Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 10-1-2022


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

№ 10 - 1 - 2022

(октябрь, часть 1)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

Подписан закон о труд/гарантиях мобилизов/гражданам и членам их семей

Подписан закон о передаче бизнеса на период мобилизации

Правительство утвердило отсрочку по налогам для мобилизованных

Матпомощь мобилизованным освободят от НДФЛ и страх/взносов

ГОСДУМА И НАЛОГИ

ГосДума в 1м чтении приняла проект о лицах, освобожденных от НДС при работе с драгами

В ГосДуму внесен проект о расширении территории действия НПД

В ГосДуму внесен проект об увеличении лимита доходов на УСН и ПСН

В ГосДуму внесен проект об освобождении от НДФЛ пострадавших дольщиков

В ГосДуму внесен проект об освобождении ветеранов боев/действий от НДФЛ

В ГосДуму внесен проект о необложении мат/помощи мобилизованным

ГосДума приняла в 1м чтении проект о доп/изъятиях у газо- и нефте/компаний

ГосДума в 3м чтении приняла проект о НДФЛ-льготах по % для вкладчиков банков-банкротов

В ГосДуме предложили ввести вычет мобилизованным на покупки для службы

В ГосДуму внесен проект об освобождении от НДФЛ сделок по продаже единственного жилья

ГосДума приняла в 1м чтении проект о размере МРОТ на 2023 г.

ГосДума приняла в 1м чтении проект федерального бюджета на 2023-2025 гг.

ГосДума приняла в 1м чтении проект о тарифах страх/взносов на 2023-2025 гг.

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

08.10.2022 СКЭС вынесла «мотивировку» по делу о расходах по амортизации

17.10.2022 СКЭС вынесла мотивировку о возврате налогов при дроблении бизнеса

24.10.2022 СКЭС вынесла мотивировку о вычетах НДС при ошибочной ставке

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

ФНС подготовила обзор суд/практики по вопросам установления ДНО (ст. 54.1 НК РФ)

В ДНР планируется создание свободной эконом/зоны и обнуление налогов

Даны пояснения об отражении мобилизованных граждан в стат/формах

Минфин разрешил учитывать благотв/помощь мобилизованным в расходах

Минфин планирует ограничить льготы бизнесу

ФНС разъяснила вопросы регистрации в новых регионах

Минфин рассчитал предел/величину для исчисления страх/взносов на 2023 г.

ФНС приостановила КНП по применению ККТ в отношении мобилизованных

ФНС разъяснила порядок реконструкции при выявлении дроблении бизнеса

РСПП предполагает негативный эффект от роста налог/нагрузки на бизнес

Антон Силуанов ответил на претензии бизнеса к росту налог/нагрузки

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

20.10.2022 КС РФ вынес решение по делу о штрафе за перс/учет

КС РФ решит, включается ли налог в состав «похищенное имущество»

 

Судебная практика одной строкой - теперь читать свежие налоговые новости можно в Telegram


 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА

 

Подписан закон о труд/гарантиях мобилизов/гражданам и членам их семей

07 октября Президентом РФ В.В. Путиным подписан Федеральный закон от 07.10.2022 № 376-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

Законом предусматривается введение в ТК РФ ст. 351.7 «Особенности обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации…». В ней будет закреплено, что:

- действие трудового договора с призванным в армию мобилизованным работником приостанавливается на период службы;

- в период приостановления трудового договора за мобилизованным работником сохраняется рабочее место. При этом работодатель вправе нанимать на это место временных сотрудников по срочному договору;

- работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан выплатить работнику зарплату и прочие причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия договора;

- на период приостановления действия трудового договора за работником сохраняются социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до начала указанного периода (дополнительное страхование работника, негосударственное пенсионное обеспечение, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи);

- период приостановления действия трудового договора засчитывается в трудовой стаж работника, а также в стаж работы по специальности (за исключением досрочного назначения страховой пенсии по старости);

- действие трудового договора возобновляется в день выхода мобилизованного работника на работу. При этом сотрудник обязан предупредить работодателя о своем выходе на работу не позднее чем за три рабочих дня;

- в течение шести месяцев после возобновления трудового договора работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время независимо от стажа работы у работодателя.

В ст.179 Кодекса вносятся изменения, согласно которым преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников получит родитель, имеющий ребенка в возрасте до 18 лет, если другой родитель проходит военную службу или добровольно содействует выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы РФ.

В свою очередь, ст. 81 ТК РФ дополнена п. 13.1, согласно которому трудовой договор может быть расторгнут работодателем при невыходе работника на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации, контрактной военной службы или после окончания действия контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы РФ.

Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования, действие некоторых законоположений распространится на правоотношения, возникшие с 21 сентября этого года.

 

Подписан закон о передаче бизнеса на период мобилизации

20 октября В.В. Путин подписал Федеральный закон от 20.10.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».

Законом устанавливается, что ИП, учредителями (участниками) организаций, а также осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа, призываемым на военную службу по мобилизации, призывной комиссией по мобилизации граждан должно предоставляться пять рабочих дней для решения организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, устанавливается, что на них не распространяются ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", касающиеся занятия предпринимательской деятельностью, а также предоставляется возможность осуществлять предпринимательскую деятельность через доверенных лиц.

Закон вступил в силу со дня официального опубликования, его положения распространяются на призванных на военную службу по мобилизации с 21.09.2022.

 

Правительство утвердило отсрочку по налогам для мобилизованных

20 октября премьер-министр России М. В. Мишустин подписал Постановление «О мерах поддержки мобилизованных лиц», согласно которому гражданам, призванным на военную службу в рамках частичной мобилизации, предоставлена отсрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов, а также продлены сроки предоставления налоговых деклараций и отчётов о движении денежных средств по счетам.

Отсрочка будет действовать не только в течение всего периода прохождения службы, но и еще несколько месяцев после ее завершения. Это будет зависеть от вида платежей:

  • для уплаты налогов и страховых взносов отсрочка будет рассчитываться со дня окончания военной службы до 28-го числа (включительно) третьего месяца после окончания службы,

  • для предоставления налоговых деклараций - со дня окончания военной службы до 25-го числа (включительно) третьего месяца,

  • для уплаты налога на профессиональный доход отсрочка - со дня окончания военной службы до последнего числа (включительно) четвертого месяца после этого.

Постановление также распространяется на предпринимателей, которые являются и руководителями, и учредителями компаний.

Уплатить накопившуюся задолженность можно будет в рассрочку. Размер первого платежа составит одну шестую всего долга, а в дальнейшем можно будет гасить его ежемесячно равными частями. Принятое решение – часть плана первоочередных мер по обеспечению работы российской экономики в условиях частичной мобилизации.

Более подробно см. здесь

 

Матпомощь мобилизованным освободят от НДФЛ и страх/взносов

Для поддержки мобилизованных граждан Правительство РФ подготовило поправки к законопроекту, которыми, в том числе предлагается освободить от обложения НДФЛ и страховыми взносами материальную помощь, включая передаваемое имущество.

При этом передача такого имущества не будет облагаться НДС, а расходы организации будут учитываться для целей налога на прибыль.

«Правительство продолжает работать над мерами поддержки для мобилизованных граждан. Подготовленные поправки освобождают их от уплаты НДФЛ как с полученных денежных средств, так и имущества», – сказал Министр финансов А. Г. Силуанов.  

Поправки к законопроекту одобрены Правительством РФ  и в ближайшее время будут внесены в ГосДуму.

Более подробно см. здесь

 

 

ГОСДУМА И НАЛОГИ

 

ГосДума в 1м чтении приняла проект о лицах, освобожденных от НДС при работе с драгами

4 октября в ГосДума в 1м чтении приняла законопроект № 191484-8 «О внесении изменений в ст.149 ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается расширить состав организаций, имеющих право использовать преференциальный налоговый режим освобождения от НДС операций по реализации физическим лицам слитков драгоценных металлов, включив в их число:

– аффинажные организации, - специализированные организации, имеющие исключительную правоспособность по аффинажу драгоценных металлов и включенные в утвержденный Правительством РФ  перечень (Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов»);

– организацию, изготавливающую банкноты и монету Банка России.

"Проектируемое увеличение количества участников розничного рынка инвестиционных драгоценных металлов и его стандартизация приведет к росту ликвидности слитков драгоценных металлов, сужению спредов цен покупки-продажи для физических лиц, повышению роли инвестиционных драгоценных металлов в дедоларизации национальной экономики", — отмечается в пояснительной записке к документу.

 

В ГосДуму внесен проект о расширении территории действия НПД

13 октября в ГосДуму внесен законопроект № 212369-8 «О внесении изменений в ст. 1 и 2 ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "НПД"».

Законопроектом предлагается включение территории города Байконур в перечень территорий, на которых применяется специальный налоговый режим НПД.

Предполагается, что срок проведения эксперимента по применению НПД будет ограничен сроком действия Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан.

Необходимость внесения изменений в налоговое законодательство обусловлено тем, что в настоящее время отсутствует правовой механизм введения на территории города Байконур спецрежима НПД, поскольку органы городской представительной (законодательной) власти в городе Байконур не формируются.

 

В ГосДуму внесен проект об увеличении лимита доходов на УСН и ПСН

13 октября в ГосДуму от Законодательного Собрания Ярославской области внесен законопроект № 212109-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Законопроект предусматривает увеличение предельного дохода налогоплательщика:

  • в целях применения УСН с 200 млн. рублей до 500 млн. рублей;

  • в целях применения ПСН с 60 млн. рублей до 120 млн. рублей, а также индексацию указанного предельного дохода налогоплательщика на коэффициент-дефлятор;

Кроме того, предлагается увеличение с 15 до 50 человек предельной средней численности наемных работников при применении ПСН.

 

В ГосДуму внесен проект об освобождении от НДФЛ пострадавших дольщиков

12 октября в ГосДуму внесен законопроект № 210913-8 «О внесении изменения в ст. 217 ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается внести изменение в п. 71 ст. 217 НК РФ, предусматривающим, что не подлежат обложению НДФЛ не только доходы в виде возмещения, полученного налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но и доходы в виде возмещения, полученного налогоплательщиком в соответствии с законами субъектов РФ по защите прав граждан - участников долевого строительства при банкротстве застройщиков.

 

В ГосДуму внесен проект об освобождении ветеранов боев/действий от НДФЛ

12 октября в ГосДуму внесен законопроект № 210985-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается освободить ветеранов боевых действий от уплаты НДФЛ при получении дохода в размере до 5 млн. руб. в год включительно. В случае, когда ветеран получает доход более 5 млн. рублей в год, предлагается предоставлять таким лицам льготу по уплате НДФЛ в размере 50% от установленных ставок.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что принятие законопроекта позволит повысить престиж военной службы в обществе, будет являться соразмерным поощрением гражданина за то, что он подвергал опасности собственную жизнь в интересах РФ, что видится актуальным в современных реалиях.

 

В ГосДуму внесен проект о необложении мат/помощи мобилизованным

19 октября в ГосДуму по инициативе депутатов от ЛДПР внесен законопроект № 216303-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается добавить к доходам, не подлежащим налогообложению НДФЛ и обложению страховыми взносами, суммы единовременных выплат в виде материальной помощи осуществляемых работодателями работникам, призванным на военную службу по мобилизации в ВС РФ, или членам их семьи, но не более 200 тыс. руб на одного работника, кроме того считать данную материальную помощь расходами, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

 

ГосДума приняла в 1м чтении проект о доп/изъятиях у газо- и нефте/компаний

18 октября ГосДума в 1м чтении приняла законопроект № 201629-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ и ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и ст. 18 и 19 ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения"».

Законопроект предусматривает корректировку налоговой нагрузки в отношении субъектов экономической деятельности, осуществляющих добычу природного газа и располагающих изменившимися рентными доходами, сформировавшимися в 2022 году в результате изменения цен на газ.

Законопроектом также предусматривается увеличение налоговой нагрузки в отношении организаций, осуществляющих добычу нефти, а также временное увеличение налоговых ставок по НДПИ в отношении угля, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года.

 

ГосДума в 3м чтении приняла проект о НДФЛ-льготах по % для вкладчиков банков-банкротов

19 октября ГосДума приняла в третьем чтении законопроект № 136923-8 «О внесении изменений в ст. 214.2 и 223 ч. II НК РФ»

Согласно вступившей в силу с 01.01.2021 редакции п. 4 ст. 214.2 НК РФ, банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию в электронной форме о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

При этом регулирование не учитывает особенности порядка определения соответствующих процентных доходов в случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, указывает автор документа.

Предполагается, что законопроект направлен на дополнительную защиту вкладчиков банков в случае их банкротства с учетом введения налогообложения процентного дохода. Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс позволят не допустить ситуации, когда, при отзыве Банком России лицензии у кредитной организации налог на процентный доход от банковских вкладов вкладчик должен уплатить до реального получения из конкурсной массы банка-банкрота суммы возмещения в виде начисленного по вкладам процентного дохода, подлежащего налогообложению.

 

В ГосДуме предложили ввести вычет мобилизованным на покупки для службы

В Госдуме предложили возмещать мобилизованным гражданам их затраты на покупки бронежилетов, лекарств, продовольствия и других вещей. Такая идея сформулирована в письме зампреда комитета Госдумы по экономической политике С.А.Наумова главе Минфина А.Г.Силуанову.

По мнению парламентария, потраченные средства можно вернуть за счет социального вычета. Станислав Наумов в беседе с «Известиями» подчеркнул, что расходы некоторых мобилизованных достаточно значительны — допустим, на один бронежилет у граждан уходит от 180 тыс. рублей.

Также предстоит решить, как можно будет вернуть деньги тем, кто помогал мобилизованным: близким и друзьям. Возможно, эти траты следует отнести к категории благотворительности — тогда эти люди тоже смогут получать социальный вычет.

— Если у нас появится новая категория трат для социального вычета, то мы столкнемся с выпадающими доходами местных бюджетов. Более того, некоторые регионы уже выделяли людям деньги для их подготовки к службе, — уточнил Станислав Наумов. — Поэтому локальным бюджетам могут возместить потраченные средства трансферами из федеральной казны.

Парламентарий также направил письмо главе правительства М. В. Мишустину, отметив: всё чаще появляются сообщения о том, что люди самостоятельно закупают экипировку — одежду, обувь, спальные мешки, аптечки. Поэтому зампред комитета ГД по экономической политике предложил предусмотреть в бюджете материальное обеспечение для призванных по частичной мобилизации. На практике следует расширить финансирование для Минобороны, ведомство в свою очередь обеспечит людей всем необходимым, пояснил он.

Более подробно см. здесь

 

В ГосДуму внесен проект об освобождении от НДФЛ сделок по продаже единственного жилья

28 октября в ГосДуму внесен законопроект № 223105-8 «О внесении изменений в ст. 217-1 ч. II НК РФ (в части освобождения от НДФЛ продажи объектов недвижимого имущества)» по инициативе депутатов ЛДПР.

Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 217-1 НК РФ, дополнив её п.2, предусматривающим, освобождение от налогообложения доходы физических лиц при продаже объекта недвижимого имущества, в виде комнаты, квартиры, жилого дома, если у налогоплательщика нет в собственности иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).

При этом должны выполняться следующие условия: новое жильё приобретается не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в который была заключена сделка по продаже старого жилья, кадастровая стоимость старого жилья ниже, чем стоимость нового и не превышает 50 млн. руб.

 

ГосДума приняла в 1м чтении проект о размере МРОТ на 2023 г.

26 октября ГосДума приняла в 1м чтении законопроект № 201618-8 «О внесении изменения в ст. 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и приостановлении действия ее отдельных положений»

Законпроектом предлагается установить МРОТ с 1 января 2023 г. предлагается установить в сумме 16 242 рубля в месяц с ростом на 6,3 процента к предыдущему году.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что предусматривается ускоренное повышение в 2023 и 2024 годах МРОТ путем установления его величины исходя темпа роста МРОТ, превышающего на три процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, установленной соответственно на 2023 и 2024 годы, по отношению к указанной величине, установленной на предшествующий год.

Таким образом, МРОТ будет выше прожиточного минимума трудоспособного населения на 4% и его соотношение к медианной заработной плате за 2021 г. составит 45,9%.

 

ГосДума приняла в 1м чтении проект федерального бюджета на 2023-2025 гг.  

26 октября ГосДума в 1м чтении приняла законопроект № 201614-8 «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Согласно документу, расходы федерального бюджета составят 29 трлн. рублей в 2023 году, 29,4 трлн. рублей в 2024 году и 29,2 трлн. рублей в 2025 году. Доходы бюджета составят 26,1 трлн. рублей в 2023 году, 27,2 трлн. рублей в 2024 году и 27,9 трлн. рублей в 2025 году. Дефицит, согласно прогнозам, составит порядка 2% ВВП или около 3 трлн. рублей. Закрыть его предполагается преимущественно за счет заимствований. Ожидается, что дефицит бюджета будет постепенно сокращаться - до 0,7% в 2025 году.

 

ГосДума приняла в 1м чтении проект о тарифах страх/взносов на 2023-2025 гг.

26 октября ГосДума в 1м чтении приняла законопроект № 201617-8 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Законопроектом предусмотрено, что на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Остаются прежними условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2022 году. Так, определено 32 страховых тарифа от 0,2% до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования, в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Также сохраняется и льгота по уплате взносов с выплат инвалидам, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм и ИП уплачивают такие взносы в размере 60% установленных размеров страховых тарифов.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

08.10.2022 СКЭС вынесла «мотивировку» по делу о расходах по амортизации

8 октября СКЭС ВС РФ вынесла мотивировочную часть Определения по делу об учете амортизации кораблей в целях налогообложения, если они зарегистрированы в Российском международном реестре судов (РМРС) (дело № А40-82898/2021). Дело рассмотрено в пользу налогоплательщика.

Фабула дела: ПАО «Газпром нефть» исчисляет консолидированную налоговую базу по налогу на прибыль группы плательщиков. В 2015–2017 гг. участники группы проводили на своих судах каботажные перевозки.

По результатам выездной проверки налоговая пришла к выводу, что группа необоснованно включила в состав расходов при определении налоговой базы амортизацию судов в период их регистрации и нахождения в РМРС. В результате инспекция уменьшила убытки на 78 млн руб., а компании доначислили около 50 млн руб. налогов.

ПАО «Газпром нефть» попыталась оспорить это решение в суде. По мнению заявителя, исключение амортизации судов из состава расходов при включении всех доходов по таким перевозкам противоречит принципам начисления налога на прибыль, поскольку в таком случае налог взимается фактически с выручки.

Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суды трех инстанций согласились с выводом налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сумм амортизационных отчислений, поскольку суда, зарегистрированные в РМРС, не признаются амортизируемым имуществом в период нахождения их в указанном реестре.

Суды сочли, что в абз. 5 п. 3 ст. 256 НК РФ возможность начисления амортизации не поставлена в зависимость от целей использования судов, а также от пункта отправления и пункта назначения судов, а потому указанная норма в действовавшей в спорный период редакции не корреспондирует подп. 33 п.1 ст. 251 НК РФ, освобождающему от налогообложения доходы судовладельцев от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ.

По мнению СКЭС ВС РФ, правовой подход налогового органа, поддержанный судами трех инстанций, по сути привел к нарушению заложенного в гл. 25 НК РФ принципа соотносимости доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли, что повлекло в рассматриваемом деле исключение из состава расходов налогоплательщика затрат, связанных с деятельностью, доходы от осуществления которой были им обоснованно учтены при исчислении налога на прибыль. Это в итоге привело к неопределенности налогообложения и нарушению закрепленного в ст.3 НК РФ принципа экономического основания налога.

Из содержания норм гл. 25 НК РФ следует, что законодатель последовательно различает порядок учета доходов и расходов, связанных с эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, в зависимости от целей и вида такой эксплуатации. Исключив при налогообложении из состава доходов хозяйственные операции, связанные с перевозками, в которых пункт отправления и (или) пункт назначения находятся за пределами территории РФ (ст. 251 НК РФ), одновременно был установлен порядок учета расходов, при котором и затраты на содержание, эксплуатацию такого имущества в случае совершения указанных операций также не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Данный вывод соответствует правовому регулированию как в прежней (до 01.01.2019), так и в действующей редакции статей 251, 256, 270 НК РФ.

Во всех иных случаях для учета доходов и расходов, относящихся к использованию в каботажных перевозках судов, зарегистрированных в РМРС, применяется общий порядок исчисления налога, установленный соответствующими положениями Налогового кодекса.

Суд постановил решения судов предыдущих инстанций отменить, требование налогоплательщика удовлетворить.

 

17.10.2022 СКЭС вынесла мотивировку о возврате налогов при дроблении бизнеса

17 октября СКЭС ВС РФ вынесла решение по делу о минимизации налоговых обязательств для целей сохранения УСН домоуправляющей компанией (дело № А43-21183/2020). Дело направлено на новое рассмотрение.

Фабула дела: Взаимозависимые и подконтрольные обществу организации работали под единым коммерческим обозначением «УправдомЪ» в сфере управления МКД в Нижнем Новгороде. По мнению инспекции, общество создало схему «дробления бизнеса» для минимизации налоговых обязательств, в результате чего, обществу удается сохранить свое право на УСН. При этом инспекция, определяя действительный размер налоговых обязательств, объединила показатели деятельности организаций в «схеме».

Домоуправляющая компания оспорила решение налогового органа. Суды встали на сторону инспекции и пришли к выводу, что искусственное деление бизнеса привело к занижению налоговых обязательств, что является злоупотреблением правом. Руководящая и организующая роль в создании цепочки взаимозависимых организаций с целью снижения размера налоговых обязательств принадлежит обществу, решили суды и признали доначисление налогов по общей системе налогообложения правомерным.

В жалобе в ВС РФ домоуправляющая компания указала, что, если налоговая инспекция определяет ее налоговые обязательства как основной организации, то должна была учесть уплаченные участниками группы налоги в сумме 131,5 млн. руб. Она настаивала на том, что непринятие инспекцией сведений при определении размера недоимки может привести к произвольному завышению сумм налогов, пени и штрафов, начисленных по результатам проверки.

Экономическая коллегия Верховного суда постановила решения судов предыдущих инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение.

При этом ВС РФ указал, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности суммы налогов, уплаченные элементами схемы «дробления бизнеса» в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размеров налогов по общей системе налогообложения, а также пеней и штрафов, доначисляемых решением по налоговой проверке налогоплательщику-организатору такой схемы, наряду с доходами и расходами, а также ранее не заявленными налоговыми вычетами по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, размер доначисляемых налогов подлежит уменьшению таким образом, как если бы налоги, уплачиваемые элементами схемы «дробления бизнеса» в связи с применением специальных налоговых режимов, в рамках проверяемых периодов уплачивались налогоплательщиком-организатором.

В ином случае не будет обеспечена последовательность и полнота переквалификации совершенных налогоплательщиком операций, правильность определения их последствий, а доначисление налогов в излишнем размере (без учета уплаченных сумм) приобретет характер дополнительной санкции, налагаемой на налогоплательщика и выходящей за пределы мер, необходимых для обеспечения всеобщности налогообложения и противодействия злоупотреблениям в этой сфере.

 

24.10.2022 СКЭС вынесла мотивировку о вычетах НДС при ошибочной ставке

24 октября СКЭС ВС РФ вынесла мотивировочную часть по делу о вычетах НДС по неправильно определенной продавцом ставке (дело № А41-57693/2021).

Фабула дела: Организация предъявила к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным поставщиками комплектующих. Налоговый орган в возмещении отказал, поскольку НДС был выделен по ставке 20%, хотя должна была применяться нулевая ставка. Кроме того, комплектующие использовались в производстве оборудования, реализация которого также облагалась по нулевой ставке. Компания обжаловала решение налогового органа в суде.

В первых двух инстанциях решения были приняты в пользу организации, а в кассации – в пользу налогового органа. Окружной указал, что нулевая ставка – такой же обязательный элемент налогообложения, как и любая другая, и произвольно заменять ее другой нельзя.

В кассационной жалобе, направленной в ВС РФ, налогоплательщик просит отменить состоявшийся по делу судебный акт окружного суда, ссылаясь на неправильное применение им норм материального и процессуального права. Основным доводом налогоплательщика было то, что нарушение (если таковое имеет место) допустил не он, а его поставщики. Поэтому нельзя на него перекладывать ни ответственность, ни бремя доказывания своей правоты.

Основанием для нулевой ставки по этим комплектующим для их поставщика служит сертификат, которого могло на момент продажи и не быть (якобы, поставщики могли не успеть оформить его). У покупателя информации об этих сертификатах не было. При отсутствии сертификата ставка, вполне ожидаемо, должна составлять 20%. К тому же, поставщики утверждали, что эта продукция обязательной сертификации не подлежит.

Как указал ВС РФ, приняв оспариваемые решения, инспекция создала ситуацию, при которой право на вычеты НДС не может быть реализовано ни самим обществом, участвующим в космической деятельности, ни его поставщиками, которые не рассматривались в качестве участников такой деятельности, исходя из условий заключенных с ними договоров, что также не отвечает принципу (требованию) добросовестности налогового администрирования.

Экономическая коллегия ВС РФ постановила, что истец не отвечает за действия контрагентов. НДС он им заплатил, а они, выделив его в счетах-фактурах, вынуждены будут отразить к уплате в бюджет, соответственно, источник возмещения сформирован.

Решение Арбитражного суда Московского округа подлежит отмене, решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены в силе.

 

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

ФНС подготовила обзор суд/практики по вопросам установления ДНО (ст. 54.1 НК РФ)

В Письме ФНС России от 10.10.2022 №БВ-4-7/13450@ подготовлен Обзор судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки.

Со ссылками на разъяснения относительно определения объема прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции, которые были даны в письме ФНС России от 10.03.2021 № БВ–4–7/3060@ «О практике применения ст.54.1 НК РФ», ФНС обобщила практику применения судами положений п. 2 ст. 54.1 НК РФ по определению действительного размера налоговых обязательств налогоплательщиков.

Судебная практика приведена в новом письме в том числе по следующим вопросам:

  • Налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием «технических» компаний, вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им достаточных сведений и документов, при этом расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется.

  • Если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании, и установлено лицо, которое действовало в рамках легального хозяйственного оборота, то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями.

  • Создание налогоплательщиком формального документооборота с «техническими» компаниями, находящимися на общей системе налогообложения, для минимизации налогообложения при приобретении товара фактически у производителей, не являющихся плательщиками НДС, влечет полный отказ в праве на вычет НДС, при этом полное исключение налоговым органом фактически понесенных затрат на приобретение товара из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль влечет искажение реального размера налоговых обязательств налогоплательщика по указанному налогу, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования.

 

В ДНР планируется создание свободной эконом/зоны и обнуление налогов

В ДНР работают над созданием свободной экономической зоны и планируют обнулить некоторые налоги. Об этом рассказал премьер республики Виталий Хоценко.

"Мы сейчас работаем над тем, чтобы у нас появилась и свободная экономическая зона", - сказал он.

По его словам, также речь идет об обнулении многих налогов - налога на имущество, на землю, на прибыль - и других шагах навстречу бизнесу.

Ранее в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях открылись российские налоговые отделения. В новых офисах можно будет получить услуги по регистрации бизнеса или проконсультироваться по налогообложению во время переходного периода.

Более подробно см. здесь

 

Даны пояснения об отражении мобилизованных граждан в стат/формах

Росстат подготовил разъяснения по отдельным вопросам отражения призванных в рамках частичной мобилизации и добровольцев, заключивших соответствующие контракты, в формах федерального статистического наблюдения. Разъяснения согласованы с Минтрудом России и с Минэкономразвития России.

В связи с тем, что за мобилизованными гражданами сохраняется рабочее место, а действие заключенного с ними трудового договора приостанавливается на период прохождения работниками военной службы, сведения о них должны включаться в списочную численность работников как целые единицы, но не включаться в среднесписочную численность. Так, в отчете по форме № П-4 (НЗ) "Сведения о неполной занятости и движении работников" такие работники включаются в численность работников списочного состава на конец отчетного квартала (строка 11 графа 1) и не включаются в численность выбывших (строка 07 графа 1).

Также в среднесписочной численности не отражаются призванные по мобилизации и добровольцы в отчете по форме № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников". Вместе с тем, начисленные им после приостановления трудового договора (служебного контракта) суммы выплат, учитываемые в фонде заработной платы, например, такие как премии по итогам работы за год, должны быть отражены в фонде заработной платы, начисленной работникам несписочного состава (графа 10).

Те сотрудники, которые были приняты по срочному трудовому договору на место мобилизованных работников, отражаются в отчетности аналогично работникам, принятым на "декретные ставки" – они включаются как в списочную, так и в среднесписочную численность, а их начисленная зарплата – в фонд заработной платы работников списочного состава.

Более подробно см. здесь

 

Минфин разрешил учитывать благотв/помощь мобилизованным в расходах

Минфин России в письме от 4 октября 2022 г. № 03-03-06/1/95569 разъяснил порядок оказания благотворительной помощи мобилизованным гражданам при котором такие затраты можно учесть в расходах по налогу на прибыль.

Так, Минфин напомнил, что согласно подп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов прибыль могут учитываться расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) либо централизованным религиозным организациям.

На основании чего, в указанном письме Минфин пришел к выводу, что организации могут учесть при расчете налога на прибыль суммы благотворительных пожертвований, сделанных в пользу мобилизованных граждан, но это возможно только в том случае если благотворительная помощь была оказана через некоммерческие организации, включенные в соответствующий реестр некоммерческих организаций.

 

Минфин планирует ограничить льготы бизнесу

Минфин с 2024 г. намерен ограничить предоставление бизнесу инвестиционных налоговых льгот при преференциальных режимах, сообщил замглавы ведомства Алексей Сазанов. В целом инвестльготы стоят сейчас бюджетной системе 2 трлн руб. в год. При этом все 12 проверенных Минфином на эффективность преференциальных режимов (особых экономических зон, специнвестконтрактов, инвестиционного налогового вычета и так далее) признаны нуждающимися в «донастройке».

Минфин не планирует системно менять преференциальные режимы, но намерен настроить их таким образом, чтобы льготами не могли пользоваться фирмы-однодневки. О таких планах ведомства Алексей Сазанов рассказал на встрече с представителями бизнеса по вопросам налоговой политики. Судя по его словам, рассматриваются два варианта.

Первый — увязать получение льгот с размером инвестиций компании в основной капитал, на исследования и разработки (НИОКР). «Это сразу исключит из преференциальных режимов фирмы-однодневки, потому что они не осуществляют ни инвестиционной деятельности, ни какой-либо другой в принципе»,— пояснил замысел замминистра.

Второй вариант — ограничить применение льготных режимов для отдельных видов экономической деятельности (по кодам классификатора ОКВЭД) — там, где преференции «объективно не требуются, так как не стимулируют инвестиции в регионы». В качестве примера такой деятельности Алексей Сазанов привел торговлю. Он уточнил, что формализовать свои предложения Минфин намерен до конца этого года, с тем чтобы подготовить их введение с 2024-го.

Более подробно см. здесь

 

ФНС разъяснила вопросы регистрации в новых регионах

ФНС России запустила на своем сайте новую промостраницу с информацией и пошаговыми инструкциями для предпринимателей Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областях.

В частности, сообщается, что физлица, проживающие на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской или Запорожской области, имеющие статус ИП на день принятия в РФ новых субъектов, могут вести предпринимательскую деятельность на территориях новых субъектов РФ до окончания переходного периода - до 31.03.2023 года. Чтобы и дальше продолжать деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, им необходимо к 31.03.2023 зарегистрироваться в качестве ИП в соответствии с законодательством РФ.

Что касается уже существующих организаций, информация из реестров будет перенесена в ЕГРЮЛ автоматически до конца 2022 года. Владельцам и руководителям этих компаний нужно будет до 31.12.2023 привести свои учредительные документы в соответствие с законами РФ. Также потребуется сообщить дополнительные сведения (виды деятельности, сведения об участниках и др.). В случае, если данные о компании автоматически в ЕГРЮЛ не появились, до 31.03.2023 следует самим сообщить сведения о ней.

Более подробно см. здесь

 

Минфин рассчитал предел/величину для исчисления страх/взносов на 2023 г.

20 октября опубликован проект постановления Правительства РФ «О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023» по инициативе Минфина России.

Как указывает Министерство, с этого года меняется порядок расчета единой предельной величины базы для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Она будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в России, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3. 

Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития России на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 г. среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника в 2023 г. составит 69 452 руб. В связи с этим единая предельная величина базы в отношении каждого физлица в 2023 году составит 69 452 руб. х 12 х 2,3 = 1 916 875,2 руб. А с учетом округления, предусмотренного п. 6 ст. 421 НК РФ, – 1,917 млн руб.

 

ФНС приостановила КНП по применению ККТ в отношении мобилизованных

Согласно Письму ФНС России от 26.10.2022 № АБ-4-20/14410@ «О приостановлении КНМ в отношении мобилизованных лиц» проведение контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением законодательства о применении ККТ приостанавливается на период прохождения соответствующими мобилизованными лицами военной службы и до 28-го числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения с военной службы.

Поручено приостановить инициирование и проведение таких мероприятий в отношении налогоплательщиков, имеющих риски нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за исключением налогоплательщиков, в отношении которых у налогового органа имеется достоверная информация о том, что такие лица не попали под мобилизацию.

 

ФНС разъяснила порядок реконструкции при выявлении дроблении бизнеса

ФНС РФ выпустила очередное письмо от 14.10.2022 БВ-4-7/13774@ «О возврате излишне уплаченной суммы налога» с подбором судебной практики и указаниями относительно порядка реконструкции налоговых последствий при выявлении схем «дробления бизнеса».

Как и предыдущее письмо ФНС (письмо от 10 октября 2022 г. № БВ-4-7/13450@), – оно вполне позитивно с точки зрения предлагающихся в них подходов. В нем говорится, что при переквалификации схем дробления бизнеса необходимо учитывать (зачитывать) ранее уплаченные на УСН налоги компаниями – «элементами схемы». При этом, предлагается к реализации достаточно сложная процедура, которая включает в себя, помимо прочего, информирование налогоплательщика «относительно определения его действительных налоговых обязательств», а также направление принятого решения в налоговые органы, на учете которых состоят элементы схемы «дробления бизнеса».

Так, решение, принятое в отношении налогоплательщика - организатора схемы, подлежит направлению в налоговые органы, на учете которых состоят элементы схемы "дробления бизнеса".

При наличии невозмещенного в полном объеме ущерба, причиненного бюджетам публично-правовых образований в результате совместных действий участников схемы "дробления бизнеса", возврат уплаченных ими сумм налогов в случае представления уточненных деклараций, "обнуливших" соответствующие налоговые обязанности для образования формальной переплаты, недопустим.

При принятии решения по результатам налоговой проверки необходимо уведомлять участников схемы "дробления бизнеса" о том, что суммы налогов, уплаченные в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, учтены при определении размера действительных налоговых обязательств налогоплательщика - организатора схемы.

В п. 3 комментируемого письма говорится, что предложенные подходы должны применяться налоговыми инспекция во всех спорах вплоть до вступления в силу решений судов первой инстанции.

 

РСПП предполагает негативный эффект от роста налог/нагрузки на бизнес

Запланированное в проекте бюджета увеличение налоговых ставок и введение новых фискальных инструментов призвано частично компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, но может ударить по другим источникам налоговых поступлений, инвестициям и деловому климату, говорится в нескольких экспертных заключениях на проект бюджета 2023 года и планового периода 2024 и 2025 годов, поступивших в профильный комитет по бюджету и налогам (законопроект № 201614-8)

В 2023 году нефтегазовые доходы бюджета снизятся на 23% по сравнению с этим годом на фоне санкций против нефтегазового сектора, следует из материалов к бюджету. В следующие два года они продолжат снижаться, хотя и меньшими темпами. Нивелировать сокращение власти планируют с помощью целого ряда фискальных нововведений, в основном — для сырьевого сектора. Но увеличение налогового бремени может принести дивиденды в краткосрочном периоде как антикризисная мера, однако в средне- и долгосрочной перспективе такой подход способен навредить, предупреждают эксперты.

«Увеличение налоговой нагрузки в текущих условиях приведет к прямо противоположному фискальному эффекту: в результате ухудшения положения компаний из-за возросшей на них нагрузки бюджета система недополучит налоги. Тренд на хаотичное и «ползучее» повышение нагрузки нужно прекратить», — говорится в отзыве РСПП.

Более подробно см. здесь

 

Антон Силуанов ответил на претензии бизнеса к росту налог/нагрузки

Министр финансов А.Г.Силуанов в интервью РБК ответил на ряд вопросов, в том числе о претензиях бизнеса к налоговым инициативам.

– РСПП очень остро отреагировал на то, что они назвали отсутствием обсуждений бюджетно-налоговых новаций с бизнесом, и рост фискальной нагрузки в целом. В то же время вы говорили, что обсуждения с бизнесом были, и притом конструктивные. Кому верить?

– В этот раз с РСПП как с организацией крупных предпринимателей мы досконально не обсуждали все новации, о чем союз справедливо заявляет. Но верно и то, что при формировании налоговых инициатив был проведен ряд встреч с профильными группами предпринимателей, которых затрагивают разработанные предложения. Это касается нефтяников, газовиков, угольщиков и удобренщиков. Обсуждение шло с ключевыми руководителями компаний нефтегазовой отрасли, обсуждал все нюансы, были совещания в правительстве. Много пришлось скорректировать по сравнению с тем, что было изначально задумано. Но главное — компромисс найден. Так что обсуждения с бизнесом прошли.

— РСПП предупредил, что повышение фискальной нагрузки может, наоборот, привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Такой риск есть?

— Когда предлагаются налоговые новации, всегда надо смотреть, чтобы не было обратного эффекта. Все инициативы в проекте нового бюджета направлены на то, чтобы изъять часть сырьевой сверхренты. Отталкивались от величины нормальной доходности за предыдущие периоды, сравнивая с текущей ситуацией и прогнозом. При формировании предложений в угольной отрасли и для производителей удобрений так и сделали: если цена выше среднего за последние годы уровня, то вводятся пошлины, которые изымают часть конъюнктурной ренты.

Что касается нефтяников, то мы продлеваем решение, которое было принято в текущем году. Это сохранение ценовой скидки при расчете демпфера на бензин. К этому увеличили на сырую нефть за счет введения специального повышающего коэффициента.

В газовой отрасли мы изначально планировали использовать механизм экспортной пошлины и часть сверхдоходов привлекать в бюджет. Но в ходе дискуссии договорились о корректировке расчета НДПИ. Подготовленные предложения не скажутся на доходности работы этих секторов экономики.

— А вы продумывали ситуацию, при которой этих сверхдоходов не будет? Санкции, предельные цены на нефть, другие риски…

— Риски всегда есть. Если не будет этих поступлений в бюджет, будем искать иные источники финансирования, готовить предложения по обеспечению бюджетного баланса.

Более подробно см. здесь

 

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

 

20.10.2022 КС РФ вынес решение по делу о штрафе за перс/учет

20 октября КС РФ вынес Постановление от 20.10.2022 № 45-П «По делу о проверке конституционности ст. 15.33.2 КоАП РФ в связи с жалобами гражданки И.И. Пантелеевой» об освобождении должностного лица от штрафа при самостоятельном исправлении ошибки.

Фабула дела: в феврале 2019 года организация сдала исходную СЗВ-М за январь с соблюдением всех правил, однако не включила в отчет членов совета директоров – 6 человек. Позднее страхователь самостоятельно исправил ошибку – сдал дополняющую форму на 6 лиц. Пенсионный фонд РФ попытался в суде взыскивать штраф с организации, но суд отказал, поскольку ошибка была обнаружена и исправлена страхователем самостоятельно, а исходная форма сдана в установленный срок, виновных действий со стороны страхователя суды не обнаружили.

Вскоре Пенсионный фонд наложил и второй штраф: на должностное лицо – старшего инспектора компании по кадрам И.И. Пантелееву. Мировой судья не счел те же обстоятельства основанием для освобождения Пантелеевой от уплаты штрафа. В апелляции, кассации и ВС РФ решение оставлено в силе. В том числе, суды учли, что статья 15.33.2 КоАП не предусматривает такого основания для освобождения должностного лица от штрафа, как самостоятельное исправление ошибки.

Через год история повторилась, только уже с СЗВ-СТАЖ. Туда не включили 5 застрахованных, затем за пределами срока сдачи самостоятельно обнаружили и дополнили. Фирму от штрафа суды освободили, а Пантелееву – нет.

После чего она обратилась в КС РФ по обоим этим эпизодам, оспаривая конституционность ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, которая позволяет привлекать должностное лицо к административной ответственности:

- при отсутствии допустимых доказательств и достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения;

- при недоказанности вины и противоправности в действиях должностного лица;

- при наличии решения суда, в котором действия организации, обусловленные действиями ее должностного лица, не признаны нарушением.

По ее мнению, если вступившим в законную силу судебным актом суд отказал органу Пенсионного фонда Российской Федерации во взыскании финансовой санкции с организации-страхователя, действия (бездействие) которой не получили квалификацию в качестве правонарушения в соответствии с законодательством о таком учете либо наличие оснований для привлечения которой к ответственности за ее действия (бездействие), обусловленные действиями (бездействием) ее должностного лица, опровергнуто.

КС РФ указал, что если действия (бездействие) организации-страхователя, обусловленные действиями (бездействием) ее должностного лица, в суде не получили квалификацию в качестве правонарушения, если опровергнуто наличие оснований для привлечения фирмы к ответственности, то надо отдельно обосновать возможность наложения штрафа на должностное лицо.

КС РФ постановил, что ст. 15.33.2 КоАП РФ не противоречит Конституции РФ, однако судебные акты по делам гражданки Пантелеевой Ирины Ивановны, вынесенные на основании положений оспариваемой статьи в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

 

КС РФ решит, включается ли налог в состав «похищенное имущество»

Поводом к рассмотрению дела стал запрос Тихоокеанского военного суда, который считает, что перечисленные в бюджет деньги не считаются украденными.

 Однозначного ответа на этот вопрос нет, полагает эксперт: вопрос лишь в том, что Конституционный суд сочтет более приоритетным для целей уголовной ответственности — юридическое или фактическое получение средств.

Конституционный суд проверит примечание 1 к ст. 158 УК РФ (кража) — в части, которая позволяет включать в общий объем хищения сумму налога на доходы физических лиц, удержанного с виновного, сообщается на сайте суда. Поводом для проверки уголовного закона стал запрос Тихоокеанского флотского военного суда, который не согласен с решением вышестоящей инстанции и просит Конституционный суд поставить точку в споре.

В прошлом году Тихоокеанский суд рассмотрел в качестве апелляционной инстанции дело военнослужащего Ивана Анохова, который на основании поддельного удостоверения мастера спорта некоторое время получал надбавку к окладу, «заработав» таким образом в общей сложности (до вычета налогов) 545 тыс. руб. Владивостокский гарнизонный военный суд признал господина Анохова виновным в мошенничестве и приговорил его к штрафу в 400 тыс. руб., однако Тихоокеанский суд пересмотрел это решение и снизил размер нанесенного государству ущерба на 70 897 руб., которые были удержаны из начисленного в счет налога на доходы физических лиц.

Однако кассационный военный суд с таким решением не согласился, приговор отменил, а дело вернул в Тихоокеанский флотский военный суд (Кассационное определение Кассационного военного суда от 26 апреля 2022 г. по делу № 7У-191/2022[77-163/2022]). Кассационная инстанция пришла к выводу, что сумму ущерба следует определять исходя из размера начисленной надбавки — именно этой суммы недосчитались в Минобороны, а налог удерживался с уже полученного (в том числе незаконно) дохода. С таким подходом, однако, готов спорить Тихоокеанский суд: в своем запросе он напоминает, что преступление признается оконченным с момента перехода имущества в чужое владение. Так как содержание военнослужащему было выделено из бюджета, а удержанный налог туда же возвращен, то фактически такого перехода не произошло.

Актуальность вопроса, отмечается в запросе, подтверждается противоречивой судебной практикой: суды то исключают сумму взысканного налога из объема хищения, то отказываются это делать. Здесь необходимо наконец достигнуть правовой определенности, настаивает флотский суд.

Более подробно см. здесь

 



В избранное