Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N1/2011


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Издательский дом "БиНО" поздравляет вас с  Новым годом!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2011

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2011;
– Информацию о подписке на наши издания.

Учредитель для федеральных учреждений

Е.А. Малинина, юрист, cоветник государственной гражданской службы II класса

Учредительство в отношении федеральных казенных и бюджетных учреждений
Особенности учредительства в отношении федеральных бюджетных учреждений

Особенности осуществления функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений связаны с изменением с 1 января 2011 г. правового статуса бюджетных учреждений.

Разумеется, все новые функции и полномочия будут применяться к бюджетным учреждениям "нового типа", то есть к тем федеральным бюджетным учреждениям, которые будут финансироваться не на основании бюджетной сметы, а путем получения субсидий из федерального бюджета как возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.

Напомним, что в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) бюджетные учреждения могут оставаться получателями бюджетных смет, то есть финансироваться по смете, и тогда в этот период учредителям не нужно будет осуществлять функции и полномочия, о которых и пойдет дальше речь.

Определение перечня особо ценного движимого имущества и порядок согласования распоряжения данным имуществом

Так, совершенно новым для бюджетного учреждения "нового типа" будет понятие особо ценного движимого имущества.

Согласно пункту 11 статьи 9.2 "Бюджетное учреждение" Закона об НКО под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538.

Согласно статье 298 ГК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение сможет распоряжаться особо ценным движимым имуществом только с согласия собственника (учредителя).

Поэтому, во-первых, учредитель должен определить перечень особо ценного движимого имущества, которое он закрепит за федеральным бюджетным учреждением или которое бюджетное учреждение впоследствии приобретет за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее – особо ценное движимое имущество).

А во-вторых, учредителю необходимо будет разработать порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом. Этот документ учредителям было предписано разработать до 1 декабря 2010 г., поскольку с 1 января 2011 г. он уже должен "работать".

Например, Минфин России своим приказом от 31 августа 2010 г. № 436 (не нуждается в государственной регистрации) разработал и утвердил Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом в отношении подведомственных ему учреждений.

Установлено, в частности, что до 1 января 2012 г. порядок распространяется только на те бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.

Согласно порядку решение о согласовании распоряжения особо ценным движимым имуществом будет принимать Комиссия по вопросам реализации Министерством финансов РФ функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству финансов РФ. Учреждение должно представить в Комиссию перечисленные документы, в том числе:

– обращение руководителя учреждения;

– копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;

– проект соответствующего договора;

– отчет об оценке рыночной стоимости имущества, которым бюджетное учреждение предполагает распорядиться, подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности не ранее чем за три месяца до его представления.

Решение оформляется приказом Минфина России.

Согласование осуществления учреждением крупных сделок

Абсолютно новым полномочием для учредителя является необходимость согласования осуществления учреждением некоторых сделок, поскольку такие действия со стороны учредителей были характерны для коммерческих организаций, а не для бюджетной сферы.

Так, совершение федеральным бюджетным учреждением крупной сделки необходимо предварительно согласовывать с учредителем. Здесь особенное внимание нужно уделить тому факту, что согласование должно быть предварительным, а не последующим. То есть если сделка (это, как правило, заключение договора) подпадает под определение крупной сделки, то учреждение не имеет права вначале совершить ее, а потом пытаться получать согласие учредителя.

Критерии крупной сделки установлены в пункте 13 статьи 9.2 "Бюджетное учреждение" Закона об НКО.

Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с:

 распоряжением денежными средствами;

 отчуждением иного имущества, которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;

 передачей такого имущества в пользование или в залог.

При этом цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов ФБУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом ФБУ может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Как и для решения многих других вопросов, необходимо установить определенную процедуру для согласования совершения учреждением крупных сделок, чтобы избежать многих недоразумений. Тогда учреждение будет четко знать, как ему действовать в таких случаях. Поэтому Постановлением № 537 учредителям также было предписано в срок до 1 декабря 2010 г. установить порядок предварительного согласования совершения ФБУ крупных сделок.

Напомним, что в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) такой порядок устанавливается для тех бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на оказание государственных услуг в соответствии с государственным заданием.

Например, Минфин России своим приказом от 29 сентября 2010 г. № 111н (не нуждается в государственной регистрации) утвердил Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок.

Данным приказом, в частности, установлено, что решение о согласовании совершения ФБУ крупной сделки принимает Комиссия по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России. Решение оформляется приказом Минфина России. Срок для принятия решения установлен в 30 календарных дней. Представляется, что установленный срок довольно длителен и может "тормозить" деятельность учреждения.

Например, в приказе Минкультуры России от 10 сентября 2010 г. № 586 "Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения подведомственным Министерству культуры Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением крупных сделок" (не нуждается в государственной регистрации) срок согласования сокращен наполовину. Установлено, в частности, что общий срок рассмотрения в Минкультуры России документов по предварительному согласованию крупной сделки не может превышать 10 рабочих дней со дня поступления обращения от учреждения (пункт 8 вышеуказанного приказа).

Для согласования учреждение должно представить обращение руководителя учреждения, содержащее обширную информацию о планируемой сделке, бюджетную отчетность, проект соответствующего договора, отчет об оценке рыночной стоимости имущества, сведения о состоянии кредиторской и дебиторской задолженности. К обращению прилагаются определенные документы, в том числе проект сделки.

Согласование осуществления учреждением сделки с заинтересованностью

Также новым полномочием для учредителя будет принятие решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность. Критерии такой сделки установлены статьей 27 "Конфликт интересов" Закона об НКО.

Согласно пункту 2 Постановления № 537 учредители должны были в срок до 1  декабря 2010 г. разработать и утвердить порядок принятия решения об одобрении указанных сделок.

Так, Минфин России приказом от 5 октября 2010 г. № 121н (не нуждается в государственной регистрации) утвердил Порядок принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, подведомственного Минфину России, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Установлено, что указанное решение также принимает Комиссия по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России.

Лицами, заинтересованными в совершении бюджетным учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, признаются:

– руководитель бюджетного учреждения;

– заместитель руководителя бюджетного учреждения;

– лицо, входящее в состав органов управления бюджетным учреждением или органов надзора за его деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций, либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях, или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для бюджетного учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых бюджетным учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано бюджетным учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом бюджетного учреждения.

Минфин России предусмотрел срок для принятия решения об одобрении указанной сделки также в течение 30 календарных дней со дня поступления в Комиссию обращения руководителя и перечисленных необходимых документов. Решение оформляется приказом Минфина России.

Как все эти вопросы будут реализовываться на практике, пока сказать затруднительно. Но, безусловно, это требует дополнительных трудовых затрат как со стороны учреждения, так и со стороны учредителя.

Вместе с тем учреждениям необходимо иметь в виду, что в случае, если они совершат сделку, в которой имеется заинтересованность, с нарушением установленных требований, то она может быть признана судом недействительной (пункт 4 статьи 27 Закона об НКО).

Согласно статье 9.2 "Бюджетное учреждение" Закона об НКО крупная сделка может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Кроме того, руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, причем независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2011 читайте также:

Учредительство в отношении федеральных казенных и бюджетных учреждений

Сходство функций и полномочий учредителя казенного и бюджетного учреждений

Особенности учредительства в отношении федеральных казенных учреждений

Учредительство в отношении федеральных автономных учреждений

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2011

Новое в бюджетном и налоговом законодательстве в 2011 году
Кроссворд "Новогодний"
Материалы, опубликованные в "БиНО: Бюджетные учреждения" в 2010 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное