Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 11/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"
Подписаться на наши издания

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2005

Смотрите в конце выпуска:
- Информацию об удобном и быстром способе подписки на наши издания;
- Предварительное содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2005.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

О применении упрощенной системы налогообложения с 1 января 2006 года

С.В. Балдина, генеральный директор Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург)

Содержание

Налоговые режимы, применяемые в РФ

Что такое освобождение от обязанности по уплате налогов?

Размер доходов и переход на УСН

Могут ли применять УСН некоммерческие организации

 

С 1 января 2006 г. существенно изменены правила применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН).

Эти изменения приняты Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 101-ФЗ).

Рассмотрим поправки в главу 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" подробнее.

Налоговые режимы, применяемые в РФ

Налоговое законодательство России предусматривает всего пять налоговых режимов: один общий и четыре специальных, регулируемых разделом VIII НК РФ.

При этом два из четырех специальных налоговых режимов (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, или единый сельскохозяйственный налог, а также УСН) налогоплательщики могут применять по желанию.

Что касается единого налога на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) и системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ), то их применение обязательно в определенных законом обстоятельствах. Например, если хозяйствующий субъект начинает заниматься деятельностью, переведенной на ЕНВД на данной территории, то он автоматически становится плательщиком ЕНВД по этому виду деятельности (даже если до этого он перешел на УСН).

Именно поэтому в статье 346.11 НК РФ словосочетание "общий режим налогообложения" было заменено на "иные режимы налогообложения" (пункт 1) или "законодательство о налогах и сборах" (пункты 2, 3).

В пункте 1 данной статьи говорится, что налогоплательщик может вернуться не только к общей системе налогообложения, но и к иным специальным налоговым режимам (обязательным).

А в пунктах 2, 3 статьи 346.11 речь идет о том, что налогоплательщику, применяющему УСН, может быть вменена обязанность по уплате налогов и сборов, от которых он не освобожден, взимаемых согласно законодательству о налогах и сборах.

Что такое освобождение от обязанности по уплате налогов?

В пунктах 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ выражена суть УСН, так как здесь перечислены налоги, которые не нужно платить при переходе на УСН.

Так, здесь четко сказано, что субъект УСН не является плательщиком НДС (за исключением таможенного НДС). Это означает, что хозяйствующий субъект (организация или индивидуальный предприниматель), перешедший на УСН, освобождается от всех обязанностей плательщика НДС, то есть он не должен платить налог, представлять налоговую декларацию по НДС, выставлять счета-фактуры и т.д.

Однако хозяйствующие субъекты не освобождаются от обязанностей налогового агента (в том числе по НДС) согласно пункту 5 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому хозяйствующим субъектам, являющимся налоговыми агентами, придется декларировать обязательства по уплате НДС при применении УСН. Это касается аренды государственного или муниципального имущества у органов государственной власти и управления, а также иных случаев, предусмотренных статьей 161 НК РФ.

В отношении других налогов существенно изменена формулировка: если раньше УСН заменяла уплату налогов, то с 1 января 2006 г. лица, применяющие УСН, освобождаются от обязанности по уплате налогов.

Так, организации согласно пункту 2 статьи 346.11 освобождаются от обязанности по уплате:

– налога на прибыль организаций;

– налога на имущество организаций;

– единого социального налога.

Термин "замена уплаты", применяемый до 1 января 2006 г., позволял говорить о том, что у субъектов УСН вообще отсутствуют обязанности налогоплательщиков упомянутых налогов. Новая формулировка "освобождение от обязанности по уплате налога", понятая буквально, может означать, что на субъектов УСН возлагаются иные обязанности налогоплательщика (кроме уплаты налогов), например, обязанность представлять налоговые декларации.

В свое время от тех, кто был освобожден от исчисления и уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ, налоговые органы требовали представлять "нулевые" декларации по НДС, мотивируя это тем, что освобождение от уплаты не означает освобождения от представления налоговой декларации.

Ситуация изменилась только после решения ВАС РФ от 13 февраля 2003 г. № 10462/02, который указал: "Утверждение МНС России о том, что положения статьи 145 Кодекса являются разновидностью налоговой льготы, не может быть истолковано таким образом, что на налогоплательщика возлагается дополнительная обязанность по представлению декларации по налогу, от уплаты которого он освобожден".

Учитывая данное решение, можно предположить, что субъекты УСН все-таки не должны будут представлять декларации по налогам, от уплаты которых они освобождены в результате перехода на УСН.

Размер доходов и переход на УСН

Упрощенная система налогообложения была введена в действие 1 января 2003 г. Понятно, что количественные критерии, установленные тогда для перехода на УСН, пришлось скорректировать с учетом инфляции за три года (2003–2005 гг.).

Напомним, что максимальный размер доходов налогоплательщика за девять месяцев текущего года, дающий ему право перехода на УСН, составлял 11 млн. руб. Сегодня он увеличен до 15 млн. руб. (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ). Однако законодатель не просто увеличил размер лимита. Теперь для его исчисления учитываются все доходы налогоплательщика за девять месяцев, определяемые по правилам статьи 248 НК РФ, то есть включая внереализационные доходы.

Таким образом, хотя лимит доходов, позволяющий переходить на УСН, формально увеличен, это не имеет практического значения для тех налогоплательщиков, у которых велика доля внереализационных доходов в общем объеме доходов (свыше 26,7%).

Новая редакция пункта 2 статьи 346.12 НК РФ вводится в действие с 1 января 2006 г. Поэтому в 2005 г. (при подаче заявления о переходе на УСН с 1 октября по 30 ноября 2005 г.) необходимо руководствоваться прежними правилами: сравнивать свой доход от реализации за девять месяцев 2005 г. с прежним лимитом в 11 млн. руб.

Новые правила (включая лимит 15 млн. руб.) будут применяться при переходе на УСН с 1 января 2007 г. (при подаче заявления в 2006 г.). В дальнейшем, начиная с 2007 г., предельный размер доходов налогоплательщика за девять месяцев, дающий ему право перейти на УСН, будет корректироваться автоматически путем умножения на коэффициент-дефлятор. Этот коэффициент определяется Правительством РФ и публикуется в официальных изданиях.

Напомним, что пункт 2 статьи 346.12 НК РФ касается только организаций. Индивидуальным предпринимателям для перехода на УСН сравнивать свои доходы с каким-либо лимитом не нужно.

Могут ли применять УСН некоммерческие организации

Как известно, не вправе были переходить на УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляла более 25%. Новая редакция подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ прямо указывает, что на некоммерческие организации это ограничение не распространяется. Упоминание в данной норме "в том числе организации потребительской кооперации" является не более чем дополнительным уточнением. Любые некоммерческие организации, в том числе созданные юридическими лицами, вправе применять УСН. Данная норма вполне согласуется с постановлением Президиума ВАС РФ от 12 октября 2004 г. № 3114/04, который также признал за некоммерческими организациями, созданными юридическими лицами, право на применение УСН.

Другое дело, что применение УСН любой некоммерческой организацией, имеющей несколько источников финансирования (в том числе бюджетными учреждениями в 2003–2005 гг.), приводило и приводит к трудноразрешимой проблеме раздельного учета. Дело в том, что в главе 26.2 НК РФ вопросы организации раздельного учета никак не регулируются.

Некоммерческие организации, перешедшие на УСН, должны освобождаться от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ). Понятно, что от налога на прибыль некоммерческие организации освобождаются только в рамках их предпринимательской деятельности. Ведь при УСН не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в частности, в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (пункт 1 статьи 346.15 НК РФ).

Но как следует освобождать такие организации от уплаты налога на имущество и ЕСН: только в рамках предпринимательской деятельности, приносящей доход, или в целом, включая деятельность за счет бюджетных и (или) целевых средств?

В течение ряда лет этот вопрос остается без ответа, хотя в некоторых письмах уполномоченных органов содержится намек на то, что освобождение от ЕСН касается деятельности налогоплательщика в целом (см., например, письмо ФНС России от 23 мая 2005 г. № 05-1-01/228 "О налогообложении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения").

Такой подход представляется все же неправильным. На наш взгляд, некоммерческие организации, применяющие УСН, должны были бы организовать раздельный учет имущества и выплат в пользу физических лиц и с деятельности за счет целевого финансирования уплачивать налог на имущество и ЕСН.

Однако положения главы 26.2 НК РФ (в том числе в новой редакции) этого не предусматривают. Следовательно, некоммерческие организации, применяющие УСН, вполне могут истолковать законодательство в свою пользу, а не в пользу бюджета, то есть не платить налог на имущество и ЕСН со всей своей деятельности. Ведь согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 

О совмещении УСН и ЕНВД, начале и прекращении применения УСН, выборе и изменении объекта налогообложения и сложных вопросах применения УСН читайте в журнале "БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2005


Предварительное содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 11/2005

Тема номера: Упрощенная система налогообложения
С.В. Балдина. О применении упрощенной системы налогообложения с 1 января 2006 года

Налоговые режимы, применяемые в РФ

Что такое освобождение от обязанности по уплате налогов?

Размер доходов и переход на УСН

Могут ли применять УСН некоммерческие организации

Совмещение УСН и ЕНВД

Начало и прекращение применения УСН

Выбор и изменение объекта налогообложения

Порядок определения доходов при УСН

Порядок определения расходов при УСН

Порядок налогового учета доходов и расходов при УСН

Особенности определения налоговой базы

Как применять налоговые вычеты налогоплательщикам, избравшим объектом налогообложения "доходы"

Налогообложение
М.С. Мухин, С.В. Балдина. Новое в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость

Изменение минимального объема выручки

Изменение порядка освобождения от обязанностей налогоплательщика

Переход на метод начисления при определении налоговой базы

Формирование налоговой базы в переходный период

Изменение порядка применения налоговых вычетов

Новые основания для восстановления НДС

Упрощенное применение нулевой ставки при экспорте и возмещение НДС

Решение прочих спорных вопросов

НДС при безденежных расчетах

Вместо заключения

Юридический практикум
Н.Г. Федорчук. Что решил арбитражный суд (обзор судебной практики по налоговым спорам)

Уточним налоговую декларацию

Гуманитарная помощь: правильного распределения мало

Недоимка есть – штрафа нет, или Зачем нужен акт проверки пятилетней давности

М.Л. Пашков. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

Порядок производства по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Экскурс в историю вопроса

Высший арбитражный суд РФ как судебный орган надзорной инстанции

Надзорное производство

Вопросы-ответы
Е.В. Виговский. На заметку руководителю и главному бухгалтеру

Участнику арбитражного процесса

Об административной ответственности

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бухгалтерский учет, отчетность

Лицензирование

Медицинское страхование

Налогообложение

Финансирование

Кроссворд от БиНО
Заработная плата

ПОДПИСКА

Надеемся, что ваша организация не забудет подписаться на журнал "БиНО: Некоммерческие организации". Со своей стороны рекомендуем оформить подписку на годовой комплект: "БиНО: Некоммерческие организации" и "БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций". Только подписчики на этот комплект получают бесплатные приложения, такие как брошюры "Вопросы и ответы", а также отдельные издания по актуальным вопросам.

Наши цены

2006 год I полугодие (цены действительны до 30 июня 2006 г.)

Годовая подписка

Подписка на полугодие

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением: бланки отчетности)

3564 руб.

1782 руб.

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

5412 руб.

2706 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

1848 руб.

924 руб.

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением: Сборник документов с комментариями)

5412 руб.

2706 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

1848 руб.

924 руб.

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением: бланки отчетности)

3564 руб.

1782 руб.

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

5412 руб.

2706 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

1848 руб.

924 руб.

2005 год II полугодие (цены действительны до 31 декабря 2005 г.)

Годовая подписка

Подписка на полугодие

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением: бланки отчетности)

3300 руб.

1650 руб.

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением: Сборник документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением: бланки отчетности)

3300 руб.

1605 руб.

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

-

924 руб. (II полугодие)

Подписка через Издательский дом "БиНО"

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома.

Вы звоните нам по тел./факсу (095) 535-63-11 или 534-36-72 либо делаете запрос по электронной почте bino@ekar.ru и просите выслать счет, назвав его специальный код, и бланк-заказ, который обязательно надо заполнить.

Код "ЭЛ-БУ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Бюджетные учреждения"

Код "ЭЛ-СВ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Силовые ведомства"

Код "ЭЛ-НКО/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Некоммерческие организации"

Вместе с копией платежного поручения Вы высылаете нам заполненный бланк-заказ по вышеупомянутым номерам факса или по электронной почте.

Мы оформляем Вам подписку и высылаем издания заказной бандеролью.

Пожалуйста, не забывайте называть специальный код счета и присылать заполненный бланк-заказ!

Для расчетов:

ООО Фирма "ЭКАР",

Зеленоградский филиал ОАО МИнБ г. Москва,

ИНН 7735063088, КПП 773501001, р/с 40702810100050001418

ОАО "Московский индустриальный банк" г. Москва,

БИК 044525600, к/с 30101810300000000600.

Подписка на почте

Внимание, продолжается подписка на I полугодие 2006 г. по каталогам «Роспечать» и «Пресса России».
Спешите подписаться через почтовые отделения!!!
Если вы не подпишитесь сейчас, вы можете опоздать на целый год!!!

В нашем подписном комплекте с июля появилось новое издание - Сборник документов с комментариями. Теперь Сборники выходят не раз в квартал, как раньше, а каждый месяц. При необходимости подписку на сборник можно оформить отдельно.

Наши индексы

2006 год I полугодие

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением: бланки отчетности)

71967

42494

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

47982

42495

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

46323

42463

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением: Сборник документов с комментариями)

83227

42226

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

46325

42465

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением: бланки отчетности)

47980

42496

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

47983

42497

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

46324

42464

2005 год II полугодие

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением: бланки отчетности)

71967

42494

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

47982

42495

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

46323

42463

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением: Сборник документов с комментариями)

83227

42226

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

46325

42465

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением: бланки отчетности)

47980

42496

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями: бланки отчетности и Сборник документов с комментариями)

47983

42497

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

46324

42464

Комплекты подписки

Комплект за 2004 г. "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1-12
и Сборник документов за квартал № 1-4

80426

42213

Комплект за 2004 г. "БиНО: Силовые ведомства" № 1-12
и Сборник документов за квартал № 1-4

83226

42396

Подписка в агентствах альтернативной подписки и представительствах

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.

Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на нашем сайте:
http://bino.ru/subscription/alter

Издательский дом "БиНО" предлагает

В рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" Издательский дом "БиНО" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.
- Инструкция по бюджетному учету с приложением "ПЛАН СЧЕТОВ" (приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н) – 55 руб.
- Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н) – 66 руб.
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (приказ Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н) – 33 руб.
- Полный комплект из трех вышеперечисленных изданий – по льготной цене – 143 руб.
Издательский дом "БиНО" предлагает также следующие издания:
- Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу РФ в жестком переплете – 150 руб.
- Налогоплательщики и налоговые органы: особенности взаимоотношений – 25 руб.
Все цены указаны с учетом НДС

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за 2004 г. и за I полугодие 2005 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) составляет 2332 руб., а комплекта за I полугодие 2005 г. (6 журналов и 4 сборника документов) - 2508 руб. Основная часть материалов в журналах сохраняет свою актуальность. Ознакомьтесь с их кратким содержанием на нашем сайте - перейдите по ссылке.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное