Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Автономные учреждения' N3/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Автономные учреждения" № 3/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "Автономные учреждения" № 3/2009;
– Информацию о подписке на наши издания.

Инвентаризация имущества и обязательств

Налоговые последствия результатов инвентаризации
Отражение результатов инвентаризации при расчете налога на прибыль

Автономные учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, для расчета налога на прибыль по результатам инвентаризации, могут использовать данные бухгалтерского учета. Основной принцип здесь таков:

– во-первых, все суммы выявленных доходов, которые отражены в бухгалтерском учете по кредиту счета 91-1 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие доходы" увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль;

– во-вторых, среди полученных расходов, которые отражены в бухгалтерском учете по дебету счета 91-2 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы", только те из них уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, экономическое содержание и порядок оформления которых соответствуют требованиям налогового законодательства.

В связи с этим, возможно, в бухгалтерском учете организации есть смысл кроме счета 91-2 использовать два его субсчета:

– 91-2-1 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы. Расходы, учитываемые для целей налогообложения";

– 91-2-2 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы. Расходы, не учитываемые для целей налогообложения".

Что касается организаций, не осуществляющих коммерческую деятельность, то здесь всё несколько иначе. С одной стороны, счет 91 "Прочие доходы и расходы" в данном случае вообще не используется. С другой стороны, налоговое законодательство, определяющее порядок налогообложения результатов инвентаризации, не содержит никаких оговорок, касающихся автономных учреждений.

Поэтому получается, что для автономных учреждений порядок налогообложения результатов инвентаризации тот же, что и для коммерческих организаций. При этом результаты инвентаризации не окажут влияния на Форму № 2 "Отчет о прибылях и убытках", однако внесут определенный вклад в Декларацию по налогу на прибыль.

В связи с вышесказанным, для автономных учреждений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, имеет смысл по результатам инвентаризации формировать отдельную бухгалтерскую справку. В такой справке следует систематизировать и подытожить все выявленные для целей налогообложения доходы и расходы.

Особо следует рассмотреть случай, когда организация применяет специальный налоговый режим. Например, упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В этом случае, на основании статьи 346.15 НК РФ, налогоплательщик обязан учитывать полученные им внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ в составе налогооблагаемого дохода. Что же касается вроде бы ожидаемой возможности аналогичным образом учитывать и внереализационные расходы, то этого законодательством не предусмотрено. Поэтому в Книге учета доходов и расходов, следует отражать только те результаты инвентаризации, которые соответствуют доходам.

Это, хотя и невыгодно организации, однако значительно упрощает задачу налогового учета результатов инвентаризации. Поскольку основные проблемы в налоговом учете связаны именно с расходами, а не с доходами. В связи с чем, в дальнейшем будет рассматриваться применение налогоплательщиком только общей системы налогообложения.

Таким образом, налоговое законодательство не дифференцирует порядок налогового учета результатов инвентаризации ни в зависимости от вида организации (коммерческая или некоммерческая), ни в зависимости от того, осуществляется или не осуществляется предпринимательская деятельность автономным учреждением. Руководствуясь этим выводом, рассмотрим порядок налогообложения результатов инвентаризации.

Налогообложение результатов инвентаризации имущества

В соответствии с пунктом 20 статьи 250 НК РФ, стоимость выявленных в результате инвентаризации материальных ценностей (например: основных средств, товаров, материалов) должна быть включена в состав внереализационных доходов. При этом понимается стоимость, определяемая по правилам бухгалтерского учета, то есть рыночная. А при формировании декларации по налогу на прибыль эта же сумма должна быть отражена в составе итоговой суммы, указанной по строке 20 Листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций".

Следует, однако, иметь в виду, что стоимость выявленного в ходе инвентаризации имущества для целей исчисления налога на прибыль не соответствует стоимости в бухгалтерском учете. Получается, что при принятии к учету такого имущества в декларации по налогу на прибыль используется стоимость по данным бухгалтерского учета. При списании этого же имущества (например: списание в производство, реализация, амортизация) в налоговом учете используется его стоимость для целей налогообложения, которая, как и следует ожидать, гораздо ниже стоимости, определяемой в бухгалтерском учете.

В результате возникают проблемы, связанные, в частности, с необходимостью применения Положения по бухгалтерскому учету № 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденного приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н (далее – ПБУ 18/02).

Подробно об этом мы расскажем в разделе "Налоговый учет имущества, выявленного в ходе инвентаризации".

Рассмотрим теперь налоговый учет выявленных в ходе инвентаризации потерь материальных ценностей.

Общая позиция законодателя для данного случая, подтвержденная, кстати, в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 мая 2008 г. № 5854/08, такова:

– на расходы могут быть отнесены лишь те суммы недостач, которые возникли по объективным (не зависящим от налогоплательщика и документально подтвержденным) причинам;

– обстоятельства, связанные с ненадлежащей организацией хозяйственной деятельности (и др. субъективные причины) и также вина конкретных материально – ответственных лиц, не могут являться основанием для учета возникших недостач или убытков в качестве расходов.

Объективные причины потерь материальных ценностей могут быть обусловлены следующими обстоятельствами:

– стихийные бедствия, пожары, аварии и др. чрезвычайные обстоятельства, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (подпункт 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ);

– недостачи в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (подпункт 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ);

– потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке (подпункт 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ).

Естественно, что все указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально. В частности, если был пожар, то должна быть справка из органов пожарной службы.

Если же виновные лица не установлены, то должна быть копия соответствующего постановления из милиции. На последнем условии следует остановиться особо, поскольку в данном случае факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Например, велось предварительное следствие, которое было приостановлено по причине невозможности установления лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (подпункт 1 пункта 1 статьи 208 УПК РФ). В этом случае потерпевший вправе получить на руки копию соответствующего постановления (подпункт 13 пункта 2 статьи 42 УПК РФ). При этом, как указано в письме Минфина РФ от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/412, соответствующие убытки учитываются в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела.

Что касается порядка определения предельных норм естественной убыли, то, в статье 254 НК РФ речь идет о документах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Но есть Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ, в котором установлено, что до утверждения норм естественной убыли Правительством РФ следует применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Однако вернемся к нашему примеру с пропавшими картриджами для принтера. Никакие нормы естественной убыли здесь, конечно же, не могли быть использованы. Что, кстати, весьма характерно для автономных учреждений. И в милицию никто не обращался. Поэтому и выявленный расход не может быть учтен при формировании декларации по налогу на прибыль. При этом стоимость выявленных по итогам инвентаризации излишков увеличивает налогооблагаемую прибыль.

Теперь рассмотрим промежуточную ситуацию, когда инвентаризуемое имущество связано как с коммерческой, так и некоммерческой деятельностью организации. Например, тот же картридж. Он необходим в делопроизводстве при осуществлении любой деятельности.

В данной ситуации учет результатов инвентаризации, обеспечивающий корректный финансовый результат автономного учреждения, возможен лишь в том случае, если бухгалтерский учет по такому имуществу будет разделен. Этого можно добиться ведением учеты с применением разделения на уровне субсчетов. Одновременно с раздельным учетом эффективно использовать раздельные места хранения такого имущества, например, разные шкафы.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что отсутствие такого разделения может повлиять лишь на точность расчета финансового результата, но не скажется на расчете величины налога на прибыль. Это действительно так, но только отчасти. А именно, только в тех случаях, когда в результате инвентаризации выявляется только недостача, то есть убытки.

Однако при выявлении неучтенного ранее имущества вышеуказанное разделение тоже может играть весьма существенную роль, поскольку такое имущество рано или поздно придется списывать. А для его списания необходимо учитывать источник финансирования.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 3/2009 читайте также:

Понятие инвентаризации и ее назначение
Принятие решения о проведении инвентаризации

Нормативная база о проведении инвентаризации

Учетная политика организации об инвентаризации

Цели инвентаризации

Случаи проведения инвентаризации

В каких случаях проводить инвентаризацию обязательно

Инвентаризация, проводимая налоговыми органами в ходе налоговой проверки

Иные случаи проведения инвентаризаций

Объекты инвентаризации

Кто проводит инвентаризацию

Постоянно действующая комиссия

Рабочая комиссия

Приказ о создании инвентаризационной комиссии

Привлечение сторонней организации

Порядок проведения инвентаризации

Формирование графика проведения инвентаризаций

Оформление приказа о проведении инвентаризации

Заполнение журнала учета контроля за выполнением приказов

Подготовительные мероприятия

Составление плана проведения инвентаризации

Сбор расписок и инструктаж членов инвентаризационных комиссий

Подготовка и обработка учетных документов для инвентаризационной комиссии

Подготовительные мероприятия

Формирование инвентаризационных актов и описей

В каких случаях бухгалтерия составляет отдельные инвентаризационные описи

Имущество арендовано, передано в аренду или находится на ответственном хранении

Материальные запасы, находящиеся в пути

Тара

Ценности, хранящиеся на складе сторонней организации

Незавершенное капитальное строительство

Однотипные объекты одинаковой стоимости

Подготовка документов при инвентаризации НИОКР

Передача документов председателю инвентаризационной комиссии

Проведение инвентаризации

Условия

Правила проведения

Общие правила

Инвентаризация на складе

Методы и способы проведения инвентаризации

Метод перманентной инвентаризации

Книжный метод

Способы проверки фактического наличия

Порядок работы комиссии

Заполнение инвентаризационной описи

Общие правила

Исправление ошибок в инвентаризационных описях

Особенности проведения инвентаризации отдельных объектов

Имущество в эксплуатации

Основные средства

Нематериальные активы

Изделия и материалы, содержащие драгоценные металлы и камни

Материальные ценности, выданные сотрудникам в индивидуальное пользование

Финансовые вложения

Расчеты

НИОКР

Незавершенное строительство

Объекты, находящиеся вне места нахождения организации

Тара

Горюче-смазочные материалы

В каких случаях комиссия оформляет отдельные описи

Обнаружены неисправные товарно-материальные ценности

Товарно-материальные ценности поступают во время проведения инвентаризации

Товарно-материальные ценности выбывают во время проведения инвентаризации

Материальные запасы подлежат обработке или переработке

Оформление результатов инвентаризации

Перечень унифицированных форм

Отражение результатов инвентаризации кассы

Отражение результатов инвентаризации счетов учета денежных средств

Пример отражения в описи недостачи основного средства

Подведение итогов инвентаризации

Передача описей в бухгалтерию и последующая их обработка

Составление и утверждение акта о результатах инвентаризации

Принятие решения по итогам проведенной инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности

Оприходование излишков

Списание недостач

Установление виновного лица

Порядок досудебного урегулирования возмещения недостач

Возмещение ущерба путем возврата имущества

Списание недостач, когда виновное лицо не установлено

Долги, нереальные для взыскания

Просроченная кредиторская задолженность

Оформление пересортицы

Отражение в отчетности

Налоговые последствия результатов инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации при расчете налога на прибыль

Налогообложение результатов инвентаризации долгов, нереальных для взыскания

Налогообложение результатов инвентаризации просроченной кредиторской задолженности

Проблемы налогообложения, связанные с налоговым учетом по результатам инвентаризации

Учет НДС, когда имущество выбывает в связи с хищением

Налоговый учет имущества, выявленного в ходе инвентаризации


Содержание журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 3/2009

Грани развития: размышления у картины
Дичок
Тема номера: инвентаризация активов и обязательств
Понятие инвентаризации и ее назначение
Принятие решения о проведении инвентаризации

Нормативная база о проведении инвентаризации

Учетная политика организации об инвентаризации

Цели инвентаризации

Случаи проведения инвентаризации

Объекты инвентаризации

Кто проводит инвентаризацию

Порядок проведения инвентаризации

Формирование графика проведения инвентаризаций

Оформление приказа о проведении инвентаризации

Заполнение журнала учета контроля за выполнением приказов

Подготовительные мероприятия

Составление плана проведения инвентаризации

Сбор расписок и инструктаж членов инвентаризационных комиссий

Подготовка и обработка учетных документов для инвентаризационной комиссии

В каких случаях бухгалтерия составляет отдельные инвентаризационные описи

Подготовка документов при инвентаризации НИОКР

Передача документов председателю инвентаризационной комиссии

Проведение инвентаризации

Условия

Правила проведения

Методы и способы проведения инвентаризации

Порядок работы комиссии

Заполнение инвентаризационной описи

Особенности проведения инвентаризации отдельных объектов

В каких случаях комиссия оформляет отдельные описи

Оформление результатов инвентаризации

Перечень унифицированных форм

Отражение результатов инвентаризации кассы

Отражение результатов инвентаризации счетов учета денежных средств

Пример отражения в описи недостачи основного средства

Подведение итогов инвентаризации

Передача описей в бухгалтерию и последующая их обработка

Составление и утверждение акта о результатах инвентаризации

Принятие решения по итогам проведенной инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности

Оприходование излишков

Списание недостач

Долги, нереальные для взыскания

Просроченная кредиторская задолженность

Оформление пересортицы

Отражение в отчетности

Налоговые последствия результатов инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации при расчете налога на прибыль

Проблемы налогообложения, связанные с налоговым учетом по результатам инвентаризации

Обзор документов
Новое в законодательстве

Автономные учреждения

Имущество

Компенсации

Налогообложение

Ответственность

Отчетность

Пенсионное обеспечение

Проверки

Расчеты с бюджетом

Социальная поддержка

Социальное страхование

Стипендии

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Инвентаризационный"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2007-2008 гг. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (2 журнала и 2 сборника документов на CD) составляет 1 904 руб., а за 2007-2008 гг. (2 журнала за 2007 г., 4 журнала за 2008 г. и 4 сборника документов на CD за 2008 г.) – 4 320 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное