Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 2/2008


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 2/2008

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 2/2008;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Оплата налога на землю за счет денежных средств, выделенных для строительства объекта: как доказать целевое использование средств

А.А. Рябков, эксперт

Содержание

Кто платит налог на землю

Изъятие или ограничение в обороте земель. Льготы по налогу

Бюджетное учреждение и налог на землю

Отражаем начисление и уплату налога

Капитальное строительство и земельный налог

Отражение в учете земельного налога при строительстве

Не можешь работать – иди преподавать,

не нравится учить – иди проверять

(народная мудрость финансиста)

В редакцию ИД "БиНО" продолжают поступать вопросы, связанные с финансовым обеспечением капитального строительства. Многие из них касаются проблем целевого использования средств, выделенных на капитальные вложения.

Особенно часты вопросы по оплате налога на землю по строящемуся объекту. Например: "В статье "Строительная азбука для бюджетников" было написано, что "нельзя планировать и расходовать капвложения в одну стройку или объект по нескольким показателям функциональной классификации расходов". Считается ли оплата налога на землю по строящемуся объекту как расходы на производство строительных работ по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств"? Или это считается нецелевым использованием средств и относится на статью 290 "Прочие расходы", если этот вид затрат включен в сводный сметный расчет стоимости строительства?"

Поскольку аналогичная ситуация может произойти в любом учреждении – ситуация-то типичная, – мы полагаем, что ответ на него с интересом прочтут многие.

Земельный налог регламентируется главой 31 Налогового кодекса РФ и относится к местным налогам. То есть местные органы власти устанавливают конкретный размер ставок, сроки и порядок уплаты налога, дополнительные льготы, расчетные и отчетные документы.

Кто платит налог на землю

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются любые организации (в том числе бюджетные), обладающие земельными участками на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Но если земельный участок находится у бюджетного учреждения на праве безвозмездного срочного пользования или передан учреждению другой организацией по договору аренды, налог платить не надо. Потому что арендатор земельного участка уплачивает не налог, а арендные платежи за пользование участком. В этом случае налог на землю платит арендодатель, которому земля принадлежит на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Изъятие или ограничение в обороте земель. Льготы по налогу

Не признаются (пункт 2 статьи 389 НК РФ) объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, приведен в статье 27 Земельного кодекса РФ. Это земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

– государственными природными заповедниками и национальными парками;

– зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

– зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

– объектами организаций Федеральной службы безопасности;

– объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

– объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

– объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

– объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

– воинскими и гражданскими захоронениями;

– инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации;

2) часть земельных участков, ограниченных в обороте (занятых историко-культурными заповедниками, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и т.п.);

3) земельные участки из состава земель лесного фонда.

Кроме того, статьей 395 НК РФ предусмотрены отдельные льготы по уплате налога на землю. Дополнительные налоговые льготы могут устанавливаться местными органами власти.

Бюджетное учреждение и налог на землю

Мы выяснили, что бюджетное учреждение платит налог на землю, только если оно владеет земельным участком. То есть у него есть право или собственности, или постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не изъятым из оборота (не ограниченным в обороте).

Бухгалтеру учреждения целесообразно проверить и возможность применения льгот.

Очень многое зависит от формы оформления земельных отношений. Если учреждение арендует земельный участок, оно не платит налог на землю.

Отражаем начисление и уплату налога

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н, расходы на уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов, относятся на статью 290 "Прочие расходы".

Пример. ФГУ "Научный центр" произвело расчет земельного налога за 2007 г. Общая сумма налога, подлежащая уплате в местный бюджет с учетом ранее перечисленных авансовых платежей, составила 5 800 руб.

Бухгалтер сделал следующие записи:

– начислен земельный налог – 5 800 руб.

Дебет  1 401 01 290 "Прочие расходы"

Кредит  1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет";

– перечислена сумма налога в доход бюджета – 5 800 руб.

Дебет  1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит  1 201 01 610 "Выбытия средств учреждения с банковских счетов"

или  1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам".

Капитальное строительство и земельный налог

В обычной деятельности бюджетного учреждения расходы на уплату земельного налога списываются в зависимости от вида деятельности (бюджетная или предпринимательская) в дебет счета 1 401 01 290 "Прочие расходы" или 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Изменится ли порядок отражения в учете данных операций, если бюджетное учреждение выступает заказчиком строительства?

Обратимся к "строительным" нормативным актам.

Для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ предназначена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 (далее – Методика). По ней же формируются цены на строительную продукцию. Методику должны использовать все организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно Методике в первую главу сводного сметного расчета "Подготовка территории строительства" включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. К этим работам и затратам могут относиться в том числе плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства и выплата земельного налога (аренды) в период строительства.

Проектная документация проходит обязательную государственную экспертизу в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". При этом заказчик строительства должен получить для объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов, положительное заключение об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств, направляемых на капитальные вложения.

В вопросе читателя делается упор на то, что сумма налога на землю включена в сводный сметный расчет стоимости строительства. Но проектно-сметная документация в любом случае проходит государственную экспертизу, которая обязана дать заключение, в том числе по стоимости строительства, и при необходимости исключить из нее затраты, не предусмотренные нормативными правовыми актами. В нашем примере налог на землю остался в сметах по строительству объекта.

Отражая в учете хозяйственную операцию по приемке работ или услуг, бухгалтер нередко становится перед выбором, какой счет бюджетного учета использовать – 1 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" или 1 401 00 000 "Финансовый результат учреждения. Чтобы принять верное решение, уточните, как формируется первоначальная стоимость нефинансовых активов. Если есть сомнение – 106 или 401, – необходимо обратиться к пункту 12 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее – Инструкция № 25н).

Согласно норме пункта 12 Инструкции № 25н вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются в том числе суммы, уплачиваемые организациям за проведение работ по договору строительного подряда и иным договорам, а также иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Если суммы земельного налога включены в сводный сметный расчет стоимости строительства, значит, они непосредственно связаны с сооружением объекта основных средств.

Отражение в учете земельного налога при строительстве

Стоимость затрат по подготовке территории строительства включается в затраты на незавершенное строительство объектов по прямому назначению. Если строится несколько объектов, стоимость уплаченного земельного налога распределяется пропорционально договорной (сметной) стоимости строящихся объектов.

Таким образом, если затраты по земельному налогу включены в сводный сметный расчет стоимости строительства, в учете заказчика строительства формируются капитальные вложения в основные средства:

Дебет  0 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"

Кредит  0 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств".

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 2/2008 читайте также:

Применение функциональной классификации
Еще раз о целевом использовании средств
Если бы речь шла только о земельном налоге

Cодержание журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 2/2008

Тема номера: изменения бюджетного законодательства
Е.А. Малинина. Деятельность бюджетных учреждений в условиях реформированного Бюджетного кодекса

Основные понятия согласно новому Бюджетному кодексу РФ

Особенности правового положения бюджетных учреждений

Обеспечение функций бюджетного учреждения

Закупки бюджетного учреждения

Заключение

Е.А. Малинина. Федеральный бюджет – 2008–2010

Основные характеристики федерального бюджета

Нормативы распределения доходов

Индексация ставок отдельных видов платежей в 2008 году

Администрирование доходов бюджетов в 2008 году

Использование средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями

Использование бюджетных ассигнований на 2008 год

Установление отдельных расходных обязательств РФ

Межбюджетные трансферты

Бюджетные кредиты субъектам РФ в 2008 году

Обслуживание отдельных счетов участников бюджетного процесса в 2008 году

Особенности исполнения федерального бюджета в 2008 году

Заключение

Строительство
А.А. Рябков. Оплата налога на землю за счет денежных средств, выделенных для строительства объекта: как доказать целевое использование средств

Кто платит налог на землю

Изъятие или ограничение в обороте земель. Льготы по налогу

Бюджетное учреждение и налог на землю

Отражаем начисление и уплату налога

Капитальное строительство и земельный налог

Отражение в учете земельного налога при строительстве

Применение функциональной классификации

Еще раз о целевом использовании средств

Если бы речь шла только о земельном налоге

Итого

Трудовое законодательство
Л.П. Фомичева. Методика расчета среднего заработка обновлена

Выплаты, которые не учитываются при расчете

Среднедневной заработок для отпуска

Календарные дни в не полностью отработанном месяце

Суммированный учет рабочего времени

Учет премий

Повышение окладов

Вахтовый метод работы

Праздничные дни

О.Л. Лобанова, Е.Г. Сахарова, Н.В. Земская. Материальная ответственность

Что такое матответственность

Когда возникает материальная ответственность

Виды материальной ответственности

За что отвечают работники

Материальная ответственность работодателя

Налогообложение
С.В. Балдина. Что изменилось в Налоговом кодексе

Глава 23 НК РФ

Глава 25 НК РФ

Наши электронные продукты
Е.С. Архипцова. "БиНО: Актуально": отстаиваем свою позицию при проверке

Как найти документ

Как распечатать документ

Обзор документов
Новое в законодательстве

Денежное довольствие, оплата труда

Исполнение бюджета

Обеспечение

Образование

Пенсионное обеспечение

Прохождение службы

Социальная поддержка

Стипендии

Страхование

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Государственная служба"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2007 г. и 2006 г. Стоимость комплекта (12 журналов и 12 сборников документов) за 2007 г. составляет 5 665 руб., а за 2006 г.  – 2 750 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное