Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Автономные учреждения' N4/2012


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Автономные учреждения" № 4/2012

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "Автономные учреждения" № 4/2012;
– Информацию о подписке на наши издания.

Сувенирная продукция в автономном учреждении: приобретение, распространение, учет

Разбираемся с налогообложением доходов, расходов и операций, связанных с изготовлением, приобретением и распространением сувенирной продукции
Определяем налоговую базу налога на прибыль организаций

Автономные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, ведут налоговый учет доходов и расходов в общем порядке в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Автономные учреждения, признаваемые плательщиками налога на прибыль и получающие средства целевого финансирования, в соответствии со статьей 251 НК РФ обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета  налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Учитываем доходы от реализации сувенирной продукции

Согласно статье 248 НК РФ все доходы подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее – доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Порядок определения доходов от реализации установлен в статье 249 НК РФ. Так доходом от реализации следует считать выручку от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных. Таким образом, выручка от продажи сувенирной продукции признается доходом от реализации товаров.

Доходы определяют на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Исходя из смысла пункта 1 статьи 248 НК РФ, при определении величины полученного дохода из выручки от продажи сувенирной продукции надо исключить суммы НДС, предъявленные покупателям сувениров.

Учитываем расходы, связанные с приобретением (изготовлением) сувенирной продукции

Автономные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, при определении налоговой базы налога на прибыль организаций уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов, связанных с приобретением (изготовлением) и распространением сувенирной продукции. При этом для признания затрат учреждения расходами в целях определения налоговой базы налога на прибыль должны быть соблюдены условия, установленные в пункте 1 статьи 252 НК РФ. А именно: расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ). Расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров, относят к расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 253 НК РФ). Таким образом, все расходы, произведенные в связи с приобретением (изготовлением силами учреждения или покупкой у сторонней организации) и продажей сувенирной продукции признаются расходами, связанными с производством и реализацией.

Так, при продаже сувенирной продукции, учтенной в составе товаров, учреждения вправе уменьшить доходы от продажи на стоимость приобретения этих сувениров и на сумму расходов, непосредственно связанных с продажей (расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке сувениров). При этом стоимость приобретения следует определять в соответствии с принятой в учреждении учетной политикой для целей налогообложения (подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ). А при формировании суммы дополнительных расходов, связанных с покупкой и реализацией товаров, надо учитывать положения статьи 320 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 268 НК РФ, если цена приобретения покупных товаров с учетом расходов, связанных с их продажей, превышает выручку, разница между этими величинами признается убытком, учитываемым в целях налогообложения прибыли. При этом применяют общий порядок определения доходов от реализации (статья 249 НК РФ) и расходов на реализацию (статьи 268 и 320 НК РФ). На это обращено внимание в письме Минфина России от 18 сентября 2009 г. № 03-03-06/590.

При определении налоговой базы налога на прибыль расходы на изготовление сувенирной продукции хозяйственным способом включают отдельно по каждой группе расходов. Группировка расходов по их экономическому содержанию для всех видов расходов, связанных с производством и (или) реализацией, установлена в пункте 2 статьи 253 НК РФ. Итак, расходы подразделяются на:

– материальные расходы, порядок определения которых установлен в статье 254 НК РФ;

– расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ);

– суммы начисленной амортизации (статьи 256–259 НК РФ);

– прочие расходы (статья 264 НК РФ).

По общему правилу расходы, связанные с безвозмездным распространением сувенирной продукции, в силу действия положений пункта 16 статьи 270 НК РФ не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Тем не менее такие расходы при выполнении некоторых условий могут быть включены в расчет в составе прочих расходов (расходы на сувенирную продукцию рекламного и представительского характера) или расходов на оплату труда (расходы на сувениры поощрительного характера).

Учитываем расходы на приобретение (изготовление) сувениров рекламного характера

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, а также расходы на участие в выставках и ярмарках с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.

В пункте 4 статьи 264 НК РФ перечислены расходы, относящиеся к расходам на рекламу. Среди них указаны, в частности, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации. При  определении налогооблагаемой базы эти расходы можно принимать к вычету в качестве расходов на рекламу без ограничения суммы при наличии документов, подтверждающих данные расходы. Все прочие расходы на рекламу, не перечисленные в пункте 4 статьи 264 НК РФ, но при этом удовлетворяющие требованиям, установленным в статье 252 НК РФ и в Законе о рекламе, можно учесть при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. При этом выручку следует определять в соответствии с порядком, установленным в статье 249 НК РФ. Об этом неоднократно говорили специалисты Минфина России и ФНС России (письма Минфина России от 15 января 2002 г. № 04-02-06/2/3, от 21 марта 2003 г. № 04-02-05/1/24, от 26 июня 2003 г. № 04-02-05/1/68, от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310, письмо ФНС России от 11 февраля 2005 г. № 02-1-08/24@ "О расходах на рекламу").

Подлежащие нормированию расходы на рекламу, превышающие 1% выручки от реализации, не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль (пункт 44 статьи 270 НК РФ).

В какую часть (нормируемую или ненормируемую) включать расходы на изготовление и безвозмездное распространение сувенирной продукции? Мнения налоговых и судебных органов в этом вопросе не совпадают. Налоговые органы неоднократно высказывались за нормирование этих расходов. Их позиция изложена в письмах УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. № 23-10/4/69784, МНС России от 19 марта 2003 г. № 02-5-10/35-й 843, УФНС России по Московской области от 20 октября 2004 г. № 06-21/18767 и УФНС России по г. Москве от 19 ноября 2004 г. № 26-12/74944. В этих письмах сказано, что к ненормируемым расходам на участие в выставках можно отнести только расходы на оплату вступительных взносов и разрешения на участие в выставке. Остальные расходы на участие в выставках следует считать нормируемыми.

Судебные же органы считают, что расходы на приобретение или изготовление сувенирной продукции, нанесение на нее логотипа учреждения и распространение такой продукции во время проведения рекламных мероприятий можно отнести к ненормированным затратам на участие в выставках. Такое мнение содержится в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. № А43-1729/2004-32-152. Есть и другие аналогичные решения, но они касаются других видов расходов, которые налоговые органы не признают расходами на участие в выставках, принимаемыми к вычету в полном объеме.

Что касается сувенирной продукции в виде "рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах...", то во избежание проблем с налоговыми органами советуем при оформлении первичной учетной документации использовать именно эти термины: "брошюры" и "каталоги". И тогда все расходы, связанные с ее приобретением (изготовлением) и распространением, в полной сумме можно учесть при налогообложении прибыли.

Разделение расходов на рекламу на нормируемые и ненормируемые вынуждает вести их учет раздельно. При этом нормируемые расходы в силу действия положения пункта 3 статьи 318 НК РФ следует учитывать нарастающим итогом с начала налогового периода. Напомним: налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (пункт 1 статьи 285 НК РФ).

Обращаем внимание, что расходы в виде стоимости безвозмездно распространяемых сувениров, не содержащих логотипа учреждения или другой информации рекламного характера, нельзя учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (пункт 16 статьи 270 НК РФ).

Продолжение примера. Расходы, произведенные Федеральным государственным автономным учреждением, на приобретение полиграфической продукции, изготовленной ООО "Печатник", приняты в учету при определении налоговой базы налога на прибыль организаций. ФГАУ использовало эту продукцию исключительно в рекламных целях и только в рамках приносящей доход деятельности. Все документы, подтверждающие расходы на приобретение полиграфической продукции и безвозмездное распространение ее части, имеются в наличии и оформлены в соответствии с требованиями российского законодательства.

ФГАУ включило эти расходы в состав расходов на рекламу, учитываемых при налогообложении прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Учитываем расходы на приобретение (изготовление) сувениров представительского характера

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подпункт 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Порядок определения представительских расходов определен в пункте 2 статьи 264 НК РФ.

В пункте 2 статьи 264 НК РФ перечислены расходы, которые в налоговом законодательстве считаются представительскими. Как мы выяснили в разделе "Сувенир – подарок представителям официальных встреч, переговоров", сувенирная продукция не указана в этом перечне. Но судебные органы считают иначе, а именно что расходы на сувенирную продукцию, распространяемую в процессе проведения официального приема или деловой встречи, можно относить к представительским расходам. Справедливости ради отметим, что УФНС России по г. Москве в своем письме от 30 апреля 2008 г. № 20-12/041966.2 признало: если сувенирную продукцию с символикой учреждения вручают во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, то стоимость такой продукции следует относить к представительским расходам.

Итак, любые расходы, относящиеся к представительским, в течение отчетного (налогового) периода учитывают при расчете налоговой базы налога на прибыль, включая их в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов учреждения на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Представительские расходы в части, превышающей названный размер, нельзя принимать к вычету (пункт 42 статьи 270 НК РФ).

Представительские расходы следует учитывать нарастающим итогом (пункт 3 статьи 318 НК РФ).

Продолжение примера. Расходы, произведенные Федеральным государственным автономным учреждением на приобретение бизнес-наборов с нанесенным на них логотипом ФГАУ, поставленных ООО "Лотос", не приняты к вычету при расчете налога на прибыль. Расходы на приобретение бизнес-наборов не соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ: бизнес-наборы использовали в деятельности, не направленной на получение дохода. Да и оплачены они были не за счет средств от приносящей доход деятельности, а за счет средств целевой субсидии из федерального бюджета.

Учитываем расходы на приобретение (изготовление) сувениров поощрительного характера

Основные условия, позволяющие отнести расходы, связанные с приобретением (изготовлением) продукции, в том числе сувенирной, для награждения или поощрения работников, к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли, Минфин России изложил в письме от 22 апреля 2010 г. № 03-03-06/2/79.

Основываясь на положениях статьи 255 НК РФ, а также статей 135 и 191 ТК РФ, Минфин России разъяснил, что расходы, связанные с покупкой подарков для награждения работников за трудовые успехи, осуществляемые на основании трудового договора и локального нормативного акта, являются стимулирующими выплатами, которые могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

При этом следует помнить, что в соответствии с пунктом 21 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы налога на прибыль нельзя принимать к вычету расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Другими словами, в трудовых договорах с работниками должно быть предусмотрено условие о том, что на них распространяется система поощрений, действующая в учреждении.

Таким образом, учреждение вправе включить стоимость сувенира, выдаваемого сотруднику, в расходы на оплату труда, учитываемые при обложении прибыли при одновременном соблюдении следующих условий:

– возможность поощрения ценным подарком предусмотрена трудовыми договорами с сотрудниками и локальными нормативными актами учреждения (например, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, положением о системе оплаты труда и т.д.);

– сотрудник награжден подарком за трудовые показатели;

– сотрудник занят в приносящей доход деятельности;

– расходы на приобретение подарка оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности.

Принимаем к налоговому учету символику учреждения в качестве амортизируемого имущества

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогового учета признают имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (далее – имущество) при соблюдении следующих условий:

 имущество находится у учреждения на праве собственности. Эта норма в силу действия норм статей 296 и 298 ГК РФ распространяется и на автономные учреждения в отношении имущества, находящегося у них на праве оперативного управления;

 учреждение намерено использовать имущество для извлечения дохода;

 срок полезного использования имущества – более 12 месяцев;

 первоначальная стоимость имущества – более 40 000 руб.

Перечень видов амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации, приведен в пункте 2 статьи 256 НК РФ. Из всего списка назовем только те признаки имущества, которые представляют интерес в случае принятия к налоговому учету средства индивидуализации (например, символики учреждения, товарного знака или знака обслуживания). Итак, не подлежат амортизации:

 имущество некоммерческих (то есть в том числе автономных) организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

 имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования;

 имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в виде:

 имущества, полученного учреждением в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ;

 имущества, безвозмездно полученного в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;

<– приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора.

Порядок определения стоимости амортизируемого имущества изложен в статье 257 НК РФ. Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС. А в стоимость нематериальных активов, созданных учреждением, включают в том числе материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств (за исключением НДС). Кроме того, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 2 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/55, в первоначальную стоимость нематериального актива, созданного учреждением, следует включать еще и сумму страховых взносов, начисляемых с заработной платы работников, участвующих в создании этого нематериального актива.

При исчислении налога на прибыль стоимость амортизируемого имущества учитывают путем отнесения амортизационных отчислений к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу. Норма амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества рассчитывается исходя из срока полезного использования. Срок полезного использования учреждение вправе установить самостоятельно, учитывая положения статьи 257 НК РФ и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяют исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности. Если срок полезного использования объекта нематериальных активов невозможно определить, его норму амортизации устанавливают исходя из периода, равного 10 годам. Срок полезного использования, установленный для того или иного объекта нематериальных активов, является основанием для включения этого объекта в одну из амортизационных групп.

Амортизацию объектов нематериальных активов начисляют линейным или нелинейным методом. При применении нелинейного метода амортизацию начисляют отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе), при применении линейного метода – отдельно по каждому объекту нематериальных активов. Учреждение само выбирает метод начисления амортизации и закрепляет его в учетной политике. Выбранный метод устанавливают применительно ко всем объектам нематериальных активов, кроме нематериальных активов, входящих в восьмую–десятую амортизационные группы, в отношении которых разрешено применять только линейный метод начисления амортизации. В восьмую амортизационную группу входят объекты нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 20 лет и до 25 лет включительно, в девятую – свыше 25 лет и до 30 лет включительно и в десятую – свыше 30 лет.

Продолжение примера. Исключительное право на логотип Федерального государственного автономного учреждения в налоговом учете ФГАУ признало амортизируемым имуществом, так как исключительное право на логотип удовлетворяет всем условиям, установленным в пункте 1 статьи 256 НК РФ. Но при этом амортизацию по нему начислять нельзя в силу действия подпункта 7 пункта 2 статьи 256 НК РФ, так как оно создано за счет средств, полученных в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ .

Отражаем в бухгалтерском учете начисление суммы налога на прибыль

Начисление налога на прибыль организаций, рассчитанного по результатам налогового периода и подлежащего уплате в бюджет, отражают в Справке (ф 0504833). И на основании Справки составляют запись:

– начислен налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в бюджет

Дебет   2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"

Кредит 2 303 03 000 "Расчеты по налогу на прибыль организаций".

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 4/2012 читайте также:

Что такое сувенирная продукция
Вносим изменения в уставные и локальные акты учреждения
Принимаем решение о приобретении сувенирной продукции
Планируем мероприятия по получению и распространению сувенирной продукции
Разрабатываем дизайн символики учреждения или сувенирной продукции
Регистрируем товарный знак (знак обслуживания)
Принимаем к бухгалтерскому учету символику учреждения в качестве объекта нематериальных активов
Изготавливаем сувенирную продукцию
Храним сувенирную продукцию на складе учреждения
Распространяем сувенирную продукцию
Разбираемся с налогообложением доходов, расходов и операций, связанных с изготовлением, приобретением и распространением сувенирной продукции

Рассчитываем сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет

Определяем сумму налога на доходы физических лиц

Начисляем страховые взносы со стоимости переданных подарков и с вознаграждений по гражданско-правовым договорам

Применяем систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход


Анонс содержания журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 4/2012

Сувенирная продукция в автономном учреждении: приобретение, распространение, учет
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное