Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 3/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Порядок кассового обслуживания операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований из внебюджетных источников

Т.В. Саакян, заместитель начальника Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства

Содержание

Исходные положения

Как учитываются кассовые операции с внебюджетными средствами

Приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2005 г. № 19н утверждена Инструкция о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - Порядок).

В последний рабочий день 2005 г. Порядок был согласован с Минфином России и уже 24 января 2006 г. зарегистрирован в Минюсте России (№ 7410). В настоящее время он доведен до органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов РФ для исполнения. Порядок вступает в силу в течение трех месяцев со дня его подписания, то есть не позднее 1 апреля 2006 г., после соответствующей доработки программного обеспечения.

Исходные положения

Вопрос участия (или неучастия) органов Федерального казначейства в кассовом обслуживании операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - средства, полученные из внебюджетных источников), поднимался уже давно. Но нормы включения в процедуры кассового обслуживания операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, не регламентированы ни Правилами кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства, утвержденными приказом Минфина России от 19 апреля 2000 г. № 46н, ни типовым соглашением, утвержденным приказом Минфина России от 11 мая 1999 г. № 35н.

Статьей 215.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходное обязательство РФ по кассовому обслуживанию исполнения всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации реализуется Федеральным казначейством и распространяется исключительно на операции, совершаемые со средствами бюджетов.

Здесь стоит вспомнить, что статья 41 БК РФ относит (в числе прочих) доходы от платных услуг, оказанных бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, к неналоговым видам доходов бюджетов.

Более того, пункт 2 статьи 42 БК РФ говорит о том, что средства, полученные из внебюджетных источников бюджетным учреждением, после уплаты налогов и сборов учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. А отражаются они в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Таким образом, БК РФ устанавливает, что средства, полученные из внебюджетных источников, могут перечисляться их плательщиками напрямую в бюджетную систему, то есть на счета органов Федерального казначейства, открытые на балансовом счете 40101.

Имеющая место проблема с уплатой налогов, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, может быть решена техническим образом.

В 2006 г. Казначейство России планирует провести эксперимент по уплате возникающих при таких операциях налогов с единого лицевого счета бюджета. Этот счет будет открыт финансовому органу в органе Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, в качестве кассовой выплаты из бюджета, уменьшающей доходную часть бюджета.

Вместе с тем органам государственной власти субъектов РФ уже в 2004 г. была предоставлена возможность выбора варианта учета операций со средствами, полученными из внебюджетных источников. Их можно было учитывать либо на счетах, открытых им или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ, в учреждениях Банка России, либо в кредитных организациях (статья 139 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год"). Статья 115 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" содержала аналогичные положения.

Пунктом 4 статьи 106 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" закреплено право не только органов власти субъектов РФ, но и местного самоуправления на централизацию учета операций со средствами, полученными из внебюджетных источников на внебюджетных счетах.

Порядок кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, разработан Федеральным казначейством в целях реализации статей 166.1, 168 и 215.1 БК РФ. Он учитывает предложения государственных органов субъектов РФ и местных администраций о наделении органов Федерального казначейства полномочиями на проведение и учет кассовых операций с вышеуказанными средствами.

В отличие от обязательности исполнения нормы бюджетного законодательства РФ по кассовому обслуживанию исполнения бюджета, наделение органов Федерального казначейства полномочиями по проведению и учету операций с внебюджетными средствами со стороны субъекта РФ или муниципального образования, равно как и принятие на себя дополнительных функций со стороны органа Федерального казначейства осуществляется на добровольной основе, в зависимости от наличия организационной и технической возможности обеих сторон.

Напомним, что кассовое обслуживание органами Федерального казначейства операций со средствами бюджетов субъекта РФ или муниципального образования является обязательным.

Как учитываются кассовые операции с внебюджетными средствами

Кассовые операции со средствами, полученными из внебюджетных источников, учитываются на счетах, открытых на балансовом счете 40603 или 40703. Указанные счета открываются органам государственной власти субъектов РФ или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ, включая (обратите внимание!) органы Федерального казначейства. Согласно Указаниям Банка России от 28 июня 2004 г. № 1459-У отличительной особенностью такого счета, открытого в учреждениях Банка России или кредитных организациях (филиалах), является признак "1" в 14-м разряде номера лицевого счета.

Учитывая добровольность осуществления кассового обслуживания операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, естественным в этих условиях является требование об оформлении взаимных договоренностей в специальных соглашениях, регулирующих порядок проведения и учета таких операций бюджетными учреждениями субъекта РФ или муниципального образования (далее - Соглашение), заключенных между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) на срок не менее одного финансового года. Обязательное условие такого Соглашения - закрытие счетов, ранее открытых в банках финансовым органам и получателям средств бюджета в порядке, установленном положением Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

Это требование не распространяется на счета, открытые:

- получателям средств бюджета, имеющим право в соответствии с разрешением финансового органа осуществлять операции со средствами, полученными из внебюджетных источников, на счетах, открытых им в банках (далее - иной получатель средств);

- финансовым органам (уполномоченным органам), получателям средств бюджета, осуществляющим операции в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации на счетах, открытых им в банках.

Взамен закрытых счетов для проведения и учета кассовых операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, органу Федерального казначейства открываются счета в банке отдельно для субъекта РФ и каждого муниципального образования на балансовом счете соответственно 40603 и 40703, по месту открытия иных счетов органа Федерального казначейства.

Кассовые операции на указанных счетах со средствами, полученными из внебюджетных источников, проводятся органом Федерального казначейства от имени и по поручению финансового органа или получателя средств бюджета. Основанием для проведения операции служат платежные документы, оформленных в соответствии с положением Банка России и Минфина России от 20 мая 2004 г. № 257-П, 46н.

Отражение в учете операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в следующем порядке:

- по кассовым поступлениям - по коду администратора доходов бюджетов РФ, группе, подгруппе, статье, подстатье, элементу, программе (подпрограмме), коду экономической классификации доходов бюджетов РФ;

- по кассовым выплатам - по коду главного распорядителя средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), коду экономической классификации расходов бюджетов РФ.

При кассовом обслуживании операций с внебюджетными средствами информационный обмен между органом Федерального казначейства и финансовым органом или получателем средств бюджета осуществляется в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.

При отсутствии у финансового органа или получателя средств бюджета соответствующей технической возможности обмен информацией осуществляется на электронных и (или) бумажных носителях.

Обмен информацией регламентируется порядком и условиями обмена информацией между органом Федерального казначейства и финансовым органом и получателем средств бюджета при кассовом обслуживании операций с внебюджетными средствами (далее - Регламент).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2006 читайте также:

Механизм учета кассовых операций со средствами, полученными из внебюджетных источников
Контроль, осуществляемый органом Федерального казначейства
Особенности ведения лицевого счета по учету внебюджетных средств, открытого финансовому органу
Особенности ведения лицевого счета по учету внебюджетных средств, открытого получателю средств
Представляемая органом Федерального казначейства отчетность
Поступления, требующие уточнения вида и принадлежности платежа
Уточнение в учете проведенной операции
Дополнительные функции органа Федерального казначейства

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2006

Рекомендации по составлению Отчета о финансовых результатах деятельности в период становления бюджетного учета в 2006 году
О порядке кассового обслуживания органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Порядок работы налоговых органов с налогоплательщиками
Бюджет-2006
Новое в законодательстве

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Подписка в агентствах альтернативной подписки

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах, которые пройдут в Подмосковье и Москве, можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) составляет 2332 руб, а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) - 3168 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное