Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 2/2008


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2008

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2008;
– Информацию о подписке на наши издания.

Отчет в Росрегистрацию: последствия непредставления и правила заполнения

Е.А. Малинина, юрист,

Л.Н. Карпова, бухгалтер-эксперт

Содержание

Кто осуществляет контроль?

Формы документов для различных НКО

Сроки и порядок представления документов

Последствия непредставления отчетности в Росрегистрацию

Кто должен представлять документы

Кому не нужно заполнять неналоговый отчет

Прошло почти два года с тех пор, как вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 18-ФЗ) (о Федеральном законе № 18-ФЗ см. статью В.В. Костиковой в БиНО: НКО № 5/2006).

Закон № 18-ФЗ внес принципиальные изменения:

– в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон об );

– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее – Закон об общественных объединениях);

– Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании";

– Гражданский кодекс РФ.

Этим законодательным актом государство продемонстрировало свою волю в вопросе усиления контроля над деятельностью некоммерческих организаций. Дополнительные контрольные полномочия были предоставлены Федеральной регистрационной службе. И уже в 2007 г. помимо бухгалтерской и налоговой отчетности некоммерческим организациям нужно было сдать в уполномоченный территориальный орган Росрегистрации сведения о персональном составе руководящих органов и годовые отчеты о своей деятельности.

Не все организации обратили внимание на этот факт. Многие такой отчетности не сдали и последствий не ощутили. Можно ли и дальше игнорировать сдачу неналоговой отчетности или следует все же подчиниться букве закона? Ответить на вопрос поможет эта статья. Мы также рассмотрим нормативные акты, принятые в развитие законодательных изменений и устанавливающие порядок и сроки выполнения НКО и общественными объединениями установленных для них обязательств.

Кто осуществляет контроль?

Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" (далее – Указ № 315) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, а также органом, принимающим решение о государственной регистрации общественного объединения (далее – уполномоченный орган), является Росрегистрация.

В связи с принятием Закона № 18-ФЗ Росрегистрации предоставлены дополнительные полномочия, в том числе по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам. Это было регламентировано Указом Президента РФ от 2 мая 2006 г. № 450, внесшим изменения в Указ № 1315.

На основании полномочий, закрепленных Указом № 1315, и согласно пункту 5 статьи 32 Закона об НКО и статье 38 Закона об общественных объединениях Росрегистрация вправе запрашивать:

– распорядительные документы у органов управления некоммерческой организации (руководящих органов общественных объединений);

– информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО (общественных объединений) у органов государственной статистики, налоговых органов, иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

Росрегистрация может также направлять своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых НКО (общественными объединениями).

Представители Росрегистрации уполномочены:

– проводить проверки соответствия деятельности НКО (общественных объединений), в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами (уставным целям);

– в случае выявления нарушения законодательства РФ или совершения НКО (общественным объединением) действий, противоречащих целям, предусмотренным учредительными документами (уставным целям), вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. НКО, общественное объединение могут обжаловать предупреждение в вышестоящий орган или в суд.

Периодичность таких проверок не может составлять более одного раза в год. Кроме Росрегистрации контроль за деятельностью НКО и общественных объединений осуществляют и другие органы. Это:

– федеральные органы государственного финансового контроля;

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы);

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Все они могут устанавливать, соответствует ли расходование денежных средств и использование иного имущества учредительным документам НКО (уставным целям общественных объединений). Они также устанавливают, соответствует ли расходование денежных средств и использование иного имущества филиалами и представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам. О результатах они сообщают в Росрегистрацию.

Таким образом, Росрегистрация является тем органом, в котором аккумулируются все сведения об НКО и общественных объединениях.

Формы документов для различных НКО

Формы и сроки представления некоммерческими организациями и общественными объединениями документов, согласно Закону № 18-ФЗ, должно было определить Правительство РФ. Что Правительство РФ и сделало, приняв Постановление от 15 апреля 2006 г. № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (далее – Постановление № 212) (этот документ опубликован в "БиНО: Сборник с комментариями для некоммерческих организаций" № 6/2006). Важно отметить, что вступило в силу Постановление № 212 одновременно со вступлением в силу Закона № 18-ФЗ, то есть 17 апреля 2006 г. (пункт 7 Постановления № 212).

Постановлением № 212 были утверждены формы документов, которые необходимо представлять в случае:

– государственной регистрации НКО (приложение 1);

– внесения изменений в сведения об НКО, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (приложение 2).

Кроме того, ежегодно все НКО, за исключением тех, на которые не распространяется действие Закона об НКО и религиозных организаций, представляют формы ОН0001 и ОН0002 согласно приложению 3 к Постановлению № 212, которые состоят:

– из отчета о деятельности НКО;

– сведений о персональном составе ее руководящих органов;

– сведений о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Общественные объединения ежегодно представляют информацию об объеме получаемых ими от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иногоимущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003 согласно приложению 4 к Постановлению № 212. При этом непосредственно в Федеральную регистрационную службу информацию представляют международные, общероссийские общественные объединения, а в территориальные органы Федеральной регистрационной службы – все остальные общественные объединения: межрегиональные, региональные и местные.

Правила заполнения формы ОН0003 те же, что и для форм ОН0001 и ОН0002.

Для религиозных организаций Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 213, внесшим изменения в Постановление № 212, были утверждены формы документов, отличные от форм документов для всех НКО.

Поскольку указанное постановление вышло в тот период, когда уже нужно было представить отчет, срок для представления документов религиозным организациям был продлен до 1 июня 2007 г.

В связи с этим религиозным организациям нужно иметь в виду, что такой пролонгированный срок был установлен для них только на один год, в последующие годы они должны представлять документы в те же сроки, как и другие НКО, то есть до 15 апреля.

Религиозные организации ежегодно представляют отчет о деятельности, сведения о руководителе и составе руководящих органов религиозной организации, о расходовании религиозной организацией денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОР0001 (приложение 7 к Постановлению № 212). Форма, по которой представляются документы религиозной организацией, мало отличается от формы, по которой представляют документы все другие НКО. Поэтому и порядок заполнения формы ОР0001 аналогичен порядку заполнения формы ОН0001.

В дальнейшем все перечисленные отчеты и сведения будем именовать "документы".

Сроки и порядок представления документов

Согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления № 212 НКО должна представлять документы в территориальный орган Росрегистрации ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Представить документы можно как непосредственно, так и в виде почтового отправления с описью вложения.

Территориальный орган Росрегистрации не вправе отказать в принятии документов.

В том случае, если НКО представит документы непосредственно, Росрегистрация (ее территориальный орган) обязана выдать НКО расписку с отметкой об их получении. Дата принятия документов будет считаться датой представления документов.

Если НКО отправит документы по почте, то нужно обязательно сделать опись вложения. В этом случае датой представления документов будет считаться дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Общественные объединения должны представлять документы в Росрегистрацию в такие же сроки и в аналогичном порядке (подпункт "б" пункта 2 Постановления № 212).

Некоммерческим организациям, зарегистрированным до вступления в силу Закона № 18-ФЗ, следует иметь в виду, что Постановлением № 212 Федеральной налоговой службе предписано до 1 января 2008 г. обеспечить передачу сведений о таких НКО в Федеральную регистрационную службу.

Поэтому начиная с 1 января 2008 г. Росрегистрация обладает сведениями обо всех НКО, а не только о тех, решение о государственной регистрации которых она непосредственно принимала в период с 17 апреля 2006 г. И это один из аргументов необходимости сдачи неналоговой отчетности.

Последствия непредставления отчетности в Росрегистрацию

Обязанность представить документы в территориальные органы Росрегистрации в установленные сроки впервые наступила для НКО и общественных объединений в 2007 г., по итогам деятельности 2006 г. Если кто-то по каким-то причинам этого не сделал, возможно, территориальный орган Росрегистрации напомнил ему об этом. А возможно, и нет. Однако это не повод для того, чтобы успокоиться.

Именно с 2008 г. Росрегистрация (ее территориальные органы) может использовать предоставленные ей полномочия в полной мере. И вот почему.

Пункт 10 статьи 32 Закона об НКО предусматривает, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, которые определены в данной статье, является основанием для обращения уполномоченного органа (Росрегистрации) или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Аналогичная норма закреплена в статье 29 Закона об общественных объединениях. Если общественное объединение неоднократно в установленный срок не представит сведения, предусмотренные в статье 29, то это будет основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Поскольку "неоднократность" совершения каких-либо действий (бездействия) подразумевает совершение их два раза и более, то именно в 2008 г. некоммерческим организациям и общественным объединениям, не исполнившим обязательств, налагаемых на них указанными нормами, грозит возможность быть ликвидированными.

Отметим, что для общественных объединений требования еще строже. Наряду с неоднократным непредставлением необходимых сведений статья 29 Закона об общественных объединениях предусматривает также возможность применения аналогичных мер к общественному объединению даже в том случае, если оно однократно не представит эти сведения в установленный срок. Напомним, что речь идет об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Пользуясь случаем, напомним, что столь строгое наказание, как ликвидация, может последовать для НКО и общественных объединений не только в случае непредставления отчетности о деятельности, но и в случае, если они не проинформируют Росрегистрацию об изменении сведений, которые подлежат внесению в ЕГРЮЛ. Хотя такие изменения вносятся не каждый год, к представлению сведений о них следует также отнестись со всей серьезностью.

Кто должен представлять документы

Чтобы ответить на вопрос о том, кто должен представлять документы в Росрегистрацию, нужно знать, в каких формах могут создаваться НКО, какие организации выведены из сферы действия Закона об НКО, а также исключения, которые предусмотрены для отдельных НКО.

Согласно действующей редакции Закона об НКО (последние изменения были внесены 1 декабря 2007 г.) формами некоммерческих организаций являются:

– общественные организации (объединения);

– религиозные организации;

– общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

– фонды;

– государственные корпорации;

– некоммерческие партнерства;

– частные учреждения;

– автономные некоммерческие организации;

– объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Отметим, что такая форма НКО, как община коренных малочисленных народов Российской Федерации, была введена в Закон об НКО совсем недавно (15 декабря 2007 г.) Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

Что касается иностранных некоммерческих неправительственных организаций (ИННО), то они осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.

Такое структурное подразделение ИННО, как отделение, признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в таком же порядке, как и другие НКО.

Филиалы и представительства приобретают правоспособность на территории РФ со дня внесения их в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности;

– политическая партия.

Таким образом, все вышеперечисленные формы НКО и общественных объединений находятся под пристальным контролем Росрегистрации, в связи с чем им необходимо представлять ежегодный неналоговый отчет.

Кому не нужно заполнять неналоговый отчет

Теперь посмотрим, на кого же не распространяются нормы о необходимости представления документов?

Во-первых, это органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные (бюджетные и автономные) учреждения. Согласно пункту 5 статьи 1 Закона об НКО на них не распространяется действие Закона об НКО, а следовательно, и обязанность по представлению документов.

Во-вторых, Закон об НКО не распространяется на потребительские кооперативы. Кроме того, с 15 декабря 2007 г. он не распространяется также и на товарищества собственников жилья (ТСЖ), садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Это дополнение в статью 1 Закона об НКО внес Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 278-ФЗ. Поэтому указанные НКО также не должны представлять документы в Росрегистрацию.

В-третьих, из-под действия норм статьи 32 Закона об НКО, касающихся осуществления контроля над деятельностью НКО, выведен ряд конкретных некоммерческих организаций. В основном это НКО, созданные в соответствии со специальными законами в 2007 г. Так, не представляют документы и на них не распространяются положения, установленные пунктами 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Закона об НКО (в том числе о необходимости представления документов), следующие организации:

– корпорация по атомной энергии "Росатом" – в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3;

– Общество взаимного страхования – в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ;

– государственная корпорация "Ростехнологии" – в соответствии   Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ;

– Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта – в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ;

– Внешэкономбанк – в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ;

– Российская корпорация нанотехнологий – в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ.

Возможно, мы привели не исчерпывающий перечень таких организаций. Важно, что все исключения устанавливаются законодательным актом.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2008 читайте также:

Общие правила заполнения

Заполнение адресной части

Документ, подтверждающий выполнение обязательств

Особенности заполнения сведений о персональном составе руководящих органов

Порядок заполнения отчета о деятельности НКО

Заполнение сведений об основной деятельности НКО

Предпринимательская деятельность

Источники формирования имущества

Сведения об управлении деятельностью НКО

Освещение деятельности НКО

Порядок заполнения уведомления о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества
Обязанности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 2/2008

Тема номера: налог на доходы физических лиц
Е.В. Виговский, М.Э. Карева. Налогообложение стимулирующих выплат, компенсаций и поощрений в нематериальной форме

Стимулирующие выплаты

Компенсации

НДФЛ в вопросах и ответах

Налогоплательщики

Объект налогообложения, налоговая база

Доходы

Налоговые вычеты

Порядок и сроки уплаты налога

Налоговый учет и предоставление сведений в налоговую инспекцию

Ответственность налоговых агентов

Отчетность
Е.А. Малинина, Л.Н. Карпова. Отчет в Росрегистрацию: последствия непредставления и правила заполнения

Кто осуществляет контроль?

Формы документов для различных НКО

Сроки и порядок представления документов

Последствия непредставления отчетности в Росрегистрацию

Кто должен представлять документы

Кому не нужно заполнять неналоговый отчет

Общие правила заполнения

Порядок заполнения отчета о деятельности НКО

Порядок заполнения уведомления о расходовании НКО денежных средств и об использовании иного имущества

Обязанности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Наши электронные продукты
Е.С. Архипцова. "БиНО: Библиотека Электронных Справочников" – ответ на ваши вопросы

Установка "БиНО: БЭС" на компьютере

Структура и главные возможности "БиНО: БЭС"

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бухгалтерский учет

Государственная регистрация

Наличные расчеты

Налогообложение

Пенсионное обеспечение

Проверки

Статистика

Страхование

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Зарплатные налоги"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2007 г. и 2006 г. Стоимость комплекта (12 журналов и 12 сборников документов) за 2007 г. составляет 5 665 руб., а за 2006 г.  – 2 750 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное