Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 10/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Строительная азбука для бюджетников

А.А. Рябков, эксперт

Содержание

Размещаем заказы на строительство

Участники строительного процесса: подрядчики, заказчики, инвесторы и пользователи

Размещаем заказы на строительство

Порядок выполнения подрядных работ для государственных и муниципальных нужд изложен в статьях 763–768 Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 765 ГК РФ основанием для заключения государственного или муниципального контракта считается соответствующий заказ на выполнение подрядных работ, размещенный в соответствии с действующим законодательством. Напомним, что размещение заказов в настоящее время регламентирует Закон № 94-ФЗ.

В договоре подряда для государственных или муниципальных нужд обязательно должно быть условие о его обеспечении. Это существенное условие договора. Об этом говорится в пункте 1 статьи 766 ГК РФ. Кроме того, в государственном или муниципальном контракте должны указываться объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторонами (об обеспечении обязательств при размещении заказов см. статью Е.А. Пластининой в БиНО: БУ № 4/2007).

Заметим, что договоры подряда на строительство теперь нужно заносить в Реестр государственных контрактов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807 (текст этого документа был опубликован в "БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений" № 4/2007).

Участники строительного процесса: подрядчики, заказчики, инвесторы и пользователи

В нормативных документах встречается множество наименований участников инвестиционной деятельности, например: "инвестор", "заказчик", "застройщик", "заказчик-застройщик", "подрядчик", "пользователь объекта капитальных вложений", "генеральный заказчик", "государственный заказчик". Данные термины используются как в гражданском законодательстве, так и в законодательстве о налогах и сборах. Даже в документах нередко можно столкнуться с путаницей в этих понятиях, а уж на практике это происходит еще чаще. Попробуем разобраться в этих терминах.

Согласно статье 4 Закона № 39-ФЗ субъектами инвестиционной деятельности в РФ являются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.

Инвесторы

Инвестор – лицо, осуществляющее капитальные вложения в основные средства за свой счет или с привлечением посторонних средств.

К основным средствам относятся объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев. Это материальные объекты, используемые в деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так сказано в пункте 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.

Существует мнение, что инвестором можно признать только такую организацию, которая вкладывает средства в объекты, принадлежащие ей на праве собственности (либо находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении). Но в бюджетном процессе нередко возникает ситуация, когда плательщиком по договору подряда выступает одно учреждение, а фактически основные средства находятся в оперативном управлении другого учреждения.

Так, в Минобороны России получателями средств бюджета являются финансовые органы, а заказчиками-застройщиками – другие организации. Кроме того, пользователями объектов капитальных вложений могут быть другие бюджетные учреждения, имеющие статус юридического лица или не имеющие такового. С практической точки зрения финансовые органы Минобороны России можно считать инвесторами. Они выступают третьей стороной в договоре подряда и именуются плательщиками.

Законом № 39-ФЗ предусмотрено, что государство прямо участвует в инвестиционной деятельности, формируя перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансируя их за счет средств федерального бюджета.

Так что в широком смысле слова при капитальном строительстве и капитальном ремонте объектов основных средств за счет федерального бюджета инвестором выступает государство в лице соответствующих государственных органов.

Заказчики, застройщики и подрядчики

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 39-ФЗ заказчик – это лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного проекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ заказчиком является та из сторон договора подряда, по заданию которой другая сторона (подрядчик) обязуется выполнить определенную работу. Учитывая, что инвестор и заказчик могут заключить договор на выполнение определенных работ, то по Гражданскому кодексу РФ в этом случае инвестора следует признать заказчиком, а заказчика – подрядчиком.

Кроме того, есть предприятия, которые специализируются на организации строительства объектов и контролируют ход строительства. Во многих нормативных документах они называются заказчиками-застройщиками или просто застройщиками. Хотя в других документах застройщиком именуется лицо, которому принадлежит земельный участок, на котором производится строительство новых, реконструкция или капитальный ремонт действующих объектов.

Существует множество других юридических нюансов в этом вопросе. Для нас же заказчик строительства – это бюджетное учреждение, наделенное федеральным органом исполнительной власти полномочиями выполнять функции заказчика-застройщика, имеющее лицензию на осуществление данного вида деятельности, а также заключающее государственный контракт (договор) подряда на выполнение работ по капитальному строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений.

Отметим, что с 1 июля 2007 г. уже не нужны лицензии на ведение деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 252-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

В Минобороны России кроме термина "заказчик" используется еще один – "генеральный заказчик". Генеральные заказчики – это органы военного управления, которые занимаются планированием капитальных вложений и руководят деятельностью заказчиков строительства. Как правило, один генеральный заказчик может иметь в своем подчинении нескольких заказчиков-застройщиков.

Под подрядчиками понимаются лица, которые выполняют работы по договору подряда, заключаемому с заказчиком, то есть это строительные организации, непосредственно выполняющие работы по капитальному строительству и капитальному ремонту. С этим термином проблем нет: все нормативные документы – и Гражданский кодекс РФ, и Закон № 39-ФЗ – толкуют подрядчика одинаково.

Государственный заказчик

Не слишком ли много заказчиков, подумает читатель. Но из песни слова не выкинешь. Правда, этот заказчик немного из другой песни. Кроме законодательства об инвестиционной деятельности и Гражданского кодекса РФ для бюджетных учреждений существенное значение имеет Закон № 94-ФЗ, а для силовых ведомств и воинских частей, кроме того, – Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее – Закон № 213-ФЗ).

В состав оборонного заказа могут включаться строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности РФ, в том числе для утилизации и уничтожения выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники.

В соответствии с Законом № 94-ФЗ государственными (муниципальными) заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования могут выступать:

– государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления;

– федеральные бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета;

– бюджетные учреждения, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов, а также иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

Государственным заказчиком оборонного заказа может выступать только федеральный орган исполнительной власти (статья 1 Закона № 213-ФЗ).

Размещение государственных заказов на выполнение подрядных работ должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями законодательства, поэтому заказчик строительства в этом случае одновременно является и государственным заказчиком.

Пользователи объектов капитальных вложений

Пользователем объекта капитальных вложений, согласно пункту 5 статьи 4 Закона № 39-ФЗ, может выступать юридическое лицо, а также государственный орган, для которого создается объект.

Коммерческие организации, как правило, являются одновременно и инвесторами, и пользователями. Ведь они вкладывают свои или привлеченные денежные средства для строительства принадлежащих им же объектов.

Исключение составляют случаи, когда для получения разрешения на строительство необходимо соблюсти определенные требования (так называемые технические условия) местных органов власти, энергоснабжающих или других организаций. В соответствии с этими условиями выполняются работы на объектах муниципальной или иной собственности (строительство дополнительной подстанции, реконструкция сетей теплоснабжения, водоотведения или водоснабжения и т.п.). После окончания строительства эти объекты передаются на баланс эксплуатирующих организаций.

В бюджетной сфере пользователем объекта капитальных вложений может выступать или инвестор (федеральный орган исполнительной власти), или заказчик (уполномоченная организация), или иное бюджетное учреждение.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2007 читайте также:

Нормативно-правовая база

Федеральные законы и постановления Правительства РФ

Нормативные акты строительных ведомств

Приказы, постановления и письма других федеральных органов

Внутриведомственные нормативные документы федеральных органов

Новые нормативно-правовые документы

"Птичий язык" строителей
Бюджетная классификация: по какой статье строить?
Подряд или хозспособ, бюджет или внебюджет?
Где и как взять деньги на строительство?
Представляем документы по строительству в органы Федерального казначейства
Контроль финансово-экономических органов за строительством

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 10/2007

15 лет Казначейству России
З.М. Карташова. Наша Надежда
Проверки
Е.А. Малинина. Судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов: как изменился порядок их исполнения

Общий порядок исполнения судебных актов

Исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда от незаконных действий (бездействия) различных органов

Исполнение судебных актов о взыскании средств по обязательствам учреждений

С.В. Балашова. Как исполняют судебные акты органы Федерального казначейства

Особенности действующего порядка исполнения судебных актов

Почему исполнительные документы могут вернуть взыскателю?

Заключение

В.В. Сидоренко. Чего ждать от проверок и ревизий Росфиннадзора?

Изменились цели и задачи проверки (ревизии)

Изменились сроки проверки (ревизии)

Изменения в акте ревизии (проверки)

Прочие изменения

Е.А. Малинина. Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда по обязательствам бюджетных учреждений

Как менялась процедура уплаты недоимок по налогам, штрафов и пени

Порядок взыскания по обязательствам бюджетных учреждений

Спорные положения разъяснения Пленума ВАС РФ

А.Л. Ездаков. Сверимся с налоговой

Чем руководствоваться

Когда проводится сверка

Сколько дней может занять сверка

Сверка по инициативе налоговой инспекции

Сверка по просьбе налогоплательщика

Строительство
А.А. Рябков. Строительная азбука для бюджетников

Нормативно-правовая база

"Птичий язык" строителей

Бюджетная классификация: по какой статье строить?

Подряд или хозспособ, бюджет или внебюджет?

Размещаем заказы на строительство

Участники строительного процесса: подрядчики, заказчики, инвесторы и пользователи

Где и как взять деньги на строительство?

Представляем документы по строительству в органы Федерального казначейства

Контроль финансово-экономических органов за строительством

Наши электронные продукты
Поиск информации в сборнике электронных документов "БиНО: Актуально"

Поиск нормативных документов и комментариев по ключевым словам

Поиск по реквизитам документа

Поиск бланков отчетности

Альтернативный вариант поиска бланков отчетности

Дополнительная информация

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Бюджетное законодательство

Государственный (муниципальный) контракт

Жилищное обеспечение

Исполнительные документы

Использование бюджетных средств

Наличные расчеты

Налогообложение

Образовательные учреждения

Оплата труда

Ответственность

Система бюджетных учреждений

Страхование

Судебная практика

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Исполнение судебных решений"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное