Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 4/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Автономные учреждения

Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Содержание

Создание автономного учреждения

Управление автономным учреждением

Создание автономного учреждения

Автономное учреждение может быть создано двумя способами – путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимает Правительство РФ. Для этого федеральные органы исполнительной власти вносят в Правительство РФ свои предложения. Кроме того, Президенту РФ предоставлено право предлагать иной порядок создания автономного учреждения.

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимают соответственно высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и местная администрация.

Что касается возможности создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, то в результате обсуждения Закона об автономных учреждениях произошло существенное изменение этой нормы.

Предусмотрено, что решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения может быть принято в том случае, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни. Закон предусматривает еще одно существенное условие, которого не было в законопроекте, – решение об изменении типа существующего учреждения может быть принято только в двух случаях: или государственное или муниципальное учреждение само выступает с такой инициативой, или соглашается с предложением об изменении его типа.

Проект предусматривал для изменения типа учреждения лишь необходимость согласия государственного (муниципального) учреждения и только в течение двух лет со дня вступления Закона в силу.

Согласно Закону об автономных учреждениях Правительство РФ может устанавливать дополнительные условия для принятия решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения, но только о создании федерального автономного учреждения, тогда как, согласно проекту, Правительство РФ могло устанавливать такие условия и для государственного учреждения субъекта РФ, и для муниципального учреждения.

Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация муниципального образования могут определять перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

В связи с этим несколько слов следует сказать об учреждениях здравоохранения. В настоящее время существуют высказывания о том, что учреждения здравоохранения выведены из-под действия Закона об автономных учреждениях. Однако это не совсем так. Закон предусматривает, что не может быть изменен тип только уже существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Что же касается создания новых учреждений здравоохранения, то они также могут быть созданы в форме автономных учреждений.

Процесс создания вновь образованного автономного учреждения в комментариях не нуждается, несмотря на то что из текста Закона почему-то исчезла статья о порядке государственной регистрации автономного учреждения. Никаких особенностей в создании и регистрации автономных учреждений не предусмотрено, регистрируются они в установленном для юридических лиц порядке.

Поэтому рассмотрим подробнее, как происходит создание автономного учреждения в случае изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Закон устанавливает, что предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (далее – Предложение) будет готовить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение. Предложение подготавливается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения и согласовывается с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом.

Предложение должно содержать:

– обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых услуг;

– сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения, если такой орган существует (такой нормы проект не предусматривал);

– сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения;

– сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения;

– иные сведения.

Все эти сведения должны представляться в форме, предусмотренной Правительством РФ.

Порядок рассмотрения Предложений также предстоит определить соответственно Правительству РФ, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ или местной администрации муниципального образования.

В решении о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должны содержаться сведения:

– об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения;

– об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

– перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

Закон об автономных учреждениях предусматривает, что имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточно для обеспечения автономному учреждению возможности вести предусмотренную уставом деятельность и нести ответственность по тем обязательствам, которые возникли у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. Остается открытым лишь вопрос о том, каким образом будет определяться достаточность средств.

При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения Закон об автономных учреждениях запрещает изъятие или уменьшение закрепленного имущества (в том числе денежных средств). В проекте Закона этой нормы не было.

Автономное учреждение, созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, может вести предусмотренные его уставом виды деятельности на основании тех лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, которые были выданы соответствующему учреждению, до окончания срока их действия. При этом не нужно переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также переоформлять иные разрешительные документы.

Если уполномоченный орган примет решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения, то в соответствии со статьей 60 ГК РФ нужно будет письменно уведомить об этом кредиторов государственного (муниципального) учреждения. В этом случае кредитор вправе потребовать прекратить или досрочно исполнить обязательство, должником по которому является данное государственное или муниципальное учреждение, и возместить убытки.

В Закон об автономных учреждениях внесена норма и о том, что создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

Учитывая действительность, можно предположить, что в ближайшее время будет происходить создание новых автономных учреждений именно путем изменения типа уже существующих государственных (муниципальных) учреждений, то есть многие бюджетные учреждения вскоре могут стать автономными.

Для некоторых бюджетных учреждений переход в статус автономного учреждения может оказаться губительным. Поэтому, безусловно, Закон об автономных учреждениях закрепил какие-то гарантии для бюджетных организаций, когда установил норму о непременном согласии на такое изменение. Представляется, что в некоторых случаях бюджетным учреждениям придется прибегнуть к этой норме, отстаивая свои права. Для других же бюджетных учреждений превращение в автономное учреждение, наоборот, окажется благом.

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя. Если автономное учреждение будет создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, то учредителем его будет Российская Федерация. Если на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, – соответствующий субъект РФ. А если на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, – то соответствующее муниципальное образование.

Соответственно, функции и полномочия учредителя будут осуществлять:

– федеральные органы исполнительной власти – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

– исполнительные органы государственной власти субъекта РФ – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

– органы местного самоуправления – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования.

Порядок осуществления функций и полномочий учредителя предстоит еще определить соответственно Правительству РФ, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ и местной администрации. Проект Закона об автономных учреждениях такой нормы не содержал.

Кроме того, федеральным законом или нормативным правовым актом Президента РФ функции учредителя могут быть возложены на иной орган.

Учредительный документ автономного учреждения – устав, утвержденный его учредителем. В уставе обязательно должны быть указаны:

– наименование автономного учреждения, в котором есть слова "автономное учреждение". Оно также должно содержать указание на характер его деятельности и на собственника его имущества;

– место нахождения автономного учреждения;

– сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

– предмет и цели деятельности автономного учреждения;

– исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

– сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

– структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

– иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Управление автономным учреждением

Закон предусматривает, что органами управления автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения. Это, например, может быть общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и т.п.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007 читайте также:

Правовое положение
Имущество автономного учреждения
Деятельность автономных учреждений
Управление автономным учреждением

Порядок образования наблюдательного совета автономного учреждения

Компетенция наблюдательного совета

Компетенция руководителя автономного учреждения

Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением

Реорганизация, ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2007

Тема номера: автономные учреждения
Е.А. Малинина. Автономные учреждения

Правовое положение

Имущество автономного учреждения

Деятельность автономных учреждений

Создание автономного учреждения

Управление автономным учреждением

Реорганизация, ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

Заключение

Государственный заказ
Е.А. Пластинина, А.Ю. Шихов. Финансовое обеспечение обязательств при размещении заказов

Как у людей...

Обеспечение заявки

Обеспечение контракта

Торги проведены, что дальше?

Заключение

Социальное страхование
И.В. Самойлов. Пособия на детей, выплачиваемые бюджетными учреждениями

Источники финансирования расходов на выплату пособий

Пособие по беременности и родам

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Ежемесячные компенсационные выплаты

Юридический практикум
В.А. Гучинский. Кто должен возмещать судебные издержки?

Чем грозит неисполнение судебного решения

Законодательство РФ о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов

Позиция Конституционного суда РФ

Обзор документов
Е.А. Малинина. Реализация Закона о федеральном бюджете в 2007 году

Порядок исполнения федерального бюджета

Средства Российского фонда федерального имущества

Доходы от аренды имущества

Продолжение эксперимента по учету средств субъектов РФ органами Федерального казначейства

Налог на прибыль организаций и земельный налог

Финансирование строек и объектов для федеральных государственных нужд

Порядок оплаты обязательств

Предоставление субсидий и субвенций

Счета по учету доходов от предпринимательской деятельности

Финансирование учреждений аварийно-спасательных формирований

Действие в 2007 году некоторых нормативных актов

Изменения, внесенные в акты Правительства РФ

Новое в законодательстве

Взыскание и списание задолженности

Использование бюджетных средств

Казначейское исполнение бюджета

Налогообложение

Оплата труда

Отчетность

Пособия

Трудовые отношения

Кроссворд от БиНО
"Бестолковый" кроссворд

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 4 224 руб., а комплекта за 2005 г. (11 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное