Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 11/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Войсковые части и экология: разработка нормативов и уплата взносов за негативное воздействие на окружающую среду

А.А. Рябков, полковник, Минобороны России, начальник отдела

Содержание

Правовая база

Обязаны ли воинские части перечислять плату за негативное воздействие

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды, в том числе перечисление экологических платежей, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон об охране окружающей среды).

В статье 3 этого закона установлен принцип платности природопользования, на основе которого должна осуществляться любая хозяйственная и иная деятельность. Распространяется закон на всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и на воинские части.

Фактически плата за негативное воздействие на окружающую среду начала взиматься с 1993 г. (тогда она называлась платой за загрязнение окружающей природной среды), то есть до принятия Закона об охране окружающей среды, и все это время не затихали споры по вопросу ее законности. Наконец, в 2002 г. Конституционный суд РФ (определение от 10 декабря 2002 г. № 284-О) сделал вывод, что данные платежи по своей правовой природе не являются налоговыми, следовательно, на них правила, установленные Налоговым кодексом РФ, не распространяются.

В 2005 г. порядок уплаты и форма расчетов экологических платежей, действовавшие с 1993 г., были отменены. Для ликвидации правового пробела Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) приказом от 23 мая 2006 г. № 459 утвердила новую форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок его заполнения и представления.

Итак, платить за загрязнение природы необходимо (хотя лучше было бы ее не загрязнять) – в этом сегодня никто не сомневается. Однако по-прежнему у многих коммерческих и бюджетных организаций, в том числе воинских частей, остаются вопросы: сколько платить? когда это делать? какие документы составлять и куда представлять?

Часто эти вопросы возникают слишком поздно – тогда, когда территориальные органы по защите окружающей среды грозятся принять к нарушителям меры воздействия. Почему это происходит? Конечно, в определенной степени виноваты командиры и начальники. Но есть и объективная причина – слишком сложная правовая база. Ведь специалисты воинской части предварительно должны произвести сложные расчеты, чтобы установить объем вредных отходов, выбросов и сбросов. Надеемся, что наша статья поможет им в этом.

Правовая база

Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Ростехнадзор. Эти права ему приданы Правительством РФ согласно пункту 2 Постановления от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Систему природоохранного законодательства РФ составляют, помимо упомянутого Закона об охране окружающей среды, также следующие законы и подзаконные нормативные правовые акты:

– Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

– Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее – Постановление № 632);

– Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов";

– Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее – Постановление № 344);

– Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26 января 1993 г.;

– приказ Ростехнадзора от 29 марта 2006 г. № 251 "О распределении полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду";

– приказ Ростехнадзора от 23 мая 2006 г. № 459 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее – Приказ № 459);

– приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Кроме того, при решении спорных вопросов со структурными подразделениями Ростехнадзора руководителю и бухгалтеру воинской части могут быть полезны следующие документы:

– Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

– Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития";

– Постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";

– приказ МПР России от 15 июня 2001 г. № 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды";

– приказ МПР России от 2 декабря 2002 г. № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода";

– приказ МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";

– письмо Ростехнадзора от 4 сентября 2006 г. № 04-09/626 (о расчете платы за загрязнение при неорганизованном сбросе сточных вод);

– письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145 "О плате за негативное воздействие в отношении отходов";

– письмо Минфина России от 12 июля 2006 г. № 03-07-03-07/44 "О предоставлении МГУП льгот по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части перечисления в бюджет г. Москвы".

Обязаны ли воинские части перечислять плату за негативное воздействие

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду может быть следующих видов:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр, почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Многие воинские части имеют такие вредные источники воздействия на окружающую среду, как автомобильная и бронетанковая техника, пункты заправки горючим и смазочными материалами, пункты технического обслуживания и ремонта и т.п. Кроме того, на балансе некоторых воинских частей могут находиться объекты теплового хозяйства, водоснабжения, канализации и водоотведения. Почти у всех воинских формирований временно размещаются обычные отходы потребления (мусор, отходы солдатской столовой, бумага, неиспользуемые материалы от разборки списанного имущества и др.), которые также отрицательно влияют на природу.

Таким образом, воинские части обязаны перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Подчеркнем еще раз, что законодатель не установил льгот в этом отношении для организаций, которые финансируются только из одного источника – федерального бюджета – и не имеют других источников доходов.

Единственное исключение – воинские части, которые не имеют других вредных для экологии выбросов, кроме твердых бытовых отходов, и заключают договоры на вывоз мусора со сторонними организациями.

Ранее, когда сбором экологических платежей занималась налоговая служба, специалисты по экологии разъясняли, что и в этом случае необходимо перечислять данные платежи.

Сегодня позиция по этому вопросу изменилась. Показателен в этом отношении ответ Ростехнадзора на запрос ФНС России относительно отходов, образующихся у территориальных органов и центрального аппарата ФНС России (письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). Согласно этому письму обязанность внесения платы может быть возложена на специализированные организации, оказывающие услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Однако это должно быть зафиксировано договором.

Есть еще один немаловажный вопрос. Как правило, воинские части не являются юридическими лицами.

А нормативные акты – одни определяют, что должны платить все субъекты хозяйственной деятельности, другие – только индивидуальные предприниматели и юридические лица (статья 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее – Закон № 89-ФЗ). При буквальном толковании Закона № 89-ФЗ следует, что в нем речь идет только о плате за содержание отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования в специально оборудованных сооружениях. Прежде всего, это касается индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся деятельностью по размещению отходов. Однако окончательно ответить на вопрос, является ли отсутствие статуса юридического лица основанием не платить за размещение отходов, может дать только правоприменительная практика.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006 читайте также:

Нормативы (ставки) платы
Кому платить
Куда и какие документы необходимо представлять плательщикам

Правила заполнения Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Порядок перечисления платежей

Проекты нормативов
Как самостоятельно разработать проекты нормативов

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу

Поручаем разработку проектов нормативов специализированной организации
Отражение в бюджетном учете платы за негативное воздействие на окружающую среду

Содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 11/2006

Методология бюджетного учета
Г.И. Маклева. Отражение в бухгалтерском учете учреждения как администратора бюджетных средств операций по исполнению бюджета
Тема номера: экологические платежи
Л.А. Скобелева. Плата за негативное воздействие на окружающую среду с точки зрения органов государственной власти

История экологических платежей

Система природоохранного законодательства РФ

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

Кто является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду

Понижение платы за негативное воздействие на окружающую среду и освобождение от нее

Привлечение к административной ответственности за невнесение платы в установленные сроки

Последствия неуплаты административного штрафа

Л.П. Фомичева. Расчет и налогообложение экологических платежей. Что надо учесть учреждению

Сроки внесения платы

Порядок представления отчетности

Ставки платы и разработка нормативов и лимитов выбросов и отходов

Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ

Заполнение расчета платы

Особенности включения платы в расходы при налогообложении

А.А. Рябков. Войсковые части и экология: разработка нормативов и уплата взносов за негативное воздействие на окружающую среду

Правовая база

Обязаны ли воинские части перечислять плату за негативное воздействие

Нормативы (ставки) платы

Кому платить

Куда и какие документы необходимо представлять плательщикам

Проекты нормативов

Как самостоятельно разработать проекты нормативов

Поручаем разработку проектов нормативов специализированной организации

Отражение в бюджетном учете платы за негативное воздействие на окружающую среду

Налогообложение
И.Н. Ивер. Налог на доходы физических лиц: вопросы и ответы

Оплата расходов работника или членов его семьи

Материальная помощь и подарки

Стандартные налоговые вычеты

НДФЛ при увольнении работника

Сроки перечисления НДФЛ

Обзор документов
Новое в законодательстве

Вещевое обеспечение

Государственная регистрация

Государственный и муниципальный заказ

Денежное довольствие, оплата труда

Квалификационные требования и категории

Налогообложение

Проезд на транспорте

Прохождение службы

Социальная поддержка

10 лет вместе!
Кроссворд "Экологические платежи"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное