Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N5/2008


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 5/2008

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 5/2008;
– Информацию о подписке на наши издания.

Товарищество собственников жилья и платежи его членов: возникает ли объект налогообложения

С.В. Балдина, генеральный директор Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург),

М.С. Мухин, налоговый консультант Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург)

Налоговый учет поступлений от членов товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) уже давно является предметом дискуссий между налогоплательщиками и налоговыми органами. Говоря точнее, речь идет о том, подлежат ли налогообложению обязательные платежи (взносы) членов ТСЖ, производимые на основании пункта 5 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Такие же вопросы возникают и в жилищных потребительских кооперативах (ЖК, ЖСК), которые нужно рассматривать по аналогии с ТСЖ.

Налоговые органы в таких ситуациях, как правило, следуют позиции Минфина России, наиболее полно представленной в письме от 26 февраля 2007 г. № 03-07-15/24 (доведено письмом ФНС России от 16 марта 2007 г. № ММ-6-03/209@). В нем финансовое ведомство занимает жесткую позицию как в отношении налога на добавленную стоимость:

"…Средства, взимаемые ТСЖ со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке",

так и в отношении налога на прибыль:

"…Плата членов ТСЖ за работы (услуги) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; по технической инвентаризации жилого дома; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций".

Вместе с тем безоглядно следовать этой позиции не стоит. Необходимо иметь в виду, что приведенная выше точка зрения была сформирована до принятия Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановления от 5 октября 2007 г. № 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов". В пункте 2 указанного постановления Пленум ВАС РФ изложил правовую позицию, принципиально отличающуюся от точки зрения Минфина России и налоговых органов:

"При рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.

Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.

Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов".

Следует отметить, что аргументация, использованная Пленумом ВАС РФ, вполне применима не только в отношении НДС, но и в отношении налога на прибыль организаций, поскольку статус ТСЖ, выступающего в имущественном обороте в интересах своих членов, не может толковаться различно в зависимости от вида налога.

Тем не менее, Минфин России, несколько видоизменив свою позицию применительно к налогу на прибыль, все равно рассматривает поступления за коммунальные услуги в качестве доходов ТСЖ, подлежащих уменьшению на суммы расходов:

"Что касается других обязательных платежей, то в соответствии с общеустановленным порядком они включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом такие платежи, как, например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п., одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимаются к вычету в составе расходов (так как должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и тем самым под налогообложение не попадают" (письма Минфина России от 27 ноября 2007 г. № 03-03-07/23 и от 12 февраля 2008 г. № 03-03-06/4/7).

Не спасает ТСЖ, по мнению Минфина России, и переход на упрощенную систему налогообложения:

"ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ его членами.

При этом обязательные платежи членов товарищества и не членов товарищества за коммунальные услуги, газово-аварийное обслуживание, которые зачисляются на расчетный счет ТСЖ, подлежат включению в состав доходов ТСЖ вне зависимости от выбранного данным ТСЖ объекта налогообложения" (письмо Минфина России от 6 июня 2008 г. № 03-11-04/2/90).

Почему Минфин России с таким упорством игнорирует правовую позицию Пленума ВАС РФ? Можно предположить, что это вызвано желанием сохранить для налоговых органов возможность предъявлять претензии к расходам, которыми, по версии финансового ведомства, являются платежи ТСЖ за коммунальные услуги.

Тем не менее, даже с учетом указанной корректировки, точка зрения Минфина России не оставляет налоговым органам шансов на успех в судебных разбирательствах с налогоплательщиками. На это указывают многочисленные примеры из судебно-арбитражной практики высокого уровня.

Применительно к налогу на добавленную стоимость заслуживает внимания постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2007 г. по делу № А57-11024/2006-33, в котором дана надлежащая оценка доводам налогового органа о необоснованности невключения в налоговую базу по НДС денежных средств, полученных ТСЖ от населения за содержание и ремонт жилья и выделенных на финансирование возмещения понесенных расходов в связи с предоставлением населению льгот по оплате жилья и субсидий на возмещение разницы между отпускной (льготной) и государственной регулируемой ценой услуг по содержанию жилья.

Отклоняя указанные доводы, арбитражный суд кассационной инстанции отметил:

"…Суды правомерно пришли к выводу, что Товарищество заключило договоры в интересах жильцов многоквартирных домов, входящих в Товарищество, и потребителей услуг, Товарищество лишь производило аккумулирование денежных средств жильцов, поступающих от них в виде целевых взносов на содержание и ремонт жилья в целях для последующей оплаты организациям – поставщикам услуг, указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), в связи с чем не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость".

Изложенная правовая позиция была поддержана и Высшим арбитражным судом РФ. Отказывая в передаче дела в Президиум ВАС РФ, суд отметил в определении от 22 февраля 2008 г. № 1567/08 следующее:

"Удовлетворяя требование товарищества собственников жилья "Южный-2001" и признавая недействительным решение налогового органа в оспариваемой части, суды исходили из организационно-правового статуса товарищества собственников жилья как некоммерческой организации и из того, что товарищество не выступает на рынке соответствующих товаров (работ, услуг) как продавец товаров и, соответственно, не может являться плательщиком налога на добавленную стоимость.

Нарушений норм материального права арбитражными судами не допущено. Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57, где сказано, что товарищества собственников жилья, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступают в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества, в связи с чем не исчисляют сумму налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов".

Аналогичная ситуация складывается в судебно-арбитражной практике и в отношении ТСЖ, применяющих упрощенную систему налогообложения. Здесь, в первую очередь, следует выделить определение Высшего арбитражного суда РФ от 22 ноября 2007 г. № 14386/07, в котором отмечается:

"При рассмотрении спора суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 39, 249, 346.11, 346.14, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 135, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, сделали вывод о том, что сумма поступивших от жильцов жилищно-коммунальных платежей не является доходом товарищества, подлежащим налогообложению, поскольку реализацию этих услуг населению товарищество не осуществляло".

Лаконичная аргументация, тем не менее, не оставляет сомнений в том, что ни Минфину России, ни налоговым органам не следует рассчитывать на то, что правовая позиция арбитражных судов относительно учета поступлений от членов ТСЖ претерпит какие-либо изменения. Налогоплательщикам же при возникновении разногласий с налоговыми органами важно показать своим оппонентам знание приведенных выше судебных актов и готовность воспользоваться ими в арбитражном суде.


Содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 5/2008

Тема номера: арендные отношения
С.В. Балдина. Передача имущества: аренда, наем, безвозмездное пользование
С.В. Балдина. Актуальные вопросы арендных отношений

Аренда: услуга или нет?

Документальное оформление арендных отношений

Размер арендной платы и применение рыночных цен

Улучшения, ремонт и страхование сданного в аренду имущества

Срок действия и государственная регистрация договора аренды

М.С. Мухин. Государственная регистрация аренды
С.В. Балдина, А.А. Куликов. Аренда имущества и земли: вопросы арендаторов

НДС и расходы на аренду имущества у Комитета по управлению городским имуществом

Аренда земельных участков

С.В. Балдина, М.С. Мухин. Товарищество собственников жилья и платежи его членов: возникает ли объект налогообложения?
С.В. Балдина. Учет и налогообложение коммунальных расходов

Вариант 1. Коммунальные услуги – переменная часть арендной платы

Вариант 2. Договор возмещения коммунальных расходов

Вариант 3. Агентский (посреднический) договор закупки арендодателем (балансодержателем) коммунальных ресурсов для арендатора

С.В. Балдина, А.А. Куликов. НДС при аренде государственного или муниципального имущества: новый подход в судебной практике

Договор аренды с органом управления имуществом

Мифы и легенды тройственных договоров

А.А. Куликов. Освобождение от НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях
Практикум бухгалтера
Е.А. Король. Как правильно заполнить платежные поручения на перечисление средств в бюджет

Какие нормативные документы нужно знать для правильного заполнения платежных поручений

Заполнение платежного поручения

Исправление ошибок

Е.Л. Веденина. Компенсации за время прохождения работниками медицинских осмотров, связанных с исполнением воинской обязанности

Воинская обязанность и связанные с ней мероприятия

Нормативные акты о компенсациях в связи с исполнением воинской обязанности

Возмещение расходов организаций

Налогообложение компенсаций

Юридический практикум
М.С. Мухин, С.В. Балдина. Правовое регулирование расчетов наличными денежными средствами

Предельная сумма расчетов наличными деньгами

Условия использования организациями наличной денежной выручки

Уточнение суммового ограничения расчетов наличными деньгами в рамках одного договора

Практические вопросы ведения кассовых операций

С.В. Балдина, М.С. Мухин. Квалификация объектов розничной торговли для целей исчисления ЕНВД

Торговый зал или торговое место?

Как определить площадь торгового места?

М.С. Мухин. Планирование выездных налоговых проверок: концепция ФНС России и ее воплощение на практике
Наши электронные продукты
Е.С. Архипцова. Как найти ответ в справочнике "БиНО: БЭС"

Автоматизированный поиск

Поиск в разделах справочника

Обзор документов
Новое в законодательстве

Государственная аккредитация

Гранты

Документооборот

Налогообложение

Нормативы

Оплата труда

Пенсионное обеспечение

Проверки

Статистика

Страхование

Трудовое законодательство

Головоломки от БиНО
Судоку

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за первое полугодие 2008 г. и за 2007 г. Стоимость комплекта (3 журнала, 3 сборника документов и 2 сборника документов на CD) за первое полугодие 2008 г. составляет 3 756 руб., а за 2007 г. (12 журналов и 12 сборников документов) – 5 665 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное