Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Автономные учреждения' N3/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" выпускает рассылку
"Новое в законодательстве для некоммерческих организаций"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Автономные учреждения" № 3/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "Автономные учреждения" № 3/2009;
– Информацию о подписке на наши издания.

Инвентаризация имущества и обязательств

Принятие решения о проведении инвентаризации
Случаи проведения инвентаризации

В каких случаях проводить инвентаризацию обязательно

В пункте 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете, а также пункте 1.5 Методических указаний по инвентаризации установлено, что инвентаризация проводится обязательно:

– при передаче имущества организации в аренду, его выкупе или продаже (а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия согласно установленному в законодательстве);

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. А в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Порядок проведения инвентаризации указанного имущества устанавливает своим распорядительным документом руководитель учреждения;

– смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

– при хищении или злоупотреблении, а также порче ценностей;

– стихийных бедствиях, пожарах, авариях и или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;

– при реорганизации или ликвидации организации;

– в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Такой случай обусловлен, например, Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731 "Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности". Этот нормативный документ устанавливает особую периодичность инвентаризации указанных ценностей.

Приведенный перечень ситуаций, когда проведение инвентаризации обязательно, несколько отличается изложенного в статье 12 Закона о бухгалтерском учете. В федеральном законе инвентаризацию следует проводить при "выявлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей". Буквально это означает, что соответствующие факты сначала должны быть выявлены. Но ведь обнаружить их можно только в ходе инвентаризации! Поэтому Минфин предлагает проводить инвентаризацию уже при одном только подозрении на возможные хищения или злоупотребления. То есть, чтобы либо установить наличие таких фактов, либо убедиться в их отсутствии.

Особые сроки проведения инвентаризации могут диктоваться и налоговым законодательством. Например, в статье 266 главы 25 Налогового Кодекса РФ, именуемой "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" определено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

То есть если соответствующий налоговый вычет отражен в Декларации по налогу на прибыль, то организация обязана располагать и полным комплектом документов, касающихся проведенной на конец налогового периода инвентаризации дебиторской задолженности. Отсутствие таких документов или неправильное их оформление, выявленные в ходе налоговой проверки, приведут к тому, что соответствующая сумма вычета может быть квалифицирована как недоимка.

Инвентаризация, проводимая налоговыми органами в ходе налоговой проверки

Причиной решения налоговой проверки может быть ожидаемое (прогнозируемое, очевидное) несоответствие между документами, представленными организацией, и реальным состоянием её имущества.

При этом налоговый орган обязан действовать в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденном совместными приказами Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н и № ГБ-3-04/39 соответственно.

Содержательная часть указанного документа соответствует Методическим указаниям и Постановлению Госкомстата № 88. Причем всё, что касается порядка инвентаризации, полностью. Также практически полностью совпадают наименования типовых форм и их нумерация за исключением, разницы в обозначении форм (не заглавными буквами "ИНВ", а строчными "инв").

Приведем полный перечень типовых форм, которые должны использовать налоговые органы в ходе инвентаризации и оформлении ее результатов.

Наименование формы

№ формы

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке

 

Журнал регистрации распоряжений о проведении инвентаризации

 

Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией

 

Инвентаризационная опись основных средств

инв-1

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

инв-3

Акт инвентаризации товаров отгруженных

инв-4

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение

инв-5

Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути

инв-6

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств

инв-10

Акт инвентаризации расходов будущих периодов

инв-11

Акт инвентаризации наличных денежных средств

инв-15

Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности

инв-16

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

инв-17

Справка к Акту № __ инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Приложение к инв-17

Но что существенно отличает инвентаризацию, проводимую налоговыми органами, от плановой инвентаризации в самой организации, так это инициатор. В первом случае инвентаризация делается по приказу руководителя налогового органа, осуществляющего проверку налогоплательщика, а во втором, – по приказу руководителя организации.

Соответствующие отличия отражены и в "шапках" всех указанных типовых форм.

Иные случаи проведения инвентаризаций

Согласно пункту 2.1 Методических указаний по инвентаризации количество дополнительных инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств, определяет руководитель организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, а инвентаризация относится к элементам метода бухгалтерского учета, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете возложена на руководителя организации. Планируемые им инвентаризации должны быть зафиксированы в плане контрольно-ревизионной работы.

Руководитель может запланировать инвентаризации кассы, склада и других мест хранения материальных ценностей, а также пересчет имущества, числящегося за тем или иным материально ответственным лицом. Все случаи их проведения должны быть отражены в Порядке о проведении инвентаризации.

Объекты инвентаризации

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств подлежат инвентаризации.

В состав инвентаризируемого имущества включают:

– основные средства;

– нематериальные активы;

– финансовые вложения;

– производственные запасы;

– готовую продукцию;

– товары;

– прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

При инвентаризации финансовых обязательств проверяют:

– кредиторскую задолженность;

– займы и резервы;

– кредиты банков.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другое имущество, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризации подлежат также обязательства и имущество, учитываемые на забалансовых счетах:

– арендованные основные средства;

– материальные ценности, принятые на ответственное хранение;

– бланки строгой отчетности;

– списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов;

– материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению;

– переходящие спортивные призы, кубки и ценные подарки, сувениры;

– спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками;

– экспериментальные устройства.

Другими словами, все указанные в Бухгалтерском балансе (ф. 1) суммы, включая суммы на забалансовых счетах, должны подтверждаться соответствующими инвентаризационными документами.

Инвентаризация имущества производится по местонахождению этого имущества при обязательном участии лица, несущего за него материальную ответственность.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Автономные учреждения" № 3/2009 читайте также:

Понятие инвентаризации и её назначение
Принятие решения о проведении инвентаризации

Нормативная база о проведении инвентаризации

Цели инвентаризации

Инвентаризация и аудит

Кто проводит инвентаризацию

Постоянно действующая комиссия

Рабочая комиссия

Приказ о создании инвентаризационной комиссии

Привлечение сторонней организации

Порядок проведения инвентаризации

Формирование графика проведения инвентаризаций

Оформление приказа о проведении инвентаризации

Заполнение журнала учета контроля за выполнением приказов

Инвентаризация и учетная политика организации

Составление плана проведения инвентаризации

Сбор расписок и инструктаж членов инвентаризационных комиссий

Подготовка и обработка учетных документов для инвентаризационной комиссии

Подготовительные мероприятия

Формирование инвентаризационных актов и описей

В каких случаях бухгалтерия составляет отдельные инвентаризационные описи

Имущество арендовано, передано в аренду или находится на ответственном хранении

Материальные запасы, находящиеся в пути

Тара

Ценности, хранящиеся на складе сторонней организации

Незавершенное капитальное строительство

Однотипные объекты одинаковой стоимости

Подготовка документов при инвентаризации НИОКР

Передача документов председателю инвентаризационной комиссии

Проведение инвентаризации

Условия

Правила проведения

Общие правила

Инвентаризация на складе

Методы и способы проведения инвентаризации

Метод перманентной инвентаризации

Книжный метод

Способы проверки фактического наличия

Порядок работы комиссии

Заполнение инвентаризационной описи

Общие правила

Исправление ошибок в инвентаризационных описях

Особенности проведения инвентаризации отдельных объектов

Имущество в эксплуатации

Основные средства

Нематериальные активы

Изделия и материалы, содержащие драгоценные металлы и камни

Материальные ценности, выданные сотрудникам в индивидуальное пользование

Финансовые вложения

Расчеты

НИОКР

Незавершенное строительство

Объекты, находящиеся вне места нахождения организации

Тара

Горюче-смазочные материалы

В каких случаях комиссия оформляет отдельные описи

Обнаружены неисправные товарно-материальные ценности

Товарно-материальные ценности поступают во время проведения инвентаризации

Товарно-материальные ценности выбывают во время проведения инвентаризации

Материальные запасы подлежат обработке или переработке

Оформление результатов инвентаризации

Перечень унифицированных форм

Отражение результатов инвентаризации кассы

Отражение результатов инвентаризации счетов учета денежных средств

Пример отражения в описи недостачи основного средства

Подведение итогов инвентаризации

Передача описей в бухгалтерию и последующая их обработка

Составление и утверждение акта о результатах инвентаризации

Принятие решения по итогам проведенной инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности

Оприходование излишков

Списание недостач

Установление виновного лица

Порядок досудебного урегулирования возмещения недостач

Возмещение ущерба путем возврата имущества

Списание недостач, когда виновное лицо не установлено

Долги, нереальные для взыскания

Просроченная кредиторская задолженность

Оформление пересортицы

Отражение в отчетности

Налоговые последствия результатов инвентаризации

Отражение результатов инвентаризации при расчете налога на прибыль

Налогообложение результатов инвентаризации имущества

Налогообложение результатов инвентаризации долгов, нереальных для взыскания

Налогообложение результатов инвентаризации просроченной кредиторской задолженности

Проблемы налогообложения, связанные с налоговым учетом по результатам инвентаризации

Учет НДС, когда имущество выбывает в связи с хищением

Налоговый учет имущества, выявленного в ходе инвентаризации


Анонс содержания журнала
"БиНО: Автономные учреждения" № 3/2009

Понятие инвентаризации активов и обязательств некоммерческих организаций и её назначение
Принятие решения о проведении инвентаризации
Подготовительные мероприятия
Оформление результатов инвентаризации
Подведение итогов инвентаризации
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и отчетности
Налоговые последствия результатов инвентаризации
Новое в законодательстве

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2007-2008 гг. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (2 журнала и 2 сборника документов на CD) составляет 1 904 руб., а за 2007-2008 гг. (2 журнала за 2007 г., 4 журнала за 2008 г. и 4 сборника документов на CD за 2008 г.) – 4 320 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное