Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N8/2012


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2012

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2012;
– Информацию о подписке на наши издания.

Практические вопросы в деятельности бюджетных учреждений

Содержание

Оплата коммунальных услуг

Может ли поставщик передать свои права по контракту третьим лицам?

Бюджетные учреждения переживают в этом году непростой период. Как известно, для федеральных бюджетных учреждений переходный период в новый правовой статус закончился 31 декабря 2011 г., а для всех бюджетных учреждений субъектов и РФ, и муниципальных бюджетных учреждений – 30 июня 2012 г.

В связи с переходом бюджетных учреждений в новый правовой статус и у них, и у финансовых органов, в которых бюджетным учреждениям открыты лицевые счета, неизменно возникают те или иные вопросы. Минфин России и Федеральное казначейство систематически оказывают помощь, разъясняя порядок действий в своих письмах.

Сегодня мы расскажем еще о некоторых вопросах, возникших в практике взаимодействия бюджетных учреждений и финансовых органов, на которые дали ответ Минфин России и Федеральное казначейство.

Отметим при этом, что рассмотренные в настоящей статье письма не являются нормативными актами. Однако в них Министерство финансов РФ, и Федеральное казначейство не просто отвечают на тот или иной вопрос, а прослеживают ход рассуждений, приводя нормы законов и других нормативных правовых актов, на которые можно и нужно ссылаться при разрешении конфликтных ситуаций.

Оплата коммунальных услуг

Вначале рассмотрим вопрос, который и раньше часто возникал в практике бюджетных учреждений. Он связан с оплатой коммунальных услуг, полученных бюджетными учреждениями в декабре отчетного года, а оплаченных ими в январе текущего года. Можно ли квалифицировать такие действия бюджетных учреждений как нецелевое использование бюджетных средств?

В письме Министерства финансов РФ от 16 февраля 2012 г. № 02-07-10/512 Департамент бюджетной политики и методологии (далее – Департамент) выразил свою позицию по данному вопросу. Она состоит в том, что сформировавшаяся в указанном случае кредиторская задолженность по принятым и не исполненным обязательствам не может квалифицироваться в контексте статьи 289 "Нецелевое использование бюджетных средств" Бюджетного кодекса РФ.

Напомним, что в соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие их условиям получения, которые могут быть определены утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов или иным правовым основанием их получения.

Правовым основанием использования бюджетными учреждениями бюджетных средств для целей оплаты государственных контрактов, иных договоров, заключенных и не исполненных в 2011 г., являются:

– датированные 2012 годом документы о завершении исполнения обязательств контрагентов,

– документы о доведении лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств и (или) бюджетная смета.

Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

По мнению Департамента, положения пункта 2 статьи 72 БК РФ означают, что не допускается превышение объема принимаемых бюджетных обязательств (с учетом ранее принятых и не исполненных) на текущий финансовый год и плановый период, а также сумм планируемых платежей на соответствующий год, подлежащих исполнению, над лимитами бюджетных обязательств на соответствующий год.

Отмечено также, что статья 72 БК РФ не регламентирует порядок оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, в том числе погашение кредиторской задолженности по состоянию на 1 января текущего финансового года. Указанный порядок оплаты денежных обязательств регулируют статьи 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" и 219 "Исполнение бюджета по расходам" БК РФ.

При этом, в соответствии с положениями статьи 219 БК РФ, как для принятия новых обязательств (заключения новых государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами), так и для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключенным государственным контрактам (договорам) получателю бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств.

Согласно статье 161 БК РФ, оплата государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период и с учетом принятых и не исполненных обязательств.

С учетом всего изложенного, действия бюджетных учреждений по оплате в январе текущего года государственных контрактов, заключенных в отчетном году, на предоставление коммунальных услуг, полученных учреждениями в декабре отчетного года, являются правомерными.

От себя поясним, почему, по нашему мнению, речь в письме идет о бюджетных учреждениях, хотя положения данного письма в большей степени могут быть отнесены к казенным учреждениям.

Как уже было отмечено, федеральные бюджетные учреждения с 1 января 2012 г. перешли в новый правовой статус, то есть перестали быть получателями бюджетных средств. В связи с этим с 1 января 2012 г. они больше не финансируются на основании лимитов бюджетных обязательств и бюджетной сметы. Однако погасить кредиторскую задолженность за период, в который они еще являлись получателями, они вправе за счет бюджетных средств, на основании документов о доведении лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. О чем и говорится в письме.

Все это в полной мере относится к бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципальным бюджетным учреждениям, с какого бы периода не изменился порядок их финансирования. Например, задолженность бюджетных учреждений за коммунальные услуги, полученные в июне 2011 г., может быть погашена в июле 2012 г. за счет средств соответствующего бюджета на основании документов о доведении данному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Может ли поставщик передать свои права по контракту третьим лицам?

В письме от 29 мая 2012 г. № 02-11-05/1904 Министерство финансов РФ ответило на вопрос о том, могут ли поставщики (исполнители, подрядчики) передавать права требования оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственным (муниципальным) контрактам и гражданско-правовым договорам бюджетного учреждения (далее – контракты).

Ответ такой: уступка или передача права требования по контрактам третьим лицам не допускается.

Основанием для такого вывода являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ).

Оба указанных закона устанавливают требования к порядку заключения, условиям контракта по итогам размещения заказа. Кроме того, пункт 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ предусматривает, что контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК и иными федеральными законами, с учетом положений Закона № 94-ФЗ.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, гражданские права юридические лица приобретают и осуществляют своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 ГК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Таким образом, поставщик (подрядчик, исполнитель), подписывая контракт, соглашается с условиями договора, названными в Законе № 94-ФЗ.

Исполнением контракта является совершение сторонами действий, обусловленных содержанием контракта. В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Обязательства признаются исполненными надлежащим образом, если точно соблюдены все условия и требования, в том числе предъявляемые к субъектам исполнения.

Минфин России полагает, что только при условии полного выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств и принятия их результатов заказчиком может рассматриваться замена лица по государственному (муниципальному) контракту и только в части передачи прав на оплату.

Вместе с тем, если исполнитель (поставщик, подрядчик) использует банковское кредитование для целей обеспечения исполнения долгосрочных контрактов, правоотношения возникают между исполнителем (поставщиком, подрядчиком) и банком, иной кредитной организацией по поводу предоставления (получения) денежных средств на возмездной и возвратной основе. Для обеспечения замены лица по контракту в части передачи прав на оплату банку, иной кредитной организации в контракт необходимо внести соответствующие изменения.

Однако публично-правовой характер регулирования размещения заказов ограничивает возможности сторон контракта изменять условия заключенного контракта.

Закон № 94-ФЗ в пункте 6.1 статьи 9 устанавливает, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Таким образом, перечисление заказчиком денежных средств возможно только исполнителю контракта.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2012 читайте также:

Особенности открытия лицевых счетов по переданным полномочиям
Порядок перечисления остатков средств от платных услуг

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2012

Грани развития: размышления у картины
Причал
Тема номера: сувенирная продукция
Сувенирная продукция в бюджетном учреждении: приобретение, распространение, учет

Что такое сувенирная продукция

Что надо указать в уставных и локальных актах учреждения

Принятие решения о приобретении сувенирной продукции

Планирование мероприятий по получению и распространению сувенирной продукции

Публичные обязательства
Е.А. Король. Передача бюджетных полномочий бюджетным учреждениям

Порядок передачи полномочий по исполнению публичных обязательств

Открытие лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям

Вопросы-ответы
И.В. Алексеева. Практика применения бюджетного и гражданского законодательства

Трудовое право и экологические платежи

Налогообложение
Реструктуризация задолженности бюджетных учреждений

Сроки проведения реструктуризации

Условия проведения реструктуризации

Какие документы необходимы

Принятие решения о реструктуризации налоговым органом. Проведение реструктуризации

Утрата права на реструктуризацию. Возобновление права

Интересный вопрос

Обзор документов
Практические вопросы в деятельности бюджетных учреждений

Оплата коммунальных услуг

Может ли поставщик передать свои права по контракту третьим лицам?

Особенности открытия лицевых счетов по переданным полномочиям

Порядок перечисления остатков средств от платных услуг

Новое в законодательстве 

Бюджетный учет

Государственный и муниципальный заказ

Медицина

Налогообложение

Образование

Пособия

Проверки

Социальное страхование

Страховые взносы

Трудовое законодательство

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Сувениры и награды"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное