Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Автономные учреждения' N2/2013


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Автономные учреждения" № 2/2013

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "Автономные учреждения" № 2/2013;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Приобретение оргтехники автономным учреждением

Заключение договоров на покупку оргтехники

Приобретение оргтехники, как и любой другой покупки, регулируется гражданским законодательством, и между продавцом и покупателем возникают гражданско-правовые отношения.

Независимо от способа размещения заказа учреждение заключает договор поставки от своего имени. Договор поставки, как и договор на поставку товаров для государственных нужд, является разновидностью договора купли-продажи.

Договор купли-продажи между бюджетным учреждением и продавцом заключают с целью подтверждения перехода права собственности на товар (вещь) от продавца к покупателю.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), который обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (статья 454 ГК РФ).

Договор купли-продажи можно заключать в простой письменной форме, а можно – путем акцепта (принятия предложения) направленной продавцом оферты (предложения заключить договор). Счет на оплату оргтехники является офертой, если из его содержания можно точно установить существенные условия договора. Оплата (полная или частичная) этого счета будет считаться акцептом (согласием на заключение договора).

Однако не стоит пренебрегать заключением договора купли-продажи в письменной форме, поскольку он является реальной защитой интересов учреждения.

Текст договора составляет юрист. Основные требования к тексту и правилам заключения договора изложены в Гражданском кодексе РФ, в том числе в параграфе 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 ГК РФ, и Законе № 94-ФЗ.

К отношениям, возникающим в рамках государственного (муниципального) заказа, применяют правила, закрепленные статьями 506–522 ГК РФ (пункт 2 статьи 525 ГК РФ).

Если оргтехнику приобретают путем проведения открытого аукциона в электронном виде, то текст договора должен быть подготовлен к моменту размещения извещения о проведении аукциона.

В договорах важно грамотно прописать существенные условия, поскольку именно они будут определять права учреждения и защищать его интересы, касающиеся приобретаемой оргтехники. А кроме того, наличие существенных условий договора признает факт его заключения.

Существенные условия договора о товаре

В договоре важно указать, какой именно товар передается и какого качества. Это могут быть следующие условия:

– предмет договора. В нашем случае предметом является товар (оргтехника), который намеревается приобрести учреждение.

Предмет договора (товар) обязательно нужно описать подробно, указывая его наименования и количество единиц (абзац 3 статьи 455 ГК РФ). В противном случае договор будет считаться не заключенным. Это подтверждают решения судов, например постановление ФАС СКО от 1 июня 2011 г. по делу № А61-1633/2010.

Заметим, что предмет договора указывают и в документации об аукционе. В ней прописывают требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (статья 34 Закона № 94-ФЗ). Поэтому юрист должен убедиться в том, что предмет договора в аукционной документации и договоре совпадают.

– качество товара, порядок контроля товара при его приемке. Это условие расшифровывает порядок приемки приобретенной оргтехники работниками учреждения на предмет соответствия ее количества, комплектности, объема, качества и прочего требованиям договора (пункт 12 статьи 9 Закона № 94-ФЗ). Например, в случае приемки специфичного оборудования, оргтехники, требующих специальных знаний, учреждение может предусмотреть привлечение независимых экспертов. Данное условие юрист должен сформулировать ясно и четко, поскольку его нельзя изменять ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке (пункт 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ).

Существенные условия договора о доставке товара

В договор поставки может быть включено условие о доставке.

Доставку товаров по договору поставки регулирует статья 510 ГК РФ. Поставщик осуществляет доставку путем отгрузки товаров тем транспортом и на тех условиях, которые предусмотрены в договоре (пункт 1 статьи 510 ГК РФ). Это значит, что стороны при заключении договора поставки могут указать в договоре вид транспорта для доставки товара, а также определить условия доставки – как, кем и за чей счет она будет осуществлена. Например, поставщик может доставить товар только с помощью сторонней организации за счет покупателя. В этом случае в договоре поставки можно предусмотреть обязанность поставщика организовать доставку товара силами третьих лиц.

Если договором не определено, каким видом транспорта или на каких условиях будет произведена доставка, то право выбора транспорта и условий принадлежит поставщику.

Все перечисленные условия надо четко прописать в разделах "Предмет договора" и "Порядок расчетов".

"Общие" существенные условия договора

Кроме того, нельзя забывать об условиях, которые признаются существенными для любого договора. Это:

 срок действия договора. По закону бюджетное учреждение может заключать договор поставки не более чем на три года. При этом конкретные сроки самой передачи товара стороны оговаривают в договоре;

 цена договора. В договоре юрист должен указать твердую цену оргтехники и услуг по доставке и отразить то обстоятельство, что она не может изменяться в ходе исполнения договора. Есть одно исключение – цена договора может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных договором количества товара и иных условий (пункт 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ). Но условие уменьшения цены не является существенным, и это можно прописать отдельно как условие договора;

 штрафные санкции. В договор поставки юрист обязательно должен включить условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных договором обязательств (пункт 10 статьи 9 Закона № 94-ФЗ). Например, что в случае ненадлежащего исполнения обязательства учреждение может произвести оплату по договору за вычетом штрафных санкций. При этом нельзя заключать с поставщиком дополнительное соглашение к договору, предусматривающее изменение сроков и (или) цены договора (письмо ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716). Условие об ответственности поставщика также изменению не подлежит;

– оплата по договору. Это обычно устанавливают в разделе "Порядок расчетов", где зафиксируют момент оплаты и основания для оплаты. Это может быть счет, а может быть, например, акт приемки товара, содержащий:

– сумму, подлежащую уплате в соответствии с условиями договора;

– размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию в случае невыполнения или неполного выполнения поставщиком обязательств;

– основания взыскания и порядок расчета неустойки (штрафа, пени);

– итоговую сумму, подлежащую уплате поставщику.

При заключении договоров о поставке оргтехники бюджетные учреждения в пределах доведенных им соответствующих лимитов бюджетных обязательств на 2013 г. вправе предусматривать авансовые платежи с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам о поставке товаров в объеме произведенных платежей до 30% суммы договора. Но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

Поэтому в договоре бюджетное учреждение может предусмотреть аванс в размере 30% по счету и оплату остатка после получения учреждением оргтехники.

Подготовленный проект договора юрист согласовывает с руководителем и, если потребуется, вносит в него изменения. Договор подписывают после проведения торгов обе стороны в лице руководителей бюджетного учреждения и поставщика – победителя торгов.

Заметим, что существенными являются также все те условия договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ). То есть продавец и учреждение вправе определить для себя любое условие в качестве существенного, при несогласованности которого договор не может считаться заключенным.

Особенности приобретения оргтехники в розничной торговой точке

Для розничной купли-продажи договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 ГК РФ). К "иным документам" может относиться эксплуатационная документация на товар, гарантийная документация, в которой сделана отметка об оплате (письмо Минфина России от 18 июня 2009 г. № 03-11-09/216).

Розничные покупки, как правило, сопровождаются не только выдачей кассового чека, но и оформлением товарного чека (выписывается от руки, распечатывается на принтере либо на кассовом аппарате).

Так как оргтехника подпадает под определение "технически сложные товары бытового назначения", на нее при продаже должен быть выписан товарный чек (пункт 51 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее – Правила продажи отдельных видов товаров)). Унифицированного бланка товарного чека нет, и продавцы используют для этого самостоятельно разработанные формы. Обычно они содержат данные о продавце (наименование), дату продажи, наименование, сорт, артикул и цену товара, а также подпись продавца.

Полученный товарный чек учреждение использует для детализации (расшифровки) приобретенной оргтехники, так как при правильном заполнении этот документ представляет собой по сути товарную накладную, а значит, на основании него можно принять оргтехнику к учету.

Товарный и кассовый чеки являются документами, подтверждающими факт заключения договора купли-продажи товара (разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденные приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 г. № 160). Кроме того, эти документы подтверждают факт приема денежных средств за соответствующий товар.

Как мы уже упомянули, оргтехника подпадает под определение технически сложных товаров бытового назначения (постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров"). Для таких товаров Правилами продажи отдельных видов товаров предусмотрены особенности их продажи. Эти правила распространяются лишь на покупателей – физических лиц, приобретающих или использующих товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако так как розничные точки не делятся на магазины для физлиц и юрлиц, эти правила должны соблюдаться в любом розничном магазине.

Бюджетное учреждение может приобрести оргтехнику в розничной точке, выдав деньги под отчет физическому лицу и уполномочив его совершить такую покупку для нужд учреждения. Уполномоченному на покупку лицу полезно знать об особенностях продажи оргтехники в розницу, так как они защищают права потребителей и улучшают условия покупки. Ведь для того чтобы грамотно выбрать необходимую единицу оргтехники, ему надо получить максимальную информацию о товаре, иметь возможность ознакомиться с ним, уточнить его комплектность, качество, проверить товар в действии. И на все это он имеет право благодаря прописанным особенностям. Приведем их.

В торговом зале (или в месте выдачи) размещается оргтехника, уже прошедшая предпродажную подготовку. Подготовка предусматривает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.

Образцы продаваемой оргтехники, размещенные в торговом зале, должны иметь:

– оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара;

– краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

Покупатель имеет право потребовать:

– ознакомления с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии (товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии);

– проверки качества товара, его комплектности, наличия относящихся к нему документов, правильности цены.

При передаче оргтехники покупателю продавец одновременно передает установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). Как уже упоминалось, вместе с товаром покупателю передается также товарный чек.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 2/2013 читайте также:

Раскрываем понятие оргтехники
Принятие решения о приобретении оргтехники
Составление плана ФХД
Получение субсидий
Отражение в учете получаемых субсидий
Порядок проведения процедуры закупок для оргтехники
Особенности закупки оргтехники
Заключение договоров на покупку оргтехники

Отражение в учете операций по заключению договоров покупки

Оплата оргтехники
Доставка оргтехники в учреждение
Поступление оргтехники в учреждение от поставщика

Анонс содержания журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 2/2013

Приобретение оргтехники автономным учреждением
Отвечаем на вопросы бухгалтера
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Онлайн-помощник по вопросам подписки

Онлайн-помощник – новый сервис на сайте http://bino.ru.

Теперь ответы на вопросы, связанные с подпиской на издания БиНО, вы сможете получить в режиме реального времени. Просто нажмите кнопку "Задать вопрос" на странице сайта, и наши менеджеры сразу вам ответят.

Электронные журналы

Бесплатный образец электронного журнала с темой номера "Создание web-сайта организации" http://bino.ru/Sample_journal_bino.

Для подписчиков электронных версий изданий доступны журналы "БиНО: Бюджетные учреждения" № 3/2013, "БиНО: Казенные учреждения" № 1/2013 и "БиНО: Автономные учреждения" № 1/2013: http://bino.ru/Elektronniy_Journal.

Подписка

Продолжается подписка на II полугодие 2013 года через почтовые отделения: http://bino.ru/Podpiska.

В архив статей БиНО добавлены статьи:

1. Компенсации за время прохождения работниками медицинских осмотров, связанных с исполнением воинской обязанности (Е.Л. Веденина):
http://bino.ru/Compensatii_za_vremia_prohojdenia_rab_med_osmotrov.

2. Углубленные медосмотры работников (И.В. Алексеева):
http://bino.ru/Uglublennie_medosmotri_rabotnicov_2008.

3. Санкционирование оплаты денежных обязательств органами Федерального казначейства в 2008 году (Е.А. Король):
http://bino.ru/Sanctionirovanie_oplati_denejnih_obiazatelist_2008.

4. Освобождение от НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях (А.А. Куликов):
http://bino.ru/Osvobojdenie_ot_NDS_uslug_po_predostavleniiu_2008.

5. Заполнение бюджетными учреждениями платежных поручений на перечисление средств в бюджет (Е.А. Король):
http://bino.ru/Zapolnenie_biudjetnomi_ucirejdeniami_plat_2008.

6. Порядок осуществления операций с внебюджетными средствами в 2009 году (Г. Е. Гусева):
http://bino.ru/Poriadok_osushestvlenia_operatii_so_vneb_sredstv.

7. Материальная ответственность (О.Л. Лобанова, Е.Г. Сахарова, Н.В. Земская):
http://bino.ru/Materialinaia_otvetstvenosti_2008.

8. Очередные поправки в Налоговый кодекс РФ (Л.П. Фомичева, Е.Н. Зоткина):
http://bino.ru/Ocerednie_popravchi_v_Nalogovii_Kodeks_2008.

9. Налогообложение стимулирующих выплат, компенсаций и поощрений в нематериальной форме (Е.В. Виговский, И.В. Алексеева):
http://bino.ru/Nalogooblojenie_stimuliruiushih_viplat_2008.

10. Момент возникновения налоговой базы по НДС при реализации готовой продукции (И.В. Алексеева, М.Г. Морозова):
http://bino.ru/Moment_voznicnoveniia_nalogovoi_bazi_2008.

11. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (Л.А. Скобелева):
http://bino.ru/Razmer_plati_za_negativnoe_vozdeistvie_2008.

12. Как доводятся средства федерального бюджета в 2008 году (Е.А. Король):
http://bino.ru/Kak_dovodiatsa_sredstva_federalinovo_2008.

Размышления у картины

Богданов А.И. Маскарад: http://bino.ru/bogdanov_maskarad.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное