Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 4/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Что решил арбитражный суд (обзор судебной практики по налоговым спорам)

Н.Г. Федорчук, эксперт ИД "БиНО"

Содержание

Поощрения от губернатора и зарплата - вещи разные. Как НДФЛ и ЕСН

Бюджетная организация без бюджетных средств: остается ли право на льготы для бюджетников?

Налоговые споры в бюджетном секторе уже не редкость. И время от времени (а точнее - все чаще) проблемы бюджетного учреждения оказываются весьма похожи на проблемы коммерческой фирмы или унитарного предприятия. Хотя и в типичных для бюджетников ситуациях их порой подстерегают острые углы.

Итак, вы собираетесь исправить налоговую декларацию. Или ведете предпринимательскую деятельность. А может, ваша организация получила партию гуманитарной помощи? Чего ожидать в этих случаях от налоговых инспекторов и судей арбитражных судов? Интересную информацию к размышлению здесь дают судебные разбирательства в нескольких российских регионах, о которых мы и расскажем ниже.

Поощрения от губернатора и зарплата - вещи разные. Как НДФЛ и ЕСН

Когда в школу приходят молодые специалисты, это здорово. И хорошо, если такое событие местные власти одобряют не только на словах, но и во вполне осязаемой форме. Допустим, вручая вчерашним студентам некую сумму. В благодарность за начало трудной и ответственной работы. Правда, затем налоговые инспекторы могут найти у школы связанную с этими выплатами недоимку, скажем по единому социальному налогу.

Суть дела

На этот раз виноватым оказалось муниципальное образовательное учреждение "Большеврудская средняя общеобразовательная школа". По итогам выездной проверки за 2001 и 2002 гг. ИФНС по Волосовскому району Ленинградской области потребовала от него внести в бюджет свыше 16 000 руб. ЕСН, штрафа и пеней.

Инспекция обнаружила, что каждому молодому специалисту, который пришел в школу в эти годы, отдел образования администрации муниципального образования "Волосовский район" выплатил разовое пособие в размере 10 000 руб. Выплаты произведены за счет средств резервного фонда правительства Ленинградской области по распоряжению губернатора области. В школе, которая выступила по этим суммам налоговым агентом, с них удержали НДФЛ. Данный факт школьная бухгалтерия отразила в справках по форме 2-НДФЛ. Одновременно бухгалтерия решила, что ЕСН на "губернаторские" пособия не начисляется.

Налоговый орган в акте проверки сделал другой вывод: эти выплаты облагаются ЕСН, так как молодые преподаватели согласно заключенным трудовым договорам являются работниками школы. Справки о доходах доказывают, что они получили пособия по месту работы. Следовательно, школа занизила базу по ЕСН и теперь обязана вернуть налоговую задолженность. Налогоплательщик с инспекцией не согласился и направил судебный иск.

Позиция суда

Суд первой инстанции указал, что объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. Об этом прямо говорится в пункте 1 статьи 236 НК РФ. Но из того же пункта следует, что такие выплаты должны производиться именно той организацией, в которой работают эти физические лица. В данном случае разовые пособия выплачивались отделом образования районной администрации, что и подтверждают расчетно-платежные ведомости. В трудовых и гражданско-правовых отношениях с этим отделом молодые специалисты не состояли. Пособия не были вознаграждением за выполненную работу, предусмотренную договорами.

Арбитры отметили, что порядок назначения пособия, его размер и источник выплаты определены не договорами, а нормативным актом исполнительного органа субъекта РФ. Оно выплачивалось исключительно в целях оказания материальной поддержки молодым специалистам. По сути, его надо расценивать как выплату социального характера.

Попытку налоговой инспекции обосновать свою позицию, сославшись на справки формы 2-НДФЛ, суд не поддержал. По мнению судей, школа не должна была включать сумму пособий в налоговую базу по ЕСН, "поскольку основанием выплаты денежных средств являются расчетно-платежные ведомости (которые школа не оформляла. - Авт.), а указанные справки являются лишь формой отчетности о доходах физического лица".

ФАС Северо-Западного округа постановлением от 27 мая 2005 г. № А56-23506/04 оставил кассационную жалобу ИФНС по Волосовскому району без удовлетво­рения.

Вместо резюме

Безусловно, радует, что внимательное чтение НК РФ позволило суду снять претензии по уплате ЕСН, которые налоговики предъявили школе. Но, на наш взгляд, если бы пособия выплачивались через кассу отдела образования, повода для этих претензий у налогового органа не было бы вообще.

Бюджетная организация без бюджетных средств: остается ли право на льготы для бюджетников?

Определять льготы по региональным и местным налогам и сборам - давняя прерогатива законодательного (представительного) органа власти конкретного субъекта РФ или муниципального образования. И не секрет, что бюджетные учреждения, которые финансируются из регионального или местного бюджета, почти всегда в списке льготников. Однако при налоговой проверке таким организациям иногда бывает сложно доказать свою принадлежность к бюджетному сектору. Дело доходит до суда…

Суть дела

Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проверяла деятельность муниципального учреждения культуры "Котласский центр досуга  "Спутник" за период с 1 октября 2001 г. по 31 декабря 2003 г. В акте проверки было указано, что центр не платил сбор с юридических лиц на нужды образовательных учреждений, сбор за уборку территорий, а также целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели. Инспекция намеревалась взыскать сумму данных сборов и наложить на организацию штраф по статье 122 НК РФ за их неуплату.

Центр объяснил свой "проступок" тем, что он является бюджетным учреждением и не должен платить указанные сборы.

Таким образом, организация сослалась на свой особый статус. Действительно, областным законом о сборе на нужды образовательных учреждений и положениями о двух остальных видах сборов в Котласе предусмотрено, что бюджетные учреждения освобождены от их уплаты. Почему же налоговая инспекция не согласилась с правом центра на эти льготы? Налоговики сочли, что организация не отвечает требованиям к бюджетным учреждениям, которые установлены статьей 161 Бюджетного кодекса РФ. Ведь у центра нет сметы доходов и расходов и он не финансируется из бюджета. То есть фактически центр бюджетным учреждением назвать нельзя. Значит, он не может пользоваться льготами по сборам.

"Спутник" обратился в суд. Организация не сомневалась, что решение инспекции о применении к ней мер ответственности принято с нарушением закона.

Позиция суда

В суде первой инстанции иск центра не был удовлетворен - судьи вслед за инспекцией не захотели отнести эту организацию к бюджетным учреждениям.

Однако разбирательство в апелляционной инстанции завер­шилось для центра успешно. Аргументы судей заключались в следующем.

Признаки бюджетного учреждения содержатся в статье 161 БК РФ. Так, подобное учреждение создается органами государственной власти федерального, регионального уровня или органами местного самоуправления. Учреждение выполняет функции некоммерческого характера (социально-культурные, научно-технические, управленческие и т.п.). Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Кроме того, согласно этой статье организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, считаются бюджетными учреждениями.

Насколько центр досуга "Спутник" обладает этими признаками?

Суд установил, что его учредителями являются Комитет по управлению имуществом и отдел культуры муниципального образования "Котлас". Центр находится в ведении и административном подчинении отдела культуры администрации Котласа. Следовательно, данная организация создана органами местного самоуправления для осуществления социально-культурных функций и подконтрольна им в своей работе.

Также на балансе центра есть имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Согласно уставу центр действует "на основе бюджетного финансирования и хозяйственного расчета", о чем заключен договор с упомянутым отделом культуры.

При этом суд указал, что смета у центра на самом деле отсутствует. В то же время и местные власти не выполняли своих обязательств перед ним: налицо было недостаточное бюджетное финансирование центра в 1999-2000 гг. и полное его отсутствие в 2001-2003 гг. Поэтому центр активно привлекал внебюджетные средства - его уставом предусмотрена платная деятельность. При таких обстоятельствах суд решил, что центр подпадает под понятие бюджетного учреждения, раскрытое в БК РФ. И он вправе не уплачивать сборы, перечисленные налоговой инспекцией в акте про­верки. Позже законность такого решения подтвердила и кассационная инстанция (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 июня 2005 г. № А05-8406/04-18).

Интересно, что ФАС Северо-Западного округа в постановлении по этому спору затронул вопрос, который часто возникает у организаций, освобожденных от уплаты налога или сбора. Сдавать ли им "нулевые" налоговые декларации? Например, центр "Спутник" налоговая инспекция оштрафовала по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по сборам. Судьи на основании пункта 1 статьи 80 НК РФ и подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ вынесли вердикт, гласивший, что "обязанность налогоплательщика представлять декларацию по тому или иному налогу возникает, если из положений действующего законодательства об определенном виде налога следует, что это лицо относится к числу плательщиков конкретного налога". Аналогичное правило распространяется и на декларации по сборам. А поскольку центр к плательщикам конкретных сборов в Архангельской области и Котласе не отнесен, то представлять такие декларации ему не надо.

Вместо резюме

Судебное разбирательство по данному делу продолжалось в разных инстанциях более года после окончания проверки. Напрашивается вывод: с точки зрения возможных споров с ИФНС по поводу предоставления льгот надежный источник бюджетного финансирования все-таки лучше, чем стабильные внебюджетные поступления!

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2006 читайте также:

Уточним налоговую декларацию
Недоимка есть - штрафа нет, или Зачем нужен акт проверки пятилетней давности
Гуманитарная помощь: правильного распределения мало

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 4/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Санкционирование расходов как инструмент организации и исполнения бюджета

Санкционирование расходов в рамках бюджетного учета

Методика и способы учета бюджетных обязательств

Отражение санкционирования расходов в отчетности

Документооборот при осуществлении операций санкционирования расходов

Тема номера: Ответственность юридических и должностных лиц
С.В. Балдина, М.С. Мухин, А.А. Куликов. Взыскание налоговых санкций с 1 января 2006 года: новое как хорошо забытое старое

Из истории вопроса

Порядок взыскания штрафов с 1 января 2006 г.

Процедура внесудебного взыскания штрафов

Как можно обжаловать решение о взыскании

Взыскание штрафов во внесудебном порядке. Интервью с начальником отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Минфина России С.В. Разгулиным

Новый порядок взыскания налоговых санкций

Обжалование решения налогового органа

С.В. Балдина, М.С. Мухин. "Ловушки" для работодателя

Виды ответственности за нарушения трудового законодательства и иных норм, связанных с привлечением рабочей силы

Привлечение к уголовной ответственности

Привлечение к административной ответственности

Привлечение к налоговой ответственности

Н.Г. Федорчук. Что решил арбитражный суд (обзор судебной практики по налоговым спорам)

Уточним налоговую декларацию

Поощрения от губернатора и зарплата - вещи разные. Как НДФЛ и ЕСН

Бюджетная организация без бюджетных средств: остается ли право на льготы для бюджетников?

Недоимка есть - штрафа нет, или Зачем нужен акт проверки пятилетней давности

Гуманитарная помощь: правильного распределения мало

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетное законодательство

Бухгалтерский учет

Государственный и муниципальный заказ

Государственный учет результатов деятельности

Здравоохранение

Налогообложение

Оплата труда

Ответственность

Путевки

Разрешение на открытие счетов

Страхование

Финансирование

10 лет вместе!
Конкурс "С шуткой по жизни"
Кроссворд "Ответственность юридических и должностных лиц"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах, которые пройдут в Москве и Белокурихе (Алтайский край), можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) составляет 2332 руб, а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) - 3168 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное