← Апрель 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.bino.ru
Открыта:
18-04-2005
Статистика
0 за неделю
Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 2/2008
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"Здравствуйте, уважаемые читатели!Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2008Смотрите в конце выпуска:– Содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2008;– Информацию о подписке на наши издания.Отчет в Росрегистрацию: последствия непредставления и правила заполненияЕ.А. Малинина, юрист,Л.Н. Карпова, бухгалтер-экспертСодержаниеПорядок заполнения отчета о деятельности НКО Обязанности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций Общие правила заполненияСледует отметить, что к тому моменту, когда некоммерческим организациям и общественным объединениям впервые нужно было представить документы, приказом от 9 февраля Для заполнения документов потребуются: – сведения учредительных документов; – свидетельство о государственной регистрации; – свидетельство о постановке на учет; – организационно-распорядительные документы органов управления НКО; – данные бухгалтерского и налогового учета. Может показаться, что сведения не уместятся на одной странице. В этом случае следует заполнять необходимое количество страниц с нумерацией каждой из них. Это касается и заполнения обязательного приложения к отчету НКО (лист "А"), в котором указываются сведения о персональном составе руководящих органов НКО. Лист "А" заполняется отдельно для каждого руководящего органа (например, правление, директор), за исключением высшего руководящего органа, предусмотренного учредительными документами НКО. Отчет о деятельности НКО и сведения о персональном составе ее руководящих органов подписывает лицо, имеющее право действовать от имени НКО без доверенности, назначенное (избранное) в установленном порядке. Отчет и приложение к нему можно заполнить: – от руки печатными буквами черной или синей ручкой; – машинописным способом; – с использованием компьютерной техники и распечатать на печатающем устройстве компьютера. При отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных формой, в соответствующих графах нужно проставить прочерк. Если деятельность НКО подпадает под описание требуемой информации в каком-либо пункте отчета, то она отмечается знаком "V". Листы отчета и приложение к нему прошиваются. На обороте последнего листа на месте прошивки количество листов подтверждается подписью лица, имеющего право действовать от имени НКО без доверенности, назначенного (избранного) в установленном порядке. Подпись скрепляется печатью организации. При невозможности указания точного количества участников мероприятий указывается их примерное количество. Заполнение адресной частиВ адресной части формы указывается наименование территориального органа Росрегистрации, в который представляется отчет. Строка "полное наименование некоммерческой организации" заполняется в соответствии с учредительными документами. В строке "адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией" указывается адрес постоянно действующего исполнительного органа НКО. В строке "наименование регистрирующего органа" указывается наименование налогового органа, выдавшего Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). ОГРН, дата регистрации заполняются на основании Свидетельства о государственной регистрации юридического лица или на основании Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля В строке "ИНН/КПП" указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) юридического лица в соответствии со Свидетельством о постановке на учет. Документ, подтверждающий выполнение обязательствНКО должна иметь письменное подтверждение о выполненных ею обязательствах. С этой целью в заполняемых формах предусмотрены листы, которые заполняет Росрегистрация в двух экземплярах. Это расписка уполномоченного органа. Росрегистрация заполняет расписку не только в случае непосредственного представления документов, но и в случае направления их по почте. Один экземпляр расписки остается в учетном деле НКО, хранящемся в Росрегистрации, а второй экземпляр, заверенный подписью работника Росрегистрации, выдается представителю НКО или направляется заказным письмом в адрес НКО с указанием даты получения документов Росрегистрацией. Можно предположить, что такой порядок уведомления о получении отчетов со стороны уполномоченных территориальных органов Росрегистрации будет пробуксовывать из-за нехватки трудовых ресурсов. Чтобы помочь сотрудникам Росрегистрации в исполнении ими обязанности заполнить расписку, рекомендуем заполнить все поля расписки самим, с тем чтобы сотруднику осталось поставить лишь дату получения и свою подпись. В случае отправки отчетов по почте можно еще в отчеты вложить конверт с заполненным обратным адресом. При этом вероятность того, что ответная часть вашей расписки будет вами получена, увеличивается, поскольку сотруднику, принимающему отчет, остается только вложить ответную часть расписки во вложенный вами конверт и отнести его в канцелярию для регистрации. В связи с этим важно при заполнении адресной части указать тот адрес, по которому вас заведомо найдут почтовые отправления. При сдаче документов нужно получить от Росрегистрации столько расписок, сколько их предусмотрено в заполняемой вашей организацией форме приложений к Постановлению № 212. Так, при сдаче отчетности по форме приложения 3 НКО должна получить две расписки о получении, в том числе о получении: – отчета о деятельности и сведений о персональном составе ее руководящих органов; – уведомления о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенности заполнения сведений о персональном составе руководящих органовОбязательным приложением к отчету НКО является лист "А", в котором указываются сведения о персональном составе руководящих органов НКО. В строке, следующей за наименованием листа "А", указывается полное наименование руководящего органа НКО. Наименование руководящего органа нужно указывать в соответствии с наименованием, указанным в учредительных документах НКО. Если членом руководящего органа является иностранный гражданин или лицо без гражданства, то фамилия, имя, отчество дополнительно указываются латинскими буквами на основании сведений, содержащихся в документе, установленном федеральным законом или признаваемом в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. В графе 2 указывается дата рождения члена руководящего органа НКО. Для лиц, не достигших 18 лет, указывается основание (вид документа), подтверждающее приобретение полной дееспособности. Например, трудовая книжка, свидетельство о браке. В графе 3 указывается гражданство. При отсутствии гражданства указывается – "лицо без гражданства". В графе 5 указывается адрес постоянного или преимущественного пребывания физического лица – члена руководящего органа НКО. Для российских граждан указывается наименование субъекта РФ, район, город (иной населенный пункт), улица, номер дома и квартиры. Для иностранных граждан и лиц без гражданства – адрес постоянного проживания, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право законно находиться на территории Российской Федерации. В графе 6 указываются должность члена руководящего органа в НКО, наименование и реквизиты решения о назначении (избрании) на должность. Если член руководящего органа не является работником НКО, то нужно указать его отношение к этой организации, например учредитель, представитель учредителя. Если член руководящего органа некоммерческой организации не является учредителем, участником (членом), работником организации, то указываются только реквизиты решения о его назначении (избрании) в состав руководящего органа. Порядок заполнения отчета о деятельности НКООтчет о деятельности НКО и сведения о персональном составе ее руководящих органов – это форма ОН0001, приведенная в приложении 3 к Постановлению № 212. По такой форме представляют документы все НКО, кроме религиозных организаций. Заполнение сведений об основной деятельности НКОВ разделе 1 "Основная деятельность в отчетном периоде (согласно цели и предмету деятельности, определенным учредительными документами)" нужно указать информацию об основной деятельности НКО, которая велась в отчетном периоде; при этом она должна соответствовать цели и предмету деятельности, определенным учредительными документами. В пункте 1.1 указываются основные задачи, которые решались в течение отчетного периода. Очевидно, что задачи должны соответствовать целям, для достижения которых создана НКО. Полный перечень целей и задач можно найти в учредительных документах. В пункте 1.2 "Виды регулярной деятельности" указываются виды деятельности, имеющие непрерывный характер в течение всего отчетного периода. Пункт 1.3 заполняется в том случае, если есть программы (проекты), утвержденные высшим органом управления НКО или постоянно действующим исполнительным органом управления. При этом учитываются и программы, не завершенные на конец отчетного периода. В подпунктах 1.3.1–1.3.5 конкретизируется информация о программах (проектах), сведения о которых можно найти в организационно-распорядительных документах. Ими могут быть протоколы, решения, приказы, отчеты. Если помимо регулярной деятельности в организации были мероприятия, не подпадающие под критерии подпунктов 1.3.1–1.3.5, их следует отнести к прочим и отразить в пункте 1.4 "Мероприятия, направленные на достижение уставных целей и задач". Понятно, что таких мероприятий может быть множество. Рекомендации указывают на то, что в пункте 1.4 нужно назвать наиболее значимые мероприятия. При этом критерий значимости не раскрывается. Полагаем, что в этом случае следует самим выработать для организации критерий значимости. В качестве примера такого критерия можно предложить объемы финансирования и относить к значимым мероприятия с объемом финансирования не менее 50% общего объема поступлений. Во избежание споров с органами Росрегистрации при проверках можно выпустить приказ о заполнении отчетов для Росрегистрации. В приказе – описать критерии и общий порядок отнесения показателей к отчетным, учитывая специфику деятельности вашей конкретной организации. Предпринимательская деятельностьРаздел 2 "Предпринимательская деятельность" заполняется в том случае, если НКО наряду с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую деятельность. Исходя из формулировки пункта 2.1, к предпринимательской деятельности для целей неналогового отчета относится реализация товара, выполнение работ, оказание услуг. При этом в отчете нужно указать вид реализуемого товара, выполняемых работ и оказываемых услуг. В необходимости формирования приказа о заполнении отчетов для Росрегистрации можно убедиться и при попытке заполнить пункт 2.2. В Рекомендациях сказано, что он заполняется в том случае, если НКО осуществляет иные виды предпринимательской деятельности в рамках уставных целей. Так, НКО может участвовать в хозяйственных обществах, осуществлять операции с ценными бумагами, осуществлять иную деятельность. В этом случае соответствующий из подпунктов 2.2.1–2.2.3 отмечается знаком "V". Какую именно деятельность относить к иной, тоже можно оговорить в упомянутом выше приказе. Так, например, сдача в аренду помещений может быть отнесена к иной деятельности и отмечена в подпункте 2.2.3. Источники формирования имуществаИсточниками формирования имущества НКО являются, конечно, средства от уставной, предпринимательской или иной разрешенной законодательством деятельности. Из заполненных первых двух разделов уже можно составить представление об источниках формирования имущества НКО. Раздел 3 "Источники формирования имущества" лишь детализирует возможные поступления по их виду. Знаком "V" отмечаются те источники формирования имущества, которые поступали в отчетном году в НКО. Это могут быть: – членские взносы; – целевые поступления от российских физических лиц; – целевые поступления от иностранных физических лиц и лиц без гражданства; – целевые поступления от российских коммерческих организаций; – целевые поступления от российских НКО; – целевые поступления от ИННО; – целевые поступления от иных иностранных организаций; – гранты, техническая или гуманитарная помощь от иностранных государств; – средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований; – доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. В пункте 3.11 указываются иные средства, иные доходы НКО, то есть те, которые не подпадают под определение пунктов 3.1–3.10. Обратите внимание, логика соответствия заполнения первых двух разделов третьему подсказывает, что если пункт 2.1 второго раздела по предпринимательской деятельности не заполнялся, то знака "V" не может быть и в подпункте 3.10 третьего раздела. Сведения об управлении деятельностью НКОВ разделе 4 информация об управлении деятельностью НКО отражается на основе учредительных документов. В пунктах 4.1–4.4 отражаются сведения о проведении общих собраний (съездов, конференций, заседаний) в зависимости от наименования высшего органа управления в соответствии с учредительными документами. Сведения этих пунктов заполняются на основе учредительных документов и протоколов собраний, съездов, конференций, заседаний. Потребуются данные: – о количестве участников (членов) НКО и проведенных общих собраний (съездов, конференций, заседаний) за отчетный период; – дате проведения последнего в отчетном периоде общего собрания (съезда, конференции, заседания). Следует иметь в виду, что отчет составлен так, что пункты 4.1 и 4.2 (о высшем органе управления) являются взаимоисключающими: если заполняется пункт 4.1, то не нужно заполнять пункт 4.2. При наличии в НКО органа надзора, например, попечительского совета, и (или) органа контроля (ревизионной комиссии и т.п.) органы Росрегистрации хотят иметь примерно эти же данные – о количестве и дате последнего мероприятия, также количественном составе этих органов. Для них предназначены пункты 4.5 и 4.6. Освещение деятельности НКОДля государства, видимо, является важным и то, как освещается деятельность третьего сектора экономики. Поэтому в отчете есть раздел 5 "Освещение деятельности". Пункты 5.1–5.5 этого раздела заполняются в том случае, если НКО освещала свою деятельность в отчетном периоде в средствах массовой информации или иным образом. Соответствующий пункт отмечается знаком "V". Пункт 5.6 отмечается в том случае, если деятельность НКО в отчетный период не освещалась. Порядок заполнения уведомления о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имуществаУведомление о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, заполняется по форме ОН0002. Данная форма также представляется всеми НКО, за исключением религиозных организаций, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Правила и порядок заполнения данной формы во многом аналогичны порядку заполнения формы ОН0001, который мы подробно рассмотрели выше. В этой форме заполняются количественные показатели деятельности НКО. Причем раскрытие этих количественных показателей идет по показателям, аналогичным в уже заполненной к этому времени форме ОН0001. Так, качественные показатели сведений о расходовании целевых денежных средств раздела 1 аналогичны показателям формы ОН0001. Поэтому заполнить их нужно аналогично детализации, раскрытой в разделах 1 и 3 формы ОН0001. В графе "Фактически израсходовано" указывается сумма фактически израсходованных денежных средств, имеющих целевое назначение. Если сумма проставлена не в рублях, то указываются наименование валюты и единица измерения. Фактические суммы израсходованных средств, конечно, следует взять из оборотной ведомости по аналитическим счетам бухгалтерского учета. Грамотно поставленный бухгалтерский учет должен обеспечить ту детализацию показателей, которая требуется в неналоговом отчете для Росрегистрации. Если при сдаче отчета вы встретите затруднения из-за недостаточной глубины аналитических счетов в бухгалтерском учете, следует задуматься об изменении рабочего плана счетов уже в текущем году, чтобы избежать подобных трудностей при отчете в следующем году. Раздел 2 "Сведения о расходовании иных денежных средств, в том числе полученных от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг" следует заполнять на основе раздела 2 формы ОН0001 по предпринимательской деятельности. В графе "Фактически израсходовано" указываются суммы фактически израсходованных денежных средств, не имеющих целевого назначения, в том числе полученных от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Напомним, что НКО занимаются предпринимательской деятельностью только для достижения целей создания НКО, а суммы ее фактических расходов могут быть равны фактическим доходам. Таким образом, показатель "Фактически израсходовано" по предпринимательской деятельности должен быть равен показателю расходов в налоговом отчете по налогу на прибыль. Причем показатель уплаченного налога должен быть выделен отдельно по графе "Назначение (цель) расходования)". Показатели назначения и цели расходования могут быть идентичны отчету о прибылях и убытках формы 2 приложения к бухгалтерскому балансу. При отсутствии конкретной цели использования тех или иных средств можно применить формулировку "На осуществление деятельности". Такая рекомендация содержится в Приказе № 26 в отношении заполнения форм общественными организациями. Кроме сведений об использовании денежных средств для контролирующих органов представляют интерес сведения об использовании основных средств и иного имущества. Такие сведения заполняются в разделе 3 формы ОН0002. Из рекомендаций по заполнению подпункта 3.1.2 следует, что там указывается перечень иного имущества, сгруппированного по видам (нематериальные активы, товарно-материальные ценности и т.д.), с указанием наименования имущества, использованного в отчетном периоде. Такую группировку обеспечивает рабочий план счетов бухгалтерского учета. В графе "Вид (способ) использования" указываются способы использования иного имущества. Например, оно может быть передано в эксплуатацию, аренду, реализовано или может находиться на консервации. В графе "Отчуждено (реализовано) (реквизиты документа)" указываются стоимость реализованного имущества, реквизиты документов, послуживших основанием для отчуждения имущества. Причем для иного имущества эта графа заполняется лишь в том случае, если суммарная остаточная (балансовая) стоимость такого имущества, переданного одному лицу, равна или превышает 10 000 руб. Данное Уведомление, так же как и форму ОН0001, подписывает лицо, имеющее право действовать от имени НКО без доверенности, назначенное (избранное) в установленном порядке, а также лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета. Обязанности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организацийСтруктурные подразделения ИННО заполняют документы по формам, предусмотренным в приложении 5 к Постановлению № 212. Ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, они должны представлять информацию о фактическом расходовании или использовании денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества (ф. СП0002). Кроме того, для структурных подразделений ИННО установлены дополнительные обязанности. Так, они должны представлять в Росрегистрацию следующую информацию: – об объеме получаемых структурным подразделением ИННО денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования (ф. СП0001). Данная информация представляется ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом; – о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах (ф. СП0003). Эта информация представляется ежегодно, не позднее 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа. Если будет утверждена программа, о предполагаемом осуществлении которой структурное подразделение ИННО не проинформировало Росрегистрацию до 31 октября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа, это структурное подразделение должно подать документы, содержащие дополнительную информацию, не позднее чем за один месяц до начала осуществления ранее не заявленной программы. В случае принятия решения об изменении (в том числе дополнении) целей (задач) и мероприятий программы, о предполагаемом осуществлении которой структурное подразделение ИННО проинформировало Росрегистрацию, то структурное подразделение должно подать документы, содержащие уточненную информацию, не позднее чем через 10 рабочих дней после принятия такого решения. В эти же сроки структурное подразделение ИННО должно подать документы в случае принятия решения об изменении иных характеристик программы, информация о которых должна представляться в соответствии с требованиями Постановления № 212. Порядок сдачи документов структурными подразделениями ИННО такой же, как и порядок подачи документов НКО и общественными объединениями. Следует отметить, что все сказанное распространяется и на структурные подразделения международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации. Методические рекомендации, утвержденные Приказом № 26, не разъясняют порядок заполнения данных форм. Но, учитывая аналогичную структуру показателей, рассмотренные в данной статье разъяснения можно применить и при заполнении форм подразделениями ИННО. В заключение отметим, что обязанности НКО и общественных объединений по представлению неналоговых отчетов не отменялись и не приостанавливались. Поэтому если в момент принятия Закона № 18-ФЗ НКО и общественные объединения не обратили на свои новые обязанности должного внимания, то в 2008 г. у них еще есть такая возможность! Понятно, что работа по заполнению неналоговых форм отчетности может занять немало драгоценного рабочего времени. А если не налажен учет или плохо оформляется организационно-распорядительная документация, то сдача отчетов может затянуться, и сроки будут сорваны. Напомним, что территориальный орган Росрегистрации не вправе отказать в принятии документов. А штрафных санкций за нарушение сроков представления неналоговых отчетов в Росрегистрацию действующим законодательством не предусмотрено. И все же, затягивать с представлением информации не стоит, поскольку практика обращения Росрегистрации в судебные органы с заявлением о ликвидации общественных объединений уже существует. Так, 21 сентября И только по формальным признакам определением Верховного суда РФ от 27 ноября В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2008 читайте также:Кто осуществляет контроль?Формы документов для различных НКОСроки и порядок представления документовПоследствия непредставления отчетности в РосрегистрациюКто должен представлять документыКому не нужно заполнять неналоговый отчетСодержание журнала
|
Новое в законодательстве для бюджетных учрежденийАдрес: |
Новое в законодательстве для некоммерческих организаций |
Новое в законодательстве для силовых ведомств |
Бюджетные учреждения:
|
Некоммерческие организации:
|
Силовые ведомства:
|
В избранное | ||