Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N4/2012


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2012

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "Некоммерческие организации" № 4/2012;
– Информацию о подписке на наши издания.

Сувенирная продукция в некоммерческой организации: приобретение, распространение, учет

Вносим изменения в локальные акты
Вносим изменения в учетную политику

Разрабатываем методику налогового учета

Устанавливаем метод начисления амортизации нематериальных активов

Разработанный логотип и исключительное право на него организация может принять к учету в качестве объекта нематериальных активов.

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ имущество признают амортизируемым, если в отношении него выполняются следующие условия:

– имущество находится у налогоплательщика на праве собственности;

– срок полезного использования имущества составляет более 12 месяцев;

– первоначальная стоимость имущества составляет более 40 000 руб.;

– налогоплательщик использует имущество для извлечения дохода;

– стоимость имущества погашается путем начисления амортизации.

При этом налогоплательщик имеет возможность выбрать метод начисления амортизации: линейный или нелинейный. Выбранный метод устанавливают в учетной политике.

При этом следует помнить, что выбранный для целей налогового учета метод начисления амортизации применяют ко всем объектам амортизируемого имущества, кроме нематериальных активов, входящих в восьмую, девятую и десятую амортизационные группы. В отношении имущества, входящего в названные группы, применяется только линейный метод начисления амортизации, независимо от того, какой метод выбрал налогоплательщик. Эти нормы установлены в пункте 1 статьи 259 НК РФ.

При применении нелинейного метода амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе), при применении линейного метода – отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества (пункт 2 статьи 259 НК РФ).

Устанавливаем метод оценки покупных товаров

Порядок налогового учета сувениров, предназначенных для продажи, в целом ничем не отличается от учета других товаров, реализуемых организацией за плату. Организация, реализующая сувенирную продукцию, учтенную в качестве товаров, должна установить в учетной политике, по какому методу следует их оценивать.

Особенности определения расходов при реализации товаров определены в статье 268 НК РФ. Напомним, что при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от каких операций на стоимость приобретения данных товаров. Для определения такой стоимости он устанавливает один из следующих методов оценки (подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ):

– по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

 по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

 по средней стоимости;

 по стоимости единицы запасов.

Из приведенной нормы статьи 268 НК РФ следует, что налогоплательщик должен выбрать один из перечисленных методов. И прямых указаний относительно возможности применения разных способов оценки к отдельным группам (видам) материальных запасов в этой статье нет. Может ли организация, формируя положения учетной политики для целей налогообложения, установить различные методы оценки отдельных групп (видов) материальных запасов?

Относительно отдельных групп (видов) материальных запасов разъяснений нет. А вот относительно групп (видов) покупных товаров имеются. В письме от 1 августа 2006 г. № 03-03-04/1/616 специалисты Минфина России разъяснили, что организация может закрепить в учетной политике для целей налогообложения прибыли разные методы оценки для разных групп товаров.

Таким образом, чтобы максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет товаров, в качестве которых учитывает приобретенную и предназначенную для продажи сувенирную продукцию, представляется, что в налоговом учете следует закрепить метод их оценки, аналогичный установленному в бухгалтерском учете. А именно "по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)", "по средней стоимости" или "по стоимости единицы запасов".

Устанавливаем порядок распределения расходов

В учетной политике для целей налогообложения следует установить, какими признаками должны обладать сувениры, чтобы их можно было отнести к изделиям рекламного, представительского и поощрительного характера. Такая группировка связана с тем, что Налоговый кодекс РФ при определении налоговой базы налога на прибыль организаций установил разные правила учета рекламных, представительских расходов и расходов на поощрение сотрудников.

При определении облагаемой базы по налогу на прибыль расходы, которые нельзя отнести конкретно к тому или иному виду деятельности, подлежат распределению. Порядок такого распределения необходимо закрепить в учетной политике, формируемой в целях налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ в случае применения метода начисления расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, налогоплательщик должен распределять пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех своих доходов. О каких расходах идет речь?

В целях исчисления налога на прибыль расходы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (пункт 1 статьи 318 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения. Причем в перечень прямых расходов налогоплательщик вправе включить:

– материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

– расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства и реализации товаров, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве и реализации товаров.

Все остальные расходы (кроме внереализационных, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ), произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, следует считать косвенными.

Прямые расходы относят к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации товаров, в стоимости которых они учтены (пункт 2 статьи 318 НК РФ). При этом в случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида услуг невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (пункт 1 статьи 319 НК РФ).

Сумму косвенных расходов в полном объеме относят на расходы текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы (пункт 2 статьи 318 НК РФ). Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то базу для исчисления предельной суммы таких расходов определяют нарастающим итогом с начала налогового периода (пункт 2 статьи 318 НК РФ).

Пример. Некоммерческая организация "Росток" использует сувенирную продукцию, предназначенную для бесплатного распространения. Все сувениры раздают на выставках, официальных приемах, деловых встречах и т.д. Причем сувениры распространяются в целях ведения основной и предпринимательской видов деятельности.

Порядок учета и подтверждения видов расходов на приобретение и изготовление сувениров закреплен в учетной политике Организации.

При формировании положений учетной политики Организация поставила себе цель максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. Для чего в разделы, касающиеся методики бухгалтерского учета, были введены положения, значимые для налогового учета.

Приведем фрагмент учетной политики Некоммерческой организации "Росток" для целей бухгалтерского учета.

Некоммерческая организация "Росток"
Учетная политика (фрагмент)

"2.3. Формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций (фрагмент подраздела)

2.3.1. Хозяйственные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации, утвержденными, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а также первичными учетными документами, формы которых установлены в составе настоящей учетной политики.

2.3.2. Хозяйственные операции, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, оформляются следующими документами:

...

2.3.2.16. Акт безвозмездной передачи сувенирной продукции участникам официальных встреч, сотрудникам и сторонним лицам (ф. 16-вн.).

2.3.2.17. Отчет о передаче сувенирной продукции (ф. 17-вн.).

...

Формы документов, перечисленных в пункте 2.3.2 настоящего раздела, приведены в приложении 6 "Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности" настоящей учетной политики.

3.4. Особенности учета отдельных видов материальных ценностей (фрагмент подраздела)

3.4.11. Учет сувенирной продукции.

3.4.11.1. Распространяемая безвозмездно сувенирная продукция подразделяется на следующие группы:

– сувенирная продукция рекламного характера. Признаки сувенирной продукции рекламного характера:

– продукция содержит информацию об Организации и (или) ее услугах;

– продукция подлежит бесплатному распространению;

– круг лиц, среди которых распространяется продукция, не определен;

– продукция распространяется на выставках, ярмарках, праздничных мероприятиях, организуемых Организацией, городских массовых мероприятиях и других аналогичных мероприятиях;

– сувенирная продукция представительского характера. Признаки сувенирной продукции представительского характера:

– продукция подлежит бесплатному распространению;

– продукция распространяется среди официальных лиц;

– продукция распространяется на официальных приемах, деловых переговорах, конференциях;

– сувенирная продукция поощрительного характера. Признаки сувенирной продукции поощрительного характера:

– продукция подлежит бесплатному распространению;

– круг лиц, среди которых распространяется продукция, не определен;

– продукция вручается победителям конкурсов профессионального мастерства, соревнований и других аналогичных мероприятий, а также сотрудникам Организации по распоряжению руководителя Организации или в случаях, предусмотренных Положением о премировании сотрудников.

3.4.11.2. Сувенирная продукция, приобретаемая (изготовляемая) с целью вручения (награждения, дарения), учитывается на субсчете 10-19 "Сувенирная продукция" счета 10 "Материалы".

С целью ведения аналитического учета к субсчету 10-19 "Сувенирная продукция" открываются следующие субсчета:

– 10-19/01 "Сувенирная продукция рекламного характера";

– 10-19/02 "Сувенирная продукция представительского характера";

– 10-19/03 "Сувенирная продукция поощрительного характера".

3.4.11.3. Документом, на основании которого поступившая в Организацию сувенирная продукция учитывается на соответствующем субсчете субсчета 10-19 "Сувенирная продукция", является первичный учетный документ, которым оформлена приемка сувенирной продукции, с распорядительной надписью главного бухгалтера Организации об отнесении продукции на соответствующий субсчет субсчета 10-19 "Сувенирная продукция".

3.4.11.4. Документами, подтверждающими распространение сувенирной продукции рекламного характера, являются:

– приказ руководителя Организации об участии в мероприятии рекламного характера или организации такого мероприятия;

– смета данного мероприятия с указанием номенклатуры и количества распространяемой сувенирной продукции рекламного характера;

– Отчет о передаче сувенирной продукции (ф. 17-вн.), составленный материально ответственным лицом, присутствовавшим на данном мероприятии.

3.4.11.5. Документами, подтверждающими распространение сувенирной продукции представительского характера, являются:

– приказ руководителя Организации об участии в мероприятии представительского характера или организации такого мероприятия;

– программа проведения данного мероприятия;

– смета данного мероприятия с указанием количества принимаемых (приглашенных) лиц, а также номенклатуры и количества распространяемой сувенирной продукции представительского характера;

– протоколы проведения данного мероприятия;

– Акт безвозмездной передачи сувенирной продукции участникам официальных встреч, сотрудникам и сторонним лицам (ф. 16-вн.), составленный делегацией официальных лиц Организации, участвовавших в мероприятии представительского характера.

3.4.11.5. Документами, подтверждающими распространение сувенирной продукции поощрительного характера, являются:

– приказ руководителя Организации об организации и проведении конкурса (соревнования);

– приказ руководителя Организации о награждении сотрудника Организации сувенирной продукцией поощрительного характера;

– положение о проведении конкурса (соревнования) и определении победителя;

– смета конкурса (соревнования) с указанием номенклатуры и количества распространяемой сувенирной продукции поощрительного характера;

– протокол проведения конкурса (соревнования) с указанием количества награждаемых лиц;

– Акт безвозмездной передачи сувенирной продукции участникам официальных встреч, сотрудникам и сторонним лицам (ф. 16-вн.), составленный официальными лицами Организации, проводившими конкурс (соревнование);

– Отчет о передаче сувенирной продукции (ф. 17-вн.), составленный материально ответственным лицом, присутствовавшим на конкурсе (соревновании)."

В разделе "Методика налогового учета" учетной политики Некоммерческой организации "Росток" в отношении учета сувенирной продукции нет никаких особенностей по сравнению с учетной политикой для целей бухгалтерского учета.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2012 читайте также:

Что такое сувенирная продукция
Вносим изменения в локальные акты

Вносим изменения в коллективный договор

Принимаем решение о приобретении сувенирной продукции
Планируем мероприятия по получению и распространению сувенирной продукции
Разрабатываем дизайн символики организации или сувенирной продукции
Регистрируем товарный знак (знак обслуживания)
Принимаем к бухгалтерскому учету символику организации в качестве объекта нематериальных активов
Изготавливаем сувенирную продукцию
Храним сувенирную продукцию на складе организации
Распространяем сувенирную продукцию
Разбираемся с налогообложением доходов, расходов и операций, связанных с изготовлением, приобретением и распространением сувенирной продукции

Анонс содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2012

Сувенирная продукция в некоммерческой организации: приобретение, распространение, учет
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное