Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N3/2015


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2015

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2015;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Преобразование учреждений (начало)

В деле выживания в сложных условиях, как говорят, "все средства хороши". Поэтому некоторые учредители прибегают к такому средству, как преобразование типа учреждения из одного в другой. Давайте разберемся, чем это может помочь учредителю и учреждению, какие у этого процесса плюсы и минусы.

Мы рассмотрим два различных преобразования: изменение типа учреждения (казенное/бюджетное/автономное) и слияние/разделение учреждений (то есть реорганизацию).

Выбираем тип учреждения

Зачем учредитель решает изменить тип казенного/бюджетного/автономного учреждения? Кроме слепого исполнения "распоряжения свыше" обосновать это можно, вероятно, какими-то экономическими причинами.

Когда в 2010 г. был принят Закон № 83-ФЗ (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"), многие средства массовой информации (далекие от бюджетного процесса) писали, что этот закон даст новым бюджетным и автономным учреждениям (учреждениям образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта и других отраслей, которые перейдут на новую систему работы) экономическую свободу для ведения более эффективной хозяйственной деятельности.

Давайте тогда разберемся с этой самой экономической свободой. Рассмотрим такие ее составляющие, как:

– свободу получения доходов;

– свободу совершения расходов.

Свобода получения доходов

Авторы тех же статей в 2010 г. нередко писали, что "теперь учреждения получат право зарабатывать деньги самостоятельно". Как будто до Закона № 83-ФЗ такого права не было. Что же в этом отношении изменилось?

И казенное учреждение, и бюджетное, и автономное имеет право на осуществление приносящей доход деятельности. Может быть, бюджетному/автономному учреждению даны какие-то более широкие права?

Сравним, что говорят нормативные документы.

Для казенных учреждений:

"Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ" (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Для бюджетных учреждений:

"Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания… оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом…

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах" (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

"Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения" (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Для автономных учреждений:

"…автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами" (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ)).

"Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)" (п. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

"Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения" (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Таким образом, для казенных учреждений в отношении приносящей доход деятельности (ПДД) есть только одно ограничение – в учредительных документах должно быть записано право на ведение такой деятельности.

Для бюджетных/автономных учреждений ограничений больше:

– либо виды платных работ (услуг) должны соответствовать перечню оказываемых государственных (муниципальных) услуг (т.е. основной деятельности);

– либо иные виды деятельности должны соответствовать целям, ради которых бюджетное/автономное учреждение создано.

Вот это последнее ограничение как раз и вызывает вопросы. Кто и как будет определять, какой вид деятельности "соответствует целям"?

Например, казенное учреждение среднего специального образования (колледж), готовящий автослесарей, может без законодательных преград со стороны Бюджетного кодекса РФ открыть автомойку, в которой учащиеся будут деньги для колледжа зарабатывать. Лишь бы в уставе право на осуществление этого вида ПДД было прописано. А в отношении колледжа типа бюджетного/автономного учреждения – еще вопрос: соответствует ли оказание услуг по мытью автомобилей целям, для которых колледж создан?

Или казенному научному институту Бюджетный кодекс РФ не препятствует продавать неисключительные права на программные продукты, лишь бы этот вид деятельности был утвержден в учредительных документах и были заключены соответствующие договоры с правообладателями. А в отношении научного института – бюджетного/автономного учреждения – все не так однозначно. Ведь цели, ради которых создают бюджетный/автономный институт, – это научные разработки, а не торговля коробочным программным обеспечением.

За прошедшие с введения в действие Закона № 83-ФЗ годы нам еще не приходилось слышать о случаях предъявления государственным (муниципальным) учреждениям претензий по поводу осуществления приносящей доход деятельности, не соответствующей целям создания учреждения. Но это не значит, что такие претензии невозможны.

Таким образом, по вопросу получения доходов на самом деле у бюджетных/автономных учреждений нет никаких преимуществ перед казенными.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2015 читайте также:

Выбираем тип учреждения

Обязанность по уплате налога с полученных доходов

Свобода расходования средств

Выводы

Общие проблемы при преобразовании учреждений
Меняем бюджетное на казенное

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2015

Преобразование учреждений
"Что год грядущий нам готовит?" – новое в Законе о контрактной системе
Учет в вопросах и ответах
Ремонт, строительство и недвижимость сквозь призму Закона № 44-ФЗ
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Для руководителя и главного бухгалтера

На сайте представлена тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/Pokupka_dorogogo_oborudovania_vhod. Приглашаем написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Для читателей электронных версий изданий

Мы сделали для вас новую версию "читалки". Теперь работать с электронной версий журналов стало еще удобнее. Убедитесь сами, читайте образец: http://bino.ru/Sample_journal_bino.

В открытом доступе

Каждую неделю на несколько дней на сайте открыт бесплатный доступ к тематическим материалам. Следите за сайтом http://bino.ru.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Овчинников Н.В. Источник: http://bino.ru/ovchinnikov_istochnik.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное