Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N4/2012


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2012

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "Некоммерческие организации" № 4/2012;
– Информацию о подписке на наши издания.

Сувенирная продукция в некоммерческой организации: приобретение, распространение, учет

Содержание

Что такое сувенирная продукция

Вносим изменения в локальные акты

Что такое сувенирная продукция

Слово "сувенир" у многих вызывает ассоциацию с небольшим подарком, преподнесенным на память, со знаком внимания или уважения. И действительно, в переводе с французского языка слово "souvenir" означает "воспоминание", "память". Обычно на такие изделия наносят логотип организации и (или) ее контактную информацию. Слово "логотип" (от греч. logos – слово и typos – отпечаток) обозначает оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования организации или ее товаров, услуг.

Некоммерческие организации в качестве сувениров могут использовать самую разнообразную продукцию: это могут быть канцелярские принадлежности (ручки, письменные наборы, папки, органайзеры), полиграфическая продукция (фотографии, открытки, каталоги, блокноты, ежедневники, записные книжки, календари), предметы одежды (бейсболки, майки, платки), посуда (как правило, стаканы, бокалы, кружки), предметы интерьера (часы, пепельницы, подставки, настенные панно), брелоки, зажигалки, значки, магниты и многое другое.

Цели использования таких сувениров разнообразны, но чаще всего это поддержание и укрепление дружеских отношений с клиентами и контрагентами, а также рекламные цели. Сувенирная продукция призвана формировать и поддерживать интерес к организации, способствовать продвижению на рынке услуг, оказываемых организацией.

Все многообразие сувенирной продукции разделим по способу реализации: на предназначенные для продажи и не предназначенные. По целям использования разделим сувениры на продукцию рекламного, представительского и поощрительного характера. Очевидно, что последнее деление прежде всего касается сувениров, приобретенных не для продажи. Хотя нельзя отрицать, что сувенирам, предоставляемым за плату, могут быть присущи некоторые признаки рекламного продукта. Тем не менее далее мы будем придерживаться такого разграничения: продукцией рекламного, представительского и поощрительного характера могут быть сувениры, предназначенные для бесплатной раздачи.

Сувенир – рекламный продукт

Согласно пункту 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Какими признаками должен характеризоваться сувенир, чтобы его можно было бы отнести к рекламной продукции?

Во-первых, реклама – это информация. Содержание информации составляют сведения о товаре, услуге, их свойствах, о лице – изготовителе или продавце, а также их реквизитах, средствах индивидуализации и видах деятельности, а также иных объектах, в продвижении которых заинтересован изготовитель или продавец. То есть на сувенире должна быть информация. Она может быть в виде художественного произведения, надписи, графического изображения и т.д.

Во-вторых, эта информация должна быть адресована неограниченному количеству лиц. То есть информация, размещенная на сувенирах, не должна содержать указания о лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.

В-третьих, организация имеет намерение распространить продукцию, содержащую информацию об организации, ее товарах (услугах), и предпринимает конкретные меры для ее распространения. Если приобретенные сувениры лежат на складе и не поступают потенциальным потребителям, то говорить о рекламном характере такой продукции не приходится.

В-четвертых, целью такой продукции должно быть привлечение внимания к организации, ее товарам (услугам), формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования, а также содействие его продвижению на рынке.

Таким образом, в данном материале мы будем считать сувенирной продукцией рекламного характера распространяемые бесплатно среди широкого, ничем не ограниченного, круга лиц изделия, на которых нанесена информация об организации и (или) оказываемых ею услугах (производимых товарах). Это могут быть недорогие мелочи: ручки, зажигалки, кепки, майки, полотенца. Их изготовление обходится дешево, их можно производить в больших количествах, а распространять бесплатно при проведении массовых мероприятий (на выставках, концертах, фестивалях и пр.).

Сувенир – подарок представителям официальных делегаций, участникам деловых переговоров

По обычаям делового этикета для участников официальных встреч, деловых переговоров зачастую приобретают сувениры. Мы будем относить такие сувениры к представительским. Какие у нас имеются основания считать именно так?

Если для признания продукции рекламной в Законе о рекламе прописаны достаточно четкие характеристики, то для признания представительского характера сувениров таких положений нет. Российское законодательство определяет только понятие "представительские расходы". И оно содержится в Налоговом кодексе РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 264 НК РФ к представительским расходам в целях налогообложения прибыли относят расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. А еще – расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для названных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Таким образом, в Налоговом кодексе РФ нет указаний на то, что расходы на приобретение сувениров надо признавать представительскими. Более того, Минфин России в письме от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136 высказал такое мнение. Поскольку расходы на приобретение сувениров для иностранной делегации не предусмотрены в пункте 2 статьи 264 НК РФ, они не могут быть учтены в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли.

А вот судебные органы в этом вопросе занимают противоположную позицию. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17593-10 суд решил, что затраты на сувенирную продукцию, распространяемую в процессе проведения официального приема деловых партнеров, были правомерно отнесены к представительским расходам.

Вот и мы, учитывая мнение арбитражных судей, к сувенирам, имеющим представительский характер, будем относить подарки лицам при приеме официальных делегаций или на конференциях, деловым партнерам, официальным представителям других учреждений или организаций. Чаще всего это дорогие изделия. Их  основная цель – поддержание или укрепление дружеских отношений между организациями, выражение уважения к лицу, которому этот сувенир предназначается.

Сувенир – награда

Организация может приобретать сувениры, предназначенные для награждения победителей конкурсов и соревнований (причем победителями могут быть не только сотрудники вашей организации), а также своих сотрудников за какие-либо достижения или за добросовестное исполнение трудовых обязанностей. Такие сувениры в дальнейшем будем называть поощрительными. Их цель – поощрять людей к проявлению своих умений и талантов, способствующих улучшению работы организации.

За победу или какое-либо достижение награждают не только сувенирами, названными выше, но и кубками, медалями и другими наградами.

Эта категория сувениров отличается от рекламных тем, что не ставит перед собой цель прорекламировать организацию или ее услуги (товары), а от представительских – тем, что круг лиц, которым предназначены эти сувениры, не определен.

Вносим изменения в локальные акты
Вносим изменения в коллективный договор

Согласно пункту 28 статьи 217 НК РФ со стоимости подарков, полученных сотрудниками от организации, не надо исчислять и удерживать НДФЛ, если подарки не дороже 4 000 руб. Причем названное ограничение нельзя превышать в течение налогового периода, то есть в течение календарного года. А если лимит превышен, то организация как налоговый агент должна удержать из доходов лица, получившего подарок дороже 4 000 руб., НДФЛ, исчисленный с суммы превышения стоимости подарков над этой предельной суммой. Дополнительные трудности возникают, если за победу в соревновании или конкурсе предусмотрен подарок, стоимость которого превышает 4 000 руб., а победитель не является сотрудником организации, проводившего соревнование. Тогда в налоговую инспекцию по месту учета организации надо подавать сведения о том, что такое лицо получило подлежащий обложению доход, а НДФЛ удержать организация не может.

Таким образом, если организация намерена проводить соревнования (конкурсы), победителям которых будут вручать призы, ценные подарки, сувениры, а также награждать ими отличившихся работников, имеет смысл ограничить стоимость вручаемых призов и сувениров. Например, в размере лимита, установленного в пункте 28 статьи 217 НК РФ. Эту норму можно зафиксировать в коллективном договоре (в части награждения своих работников) и (или) в положении об организации соревнований (конкурсов), если на такие мероприятия будут приглашать участников, не состоящих в трудовых отношениях с организацией – организатором соревнования.

Еще один повод включить в коллективный договор норму о награждении отличившихся сотрудников ценными призами, сувенирами содержится в статье 255 НК РФ. Согласно положениям этой статьи при исчислении налоговой базы налога на прибыль организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Вносим изменения в учетную политику

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, организация самостоятельно разрабатывает структуру учетной политики. Как правило, она включает в себя:

 организационный раздел;

 методику бухгалтерского учета;

 методику налогового учета.

График документооборота и полный рабочий план счетов приводят в приложениях к учетной политике.

Устанавливаем счета для бухгалтерского учета сувенирной продукции

В организационном разделе отражают общие особенности организации и ведения учетной работы в организации. В частности, здесь приводят порядок формирования номеров счетов бухгалтерского учета, которыми организация дополняет Рабочий план счетов.

Сувенирную продукцию принимают на учет в составе материально-производственных запасов (пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н (далее – ПБУ "Учет МПЗ"). Причем в общем случае сувениры могут быть учтены и как материалы, и как готовая продукция, и как товары.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (далее – Инструкция № 94н), сувениры, предназначенные для бесплатного распространения, следует учитывать на счете 10 "Материалы". Для этого можно использовать субсчет 10-6 "Прочие материалы" или отдельный субсчет, специально открытый для учета безвозмездно распространяемой продукции. Если сувенирная продукция приобретена для последующей продажи, ее учитывают на счете 41 "Товары". Для учета наличия и движения сувениров, изготовленных хозяйственным способом, Инструкция № 94н предписывает использовать счета 43 "Готовая продукция" или 10 "Материалы". При этом счет 10 применяют в случае, если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2012 читайте также:

Принимаем решение о приобретении сувенирной продукции
Планируем мероприятия по получению и распространению сувенирной продукции
Разрабатываем дизайн символики организации или сувенирной продукции
Регистрируем товарный знак (знак обслуживания)
Принимаем к бухгалтерскому учету символику организации в качестве объекта нематериальных активов
Изготавливаем сувенирную продукцию
Храним сувенирную продукцию на складе организации
Распространяем сувенирную продукцию
Разбираемся с налогообложением доходов, расходов и операций, связанных с изготовлением, приобретением и распространением сувенирной продукции

Анонс содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2012

Сувенирная продукция в некоммерческой организации: приобретение, распространение, учет
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное