Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 6/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Новый порядок взыскания средств по денежным обязательствам бюджетополучателей

Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы РФ II класса

1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 197-ФЗ).

Внесенные Законом № 197-ФЗ изменения касаются порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Причины изменения правил взыскания средств

Средства по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с 2000 г. взыскиваются органами Федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. Это устанавливалось федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

За прошедшие шесть лет эта общая норма сильно изменилась.

Так, законодатель установил, что средства с лицевых счетов должников - получателей средств федерального бюджета взыскиваются исключительно в пределах целевых назначений, - в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов РФ.

В дальнейшем было уточнено, что средства взыскиваются на основании исполнительного листа, предъявляемого взыскателем, и платежного поручения, предъявляемого должником.

Затем была установлена субсидиарная ответственность главных распорядителей, которая наступала в случае, если у должника оказывалось недостаточно средств для исполнения судебного акта. Причем ответственность наступала сразу, без вынесения судебного решения. Лишь в Федеральном законе от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" появилась норма, предусматривающая не субсидиарную ответственность главных распорядителей, а их обязанность по финансированию расходов в сумме, необходимой для исполнения должником требований по исполнительному листу.

Позже была предусмотрена и возможность направления должником на погашение долга средств от предпринимательской и иной приносящей доход (далее - внебюджетной) деятельности в случае, когда средств федерального бюджета оказывалось недостаточно.

Норма, устанавливающая, что исполнение судебных актов в отношении получателей средств федерального бюджета службой судебных приставов не производится, появилась в Федеральном законе от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Такая же норма была установлена годом раньше в отношении судебных актов по искам к Российской Федерации.

А положение о том, что обращение взыскания по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется не только на основании исполнительных листов, но и на основании судебных приказов судебных органов, закрепил только Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год".

Также изменялись установленные в Федеральном законе от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" нормы в отношении исполнительных листов судебных органов по искам к Российской Федерации.

Даже этот далеко не полный перечень изменений дает возможность понять, насколько нестабильны были нормы по исполнению судебных актов. Эта неопределенность вызывала беспокойство у всех лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Во исполнение указанных законодательных норм были приняты постановления Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143 "Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" (далее - Постановление № 143) и от 9 сентября 2002 г. № 666 "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" (далее - Постановление № 666).

Минфин России, в свою очередь, издал приказы по организации работы, связанной с исполнением судебных актов. Это приказ от 15 мая 2001 г. № 36н "Об утверждении Правил организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" (далее - приказ № 36н) и приказ от 8 апреля 2003 г. № 30н "Об утверждении Правил организации работы Министерства финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" (далее - приказ № 30н).

Но и эти акты тоже менялись вслед за изменением федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Более того, в них были установлены положения, выходящие за рамки компетенции принимающих их органов. Например, были урегулированы положения о сроках исполнения судебных актов (напомним, что установленный первоначально срок в три дня был увеличен до двух месяцев 1), о необходимости представления определенных документов, об основаниях возврата исполнительных документов без исполнения и другие вопросы.

14 июля 2005 г. проверка конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003-2005 гг. и Постановления № 666 стала предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. По результатам рассмотрения Конституционный суд РФ принял постановление № 8-П (далее - постановление № 8-П).

В резолютивной части данного постановления сделаны выводы не только в отношении судебных актов по искам к казне, но и в отношении судебных актов о взыскании денежных средств с должников - получателей средств федерального бюджета.

Так, признаны не противоречащими Конституции РФ те нормы федеральных законов о федеральном бюджете, в которых говорится, что службой судебных приставов не производится исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации и по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, которые подлежат исполнению за счет средств федерального бюджета. Не противоречащей Конституции РФ признана и норма, обязывающая Минфин России к принятию для исполнения исполнительных листов по искам к казне. Эти нормы направлены на установление механизма исполнения судебных решений данной категории в части определения федерального органа государственной власти, ответственного за их исполнение.

Вместе с тем было подчеркнуто, что включение в специальные законы (а законы о федеральном бюджете на очередной год - это специальные законы) положений, обязывающих Минфин России к принятию исполнительных листов для исполнения, приводит к тому, что механизм исполнения судебных решений не опирается на стабильную правовую основу. Этим нарушается принцип верховенства права, включающий в качестве обязательного элемента правовую определенность.

Конституционный суд РФ указал, что взыскателю должна быть гарантирована возможность в разумный срок получить все, что ему причитается по судебному решению. Было также сказано о необходимости эффективного, а не формального судебного контроля за исполнением судебного решения уполномоченными органами. Он предполагает, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения или неисполнению судебного решения. Но так как Правительство РФ не создало механизм ответственности за несвоевременное или ненадлежащее исполнение Минфином России возложенной на него публичной функции, существовала легальная возможность как для блокирования исполнения судебных решений, так и для их исполнения с нарушением установленных сроков.

В том же постановлении Конституционный суд РФ указал также, что федеральный законодатель, наделяя Правительство РФ полномочиями в сфере нормотворчества, должен четко определить круг вопросов, по которым Правительство РФ имеет право принимать нормативно-обязывающие решения. Но в любом случае предметом делегирования не может быть нормотворчество по вопросам, регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ относится к исключительным прерогативам законодателя.

Вместе с тем с целью исключения пробела в регулировании порядка исполнения судебных решений Конституционный суд РФ установил срок для принятия новых нормативно-правовых актов - до 1 января 2006 г.

Результатом исполнения постановления № 8-П и стало принятие Закона № 197-ФЗ.

А 20 марта 2006 г. Правительство РФ приняло Постановление № 146, которым в соответствии с постановлением № 8-П отменило Постановление № 666. В этот же день Правительство РФ приняло и Постановление № 147 о признании утратившим силу Постановления № 143.

Кроме того, Минфин России еще 12 декабря 2005 г. своим приказом № 146н отменил приказ № 36н. Что касается приказа № 30н, то и он будет или отменен, или изменен в соответствии с требованиями Закона № 197-ФЗ.

Таким образом, все нормативные акты, регулировавшие вопросы, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства, утратили силу. Теперь все вопросы регулируются Законом № 197-ФЗ, а также принятыми в целях его реализации нормативными актами.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006 читайте также:

Изменения в законодательстве Российской Федерации
Судебные акты
Исполнение судебных актов по денежным обязательствам бюджетных учреждений
Вопросы, на которые Закон № 197-ФЗ не дает ответа
Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию
Учет и хранение документов по исполнению судебных актов

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006

Санкционирование расходов бюджетов органами Федерального казначейства
Задачи, которые решает обновленная Инструкция по бюджетному учету
Бюджетный учет операций по приносящей доход деятельности: от Инструкции № 70н к Инструкции № 25н
Новый порядок взыскания средств по денежным обязательствам бюджетополучателей
Новое в законодательстве

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) составляет 2332 руб, а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) - 3168 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное