Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Автономные учреждения' N3/2011


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Автономные учреждения" № 3/2011

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "Автономные учреждения" № 3/2011;
– Информацию о подписке на наши издания.

Приобретение автомобильного топлива по безналичному расчету

Положения нормативных локальных актов учреждения
Учет горюче-смазочных материалов

Нормы расхода ГСМ

Под нормой расхода топлива или смазочных материалов понимают установленное значение потребления данного вида ГСМ при работе конкретного автомобиля. Это значение отражают в базовой или транспортной норме расхода ГСМ по определенной единице автотранспорта.

Нормы расхода ГСМ утверждает руководитель. Причем нормы устанавливают для каждой марки, модели и модификации автомобилей, которыми владеет учреждение. Нормы должны соответствовать реальным условиям работы автотранспорта. При этом расход топлива на такие хозяйственные нужды, как технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и другое, в состав данных норм не включают, а устанавливают отдельным приказом. Поскольку нормы и поправочные коэффициенты к ним служат основой при организации внутреннего контроля за расходованием ГСМ в учреждении, то их утверждают в разделе учетной политики, посвященном организации и обеспечению внутреннего финансового контроля.

Учитывая специфику своей деятельности и условия эксплуатации автотранспорта, учреждение вправе на основе приказа своего руководителя применять нормы расхода ГСМ:

– установленные Минтрансом России;

– разработанные самим учреждением;

– рассчитанные специализированной организацией.

Нормы Минтранса России

Действующие сегодня нормы расхода ГСМ содержатся в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденных Распоряжением № АМ-23-р (далее – Методические рекомендации № АМ-23-р). Как следует из наименования документа, его нормы не обязательны к применению, а носят рекомендательный характер. И на это неоднократно указывали арбитражные суды (например, постановления ФАС Уральского округа от 8 февраля 2005 г. № Ф09-103/05-АК, ФАС Северо-Западного округа от 2 июля 2009 г. № А66-8895/2008).

В Методических рекомендациях № АМ-23-р с разбивкой по видам автотранспортных средств установлены нормы расхода:

– топлива для автомобилей общего назначения отечественных, стран СНГ и зарубежных;

– смазочных материалов.

Нормы Минтранса России не учитывают расход топлива на технические, гаражные и прочие нужды, не связанные непосредственно с процессом перевозок пассажиров и грузов.

Если учреждение решит применять нормы Минтранса России, в приказе руководителя об установлении норм расхода ГСМ достаточно будет дать ссылку на Методические рекомендации № АМ-23-р, дублировать приведенные в нем нормы не обязательно.

В Методических рекомендациях № АМ-23-р установлены нормы расхода для следующих видов топлива:

 бензин (в литрах);

 дизельное (в литрах);

 сжиженный нефтяной газ (СНГ) (в литрах СНГ);

 сжатый природный газ (СПГ) (в нормальных метрах кубических СПГ).

К автомобилям общего назначения в Методических рекомендациях № АМ-23-р отнесены легковые автомобили, автобусы, бортовые грузовые автомобили, фургоны, медицинские автомобили.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм расхода топлива:

 базовая норма в литрах на 100 км пробега автомобиля в снаряженном состоянии;

 транспортная норма в литрах на 100 км пробега при проведении транспортной работы автобуса;

 транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива. Она учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации по правилам дорожного движения.

Транспортная норма включает в себя базовую норму и зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров и конкретной массы перевозимого груза.

По месту непосредственного использования автотранспорта на основе базовой или транспортной нормы устанавливают эксплуатационную норму. Она представляет собой норму расхода топлива в условиях реальной эксплуатации автотранспорта, принятую учреждением по каждому автомобилю, которым оно владеет.

Эксплуатационные нормы для автотранспорта разных типов (легковые автомобили, грузовики, автобусы и пр.) рассчитывают по формулам, приведенным в Методических рекомендациях № АМ-23-р. Результатом такого расчета является значение нормативного расхода ГСМ по тому или иному автомобилю, определенное исходя из конкретных технических и эксплуатационных характеристик машины.

В целях более точного расчета эксплуатационной нормы используют поправочные коэффициенты (надбавки и скидки) к норме расхода топлива, учитывающие специфику эксплуатации автомобиля (дорожно-транспортные, климатические и другие условия).

В Методических рекомендациях № АМ-23-р приведены минимальные и максимальные значения повышающих поправочных коэффициентов – надбавок к норме расхода топлива. Также в нем предусмотрены сроки действия зимних надбавок по регионам России. Например, в Оренбургской области применять зимнюю надбавку можно 5,5 месяца в году (с 15 октября по 31 марта), в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Краснодарском крае – 3 месяца (с 1 декабря по 1 марта), а Таймырском, Эвенкийском автономных округах, в Республике Саха (Якутия) – 7 (с 15 октября по 15 мая). Конкретные значения коэффициентов устанавливают региональные (местные) органы власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений властей – руководители учреждений в отношении своих транспортных средств. При этом руководители не могут выходить за рамки, определенные Минтрансом России.

Независимо от того, кому дано право устанавливать величину поправочных коэффициентов – местной администрации или самим учреждениям, их размер, а также сроки действия зимних надбавок обязательно должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

Следуя Методическим рекомендациям № АМ-23-р, учреждения могут повышать нормы расхода топлива, то есть использовать надбавку к норме, в случаях, перечисленных в табл. 1.

Таблица 1

Условия, при которых повышают норму расхода автомобильного топлива

Размер поправочного коэффициента (включительно), %

Работа в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны

От 5 до 20

Работа на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности при высоте над уровнем моря:

– от 300 до 800 м (нижнегорье)

До 5

– от 801 до 2 000 м (среднегорье)

До 10

– от 2 001 до 3 000 м (высокогорье)

До 15

– свыше 3 000 м (высокогорье)

До 20

Работа на дорогах общего пользования:

– I, II и III категорий со сложным планом

До 10

– IV и V категорий

До 30

Работа в городах с населением:

– свыше 3 000 000 человек

До 25

– от 1 000 000 до 3 000 000 человек

До 20

– от 250 000 до 1 000 000 человек

До 15

– от 100 000 до 250 000 человек

До 10

– до 100 000 человек в городах и крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров и т.д.)

До 5

Работа, требующая частых технологических остановок (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются)

До 10

Обкатка новых и вышедших из капитального ремонта автомобилей

До 10

При централизованном перегоне автомобилей:

– своим ходом в одиночном состоянии или колонной

До 10

– при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии

До 15

– при перегоне – буксировке в строенном состоянии

До 20

Эксплуатация автомобилей:

– более 5 лет с общим пробегом более 100 000 км

До 5

– более 8 лет с общим пробегом более 150 000 км

До 10

Работа грузовых автомобилей, фургонов и тому подобного без учета массы перевозимого груза, а также работа автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри учреждения

До 10

Работа специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом

До 20

Работа в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях:

– для дорог I, II и III категорий

До 35

– для дорог IV и V категорий

До 30

Простои автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим правилам запрещается выключать двигатель, и в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем

До 10 от базовой нормы за один час простоя

Использование кондиционера или установки "климат-контроль" при движении автомобиля

До 7 от базовой нормы

Использование кондиционера или установки "климат-контроль" на стоянке с работающим двигателем

До 10 от базовой нормы за один час простоя

Работа в зимнее или холодное время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов

До 10 от базовой нормы за один час простоя

Нормы расхода топлива снижаются до 15% при использовании автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м).

Если к автомобилю применяют сразу несколько поправочных коэффициентов, норму расхода устанавливают с учетом их суммы (разности). Например, одновременно могут применяться зимняя надбавка, надбавка за поездки в городе с большой численностью населения и надбавка за обкатку автомобиля.

Минтранс России признает, что перечень надбавок, содержащийся в Методических рекомендациях № АМ-23-р, нельзя считать исчерпывающим. Ведь условия эксплуатации автотехники, изменения техногенного, природного и климатического характера многообразны, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и тому подобного могут заметно отличаться в разных регионах и организациях. Поэтому при необходимости по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств допускается уточнять или вводить отдельные поправочные коэффициенты (надбавки), предварительно согласовав их с Минтрансом России.

Нормы, разработанные самим учреждением

Безусловно, значения норм расхода ГСМ, которые приведены в Методических рекомендациях № АМ-23-р, не "взяты с потолка". Напротив, они технически оправданны и подтверждены испытаниями, а большое число поправочных коэффициентов позволяет скорректировать расход ГСМ до того значения, которое должно быть при соответствующих условиях эксплуатации автомобиля.

Но, как мы уже сказали, вводить в качестве норм расхода ГСМ нормы Минтранса России учреждения не обязаны. По всем или части своих автомобилей учреждение вправе применять эти нормы или разработать свои. Для автомобилей, для которых нет общих официальных норм, разрабатывать собственные нормы, руководствуясь технической документацией, предоставленной изготовителями таких автомобилей, советует и Минфин России (письма от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15).

Более того, поскольку в Методических рекомендациях № АМ-23-р нет норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на некоторых автомобилях, отопителей салонов, Минтранс России рекомендует организациям – владельцам такого автотранспорта определять нормы самостоятельно. Это сделать предлагается исходя из данных технической документации или иной информации, предоставленной заводами-изготовителями.

Помимо разработанных норм расхода ГСМ приказом по учреждению устанавливают величины поправочных коэффициентов к этим нормам, а также период применения зимней надбавки к ним в соответствии с районом эксплуатации автомобилей. Лучше, если он будет совпадать с периодом, который рекомендован для того же района в Методических рекомендациях № АМ-23-р. Также отдельно надо установить нормы расхода ГСМ при ремонте, техосмотрах и в других случаях, не связанных с использованием автотранспорта для поездок (перевозок).

Разрабатывая собственные нормы и поправочные коэффициенты к ним, можно исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, определенных заводом-изготовителем, контрольных замеров ГСМ. Также могут учитываться простои в пробках, сезонные колебания потребления топлива и другие параметры. И, конечно, при разработке своих норм и порядка их применения надо в любом случае внимательно изучить советы, которые даны в Методических рекомендациях № АМ-23-р по автомобилям соответствующего типа.

Нормы, разработанные специализированными организациями

Учреждение может использовать новые модели, марки и модификации автомобилей, для которых Минтранс России еще не установил нормы расхода ГСМ. В этих случаях специализированная научная организация – Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) по индивидуальным заявкам разрабатывает нормы для этих автомобилей. Такая рекомендация содержится в Методических рекомендациях № АМ-23-р, а также в письмах Минфина России (например, письма от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223 и от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640).

Продолжение примера 2. В городе N-ске, где расположено Федеральное автономное учреждение, проживает 750 000 человек. Учреждение располагает парком автомобилей, в числе которых микроавтобус "Газель" ГАЗ-3302-288 с двигателем марки УМЗ-4216 мощностью 106,7 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач и легковой автомобиль Skoda Fabia 1.4 с рабочим объемом двигателя 1,397 л, мощностью двигателя 68 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач.

ГАЗ-3302-288 потребляет бензин АИ-92, а Skoda Fabia – АИ-95.

В таблице, представленной в пункте 7.1 "Легковые автомобили отечественные и стран СНГ" Методических рекомендаций № АМ-23-р, нет показателя базовой нормы расхода для ГАЗ-3302-288. А для Skoda Fabia в таблице 7.2 "Легковые автомобили зарубежные" указана базовая норма расхода: она составляет 7,7 л/100 км.

В разделе "Порядок организации, обеспечения и осуществления внутреннего финансового контроля" учетной политики Федерального автономного учреждения установлены следующие размеры базовых норм расхода топлив:

– для ГАЗ-3302-288 – 14,5 л/100 км;

– для Skoda Fabia 1.4 – 7,7 л/100 км.

Учетной политикой Учреждения утверждены поправочные коэффициенты. При расчете суммарных поправочных коэффициентов в отношении названных автомобилей были учтены следующие:

– для ГАЗ-3302-288:

– 10% в связи с тем, что маршруты микроавтобуса, как правило, пролегают на дорогах общего пользования II и III категорий со сложным планом;

– 10% в связи с тем, что автомобиль используется более 8 лет, а его общий пробег более 150 000 км;

– для Skoda Fabia 1.4:

–10% в связи с тем, что автомобиль используется более 8 лет, а его общий пробег более 150 000 км;

– 7% в связи с тем, что на автомобиле установлен кондиционер, который используется при движении.

Кроме того, в связи с тем что население города N-ска составляет 750 000 человек, базовые нормы расхода топлив обоих автомобилей увеличиваются на 15%, а в зимнее время – еще на 10% (согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям № АМ-23-р).

Итого суммарные значения поправочных коэффициентов равны:

– для ГАЗ-3302-288:

– в городе в летний период – 25% (10% + 15%) и в зимний период – 35% (25% + 10%);

– за городом в летний период – 20% (10% + 10%) и в зимний период – 30% (20% + 10%);

– для Skoda Fabia 1.4 – 32% (10% + 7% + 15%) – в летний период, а в зимний период – 42% (32% + 10%).

Согласно требованиям учетной политики норма расхода бензина в отношении автомобиля, вышедшего из капитального ремонта, увеличивается на 10%. Повышение нормы, связанное с обкаткой автомобиля после капитального ремонта, действует до тех пор, пока пробег такого автомобиля после капитального ремонта не достигнет 1 000 км.

Капитальный ремонт микроавтобуса ГАЗ-3302-288 закончился в мае 2011 г. Начиная с 1 июня 2011 г. суммарный поправочный коэффициент надбавки к норме расхода ГСМ микроавтобуса ГАЗ-3302-288 увеличили еще на 10%: с июня 2011 г. до тех пор, пока отремонтированный микроавтобус не проедет 1 000 км, будут применять суммарные поправочные коэффициенты 35% (25% + 10%) – в городе и 30% (20% + 10%) – за городом. Величины суммарных коэффициентов в зимний период скорее всего останутся прежними, поскольку микроавтобус к наступлению зимнего сезона пройдет расстояние больше 1 000 км.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 3/2011 читайте также:

Положения нормативных локальных актов учреждения

Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Организация учета талонов на ГСМ

Расчет с подотчетными лицами по выданным топливным талонам

Порядок оформления, выдачи и возврата путевых листов

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Планирование расходов на ГСМ
Выбор поставщика ГСМ
Разработка текста договора
Заключение договора
Авансирование поставки ГСМ
Получение талонов на ГСМ

Содержание журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 3/2011

Грани развития: размышления у картины
Чаепитие
Тема номера: ГСМ
Приобретение автомобильного топлива по безналичному расчету

Положения нормативных локальных актов организации

Планирование расходов на ГСМ

Выбор поставщика ГСМ

Разработка текста договора

Заключение договора

Авансирование поставки ГСМ

Получение талонов на ГСМ

Выдача талонов на ГСМ под отчет

Подготовка к поездке и получению ГСМ

Получение ГСМ на АЗС поставщика

Оформление путевого листа после окончания поездки

Расчет с подотчетным лицом по талонам на ГСМ

Оприходование ГСМ

Расчеты с поставщиком по выданным авансам

Списание ГСМ

Учет перерасхода ГСМ

Сверка расчетов с поставщиком ГСМ

Оплата полученных ГСМ

Обложение налогом на прибыль операций, связанных с приобретением ГСМ

Обзор документов
Новое в законодательстве

Автономные учреждения

Бухгалтерский учет

Документооборот

Здравоохранение

Лицензирование

Налогообложение

Научно-техническая политика

Образование

Оплата труда

Ответственность

Отчетность

Пенсионное обеспечение

Пособия

Проверки

Страховые взносы

Субсидии

Трудовое законодательство

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "ГСМ"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное