← Июнь 2023 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 10 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
-5 за неделю
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса
Группа компаний «Налоги и финансовое право» ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ВЕСТНИК о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса № 5 - 1 - 2023 (май, часть - 1) ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ Правительство обяжет платить 20% в бюджет при продаже ценных бумаг Стали известны подробности будущего закона о налоге на сверхприбыль Руководитель ФНС Д.В. Егоров выступил на заседании СовФеда Руководитель ФНС Д.В. Егоров извинился за проблемы с ЕСН 29 мая Президент подписал несколько «налоговых» законов: … о приоритете НДФЛ при уплате налогов посредством ЕНС … об освобождении от НДФЛ дохода от продажи зем/участка … об освобождении от НДФЛ возмещения дольщикам … о спорт/организациях «Сириуса» и об освобождении от НДФЛ мат/поддержки обучающимся … об освобождении мобилизованных от госпошлины за выдачу паспорта и водит/прав В ГосДуму внесены законопроект о масштабных поправках в ч. 1 и 2 НК РФ ГОСДУМА И НАЛОГИ Календарь рассмотрения ГосДумой налог/проектов в июне 2023 В ГосДуму внесены законопроекты о налогах: … об освобождении от НДФЛ доходов от рос/облигаций … о приоритете НДФЛ при расчетах через ЕНС … о ресторанном сборе для поддержки участников СВО … об освобождении от НДС услуг застройщика по № 44-ФЗ … об НДФЛ с доходов, превышающих 10 млн руб. … о переносе сроков уплаты имущественных налогов физ/лицами ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты: … об увеличении порога ущерба для эконом/преступлений … о налогах на газ, добытый в ЯНАО … об изменении НК РФ в целях поддержки производителей синтетического каучука ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ Отсутствие удержанных налогов не освобождает от сдачи налог/расчета Приобретение и реализация зем/участков м.б. оценены как «предпринимательство» Запись в ЕГРИП само по себе не является основанием для начисления страх/взносов Третье лицо вправе погасить зареестровые требования налог/органа ВС РФ рассмотрит спор о взыскании процентов, начисленных из-за ошибки другого гос/органа ВС РФ рассмотрел спор о применении ст. 275.1 НК РФ ФНС указывает на возможность блокировки депозитных счетов ФНС не будет формировать справки и акты по ЕНС 28-го числа Минюст сможет требовать раскрытия информации о бенефициарных владельцах ФНС обновила данные для оценки риска ВНП Изменились формы документов для самозанятых ФНС против закрепления понятия «должная осмотрительность» ФНС разъяснила как исключить из ЕНС старые долги Неплательщики налогов в 2022 г. возместили свыше 50 млрд руб. ущерба В 2022 г. россияне получили вычеты по НДФЛ на 2,7 трлн руб. Изменились реквизиты получателя платежей по ЕНС ФНС разъяснила, когда начнут применяться новые размеры соц/вычетов Правительство усовершенствовало оценку рег/воздействия проектов НПА на бизнес
ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИПравительство обяжет платить 20% в бюджет при продаже ценных бумагКак следует из пресс-релиза на сайте Минфина, подкомиссия Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ приняла решение исходить, как правило, из целесообразности установления обязательства по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере 20 %: - от номинальной стоимости российских ценных бумаг (в случае осуществления (исполнения) сделок (операций) с облигациями федерального займа, облигациями российских эмитентов, централизованный учет прав на которые (обязательное централизованное хранение которых) осуществляется российским депозитарием); - от суммы осуществляемой (исполняемой) сделки (операции) с российскими ценными бумагами (в случае осуществления (исполнения) сделок (операций) с акциями российских акционерных обществ, инвестиционными паями российских паевых инвестиционных фондов). Названные условия будут распространяться на сделки с ценными бумагами, приобретенными после 01.03.2022 у «недружественных» лиц и зачисленными на счет в российском депозитарии. Стали известны подробности будущего закона о налоге на сверхприбыль28 апреля Минфин разослал в профильные министерства и ведомства, а также в РСПП и «Деловую Россию» письмо, в котором было предложено заинтересованным организациям согласовать законопроект в срок до 10.05.2023. К письму прилагались тексты проектов двух федеральных законов: «О внесении изменений в часть I и ст.270 части II НК РФ» и «О налоге на сверхприбыль прошлых лет» Так, в соответствии с первым законопроектом:
В соответствии с проектом федерального закона «О налоге на сверхприбыль прошлых лет»:
Комментарий «НФП»: Таким образом, в налоговой системе России появляется новый вид налогов, «налоги чрезвычайного характера», каковым выступает «налог на сверхприбыль прошлых лет». Причём этот налог будет регулироваться не НК РФ, а специальным отдельным законом. Можно предположить, что появление «чрезвычайных налогов» как вида может способствовать тому, что кроме «налога на сверхприбыль» не исключено появление иных налогов. Интересно отметить, что в проекте отсутствуют положения о прекращении его действия, в связи с чем можно предположить, что этот налог может стать «многоразовым» и взиматься регулярно, от случая к случаю по воле властей. Руководитель ФНС Д.В. Егоров выступил на заседании СовФеда24 мая в СовФеде состоялся «правительственный час», в рамках которого с докладом выступил Даниил Егоров. Руководитель ФНС России, среди прочего, обратил внимание на следующие результаты деятельности и планы налоговых органов: - ФНС России полностью готова к расширению эксперимента по внедрению АУСН, а регионам можно предоставить возможность самим решать вопрос о введении этого налогового режима; - несмотря на санкционное давление и разрывы логистических цепочек, поступления выросли на 5 трлн руб. и составили рекордную сумму 33,6 трлн руб., а ФНС России обеспечила оказание мер поддержки гражданам и бизнесу; - сокращены сроки возврата вычетов по НДФЛ, что позволило в короткие сроки вернуть более 428 млрд руб.; - для бизнеса в проактивном режиме предоставлены отсрочки по уплате налогов на 1,2 трлн. руб.; - продолжается развитие системы электронного документооборота между хозяйствующими субъектами. Сегодня уже более 45 % документов, таких как счета-фактуры, поступают в электронном виде; - ФНС России вышла с инициативой об ускоренном возмещении НДС. Теперь более 80% НДС возвращается в течение месяца, при этом большая часть возвращается в течение восьми дней; - в два раза сократилось количество приостановок операций по счетам, обнулен НДС для гостиниц, создана Площадка по реструктуризации долга, задача которой помочь бизнесу, попавшему в сложную экономическую ситуацию, разобраться с долгами и сохранить рабочие места; - на базе реестра ЗАГС запущен Единый регистр населения, в котором насчитывается 138 млн записей. С 2025 г. органы власти всех уровней полностью перейдут на использование ЕРН как основного источника сведений о россиянах. Это позволит государству проактивно оказывать услуги людям, которым больше не придется доказывать свое право на ту или иную меру поддержки. Аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин рассказал, что «в результате нашего взаимодействия с ФНС службой было выпущено несколько инструктивных писем в адрес своих территориальных налоговых органов с мерами, направленными на сокращение сроков проведения проверки, отказ от малоэффективных проверок и уменьшение числа документов, которые затребываются у налогоплательщика». Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, в свою очередь, высоко оценила работу ведомства: «Налоговая служба подает пример другим органам власти в том, как надо двигаться, а не стоять на месте, совершенствовать свою работу. Сегодня Налоговая служба - лидер информационных технологий, и акцент сделан на том, чтобы реализовывать проекты, которые будут способствовать экономическому росту, социальной поддержке граждан и созданию благоприятных условий для бизнеса. Если сравнить 10-15 лет назад и сейчас - это две разные картинки: настолько удобно, настолько комфортно, настолько современно. Это признанная в мире лучшая налоговая система и налоговая служба». Руководитель ФНС Д.В. Егоров извинился за проблемы с ЕСНКак пишет РБК, 30 мая, выступая на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей, глава ФНС России Даниил Вячеславович Егоров принес извинения за проблемы при внедрении института единого налогового счета (ЕНС). «Первое — это мои извинения за то качество внедрения, которое мы сделали. Внедрение плохое. Мы не предусмотрели то, что, нам казалось, будет работать, когда мы смотрели на 200 с небольшим компаний. Когда пошла вся страна, система, большие данные не выдержали. Пришлось менять фундамент всей системы. Из-за этого мы вынуждены были закрыть раздел единого налогового счета в личном кабинете и выдавали только справки об отсутствии задолженности, справки о принадлежности», — сказал Егоров. Он признал, что возникшие проблемы причинили бизнесу «огромные неудобства». Так же руководитель ФНС отметил, что «цена внедрения, конечно, сейчас перевешивает те эффекты, которых мы планировали добиться от самого проекта. Но это уже данность, с которой мне придется дальше жить». Более подробно см. здесь. Комментарий от «НФП»: Занимаясь налогами свыше 30 лет можем с уверенностью утверждать, что на нашей памяти это первый случай, когда руководитель налогового ведомства открыто признаёт ошибки и совершает акт извинения перед налогоплательщиками. 29 мая Президент подписал несколько «налоговых» законов:… о приоритете НДФЛ при уплате налогов посредством ЕНС29 мая на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон от 29.05.2023 № 196-ФЗ «О внесении изменений в ч. I НК РФ». В соответствии с изменениями, внесенными указанным федеральным законом, с 29.05.2023 принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, определяется налоговыми органами на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы. Также указанным федеральным законом предусмотрено, что с 29.06.2023 в случае поступления уведомления, содержащего информацию об исчисленной и удержанной налоговым агентом сумме НДФЛ, до наступления установленного срока его перечисления сумма денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС соответствующего налогового агента, в размере, не превышающем сумму НДФЛ, подлежащую перечислению на основании такого уведомления, зачитывается налоговым органом не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган такого уведомления, в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогового агента по перечислению указанного налога. … об освобождении от НДФЛ дохода от продажи зем/участка29 мая на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон от 29.05.2023 № 198-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217.1 ч. II НК РФ». Закон уточняет положения п. 2.1 ст. 217.1 НК РФ, освобождая от налогообложения при соблюдении установленных п. 2.1 условий также доходы: - от продажи земельного участка, на котором расположено жилое помещение (доли в праве собственности на земельный участок, связанной с долей в праве собственности на жилое помещение); - от продажи хозяйственных строений и (или) сооружений, которые расположены на земельном участке. Предусматривается, что для освобождения от НДФЛ таких доходов продажа земельного участка должна осуществляться одновременно с продажей жилого помещения, а продажа хозяйственных строений или сооружений – одновременно с продажей земельного участка и жилого помещения. Уточняется, что доход освобождается от налогообложения при условии, что такое имущество не использовалось в предпринимательской деятельности. Дополнительно субъектам РФ предоставляется право установить предельный размер площади земельного участка, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения. … об освобождении от НДФЛ возмещения дольщикам29 мая на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон от 29.05.2023 № 201-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ». Законом в новой редакции излагается п. 71 ст. 217 НК РФ: от обложения НДФЛ освобождаются доходы, полученные налогоплательщиком по одному из следующих оснований: - в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»; - в качестве меры по защите прав граждан - участников долевого строительства в соответствии с законодательством субъектов РФ;». Указанные изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня опубликования федерального закона. … о спорт/организациях «Сириуса» и об освобождении от НДФЛ мат/поддержки обучающимся29 мая на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон от 29.05.2023 № 200-ФЗ «О внесении изменений в ст. 217 и 372-1 ч. II НК РФ», предусматривающий освобождение от обложения НДФЛ дохода в виде материальной поддержки, оказываемой нуждающимся обучающимся в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Указанным законом также вносятся изменения в ст. 372.1 НК РФ, закрепляющую особенности установления налога и налогообложения в федеральной территории «Сириус»: от уплаты налога также будут освобождаться образовательные организации и организации, основным видом экономической деятельности которых в течение всего налогового периода является деятельность спортивных объектов, – в отношении объектов недвижимого имущества, введенных в эксплуатацию начиная с 01.01.2022, площадью свыше 15 000 кв. м. (с некоторыми особенностями). … об освобождении мобилизованных от госпошлины за выдачу паспорта и водит/прав29 мая на Официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Федеральный закон от 29.05.2023 № 187-ФЗ «О внесении изменений в ст. 333.35 ч. II НК РФ». В соответствии с законом государственная пошлина не будет уплачиваться за выдачу паспорта гражданина РФ взамен утраченного или пришедшего в негодность, а также за выдачу национального водительского удостоверения взамен утраченного или пришедшего в негодность следующим лицам, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, а также обеспечивающим (обеспечивавшим) выполнение задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: - военнослужащим, в том числе призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ; - имеющим специальные звания полиции, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ; - сотрудникам органов внутренних дел РФ, уголовно-исполнительной системы РФ, Следственного комитета РФ; - заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ); - относящимся к ветеранам боевых действий в соответствии с подп. 11, 23, 24 и 9 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В ГосДуму внесены законопроект о масштабных поправках в ч. 1 и 2 НК РФ31 мая Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 369931-8, которым предусматриваются, в частности, следующие изменения:
ГОСДУМА И НАЛОГИКалендарь рассмотрения ГосДумой налог/проектов в июне 2023ГосДума опубликовала календарь рассмотрения вопросов в июне 2023 г., согласно которому в этом месяце будут рассмотрены следующие законопроекты в сфере налогообложения и финансового права:
В ГосДуму внесены законопроекты о налогах:… об освобождении от НДФЛ доходов от рос/облигаций11 мая депутаты фракции «СРЗП» внесли в ГосДуму законопроект № 357128-8, предусматривающий внесение изменений в гл. 23 НК РФ в части освобождения от НДФЛ доходов по облигациям российских организаций, номинированным в рублях. Как следует из текста пояснительной записки, авторы законопроекта предлагают восстановить ранее действовавшие нормы, освобождавшие от НДФЛ доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 01.01.2017, суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств-участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления. Указанное освобождение предлагается сделать временным на 5 лет с распространением только на доходы, полученные резидентами РФ. По мнению разработчиков, принятие законопроекта повысит привлекательность отечественных ценных бумаг, позволит гражданам сохранить и приумножить свои сбережения без налога, а также будет противодействовать вывозу капитала за рубеж, поскольку сделает отечественные финансовые инструменты более привлекательными. Правительство РФ, в свою очередь, законопроект не поддержало, указав в заключении, что реализация положений, предусмотренных законопроектом, приведет к формированию выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в то время как законопроект не содержит положений, определяющих источники компенсации. … о приоритете НДФЛ при расчетах через ЕНС11 мая депутаты фракции «Единая Россия» и сенаторы Валентина Матвиенко, Андрей Яцкин, Николай Журавлев, Анатолий Артамонов внесли в ГосДуму законопроект № 357275-8, предусматривающий внесение изменений в ч. I НК РФ в части совершенствования института ЕНС. Законопроектом предлагается, среди прочего, изменить последовательность при определении принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, предусмотрев зачисление НДФЛ в соответствующие бюджеты в первоочередном порядке. Как отмечают авторы, обосновывая необходимость соответствующих изменений, основным источником налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в большинстве регионов является НДФЛ. Введение единого срока уплаты налоговых платежей и отвлечение НДФЛ на погашение недоимок по иным налогам приводит к неравномерному поступлению средств в бюджеты, их разбалансировке и не позволяет в полной мере финансировать текущие бюджетные расходы. В этой связи первоочередное зачисление НДФЛ обеспечит более стабильные поступления в региональные и местные бюджеты. Кроме того, в этих же целях при наличии положительного сальдо ЕНС плательщика предлагается на основании представляемых налоговыми агентами уведомлений об исчисленных суммах НДФЛ в автоматическом режиме (без соответствующего заявления налогового агента о распоряжении средствами ЕНС) зачитывать суммы уже удержанного налоговыми агентами НДФЛ в счет предстоящего исполнения обязанности по перечислению указанного налога, тем самым обеспечивая более оперативное поступление средств в консолидированный региональный бюджет. При этом во избежание ситуаций, позволяющих налоговому агенту использовать средства удержанного, но не перечисленного в бюджет НДФЛ, в целях исполнения своих обязательств, отмена такого автоматического зачета по заявлению самого налогового агента не предусматривается. … о ресторанном сборе для поддержки участников СВО17 мая депутаты от «КПРФ» внесли в ГосДуму законопроект № 360954-8, предполагающий введение ресторанного сбора в целях дополнительной поддержки участников специальной военной операции, иных лиц и членов их семей. Авторы законопроекта предлагают установить ресторанный сбор в размере 1 % от суммы счета за оказанные рестораном, ночным клубом и баром услуги с последующим направлением в Государственный фонд поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». По мнению разработчиков, взимание ресторанного сбора не вызывает негативного общественного резонанса со стороны посетителей, поскольку его взимание составляет незначительную часть чека (процент чаевых в ресторанах значительно больше), но создаст положительный эффект в рамках всей страны по оказанию помощи участникам специальной военной операции и членов их семей. … об освобождении от НДС услуг застройщика по № 44-ФЗ18 мая депутаты фракции «СРЗП» внесли в ГосДуму законопроект № 361995-8, уточняющий отдельные аспекты освобождения от обложения НДС услуг застройщика. Разработчики предлагают освободить от обложения НДС помимо услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, также услуги застройщика в рамках договора инвестирования, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд». Как отмечают авторы законопроекта, налогообложение в настоящий момент указанных услуг НДС приводит к различию в подходах к регулированию аналогичных по форме и значимости сфер налогового законодательства. Правительство проект не поддержало, отметив, что, во-первых, принятие федерального закона приведет к ежегодным выпадающим доходам федерального бюджета, а, во-вторых, что проектируемые положения порождают правовую неопределенность, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой вид договора, как договор инвестирования в строительство, а существенные условия такого договора авторами законопроекта не раскрываются. … об НДФЛ с доходов, превышающих 10 млн руб.22 мая «КПРФ» внесла в ГосДуму законопроект № 363564-8, предполагающий внесение изменений в ст. 224 и 225 НК РФ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 10 млн руб. за налоговый период, по ставке 30 %. Правительство законопроект не поддержало, обратив внимание на то, что изменения, предусмотренные проектом, могут привести к уходу зарплат в тень, сокращению поступлений НДФЛ в бюджеты бюджетной системы и отчислений страховых взносов, что противоречит целям, определенным законопроектом. … о переносе сроков уплаты имущественных налогов физ/лицами31 мая Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан внесло в ГосДуму законопроект № 370436-8, которым предложило перенести сроки уплаты физическими лицами земельного налога и налога на имущество. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, внесение таких изменений позволит повысить финансовую устойчивость консолидированных бюджетов субъектов РФ, положительно повлиять на сбалансированность региональных и местных бюджетов и приведет к равномерной наполняемости бюджетов, а также к наличию в течение года необходимого объема средств для исполнения возложенных полномочий и принятых расходных обязательств. ГосДума приняла в 1м чтении законопроекты:… об увеличении порога ущерба для эконом/преступлений30 мая ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении законопроект № 327269-8, предусматривающий соответствующие изменения в УК РФ. В проекте предлагается увеличить порог крупного и особо крупного размера ущерба для целого ряда статей УК РФ. В частности, применительно к уклонению от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате (ст. 199 УК РФ) предлагается установить в качестве крупного размера ущерба 35 млн руб. (в настоящее время 15 млн руб.), а в качестве особо крупного – 100 млн. руб. (сейчас 45 млн руб.). Аналогичным образом предлагается пересмотреть размер ущерба и для случаев неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Для случаев уклонения страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3 и 199.4 УК РФ) предлагается предусмотреть, что для физических лиц крупным и особо крупным размером ущерба является 4 млн руб. и 20,5 млн руб. соответственно, для организаций – 13,5 млн руб. и 67,8 млн руб. Как указывают авторы законопроекта, необходимость уточнения размера ущерба и размера преступной деятельности (в том числе дохода), позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности как совершенное в крупном или особо крупном размере, продиктована, прежде всего, ростом инфляции за последние годы. … о налогах на газ, добытый в ЯНАО1 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект № 343050-8, регулирующий вопросы налогообложения деятельности, связанной с добычей газа горючего природного и (или) газового конденсата на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе. В частности, проект предусматривает право субъектов РФ устанавливать пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, полученной от деятельности по производству на новых производственных мощностях аммиака и (или) водорода исключительно из газа горючего природного и (или) газового конденсата, добытого на указанных участках недр. Также законопроект предлагает установить налоговую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного и (или) газового конденсата на названных участках недр в размере 0 руб. … об изменении НК РФ в целях поддержки производителей синтетического каучука1 июня ГосДума положительно рассмотрела в первом чтении законопроект № 343052-8, предусматривающий изменения в ч. II НК РФ, направленные на осуществление государственной поддержки российских производителей синтетического каучука. В частности, законопроектом предусматривается право производителей синтетического каучука заключать соглашение с Минэнерго России с целью возможности применения ими особого порядка обложения произведенного синтетического каучука акцизом, параметры которого будут зависеть от биржевых цен на натуральный каучук на сингапурском рынке, биржевых цен на бутан и бутадиен на роттердамском рынке. Также проектом уточняются формулировки положений для налогоплательщиков акцизов на этан и сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ), в том числе в части необходимости переработки этана и СУГ на производственных мощностях, на которых непосредственно товары нефтехимии могут не производиться, но которые являются частью единого технологического процесса для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии. ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИОтсутствие удержанных налогов не освобождает от сдачи налог/расчетаК такому выводу Верховный Суд РФ пришел в решении от 30.03.2023 № АКПИ23-19. Фабула дела: общество обратилось в Верховный Суд РФ с требованием о признании частично недействующим ряда положений Порядка заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утвержденного приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@. По мнению компании, п. 8.3 Порядка и приложения № 2 к нему в части возложения дополнительной обязанности на российскую организацию, не являющуюся налоговым агентом, по представлению налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в связи с выплатой иностранной организации доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, противоречит абз. 2 п. 1 ст. 289, п. 2 ст. 309, п. 4 ст. 310 НК РФ. Как указало общество, данные положения возлагают на него дополнительную обязанность по оформлению и представлению в налоговый орган налогового расчета, так как в приложении № 2 к Порядку под кодом дохода «25» поименованы «доходы от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не подлежащие налогообложению у источника выплаты». Верховный Суд РФ, исследовав обстоятельства дела, отказал в удовлетворении требований общества. Доходы иностранной организации, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ, не облагаются налогом, но при этом признаются доходами от источников в РФ, то есть являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в силу п. 3 ст. 247 НК РФ, в отношении которого установлено льготное регулирование. В налоговом расчете подлежит отражению не только сумма налога, подлежащего уплате (удержанию и перечислению), но и сведения об объекте налогообложения - о суммах выплаченных иностранным организациям доходов. По смыслу п. 4 ст. 310 НК РФ помимо информации об удержанных налогах налоговый агент обязан представлять в налоговый орган информацию о выплаченном в адрес иностранного налогоплательщика доходе от источников в РРФ независимо от того, подлежит ли этот доход налогообложению или нет. Таким образом, выплачиваемые иностранной организации доходы, признаваемые доходами от источников в РФ в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ, в том числе не подлежащие налогообложению в РФ, отражаются в представляемом налоговым агентом налоговом расчете. Отсутствие удержанных за соответствующий период налогов не влияет на обязанность организации представить в налоговый орган сведения о суммах выплаченных иностранным организациям доходов. Иное толкование приведенного правового регулирования, по мнению суда, противоречило бы смыслу налогового контроля. Приобретение и реализация зем/участков м.б. оценены как «предпринимательство»К такому выводу Верховный Суд РФ пришел в кассационном определении СКАД ВС РФ от 08.02.2023 №48-КАД22-18-К7. Фабула дела: гражданин на протяжении длительного времени был зарегистрирован в качестве ИП и применял УСН с объектом налогообложения «доходы». По результатам проведенной в отношении ИП налоговой проверки инспекция посчитала доказанной совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении доходов от систематической реализации земельных участков, которые использовались в предпринимательской деятельности, поскольку: - получен доход от продажи двух земельных участков двум юридическим и двум физическим лицам; - приобретенные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем их использование возможно исключительно с целью ведения соответствующей сельскохозяйственной деятельности; - земельные участки площадью около 300 га изначально по своим характеристикам не предназначены для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; - доказательств использования земельных участков в период до их реализации для личных или семейных целей, в том числе для строительства жилых домов, родового поместья, ИП