Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Автономные учреждения' N1/2013


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Автономные учреждения" № 1/2013

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "Автономные учреждения" № 1/2013;
– Информацию о подписке на наши издания.

Практика применения гражданского, трудового, налогового и бюджетного законодательства в вопросах и ответах

Ответы на вопросы подготовлены экспертами-консультантами Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург) Балдиной Светланой Вячеславовной, Мухиным Михаилом Сергеевичем, Куликовым Алексеем Александровичем

Трудовое право и кадровое дело

Вопрос. Может ли главный бухгалтер вышестоящей организации, которая ведет бухгалтерский учет по подведомственному учреждению, работать завхозом подведомственного учреждения? Можно ли заключить с ним договор о материальной ответственности?

Ответ. Зависит от того, является ли главный бухгалтер государственным либо муниципальным служащим (если да – не повлечет ли это конфликт интересов?). Но абсолютного запрета на совместительство в действующем законодательстве для государственных (муниципальных) служащих нет – просто необходимо предварительно письменно уведомить представителя работодателя по основному месту работы (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

С позиции заключения с завхозом по совместительству договора о полной материальной ответственности проблем нет – должность завхоза присутствует в первом разделе Перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, утвержденного постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85.

Вопрос. УФМС прислала нашему учреждению письмо о назначении нам в марте выездной проверки. За какой период будет проводиться проверка? Где можно ознакомиться со своими обязанностями? В учреждении в настоящее время работает один человек, временно пребывающий, заключен договор подряда, мы получали на него разрешение на работу, но не сообщили в фонд занятости. Какая ответственность за это предусмотрена? Перестанет ли это быть нарушением, если мы сообщим об этом в фонд занятости до начала проверки?

Ответ. С точки зрения процедур проведения проверки следует вспомнить положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также ознакомиться с "Административным регламентом по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда", утвержденным приказом МВД России № 338, ФМС России № 97 от 30 апреля 2009 г.

Работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в "безвизовом" режиме, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и территориальный орган занятости населения (кроме случаев привлечения белорусов), в частности, о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками (пункт 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). На  это работодателю дается три рабочих дня (пункт 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

За неуведомление территориального органа ФМС России и (или) территориального органа занятости населения о привлечении к трудовой деятельности "безвизового" иностранца абзацем 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде:

– штрафа для должностных лиц от 35 000 до 50 000 руб.;

– штрафа для юридических лиц от 400 000 до 800 000 руб. либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

При этом ВАС РФ считает, что составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо вообще не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства (пункт 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Аналогичной позиции придерживаются и суды (постановления ФАС Московского округа от 5 августа 2011 г. № КА-А40/8299-11, от 14 июля 2011 г. № КА-А40/7467-11).

В названных выше судебных актах речь идет о неуведомлении миграционного органа, но та же правовая позиция, скорее всего, возобладает и в случае неуведомления в срок органа службы занятости. Поэтому будет лучше, если до начала проверки уведомление в орган занятости будет направлено.

Вместе с тем если с момента срока, установленного для представления сведений в орган занятости, истек один календарный год, вы вправе ссылаться на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Поскольку срок представления установлен пунктом 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 (три рабочих дня), правонарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 18.15 КоАП РФ, является оконченным с момента пропуска срока, установленного для уведомления уполномоченного органа. С этого момента начинает течь срок давности привлечения лица к административной ответственности, так как соответствующее правонарушение не является длящимся согласно правовой позиции Пленума Верховного суда РФ.

Но лучшим советом будет все-таки выполнять в установленные сроки все требования и обязанности, связанные с привлечением к работе иностранцев, поскольку штрафы довольно большие.

Вопрос. 1 февраля 2012 г. в учреждение пришел устраиваться на работу мужчина, паспорт которого оказался недействительным, так как 29 мая 2011 г. ему исполнилось 45 лет. Имеет ли учреждение право отказать ему в приеме на работу по причине недействительного паспорта?

Ответ. Согласно пункту 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, паспорт гражданина действует в течение следующих сроков:

 от 14 лет до достижения 20-летнего возраста;

 от 20 лет до достижения 45-летнего возраста;

 от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Поскольку в рассматриваемой ситуации паспорт гражданина своевременно не был заменен, прием на работу по такому паспорту является неправомерным.

Однако статья 65 Трудового кодекса РФ позволяет осуществлять прием на работу на основании иных документов, удостоверяющих личность. Такими документами могут быть, в частности, военный билет, временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Таким образом, если гражданин, имеющий просроченный паспорт, предъявит иные документы, удостоверяющие личность, то организация не вправе отказать ему в приеме на работу.

Вопрос. Учреждение будет ликвидироваться. Одна из сотрудниц учреждения беременна и собирается идти в декретный отпуск в апреле этого года. Возможно ли этой сотруднице сохранить все декретные выплаты? Возможно ли беременную женщину по соглашению сторон уволить и перевести в другую организацию заранее (до ликвидации действующей)? Как в таком случае вести расчет ежемесячных декретных выплат?

Ответ. Оплату отпуска по беременности и родам сотруднице можно успеть выплатить до ликвидации учреждения на основании листка нетрудоспособности, оформленного в апреле.

Абзацем 1 статьи 261 ТК РФ установлен запрет на расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением увольнения по основанию, предусмотренному пунктом 1 абзаца 1 статьи 81 ТК РФ (ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя). Но по соглашению сторон увольнение возможно. Все полагающиеся впоследствии пособия сотрудница в любом случае получит– либо через органы социальной защиты, либо через нового работодателя. Обратите внимание на приказ Минздравсоцразвития России от 5 декабря 2011 г. № 1472н, которым утвержден административный регламент предоставления ФСС РФ государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием.

Вопрос. Можно ли принять на работу женщину, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком, с целью выплаты ежемесячных пособий? Как в этом случае работодателю взаимодействовать с ФСС РФ?

Ответ. Принять на работу и сразу отправить в отпуск по уходу за ребенком на основании личного заявления можно, запрета на это нет. Взаимодействие с ФСС РФ при этом осуществляется в общем порядке, пособие считается по правилам Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". При расчете пособия придется опираться на данные о заработке за два предшествующих года у прежнего работодателя, на основании справки о заработке от прежнего работодателя.

Вопрос. Иностранный гражданин пришел устраиваться на работу в наше учреждение с разрешением на работу от другой организации. Заключили с ним трудовой договор 8 декабря 2011 г., который вступает в силу с момента получения разрешения на работу от нашей организации. Разрешение получили 22 декабря 2011 г. С какого момента начислять заработную плату?

Ответ. С момента, когда иностранец приступил к работе на основании переоформленного разрешения, то есть с 22 декабря (либо со следующего дня – 23 декабря, если разрешение было получено 22 декабря после окончания рабочего дня).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 1/2013 читайте также:

Практика применения действующего законодательства
Бухгалтерский учет в государственном секторе
Зарплата, пособия, расчеты с работниками
Страховые взносы и взаимоотношения с фондами
Практика применения налогового законодательства – налог на добавленную стоимость и счета-фактуры
Налог на прибыль организаций
Имущественные и прочие налоги, сборы
Экологические обязанности и платежи
Единый налог на вмененный доход
Налоговый контроль и взаимоотношения с ИФНС

Анонс содержания журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 1/2013

Практика применения трудового, налогового, гражданского законодательства в вопросах и ответах
Налоговое законодательство в новом году
Изменения в Законе о бухучете
Изменения в Инструкции № 157н
Изменения в Порядке уплаты государственной пошлины
Обзор документов
Кроссворд от БиНО
Материалы, опубликованные в "БиНО: Некоммерческие организации" в 2012 году

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное