службы РФ *, «Основные изменения в регулировании налогообложения бизнеса»

    11:20 Наталья Гнутова, Руководитель департамента бухгалтерского аутсорсинга КГ «ТАКО», «Практические вопросы применения новых положений по НДС»

    11:40 – Перерыв на кофе-брейк

    12:00 Ирина Коробцова, Руководитель департамента МСФО и аудита КГ «ТАКО», Генеральный директор «Первая Аудиторская Компания», «Налог на прибыль: последние изменения»

    12:15 Анастасия Неверова, Заместитель руководителя юридического департамента КГ «ТАКО», «Толкование общих положений НК РФ: последние тенденции судебной практики»

    12:30 Олеся Захарчук, к.ю.н., Руководитель департамента регионального правового консалтинга КГ «ТАКО», «Практические вопросы проверки контрагентов на добросовестность»

    12:50 Елена Лысова, Генеральный директор КГ «ТАКО», «Подведение итогов и рекомендации налогоплательщикам»

    13:00 – Легкий европейский ланч с шампанским

    Информационные партнеры мероприятия: Право.ру, www.pravo.ru, Российский Налоговый Портал, www.taxpravo.ru, Новая Адвокатская Газета, www.advgazeta.ru, Журнал «Юридический бизнес», www.legal-business.ru, Журнал «PRO Долги», www.prodolgi.com, Блог Про Налог, www.blogpronalog.ru, Блог Фискала, www.blogfiscal.ru

    Предварительная регистрация на семинар обязательна, зал рассчитан на 40 участников. По вопросам регистрации на семинар обращайтесь к Ирине Яндовской:

    8 (499) 579-8007, 8 (499) 579-8008 или по e-mail: takoconsult@takoconsult.ru

    Стоимость! БЕСПЛАТНО для 1-го участника от компании, для 2-го и более участников от компании – 2500 Р.

    Как удобно добраться до места проведения семинара?

    Москва, Театральный проезд, д. 2, отель «Метрополь», зал «Чехов»

    Отель «Метрополь» расположен в самом центре Москвы напротив Большого театра.

    Зал «Чехов» находится на 2-м этаже отеля. В зале изящная лепнина, витражные окна и

    уникальная роспись художника XX века И. Нивинского на тему венецианского карнавала.

    На стенах представлена фотогалерея, посвященная великому русскому писателю А.П. Чехову.

    Парковка автомобилей свободная на улице Театральный проезд

    * Участие не подтверждено, в программе мероприятия возможны изменения

  • Кто является налогоплательщиком НДС? (ст. 143 НК РФ)

    Опубликовано: Fri, 07 Oct 2011 07:26:47 +0000

    Ответ на вопрос «Кто является налогоплательщиком НДС?» содержится в ст. 143 «Налогоплательщики» Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

    При этом надо заметить, что налогоплательщики (организации и ИП) отчитывающиеся по специальным режимам налогообложения (таким как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог) не исчисляют и не уплачивают НДС в бюджет.

    Пунктом 2 рассматриваемой статьи установлены организации, которые не признаются налогоплательщиками НДС:

    Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, а также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

    Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи), осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, и совершаемых в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленного частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона.

    Надо заметить, что в соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ положения п. 2 ст. 143 НК РФ в данной редакции действуют до 01.01.2017 г.

  • Бонус на здоровье

    Опубликовано: Thu, 06 Oct 2011 05:00:39 +0000

    В настоящее время оформление полисов добровольно­го медицинского страхования - явление достаточно распространенное и популярное. Оно дает выгоды не только сотруднику, но и компании. Во-первых, это действенный инструмент мотивации и удержания цен­ных работников. Во-вторых, элемент престижности и статуса компании. Кроме того, наличие полиса по ДМС гарантирует определенный комфорт его облада­телю при посещении лечебных учреждений, а значит, коллектив компании будет более здоровым и работо­способным. Однако этот полис имеет свои особенно­сти в части нормативного регулирования и налогоо­бложения. Рассмотрим их подробнее.

    Точка отсчета

    Возможность получения полиса ДМС работниками устанавливает сама компания в трудовых или коллек­тивных договорах, соглашениях и иных локальных нормативных актах. Это право дают ей статьи 5,9,40,41,56 Трудового кодекса. Порядок регулирования ДМС определен законом РФ от 27.11.1992г № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Феде­рации». Общие положения по ДМС также регламен­тируются главой 48 Гражданского кодекса.

    При этом у компании остается право заключать договоры ДМС на всех сотрудников организации или определенных работников. Однако при оформ­лении полиса для ограниченного круга лиц бухгал­теру необходимо обозначить перечень специали­стов, которым организация предоставляет полис ДМС. Такая норма содержится в письме Минфина от 10.05.2011г № 03-03-06/1/284.

    Налог с полиса

    Затраты на ДМС у работодателя не облагаются стра­ховыми взносами во внебюджетные фонды. Это предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ). Пункт 16 ста­тьи 255 Налогового кодекса относит траты на добро­вольное личное страхование работников к расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую базу.

    Однако бухгалтеру следует учесть три важных условия для отнесения платежей по ДМС к расходам, уменьшающим налог на прибыль. Первое - полис ДМС должен быть оформлен на срок не менее одно­го года. В противном случае (например, при расторже­нии договора) суммы, потраченные на страхование, должны быть восстановлены в составе доходов (пись­мо Минфина РФ от 07.06.2011г № 03-03-06/1/327). Другим важным условием является предельная вели­чина средств, израсходованных на ДМС, отнесения к расходам. На эти цели можно потратить не более 6 процентов от суммы, предназначенной на оплату труда. Количество застрахованных работников в ор­ганизации значения не имеет (письма Минфина Рос­сии от 04.06.2008 № 03-03-06/2/65, от 10.05.2011 № 03-03-06/1/284). Предел трат на ДМС определяется нарастающим итогом со дня вступления договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ). И, наконец, третьим усло­вием является обязательное наличие у медицинского учреждения соответствующей лицензии на осущест­вление деятельности.

    Траты по ДМС признаются в качестве расхода в том периоде, в котором в соответствии с условия­ми договора страхователем были перечислены де­нежные средства на уплату взносов. Если соглаше­ние заключено на срок более одного отчетного периода, траты признаются равномерно в течение срока его действия пропорционально количеству календарных дней.

    Стоит обратить внимание, что у компаний - стра­хователей, применяющих УСНО с объектом налого­обложения «доходы минус расходы» - учтенные траты по договорам ДМС могут вызвать налоговые споры с контролирующими органами. Дело в том, что перечень платежей, уменьшающих налогообла­гаемую базу по УСН, является закрытым. И средства на полисы ДМС в этом списке прямо не предусмо­трены (ст. 346.16 НК РФ). Несмотря на то, что под­пункт 6 пункта 1 статьи 346.16 НК предоставляет «упрощенцам» это право, в случае применения стра­хователем УСНО используется специальная норма (п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Общие же стандарты налогового законодательства, предусмотренные пун­ктом 16 статьи 255 НК, в этом случае не применяют­ся. При этом отсутствует официальная позиция Минфина и ФНС, а также сложившаяся судебная практика по данному вопросу. Поэтому предсказать позицию налоговых органов невозможно.

    Доход ли это?

    При страховании сотрудников за счет средств рабо­тодателя по договорам ДМС суммы взносов при определении налоговой базы по НДФЛ у работников не учитываются (письмо Минфина России от 04.12.2008 № 03-04-06-01/364). Таким образом, уплаченные организацией отчисления во внебюд­жетные фонды по добровольному страхованию не подлежат обложению налогом на доходы физиче­ских лиц.

    При этом компания на основании пункта 10 ста­тьи 217 НК из чистой прибыли может внести страхо­вые взносы, которые не будут облагаться НДФЛ, не только за работников, но также за членов их семей (письма Минфина России от 11.02.2011 № 03-04-06/6-23, № 03-04-06/6-24).

    Личная инициатива

    Физические липа при заключении договора ДСМ самостоятельно вправе рассчитывать на получение социального налогового вычета. На основании под­пункта 3 пункта 1 статьи 219 НК НДФЛ с дохода гражданина уменьшается на сумму денежных средств, уплаченную в виде взноса организации по договору добровольного личного страхования. При этом полюс может быть получен на себя, супруга (супругу), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет. Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, которые не могут превышать 120 тыс. рублей. Также условия предписыва­ют возврат налога только при заключении договоров с медицинскими учреждениями, зарегистрирован­ными на территории России.

    Полный перечень процедур, необходимых для оформления социального налогового вычета по ДМС, описан в письме УФНС России по г. Москве от

    07.04.2011 № 20-14/4/33391. Так, для возврата налога физическое лицо предоставляет в ИФНС по месту постановки на учет в конце налогового периода де­кларацию с приложением копий следующих доку­ментов;

    - страхового полиса;

    - соответствующих лицензий, если в указанных договорах отсутствует информация о реквизитах лицензий;

    - платежных документов или квитанций к при­ходным ордерам, банковских выписок о перечисле­нии денежных средств с расчетного счета налого­плательщика, кассовых чеков и т. д.;

    - справки о доходах за отчетный период (год, в котором были произведены расходы) по форме 2-НДФЛ.

    Налоговая декларация формы 3-НДФЛ за 2011 год должна быть подана в налоговый орган не позднее 30 апреля 2012 года (п. 1 ст. 229 НК РФ).

    Корпоративный тариф

    Цены на корпоративное обслуживание организаций в страховых компаниях существенно ниже, чем ДМС для физических лиц. Поэтому многих интере­сует вопрос, может ли компания оформить полисы по корпоративному тарифу, которые сотрудники оплатят сами?

    Такой вариант возможен, но при этом работнику, официально предоставляющему фирме средства для оформления ДМС, следует учесть: в этом случае право на получение социального налогового вычета он утрачивает (письмо Минфина России от 04.07.2011 № 03-04-05/5-475). Сама же компания эти траты не сможет отнести к расходам по налогу на прибыль, поскольку фактически их не несет. Поэтому сотрудникам стоит оценить целесообраз­ность такого шага, а также взвешенно подойти к вы­бору страховщика и корпоративного пакета пред­лагаемых им услуг.

    Сазанский Виталий Валерьевич

    Старший консультант по налогам и сборам

    Консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП

    Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

    Опубликована в журнале «Расчет», № 9 2011 год.

    Фактор Групп


В избранное