не представил; - осуществлялась систематическая деятельность по приобретению в большом количестве у физических лиц земельных участков (паев) сельскохозяйственного назначения без цели их личного использования; - установлена систематическая реализация земельных участков (13 земельных участков) с целью последующего извлечения прибыли от их реализации и использования; - изменение назначения одного земельного участка является намеренным действием, направленным на обеспечение систематического получения прибыли от реализации земельных участков; - действия ИП, направленные на размежевание земельного участка и создание 12 земельных участков с категорией земель - земли населенных пунктов (то есть для строительства жилых домов на каждом участке), с учетом его включения в генеральный план для расширения границ села со значительным количеством вновь созданных участков с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, не могут рассматриваться как приобретение (создание) имущества в личных и семейных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью; - земельные участки использовались в предпринимательской деятельности коммерческих организаций; - установлена взаимозависимость участников сделки при реализации недвижимого имущества; - установлено проектирование в генеральном плане застройки земельных участков, впоследствии реализованных ИП взаимозависимому лицу; - реализация земельных участков коммерческим организациям подтверждает коммерческие цели использования земельных участков; - приобретение огромных площадей отдельно расположенных земельных участков сельскохозяйственного назначения с учетом Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», а также категории земель свидетельствуют о невозможности их использования для личных нужд; - реализация земельных участков не являлась разовой сделкой, а носила систематический характер, что свидетельствует о направленности действий ИП на получение прибыли от продажи земельных участков. Исходя из изложенного, налоговый орган пришел к выводу, что действия ИП по дроблению, изменению вида разрешенного использования земельных участков, которые с учетом площади и назначения не могли быть использованы для личных, семейных нужд, их последующей продаже подпадают под понятие предпринимательской деятельности, в связи с чем доход от их продажи признан объектом налогообложения по УСН и по НДФЛ (за разные налоговые периоды). ИП, в свою очередь, обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь на ошибочность квалификации совершенных им сделок как предпринимательской деятельности, что повлекло необоснованное доначисление НДФЛ, единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, пени и штрафных санкций. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Суд апелляционной инстанции требования удовлетворил частично: решение налогового органа признано незаконным в части уплаты части НДФЛ, пени по НДФЛ и штрафа по НДФЛ. Суд согласился с выводами налогового органа и суда первой инстанции о предпринимательском характере деятельности по массовому приобретению и продаже земельных участков, направленной на систематическое получение прибыли от этой деятельности, об обоснованном доначислении НДФЛ, пени и штрафов, УСН пени и штрафов, но при этом посчитал необходимым учесть при исчислении налогооблагаемой базы по НДФЛ понесенные ИП расходы на приобретение земельного участка. Суд кассационной инстанции судебный акт суда апелляционной инстанции отменил и принял по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме, исходя из следующего: - само по себе целевое назначение земельных участков (земли сельскохозяйственного назначения) безусловно не свидетельствует об их использовании в предпринимательской деятельности; - налоговым органом не доказаны предпринимательский характер деятельности по приобретению и реализации земельных участков, их использование в течение всего периода владения в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли; - факт продажи 11 земельных участков в течение года не может безусловно свидетельствовать о систематическом характере совершенных гражданином сделок, а само по себе владение им указанными земельными участками без установления факта деятельности по приобретению и реализации земельных участков не позволяет прийти к выводу об использовании данных объектов недвижимого имущества в предпринимательской деятельности. Верховный Суд РФ, в свою очередь, согласился с выводами суда апелляционной инстанции и отменил кассационное определение, обратив внимание на следующее. Площадь земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся за пределами населенных пунктов и подлежащих использованию в соответствии с их целевым назначением, которые, как указывал административный истец, были приобретены им для личных, семейных нужд (строительства родового поместья), составляла 303,9 га, это более чем в 121,56 раза превышает максимально установленный в Челябинской области размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Следовательно, земельные участки для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (личное подсобное хозяйство), приобретены административным истцом быть не могли. Кроме того, в результате принятых гражданином последовательных мер по массовому приобретению, изменению категории и вида разрешенного использования, разделу и последующей продаже земельных участков его экономическая выгода от сделок составила не менее 3282%. Запись в ЕГРИП само по себе не является основанием для начисления страх/взносовТакой вывод изложен в кассационном определении СКАД ВС РФ № 47-КАД22-7-К6 от 15.03.2023. Фабула дела: инспекция обратилась в суд с требованием о взыскании с физического лица задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Суд первой инстанции требования налогового органа удовлетворил, полагая, что административный ответчик, будучи зарегистрированным в спорный период в качестве ИП, являлся плательщиком страховых взносов, но обязанность по их уплате во взыскиваемом размере не исполнил. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления инспекции, указав, что гражданин не являлся плательщиком страховых взносов в спорный период, утратил статус ИП с момента принятия решения арбитражного суда о признании его банкротом. Невнесение в 2018 г. налоговым органом в ЕГРИП записи о прекращении государственной регистрации должника в качестве ИП в связи с неполучением названного выше решения арбитражного суда не может вменяться в вину физическому лицу и являться основанием для взыскания с него страховых взносов за 2019 г. Кассационным определением апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд кассационной инстанции посчитал выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, указав, что государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в декабре 2019 г. на основании его заявления; решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку, исходя из его содержания, процедура банкротства осуществлялась в отношении гражданина, а не индивидуального предпринимателя. Верховный Суд РФ, в свою очередь, отменил определение суда кассационной инстанции и оставил в силе апелляционное определение в связи со следующим. С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и решения о введении реализации имущества гражданина последний утрачивает статус индивидуального предпринимателя. В свою очередь, в 2018 г. гражданин был признан банкротом с открытием в отношении его процедуры реализации имущества и, следовательно, с этого момента его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в силу закона. Само по себе наличие в ЕГРИП записи о том, что лицо является индивидуальным предпринимателем и отсутствие у налогового органа сведений о принятом решении о признании его банкротом не могут возлагать на административного ответчика, не относящегося к лицам, поименованным в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, обязанность по уплате страховых взносов. Следовательно, гражданин в спорный период не являлся плательщиком страховых взносов, а требование налогового органа неправомерно. Третье лицо вправе погасить зареестровые требования налог/органаСоответствующий вывод отражен в определении СКЭС Верховного Суда РФ от 02.05.2023 № 307-ЭС20-22003(5) по делу № А56-40551/2017. Фабула дела: общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Требования налогового органа признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, поскольку налоговая служба обратилась с заявлением после закрытия реестра требований кредиторов. В дальнейшем иное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением о намерении погасить обязательства должника перед налоговой службой. Суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявления, поскольку исходили из того, что Законом о банкротстве не предусмотрена возможность удовлетворения требований налоговой службы, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов, а само такое удовлетворение приведет к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов. Суды также указали, что лицо не раскрыло своих намерений. Верховный Суд РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь следующим: - поскольку Закон о банкротстве допускает погашение реестровых требований об уплате обязательных платежей, то нет никаких оснований полагать, что существует запрет на погашение требований, имеющих ту же правовую природу, но различающихся лишь тем, что они заявлены после закрытия реестра требований кредиторов должника. Вопрос о погашении этих требований уполномоченного органа должен разрешаться в том же порядке, как и погашение требований, включенных в реестр; - также Закон о банкротстве не обязывает лиц, намеревающихся погасить включенные в реестр требований кредиторов требования к должнику об уплате обязательных платежей, раскрыть мотивы своих намерений. Как следствие, нет такой обязанности и при намерении погасить требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов; - вывод судов о том, что погашение требований уполномоченного органа может привести к нарушению прав иных кредиторов, несостоятелен, так как замена уполномоченного органа на лицо, погасившее его требования, не меняет ни объема требований, ни очередности их удовлетворения. Следовательно, у судов не было оснований для отказа лицу в удовлетворении его заявления. ВС РФ рассмотрит спор о взыскании процентов, начисленных из-за ошибки другого гос/органаСудья Верховного Суда РФ Завьялова Т.В. определением № 305-ЭС23-2253 от 27.04.2023 передала для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ кассационную жалобу ООО Фирма «Пантан» (дело № А40-16745/2022). Фабула дела: принадлежащее обществу нежилое здание было включено в утвержденный правительством субъекта Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Налогоплательщик исчислил и уплатил налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания. В дальнейшем отдельные положения Перечня были признаны недействующими с момента начала того налогового периода, на который они изначально распространяли свое действие, а принадлежащее обществу здание было исключено из перечня. В связи с этим налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога, представив уточненную декларацию за указанный период. Налоговый орган, в свою очередь, отказал в возврате налогоплательщику налога по причине нарушения срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня уплаты). Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд, заявив также требование об уплате процентов на сумму излишне взысканного налога, рассчитанную по правилам ст. 79 НК РФ. В период рассмотрения спора в арбитражном суде инспекцией приняты решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), а также процентов, начисленных в порядке п. 10 ст. 78 НК РФ за период с 14.10.2021 по 17.03.2022 (дата фактического возврата денежных средств). Налогоплательщик, в свою очередь, скорректировал свои требования, в том числе уменьшил размер процентов на сумму процентов, фактически уплаченных налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, исходя из того, что в спорной правовой ситуации начисление процентов должно производиться по правилам ст. 79 НК РФ, поскольку как излишне взысканные могут быть квалифицированы те суммы, которые уплачены или взысканы в отсутствие правовых оснований, то есть незаконно и необоснованно, в том числе в результате вынесения неправомерного нормативного акта. Кроме того, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно. Арбитражный суд апелляционной инстанции согласился с выводами нижестоящего суда. Арбитражный суд кассационной инстанции, в свою очередь, принятые по делу судебные акты отменил, а в удовлетворении требований общества отказал. По мнению суда, в рассматриваемом случае положения ст. 79 НК РФ не применимы, поскольку общество самостоятельно исполняло свою налоговую обязанность и рассчитывало сумму налога, подлежащего к уплате. Излишняя уплата налога возникла у налогоплательщика не в результате действий налогового органа или вынесенного инспекцией решения, а вследствие исполнения предписаний нормативного правового акта Правительства Москвы, признанного судом недействующим. Исходя из этого, суд округа пришел к выводу, что налоговым органом правомерно применены положения п. 10 ст. 78 НК РФ при начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога. Налогоплательщик не согласился с выводами суда округа и подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, в которой сослался на нарушение обжалуемым судебным актом его права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями, выразившимися в принятии нормативного акта, признанного впоследствии недействующим и исполнение которого для общества было обязательным. По мнению общества, положениями ст. 79 НК РФ закреплены дополнительные гарантии от незаконных действий уполномоченных органов, направленные на реализацию предписаний ст. 35 Конституции РФ, гарантирующей принцип охраны права частной собственности законом, а также ст. 52 и 53 Конституции, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти и их должностных лиц. При этом реализация налогоплательщиком права требовать начисления процентов на сумму налога, уплаченную в связи с исполнением нормативного акта, признанного впоследствии недействующим, не может быть поставлена в зависимость от способа исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога: самостоятельно, либо путем осуществления мер по принудительному взысканию. Вопреки выводам суда кассационной инстанции общество полагает, что оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей. Иное означало бы то, что налогоплательщик, добросовестно исполняющий свои налоговые обязательства, поставлен в худшее положение по сравнению с лицами, в отношении которых применены меры по принудительному взысканию налоговой задолженности. Судья Верховного Суда РФ отметила, что изложенные в жалобе общества доводы заслуживают внимания, и в этой связи кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ. Судебное заседание назначено на 14:00 07.06.2023. Спор со схожими обстоятельствами по делу ООО «Красный дом» (дело № А40-60643/2022) также будет рассмотрен СКЭС ВС РФ 07.06.2023. ВС РФ рассмотрел спор о применении ст. 275.1 НК РФСвои выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» Верховный Суд РФ изложил в определении № 306-ЭС22-28213 от 23.05.2023 по делу № А12-27717/2021. Фабула дела: в рамках реализации инвестиционного проекта налогоплательщиком были созданы инфраструктурные объекты (жилые объекты, объекты бытового обслуживания, сети газо-тепло-электроснабжения, гостиница). В дальнейшем обществом были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 и 2018 гг., в которых на основании ст. 275.1 НК РФ отражен убыток текущего налогового (отчетного) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств (далее – ОПХ), включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. Указанный убыток сложился в связи с учетом расходов по амортизации объектов ОПХ: здания гостиницы с пристроенным спортивным залом; здания столовой на 300 посадочных мест; здания бани с прачечной; помещений для проживания. По результатам камеральных налоговых проверок налоговым органом доначислен налог на прибыль организаций в связи с выводом инспекции о неправомерном завышении налогоплательщиком расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в результате необоснованного включения в их состав убытка текущего налогового (отчетного) периода по объектам ОПХ. По мнению инспекции, по всем вышеуказанным объектам обслуживающих производств у общества при наличии расходов (сумм начисленной амортизации) в проверяемых периодах отсутствовали доходы от осуществления деятельности, связанной с использованием названных объектов; при проведении проверки не была представлена информация о расходах на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной, тем самым не соблюдены условия, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ. Суды всех трех инстанций поддержали позицию налогового органа, отметив, что объекты ОПХ были сданы обществом в аренду, деятельность по самостоятельному предоставлению услуг проживания и обслуживания в гостинице, по оказанию услуг общественного питания и банно-прачечных услуг налогоплательщик не осуществлял, доходы в виде платы за такие услуги не получал, соответственно, не понес расходы на содержание объектов обслуживающих производств (кроме начисленной амортизации). Следовательно, обществом не соблюдены условия, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ и позволяющие учесть полученный убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств. Верховный Суд РФ, в свою очередь, отметил следующее. Налогоплательщик отразил в регистрах налогового учета за 2017 и 2018 гг. выручку от сдачи недвижимого имущества (гостиницы, столовой, бани с прачечной) в аренду. Таким образом, вывод налогового органа об отсутствии у общества доходов от осуществления деятельности, связанной с использованием названных объектов, опровергается материалами дела. Признав доходы от аренды в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке, общество исходило из наличия у него права уменьшить полученные доходы на сумму амортизации сданных в аренду объектов недвижимого имущества. Возможность учета подобных расходов предусматривают положения ст. 253, 265 НК РФ при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Суды трех инстанций не дали надлежащей правовой оценки доводам общества о том, что рассматриваемые объекты жилого фонда предоставлялись сотрудникам организации без взимания платы за проживание на основании заключенных трудовых договоров, а также работникам подрядных организаций, осуществляющих строительство на принадлежащих обществу объектах по договорам подряда, с компенсацией коммунальных расходов на содержание жилья, а также доводам о том, что это обстоятельство свидетельствует о производственной направленности деятельности организации в целях создания нормальных условий труда для работников и способствует реализации инвестиционного проекта по строительству комбината. Также судебная коллегия указала, что ошибочное отражение спорных сумм расходов в разделе декларации по налогу на прибыль организаций, относящемся к определению налоговой базы по объектам ОПХ, само по себе не могло служить основанием для налогового органа полностью исключить возможность учета указанных расходов при налогообложении прибыли, поскольку представленные налогоплательщиком пояснения и документы позволяют прийти к выводу о правильной квалификации расходов и определить величину налоговой обязанности. Верховный Суд РФ отменил ранее принятые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, отметив, что при рассмотрении дела судам следует дать оценку доводам налогоплательщика об экономической оправданности произведенных им расходов. НОРМАТИВНО, ОФИЦИАЛЬНО, ВАЖНОФНС указывает на возможность блокировки депозитных счетовСоответствующие разъяснения в дополнение к письму от 13.03.2023 № 03-02-07/20549 Минфин России направил письмом от 13.04.2023 № 03-02-07/33504. Ведомство отметило, что, поскольку счетами для целей налогового законодательства признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, а заключение договора банковского вклада оформляется открытием клиенту депозитного счета, являющегося разновидностью банковского счета, исключений в отношении счетов, на которые внесены вклады (депозиты), положения п. 12 ст. 76 НК РФ не содержат, а значит, операции по ним также могут быть приостановлены. ФНС не будет формировать справки и акты по ЕНС 28-го числаФНС России опубликовала письмо от 28.04.2023 № АБ-4-19/5479@, в котором сообщила о приостановке формирования справок и актов сверок по состоянию на 28-е число каждого месяца по всем каналам взаимодействия с налогоплательщиками. Контролирующий орган отметил, что данные в личных кабинетах налогоплательщика 28 числа будут отображаться по состоянию на 27 число месяца, а возобновление формирования справок и актов сверок будет осуществляться автоматически с 29-го числа текущего месяца (ближайший рабочий день). Минюст сможет требовать раскрытия информации о бенефициарных владельцах02 мая вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.04.2023 № 676 «О внесении изменений в Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти». Внесенными изменениями Минюст России и его территориальные органы наряду с ФНС России и Росфинмониторингом наделяются правом направления запросов с требованием о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев. ФНС обновила данные для оценки риска ВНПКак сообщает «Audit-it.ru», ФНС России опубликовала сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности продаж, рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2022 г. Данные сведения используются налоговыми органами при планировании ВНП, а также могут быть использованы налогоплательщиками для оценки риска проведения проверки. Изменились формы документов для самозанятыхО соответствующих изменениях ФНС России сообщила в письме от 05.05.2023 № СД-4-3/5763@ «О справках по налогу на профессиональный доход и о признании утратившим силу письма ФНС России от 05.06.2019 № СД-4-3/10848@». С новыми формами документов можно ознакомиться по ссылке. ФНС против закрепления понятия «должная осмотрительность»Свою позицию по вопросу закрепления на законодательном уровне понятия «должная осмотрительность» ФНС России изложила в письме от 25.04.2023 № БВ-19-7/126@. Со ссылками на правовые позиции высших судов, отдельные положения законодательства и ранее сформированные подходы налоговых органов ведомство отметило, что закрепление в НК РФ положений, предписывающих налогоплательщику действовать при свершении сделок с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, а также указание, что непроявление надлежащей степени осмотрительности влечет не только риски по ненадлежащему исполнению сделок, но и риски по невозможности получения советующей налоговой выгоды, а также закрепление термина «должная осмотрительность», является нецелесообразным. ФНС разъяснила как исключить из ЕНС старые долгиСоответствующие разъяснения ФНС России направила письмом от 14.03.2023 № КЧ-4-8/2882@ «О порядке исключения из ЕНС задолженности, в отношении которой истек срок взыскания». Ведомство отметило, что задолженность, в отношении которой истекли сроки взыскания, подлежит исключению из сальдо ЕНС на основании: - результатов сверки сумм отрицательного сальдо ЕНС и акта такой сверки, позволяющих удостовериться в истечении сроков взыскания задолженности; - решения суда, устанавливающего факт истечения срока взыскания. Региональным управлениям ФНС, в свою очередь, поручено организовать работу подведомственных территориальных органов по выводу задолженности, в отношении которой истекли сроки взыскания, из сальдо ЕНС, и обеспечить полноту и своевременность согласования (утверждения) заявок по выводу задолженности, в отношении которой истекли сроки взыскания, из сальдо ЕНС. Неплательщики налогов в 2022 г. возместили свыше 50 млрд руб. ущербаОб этом в интервью «ТАСС» сообщил председатель СК РФ Александр Бастрыкин: «Проблема ухода от налогов, безусловно, продолжает оставаться актуальной. Анализ результатов работы следственных органов свидетельствует, что этот вид преступлений по-прежнему является достаточно распространенным. <…> В прошлом году сумма всего возмещенного ущерба по уголовным делам о налоговых преступлениях составила 50,2 млрд руб., при этом сумма установленного ущерба - 81,6 млрд руб. В 2021 году соотношение выглядело так - 44,4 млрд руб. к 72,3 млрд руб.» Также, по словам главы СК РФ, постепенно увеличивается удельный вес возмещаемого ущерба, что свидетельствует об эффективности работы по обеспечению полного возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями. В 2019 г. было возмещено 45%, в 2020 г. - 52%, в 2021 г. - 61%, в 2022 г. - 62%. «Как видите, наблюдается тенденция к более полному возмещению ущерба налогоплательщиками, ставшими фигурантами уголовных дел», - уточнил Бастрыкин. В 2022 г. россияне получили вычеты по НДФЛ на 2,7 трлн руб.Как сообщают «Ведомости», «общая сумма предоставленных россиянам налоговых вычетов для физлиц в прошлом году составила почти 2,7 трлн руб. <…> Это на 400 млрд руб. больше, чем в 2021 г.». Наиболее популярными стали вычеты, связанные с приобретением жилья: ими в 2022 г. воспользовались 4,3 млн налогоплательщиков, а общая сумма предоставленных вычетов составила почти 2 трлн руб. (в 2021 г. – 4 млн налогоплательщиков и 1,7 трлн руб. соответственно). Также налогоплательщики активно пользовались и социальными вычетами: в 2022 г. 3,4 млн граждан получили 206 млрд руб. В 2021 г. социальные вычеты на общую сумму 139 млрд руб. получили 2,6 млн налогоплательщиков. Изменились реквизиты получателя платежей по ЕНСФНС России сообщила об изменении реквизита «наименования получателя», подлежащего указанию при перечислении платежей, администрируемых налоговыми органами: теперь в поле №16 реквизитов платежного документа необходимо указывать «Казначейство России (ФНС России)» вместо ранее указываемого в качестве получателя платежа Управления Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом). Ведомство отметило, что в случае ошибочного указания реквизита получателя (старого наименования) платежи поступят по назначению. С памяткой, содержащей реквизиты для перечисления налогов, можно ознакомиться по ссылке. ФНС разъяснила, когда начнут применяться новые размеры соц/вычетовПо информации ФНС России, размеры предоставляемых гражданам социальных налоговых вычетов по НДФЛ, в том числе на медицинские услуги и обучение, были увеличены. Их новые значения начнут применяться к доходам, полученным начиная с 2024 года. Максимальный размер суммы расходов, с которой можно получить налоговый вычет на обучение ребенка (подопечного), будет увеличен до 110 тысяч рублей. Размер налогового вычета на свое обучение, медицинские услуги, приобретение лекарств, фитнес-услуги, по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации, а также расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию - до 150 тысяч рублей. Новые максимальные размеры социальных вычетов начнут применяться при подаче декларации по форме 3-НДФЛ за 2024 год в 2025 году. При получении вычетов у работодателя – в течение 2024 года. Правительство усовершенствовало оценку рег/воздействия проектов НПА на бизнесКак следует из пресс-релиза на сайте Минэкономразвития, Правительство утвердило постановление, совершенствующее процедуру оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов. Изменения направлены на улучшение качества осуществляемых ведомствами оценок потенциальных расходов бизнеса, а также расширение взаимодействия бизнеса и государства. По мнению разработчиков, такие изменения будут способствовать принятию экономически взвешенных обязательных требований. В постановлении «конкретизируются случаи, когда проекты актов подлежат ОРВ, уточняется порядок отнесения актов к той или иной степени регулирующего воздействия, вводятся количественные критерии, исходя из затрат бизнеса на выполнение обязательных требований, предлагаемых к установлению», - сообщил Денис Домашнев, ответственный секретарь экспертного центра «Деловой России» по контрольно-надзорной деятельности. Заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев, в свою очередь, отметил, что «мы считаем важным сосредоточиться при разработке проектов не только на самих нормах, но и на экономически продуманном и предсказуемом регулировании. Для этого вводим критерии степеней воздействия, основанные на оценке затрат бизнеса на соблюдение требований. Это позволит уделить особое внимание актам, которые имеют наибольшее воздействие на деятельность предпринимателей, а в будущем – сформировать базу данных издержек».
|
В избранное | ||