Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 1


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 04 - 1 - 2024

(часть - 1)

 

 

 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Президент утвердил поручения по реализации Послания Фед/Собранию

Президент подписал закон об увеличении порога ущерба для эконом/преступлени

В.В. Путин принял участие в работе ежегодного съезда РСП

Глава ФНС Д.В. Егоров выступил на съезде РСПП

Премьер-министр М.В. Мишустин отчитался в ГД о работе Правительства за 2023

Глава ЦБ РФ отчиталась в ГосДуме об итогах бюджетной политики за 2023 г.

Совет Федеранции назначил И.Л. Подносову Председателем ВС РФ

Президент РФ подписал ряд налоговых и др. важных для бизнеса законов:

… о предоставлении доп/труд/гарантий вдовам ветеранов боевых действий

… о прекращении обязательств по кредитным процентам в льг/период в отношении участников СВО

… об упрощении подтверждения ставки НДС 0%

… об освобождении от уплаты госпошлины отдельных категорий граждан

… о внесении изменений в порядок оплаты сверхурочной работы (ст.152 ТК РФ)

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой законопроектов в мае 2024

В ГосДуму внесены законопроекты…

… об установлении налога на роскошь

… об учете расходов по налогу на прибыль при оказании гуманитар/помощи

… об особенностях налогообложения на присоединенных территориях

… о внесении изменений в Соглашение между РФ и Юж/Осетией о режиме торговли

… о ратификации Соглашения о свободной торговле между странами СНГ

… об уточнении порядка применения инвест/налог/вычета

… о страх/взносах при выплатах членам совета МКД

… об особенностях налогообложения управл/компаний в ТОР

… об установлении минимальных гос/гарантий вознаграждения за труд

… о ратификации Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном

… о внесении изменений в закон о приватизации гос/имущества

… о праве субъектов РФ прав о переносе выходных дней

ГосДума приняла в 1м чтении законопроект об освобождении грантов от налога на прибыль

 


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Президент утвердил поручения по реализации Послания Фед/Собранию

Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося 29 февраля.

В указанном перечне содержатся следующие поручения по реализации Послания Федеральному Собранию в области налогов и финансов:

  1. Правительству РФ при участии исполнительных органов субъектов РФ принять меры, обеспечивающие:

а) вхождение к 2030 году РФ в четверку крупнейших экономик мира по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности;

б) увеличение к 2030 году доли оплаты труда в объеме ВВП по сравнению с 2023 годом;

в) снижение к 2030 году уровня бедности населения ниже 7 %, в том числе уровня бедности многодетных семей – до 12 % и ниже;

г) увеличение к 2030 году объема производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25 % и экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом;

д) увеличение к 2030 году уровня валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности в реальном выражении не менее чем на 40 % по сравнению с 2022 годом;

е) снижение к 2030 году доли импорта товаров и услуг в ВВП до 17%;

ж) рост к 2030 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с 2023 годом;

з) поэтапное снижение количества субъектов РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности;

и) увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в РФ в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом;

к) увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2% ВВП, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза;

л) темп роста дохода в расчете на одного работника, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, выше темпа роста ВВП;

м) завершение до конца 2030 года капитального ремонта дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, признанных нуждающимися в проведении такого ремонта по состоянию на 1 января 2025 г.;

н) увеличение к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50 % по сравнению с 2023 годом.

  1. Правительству РФ совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации:

а) при подготовке проектов федерального бюджета исходить из необходимости приоритетного финансирования национальных проектов технологического суверенитета;

б) определить параметры налоговой амнистии для налогоплательщиков, которые применяли специальные налоговые режимы и при фактическом росте бизнеса использовали его дробление для сохранения права на применение таких режимов в целях уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, предусмотрев исключение возможности доначисления налогов, начисления пеней и штрафов, а также привлечения таких налогоплательщиков к уголовной ответственности.

  1. Правительству РФ:

а) обеспечить внесение в законодательство РФ о налогах и сборах изменений, предусматривающих:

  • увеличение начиная с 2025 года размера стандартного налогового вычета на второго ребенка – до 2800 рублей, на третьего и каждого последующего ребенка – до 6000 рублей, суммы предельного дохода налогоплательщика в целях применения указанного стандартного налогового вычета – до 450 тыс. рублей в год;
  • установление начиная с 2025 года налогового вычета по налогу на доходы физических лиц для налогоплательщиков, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы испытания (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • внедрение начиная с 1 января 2025 г. механизма поэтапного перехода налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, на общий режим налогообложения;
  • возможность применения при исчислении налога на прибыль организаций повышающего коэффициента 2 в отношении фактических расходов предприятий обрабатывающей промышленности, понесенных в связи с приобретением оборудования, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством РФ, и расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ;
  • предоставление гражданам налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме вложений в долгосрочные финансовые инструменты, но не более 400 тыс. рублей в год;

б) обеспечить предоставление налогового вычета, предусмотренного абзацем вторым подпункта «а» настоящего пункта, в беззаявительном порядке.

  1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания РФ совместно с Правительством РФ обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, направленных на определение основных параметров модернизации налоговой системы РФ, исходя из необходимости:

а) справедливого распределения налоговой нагрузки с учетом размеров доходов налогоплательщиков;

б) недопущения уклонения от уплаты налогов или занижения налоговых платежей;

в) фиксации до 2030 года основных параметров налоговой системы РФ в целях обеспечения стабильных и предсказуемых условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

  1. Правительству РФ совместно с Банком России:

а) обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих:

  • возможность привлечения кредитными организациями денежных средств на срок не менее трех лет во вклады, которые удостоверяются сберегательными сертификатами и условия которых не предусматривают право владельца соответствующего сертификата на получение вклада по требованию, определив случаи возможного возврата вклада по требованию вкладчика до истечения срока, указанного в договоре банковского вклада, и обеспечив страхование таких вкладов в системе обязательного страхования вкладов в банках на сумму не более 2800 тыс. рублей.
  • предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства права не чаще одного раза в пять лет обращаться к кредитору – финансовой организации с требованием об установлении льготного периода, на который приостанавливается исполнение обязательств заемщика по договору кредита (займа) на срок до шести месяцев без ухудшения кредитной истории (кредитные каникулы).

б) принять меры, обеспечивающие достижение к 2030 году показателем капитализации российского фондового рынка уровня, равного 66 % ВВП.

Президент подписал закон об увеличении порога ущерба для эконом/преступлений

06 апреля  Президент РФ подписал Федеральный закон № 79-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и УПК РФ» (законопроект № 327269-8), которым увеличены пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности)

Напомним, что применительно к уклонению от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате (ст. 199 УК РФ) законопроектом предлагается установить в качестве крупного размера ущерба 35 млн. руб. (в настоящее время 15 млн. руб.), а в качестве особо крупного – 100 млн. руб. (сейчас 45 млн. руб.). Аналогичным образом предлагается пересмотреть размер ущерба и для случаев неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).

Для случаев уклонения страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3 и 199.4 УК РФ) предлагается предусмотреть, что для физических лиц крупным и особо крупным размером ущерба является 4 млн. руб. и 20,5 млн. руб. соответственно, для организаций – 13,5 млн. руб. и 67,8 млн. руб.

Как указывают авторы законопроекта, необходимость уточнения размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности как совершенное в крупном или особо крупном размере, продиктована, прежде всего, ростом инфляции за последние годы.

В.В. Путин принял участие в работе ежегодного съезда РСПП

25 апреля состоялось пленарное заседание Съезда РСПП, в котором принял участие Президент РФ Владимир Путин.

В ходе выступления на Съезде РСПП Владимиром Путиным, а также участниками Съезда РСПП было озвучено следующее:

  • важным шагом для улучшения инвестиционного климата должна стать донастройка налоговой системы. Сейчас Правительство вместе с деловыми, общественными объединениями, субъектами Федерации и парламентом работают над этим важнейшим вопросом, обсуждают параметры изменений и готовят соответствующие предложения;
  • обновлённые налоговые условия нужно зафиксировать на длительный срок. Модернизация фискальной системы должна обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки, при этом стимулировать бизнес, который развивается, инвестирует, в том числе в инфраструктуру, в социальные, кадровые проекты. Надо обеспечить стабильные и предсказуемые условия для надёжной, уверенной работы бизнеса;
  •  РСПП вместе с другими деловыми объединениями многое делает для дебюрократизации бизнес-среды, помогает упрощать или переводить в электронную форму административные процедуры и согласования, помогает Правительству улучшить законодательство и контрольно-надзорную деятельность;
  • в последние три года исходя из запросов и рекомендаций бизнеса внедряется региональный инвестиционный стандарт. Его задача – обеспечить единые принципы и механизмы привлечения инвесторов во всех субъектах РФ, причём на основе лучших практик, которые зарекомендовали себя в реальной работе;
  • предложение – провести пилотную дифференциацию упрощённой системы налогообложения по видам деятельности, увеличить количество людей со 130 до 250 человек в человекоёмких отраслях, при этом планку по доходам оставить на прежнем уровне. И следующее предложение – снять системные проблемы, с которыми сталкиваются компании во время активного роста, также расширить эксперимент, проводимый для общепита в части отмены налога на добавленную стоимость, и применить этот эксперимент в других секторах, схожих по экономическим параметрам;
  • предложение – дать частным инвесторам, в том числе добывающим компаниям, использовать налоговый вычет, если они за свои деньги строят социально-культурные объекты у нас в регионе, и дать им возможность оставлять у себя на балансе эти объекты, чтобы разгрузить региональные и муниципальные бюджеты.

Глава ФНС Д.В. Егоров выступил на съезде РСПП

Также, в Съезде РСПП принял участие руководитель ФНС России Даниил Егоров.

Как заявил глава налогового ведомоства, механизм налоговой амнистии за дробление бизнеса, которую ФНС и РСПП сейчас обсуждают, будет создан к маю.

«Немаловажный вопрос, который мы сейчас обсуждаем с коллегами из РСПП, - это вопрос амнистии. Спасибо, что согласились обсуждать с нами, какой механизм был бы оптимален для обеих сторон, чтобы внести его понятным и прозрачным образом для всех участников процесса. Я думаю, что в самое ближайшее время - как Антон Германович сказал, к маю - у нас уже будет сложена конструкция, которую мы с вами обсудили, и основные элементы которой я услышал от вас. Они мне кажутся вполне разумными, и их можно будет реализовывать», - отметил глава Налоговой службы.

Также в рамках своего выступления на Съезде Даниил Егоров подвел итоги внедрения единого налогового счета. Он подчеркнул, что в 24 раза сократилось количество ошибок в платежах, в 2,3 раза уменьшилось количество «технических» должников среди юридических лиц, когда у компании одновременно с долгом были переплаты по другим налогам, в шесть раз стало меньше приостановок операций по счетам. Даниил Егоров отметил, что благодаря обратной связи как от налогоплательщиков, так и различных бизнес-объединений, в том числе РСПП, удалось быстро решать оперативные вопросы.

«У налогоплательщика теперь одно платежное сальдо на всю страну. Больше налогоплательщикам не нужно раскидывать свои платежи по разным регионам по разным муниципалитетам по отдельным налогам. Все это укладывается в единый налоговый счет. За один день, а это сокращение в шесть раз, мы принимаем решение о возврате средств налогоплательщикам по заявлениям», - отметил Даниил Егоров.

Кроме того, ФНС продолжает сокращать сроки возмещения НДС для быстрого пополнения оборотных средств бизнеса. В среднем ежеквартально ФНС возвращает бизнесу около 1 трлн рублей уплаченного НДС. Из них 89% возвращено в течение двух месяцев. «Когда мы подойдем к показателю 90%, мы перейдем на недельные такты работы, я думаю, что еще сможем сократить эти сроки», - добавил глава ФНС России.

Премьер-министр М.В. Мишустин отчитался в ГД о работе Правительства за 2023

Председатель Правительства Михаил Мишустин рассказал об итогах работы в 2023 году, а также ответил на вопросы депутатов всех фракций.

3 апреля в Государственной Думе, состоялся ежегодный отчет Правительства РФ. Его представил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Тезисы выступления премьер-министра в части налогов и финансов следующие:

  • увеличение страховых пенсий в общей сложности составило 15% (их также повысили на 2024 год);
  • участники военной операции будут освобождены от налога на имущество, им также предоставили преимущества при поступлении в вузы.

Глава ЦБ РФ отчиталась в ГосДуме об итогах бюджетной политики за 2023 г.

10 апреля состоялось выступление главы Банка России Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2023 год.

В ходе пленарного заседания Эльвирой Набиуллиной было озвучено следующее:

  • в IV квартале экономический рост немного замедлился, но оставался значительным. По итогам года ВВП вырос на 3,6%. И сейчас оперативные индикаторы показывают, что в I квартале этого года экономика продолжает расти высокими темпами;
  • жёсткая денежно-кредитная политика как раз направлена на то, чтобы давление на экономику со стороны спроса не было избыточным, не было разрушительным для роста. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где очень важно правильно распределить силы на всю дистанцию.

Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она может бежать на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс — иначе говоря, ускорение инфляции, а затем, вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны;

  • пик инфляции остался позади. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля до ноября этот показатель в пересчете на год был двузначным. Инфляционное давление было очень сильным. В декабре — январе оно заметно снизилось и сейчас находится около 6%. Если бы мы не повысили ключевую ставку, то инфляция была бы сильно больше тех 7,4%, которые мы получили по итогам прошлого года;
  • высокая инфляция — точно такой же налог на промышленность, как и на бедных. Большинство предприятий уже ощущает, что рост издержек, который неизбежен при высокой инфляции, кусается даже больше временного увеличения процентных расходов;
  • в августе произошел важный перелом — начался активный приток денег на вклады. За пять месяцев, вплоть до конца года, вклады граждан выросли на 5,3 трлн рублей.

Это рекордные темпы. Благодаря высоким ставкам граждане во второй половине прошлого года заработали почти 1 трлн рублей процентов по вкладам.

Приток средств на вклады продолжается: и за I квартал этого года он составил еще почти 2 трлн рублей. Дополнительный эффект более высокой ставки — она способствует более стабильному курсу рубля;

  • ещё один значимый эффект — это возвращение кредита к более сбалансированным темпам роста по сравнению с очень высокими, рекордными уровнями прошлого года. За год корпоративный кредитный портфель вырос на 20%, или более чем на 12 трлн рублей. Объем корпоративных облигаций прибавил 4,6 трлн рублей. Это финансирование внесло важный вклад в развитие экономики. Эти деньги в том числе пошли на закупку оборудования, замещение внешних долгов, покупку бизнеса у уходящих иностранных компаний, импортозамещение;
  • реальный сектор в прошлом году показал хорошие финансовые результаты. Сальдированная прибыль компаний выросла на 35%, превысила 33 трлн рублей. Это тоже рекорд. Если сравнивать с 2019 годом, с точкой перед всеми испытаниями последних лет, то прибыль выросла в два раза, и даже с поправкой на накопленную инфляцию — более чем в полтора раза;
  • структурная перестройка экономики сопровождается ростом расходов, и бюджетная политика вносит более высокий, чем раньше, вклад в совокупный спрос — через госзаказ, через государственные инвестиции, рост зарплат, льготные кредиты, прямые субсидии. Чтобы это не приводило к постоянному ускорению роста цен, пространство для частного кредита уменьшается. И это означает, что денежно-кредитная политика должна быть более жесткой.

Мы начнем снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость и инфляционные ожидания приходят в норму;

  • возобновились первоначальные размещения акций; более того, прошлый год по объемам размещений стал самым успешным для внутреннего рынка за 12 лет: за год число активных инвесторов выросло в полтора раза, приток новых денег на рынок ценных бумаг превысил 1,3 трлн рублей;
  • обмен финансовой информацией внутри страны перешел в основном в нашу Систему передачи финансовых сообщений. Внутрироссийский обмен через SWIFT полностью прекращен.

СПФС стала гораздо активнее использоваться и для внешних расчетов. Всего к ней присоединились, к нашей системе, более 160 иностранных участников из 20 стран. Кроме того, мы расширяли корреспондентскую сеть с банками из дружественных стран, продолжали создавать условия для расчетов в национальных валютах. В них теперь производится две трети расчетов за экспорт и импорт. Доллар и евро перестали быть основными валютами в российской внешней торговле;

  • прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал ее ресурсами для развития.

Также, Центробанком был опубликован годовой отчёт за 2023 год.

Совет Федеранции назначил И.Л. Подносову Председателем ВС РФ

17 апреля на 565-м заседании Совета Федерации, сенаторы рассмотрели предложенную Президентом РФ кандидатуру Ирины Леонидовны Подносовой для назначения на должность Председателя Верховного Суда РФ.

В ходе обсуждения было отмечено, что кандидатура И.Л. Подносовой отвечает требованиям, предъявляемым Конституцией России и Законом РФ «О статусе судей в РФ» к Председателю ВС РФ.

По итогам обсуждения Совет Федерации назначил И.Л. Подносову на должность Председателя ВС РФ. Принято соответствующее постановление палаты.

Президент РФ подписал ряд налоговых и др. важных для бизнеса законов:

… о предоставлении доп/труд/гарантий вдовам ветеранов боевых действий

6 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон от 06.04.2024 № 70-ФЗ «О внесении изменения в ТК РФ».

Напомним, что законом предлагается расширить перечень мер социальной поддержки жен погибших (умерших) ветеранов боевых действий, не вступивших в повторный брак – в течение 1 года с момента гибели ветерана боевых действий они будут защищены от увольнения.

Работодатель не сможет расторгнуть с ними трудовой договор за исключением ряда случаев.

… о прекращении обязательств по кредитным процентам в льг/период в отношении участников СВО

6 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон от 06.04.2024 № 72-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, лицами, принимающими участие в СВО, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Напомним, что законом устанавливается, что по договорам потребительского кредита (займа) лиц, призванных на военную службу по мобилизации в ВС РФ, и лиц, принимающих участие в СВО (за исключением членов их семей), обязательства по уплате процентов прекращаются по окончании льготного периода, предусмотренного Федеральным законом от 07.10.2022 № 377-ФЗ.

Также законопроектом предлагается установить, что в случае, если на дату вступления в силу законопроекта льготный период по договору потребительского кредита (займа) окончен, кредитор обязан в течение 10 дней с даты вступления в силу законопроекта направить военнослужащему уведомление об отсутствии обязанности по уплате процентов, а также уточненный график платежей.

… об упрощении подтверждения ставки НДС 0%

22 апреля на портале pravo.gov.ru был опубликован Федеральный закон от 22.04.2024 № 92-ФЗ
«О внесении изменений в ст. 164 и 165 ч. II НК РФ».

Напомним, что целью внесения изменений является упрощение документального подтверждения ставки НДС в размере 0%.

Законом предусматривается возможность представления в налоговый орган со II квартала 2025 г. реестра сведений из перевозочных документов, дополненного соответствующими показателями, без отметок таможенных органов.

Кроме того, упрощается процедура подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки НДС в размере 0% при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров автомобильным транспортом.

… об освобождении от уплаты госпошлины отдельных категорий граждан

22 апреля на портале pravo.gov.ru был опубликован Федеральный закон от 22.04.2024 № 88-ФЗ
«О внесении изменений в ст. 333.35 и 333.38 ч. II НК РФ».

Напомним, что изменения в закон разработаны в целях освобождения от оплаты госпошлины за регистрацию в органах Росреестра сделок с недвижимостью наследников сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии РФ и имевших специальные звания полиции, военнослужащих войск национальной гвардии РФ и военнослужащих Вооруженных Сил РФ, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы сотрудников органов внутренних дел, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии РФ и имевших специальные звания полиции, военнослужащих войск национальной гвардии РФ и военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

… о внесении изменений в порядок оплаты сверхурочной работы (ст.152 ТК РФ)

22 апреля на портале pravo.gov.ru был опубликован Федеральный закон от 22.04.2024 № 91-ФЗ «О внесении изменения в ст. 152 ТК РФ».

Напомним, что законом вносится изменение в ч. 1 ст. 152 ТК РФ, устанавливающее конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы с тем, чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

В частности, в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией указанной нормы сверхурочная работа оплачивается исходя из заработной платы, установленной действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Редакция нормы учитывает разнообразие применяемых работодателями систем оплаты труда, в том числе включающих выплаты по тарифным ставкам и окладам, бестарифной, сдельной и иных систем. Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени, адекватную компенсацию увеличенных трудозатрат, понесенных работником.

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой законопроектов в мае 2024

ГосДума опубликовала календарь рассмотрения вопросов в мае 2024 г., однако рассмотрение «налоговых законопроектов» в этом месяце не планируется.

Заседания ГосДумы должны состояться:

  • 6 мая;
    ∙ 14 мая, 15 мая, 16 мая;
  • 21 мая, 22 мая, 23 мая;
  • 28 мая, 29 мая, 30 мая.

В ГосДуму внесены законопроекты…

… об установлении налога на роскошь

2 апреля инициативной группой депутатов из фракции «СРЗП» внесен в Госдуму законопроект № 590905-8 «О внесении изменений в НК РФ в части введения налога на объекты роскоши».

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время разные социальные группы, в зависимости от их уровня доходов и структуры потребления, несут бремя снижения реальных располагаемых доходов и бремя инфляции неодинаково, в связи с чем перераспределение богатства является необходимой мерой.

Как считает инициатор законопроекта, перераспределение предполагается осуществлять за счёт налогообложения престижного потребления небольшого количества сверхбогатых граждан.

Одним из элементов такого перераспределения служит налог на объекты роскоши, введение которого предусматривается настоящим законопроектом.

Налог на объекты роскоши является федеральным налогом и зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 %.

Плательщиками налога на объекты роскоши предлагается считать организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым на праве собственности принадлежит имущество, являющееся налогооблагаемой базой налога на объекты роскоши.

Отдельно в законопроекте поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся плательщиками налога на объекты роскоши:

  • инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий;
  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • Полные кавалеры ордена Славы;
  • Лауреаты государственных премий РФ;
  • Лауреаты Нобелевской премии.

Объектами налогообложения в соответствии с проектируемыми положениями настоящего законопроекта признаются следующие виды имущества:

1) расположенные на территории РФ стоимостью от 1 млрд рублей и выше жилые дома, части жилого дома, квартиры, части квартир;

2) расположенные на территории РФ стоимостью от 1 млрд рублей и выше дачи и иные жилые строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;

3) расположенные на территории РФ стоимостью от 1 млрд рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;

4) приобретенные на территории РФ или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ на нового собственника стоимостью от 20 млн. рублей и выше автомобили;

5) приобретенные на территории РФ или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ на нового собственника стоимостью от 50 млн. рублей и выше пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.

В ч. 2 ст. 333.58 поименовано имущество, не являющееся объектом налогообложения по налогу на объекты роскоши. Таким признаётся:

  • имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • недвижимое имущество и земельные участки, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для осуществления основного вида деятельности;
  • транспортные средства, морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • сельскохозяйственная и строительная техника;
  • имущество аварийных, медицинских и пожарных служб.

Налоговая база определяется как стоимость имущества, исчисленная исходя из рыночных цен.

Рыночные цены по жилой недвижимости и земельным участкам определяются на основе метода массовой оценки, принципы которой регламентированы в ст. 333.60 предлагаемого законопроекта.

Рыночные цены по другому имуществу, являющемуся объектом налогообложения, определяются с учётом положений ст. 40 НК РФ.

Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полномочия по:

  • проведению массовой оценки недвижимого имущества и земельных участков, являющихся объектом налогообложения налога на объекты роскоши;
  • созданию реестра указанного имущества;
  • ежегодной переоценке имущества, указанного в реестре и дополнении его новыми объектами;
  • передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, полномочия по:

  • созданию реестра сведений о регистрации транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов, являющихся объектом налогообложения налогом на объекты роскоши;
  • передаче реестра органу исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Законопроектом предлагается наделить орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями по:
  • разработке формы реестра объектов налогообложения налогом на объекты роскоши;
  • расчету налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика;
  • расчету величины налога на объекты роскоши;
  • направлению налогового уведомления налогоплательщикам.

Налоговым периодом по налогу на объекты роскоши признается календарный год.

В отношении транспортных средств, морских, речных и воздушных судов налог на объекты роскоши уплачивается один раз при приобретении права собственности. В отношении жилой недвижимости и земельных участков, являющихся объектом налогообложения, налог на объекты роскоши уплачивается ежегодно.

По мнению инициатора законопроекта, принятие указанного законопроекта обусловлено тем, что в РФ продолжает сохраняться в течение долгих десятилетий высокий уровень социального неравенства.

Кроме того, 2 апреля инициативной группой депутатов из фракции «СРЗП» также внесен в Госдуму связанный с основным законопроект № 590910-8 «О внесении изменений в БК РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в НК РФ в части введения налога на объекты роскоши».

… об учете расходов по налогу на прибыль при оказании гуманитар/помощи

4 апреля инициативной группой депутатов из фракции «ЛДПР» внесен в Госдуму законопроект № 592829-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях снижения избыточной финансовой нагрузки на ИП и юридические лица, участвующих в процессе оказания гуманитарной помощи в форме безвозмездной передачи имущества, бескорыстного выполнения работ и оказания услуг в районах проведения СВО на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области с 24.02.2022 года.

Как указывает инициатор законопроекта, в целях освобождения от избыточного налогообложения российских индивидуальных предпринимателей и организаций законопроектом предлагается дополнить новыми подпунктами п. 1 ст. 265 и п. 1 ст. 346.16 НК РФ об учете расходов на оказание гуманитарной помощи в статье «затраты» смогут все субъекты предпринимательской деятельности, избравшие как общую систему налогообложения, так и упрощенную систему налогообложения.

Согласно позиции Министерства финансов РФ (Письмо Минфина России от 06.06.2022 № 03-07-11/53356), положениями подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ уже предусмотрена возможность отнесения расходов в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в состав внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и оснований для расширения перечня организаций, безвозмездная передача имущества которым учитывается в целях налогообложения прибыли, не имеется.

Инициатор отмечает, что данные положения имеют два обязательных условия.

1) Такая безвозмездная помощь должна быть передана исключительно некоммерческим организациям, в том числе включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако гуманитарная помощь зачастую передается напрямую в воинские части, добровольческие отряды, населению через органы местного самоуправления или объединениям граждан, не имеющих правового статуса общественного объединения;

2) В последнем абзаце подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ указано, что расходы, предусмотренные настоящим подпунктом, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Как считает инициатор, вышеназванные условия являются ограничением и не решает проблему избыточной фискальной нагрузки на субъекты предпринимательства, осуществляющих гуманитарную помощь участникам СВО и населению Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В этой связи предлагается дополнить оговоркой положения подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ о том, что ограничение размера расходов составит не более 10 % выручки от реализации в случае оказания гуманитарной помощи в форме безвозмездной передачи имущества, бескорыстного выполнения работ и оказания услуг в районах проведения СВО на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области с 24.02.2022 года.

Тем самым, сохранив положения подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ в качестве общих правил определения налоговой базы для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, и определив специальные нормы по определению налоговой базы организаций, оказывающих гуманитарную помощь на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.

Дополнительно законопроектом предлагается учитывать не только расходы на приобретение товаров в целях оказания гуманитарной помощи, но и расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной гуманитарной помощи.

… об особенностях налогообложения на присоединенных территориях

5 апреля Правительством РФ внесен в Госдуму законопроект № 594954-8 «О внесении изменений в ст. 5 ч. I и ч. II НК РФ».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроект разработан в целях приведения законодательства о налогах и сборах в соответствие с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», которым действие особого правового режима хозяйственной деятельности распространяется на отдельные территории субъектов РФ, определенные Правительством РФ.

Как указал инициатор законопроекта, потенциальные расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов от принятия законопроекта в настоящее время оценить невозможно.

Вместе с тем, принятие законопроекта однозначно положительно повлияет на достижение целей государственных программ РФ.

… о внесении изменений в Соглашение между РФ и Юж/Осетией о режиме торговли

5 апреля Правительством РФ внесен в Госдуму законопроект № 594969-8 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Южная Осетия о режиме торговли товарами от 2 марта 2012 года».

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предусматривается ратификация Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Южная Осетия о режиме торговли товарами от 2 марта 2012 года, подписанного в Москве 30 декабря 2023 г. для обеспечения исполнения решений подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия).

Протоколом к Соглашению предусматривается включение в Соглашение положений, предусматривающих:

  • возможность неприменения вывозных таможенных пошлин, установленных постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2023 г. № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы таможенной территории ЕАЭС», в отношении товаров, вывозимых из РФ на таможенную территорию Республики Южная Осетия, с формированием индикативных балансов по ним, а по отдельным группам товаров - без формирования таковых;
  • включение в Соглашение положений, наделяющих ответственные органы сторон полномочием согласования номенклатуры и объема вышеуказанных товаров, поставляемых в Республику Южная Осетия из РФ для внутреннего потребления.

Поскольку Протокол к Соглашению устанавливает правила иные, чем предусмотренные законодательством РФ (Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе»), то в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» он подлежит ратификации.

… о ратификации Соглашения о свободной торговле между странами СНГ

6 апреля Правительством РФ внесен в Госдуму законопроект № 595156-8 «О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций».

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроектом предусматривается ратификация Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее - Соглашение), подписанного в г. Сочи 8 июня 2023 г. в рамках заседания Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ).

Соглашение подписали семь стран:

  • Республика Армения;
  • Республика Белоруссия;
  • Республика Казахстан;
  • Киргизская Республика;
  • Российская Федерация;
  • Республика Таджикистан;
  • Республика Узбекистан.

Соглашение разработано во исполнение Решения Совета глав правительств СНГ о Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Как указывает инициатор законопроекта, Соглашение позволит обеспечить устойчивое развитие зоны свободной торговли СНГ услугами и товарами, учитывая их неразрывную связь, благоприятные условия для роста экономик государств - участников СНГ, расширения взаимной торговли услугами и повышения уровня ее либерализации и для инвестирования лицами одной Стороны на территориях других Сторон, будет стимулировать повышение уровня жизни населения Сторон.

Соглашение не затрагивает отношения между государствами - членами ЕАЭС, в отношениях между которыми действуют более либеральные условия торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций по сравнению с Соглашением. Вместе с тем Соглашением устанавливается предсказуемый режим торговли услугами и осуществления инвестиций между государствами - участниками ЕАЭС и Таджикистаном, а также Узбекистаном.

Кроме того, Соглашением предусмотрен единый стандарт защиты инвесторов и их инвестиций на рынках государств - участников Соглашения:

  • гарантии защиты от экспроприации;
  • возмещения ущерба;
  • процедуры урегулирования споров между инвестором и государством;
  • принимающим его капиталовложения.

… об уточнении порядка применения инвест/налог/вычета

10 апреля инициативной группой депутатов партии «Новые люди» внесён в ГосДуму законопроект № 598922-8 «О внесении изменений в ст. 278.2 и 286.1 ч. II НК РФ.

Согласно содержанию пояснительной записки, законопроектом предлагается предоставить право на применение инвестиционного налогового вычета для организаций при осуществлении ими венчурных и прямых инвестиций в инновационные проекты и инновационную деятельность посредством участия в договорах инвестиционного товарищества (далее - ДИТ).

Законопроектом предусмотрены следующие требования к указанным договорам для целей получения инвестиционного налогового вычета:

  • договоры должны быть заключены сроком не менее пяти лет, без права досрочного прекращения, уступки прав или выдела доли по договору (абз. 4 п. 12 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта);
  • информация о договоре должна быть включена в региональный реестр инвестиционных товариществ для осуществления прямых и венчурных инвестиций, порядок формирования и ведения которого устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ (подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта);
  • в рамках договора должны осуществляться венчурные и прямые инвестиции в инновационные проекты и инновационную деятельность, реализуемые малыми технологическими компаниями. При этом, категории (виды) указанных инновационных проектов и инновационной деятельности, иные требования к договору устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта).

В рамках контроля за целевым направлением средств инвестиций, в связи с осуществлением которых было получено право на налоговый вычет, законопроект предусматривает, что ДИТ исключается из регионального реестра инвестиционных товариществ в случае, если инвестиции в инновационные проекты и(или) инновационную деятельность не осуществлены или осуществлены не в полном объеме в малые технологические компании (абз.2 подп. 10 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта).

Кроме того, в случае несоблюдения требований к критериям и условиям ДИТ, расторжения или прекращения ДИТ до истечения 5 лет с момента заключения, исключения ДИТ из регионального реестра инвестиционных товариществ сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в связи с предоставлением инвестиционного налогового вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой пени (абз. 4 п. 12 ст. 286.1 НК РФ в редакции Законопроекта).

Также в законопроект включены положения, предусматривающие невозможность повторного учета суммы вклада по договорам инвестиционного товарищества, по которым налогоплательщиком был получен инвестиционный налоговый вычет, в качестве расходов, учитываемых при определении налоговой базы участниками договоров инвестиционных товариществ (абз. 4 п. 10 ст. 278.1, абз. 6 п. 7 ст. 286.1 НК РФ в редакции законопроекта).

По мнению инициатора законопроекта, принятие законопроекта обеспечит получение организациями налоговых стимулов для осуществления венчурных инвестиций, будет способствовать созданию региональных венчурных фондов, увеличению притока таких инвестиций в малые технологические компании, реализующие инновационные проекты и осуществляющие инновационную деятельность, необходимые для обеспечения технологического суверенитета РФ и поддержки инновационной деятельности, позволит уменьшить размер прямых государственных субсидий и компенсаций, направляемых на реализацию инновационных проектов и инновационной деятельности.

… о страх/взносах при выплатах членам совета МКД

11 апреля инициативной группой от партии «СРЗП» в ГосДуму был внесён законопроект № 599498-8 «О внесении изменения в ст. 420 ч. II НК РФ.

Согласно пояснительной записке, законопроектом предлагается изменение в п. 2 ст. 420 ч. II НК РФ путем исключения фразы «в том числе вознаграждения, производимые на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в пользу членов совета многоквартирного дома, включая председателя совета многоквартирного дома, избранных собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с положениями ЖК РФ».

Предполагается прекращение обязанности управляющих компаний производить выплаты в СФР от сумм вознаграждения указанной выше категории граждан при выплате им вознаграждения.

Как правило, должности председателя или члена совета многоквартирного дома занимают пенсионеры и исполняют обязанности за незначительную плату. С вступлением в силу закона 389-ФЗ сумма, предназначенная для содержания указанных категорий, вырастает, и ложится, фактически, на жильцов этого дома. Но наиболее существенной ухудшение условий заключается в том, что граждане, исполняющие эти обязанности, переходят в категорию работающих пенсионеров и их пенсия не индексируется по нормам ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обращения с просьбой отменить установленную законом 389-ФЭ норму направлялись ранее в Минфин России. Однако письмом № 03-15- 05/107294 от 10.11.2023 заявитель был уведомлен, что это предложение не поддерживается. В качестве аргумента указывается, что «освобождение сумм вознаграждений председателям совета МКД от обложения страховыми взносами приведет к ущемлению прав данных лиц на получение выплат страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования, в частности к лишению возможности формировать свои пенсионные права в полном объеме, что в дальнейшем может повлечь ограничение их права на пенсионное обеспечение, а в случае, если такие лица уже являются пенсионерами, они не будут иметь право на перерасчет получаемой пенсии».

Как указывает инициатор законопроекта, данное утверждение не может быть признано объективным, так как право на защиту государственными механизмами должно быть направлено в отношении тех, кто в этом нуждается. А так как подавляющее большинство лиц, в отношении которых принята норма, выступает против этого решения, то возникают сомнения в том, что декларируемые цели соответствуют фактическим и фактически направлены на увеличение взносов в СФР. Такое решение, кроме ущемления прав граждан, не приведет к значительному увеличению суммы поступлений. К тому же, это может быть реализовано другими инструментами. Например, введением плоской шкалы отчислений в СФР.

… об особенностях налогообложения управл/компаний в ТОР

19 апреля Сенаторами РФ А.В. Кутеповым и В. К. Кравченко внесён в ГосДуму законопроект  № 607314-8 «О внесении изменений в ст. 146 и 251 ч. II НК РФ».

Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях оптимизации налоговой нагрузки на управляющую компанию территориями опережающего развития (далее – ТОР), и на ее дочерние хозяйственные общества.

Также, законопроектом предлагается закрепить положения, согласно которым в целях налогообложения НДС не признается объектом налогообложения имущество, передаваемое из государственной или муниципальной собственности на безвозмездной основе в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ, акционерному обществу, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению ТОР, а также в отношении дочернего хозяйственного общества, которое создано с участием такого акционерного общества, в случае передачи дочернему обществу отдельных функций управляющей компании.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 1 законопроекта предлагается изложить в новой редакции действующее положение подп. 35 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, передаваемого в порядке, установленном Правительством РФ, не только управляющей компании ТОР, но и ее дочерним хозяйственным обществам.

Комментарий от эксперта: Как пишет по этому поводу налоговый эксперт Борис Луцет, документ не концептуальный и не заслуживал бы развёрнутого комментария, если бы не одно обстоятельство.

Дело в том, что в части НДС пояснительная записка и заключение правительства об одном, а в тексте законопроекта немного о другом. Если коротко, то в первом случае речь о передаче имущества из госсобственности управляющей компании, а во втором - о передаче имущества самой управляющей компанией.

Не исключено, пишет эксперт, что так авторы учли критику правительства о выпадающих доходах. Но она касалась ФЭО, которое также осталось без изменений.

Такое периодически случается при внесении законопроектов - их тексты в той или иной степени не соответствуют прилагаемым документам и зачастую связано именно с попыткой учесть замечания правительства. Думаю, это вина помощников или кого-то ещё, кто непосредственно отвечает за набор текста и внесение изменений.

… об установлении минимальных гос/гарантий вознаграждения за труд

16 апреля инициативной группой депутатов от партии «СРЗП» внесён в ГосДуму законопроект № 603410-8 «О внесении изменений в ст. 133 и 133.1 ТК РФ».

Как следует из содержания пояснительной записки, в настоящее время практически во всех отраслях экономики, в том числе в оборонной промышленности, которая в период проведения специальной военной операции является приоритетной, наблюдается дефицит квалифицированной рабочей силы. В таких условиях, как полагает инициатор законопроекта, без установления минимальных государственных гарантий вознаграждения за труд невозможно перейти к экономике высоких заработных плат, достойно оплачивать труд, воспитывать профессиональные, квалифицированные кадры.

Настоящим проектом федерального закона предлагается установить минимальные государственные гарантии вознаграждения за труд.

В указанных целях в ТК РФ вносятся изменения, предусматривающие, что минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем не может быть ниже минимального размера оплаты труда в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Инициатор законопроекта указывает, что данный федеральный закон направлен на восстановление минимальных государственных гарантий вознаграждения за труд, привлечение профессиональных квалифицированных кадров и устранение дефицита рабочей силы.

… о ратификации Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном

24 апреля Правительством внесён в ГосДуму законопроект № 611322-8 «О ратификации Соглашения o свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, c одной стороны, и Исламской Республикой Иран, c другой стороны.

Согласно содержанию пояснительной записки, Соглашение формирует основные правила торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и его государствами - членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, в максимально возможной степени приближенные к правилам Всемирной торговой организации (ВТО), в том числе такие, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, применение защитных мер и таможенного администрирования, отказ от применения количественных запретов и ограничений на ввоз товаров, а также положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер (СФС), технического регулирования.

В дополнение к стандартным правилам ВТО Соглашение предусматривает обязательства, выходящие за их рамки, но при этом применяемые в ЕАЭС. В части технического регулирования закреплены обязательства по обеспечению 180-дневного переходного периода между опубликованием и вступлением в силу технических регламентов. Данное положение повышает транспарентность торгового режима Ирана и выравнивает регуляторную среду с ЕАЭС, который уже функционирует по данному принципу.

В части СФС закреплена возможность предоставления комментариев еще на этапе разработки мер (если они отличаются от международных стандартов), проведения консультаций и регламентации их сроков. Соглашение предусматривает установление сотрудничества в различных сферах, в том числе добычи, переработки и использования полезных ископаемых, энергоэффективности, исследований и инноваций, образования, 0584596-Уч-2024 (5.0) I медицины, транспорта, включая развитие мультимодальных (смешанных) перевозок, телекоммуникаций, транспортной и логистической инфраструктуры и транспортных коридоров.

Соглашение устанавливает преференциальный режим торговли в отношении порядка 87% товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Реализация соглашения позволит российским экспортерам экономить на уплате пошлин порядка 300 млн. долларов США ежегодно.

Как полагает законодатель, Соглашение будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества с Исламской Республикой Иран в торгово-экономической сфере.

… о внесении изменений в закон о приватизации гос/имущества

25 апреля депутатами ГосДумы С.Ю. Теном, В.И. Самокиш и Р.Б. Чемерис внесёны в ГосДуму законопроекты № 611807-8 и № 611774-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно пояснительным запискам к данным законопроектам, с целью снижения случаев отказа в допуске претендентов к участию в торгах по формальным признакам и упрощению процесса подачи документов потенциальными участниками продажи законопроект предлагает внести изменения, устраняющие требования, относящиеся к продажам в форме «молоточных» торгов.

Для упрощения доступа физических лиц к покупке государственного или муниципального имущества, как правило однократно участвующих в продажах определенного имущества, снижения необоснованных издержек и популяризации приватизации, законопроектом предлагается установление возможности регистрации на электронных площадках через официальный сайт в сети «Интернет» и подача заявки на участие в продаже физическим лицом с помощью неквалифицированной электронной подписи посредством федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Также, основной целью предлагаемого законопроектами порядка приватизации государственного или муниципального имущества в первую очередь является сокращение сроков его приватизации в рамках выполнения задач по снижению общего количества объектов иного имущества, находящегося в государственной казне РФ.

… о праве субъектов РФ прав о переносе выходных дней

26 апреля депутатами ГосДумы от фракции «Новые люди» В.А. Даванковым и А.В. Деминым внесён в ГосДуму законопроект № 612822-8 «О внесении изменения в ст. 112 ТК РФ».

Исходя из содержания пояснительной записки, законопроектом предлагается предоставить полномочия главам регионов переносить часть выходных дней, предусмотренных новогодними каникулами, на другие дни в мае на основании решения, принятого на соответствующем референдуме в субъекте РФ.

Как полагает законодатель, общефедеральный порядок установления нерабочих дней не позволяет учесть мнение и предпочтения граждан в одном регионе, которые хотели бы продлить длинные майские праздники за счет сокращения новогодних, и в то же время не навредить производственным процессам в другом регионе, где увеличение майских праздников приведет к ухудшению положения отдельных отраслей экономики.

В этой связи возможность предоставить полномочия главам регионов переносить выходные дни, предусмотренные новогодними каникулами, на другие дни в мае на основании решения, принятого на соответствующем региональном референдуме, позволит учесть мнение большинству граждан в регионе, мнение бизнеса и не повлечет к экономическим издержкам в других субъектах РФ.

ГосДума приняла в 1м чтении законопроект об освобождении грантов от налога на прибыль

11 апреля ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 551464-8 «О внесении изменения в ст. 251 ч. II НК РФ» (в части уточнения вида доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций).

Напомним, что согласно пояснительной записке к законопроекту, предусматривается дополнение перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В настоящее время в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, на реализацию указанных государственных программ и проектов.

Законопроектом предлагается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать также аналогичные гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных любыми уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.


В избранное