Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N4/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "Некоммерческие организации" № 4/2009;
– Информацию о подписке на наши издания.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

М.С. Мухин, налоговый консультант (г. Санкт-Петербург)

Содержание

Учет в органах Ростехнадзора

Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении последних лет остается одним из самых сложных публичных платежей. Менялись органы, осуществлявшие администрирование платы, менялось ее название, менялась даже правовая позиция органов судебной власти по вопросу статуса платы, но актуальность проблем, связанных с ее исчислением и уплатой, по-прежнему высока.

Прав ли Ростехнадзор и его территориальные органы, предъявляя требования об уплате всем подряд – даже учреждениям, чья деятельность напрямую не связана с промышленным производством? Ведь уже давно никого не удивляют претензии природоохранных органов к средствам массовой информации, образовательным учреждениям и даже к органам государственной власти. Рассмотрим, насколько обоснованны требования Ростехнадзора.

Учет в органах Ростехнадзора

Нетрудно догадаться, что Ростехнадзор дает на этот вопрос утвердительный ответ. Так, в письме Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" утверждается: "Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 2 августа 2005 г. № 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и от 24 ноября 2005 г. № 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и (или) передвижному…

…На основании вышеизложенного организация, имеющая передвижной объект негативного воздействия, становится на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора…"

Насколько это утверждение верно?

Первый из приведенных в письме Ростехнадзора приказов (от 2 августа 2005 г. № 545) не был официально опубликован и не прошел государственную регистрацию в Минюсте России. А согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Второй приказ, на который ссылается Ростехнадзор (от 24 ноября 2005 г. № 867), устанавливает порядок учета объектов негативного воздействия, а не субъектов платы за негативное воздействие.

Таким образом, обязанность плательщиков вставать на учет в органах Ростехнадзора ни одним действующим нормативным правовым актом не установлена.

В начале текущего года появился еще один серьезный аргумент, позволяющий оспорить не только правомерность требований о постановке природопользователей на учет, но и правовой статус Ростехнадзора, как органа, осуществляющего государственный экологический контроль.

10 февраля 2009 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53, которым были утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). В соответствии с пунктами 5 и 8 указанных Правил государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, а также должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Должностные лица Ростехнадзора такими полномочиями не наделены, в связи с чем с момента вступления в силу Постановления № 53 указанные лица не вправе предъявлять природопользователям какие-либо требования, связанные с осуществлением контрольных функций. Включая, разумеется, и требования о постановке на учет. Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов также не вправе составлять протоколы по делам об административных правонарушениях экологического законодательства, а также выносить постановления по ним.

Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Состав плательщиков сбора за негативное воздействие на окружающую среду, приведенный в большинстве нормативных правовых актов, не позволяет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, а фактом ведения им деятельности, влекущей негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность по внесению платы, как правило, вытекает из следующих видов негативного воздействия:

– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

– сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

– электромагнитные и радиационные воздействия;

– выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

– размещение отходов.

И если первые три вида воздействия на окружающую среду производят немногие бюджетные учреждения, то последние два – часть повседневной жизни любой организации. Поэтому рассмотрим деятельность среднестатистического учреждения с точки зрения возможного влияния на экологию этими видами негативного воздействия.

Плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников

Этот вид платы актуален только для тех учреждений, которые используют в своей деятельности транспортные средства. Причем не важно, принадлежат ли эти средства плательщику на праве собственности, арендуются им или находятся в оперативном управлении или безвозмездном пользовании. Строго говоря, понятия "передвижной источник негативного воздействия на окружающую среду" и "транспортное средство" не идентичны. Плательщики могут эксплуатировать самоходные механизмы, не относящиеся к транспортным средствам. Однако для удобства восприятия материала мы будем использовать более привычную формулировку "транспортное средство".

Решающим для взимания платы является факт расходования учреждением топлива при эксплуатации транспортного средства.

Сумма платы исчисляется исходя из следующих показателей:

Показатель

Значения показателя

1

Количество использованного топлива

Количество реально использованного организацией топлива (т)

2

Норматив платы

Показатель зависит от вида потребляемого топлива:
– 1,3 руб./т – бензин неэтилированный;
– 2,5 руб./т – дизельное топливо;
– 2,5 руб./т – керосин;
– 0,7 руб./1 000 м3 – сжатый природный газ;
– 0,9 руб./т – сжиженный газ

3

Коэффициент, учитывающий экологические факторы

Показатель зависит от экономического района Российской Федерации:
– 1,4 – Северный;
– 1,5 – Северо-Западный;
– 1,9 – Центральный;
– 1,1 – Волго-Вятский;
– 1,5 – Центрально-Черноземный;
– 1,9 – Поволжский;
– 1,6 – Северо-Кавказский;
– 2 – Уральский;
– 1,2 – Западно-Сибирский;
– 1,4 – Восточно-Сибирский;
– 1 – Дальневосточный;
– 1,5 – Калининградская область

4

Дополнительный коэффициент для городов

1,2

5

Коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете

Показатель зависит от вида потребляемого топлива:
2007 г.:
– 1,4 – для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина;
– 1,15 – для сжатого природного газа и сжиженного газа;
2008 г.:
– 1,48 – для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина;
- 1,21 – для сжатого природного газа и сжиженного газа;
2009 г.:
– 1,62 – для бензина неэтилированного, дизельного топлива и керосина;
- 1,32 – для сжатого природного газа и сжиженного газа

Рассчитывается сумма платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников по формуле:

показатель по строке 1 х показатель по строке 2 х показатель по строке 3 х показатель по строке 4 х показатель по строке 5.

Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется дополнительный коэффициент 2.

Расчет не представляет никакой сложности. Однако при его составлении не забывайте пересчитывать объемный показатель бензина в весовой (из литров в тонны). Для этого используются показатели плотности, приведенные в письме ФНС России от 24 марта 2005 г. № 03-3-09/0412/23@:

– для бензина марки А-76 (АИ-80) – 0,715 г/см3;

– для бензина марки АИ-92 – 0,735 г/см3;

– для бензина марки АИ-95 – 0,750 г/см3;

– для бензина марки АИ-98 – 0,735 г/см3.

Напомним, что 1 г/см3 равен 1 кг/л. Это вам пригодится при пересчете количества использованного топлива из литров в тонны.

Правомерность применения этих показателей плотности бензина подтверждена Ростехнадзором (пункт 26 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626 (далее – Методические рекомендации)).

Для тех плательщиков, которые в своей деятельности используют другие виды топлива, для пересчета их объемных показателей в весовые необходимо использовать другие показатели плотности. К сожалению, в нормативных документах Ростехнадзора и ФНС России каких-либо рекомендаций на этот счет найти не удалось. Поэтому всем заинтересованным лицам рекомендуем обратиться к ГОСТу 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности" (утвержден Госстандартом СССР 20 декабря 1985 г.).

Расчет платы составляется плательщиками самостоятельно, никакого согласования его с органами Ростехнадзора не требуется, что подтверждено пунктом 34 Методических рекомендаций.

Как отмечено выше, с 10 февраля 2009 г. Ростехнадзор утратил статус органа, осуществляющего государственный экологический контроль. Тем не менее, его Методические рекомендации вполне могут применяться природопользователями, поскольку данный документ вполне корректно воспроизводит положения действующего законодательства.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2009 читайте также:

Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за размещение отходов

Расчет платы за размещение отходов

Классы опасности

Учет отходов

Сроки внесения платы и ответственность за их нарушение
Представление плательщиками отчетности
Ответственность за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Анонс содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2009

Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды
Представительские расходы
Углубленные медосмотры работников
Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Ответственность за нарушения трудового законодательства
Новое в законодательстве
Материалы, опубликованные в 2009 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2007-2008 гг. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (2 журнала и 2 сборника документов на CD) составляет 1 904 руб., а за 2007-2008 гг. (2 журнала за 2007 г., 4 журнала за 2008 г. и 4 сборника документов на CD за 2008 г.) – 4 320 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное