Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 1/2008


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2008

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2008;
– Информацию о подписке на наши издания.

Земельный налог по Налоговому кодексу

М.И. Гоголева, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Содержание

Какие документы подтверждают права на землю

Налогообложение дачных и садовых участков

Федеральные налоговые льготы

Земельный налог – единственный местный налог, предусмотренный для организаций Налоговым кодексом РФ. Он взимается по правилам, установленным в главе 31 НК РФ.

На той или иной территории земельный налог вводится и отменяется соответствующим местным нормативным актом (статья 387 НК РФ). В муниципальном образовании это нормативный акт представительного органа муниципального образования, в Москве и Санкт-Петербурге – законы этих городов.

Земельным налогом облагаются как свободные участки, не занятые какой-либо недвижимостью, так и земля под зданиями (сооружениями). Организации уплачивают этот налог, если владеют землей на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Именно в этом случае, согласно статье 388 НК РФ, их можно отнести к плательщикам земельного налога. Среди обладателей таких прав на землю много и некоммерческих организаций.

На основании каких документов организации признаются налогоплательщиками в соответствии с главой 31 НК РФ? Какие льготы по земельному налогу они могут получить? В чем особенности налогообложения садовых и дачных участков? На этих и других моментах, связанных с введением земельного налога, мы и остановимся в данной статье.

Какие документы подтверждают права на землю

Обладание земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования – необходимое условие обложения его земельным налогом. Наличие у организации любого из этих прав должно подтверждаться соответствующими документами. Лишь это дает возможность применить к земельному участку нормы главы 31 НК РФ.

С 31 января 1998 г. права некоммерческих организаций на землю (право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования) должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон № 122-ФЗ). С этого дня данный закон вступил в силу. В 1998 г. организациям начали выдаваться свидетельства о государственной регистрации прав согласно этому закону.

Те права на землю, которые возникли до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации по Закону № 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей (пункт 1 статьи 6 Закона № 122-ФЗ).

До 31 января 1998 г. уполномоченные государственные органы (организации) субъектов РФ (муниципальных образований) также регистрировали права на землю. Права, зарегистрированные в тот период, удостоверялись государственными актами, свидетельствами и другими документами, которые выдавали соответствующие органы (организации). Сегодня государственная регистрация данных прав, которая проводилась до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, тоже считается действительной.

Кроме того, до 31 января 1998 г. органы государственной власти и органы местного самоуправления издавали акты о предоставлении земли в собственность или постоянное (бессрочное) пользование. Эти акты также рассматриваются в качестве правоудостоверяющих документов организации, владеющей участком.

Таким образом, сейчас документами, подтверждающими права организации на землю, являются:

– свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219;

– свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767;

– государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;

– свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177;

– акты о предоставлении земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Если у организации есть один из этих документов, она считается плательщиком земельного налога. Даже если нормативный акт, которым утверждена форма документа, уже не действует.

Так, в настоящее время утратили силу упомянутые выше Указ № 1767 и постановления № 493 и 177. Однако утвержденные ими формы государственного акта и свидетельств о праве собственности признаются действительными. Это следует из статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Налогообложение дачных и садовых участков

Дачные и садоводческие объединения платят земельный налог по дачным и садовым участкам, которые находятся в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) именно у них как у юридических лиц. Такие организации признаются налогоплательщиками по этим участкам, если:

– права на данную землю зарегистрированы за ними в соответствии с Законом № 122-ФЗ;

– или есть документы о предоставлении им этой земли в собственность (в постоянное (бессрочное) пользование), изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.

Если земельный участок находится на территории дачного или садоводческого объединения, но правами на него эта организация не обладает, налог по такому участку она не рассчитывает. Если при этом право на тот же участок закреплено за гражданином – членом такого объединения, он и уплачивает налог с данной земли. Сумму налога, которую ему надо уплатить, рассчитывает налоговый орган (она указывается в налоговом уведомлении на имя этого гражданина).

Дачники и садоводы признаются плательщиками земельного налога по тем участкам, которые они либо приватизировали, либо получили в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение. Наличие у дачников (садоводов) соответствующих прав на участки, расположенные на территории дачного (садоводческого) объединения, позволяет взимать налог именно с них. При условии, что такие права подтверждаются необходимыми документами (например, свидетельством о регистрации права, актом органа государственной власти (местного самоуправления) о предоставлении участка).

До тех пор пока права дачников (садоводов) на те или иные участки документально не подтверждены, плательщиками налога по ним являются те дачные и садоводческие объединения, где эти участки расположены.

Что касается земель общего пользования, находящихся на территории дачных и садоводческих объединений, тут бремя исчисления и уплаты налога лежит исключительно на них как на организациях. В этом случае неважно, кто на данный момент признан налогоплательщиком по другим землям – само дачное или садоводческое объединение либо его члены – дачники или садоводы.

Федеральные налоговые льготы

Некоторые земли, которыми владеют организации, глава 31 НК РФ не разрешает облагать земельным налогом. Это означает, что по таким земельным участкам организации полностью освобождены от уплаты налога на федеральном уровне.

Кроме льготы в виде налогового освобождения на федеральном уровне установлена и льгота в виде не облагаемой налогом суммы в 10 000 руб., уменьшающей налоговую базу. Но она распространяется только на налогоплательщиков – физических лиц (пункт 5 статьи 391 НК РФ).

Органы власти муниципального образования (Москвы и Санкт-Петербурга) не могут своими нормативными актами отменить льготы по земельному налогу, прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Одновременно в муниципальных нормативных актах (законах Москвы и Санкт-Петербурга), касающихся земельного налога, должны закрепляться все федеральные льготы по нему.

Так, право не рассчитывать земельный налог на основании НК РФ есть у арендаторов и организаций, получивших землю бесплатно на определенный срок, – они не признаются налогоплательщиками по участкам, которыми владеют по договору аренды или безвозмездного срочного пользования (пункт 2 статьи 388 НК РФ).

Также не уплачивается налог с земельных участков, указанных в подпунктах 1–5 пункта 2 статьи 389 НК РФ. Согласно данной статье они не являются объектом налогообложения.

Прежде всего это земли, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. Перечень таких земель установлен статьей 27 Земельного кодекса РФ. К ним относятся участки, на которых расположены находящиеся в федеральной собственности:

– государственные природные заповедники и национальные парки. В отдельных случаях на их территории могут быть земельные участки, которые не находятся в постоянном (бессрочном) пользовании государственных заповедников и национальных парков (в отличие от всей остальной площади заповедника (парка)). Такие земли не признаются изъятыми из оборота;

– здания, строения и сооружения, в которых на постоянной основе размещены органы Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы, а также военные суды;

– объекты организаций ФСБ России и ФСО России;

– объекты учреждений и органов ФСИН России;

– объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

– объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

– воинские и гражданские захоронения;

– инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.

Помимо них земельным налогом не облагаются земли, которые по российскому законодательству ограничены в обороте. В их числе статья 389 НК РФ называет участки:

– занятые под особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

– занятые водными объектами, находящимися в государственной собственности;

– предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Если земельный участок организации занят государственной автодорогой общего пользования, земельный налог по нему также не исчисляется. Об этом говорит пункт 2 статьи 395 НК РФ.

По землям, перечисленным в пунктах 4 и 5 статьи 395 НК РФ, льготу в виде полного налогового освобождения имеют и несколько видов некоммерческих организаций. Не облагаются налогом земельные участки, которыми владеют:

– религиозные организации;

– общероссийские общественные организации инвалидов (с численностью инвалидов или их законных представителей не менее 80%);

– учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов.

Религиозные организации освобождаются от налога при условии, что на "льготируемых" землях находятся здания и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Остальные из названных НКО вправе заявить льготу, если их земельные участки используются в целях, установленных пунктом 5 статьи 395 НК РФ.

По земельному участку, отнесенному к определенной категории земель, может предоставляться несколько льгот. Конечно, речь идет только о местных льготах, поскольку применение такой федеральной льготы, как полное налоговое освобождение организации по одному или нескольким участкам, делает ненужным применение каких-то местных льгот. Ведь налог по этим землям и так не платится.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2008 читайте также:

Местные налоговые льготы
Налоговая база
Налоговые ставки
За какой период рассчитывать налог. Налоговая отчетность

Анонс содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2008

Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций
Учет доходов для исчисления "упрощенного" налога
Какие расходы уменьшают налоговую базу по "упрощенному" налогу
Взносы на страхование работников "упрощенца": специфика уплаты
Земельный налог по Налоговому кодексу
"БиНО: Актуально"
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное