Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 4/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 4/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 4/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

"Ловушки" для работодателя

С.В. Балдина, генеральный директор Центра финансовых экспертиз,

М.С. Мухин, начальник Управления ОРД ФСКН России

Привлечение к административной ответственности

Если нарушителя нельзя привлечь к уголовной ответственности, прокурор нередко выносит представление о привлечении его к ответственности административной. Это может сделать также уполномоченное лицо без участия прокурора.

Административные правонарушения, выявляемые государственной инспекцией труда

Проверять соблюдение законодательства о труде и охране труда, а также некоторые другие смежные нормы права уполномочена прежде всего федеральная инспекция труда и подведомственные ей учреждения. После административной реформы она называется Федеральная служба РФ по труду и занятости (сокращенно Роструд). Со всеми вопросами по применению трудового законодательства, а также в том случае, если возникли споры с проверяющими, необходимо обращаться в данную службу по адресу: 109012, г. Москва, Биржевая пл., д. 1.

Роструд подведомственен Минздравсоцразвития России. Поэтому жалобы и предложения относительно работы Роструда или его подразделений можно направлять и в данное министерство по адресу: 127994, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3.

Согласно статье 23.12 и пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей инспекции вправе составлять протоколы и рассматривать дела о следующих административных правонарушениях:

- нарушение законодательства о труде и об охране труда (часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ);

- нарушение работодателем норм, связанных с коллективными договорами и т.п. (статьи 5.28-5.34 КоАП РФ);

- сокрытие страхового случая (статья 5.44 КоАП РФ).

Кроме того, согласно подпункту 16 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ инспекции труда уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- нарушение законодательства о труде и охране труда долж­ностным лицом, который раньше уже подвергался административному наказанию за аналогичное нарушение (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ - наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет);

- нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (статья 5.42 КоАП РФ).

Как и любой другой надзорный государственный орган, федеральная инспекция труда и ее инспекции вправе также составлять протоколы в том случае, если должностное лицо:

- не повинуется законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, или мешает ему выполнять свои служебные обязанности (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ);

- не выполняет в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ);

- не принимает меры по устранению условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6 КоАП РФ);

- не представляет в государственный орган сведения, необходимые тому по закону, или делает это несвоевременно, не в полном или искаженном виде (статья 19.7 КоАП РФ).

При этом согласно статье 23.1 КоАП РФ дела о правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ, рассматривают суды (как правило, мировые судьи).

Обращаем ваше внимание на то, что с 12 августа 2005 г. вступили в силу важные поправки в статью 5.27 КоАП РФ. Ее чаще всего применяли государственные инспекции труда. Поправки были внесены Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 45-ФЗ).

Закон № 45-ФЗ расширил состав субъектов, привлекаемых к ответственности по данной статье. Теперь помимо должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (они в прежней редакции закона приравнивались к должностным лицам на основании статьи 2.4 КоАП РФ) к ним относятся и юридические лица.

Размер штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей не изменился и по-прежнему составляет от 500 до 5 000 руб. А вот на юридических лиц (помимо штрафов на должностных лиц этого юридического лица) может быть наложен штраф в сумме от 30 000 до 50 000 руб. Кроме того, их деятельность может быть приостановлена в административном порядке на срок до 90 суток, но сделать это вправе только суд.

Если юридическое лицо совершило административное правонарушение, но при этом выявлены конкретные должностные лица, по чьей вине это произошло, допускается привлекать к административной ответственности по одной и той же норме права как юридическое лицо, так и должностных лиц.

Об этом сказано в пункте 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление № 5).

Административные правонарушения, выявляемые налоговой инспекцией

Нанимая работников, работодатель берет на себя определенные обязательства в сфере законодательства о налогах и сборах (прежде всего касающиеся так называемых "зарплатных" налогов), а в некоторых случаях - и в сфере бухгалтерского учета.

Поэтому работодатель может быть привлечен к административной ответственности по нормам, хорошо знакомым многим бухгалтерам:

- за нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 15.5 КоАП РФ);

- за непредставление в установленный законом срок (неполное или искаженное представление) или отказ от представления документов, необходимых для налогового контроля (прежде всего это сведения о доходах физических лиц) (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ);

- за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов. Под грубым нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% либо искажение любой статьи бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% (статья 15.11 КоАП РФ).

Возбуждать производство по делу о названных административных правонарушениях (то есть составлять протоколы) вправе должностные лица налоговых органов (подпункт 5 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ). Это касается также упомянутых в предыдущем разделе правонарушений по части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 19.5, статьям 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Однако согласно статье 23.1 КоАП РФ рассматривать дела по указанным правонарушениям и выносить постановления о назначении административного наказания вправе только суды (как правило, мировые судьи).

Административные правонарушения, выявляемые органами внутренних дел (милицией)

Привлекая к работе иностранцев, работодатель может вступить в сферу действия норм главы 18 КоАП РФ, которые обеспечивают режим пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Здесь предусмотрены наказания за следующие нарушения:

- нарушение работодателем или заказчиком правил привлечения и использования в РФ иностранных работников (часть 1 статьи 18.10 КоАП РФ);

- непредставление или несвоевременное представление установленных законодательством РФ документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством РФ (часть 2 статьи 18.11 КоАП РФ). Данные документы представляются по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в сфере миграции, либо его территориального органа.

Бывает, что гражданину неправомерно отказываются предоставить документы и материалы, непосредственно затрагивающие его права и свободы (например, связанные с работой). Тогда органы внутренних дел (милиция) вправе возбудить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации" КоАП РФ.

Милиция вправе возбуждать производство также по статьям, упомянутым в предыдущих разделах, - части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 19.5, статьям 19.6 и 19.7 КоАП РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Но рассматривать дела по таким правонарушениям и выносить постановления о назначении административного наказания будут суды (статья 23.1 КоАП РФ).

Административные правонарушения, выявляемые органами прокуратуры

Прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)" КоАП РФ, то есть при нарушениях правил главы 14 ТК РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 28.4 КоАП РФ.

Рассматривает это дело и принимает решение о назначении административного наказания суд (статья 23.1 КоАП РФ).

Административные правонарушения, выявляемые военкоматами

Если трудовой договор заключает гражданин, который является военнообязанным и подлежит призыву на военную службу, он предъявляет работодателю документы воинского учета. Об этом говорится в статье 65 ТК РФ.

При этом руководители или должностные лица, ответственные за военно-учетную работу, обязаны:

- оповещать граждан о повестках военных комиссариатов;

- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по этим повесткам;

- направлять в военные комиссариаты по их запросам (в течение двух недель) сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Это следует из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ).

Кроме того, согласно Закону № 53-ФЗ организации и их должностные лица обязаны исполнять требования Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541 (далее - Положение).

Согласно пункту 3 данного Положения воинскому учету под­лежат:

- граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

- граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и указанные в приложении к Положению.

Согласно разделу IV Положения организации ведут воинский учет граждан в личных карточках формы № Т-2, утвержденной Федеральной службой государственной статистики (Росстатом). Раздел 2 личной карточки заполняется на основании следующих документов:

- для граждан, пребывающих в запасе, - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Чтобы в воинском учете не было нарушений, руководители или должностные лица, ответственные за военно-учетную работу, обязаны (помимо указанного выше):

- принять у поступающих на работу (учебу) военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов) и удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;

- установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;

- направить граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в военный комиссариат по месту жительства;

- сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - с учетными данными органов местного самоуправления;

- ежегодно представлять в военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

- сообщать в военные комиссариаты (в течение двух недель) обо всех гражданах, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, из числа принятых на работу (учебу) или уволенных с работы;

- своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;

- направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.

В личных карточках граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, делается отметка "снят с воинского учета по возрасту" или "снят с воинского учета по состоянию здоровья". Предельный возраст пребывания в запасе определен в статье 53 Закона № 53-ФЗ.

Военные комиссариаты совместно с органами местного самоуправления контролируют ведение воинского учета в организациях.

Очень часто руководители вновь созданных организаций или работники их кадровых служб не имеют понятия о своих обязанностях в области воинского учета, а значит, могут попасть в сферу действия главы 21 "Административные правонарушения в области воинского учета" КоАП РФ.

Согласно статье 23.11 и пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ военные комиссары вправе составлять протоколы и рассматривать дела, если руководитель организации или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу, совершили следующие административные правонарушения:

- не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (статья 21.1 КоАП РФ);

- не оповестили граждан о вызове по повестке в военный комиссариат или не обеспечили им возможность своевременно явиться по этой повестке (статья 21.2 КоАП РФ);

- не сообщили в военный комиссариат о гражданах, состоящих на воинском учете (или обязанных состоять, но не состоящих), из числа принятых на работу (учебу) либо уволенных с работы (отчисленных) (часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ).

Сроки давности привлечения к административной ответственности
Если правонарушение является оконченным

На основании КоАП РФ можно привлекать к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с того момента, когда имеются все его признаки, указанные в законе.

Если в нормативном правовом акте сказано, что обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, то правонарушение является оконченным после того, как истек этот срок. Это оговорено в пункте 19 постановления № 5.

В статье 4.5 КоАП РФ установлены сроки, в течение которых можно привлечь к административной ответственности. Так, там сказано, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, если истекло два месяца с того дня, когда было совершено это правонарушение. Это так называемый общий срок давности привлечения к административной ответственности.

Если установленный период прошел, то это безусловное основание, чтобы прекратить дело об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

За некоторые виды нарушений (нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства и др.) статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрен более длительный специальный срок. Он равен одному году с того дня, когда совершено это правонарушение. Такой же срок (один год) применяется к правонарушениям, за которые нарушителя наказывают дисквалификацией. Это относится, например, к деяниям, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ.

Пример 6. В статье 123 ТК РФ установлено, что работодатель должен утвердить график отпусков не позднее, чем за две недели до начала календарного года.

К 17 декабря 2005 г. организация этого не сделала. В марте 2006 г. трудовая инспекция выявила данное нарушение. Однако к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ руководителя организации привлечь нельзя, так как к моменту проверки уже прошло два месяца со дня правонарушения.

Пример 7. Работник уходит в отпуск с 19 декабря 2005 г. В коллективном (трудовом) договоре организации установлено, что зарплата выдается 25-го числа текущего месяца и 12-го числа следующего месяца. Однако в договоре не сказано, в течение какого времени выплачиваются отпускные. Обычно работники получают их вместе с той зарплатой, которая непосредственно предшествует отпуску.

12 декабря 2005 г. работник получил зарплату за вторую половину ноября, но отпускные ему в этот день не выплатили. При этом ему срочно были нужны деньги, чтобы приобрести путевку. Поэтому он обратился в государственную инспекцию труда. 14 декабря 2005 г. эта инспекция проверила, соблюдается ли в организации трудовое законодательство.

Привлечь работодателя к ответственности (по статье 5.27 КоАП РФ) 14 декабря 2005 г. нельзя, так как отпускные должны быть выплачены не позднее, чем за три дня до начала отпуска, то есть не позднее 15 декабря 2005 г. (статья 136 ТК РФ). И если работодатель выплатит их 15 декабря 2005 г., то административного правонарушения не будет, а вот после этой даты можно назначить административное наказание.

Если правонарушение является длящимся

Если правонарушение является длящимся, то сроки, о которых говорится в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться с того дня, когда обнаружено это нарушение (часть 2). Днем обнаружения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Важно понять, какое нарушение называется длящимся. Поскольку в действующем законодательстве его определение отсутствует, необходимо ориентироваться на определение в постановлении Пленума Верховного суда СССР от 4 марта 1992 г. "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям", общепризнанное в теории права.

Здесь сказано (пункт 4), что длящееся правонарушение - это действие или бездействие, которое сопряжено с длительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на лицо законом, и которое прекращается вследствие действий самого виновного, направленных на это, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, вмешательство государственных органов).

Если какая-то работа, предусмотренная в нормативном правовом акте, не выполнена к сроку, то такое нарушение не является длящимся. Срок давности по такому правонарушению исчисляется с того момента, когда наступил установленный срок. Это также указано в пункте 14 постановления № 5.

Допустим, в нормативных документах не установлен срок, к которому следует выполнить какие-либо должностные обязанности. Если такие обязанности не выполняются, то это правонарушение может быть признано длящимся при определенном условии: противоправное деяние должно совершаться в момент его обнаружения, пока государственные органы не пресекут его или пока должностное лицо само не прекратит это деяние. С данного момента исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности.

Пример 8. В ходе проверки государственная инспекция труда установила, что в организации нарушается пункт 40 "Правил ведения и хранения трудовых книжек…", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225: не ведется книга учета трудовых книжек и вкладышей в них. Данное правонарушение может быть отнесено к длящимся. Ведь в нормативных правовых актах не установлен конкретный срок, чтобы завести такую книгу. Срок давности (два месяца) начинает исчисляться с того момента, когда государственная инспекция обнаружила это нарушение.

Общие правила исчисления сроков давности

Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам - со дня, следующего за тем днем, когда было совершено или обнаружено это правонарушение.

Часто правонарушение заключается в бездействии. Тогда должно быть предоставлено время, чтобы исполнить соответствующую обязанность. И срок привлечения к административной ответственности будет исчисляться с того дня, который следует за последним днем предоставленного времени. Это оговорено в пункте 14 постановления № 5.

Понятие аналогичного правонарушения при применении сроков давности

Некоторые нарушения законодательства о труде и охране труда караются дисквалификацией, и срок давности по ним составляет один год. В частности, в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ говорится об ответственности, которую несет должностное лицо, если оно уже совершало аналогичное нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Под аналогичным следует понимать такое же, а не любое другое нарушение законодательства о труде и охране труда (пункт 17 постановления № 5).

Пример 9. Работодатель однажды не произвел расчет при увольнении И.А. Иванова. Затем он не произвел расчет при увольнении П.П. Петрова. В таком случае можно говорить об аналогичном правонарушении. Ответственность за него определена в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности
Составление протокола

Если административное правонарушение совершено уполномоченным лицом, то составляется протокол. Исключение из этого правила касается дел, которые возбудила прокуратура (например, по статье 13.11 "Нарушение установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)" КоАП РФ). В этом случае составляется постановление.

Как составлять протокол и какие данные в нем следует указать, сказано в статье 28.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлено нарушение (статья 28.5 КоАП РФ). Если дополнительно нужно выяснить обстоятельства дела либо данные о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, то протокол следует составить в течение двух суток с того момента, когда выявлено это правонарушение.

Иногда в протоколах имеются недостатки, которые подразделяются на существенные и несущественные.

Существенные недостатки - это отсутствие данных, перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Это, например, данные о том, владеет ли виновное лицо языком, на котором ведется производство по делу, предоставлен ли переводчик при составлении протокола и т.п.

Несущественными являются такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. Иногда нарушаются сроки, которые установлены, чтобы составить протокол о правонарушении и направить его для рассмотрения судье (статьи 28.5 и 28.8 КоАП РФ). Этот недостаток тоже относится к несущественным. Ведь указанные сроки не являются пресекательными.

Допустим, при составлении протокола не было человека, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Однако этому лицу было сообщено, в какое время и где будет составляться протокол. В назначенный срок человек не явился и не уведомил о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (пункт 4 постановления № 5). Этот недостаток протокола также является несущественным.

В статье 28.8 КоАП РФ сказано следующее. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Это должно произойти в течение суток с того момента, когда составлен протокол (вынесено постановление) об административном правонарушении.

Рассмотрение дела

Дело об административном правонарушении, как правило, рассматривается в 15-дневный срок. Этот срок исчисляется с того дня, когда судья, уполномоченный орган или должностное лицо получили протокол и другие материалы дела (статья 29.6 КоАП РФ).

Чтобы соблюсти установленные сроки, судья должен быстро известить лиц, участвующих в деле, когда и где состоится судебное заседание. В КоАП РФ нет каких-либо ограничений, связанных с таким извещением. Оно зависит от конкретных обстоятельств. Можно использовать любые доступные средства связи, которые позволяют контролировать, получил ли адресат информацию (судебную повестку, телеграмму, телефонограмму, факс и т.п.). Адресат считается извещенным даже в том случае, если с места его жительства или регистрации поступило сообщение о том, что он фактически не проживает по тому адресу, который указал (пункт 6 постановления № 5).

Если дело об административном правонарушении возбуждено по инициативе прокурора, то он тоже должен быть извещен, когда и где будет рассмотрено дело (часть 2 статьи 25.11 КоАП РФ).

Органы и должностные лица, которые составили протокол, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении (круг этих лиц перечислен в главе 25 КоАП РФ). Поэтому они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные определения и постановления судей. Вместе с тем эти лица могут быть вызваны в суд, если нужно выяснить возникшие вопросы (пункт 10 постановления № 5).

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы (пункт 2 статьи 29.7 КоАП РФ). Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется дело. Далее дают показания другие лица, участвующие в производстве по делу. Заслушиваются пояснения специалиста и заключение эксперта. Потом исследуются иные доказательства. Если в деле участвует прокурор, то он сообщает свое заключение.

Постановление по делу должно быть объявлено в полном объеме сразу же, как только закончено его рассмотрение. В КоАП РФ не предусмотрено, чтобы оглашалась только резолютивная часть постановления.

Содержание постановления должно отвечать требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Это постановление может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Срок обжалования - 10 суток, начиная с того дня, когда вручена или получена копия постановления. По истечении данного срока постановление вступает в законную силу (статья 31.1 КоАП РФ).

В связи с бюджетной реформой (введением КБК и пр.) лицо, привлеченное к административной ответственности, не всегда знает, в какой бюджет и по каким кодам следует уплатить штраф. Поэтому в настоящее время рассматриваются поправки в КоАП РФ. Такие поправки должны устранить технические препятствия для уплаты административного штрафа. А именно: предлагается, чтобы в постановлении о привлечении к административной ответственности в виде штрафа обязательно указывались все необходимые реквизиты для платежа. Табл. 2 ( с. 74) показывает, какие санкции ожидают правонарушителя за административные нарушения.

Если будет нарушена процедура привлечения к административной ответственности, то виновный иногда может уйти от ответственности. И это несмотря на то, что нарушение действительно имело место. Приведем два таких примера из судебной практики. Хотя в одном из них рассмотрено нарушение законодательства о контрольно-кассовой технике, использовать приведенные аргументы можно и в том случае, когда к ответственности привлекаются по иным основаниям (в том числе в спорах с государственной инспекцией труда).

Пример 10. При составлении протокола об административном правонарушении налоговая инспекция нарушила срок, установленный в КоАП РФ. При этом никаких оправданий этого нарушения не было. Поэтому суд пришел к обоснованному выводу, что инспекция нарушила процедуру привлечения к административной ответственности (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 ноября 2003 г. № А56-22748/03).

Пример 11. Налоговая инспекция 14 октября установила, что нарушено законодательство о применении контрольно-кассовой техники. При этом в акте проверки указано, что руководитель приглашается в налоговую инспекцию 15 октября, чтобы рассмотреть акт. Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ были составлены в один день (15 октября).

При таких обстоятельствах нельзя считать, что нарушитель был надлежащим образом извещен о том, когда и где составлен протокол, а также когда и где будет рассматриваться дело. Тем самым он был лишен гарантий защиты, предоставленных КоАП РФ. Ведь виновный не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными. Они не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранить эти недостатки отсутствует.

В связи с тем, что инспекция существенно нарушила порядок привлечения к административной ответственности, взыскание, наложенное на руководителя, является незаконным (см. постановление Президиума ВАС РФ от 3 августа 2004 г. № 5960/04).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 4/2006 читайте также:

Виды ответственности за нарушения трудового законодательства и иных норм, связанных с привлечением рабочей силы
Привлечение к уголовной ответственности
Привлечение к налоговой ответственности

Содержание журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 4/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Санкционирование расходов как инструмент организации и исполнения бюджета

Санкционирование расходов в рамках бюджетного учета

Методика и способы учета бюджетных обязательств

Отражение санкционирования расходов в отчетности

Документооборот при осуществлении операций санкционирования расходов

Тема номера: Ответственность юридических и должностных лиц
С.В. Балдина, М.С. Мухин, А.А. Куликов. Взыскание налоговых санкций с 1 января 2006 года: новое как хорошо забытое старое

Из истории вопроса

Порядок взыскания штрафов с 1 января 2006 г.

Процедура внесудебного взыскания штрафов

Как можно обжаловать решение о взыскании

Взыскание штрафов во внесудебном порядке. Интервью с начальником отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Минфина России С.В. Разгулиным

Новый порядок взыскания налоговых санкций

Обжалование решения налогового органа

С.В. Балдина, М.С. Мухин. "Ловушки" для работодателя

Виды ответственности за нарушения трудового законодательства и иных норм, связанных с привлечением рабочей силы

Привлечение к уголовной ответственности

Привлечение к административной ответственности

Привлечение к налоговой ответственности

Методология бюджетного учета
Е.А. Сафохина, С.Н. Кормилицына. Матобеспечение участников спортивных соревнований и сборов

Какие соревнования и сборы проводятся в Вооруженных Силах РФ

Материальное обеспечение

Награждение команд и отдельных спортсменов-победителей спортивных соревнований

Налогообложение доходов участников и победителей соревнований

Обзор документов
Новое в законодательстве

Вещевое обеспечение

Денежное довольствие, оплата труда

Должности и звания личного состава

Компенсации

Образование

Отпуска

Социальное обеспечение

Юридическая помощь военнослужащим

10 лет вместе!
Конкурс "С шуткой по жизни"
Кроссворд "Ответственность юридических и должностных лиц"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах, которые пройдут в Белокурихе (Алтайский край) и Сочи, можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) составляет 2332 руб, а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) - 3168 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное