Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 6/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 6/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 6/2007;
– Информацию о подписке на наши издания.

За что могут ликвидировать НКО и как проверяют ее деятельность

О.Г. Попова, налоговый консультант

Содержание

Упрощенный порядок ликвидации

Традиционная ликвидация

Очевидно, что в последнее время все больше ужесточаются требования к деятельности НКО. На этом фоне многие неугодные или неправильно ведущие свою деятельность организации могут быть ликвидированы. О том, какие возможности для ликвидации предусмотрены в действующем законодательстве и где НКО может подстерегать такая опасность, мы расскажем в данном материале.

Упрощенный порядок ликвидации

Налоговики давно пытаются очистить Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) от организаций, не ведущих деятельности. Этому вопросу было посвящено письмо ФНС России от 7 августа 2006 г. № ШТ-6-09/770@. В данном документе ФНС России разъясняет, как должны исключаться из ЕГРЮЛ недействующие общественные объединения, политические партии, религиозные организации, а также иные некоммерческие организации. При этом налоговая служба основывается на положениях статьи 21.1 и пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).

Имеет ли право ФНС выпускать такие предписания?

Согласно статье 2 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

ФНС России действует на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. В соответствии с пунктом 1 этого Положения ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, ФНС России является регистрирующим органом согласно Закону № 129-ФЗ. Она имеет право применять процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ, в том числе принимать решения об исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Закона № 129-ФЗ. Эти решения должны публиковаться в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с приказом Минфина России от 28 февраля 2006 г. № 32н (приложения 1 и 2) территориальные налоговые органы оформляют на недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, следующие справки (далее – Справки):

– о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах;

– об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.

Оригиналы Справок вместе с сопроводительным письмом территориальные налоговые органы направляют в управление ФНС России по субъекту РФ.

Это управление в течение пяти рабочих дней со дня получения Справок принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).

Сведения о принятых решениях в течение трех дней управления передают в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала. Сюда же передается информация о том, как и когда могут направить свои заявления недействующие юридические лица, их кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Обязательно указывается адрес управления, по которому могут быть направлены заявления.

Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения об исключении в управление не поступило заявление от юридического лица, исключаемого из ЕГРЮЛ, и (или) от его кредиторов и иных лиц, то структурное подразделение управления вносит в ЕГРЮЛ запись об исключении из него данного лица. Это нужно сделать не позднее четырех месяцев со дня опубликования решения об исключении. Аналогичные требования содержатся и в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 16 ноября 2005 г. № САЭ-3-09/591@, и в Методических рекомендациях, направленных письмом ФНС России от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@.

В письме ФНС от 7 августа 2006 г. № ШТ-6-09/770@, которое мы упомянули выше, признано не подлежащим исполнению письмо ФНС России от 13 апреля 2006 г. № ШТ-6-09/393@.

Напомним, что в соответствии с этим документом решение о государственной регистрации НКО или об отказе в этом принимала Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) или ее территориальные органы. А налоговые органы вносили записи в ЕГРЮЛ на основании решения Росрегистрации. Теперь же налоговые органы в вопросе ликвидации практически самостоятельны.

Несколько месяцев спустя ФНС России выпустила дополнение к своему письму от 7 августа 2006 г. (письмо ФНС России от 2 ноября 2006 г. № ШТ-6-09/1063@). В нем налоговики сообщают, что запись об исключении НКО из ЕГРЮЛ вносит не структурное подразделение управления, а территориальный налоговый орган, который вынес решение об исключении.

В связи с этим управления ФНС России по субъектам РФ должны направить необходимые документы именно в соответствующий регистрирующий (налоговый) орган для исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Традиционная ликвидация

НКО могут быть ликвидированы согласно статье 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ).

При этом заявление в суд о ликвидации НКО вносит прокурор субъекта РФ (Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"), уполномоченный орган или его территориальный орган.

Ликвидация разных видов НКО имеет свои особенности.

Так, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (пункт 2 статьи 18 Закона № 7-ФЗ). Фонд может быть ликвидирован, если:

– имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества мала;

– цели фонда не могут быть достигнуты, а изменить их невозможно;

– фонд уклоняется в своей деятельности от достижения целей, предусмотренных его уставом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

А вот отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории РФ ликвидируется (пункт 2.1 статьи 18 Закона № 7-ФЗ):

1) при ликвидации самой иностранной некоммерческой неправительственной организации;

2) если деятельность отделения не соответствует целям, указанным в учредительных документах, а также в пункте 4 статьи 32 Закона № 7-ФЗ;

3) если не представлены по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ (пункт 4 статьи 32 Закона № 7-ФЗ), требуемые сведения. Это данные:

– об объеме получаемых отделением денежных средств и иного имущества и их предполагаемом распределении;

– о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании;

– о предполагаемых для осуществления на территории РФ программах,

– о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

После принятия решения о ликвидации учредители (участники) НКО или орган, принявший это решение, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом № 7-ФЗ порядок и сроки ликвидации НКО.

С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой НКО выступает в суде, а также помещает в предназначенных для этого органах печати сведения о ликвидации НКО, о порядке и сроке подачи требований ее кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев со дня публикации сведений о ликвидации НКО. Об этом сказано в статье 19 Закона № 7-ФЗ.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации НКО.

По истечении срока, установленного для подачи кредиторами требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должен быть отражен состав имущества ликвидируемой НКО, предъявленные кредиторами требования, а также результаты их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) НКО или орган, принявший решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой НКО (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу ее имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Долги кредиторам ликвидационная комиссия выплачивает в порядке очередности, установленной статьей 855 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Это происходит, начиная со дня утверждения данного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди. Им выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается точно так же.

Если после всех расчетов у НКО осталось имущество, то оно направляется в соответствии с ее учредительными документами на те цели, ради которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели. Если это невозможно, имущество передается в доход государства. Об этом гласит статья 20 Закона № 7-ФЗ.

Если у ликвидируемого частного учреждения недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества собственника этого учреждения. И наоборот, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами этого учреждения.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество должно быть распределено между его членами в соответствии с их имущественным взносом.

В соответствии со статьей 21 Закона № 7-ФЗ ликвидация НКО считается завершенной, а НКО – прекратившей свое существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 6/2007 читайте также:

Ликвидация по смежному закону
Контроль за деятельностью НКО
Процедура проверок

Виды проверок и их оформление

Права и обязанности проверяющих и руководителей НКО

Оформление акта проверки


Анонс содержания журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 6/2007

НДФЛ с доходов работников: о чем надо помнить работодателю
МПЗ: методов учета с 2008 года станет меньше
Учет возврата некачественных товаров
Ликвидация НКО
Размещение информации о госзаказах на официальных сайтах
Минимальный размер оплаты труда увеличивается
Новое в законодательстве
Кроссворд "Ликвидация НКО"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное