Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 1/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Cодержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2007;
– Информацию о подписке на наши издания.

Автономные учреждения

Е.А. Малинина, юрист

Содержание

Правовое положение автономных учреждений

Имущество автономного учреждения

Деятельность автономных учреждений

3 ноября 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон об автономных учреждениях, Закон).

В этот же день был подписан и Федеральный закон № 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" (далее – Закон № 175-ФЗ).

Оба этих закона вступили в силу 8 января 2007 г. – по истечении 60 дней после дня официального опубликования их в "Российской газете".

Кроме того, статьи 7 и 8 Закона об автономных учреждениях, предусматривающие внесение изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, вступили в силу 1 января 2007 г.

Закон об автономных учреждениях принят в рамках исполнения Плана мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора. Он предусматривает создание нового типа государственных и муниципальных учреждений.

В данной статье мы рассмотрим правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, цели и порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы их отношений с учредителями и участниками гражданского оборота, ответственность по принятым обязательствам. Следует отметить, что решение этих вопросов Закон об автономных учреждениях (согласно статье 1 этого Закона) определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Проект Закона об автономных учреждениях такого указания не содержал.

Проект Закона об автономных учреждениях широко обсуждался и вызвал массу протестов со стороны различных заинтересованных лиц. Поэтому какие-то моменты, безусловно, претерпели изменения. Между тем, законодателям все же не удалось избежать некоторых противоречий и упущений, на которые также будет обращено внимание. Кроме того, Закон об автономных учреждениях предполагает принятие множества дополнительных нормативных правовых актов, без которых невозможно создать и организовать работу автономных учреждений. Чтобы дать представление о процессе обсуждения Закона об автономных учреждениях, в статье будут приведены наиболее значимые изменения, внесенные в его текст в окончательной редакции.

Правовое положение автономных учреждений

Понятие "автономное учреждение" содержится в статье 2 Закона об автономных учреждениях: это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Таким образом, автономные учреждения будут создаваться в тех же областях деятельности, что и бюджетные учреждения, а определяются они как некоммерческие организации. Закон № 175-ФЗ внес соответствующие изменения в статью 120 ГК РФ "Учреждения". В соответствии с новой редакцией данной статьи учреждение может быть частным либо государственным (муниципальным). Частное учреждение создается гражданином или юридическим лицом. Государственное (муниципальное) учреждение может быть либо бюджетным, либо автономным учреждением.

Автономное учреждение является юридическим лицом, оно от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде.

Имущество автономного учреждения

Закон об автономных учреждениях определяет, что собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Между тем имущество автономного учреждения можно разделить на три составляющие. Первая – это недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, которое в соответствии с ГК РФ закрепляется за автономным учреждением. Это имущество учредитель автономного учреждения или непосредственно передает автономному учреждению, или выделяет средства на его приобретение.

Законом об автономных учреждениях имущество, без которого автономному учреждению будет трудно осуществлять свою уставную деятельность, признается особо ценным движимым имуществом. Виды такого имущества определит Правительство РФ. Решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества учредитель будет принимать одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Законом предусмотрено, что недвижимое и особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету. Этим имуществом без согласия учредителя автономное учреждение распорядиться не может.

Следует отметить, что проект Закона об автономных учреждениях предусматривал разделение полномочий собственника имущества (это соответственно федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом) и учредителя автономного учреждения. В окончательной же редакции этого Закона на учредителя возложены все полномочия по отношению к автономному учреждению.

Вторая составляющая имущества автономного учреждения – это все остальное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем. Этим имуществом автономное учреждение, в отличие от бюджетного учреждения, вправе распоряжаться самостоятельно.

Третья же составляющая имущества автономного учреждения – это то имущество, в том числе недвижимое, которое оно приобретает на заработанные средства. Этим имуществом автономное учреждение также вправе распоряжаться самостоятельно.

Соответствующие изменения в отношении имущества автономного учреждения внесены в статью 298 ГК РФ.

С согласия своего учредителя автономное учреждение будет вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника).

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Хотелось бы обратить внимание на то, как в Законе об автономных учреждениях решен вопрос об ответственности автономного учреждения. Предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Таким образом, получается, что автономное учреждение отвечает по обязательствам только тем имуществом, которое за ним закреплено учредителем, и не отвечает имуществом, приобретенным на собственные средства!

Между тем проект Закона об автономных учреждениях предусматривал, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам не только закрепленным, но и всем принадлежащим ему имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества. Полагаем, это ошибка, произошедшая в результате многократного перекраивания текста Закона. И вскоре она будет устранена.

Тем не менее, очевидно, что ответственность автономного учреждения коренным образом отличается от ответственности бюджетного учреждения, которое, как известно, отвечает по своим обязательствам только денежными средствами.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение, в свою очередь, не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Деятельность автономных учреждений

Деятельность автономного учреждения также можно разделить на несколько составляющих.

Основной деятельностью автономного учреждения будет являться деятельность, которая непосредственно направлена на достижение целей, ради которых создано это автономное учреждение.

Учредитель будет устанавливать задание в соответствии с основной деятельностью автономного учреждения, предусмотренной уставом, и финансировать его выполнение.

Деятельность, связанную с выполнением работ или оказанием услуг, в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, автономное учреждение будет осуществлять бесплатно или частично за плату.

При финансировании учредитель должен учитывать расходы:

– на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

– на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;

– на развитие автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Если автономное учреждение с согласия учредителя будет сдавать в аренду закрепленное за ним недвижимое или особо ценное движимое имущество, то финансировать расходы на его содержание учредитель не будет.

Основная деятельность автономного учреждения будет обеспечиваться финансами в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

То, как учредитель будет формировать задание, а также как будет финансировать выполнение этого задания, определят высшие органы исполнительной власти. Так, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, которое находится в федеральной собственности, этот порядок определит Правительство РФ; в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, – высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. А в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, – местная администрация.

Кроме заданий учредителя и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение сможет по своему усмотрению оказывать платные услуги (выполнять работы), относящиеся к его основной деятельности. При этом условия оказания однородных услуг для граждан и юридических лиц должны быть одинаковыми в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

И наконец, автономное учреждение может осуществлять иные виды деятельности, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. В этом смысле автономные учреждения схожи с бюджетными учреждениями.

Доходы автономного учреждения будут поступать в его самостоятельное распоряжение и использоваться им для достижения целей, ради которых оно создано.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности, и, самое главное, на получение доходов от использования закрепленного за автономным учреждением имущества. В этом состоит одно из основных отличий автономного учреждения от бюджетного.

Автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях, а не только в органах Федерального казначейства.

Они обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности, а также об использовании закрепленного за ним имущества. Средства массовой информации, в которых будут публиковаться эти отчеты, определит учредитель. Возможно, это будут ведомственные нормативные издания органов исполнительной власти, в ведении которых будут находиться автономные учреждения.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2007 читайте также:

Создание автономного учреждения
Управление автономным учреждением

Порядок образования наблюдательного совета автономного учреждения

Компетенция наблюдательного совета

Компетенция руководителя автономного учреждения

Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением

Реорганизация, ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

Содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 1/2007

Тема номера: автономные учреждения
Е.А. Малинина. Автономные учреждения

Правовое положение автономных учреждений

Имущество автономного учреждения

Деятельность автономных учреждений

Создание автономного учреждения

Управление автономным учреждением

Реорганизация, ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

Заключение

Е.А. Малинина. Изменения в законодательстве в связи с принятием Закона об автономных учреждениях

Изменения в Гражданском кодексе РФ

Изменения в Законе об НКО

Изменения в Бюджетном кодексе РФ

Изменения в Налоговом кодексе РФ

Изменение в Законе об исполнительном производстве

Изменения в законах об образовании

Изменения в Законе о культуре

Заключение

Отчетность
О.Г. Попова. Годовая отчетность НКО: как не споткнуться?

Бухгалтерская отчетность

Налоговая отчетность

Прочие отчеты

Налоги и другие обязательные платежи
А.А. Рябков. Разработка нормативов и уплата взносов за негативное воздействие на окружающую среду

Правовая база

Обязаны ли НКО перечислять плату за негативное воздействие

Нормативы (ставки) платы

Кому платить

Куда и какие документы необходимо представлять плательщикам

Порядок перечисления платежей

Проекты нормативов

Как самостоятельно разработать проекты нормативов

Отражение в учете платы за негативное воздействие на окружающую среду

Обзор документов
Л.П. Фомичева. Классификацию основных средств изменили
Л.П. Фомичева. Операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов больше нет

Изменения в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Изменения, внесенные Приказом № 116н в другие нормативные правовые акты

Изменения, внесенные в нормативные акты Приказом № 115н

Нормативные правовые акты, в которые изменения пока не внесены

Новое в законодательстве

Банковские счета

Лицензирование

Налогообложение

Нормативы

Основы деятельности некоммерческих организаций

Ответственность

Отчетность

Служебное время

Увольнение

Разное

10 лет вместе!
Итоги юбилейного года
Справочная информация
Материалы, опубликованные в БиНО: Некоммерческие организации в 2006 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 4 224 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 12 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное