Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N2/2014


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 2/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Новое в сфере закупок для государственных нужд

Содержание

Организационные вопросы

Общие положения (глава 1 Закона)

С этого года учреждения производят закупки, пользуясь нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон), в развитие положений которого принят целый ряд "околозакупочных" документов.

Но сначала вкратце расскажем о самом новом законе. Большая часть его положений уже вступила в силу, однако отдельные нормы вступают в силу позднее, и полностью этот Закон начнет действовать с 1 января 2017 г.

Закон регулирует отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предусматривает значительные изменения правил осуществления госзакупок по сравнению с применяемыми ранее (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Изменения связаны с деятельностью государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок и действиями самих участников госзакупок. Однако значительная часть положений старого закона о размещении заказов отражена в новом Законе № 44-ФЗ в том или ином варианте.

Контрактную систему вводят с целью создания единого открытого и прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. Этой цели служит единая общедоступная информационная система, в которой размещают планы закупок, данные об их реализации, библиотеки типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, результаты мониторинга и аудита закупок и др. Кроме того, вводят общественный контроль за закупками.

Закон акцентирует внимание на планировании закупок и оценке их обоснованности. Учреждения-заказчики теперь должны будут составлять планы закупок и ежегодные планы-графики закупок. Закупки на сумму более 1 000 000 000 руб. будут вынесены на общественное обсуждение. А установление требований к закупаемым лотам (нормирование), в том числе их цены, призвано исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) люксовой категории. При этом практически все нормы, связанные с планированием в сфере закупок, вступают в действие в течение переходного периода – с июля 2014 г. по декабрь 2016 г. И, вполне возможно, они будут уточнены на основе практического применения других норм Закона.

Установлены методы определения начальной (максимальной) цены контракта, изменены правила оценки заявок на участие вгосзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, установлены особенности исполнения заключенных контрактов. В целях борьбы с демпингом участников конкурсов и аукционов обязали предоставлять повышенное обеспечение в случае, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 000 000 руб., обязаны сформировать специальные контрактные службы. Если объем закупок меньше указанной суммы, то нужно назначить контрактного управляющего.

Старые способы определения исполнителей (поставщиков, подрядчиков) дополнены новыми – конкурсом с ограниченным участием, двухэтапным конкурсом, запросом предложений. Для проведения открытого аукциона теперь предусмотрена только электронная форма проведения. Возможность заключить контракт с единственным поставщиком сохранена с введением определенных ограничений. Стало возможным заключить контракт жизненного цикла, включающий в себя закупку товара, его эксплуатацию, обслуживание, ремонт и утилизацию.

Для торгов на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера введен предквалификационный отбор. Преимущества при закупках предоставлены организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исправительной системы, малому бизнесу, социально ориентированным некоммерческим организациям. А также учреждениям-заказчикам предписано отдавать предпочтение инновационным и отечественным товарам (закупки товаров иностранного происхождения ограничены).

Электронные площадки теперь возвращают участникам аукциона не только обеспечение, внесенное ими, но и полученный с него доход.

Введено банковское сопровождение контрактов. На счетах, открытых в банке, отражают расчеты в ходе исполнения сопровождаемого банком контракта. А также вводится ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта.

Описан порядок изменения и расторжения контракта.

Отметим, что многие из новых норм Закона № 44-ФЗ могут быть применены только после разработки необходимых подзаконных актов. Согласно установленному Правительством РФ плану мероприятий по реализации Закона № 44-ФЗ все необходимые подзаконные акты должны быть приняты до октября 2015 г.

На сегодняшний день Правительство РФ уже утвердило около половины таких документов, к краткому рассмотрению которых мы и перейдем.

Организационные вопросы

Правительство РФ разделило полномочия в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации") между тремя федеральными органами исполнительной власти – Минэкономразвития России, ФАС России, Рособоронзаказом.

Минэкономразвития России отвечает за регулирование контрактной системы. Он также должен разработать типовое положение (регламент) о контрактной службе, устанавливать порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждать единые требования к функционированию электронных площадок.

ФАС России занимается контролем в сфере закупок и согласованием применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением сфер, порученных Рособоронзаказу. Также к обязанностям ФАС России отнесено проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о контрактной системе участниками закупки (заказчик, уполномоченные органы и учреждения, контрактные службы и управляющие комиссии по осуществлению закупок, члены этих комиссий, специализированные организации, операторы электронных площадок).

Рособоронзаказ контролирует сферу государственного оборонного заказа, сферу закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения не относящихся к сфере оборонного заказа федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну. Согласовывает применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых являются государственной тайной, а также закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.

Кроме того, Правительство РФ утвердило Правила принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2013 г. № 1071), вместо ранее действовавших Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 978.

Учреждения по-прежнему могут заключать контракты на работы и услуги, длительность исполнения (производственного цикла) по которым больше срока действия лимитов, в пределах средств, которые предусмотрены актами Правительства РФ или решениями главных распорядителей средств федерального бюджета.

Общие положения (глава 1 Закона)

Правительство РФ определяет один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой (см. часть 6 статьи 4 Закона № 44-ФЗ).

Своим Постановлением (Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 727 "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок") Правительство РФ наделило Минэкономразвития России полномочиями осуществлять некоторые функции относительно единой информационной системы в сфере закупок, в частности: выработать функциональные требования к системе, установить порядок регистрации и пользования ею, а также создать ее, развивать, вести и обслуживать.

Напомним, что порядок регистрации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и перечень пользователей утвержден совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 10 августа 2012 г. № 508/14н.

В соответствии с этим приказом сертификаты ключей проверки электронной подписи выдает организациям Удостоверяющий центр Федерального казначейства. Однако с выходом Закона № 44-ФЗ дополнен состав подтверждающих документов (поскольку бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия заказчика на осуществление закупок) и расширен состав участников контрактной системы в сфере закупок, размещающих информацию на официальном сайте (юридические лица; банки, органы контроля и аудита и др.). Поэтому подготовлен новый, измененный порядок регистрации пользователей, который передан на согласование. До момента его утверждения действует разработанный Казначейством России временный порядок регистрации пользователей на официальном сайте для размещения информации о госзаказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (см. письмо Казначейства России от 16 декабря 2013 г. № 42-7.4-05/3.2-808).

Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливает Правительство РФ (см. часть 8 статьи 4 Закона № 44-ФЗ).

Принятое Правительством РФ Постановление (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1091 "О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") вводит единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В целях информационного обеспечения в сфере закупок создают единую информационную систему. Отметим, что субъекты Федерации и муниципальные образования вправе формировать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой системой, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким системам. Сведения и документы, которые передают из региональных и муниципальных систем в единую информационную систему, скрепляют усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Также приведены требования к информационной безопасности региональных и муниципальных систем, их режимам работы, обеспечению круглосуточного безвозмездного доступа пользователей.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 2/2014 читайте также:

Планирование (глава 2 Закона)
Осуществление закупок (глава 3 Закона)
Контроль в сфере закупок (глава 5 Закона)
Особенности осуществления отдельных видов закупок (глава 7 Закона)
Заключительные положения (глава 8 Закона)

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2014

Библиотечные фонды
Работающие студенты-иностранцы
Специальная оценка условий труда работников
Отвечаем на вопросы бухгалтера
Отвечаем на вопросы кадровика
Обзор документов
Жизнь со вкусом
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Покупайте поштучно издания и статьи!

Теперь на нашем сайте можно приобрести электронные издания и отдельные статьи поштучно.

Оплачивайте онлайн!

Вы можете оплачивать подписку онлайн (картой, электронными деньгами) и получать моментальный доступ.

Познакомьтесь с журналами БиНО

Теперь перед покупкой подписки на электронную версию журналов БиНО вы можете ознакомиться с составом рассмотренных тем и их содержанием. Для этого в разделе "О журналах" http://bino.ru/Info_o_Jornal в зоне "Темы номеров" ознакомьтесь со списком тем и содержанием любой интересующей вас темы, кликнув на ее название.

Для руководителя

На сайте открыт раздел руководителя, в котором представлена первая тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/razdel_rukovoditelya. Приглашаем всех руководителей посмотреть тему и написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Жизнь со вкусом

В рубрике "Жизнь со вкусом" вы узнаете о проверенных рецептах наполнения жизни вкусом; об улучшении мироощущения через радость открытия нового, через упрощение сложных задач, через ежедневное наслаждение процессом и результатом: http://bino.ru/life_with_taste

Подписка

Продолжается подписка на 2014 год через почтовые отделения, Издательский дом и в альтернативных агентствах подписки: http://bino.ru/Podpiska.

Обращаем внимание, что в 2014 году журнал "БиНО: Некоммерческие организации" будет выходить только в электронном виде.

Электронные журналы

Для подписчиков электронных версий изданий доступен журнал "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2014, "БиНО: Казенные учреждения" № 1/2014, "БиНО: Автономные учреждения" № 4/2013 и "БиНО: Некоммерческие организации" № 4/2013: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

На сайте bino.ru в разделах электронных версий журналов представлена удобная навигация по годам.

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Кабанов В.П. Розы: http://bino.ru/kabanov_rozy.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное