Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса


Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 006 - 1 - 2023

(июнь, часть - 1)

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ

Опубликованы законы…

… об упрощенном порядке прекращения деятельности субъектов МСП

… о неуничтожении конфиската

…о составлении протоколов должностными лицами налог/органов

Президент подписал законы о поправках в НК РФ:

… о налогообложении участников СЭЗ, созданной на территории новых регионов

… об освобождении от НДС лекарственных препаратов

… о нулевой ставке по НДС в отношении судоремонтных работ

 

XXVI ПМЭФ И НАЛОГИ

Выступление Президента РФ на пленарном заседании XXVI ПМЭФ

Минфин на XXVI ПМЭФ о налоговой политике

Минэкономразвития против увеличения налог/нагрузки на бизнес

Представлен ЭКГ-рейтинг компаний, основанный на данных ФНС

Минфин: повышение ставки НДФЛ для уехавших могло бы привести к потерям бюджетов

Благодаря ЕНС количество ошибочных платежей сократилось в 11 раз

Приостановка СИДН не затронет вопросы двойного налогообложения физ/лиц

 

НОВОСТИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ НАЛОГЕ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ

ГосДума приняла в 1м  чтении законопроекты…

… об изменении НК РФ в связи с установлением налога на сверхприбыль

… о налоге на сверхприбыль

«Коммерсантъ» оценил доходы бюджета от сверхприбыли энергокомпаний

Зам.министра финансов не исключил взимание налога на сверхприбыль в будущем

Минфин: доходы от налога на сверхприбыль пойдут на поддержку семей с детьми

Минюст раскритиковал законопроект о налоге на сверхприбыль прошлых лет

С. Миронов предложил альтернативы налогу на сверхприбыль

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налог/проектов в июле 2023

В ГосДуму внесены законопроекты:

… о внесении изменений в БК РФ

… об отмене страх/взносов на рай/коэффициенты для МСП Крайнего Севера

… о вычете при покупке отечественного автомобиля многодетной семьей

… о порядке исчисления НДС при перепродаже автомобилей, приобретенных у физ/лиц

… о внесении изменений в НК РФ в связи с установлением налога на сверхприбыль

… об установлении налога на сверхприбыль

… об особенностях уплаты страховых взносов

… об усилении гарантий для предпринимателей в уголовном процессе

… о цифровом рубле в налог/законодательстве

… о нулевой ставке по НДС для туроператоров

… об освобождении от НДФЛ процентов по вкладам

… о ратификации протокола по косв/налогам при оказании электронных услуг

… об освобождении от НДС операций по реализации тур/продукта

… об освобождении от НДФЛ в целях поддержки добровольчества

… об освобождении от налога на прибыль доходов в виде грантов

… об увеличении предельного уровня доходов для самозанятых

ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты…

… о масштабных поправках в ч. I и II НК РФ

… о предоставлении копий учредит/документов в электронном виде

… об особенностях уплаты страховых взносов

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ рассмотрел спор о взыскании процентов, начисленных из-за ошибки другого гос/органа

ВС РФ рассмотрит дело об определении налог/базы по НДС

 

 

 

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ

Опубликованы законы…

… об упрощенном порядке прекращения деятельности субъектов МСП

13 июня на портале pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 13.06.2023 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ст. 3 Федерального закона «Об ООО», предусматривающий введение упрощенного порядка исключения субъектов МСП из ЕГРЮЛ.

Соответствующее решение должно быть принято учредителями (участниками) юридического лица единогласно.

В заявлении, направляемом в налоговый орган, должно содержаться подтверждение того, что:

- расчеты с кредиторами юридического лица завершены;

- все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица, произведены;

- юридическое лицо не позднее чем за один рабочий день до дня исключения исполнит установленные обязанности по представлению отчетности и по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей.

Исключение субъекта МСП из ЕГРЮЛ осуществляется по истечении трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении, если не представлены возражения против предстоящего исключения кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением лица.

 

… о неуничтожении конфиската

13 июня опубликован Федеральный закон от 13.06.2023 № 202-ФЗ «О внесении изменения в ст. 32.4 КоАП РФ», предусматривающий передачу конфискованных по делу об административном правонарушении товаров легкой промышленности безвозмездно или на гуманитарные цели в МЧС и Минобороны.

Действие закона распространяется также на ранее возникшие правоотношения в случае, если на дату вступления закона в силу конфискованные товары легкой промышленности не были уничтожены.

 

…о составлении протоколов должностными лицами налог/органов

13 июня опубликован Федеральный закон от 13.06.2023 № 222-ФЗ «О внесении изменений в ст. 28.3 КоАП РФ», предоставляющий должностным лицам налоговых органов право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ (осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом).

Внесение соответствующих изменений обусловлено тем, что в настоящее время ФНС России ведет Реестр дисквалифицированных лиц и ЕГРЮЛ, в связи с чем располагает данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, установленного ст. 14.23 КоАП РФ, и являющимися поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

 

Президент подписал законы о поправках в НК РФ:

… о налогообложении участников СЭЗ, созданной на территории новых регионов

24 июня на портале parvo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 24.06.2023 № 268-ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 ч. I и ч. II НК РФ», которым устанавливаются особенности налогообложения для участников СЭЗ, созданной на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

Указанным федеральным законом, среди прочего, устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, а участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и уплаты земельного налога. Законом также устанавливаются условия применения пониженных тарифов страховых взносов организациями и ИП, получившими статус участника СЭЗ.

 

… об освобождении от НДС лекарственных препаратов

24 июня на Официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 24.06.2023 № 262-ФЗ «О внесении изменения в ст. 149 ч. II НК РФ».

Указанным федеральным законом в перечень операций, не подлежащих налогообложению, включена реализация лекарственных препаратов, ввезенных на территорию РФ и не зарегистрированных в РФ, некоммерческой организации, которая создана в соответствии  с нормативным правовым актом Президента РФ в целях обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, а также безвозмездная передача указанных лекарственных препаратов медицинской организации и (или) фармацевтической организации государственной системы здравоохранения.

Указанные положения применяются в отношении реализации (передачи) лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, и (или) для оказания медицинской помощи лицам, достигшим возраста 18 лет, в течение одного года после достижения ими указанного возраста в случае получения ими такой формы поддержки в рамках деятельности этой некоммерческой организации до достижения возраста 18 лет.

 

… о нулевой ставке по НДС в отношении судоремонтных работ

24 июня на портале pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 24.06.2023 № 261-ФЗ «О внесении изменений в ч. II НК РФ», которым предусмотрено установление нулевой ставки НДС при реализации работ (услуг) российскими судоремонтными предприятиями (организациями) по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота при условии заключения инвестиционного соглашения о развитии и модернизации собственных производственных мощностей, а также закреплен порядок заключения такого инвестиционного соглашения и срок его действия.

По мнению Правительства, вносимые изменения позволят исключить отвлечение денежных средств из финансового оборота предприятий, что положительно скажется на их экономическом положении.

 

XXVI ПМЭФ И НАЛОГИ

Выступление Президента РФ на пленарном заседании XXVI ПМЭФ

16 июня в Санкт-Петербурге состоялось пленарное заседание XXVI Петербургского международного экономического форума, в рамках которого выступил Владимир Путин.

Среди прочего, в рамках своего выступления Президент озвучил следующие тезисы, касающиеся налогообложения:

- В настоящее время компании, которые вырастают из статуса малых и средних, теряют права на льготные режимы налогообложения, налоговая нагрузка на них в момент возрастает – и так до тех пор, пока они не оформят льготы в рамках поддержки уже крупного бизнеса. <…> Лучший путь здесь – помогать, создавать условия для плавного и необременительного перехода в другую категорию бизнеса. В этой связи Правительству поручено в начале следующего года представить предложения на этот счёт, включая запуск льготного переходного режима налогообложения.

- Сейчас субъекты федерации, чтобы стимулировать запуск новых бизнес-инициатив, расширение или открытие производств с нуля, могут вводить инвестиционный налоговый вычет. В прошлом году мы расширили перечень расходов, на который он предоставляется. Однако нельзя сказать, что механизм полностью отработан: проектов, где такой вычет применяется, пока немного. Бюджеты далеко не всех регионов могут сейчас «уступить» в доходах ради будущих поступлений. Нужно повысить востребованность инвестиционного налогового вычета. Прошу Правительство отработать этот вопрос с участием комиссии Госсовета по инвестициям, а также деловых кругов, чтобы со следующего года перезапустить механизм инвестиционного налогового вычета с обновлёнными параметрами.

- Ещё одна важная мера поддержки предпринимательства касается ограничения проверок и других контрольных мероприятий. Напомню, что в прошлом году мы установили мораторий на плановые проверки всего российского бизнеса, а затем продлили его на текущий, 2023 год, а для предпринимателей, деятельность которых не сопряжена с высокими рисками причинения вреда, мораторий действует и того дольше – до 2030 года. <…> Считаю, если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде, то его вообще не должны проверять – ни в плановом порядке, ни во внеплановом. Достаточно профилактических мероприятий. <…> Проверки, там, где они остаются, должны проводиться только профильными ведомствами. И прошу Правительство вместе с Генеральной прокуратурой и МВД дополнительно закрепить эту норму в законодательстве и строго отслеживать её выполнение. Это очень важно, иначе смысла нет в нашей работе.

- Мы поддерживаем размещение акций быстрорастущего высокотехнологичного бизнеса. Сейчас Правительство прорабатывает вопрос налоговых льгот как для эмитентов, так и для покупателей таких ценных бумаг.

- Сегодня достаточно много отечественных активов оформлено на иностранные компании. Их собственники на самом деле – российские граждане, хотят вернуться в российскую юрисдикцию. Для них мы запустили два специальных административных района – в Приморском крае и в Калининградской области. Здесь компании могут защитить свои активы, сохранить привычную систему корпоративного управления, а также воспользоваться рядом налоговых преференций. <…> Прошу Правительство в контакте с деловым сообществом ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода бизнеса в Россию и регистрацию в специальных административных районах в тех случаях, когда такой переезд, образно говоря, блокируется зарубежной стороной либо вовсе не предусмотрен в их законодательстве. Сделать это надо до декабря текущего года, и в тот же срок нужно запустить механизм защиты прав российских граждан и юридических лиц, которые владеют отечественными компаниями, но через так называемые зарубежные прослойки.

 

Минфин на XXVI ПМЭФ о налоговой политике

Заместитель министра финансов Алексей Сазанов в рамках ПМЭФ выступил на сессиях «Налоговое законодательство: мифы и реальность» и «Действуя сообща: донастройка налоговой системы через обратную связь».

Среди прочего, замминистра обратил внимание на следующее:

- Минфин при реализации налоговых новаций всегда пытается найти баланс интересов между интересами государства и бизнеса.

- Мы видим потенциал по выводу занятости из серой зоны. Будем фокусироваться не только на контрольной работе, но и искать инструменты, стимулирующие бизнес не дробиться и показывать финансовые результаты по группе в целом. Необходимо создавать механизмы, которые будут стимулировать бизнес консолидироваться, как это было сделано, например, в сфере общепита.

- По динамике поступлений страховых взносов и НДФЛ мы видим, что более 70% самозанятых – люди, которые раньше не были ни в трудовых отношениях, ни в договорах ГПХ. И, конечно, это способствует как обелению занятости, так и повышению уровня заработных плат, обелению заработных плат. В целом результаты, конечно, впечатляют.

- В этом году будет внедрен механизм Pillar 2, что существенно изменит систему наднационального международного налогового регулирования. Мы будем внимательно следить за изменениями и, при необходимости, донастраивать нашу налоговую систему для защиты российской налоговой базы и отстаивания интересов российских налогоплательщиков.

- Относительно приостановки действия СИДН: В любых двусторонних налоговых отношениях должен соблюдаться принцип взаимности. Если он нарушается другой стороной, то мы, естественно, не будем в одностороннем порядке предоставлять налоговые преференции, предусмотренные соглашениями. Принцип взаимности здесь будет ключевым.

- Мировая экономика сейчас замедлилась, и это сказывается на спросе на сырьевые товары. И в этом отношении, конечно, потенциал повышения налоговой нагрузки на сырьевые секторы достаточно ограничен. Мы уже подбираемся к тому пределу, перешагивая через который, повышение налоговой нагрузки будет иметь деструктивный эффект для отрасли, в том числе за счет снижения инвестиционного потенциала.

- Меняется форма взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Исторически всегда налогоплательщик рассчитывал налоговую базу, свои налоговые обязательства, а ФНС их проверяла. По мере развития информационных технологий модель работы меняется. По большому количеству налогов расчет налоговой базы будет переходить на сторону ФНС, этот процесс будет автоматизирован. И здесь, конечно, важно изменение парадигмы в том направлении, когда налогоплательщик будет только проверять корректность расчета налоговых обязательств со стороны ФНС.

- С учетом сегодняшних бюджетных ограничений мы не можем осуществлять полномасштабное стимулирование всей инвестиционной деятельности в экономике. При этом потенциал при поддержке отдельных приоритетных стратегических отраслей сохраняется. Безусловно, будем проводить глубокий анализ, выбирать отрасли и направления, которые требуют особой поддержки в условиях ограниченных ресурсов. Отраслевые, стратегические меры поддержки будут предоставляться. Потенциал для этого есть.

- Эксперимент с переходным периодом проходит успешно. Мы фиксируем у его участников прирост среднеквартальной выручки в сравнении с теми организациями, которые не вошли в пилот. Также видим прирост численности работников и увеличение заработной платы на 30%, в то время как в среднем по отрасли этот показатель 20%. А положительный бюджетный эффект от введения льготного режима для общепита в первый год составил 2,5 млрд рублей.

- Если говорить о тиражировании переходного режима на иные секторы, то, конечно, если есть потенциал по обелению заработной платы и занятости, мы готовы обсуждать с бизнесом возможность распространения этого переходного режима при условии, что будет достигнут баланс интересов государства и бизнеса.

 

Минэкономразвития против увеличения налог/нагрузки на бизнес

Соответствующую позицию в рамках ПМЭФ озвучил министр экономического развития Максим Решетников.

«Вопрос стабильности налоговой политики - это ключевой вопрос стимулирования частных инвестиций. Любое увеличение налоговой нагрузки на бизнес подорвет рост частных инвестиций», - отметил министр (цитата по «ТАСС»).

С данной позицией согласился помощник Президента Максим Орешкин: «Мое убеждение, что повышение налогов на бизнес - это контрпродуктивно, оно не даст эффектов» (цитата по «Интерфакс»).

 

Представлен ЭКГ-рейтинг компаний, основанный на данных ФНС

В рамках ПМЭФ состоялась презентация ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса (ЭКГ расшифровывается как «Экология, кадры, государство»).

Как следует из пресс-релиза на сайте ФНС России, рейтинг учитывает национальные ценности и приоритеты, при этом соблюдается баланс между интересами бизнеса, государства и общества. В рейтинг автоматически попадают негосударственные компании за исключением финансовых организаций, микропредприятий и тех, кто закрыл доступ к своей финотчетности. На первом этапе расчета используются реестровые данные, а также публичные сведения из бухгалтерской отчетности и других источников, получателями которых являются ФНС России, Федеральное казначейство, Росфинмониторинг, ФССП России и Минюст.

Основная идея любого государственного рейтинга — оказание мер поддержки компаниям с самым высоким рейтингом. Руководитель ФНС России Даниил Егоров подчеркнул, что «если ты себя ведешь добросовестно, то в этом случае мы это приветствуем и не просто словами, а рейтингом, участием в контрактах, авансированием, кредитованием и т.д. Тем самым мы уйдем от взгляда на бизнес «нейтральный плюс негативный». Это дает большую возможность для маневра и идентификации наших целей».

Лучшие компании из ЭКГ-рейтинга также смогут получить региональные льготы. Как рассказал губернатор Владимирской области Александр Авдеев, это сделано для того, чтобы повысить мотивацию компаний для развития собственного бизнеса и увеличить инвестиции в развитие региона: «Тот бизнес, который получает более 91 балла, может считаться бизнесом в категории «ответственный». Порядка 60 видов процедур и услуг бизнес использует при общении с органами власти в регионе. Наша задача была сделать так, чтобы ответственный бизнес, ответственный инвестор получал ускорение по всем процедурным вопросам: сокращение срока рассмотрения заявок на представление земли, представление налоговых льгот, экспертиза».

 

Минфин: повышение ставки НДФЛ для уехавших могло бы привести к потерям бюджетов

Об этом «ТАСС» сообщил заместитель министра финансов Алексей Сазанов в ходе ПМЭФ.

Отвечая на вопрос о том, почему ведомство отказалось от идеи повышения ставки НДФЛ для сотрудников, удаленно работающих из-за рубежа, замминистра отметил, что «здесь достаточно простая логика: сейчас те лица, которые удаленно работают, платят страховые взносы и НДФЛ, если трудовой контракт правильно оформлен. Если вводить ставку в 30%, то предприятия, на которые работают эти физлица, могут создать филиалы за рубежом, и мы тогда потеряем не только НДФЛ, но и страховые взносы. Чтобы избежать перетока трудовой силы, мы предложили единую ставку как для резидентов, так и для нерезидентов» (цитата по «ТАСС»).

 

Благодаря ЕНС количество ошибочных платежей сократилось в 11 раз

Как сообщил в рамках ПМЭФ руководитель ФНС России Даниил Егоров, после внедрения ЕНС количество ошибочных платежей снизилось в 11 раз, а возврат переплаты и отмена блокировок по счетам происходит в течение суток. Кроме того, в ближайшее время раздел ЕНС будет открыт в личных кабинетах для юрлиц.

«Эту и следующую неделю мы открываем личные кабинеты для юридических лиц. Осталась визуализация данных. Потребуется время с точки зрения визуализации учетных данных по начислениям, чтобы налогоплательщикам было удобно наблюдать, что происходит в учете», - добавил Даниил Егоров.

Более подробно см. здесь.

 

Приостановка СИДН не затронет вопросы двойного налогообложения физ/лиц

Как сообщил в ходе ПМЭФ заместитель министра финансов Алексей Сазанов, «приостановлены будут отдельные статьи соглашения, а не сами соглашения, поэтому в части физических лиц нормы об избежании двойного налогообложения сохранятся. Они действуют в том случае, если соглашение заключено. Денонсация этих соглашений не планируется, будут приостановлены статьи, в которых предусмотрены пониженные ставки налогов по процентам и дивидендам. Сами соглашения сохранят свое действие, нормы об избежании двойного налогообложения сохранят свою силу» (цитата по «ТАСС»).

 

НОВОСТИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ НАЛОГЕ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ

ГосДума приняла в 1м  чтении законопроекты…

… об изменении НК РФ в связи с установлением налога на сверхприбыль

28 июня ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении законопроект № 379177-8 о внесении изменений в ч. I и ст. 270 ч. II НК РФ в связи с установлением налога на сверхприбыль.

Напомним, что проектом предлагается закрепить в НК РФ категорию налогов разового характера, установление которых предусматривается отдельными федеральными законами.

Как указывается в пояснительной записке, законопроект разработан в целях создания упрощенного порядка установления разовых налогов, в частности, налога на сверхприбыль, введение которого направлено на формирование дополнительных доходов федерального бюджета.

Комитет ГосДумы по бюджету и налогам поддержал введение налога на сверхприбыль, однако дал депутатам несколько рекомендаций. Среди них – предусмотреть регулирование для случаев, когда подаются уточненные декларации с корректировкой значений, ранее использованных при расчете налога на сверхприбыль, а также доработать механизмы применения вычета в случае доначисления налога и возврата излишне уплаченных сумм налога.

Со ссылкой на РСПП комитет отметил «необходимость корректировки отдельных положений законопроекта в части применения вычета с целью их однозначной трактовки в правоприменении, а также в части лишения права на вычет при проведении возврата (зачета) на любую сумму по инициативе не только налогоплательщиков, но и государства. По мнению РСПП, устранение указанных недостатков законопроекта позволит дать «предпринимательскому сообществу гарантии выполнения достигнутых договоренностей и тем самым сохранить стимул к перечислению налога в конце 2023 г.» (цитата – по audit-it.ru).

 

… о налоге на сверхприбыль

28 июня ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 379248-8 о налоге на сверхприбыль.

Напомним, что законопроектом предлагается установить для организаций, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 г. и прибыли за 2022 г. оказалась выше 1 млрд руб., налог на сверхприбыль со ставкой 10 %, определив, что налоговая база для данного налога рассчитывается как прирост средней арифметической величины прибыли за 2021 г. и прибыли за 2022 г. над средней арифметической величиной прибыли за 2018 г. и прибыли за 2019 г.

При этом, как отмечают авторы законопроекта, в случае фактического перечисления в 2023 г. определенной суммы денежных средств (обеспечительного платежа) в федеральный бюджет, размер налога, по сути, может быть равен величине, исчисленной по ставке 5 %, а эти перечисленные средства будут зачтены в счет уплаты налога на сверхприбыль.

Кроме того, налог на сверхприбыль будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет и носить разовый характер.

 

«Коммерсантъ» оценил доходы бюджета от сверхприбыли энергокомпаний

Издание «Коммерсантъ» оценило, на какую сумму пополнят бюджет энергетические компании при уплате налога на сверхприбыль. По оценкам экспертов, доходы бюджета составят порядка 25 млрд руб. При этом порядка 8-10 млрд руб. может заплатить «Росэнергоатом», около 4 млрд руб. – группа «Интер РАО».

 

Зам.министра финансов не исключил взимание налога на сверхприбыль в будущем

Как сообщил в интервью «РИА Новости» замминистра финансов Алексей Сазанов, нельзя исключить в будущем возврат к налогу на сверхприбыль в случае высокого дефицита бюджета и сверхдоходов бизнеса.

«Если в будущем гипотетически возникнет ситуация, когда будут такие сверхдоходы и необходимость финансировать большой дефицит, то, конечно, такую возможность отрицать нельзя. Но это зависит от того, как ситуация будет развиваться в дальнейшем», - отметил заместитель министра (цитата по «РИА Новости»).

В дальнейшем пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков сообщил, что никаких решений о неоднократном взимании с предпринимателей налога не сверхприбыль не принималось.

 

Минфин: доходы от налога на сверхприбыль пойдут на поддержку семей с детьми

Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что доходы, полученные в результате налогообложения сверхприбыли компаний, «пойдут на выполнение первоочередных обязательств государства: на реализацию социальных расходов. По договоренности с социальным блоком мы направим эти ресурсы на поддержку семей с детьми, на те решения, которые были приняты в прошлом году по адресной и точечной поддержке нуждающихся семей» (цитата по «Прайм»).

 

Минюст раскритиковал законопроект о налоге на сверхприбыль прошлых лет

Законопроект о введении налога на сверхприбыль прошлых лет в Госдуму еще не внесен. Однако в настоящий момент активно идет его доработка и согласование.

Так, 5 июня на заседании Правкомиссии Минюст выразил свои критические замечания по поводу готовящегося законопроекта.

Как сообщают «Ведомости», в министерстве не согласны с освобождением ряда добывающих отраслей от налога, поскольку внятных оснований для такого шага озвучено не было. «Включая анализ финансовой деятельности таких лиц, подтверждающий снижение уровня доходов таких организаций, что позволило бы им претендовать на получение рассматриваемой преференции в сравнении с иными налогоплательщиками», – говорится в заключении ведомства.

В Минфине ранее объясняли освобождение этих отраслей от обязанности платить налог на сверхприбыль повышением для них фискальной нагрузки в прошлом году – тогда власти изъяли, например, у «Газпрома» через НДПИ 1,2 трлн руб., а нефтяникам установили дополнительные пошлины. Угольная отрасль в целом находилась не в лучших условиях, поясняли представители Минфина.

Кроме того, по мнению Минюста, поскольку налоговой базой признается сверхприбыль прошлых лет, фактически придается обратная сила нормам, регулирующим такие правоотношения. Этот подход противоречит ст. 57 Конституции, согласно которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Все замечания, высказанные Минюстом, были урегулированы совместно с заинтересованными органами власти еще до рассмотрения законопроекта на правительственной комиссии, отметил представитель юридического ведомства. К текущей версии, по его словам, замечаний нет.

 

С. Миронов предложил альтернативы налогу на сверхприбыль

Руководитель партийной фракции «Справедливая Россия – за правду» в ГосДуме Сергей Миронов выразил свое мнение о предложении ввести налог на сверхприбыль прошлых лет.

«Эта сиюминутная мера вызывает массу вопросов. Во-первых, этот разовый сбор Правительство собирается применять избирательно, – прокомментировал Сергей Миронов. – Вновь получает послабления нефтегазовый сектор, который освобождают от сбора. При этом предприятия важнейших сфер – обороны, медицины, машиностроения, IT – будут платить. Во-вторых, этой задумкой вводится практика чрезвычайных налогов, которые могут установить в любой момент даже задним числом, и это очередной "фактор страха" и непредсказуемости для бизнеса. А самое главное, что такими разовыми решениями финансисты в Правительстве вновь отвергают возможность системных изменений в налоговой политике. Хотя именно такие изменения требуются и казне, и экономике».

Кроме того, депутат высказал свои предложения по совершенствованию налоговой системы.

«В частности, мы предлагаем дифференцировать возврат НДС в зависимости от степени переработки вывозимой продукции: экспортерам сырья возвращать НДС не нужно. И одна эта мера принесла бы бюджету свыше 2 триллионов рублей в год.

Мы не раз предлагали кабмину отказаться от "налоговых маневров", которые нагружают переработку и увеличивают цены внутри страны. Мы требовали расширить прогрессию НДФЛ и начать деофшоризацию стратегических активов. Эти и другие меры, представленные в нашем Альтернативном бюджете, позволяли увеличить доходы казны в этом году на девять триллионов рублей и создать сбалансированную налоговую систему, соответствующую требованиям времени. Вместо этого Правительство «бьется» за 300 миллиардов, которые даже в краткосрочной перспективе не решат проблемы бюджета».

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

Календарь рассмотрения ГосДумой налог/проектов в июле 2023

 ГосДума опубликовала календарь рассмотрения вопросов в июле 2023 г., согласно которому в этом месяце будут рассмотрены следующие законопроекты в сфере налогообложения и финансового права:

 

В ГосДуму внесены законопроекты:

… о внесении изменений в БК РФ

7 июня Правительством в ГосДуму был внесен законопроект № 375105-8, которым, помимо прочего, было предложено внести изменения в части налога на сверхприбыль прошлых лет.

Как следует из текста пояснительной записки к законопроекту, налог на сверхприбыль предлагается зачислять в федеральный бюджет по нормативу 100 %.

Кроме того, в пояснительной записке имеется отсылка к другим законопроектам по вопросам налога на сверхприбыль – собственно проекту закона «О налоге на сверхприбыль прошлых лет» и проекту закона «О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», которые планируется внести в ГосДуму.

Разработка законопроектов обусловлена текущей экономической ситуацией и тем фактом, что за 2021 и 2022 годы наблюдался достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов в некоторых отраслях экономики, в связи с чем соответствующие организации смогли сформировать дополнительную прибыль, обусловленную исключительно благоприятной ценовой конъюнктурой.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроектам, устанавливающим налог на сверхприбыль, поступления за налоговый период 2024 года в федеральный бюджет ожидаются на уровне порядка 300 млрд. рублей.

 

… об отмене страх/взносов на рай/коэффициенты для МСП Крайнего Севера

9 июня Собрание депутатов Ненецкого автономного округа внесло в ГосДуму законопроект № 377188-8, согласно которому предлагается освободить от страховых взносов выплаты в части районных коэффициентов, процентных надбавок, а также в связи с предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков работникам субъектов МСП, осуществляющим деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как отмечается в пояснительной записке, осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сопровождается суровыми климатическими условиями, сложной транспортной логистикой, неразвитой инфраструктурой, что ведёт к дополнительным издержкам ведения бизнеса. Речь идёт об оплате дороги к месту отдыха и обратно, предоставлении ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, а также о сокращённой рабочей неделе для женщин. Суммы расходов на выплату районного коэффициента также относятся к расходам на оплату труда в полном размере и никак не компенсируются. Бизнес на Севере неконкурентоспособен.

Такая налоговая нагрузка на организации, в том числе относящиеся к субъектам МСП, отрицательно сказывается на возможности их развития в сложных условиях Крайнего Севера. В сложившейся экономической ситуации представляется целесообразным изменение подхода действующего нормативного правового регулирования в отношении субъектов МСП, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

… о вычете при покупке отечественного автомобиля многодетной семьей

9 июня группой депутатов фракции “ЛДПР” ГосДумы был внесен законопроект № 377357-8 с предложением ввести для семей с двумя и более детьми имущественный налоговый вычет по НДФЛ в размере 13 % от суммы фактически произведенных расходов на приобретение легкового автомобиля отечественного производства.

Как объясняют свое предложение сами депутаты в пояснительной записке, законопроект направлен на социальную поддержку семей, воспитывающих двух и более детей.

Расширение мер поддержки семей, воспитывающих двух и более детей, создает социально-экономические условия, благоприятствующие рождению, содержанию и воспитанию нескольких детей. Многие семьи нуждаются также в транспортном средстве, особенно в больших городах. Автомобиль - это не роскошь, а необходимость. Решая проблему обеспеченности семей с двумя и более детьми личным транспортом, дополнительно оказывается поддержка отечественным производителям автомобилей.

 

… о порядке исчисления НДС при перепродаже автомобилей, приобретенных у физ/лиц

9 июня группа сенаторов Совета Федерации внесла в ГосДуму законопроект № 377391-8, в котором предложила распространить порядок определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, приобретенных у физ/лиц, как разницу между стоимостью продажи и покупки на всех участников многостадийного процесса перепродажи автомобилей.

По мнению инициаторов разработки законопроекта, выраженному в пояснительной записке, внесение предлагаемых изменений в НК РФ повлечет за собой рост доли дилеров на рынке продаж автомобилей с пробегом и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Продажа автомобилей с пробегом в официальном секторе позволит дилерам:

- избежать сокращения персонала в связи с ограничениями продаж новых автомобилей в результате введенных санкций;

- приведет к дополнительному привлечению персонала, осуществляющего такую продажу, что также увеличит налоговые поступления в бюджет в виде страховых взносов и НДФЛ;

- позволит официальным дилерам работать эффективно, легализовать рынок продаж автомобилей с пробегом, сделав его прозрачным;

- даст дополнительные гарантии покупателям, поскольку юридические лица несут ответственность по Закону о защите прав потребителей.

Кроме того, предлагаемые изменения позволят распространить специальный порядок определения налоговой базы для НДС на сделки, связанные с реализацией приобретенных автомобилей у юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для перепродажи.

 

… о внесении изменений в НК РФ в связи с установлением налога на сверхприбыль

13 июня Правительством в ГосДуму внесен законопроект № 379177-8, которым в НК РФ вносятся изменения в связи с установлением налога на сверхприбыль.

Так, проектом предлагается закрепить в НК РФ категорию налогов разового характера, установление которых предусматривается отдельными федеральными законами.

Как указывается в пояснительной записке, законопроект разработан в целях создания упрощенного порядка установления разовых налогов, в частности, налога на сверхприбыль, введение которого направлено на формирование дополнительных доходов федерального бюджета.

 

… об установлении налога на сверхприбыль

13 июня Правительством в ГосДуму внесен законопроект № 379248-8 о налоге на сверхприбыль.

Законопроектом предлагается установить для организаций, у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась выше 1 млрд рублей, налог на сверхприбыль, определив, что налоговая база для данного налога рассчитывается как прирост средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, а налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов.

При этом, в случае фактического перечисления в 2023 году определенной суммы денежных средств (обеспечительного платежа) в федеральный бюджет, размер налога, по сути, может быть равен величине, исчисленной по ставке 5 процентов, а эти перечисленные средства будут зачтены в счет уплаты налога на сверхприбыль.

Кроме того, налог на сверхприбыль будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет и носить разовый характер.

Законопроектом также предусматривается ряд категорий организаций, которые исключаются из состава налогоплательщиков налога на сверхприбыль.

Согласно пояснительной записке, проект федерального закона разработан в целях формирования дополнительных доходов федерального бюджета.

 

… об особенностях уплаты страховых взносов

13 июня Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 379441-8, предусматривающий внесение изменений в НК РФ в части установления особого порядка исчисления и уплаты страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования.

Законопроектом предусматривается установление особого порядка исчисления и уплаты страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с выплат в пользу российских и иностранных граждан с учетом положений международных договоров.

В этой связи вносятся изменения в том числе в ст. 431 НК РФ, устанавливающие порядок уплаты с выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, в пользу российских и иностранных граждан страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования в случаях, когда положениями международных договоров (соглашений) предусмотрено, что указанные лица застрахованы только по одному или двум из трех видов обязательного социального страхования в РФ

Также законопроектом предлагается внести изменения в ст. 430 и 432 НК РФ в части установления возможности уплаты страховых взносов за себя только на обязательное медицинское страхование, размер которых определяется по нормативу, установленному БК РФ.

 

… об усилении гарантий для предпринимателей в уголовном процессе

19 июня Верховный Суд РФ внес в ГосДуму законопроект № 383210-8 «О внесении изменения в ст. 5 УПК РФ, направленного на усиление процессуальных гарантий субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности».

Проектом предусмотрено внесение изменений в ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе», а именно введение новых понятий:

- преступления, совершенные ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, в ст. 20, 811, 108 и 164 настоящего Кодекса - преступления, совершенные ИП в ходе осуществления им самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и (или) при управлении принадлежащим ему имуществом, используемым для такой деятельности;

- преступления, совершенные членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, в ст. 20, 811, 108 и 164 настоящего Кодекса - преступления, совершенные членом органа управления коммерческой организации при осуществлении им полномочий по управлению данной организацией или в ходе осуществления коммерческой организацией самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, или в ходе осуществления коммерческой организацией иной экономической деятельности.

Верховный Суд РФ отметил в пояснительной записке, что, как показало изучение правоприменительной практики, по уголовным делам в отношении ИП и членов органов управления коммерческих организаций органы предварительного расследования и суды испытывают определенные сложности при разграничении преступлений, совершенных в связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью, и преступлений, не связанных с такой деятельностью, что обусловлено в том числе правовой неопределенностью, вызванной отсутствием в уголовно-процессуальном законе понятия «преступления, совершенные в связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью». Именно в целях устранения правовой неопределенности и предлагается внести изменения в ст. 5 УПК РФ.

По мнению авторов, принятие законопроекта будет способствовать гуманизации уголовного судопроизводства и повышению уровня процессуальных гарантий для подозреваемых и обвиняемых – ИП, членов органов управления коммерческих организаций, поскольку устранит существующие пробелы в правовом регулировании и трудности в правоприменительной практике, связанные с оценкой возможности распространения на таких лиц специальных правил, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, в том числе положениями об избрании меры пресечения.

Это позволит сократить по рассматриваемой категории дел количество случаев заключения под стражу субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в пользу решений о применении к ним иных, более мягких, мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества, в первую очередь залога и запрета определенных действий, будет способствовать защите бизнеса от различного рода злоупотреблений при производстве следственных действий, в том числе предусматривающих изъятие предметов и документов в целях последующего признания их вещественными доказательствами. Тем самым создаются условия для продолжения осуществления этими лицами предпринимательской или иной экономической деятельности в период предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу.

 

… о цифровом рубле в налог/законодательстве

20 июня сенатор Журавлев Н.А. и депутаты Аксаков А.Г. (СРЗП), Ануфриева О.Н. (Единая Россия) внесли в ГосДуму законопроект № 384598-8 «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ», которым предусмотрены следующие изменения, связанные с интеграцией в законодательство о налогах и сборах положений о цифровом рубле:

- предусматривается введение в ст. 11 НК РФ понятия «счет цифрового рубля»;

- предлагается внести изменения в ст. 46 и 48 НК РФ в целях недопущения невозможности взыскания задолженности за счет цифровых рублей налогоплательщика (налогового агента) - организации или ИП, а также физического лица, не являющегося ИП, находящихся на счетах цифрового рубля;

- предусматривается возможность обратить взыскание на цифровые рубли при условии недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщиков либо его электронных денежных средств;

- предусмотрены изменения, устанавливающие право налоговых органов приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля, а также требовать от оператора платформы цифрового рубля документы, подтверждающие факт списания со счета цифрового рубля налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

- предлагается установить порядок налогообложения операций со счетом цифрового рубля, аналогичный порядку совершения операций с банковским счетом (освобождение от налогообложения НДС операций, связанных с открытием и ведением счета цифрового рубля, осуществлением переводов (перечислений) денежных средств с использованием платформы цифрового рубля);

- в целях определения НДФЛ законопроектом предлагается установить дату фактического получения дохода при зачислении цифровых рублей на счет цифрового рубля налогоплательщика;

- для целей определения налога на прибыль организаций, в случаях, когда доходные или расходные операции организаций осуществляются с использованием счета цифрового рубля, законопроектом предлагается предусмотреть порядок признания дохода при методе начисления, порядок признания расходов при методе начисления, а также при кассовом методе, путем внесения изменений в соответствующие статьи НК РФ.

 

… о нулевой ставке по НДС для туроператоров

22 июня депутаты из фракции «ЛДПР» внесли в ГосДуму законопроект № 385965-8 «О внесении изменения в ст. 164 ч. II НК РФ» в части установления ставки 0 % по НДС для организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Так, в ст. 164 НК РФ предлагается закрепить, что налогообложение производится по нулевой ставке при реализации:

- работ (услуг) по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемых юридическим лицом;

- услуг по представлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденными Правительством, при условии реализации полного объема услуг классифицированной гостиницы с одновременной реализацией услуг по представлению физическим лицам средства размещения.

Как указывают авторы законопроекта, такое решение станет эффективной антикризисной мерой и позитивно отразится на ценообразовании турпродуктов, сделав их доступными большему количеству граждан РФ.

Правительство законопроект не поддержало, отметив, что:

- подп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено, что налогообложение на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 % при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Положения данного подпункта применяются по 30.06.2027 включительно, если гостиница или иное средство размещения были введены в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) до 01.01.2022. Обсуждение вопросов совершенствования законодательства в части установления дополнительных налоговых преференций при реализации гостиничных услуг и услуг иных средств размещения возможно после 30.06.2027 с проведением анализа эффективности и результативности ранее принятых решений;

- законопроект предусматривает налогообложение по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг) по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемых только юридическим лицом, при том, что Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» туристская деятельность определена как туроператорская и турагентская деятельность, осуществляемая как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Данное положение законопроекта не согласуется с законодательством РФ о налогах и сборах, основывающимся на признании всеобщности и равенства налогообложения, которое не может иметь дискриминационный характер.

 

… об освобождении от НДФЛ процентов по вкладам

26 июня депутаты от фракции «ЛДПР» внесли в ГосДуму законопроект № 388125-8, предусматривающий продление на 2023 г. действия нормы об освобождении от обложения НДФЛ доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.

По мнению авторов законопроекта, такое решение может стать одной из антикризисных мер поддержки в условиях возрастающего уровня беспрецедентного давления со стороны ряда иностранных государств.

Правительство проект не поддержало, отметив, что принятие соответствующего федерального закона приведет к выпадающим доходам федерального бюджета в 2024 г. в размере 101,6 млрд руб., что негативно повлияет на возможность финансового обеспечения расходных обязательств государства, в том числе социальных.

 

… о ратификации протокола по косв/налогам при оказании электронных услуг

26 июня Президент внес в ГосДуму законопроект № 388850-8 о ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме.

Протоколом устанавливается порядок взимания НДС при оказании услуг в электронной форме налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, а также физическим лицам, не являющимся ИП и налогоплательщиками в соответствии с законодательством другого государства-члена, но соответствующим условиям определения места осуществления деятельности, предусмотренным положениями порядка.

 

… об освобождении от НДС операций по реализации тур/продукта

27 июня Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 389988-8 о внесении изменения в ст. 149 ч. II НК РФ, которым предлагается освободить от налогообложения НДС операции по реализации организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего и (или) въездного туризма. Данное освобождение планируется применять с 01.01.2023 по 30.06.2027 включительно.

Как отмечают разработчики, принятие законопроекта приведет к снижению налоговой нагрузки на организации, осуществляющие туроператорскую деятельность, что создаст условия для снижения стоимости реализуемого ими туристского продукта в сфере внутреннего и (или) въездного туризма.

Отметим, что законопроект с предложением установить ставку 0 % по НДС для организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, был внесен 22 июня депутатами из фракции «ЛДПР». Правительство указанный законопроект не поддержало.

 

… об освобождении от НДФЛ в целях поддержки добровольчества

30 июня Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 391998-8 о внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ, которым предлагается освободить от обложения НДФЛ доходы:

- в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, перечень которых утвержден высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления;

- в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 1 ст. 217 НК РФ) и предоставления помещения во временное пользование, полученные налогоплательщиком за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.

Как отмечают авторы законопроекта, гранты, получаемые физическими лицами, как правило, направлены на развитие общественных инициатив, улучшение благоустройства городской среды, помощь незащищенным слоям населения, в том числе пожилым гражданам, а также предоставляются, как правило, в сфере поддержки образования, науки, культуры, развития гражданского общества, других общественно важных направлений. Предоставление возможности не платить налоги с таких грантов позволит направить больший объем средств на реализацию мероприятий по указанным направлениям.

 

… об освобождении от налога на прибыль доходов в виде грантов

30 июня депутаты Демин А.В. и Даванков В.А. («Новые люди») внесли в ГосДуму законопроект № 392264-8 о внесении изменения в ст.251 ч. II НК РФ, которым предлагается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных любыми уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

В настоящий момент такие гранты не учитываются при определении налоговой базы только в случае, если субсидии предоставлены Минцифры России.

 

… об увеличении предельного уровня доходов для самозанятых

03 июля депутаты из фракции ЛДПР и сенатор Афанасьева Е.В. внесли в ГосДуму законопроект № 393494-8, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Законопроектом предлагается увеличить максимальный доход самозанятого с 2,4 до 4,8 млн руб. По мнению авторов, принятие законопроекта позволит снизить количество «теневых» сделок, увеличить количество самозанятых и, соответственно, повысить налоговые поступления.

Правительство проект не поддержало, отметив, что:

- доля плательщиков НПД, получающих доходы, приближенные к предельному значению (от 2,0 млн до 2,4 млн руб.), за 2022 г. незначительна и составляет 0,89 % от общего количества самозанятых;

- дальнейшее увеличение в целях применения данного налогового режима предельной величины доходов повлечет расширение круга лиц, применяющих НПД, что, в свою очередь, может привести к снижению доходов бюджетов за счет уменьшения поступлений налогов, от уплаты которых освобождены соответствующие категории налогоплательщиков;

- в связи с тем, что НПД введен в порядке эксперимента на срок до 31.12.2028, предложения об изменении параметров НПД целесообразно рассматривать на основании анализа результатов эксперимента.

 

ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты…

… о масштабных поправках в ч. I и II НК РФ

20 июня ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 369931-8, которым предусмотрено внесение масштабных поправок в НК РФ.

Напомним, что среди многочисленных поправок указанным законопроектом предлагается, в частности, отнести доходы в виде вознаграждения и иных выплат при выполнении дистанционным работником трудовой функции по договору с российской организацией - работодателем к доходам от источников в РФ и установить налоговую ставку в отношении таких доходов для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размерах, установленных для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами РФ.

 

… о предоставлении копий учредит/документов в электронном виде

20 июня ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении законопроект № 332018-8, предусматривающий внесение изменений в ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».

Напомним, что авторы законопроекта предлагают бесплатно предоставлять в электронной форме копии содержащегося в ЕГРЮЛ учредительного документа юридического лица и внесенных в него изменений. Как следует из пояснительной записки, такое решение обеспечит сокращение бумажного документооборота и снижение затрат запрашивающего этот документ лица.

 

… об особенностях уплаты страховых взносов

28 июня ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении законопроект № 379441-8, предусматривающий внесение изменений в НК РФ в части установления особого порядка исчисления и уплаты страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования.

Законопроектом предусматривается установление особого порядка исчисления и уплаты страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с выплат в пользу российских и иностранных граждан с учетом положений международных договоров.

В этой связи вносятся изменения в том числе в ст. 431 НК РФ, устанавливающие порядок уплаты с выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, в пользу российских и иностранных граждан страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования в случаях, когда положениями международных договоров (соглашений) предусмотрено, что указанные лица застрахованы только по одному или двум из трех видов обязательного социального страхования в РФ

Также законопроектом предлагается внести изменения в ст. 430 и 432 НК РФ в части установления возможности уплаты страховых взносов за себя только на обязательное медицинское страхование, размер которых определяется по нормативу, установленному БК РФ.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ рассмотрел спор о взыскании процентов, начисленных из-за ошибки другого гос/органа

 СКЭС ВС РФ изложила свои выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы ООО Фирма «Пантан» в определении № 305-ЭС23-2253 от 19.06.2023 (дело № А40-16745/2022).

Фабула дела: принадлежащее обществу нежилое здание было включено в утвержденный правительством субъекта Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Налогоплательщик исчислил и уплатил налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания.

В дальнейшем отдельные положения Перечня были признаны недействующими с момента начала того налогового периода, на который они изначально распространяли свое действие, а принадлежащее обществу здание было исключено из перечня. В связи с этим налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога, представив уточненную декларацию за указанный период.

Налоговый орган, в свою очередь, отказал в возврате налогоплательщику налога по причине нарушения срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня уплаты).

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд, заявив также требование об уплате процентов на сумму излишне взысканного налога, рассчитанную по правилам ст. 79 НК РФ.

В период рассмотрения спора в арбитражном суде инспекцией приняты решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), а также процентов, начисленных в порядке п. 10 ст. 78 НК РФ за период с 14.10.2021 по 17.03.2022 (дата фактического возврата денежных средств).

Налогоплательщик, в свою очередь, скорректировал требования, в том числе уменьшил размер процентов на сумму процентов, фактически уплаченных налоговым органом.

Арбитражный суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, исходя из того, что в спорной правовой ситуации начисление процентов должно производиться по правилам ст. 79 НК РФ, поскольку как излишне взысканные могут быть квалифицированы те суммы, которые уплачены или взысканы в отсутствие правовых оснований, то есть незаконно и необоснованно, в том числе в результате вынесения неправомерного нормативного акта. Кроме того, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Арбитражный суд апелляционной инстанции согласился с выводами нижестоящего суда.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в свою очередь, принятые по делу судебные акты отменил, а в удовлетворении требований общества отказал. По мнению суда, в рассматриваемом случае положения ст. 79 НК РФ не применимы, поскольку общество самостоятельно исполняло свою налоговую обязанность и рассчитывало сумму налога, подлежащего к уплате. Излишняя уплата налога возникла у налогоплательщика не в результате действий налогового органа или вынесенного инспекцией решения, а вследствие исполнения предписаний нормативного правового акта Правительства Москвы, признанного судом недействующим. Исходя из этого, суд округа пришел к выводу, что налоговым органом правомерно применены положения п. 10 ст. 78 НК РФ при начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога.

СКЭС ВС РФ, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам:

  1. По вопросу об основании для начисления процентов

Если основанием для излишнего поступления налогов в бюджет послужило издание незаконного нормативного правового акта в сфере налогообложения, спорные суммы налогов должны рассматриваться как излишне взысканные с начислением процентов по соответствующим правилам.

Такие суммы налогов не могут рассматриваться как излишне уплаченные, что влекло бы за собой ограничение начисления процентов только периодом просрочки налогового органа в осуществлении возврата налога, поскольку в упомянутой ситуации налогоплательщик не допустил ошибки, а исполнял действующее законодательство.

Во всяком случае, добросовестный налогоплательщик, исполнявший обязанность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не может быть поставлен в более обременительное положение в сравнение с лицами, уклонявшимися от исполнения данной обязанности, что произошло бы в случае отказа в применении п. 5 ст. 79 НК РФ в сложившейся ситуации.

Исходя из сделанных судом общей юрисдикции выводов относительно незаконности изданного правительством нормативного правового акта, государством на налогоплательщика была неправомерно возложена обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций в повышенном размере.

Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности поведения фирмы «Пантан», судами в ходе рассмотрения дела не установлено.

  1. Относительно исчисления трехлетнего срока на подачу заявления

По своему буквальному содержанию п. 3 ст. 79 НК РФ связывает начало течения срока на обращение налогоплательщика за возвратом излишне взысканных сумм налогов и выплатой процентов с совокупностью двух обстоятельств: во-первых, сумма налога должна быть внесена в бюджет и, во-вторых, налогоплательщику должно быть ясно, что налог незаконно взимается с него в повышенном размере.

О возникновении в будущем оснований для взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик, как правило, узнает еще до наступления очередного налогового периода – из результатов проведенных уполномоченными органами мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, имея при этом возможность потребовать устранения допущенных ошибок путем проведения повторного мероприятия.

Опубликование нормативного правового акта, которым на очередной налоговый период (календарный год) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также происходит до начала налогового периода.

Таким образом, как правило, налогоплательщик уже к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящем излишнем взыскании налога и имеет возможность заранее принять меры по защите своих прав как в административном порядке – путем обращения за пересмотром результатов мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, так и в судебном порядке – путем оспаривания нормативного правового акта об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Эта возможность сохраняется у налогоплательщика и после начала налогового периода, составляющего календарный год.

Принятие мер, направленных на пересмотр в административном порядке результатов указанных мероприятий, либо на оспаривание нормативного правового акта и своевременность принятия таких мер находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика.

С учетом таких особенностей правового регулирования в рассматриваемой ситуации установленный п. 3 ст. 79 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.

Верховный Суд РФ отменил ранее состоявшиеся по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, указав на необходимость учесть изложенную в определении правовую позицию, проверить расчет процентов и соблюдение сроков обращения за их выплатой.

 

ВС РФ рассмотрит дело об определении налог/базы по НДС

 Судья Верховного Суда РФ Антонова М.К. определением № 305-ЭС23-4066 от 21.06.2023 передала на рассмотрение СКЭС Верховного Суда РФ кассационную жалобу ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (дело № А40-21941/2022).

Фабула дела: по результатам проверки налогоплательщику доначислены акциз и НДС, а также увеличены убытки, заявленные в целях исчисления налога на прибыль.

Основанием для принятия решения в оспариваемой части (НДС и пени) послужил вывод налогового органа об искажении обществом сведений о фактах хозяйственной жизни ввиду неотражения в бухгалтерском и налоговом учете сведений о производстве объекта налогообложения акцизом.

По мнению инспекции, заявителем произведен и реализован подакцизный товар, полученный в результате смешения нескольких компонентов (разбавления подакцизной продукцией с меньшей ставкой акциза или безакцизной продукцией) до характеристик, позволяющих отнести его к дизельному топливу, однако сумма акциза в стоимость подакцизного товара не включена. Неначисление акциза на полученное в результате смешивания дизельное топливо привело к занижению суммы НДС, подлежащей уплате за 2016 и 2017 гг.

Рассматривая спор, суд первой инстанции согласился с выводами налогового органа о том, что занижение стоимости реализованной продукции на сумму акцизов повлекло неверное определение налоговой базы по НДС, поскольку налоговая база по НДС определяется с учетом акцизов. При этом доначисление НДС признано правомерным, исходя из ставки налога 18 %. Довод общества о невозможности взыскания НДС в размере, превышающем НДС, полученный от покупателей при реализации подакцизного товара, признан судом необоснованным.

Отменяя решение суда и признавая незаконным решение инспекции в части начисления НДС и пеней, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доначисление акциза не влечет увеличение НДС, подлежащего уплате в бюджет по операциям розничной купли-продажи. Независимо от размера акциза, включенного в стоимость товара, размер НДС по операции розничной купли-продажи остается неизменным и определяется расчетным методом на основании п. 4 ст. 164 НК РФ из цены розничной реализации (по расчетной ставке 18/118 от цены реализации). Также суд не усмотрел оснований для начисления пеней на сумму недоимки, образовавшейся в связи с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений уполномоченного органа.

Суд округа, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, поддержал выводы суда первой инстанции.

В кассационной жалобе заявитель обратил внимание на то, что:

- примененный налоговым органом способ доначисления не соответствует требованиям п. 4 ст. 164 НК РФ, поскольку сумма доначисленного НДС должна была определяться расчетным путем, а именно из цены сделок по розничной реализации нефтепродуктов (18/118);

- НДС не может исчисляться в сумме, которая не соответствовала бы реально сформированной цене и не могла быть полностью предъявлена к оплате покупателями в ее составе.

Судья отметила, что доводы общества заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ.

Судебное заседание назначено на 15:00 12.07.2023.

 

 

 


В избранное