← Апрель 2021 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса N 3-2021
Группа компаний «Налоги и финансовое право» ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙВЕСТНИКо событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса № 03 - 2021 (март)
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА Налоговые новости март. 2021. Итоги ФНС выпустило «письмо года» о практике применения ст.54.1 НК РФ Утверждена Стратегическая карта ФНС России на 2021 – 2023 гг. Курортный сбор предлагается распространить на всю Россию ГОСДУМА И НАЛОГИ Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 6 по 22 апреля 2021 ГосДума в 1м чтении приняла проект об отмене представления бух/отчетности в иные гос/органы В ГосДуму внесен законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ В ГосДуму внесен проект о совершенствовании УСН и ПСН В ГосДуму внесен законопроект о расширении основания для получения соц/вычета по НДФЛ ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ 24.02.2021 СКЭС рассмотрела дело об определении нал/плата по налогу на имущество ВС РФ подвел итоги 2020 года по экономическим спорам Разъяснения ВС РФ об антимонопольной практике обновились впервые за 12 лет 03.03.2021 СКЭС рассмотрела дело о вычетах НДС по товарам, приобретенным у банкрота ВС РФ разрешил оплачивать юр/услуги уступкой прав требовать возмещения суд/расходов Опубликованы статистические данные работы ВС РФ в 2020 году 17.03.2021 СКЭС рассмотрела дело об исчислении налога на прибыль застройщиками 17.03.2021 СКЭС рассмотрела дело об исчислении налога на прибыль застройщиками Сокрытие важных доказательств может стать поводом для пересмотра по вновь открывшимся обст/вам ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ В России могут ввести новый налог для иностранных IT-компаний ФНС запретила налог/органам направлять запросы в банки со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ Ино/соцсети могут обязать выплачивать налог за рекламу у российских блогеров Обсуждается создание новой формы или налог/режима для семейного бизнеса Утверждена форма заявления о передаче сообщений об исчисленных транспортном и земельном налогах Обновлены форматы отчетов о движении ден/средств за пределами РФ В ФНС сообщили подробности работы налоговой службы «для богатых» Правительство расширило освобожденный от НДФЛ перечень премий «Опора России» призвала Минфин воздержаться от возврата налога на движимое имущество Покупатели отечественного ПО получат налоговый вычет по налогу на прибыль Зюганов предложил ввести повышенный налог для «подозрительно богатых» Минюст переработал все части нового проекта КоАП Планируется расширить перечень НИОКР, расходы на которые могут учитываться с пов/коэффициентом Более 100 тысяч вопросов получил чат-бот ФНС России с начала 2021 года ФНС направлены контрольные соотношения показателей формы 6-НДФЛ В России с 2011 года возместили ущерб по налоговым преступлениям на 218 млрд. руб. В ГосДуму внесли законопроект об изъятии ден/средств со счетов чиновников КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ Необоснованное обращение за налоговым вычетом по НДФЛ не является основанием для уг/отв-ти ИНВЕСТИЦИИ И НАЛОГИ Путин потребовал от бизнеса инвестировать в российскую экономику Власти предложили ввести «кэшбэк для инвесторов» ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В России вводится система «Цифрового резидентства» Физические лица могут подавать уведомления о КИК онлайн НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ Евросоюз скорректировал черный список оффшоров Упрощенный налог/режим для владельцев КИК не стал массовым Ратифицирован протокол об изменениях в налоговое соглашение с Мальтой Люксембург ратифицировал протокол об изменении налогового соглашения с РФ Кипр создаст реестр конечных бенефициаров компаний Куратор международной повестки ФНС уходит в Минэкономразвития На сайте ФНС работает сервис «Подтверждение статуса налог/резидента РФ» ФНС активизировала выездные проверки владельцев зарубежных счетов МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ Б.Ю. Титов предложил налог/амнистию для ряда компаний На Госуслугах стартовала перепись малого и среднего бизнеса В РФ зарегистрировано 2 млн. самозанятых ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФНС ужесточает правила расходов в пользу головных компаний ЦБ РФ планирует контролировать только сомнительные валютные операции АУДИТ Подписан закон о требованиях хранения документации аудиторами
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ МЕСЯЦА
Налоговые новости март. 2021. Итоги… О весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта… (Александр Блок) Март, третий месяц года, все-таки стал месяцем налоговой сенсации.. 10 марта было подписано письмо ФНС России «О практике применения ст.54.1 НК РФ» (№ БВ-4-7/3060@), которое налоговое сообщество ожидало еще с прошлого года. Обнародование письма можно считать одним из главных налоговых событий не только марта месяца, но и всего 2021 года. В письме, по итогам мониторинга правоприменительной практики и судебных споров, обобщены правовые позиции высших судебных инстанций, а также сформированы рекомендации по налоговому администрированию, доказыванию и юридической квалификации обстоятельств, свидетельствующих о налоговых злоупотреблениях. Основные разъяснения касаются сделок с «техническими» компаниями (читай «однодневки»), так как они чаще всего становятся предметом споров с налоговыми органами. Кроме того, в письме особый акцент делается на надлежащую «осмотрительность» налогоплательщика, а также допускается, правда с некоторыми оговорками, не только возможность «налоговой реконструкции» по налогу на прибыль, но также и возможность возмещения НДС даже если налогоплательщик сработал с фирмой-однодневкой. Депутаты ГосДумы в марте демонстрировали повышенную законотворческую активность. Так, 10 марта ГосДума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 1079338-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы», согласно которому предлагается внести в ряд федеральных законов изменения, предусматривающие отмену с 1 января 2022 года обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и получение государственными органами этих документов из государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. В тот же день, 10 марта депутат ГосДумы от фракции «ЛДПР» С. М. Катасонов внес в ГосДуму законопроект № 1126364-7 «О внесении изменений в ст. 224 ч. II НК РФ» о прогрессивной шкале НДФЛ. В основе проекта заложен принцип прямой зависимости между уровнем годового дохода и налоговой ставкой по НДФЛ с разделением на 5 групп налогоплательщиков. Предполагается, что налогоплательщики из группы 1, доход которых не превышает 17 тыс. руб. в месяц (в расчете на год - 204 тыс. руб.), освобождаются от уплаты НДФЛ. В то же время для налогоплательщиков группы 5 с доходами свыше 100 млн. руб. предлагается установить налоговую ставку 23,8 млн. руб. + 35% с суммы, превышающей 100 млн. руб. 15 марта депутаты ГосДумы от фракции «ЛДПР» С.М. Катасонов и Д. С. Пьяных внесли в ГосДуму законопроект № 1129333-7 «О внесении изменений в ч. II НК РФ», которым предлагается в целях совершенствования применения УСН увеличить годовой доход со 150 до 300 млн. руб., а также повысить ограничения по остаточной стоимости основных средств со 150 до 300 млн. руб. В части совершенствования применения патентной системы налогообложения (ПСН) законопроектом предлагается разрешить использование ПСН не только индивидуальным предпринимателям, но и организациям - юридическим лицам, соответствующим критериям МСП. Однако надо понимать, что в период, когда до выборов в ГосДуму осталось практически несколько месяцев, популистские законопроекты, которые никогда не будут поддержаны парламентским большинством, скорее всего будут появляться регулярно, что бы укрепить позиции партий в их предвыборной борьбе. Интересно отметить еще одну особенность марта, это большое количество идей и предложений, направленных на повышение налогового бремени. Можно предположить, что власти ведут активную работу по выявлению возможных «налоговых резервов», поэтому в этот процесс подключены даже оппозиционные политики.
Ради объективности отметим, что власти пытаются не только повышать налоги, но и принимают решения, направленные на налоговое стимулирование инновационной деятельности. Так, 18 марта было принято Постановление Правительства № 408 «О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 ч. II НК РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5». Еще одним мартовским событием из области налогов можно отметить встречу Президента РФ с представителями российского крупного бизнеса, на которой В.В. Путин поручил Правительству совместно с бизнесом проработать корректировки в налоговое законодательство для стимулирования привлечения капиталовложений. При этом глава государства подчеркнул, что налоговое законодательство не требует кардинальных изменений, но «отбрасывать предложения бизнеса» не нужно. В частности, глава государства заявил о необходимости подготовки системы мер для стимулирования компаний направлять полученную прибыль на финансирование инвестиционных проектов в России. «Поручаю Федеральной налоговой службе в течение года вести детальный мониторинг прибыли и инвестиционной активности крупнейших отечественных групп и компаний и ежеквартально докладывать мне, что происходит с выросшими доходами от внешней конъюнктуры, как эти средства конвертируются в новые инвестиционные, инфраструктурные, социальные или экологические проекты», — отметил Путин. Еще одной инвестиционного-налоговой новостью прошедшего месяца можно назвать информацию о том, что Правительство и профильные министерства прорабатывают программу инвестиционного роста под названием «Новый инвестиционный цикл». Напомним, запуск нового инвестцикла впервые анонсировал премьер Михаил Мишустин в январе на Гайдаровском форуме, но без подробностей. Разрабатывается четыре проекта — регуляторные изменения в режим соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), или СЗПК 2.0, создание условий для запуска инвестпроектов в регионах, реинжиниринг (пересборка) правил промышленного строительства и доступные финансы для инвестпроектов. Бенефициаром этих реформ должен стать средний и крупный частный бизнес. За счет мотивационного механизма власти планируют привлечь в частные инвестпроекты 8 трлн. руб. Ну и в заключении нельзя не отметить очередной триумф нового налогового режима для самозанятых, а именно, 23 марта на официальной сайте ФНС России размещена информация о том, что налоговая служба зарегистрировала два миллиона самозанятых. Ежедневно к проекту присоединяются более 5 тысяч человек. Как указывает ФНС за время эксперимента с начала 2019 года самозанятые зарегистрировали доходы на сумму 327 млрд рублей и уплатили налоги на 8 млрд рублей. Ежедневно самозанятые зарабатывают более 1 млрд рублей. При этом у 85% зарегистрированных ранее не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а у 40% вообще не было официальных доходов за год до постановки на учет. За 2020 год услугами самозанятых воспользовалось более 258 тысяч организаций. При этом в группу риска попало 1313 организаций. После запроса пояснений от налоговых органов в этой группе осталось 423 организации. В 73 из них есть признаки перевода сотрудников в самозанятые через аффилированные компании. Таким образом, случаи перевода действующих или бывших работников в самозанятые единичны. Основная часть нарушений связана с попыткой легализации "конвертной" схемы оплаты труда.
ФНС выпустило «письмо года» о практике применения ст.54.1 НК РФФНС России выпустила для своих территориальных подразделений Письмо с рекомендациями по применению ст. 54.1 НК РФ (письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@). В письме по итогам мониторинга правоприменительной практики и судебных споров обобщены правовые позиции высших судебных инстанций, а также сформированы рекомендации по налоговому администрированию, доказыванию и юридической квалификации обстоятельств, свидетельствующих о налоговых злоупотреблениях. Основные разъяснения касаются сделок с «техническими» компаниями, так как они чаще всего становятся предметом споров с налоговыми органами. Если установлено, что контрагент являлся технической компанией и не исполнял обязательства по сделке, налоговый орган обязан также представить веские доказательства, что налогоплательщик участвовал в создании формального документооборота, его действия согласованы с третьими лицами, и он извлек выгоду за счет неуплаты налогов, либо, что налогоплательщик знал, что контрагент является «технической» компанией. Если такие доказательства отсутствуют, но в результате анализа характеристик контрагента, условий сделки, обстоятельств ее заключения и исполнения налоговый орган установил, что по совокупности признаков сделка не соответствует условиям делового оборота, налоговый орган может сделать вывод, что налогоплательщик должен был знать о совершении сделки с «технической» компанией. Если налогоплательщик раскрывает параметры спорной операции и указывает действительного исполнителя по сделке, то предлагается учитывать эти параметры и отказывать в вычетах по НДС и расходах, приходящихся на маржу «технической» компании. При отсутствии сведений о сделке и ее параметрах (при условии, что доказан умысел налогоплательщика) вычеты по НДС и расходы не предоставляются, при проявлении коммерческой неосмотрительности – вычеты не предоставляются, а расходы учитываются исходя из рыночной стоимости. В зависимости от степени вины различаются меры налоговой ответственности. Данные правовые позиции направлены на повышение правовой определенности и предсказуемости в применении правил статьи 54.1 НК РФ, на пресечение незаконных практик и исключение претензий в отношении добросовестных налогоплательщиков. Более подробно см. здесь
Утверждена Стратегическая карта ФНС России на 2021 – 2023 гг.ФНС России утверждена Стратегическая карта деятельности на 2021 – 2023 гг. Данный документ объединяет среднесрочные цели с основными направлениями деятельности ведомства и его миссией. В частности, установлены следующие цели: - создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством; - снижение издержек государственного управления; - обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счёт цифровой трансформации; - обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры; - обеспечение равных условий ведения бизнеса; - укрепление и совершенствование кадрового потенциала. Стратегическая карта также содержит комплекс проектных и процессных мероприятий, направленных на исполнение целей и задач, поставленных Правительством РФ, закрепленных в госпрограммах и нацпроектах, такие мероприятия, как: - создание Регистра арбитражных управляющих; - создание сервиса упрощенного получения налоговых вычетов (ипотечного и инвестиционного) налогоплательщиками – физическими лицами; - создание сервисов электронного документооборота в хозяйственной деятельности; - внедрение искусственного интеллекта в проект по контрольно-кассовой технике, что позволит определять вид деятельности юридического лица по наименованию товарных позиций; - выпуск квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Удостоверяющим центром ФНС России.
Курортный сбор предлагается распространить на всю РоссиюМинэкономики России хочет рассмотреть вопрос о наделении всех субъектов РФ правом на введение курортного сбора. Рассмотреть данный вопрос ведомство предлагает после снятия ограничений, введенных из-за COVID-19. Регионы будут сами принимать решение о введение сбора, а также устанавливать его размер, льготы и другие параметры. «Данное предложение в правительство России планируется направить в рамках ежегодного отчета о ходе и результатах проведения эксперимента»,— отметили в пресс-службе министерства. Конкретная дата не сообщается. Более подробно см. здесь
ГОСДУМА И НАЛОГИ
Календарь рассмотрения ГосДумой налоговых проектов с 6 по 22 апреля 2021На пленарном заседании 24 марта утвержден проект постановления Государственной Думы № 1131397-7 «О календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой с 6 по 22 апреля 2021 года», согласно которому в апреле будут рассмотрены следующие законопроекты по внесению изменений в законодательные акты в сфере налогообложения и финансового права:
ГосДума в 1м чтении приняла проект об отмене представления бух/отчетности в иные гос/органы10 марта ГосДума в первом чтении приняла правительственный законопроект № 1079338-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы». Законопроектом предлагается внести в ряд федеральных законов изменения, предусматривающие отмену с 1 января 2022 года обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и получение государственными органами этих документов из государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности.
В ГосДуму внесен законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ10 марта депутат ГосДумы от фракции «ЛДПР» С. М. Катасонов внес в ГосДуму законопроект № 1126364-7 «О внесении изменений в ст. 224 ч. II НК РФ». В основе предлагаемого проекта закона заложен принцип прямой зависимости между уровнем годового дохода и налоговой ставкой по НДФЛ с разделением на 5 групп налогоплательщиков. Так, налогоплательщики из группы 1, доход которых не превышает 17 тыс. руб. в месяц (в расчете на год - 204 тыс. руб.), освобождаются от уплаты НДФЛ. Отмена НДФЛ позволит налогоплательщикам в этой категории дополнительно в среднем получать по 21 тыс. руб. в год или 1 752 руб. в месяц, что может выступать дополнительным способом сокращения дефицита доходов и борьбы с бедностью. При этом таких налогоплательщиков порядка 9 млн. чел. или 14% от всех налогоплательщиков. Для самой многочисленной группы 2 (порядка 54 млн. чел. или 86% от всех налогоплательщиков) с доходами от 17 тыс. руб. до 417 тыс. руб. в месяц (в расчете на год от 204 тыс. руб. до 5 млн. руб.) предусматривается снижение налоговой базы на 204 тыс. руб. в год. Для налогоплательщиков группы 3 с доходами свыше 5 млн. руб. в год, как установлено действующим законодательством, предусматривается налоговая ставка 15%. При этом верхним порогом применения такой ставки предлагается установить годовой доход в 10 млн. руб. Для налогоплательщиков группы 4 с доходами от 10 млн. руб. до 100 млн. руб. предлагается установить налоговую ставку 1,3 млн. руб. + 25% с суммы, превышающей 10 млн. руб. Для налогоплательщиков группы 5 с доходами свыше 100 млн. руб. предлагается установить налоговую ставку 23,8 млн. руб. + 35% с суммы, превышающей 100 млн. руб. Применение дифференцированной системы налоговых ставок позволит не только перераспределить налоговую нагрузку с граждан с доходами ниже 17 тыс. руб. в месяц и среднего класса в сторону более доходных групп населения, но и позволит увеличить поступления налоговых доходов в бюджетную систему на 9%.
В ГосДуму внесен проект о совершенствовании УСН и ПСН15 марта депутаты ГосДумы от фракции «ЛДПР» С.М. Катасонов и Д. С. Пьяных внесли в ГосДуму законопроект № 1129333-7 «О внесении изменений в ч. II НК РФ». Законопроектом предлагается в части совершенствования применения упрощенной системы налогообложения увеличить разрешенный годовой доход со 150 до 300 млн. руб., а также повысить ограничения по остаточной стоимости основных средств со 150 до 300 млн. руб. В части совершенствования применения патентной системы налогообложения (ПСН) законопроектом предлагается: 1) разрешить использование ПСН не только индивидуальным предпринимателям, но и организациям - юридическим лицам, соответствующим критериям МСП; 2) увеличить критерии, устанавливающие право применять ПСН, в частности: - среднюю численность наемных работников с 15 до 50 человек; - сумму полученного дохода с 60 до 150 млн. руб. 3) дать право субъектам РФ устанавливать пониженную налоговую ставку до 4% на период 2021 года для всех или отдельных категорий налогоплательщиков; 4) дать право субъектам РФ устанавливать налоговую ставку в размере 0% для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в соответствии с перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, на период 2021 года. Реализация законопроекта позволит снизить риски банкротств для предпринимателей и поддержать занятость за счет возможности направлять высвободившиеся средства от снижения налоговой нагрузки на выплату заработных плат.
В ГосДуму внесен законопроект о расширении основания для получения соц/вычета по НДФЛ25 марта депутат ГосДумы от фракции «КПРФ» М. В. Щапов внес в ГосДуму законопроект № 1135900-7 «О внесении изменений в ст. 219 ч. II НК РФ (в части расширения оснований получения социального налогового вычета)». Законопроектом предлагается предоставить налогоплательщику возможность получать социальный налоговый вычет в размере стоимости лекарственных препаратов и лечения не только за себя, своего супруга и родителя, но и за своего ребенка (в том числе усыновленного) и подопечного независимо от их возраста.
ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
24.02.2021 СКЭС рассмотрела дело об определении нал/плата по налогу на имущество24 февраля СКЭС ВС РФ рассмотрела дело об уплате налога на имущество в ситуациях, когда налог на имущество за спорный период уже был оплачен третьим лицом, которое учитывало этом имущество в качестве основного средства и фактически им владело. Решение суда первой инстанции, постановление суда кассационной инстанции отменены; постановление апелляционной инстанции оставлено в силе (дело № А60-58800/2019). Фабула дела: учредителем общества 03.06.2011 было зарегистрировано право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на нежилые помещения. Впоследствии указанное имущество было внесено учредителем в уставный капитал общества. Право собственности зарегистрировано за обществом 26.04.2013. Обществу по итогам выездной налоговой проверки начислена недоимка по налогу на имущество организаций за 2014-2016 гг. в отношении находящихся в долевой собственности налогоплательщика (с физическим лицом – учредителем Общества) нежилых помещений. Впоследствии инспекцией вынесено решение об исправлении технических ошибок в первоначальном решении - изменена мотивировочная часть решения и изложена в другой редакции резолютивная часть, а именно, наряду со штрафом в сумме 4 257 272 руб. применен штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ. Решением вышестоящего налогового органа выводы инспекции подтверждены. Выражая несогласие с решениями инспекции, общество оспорило их в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, решение налогового органа признано недействительным. Арбитражный суд Уральского округа отменил постановление апелляционного арбитражного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции. Не согласившись с выводами суда округа, налогоплательщик обратился с жалобой в Верховный суд РФ. В обоснование своей позиции общество указывает, что для определения надлежащего плательщика налога на имущество организаций следует принимать во внимание обстоятельства учета объекта на балансе организации, а также его фактическое использование в хозяйственной деятельности, поскольку обязанность налогоплательщика по уплате налога на имущество возникает только при установлении указанного обстоятельства. В рассматриваемой ситуации с момента ввода объектов в эксплуатацию (2008 год) все помещения указанного здания находились в оперативном управлении негосударственного образовательного учреждения и использовались институтом в своей уставной деятельности. После реорганизации образовательного учреждения в автономную некоммерческую организацию (25.11.2014) спорные помещения отражались на балансе АНОО ВО «УрФЮИ». Поскольку единоличное использование спорных помещений и их учет на балансе в качестве основных средств, а также извлечение прибыли от оказания платных образовательных услуг со стороны института подтверждено материалами дела, общество считает, что АНОО ВО «УрФЮИ» является надлежащим плательщиком налога в проверяемые инспекцией периоды. Таким образом, при принятии оспариваемого решения налоговым органом было допущено двойное налогообложение, поскольку налог на имущество за спорный период уже был оплачен третьим лицом, которое учитывало спорное имущество в качестве основного средства и фактически им владело (использовало в уставной деятельности). СКЭС ВС РФ отменила решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции и оставила в силе постановление суда апелляционной инстанции. Судебная коллегия указала, что по общему правилу российская организация обязана уплачивать налог на имущество в отношении активов, которые признаются основными средствами и подлежат отражению в ее бухгалтерском учете. Как правило, упомянутым критериям отвечает имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности. Однако, если имущество, отвечающее признакам основных средств, закреплено собственником на ограниченном вещном праве – праве оперативного управления за некоммерческой организацией, оно признается активом этой организации и, следовательно, именно некоммерческая организация – балансодержатель выступает плательщиком налога. В рассматриваемом споре установлено, что спорные помещения находились в оперативном управлении института, учитывались им в качестве объектов основных средств и использовались при ведении уставной (образовательной) деятельности. То обстоятельство, что начиная с 26.11.2014 запись о закреплении спорных помещений за институтом на праве оперативного управления сохранялась в государственном реестре в результате незаконного поведения института, не может являться основанием для его освобождения от обязанности по уплате налога и возложения налогового бремени на общество, поскольку в данном случае нарушение закона, допущенное при оформлении права, не являлось препятствием для использования спорных помещений в уставной деятельности института, извлечения выгоды при ее ведении, в то время как общество названной возможности было лишено. Следовательно, возложение обязанности по уплате налога на институт в соответствии со сведениями, фактически отраженными в государственном реестре, отвечает экономическому основанию налога на имущество. Напротив, возложение этой обязанности на титульного собственника, лишенного возможности использовать принадлежащее ему имущество в силу противоправных действий лица, внесшего сведения о своем праве на имущество в государственный реестр, не обеспечивало бы равного и экономически оправданного распределения налогового бремени между участниками оборота в зависимости от их имущественной способности к уплате налога, формировало бы неправильные финансовые стимулы поведения участников оборота. При таком положении является правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что именно институт должен признаваться плательщиком налога в отношении спорных помещений за рассматриваемые налоговые периоды.
ВС РФ подвел итоги 2020 года по экономическим спорамВерховный суд РФ опубликовал официальную статистику рассмотренных им за 2020 год экономических споров. В порядке надзора на уровне Президиума ВС РФ в прошедшем году было рассмотрено два экономических спора. На уровне кассационной инстанции рассмотрено 33,47 тыс. жалоб на решения судов нижестоящих инстанций, из них 419 было передано на рассмотрение в СКЭС ВС РФ (1,25%). По итогам рассмотрения коллегия удовлетворила 386 жалоб (92%), в 29 случаях было отказано, 3 заявления оставлены без рассмотрения, по одной жалобе производство прекращено. Чаще всего, СКЭС ВС РФ отменяла судебные акты первой инстанции (265), из которых в 187 случаях дело направлено на новое рассмотрение. Реже отменялись акты апелляционной и кассационной инстанций — в 57 и 55 случаях соответственно. Более подробно см. здесь
Разъяснения ВС РФ об антимонопольной практике обновились впервые за 12 лет4 марта Пленум Верховного суда РФ утвердил Постановление «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». Этот документ пришел на смену аналогичному с тем же названием, который не обновлялся с 2008 года. В новом постановлении Пленум распределил бремя доказывания между участниками рынка и ФАС, запретил привлекать предпринимателей к ответственности по формальным критериям, усложнил наказание за картели и в целом предписал судам внимательнее, пристальнее изучать каждый антимонопольный спор. Более подробно см. здесь
03.03.2021 СКЭС рассмотрела дело о вычетах НДС по товарам, приобретенным у банкрота03 марта СКЭС ВС РФ рассмотрела дело о применении налоговых вычетов по НДС в отношении товаров, приобретенных у организации – банкрота. Дело направлено на новое рассмотрение в суд I инстанции (дело № А82-4848/2018). Фабула дела: в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности общество в проверяемый налоговый период производило закупки сырья у своего контрагента, признанного незадолго до заключения договора поставки банкротом. Реализация сырья осуществлялась организацией – банкротом в процессе своей текущей деятельности, договор поставки сырья от имени поставщика подписан конкурсным управляющим. Поставщиком выставлялись счета-фактуры с учетом выделением НДС по ставке 10 процентов, поставленный товар оплачен налогоплательщиком включая соответствующий налог. В ходе камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по НДС налоговым органом сделан вывод о необоснованном применении обществом налоговых вычетов по налогу по счетам-фактурам, выставленным контрагентом-банкротом. Выражая несогласие с решением инспекции, общество оспорило его в судебном порядке. Признавая выводы налогового органа обоснованными, суды трех инстанций, ссылаясь на подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, исходили из того, что операции по реализации имущества лицами, признанными несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения НДС. Не согласившись с выводами судов, налогоплательщик обратился с жалобой в Верховный суд РФ. В обоснование своей позиции общество указывает на несостоятельность названного вывода судов и его противоречие подходу Конституционного суда РФ, изложенному в Постановлении от 19.12.2019 № 41-П «По делу о проверке конституционности подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа». Так, Конституционный Суд РФ, определяя временный порядок применения названной нормы, указал, что покупатели продукции организации-банкрота, реализованной ею с выставлением счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС, имеют право на вычет по этому налогу, если не будет установлено, что его сумма, учтенная в цене продукции, произведенной и реализованной такой организацией в процессе ее текущей хозяйственной деятельности, при объеме и структуре ее долгов заведомо для ее конкурсного управляющего и для покупателя указанной продукции не могла быть уплачена в бюджет. Обстоятельств недобросовестности налогоплательщика, либо действий, направленных на необоснованное получение налоговых выгод, инспекцией в ходе налоговой проверки не установлено. СКЭС ВС РФ отменила решения нижестоящих судов полностью и отправила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. СКЭС ВС РФ указала, что при рассмотрении настоящего спора судам следовало установить, являлось ли для налогоплательщика – покупателя заведомо ясным, что поставщик, продолживший ведение своей текущей хозяйственной деятельности после открытия конкурсного производства, не имеет объективной возможности уплатить НДС при реализации товара, и в том случае, когда имущества должника оказалось недостаточно для уплаты НДС по текущим обязательствам – дать оценку поведению уполномоченного налогового органа в ходе производства по делу о банкротстве, установив, принимались ли уполномоченным органом меры к прекращению организацией, признанной несостоятельной (банкротом), текущей хозяйственной деятельности, в процессе которой производился и реализовывался товар. Отправляя дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия указала, что налогоплательщик последовательно указывал, что приобретал товар у поставщика-банкрота для ведения облагаемой НДС деятельности, что является основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных контрагентом в уплаченной ему цене. Какие-либо обстоятельства, подтверждающие участие налогоплательщика в совместных с поставщиком-банкротом действиях, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды за счет применения вычетов НДС при приобретении товара, суды не установили. В частности, из материалов дела не следует, что налогоплательщик является взаимозависимым (заинтересованным) лицом по отношению к банкроту, а равно по отношению к контролирующим лицам поставщика и (или) выступает бенефициаром (выгодоприобретателем) незаконных сделок, совершенных с участием поставщика. В этой связи не может быть поддержан СКЭС ВС РФ подход о том, что налоговые вычеты по НДС не могут быть заявлены лицом, приобретшим продукцию у организации, правомерно продолжившей ведение своей текущей хозяйственной деятельности в период конкурсного производства, поскольку при его применении в неблагоприятное положение ставятся, прежде всего, добросовестные участники хозяйственного оборота только в связи с фактом вступления в отношения с банкротом. В результате, бремя уплаты НДС переносится с организации – должника, признанного финансово несостоятельным (банкротом), на хозяйствующего субъекта – покупателя, который, не имея основания к вычету ни суммы НДС по приобретенной у должника изготовленной им готовой продукции, ни суммы НДС, исчисленной предыдущими участниками процесса товародвижения, должен уплатить налог в бюджет непосредственно от величины собственного облагаемого налогом оборота, что ставит покупателя в неравное и более обременительное положение в сравнении с иными лицами, ведущими такую же экономическую деятельность.
ВС РФ разрешил оплачивать юр/услуги уступкой прав требовать возмещения суд/расходов26 февраля СКЭС ВС РФ рассмотрела дело об оплате оказанных услуг уступкой прав требования возмещения судебных расходов. Дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции (дело № А56-7237/2018). Фабула дела: компания одержала победу в споре о взыскании 2 млн. руб. неосновательного обогащения. В этом ей помогли юристы сторонней фирмы, которые в счет оплаты своих услуг получили от заказчика не деньги, а право требовать возмещения судебных расходов самостоятельно. После окончания спора юридическая фирма обратилась в суд и потребовала возместить ей судебные расходы. Одновременно она просила заменить себя как взыскателя по этому требованию. Но суды отказались присудить понесенные траты. Арбитражный суд первой инстанции решил, что никаких затрат на рассмотрение этого дела истец не понес: право требовать деньги от проигравшей стороны возникает только в тот момент, когда суд выносит решение о взыскании судебных расходов, а его в этом споре не было. Первая инстанция также указала, что зачет невозникшего права требования нельзя признать надлежащим платежом. Суды апелляционной и кассационной инстанции решение суда первой инстанции поддержали. Не согласившись с позицией судов, компания и юридическая фирма обратились с кассационными жалобами в Верховный суд. Однако изначально Верховный суд отказал в передаче дела на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам, не усмотрев нарушений в решениях нижестоящих судов. Тогда кассаторы обратились с жалобой к заместителю председателя Верховного суда – главе СКЭС ВС РФ Отменяя «отказное» определение и передавая жалобы на рассмотрение СКЭС ВС РФ по существу, глава экономколлегии указала, что согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 54 уступить по договору можно в числе прочего и право требования, которое возникнет в будущем. При этом такое право переходит к цессионарию сразу же после его возникновения у цедента. СКЭС ВС РФ рассмотрела кассационные жалобы заявителей и подтвердила ошибочность выводов нижестоящих инстанций. Судебная коллегия отметила, что действующим законодательством не установлено никаких специальных требований к условиям о выплате вознаграждения по договору возмездного оказания услуг. А это значит, что стороны могут договориться об оплате в каких угодно формах. На момент заключения договора уступки спор между сторонами уже рассмотрели по существу, а это создало предпосылки для удовлетворения требования компании о взыскании судебных расходов. В связи с этим вывод судов относительно невозможности уступить непросуженное право является ошибочным. При этом СКЭС ВС РФ отметила, что юристы и их заказчики, которые договорились об оплате уступкой, должны предполагать, что суд может и не удовлетворить требование о взыскании судебных расходов в полном объеме.
Опубликованы статистические данные работы ВС РФ в 2020 годуОпубликован Обзор статистических данных о рассмотрении в Верховном Суде РФ в 2020 году административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел.
17.03.2021 СКЭС рассмотрела дело об исчислении налога на прибыль застройщиками17 марта СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу определения застройщиком финансового результата по объектам долевого строительства для целей исчисления налога на прибыль (дело № А60-43572/2019). СКЭС отменила судебные акты нижестоящих судов и удовлетворила требования налогоплательщика. Фабула дела: по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год инспекция вынесла решение, в соответствии с котором обществу доначислен налог на прибыль организаций за 2017 год в сумме 4 015 423 рублей, начислены пени и штраф. Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод инспекции о том, что являясь застройщиком многоквартирного дома, для строительства которого привлекались денежные средства дольщиков в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, общество в целях исчисления налога на прибыль по итогам строительства спорного дома неправомерно определило налоговую базу по объекту строительства в целом как совокупную разницу доходов и расходов, связанных со строительством жилого комплекса за налоговый период. По мнению инспекции, застройщик обязан определять финансовый результат по каждому отдельному объекту договора долевого участия в строительстве – помещению (квартире). При этом средства, полученные по договорам долевого участия, являются источником целевого финансирования, следовательно, сумма экономии по результатам строительства является платой за услуги, включаемой в налоговую базу, а убытки в связи с превышением затрат над суммой целевого финансирования, не включаются в состав расходов. При суммировании экономии по каждому дольщику отрицательный результат принимается равным нулю, так как недостаточность целевых средств застройщик восполнил своими средствами, отнести которые к расходам, уменьшающим доходы, нет оснований. Решением вышестоящего налогового органа выводы инспекции подтверждены. Выражая несогласие с решениями инспекции, общество оспорило их в судебном порядке. Суды трех инстанций согласились с выводом инспекции об обязанности застройщика определять финансовый результат по каждому договору долевого участия, при этом убытки, полученные в виде превышения затрат на строительство объекта недвижимости над суммой средств целевого финансирования по каждому участнику долевого строительства в состав расходов не включаются. Не согласившись с выводами судов, налогоплательщик обратился с жалобой в Верховный суд РФ. В обоснование своей позиции общество указало, что для организаций-застройщиков установлены специальные правила налогообложения, предполагающие отражение в регистрах налогового учета не доходов и расходов от реализации помещений (квартир), а определение налоговой базы исходя из итоговой величины финансового результата (прибыли или убытка). При этом критерием определения финансового результата является использование полученных от дольщиков средств по целевому назначению. Общество полагает, что финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (многоквартирному дому) СКЭС ВС РФ отметила судебные акты нижестоящих судов и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования налогоплательщика. Пока готова только резолютивная часть Определения. При изготовлении мотивировочной нами оперативно будет размещена соответствующая информация.
17.03.2021 СКЭС рассмотрела дело об исчислении налога на прибыль застройщиками17 марта СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу определения застройщиком финансового результата по объектам долевого строительства для целей исчисления налога на прибыль (дело № А60-43572/2019). СКЭС отменила судебные акты нижестоящих судов и удовлетворила требования налогоплательщика. Фабула дела: по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год инспекция вынесла решение, в соответствии с котором обществу доначислен налог на прибыль организаций за 2017 год в сумме 4 015 423 рублей, начислены пени и штраф. Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод инспекции о том, что являясь застройщиком многоквартирного дома, для строительства которого привлекались денежные средства дольщиков в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, общество в целях исчисления налога на прибыль по итогам строительства спорного дома неправомерно определило налоговую базу по объекту строительства в целом как совокупную разницу доходов и расходов, связанных со строительством жилого комплекса за налоговый период. По мнению инспекции, застройщик обязан определять финансовый результат по каждому отдельному объекту договора долевого участия в строительстве – помещению (квартире). При этом средства, полученные по договорам долевого участия, являются источником целевого финансирования, следовательно, сумма экономии по результатам строительства является платой за услуги, включаемой в налоговую базу, а убытки в связи с превышением затрат над суммой целевого финансирования, не включаются в состав расходов. При суммировании экономии по каждому дольщику отрицательный результат принимается равным нулю, так как недостаточность целевых средств застройщик восполнил своими средствами, отнести которые к расходам, уменьшающим доходы, нет оснований. Решением вышестоящего налогового органа выводы инспекции подтверждены. Выражая несогласие с решениями инспекции, общество оспорило их в судебном порядке. Суды трех инстанций согласились с выводом инспекции об обязанности застройщика определять финансовый результат по каждому договору долевого участия, при этом убытки, полученные в виде превышения затрат на строительство объекта недвижимости над суммой средств целевого финансирования по каждому участнику долевого строительства в состав расходов не включаются. Не согласившись с выводами судов, налогоплательщик обратился с жалобой в Верховный суд РФ. СКЭС ВС РФ отметила судебные акты нижестоящих судов и приняла новый судебный акт, удовлетворив требования налогоплательщика. Судебная коллегия указала, что для организаций-застройщиков установлены специальные правила налогообложения, предполагающие отражение в регистрах налогового учета не доходов и расходов от реализации помещений (квартир), а определение налоговой базы исходя из итоговой величины финансового результата (прибыли или убытка). При этом критерием определения финансового результата является использование полученных от дольщиков средств по целевому назначению. В свою очередь, финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (многоквартирному дому).
Сокрытие важных доказательств может стать поводом для пересмотра по вновь открывшимся обст/вамК такому выводу пришел Верховный суд в Определении от 11.03.2021 по делу № А65-6755/2017. При разрешении спора перед судами встал вопрос о том, может ли недобросовестное поведение одной из сторон спора, заключающееся в сокрытии ключевых для дела доказательств (что впоследствии подтверждено в рамках иного спора), являться основанием для пересмотра судебного акта и квалифицироваться в качестве вновь открывшегося обстоятельства. Разрешая данный вопрос, судебная коллегия исходила из следующего. Институт пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам является чрезвычайным средством возобновления производства по делу и необходим для того, чтобы прекратить существование объективно ошибочных судебных актов в ситуации, когда об обстоятельствах, позволяющих сделать вывод о допущенной ошибке, стало известно после вынесения этих судебных 6 актов. Ограничение применения данного института вытекает из необходимости соблюдения принципа правовой определенности, в том числе признания законной силы судебных решений, их неопровержимости. Таким образом, при определении критериев пересмотра должен быть соблюден баланс между принципом правовой определенности, с одной стороны, и недопустимостью существования объективно ошибочных решений, с другой. Судебная коллегия исходит из того, что принцип правовой определенности не может защищать сторону, действовавшую недобросовестно и умышленно создавшую видимость отсутствия ключевых доказательств, которые имели решающее значение для дела и могли позволить полноценно провести судебное разбирательство. При рассмотрении спора по существу суд истребовал оригинал документа у ответчика, однако ответчик скрыл от суда этот документ, впоследствии представив его во второе дело о взыскании долга. Таким образом, в отношении вопроса о существовании документа ответчик вел себя противоречиво и непоследовательно, преследуя исключительно собственную выгоду в каждом конкретном деле, что свидетельствует о его недобросовестности. По мнению судебной коллегии, в подобной ситуации представление ответчиком во второе дело оригинала документа открывало для его процессуальных оппонентов возможность ревизии результатов первого дела, при этом ответчик не имел права возражать против процедуры пересмотра, ссылаясь на принцип правовой определенности, поскольку сам действовал недобросовестно, утаив от суда ключевые доказательства. Таким образом, имелись основания для пересмотра определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
В России могут ввести новый налог для иностранных IT-компанийПравительство РФ обсуждает введение нового налога для глобальных IТ-компаний. По замыслу авторов законопроекта, налог планируют брать с тех компаний, которые используют персональные данные россиян для показа релевантной рекламы на территории России. Название предполагаемого сбора – «Цифровой налог». Введение нового налога для глобальных компаний обсуждалось на прошлой неделе на совещании рабочей группы Минцифры и представителей IT-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко рассказали изданию «Ведомости» его участники. На нем присутствовали, в частности, представители компаний "Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ", "1С", венчурного фонд Almaz Capital Partners, Альфа-банка, РЖД, Mail.ru Group, "Яндекса", отраслевых ассоциаций. Встреча состоялась в рамках обсуждения новых мер поддержки и развития российской IT-отрасли. Более подробно см. здесь
ФНС запретила налог/органам направлять запросы в банки со ссылкой на ст. 93.1 НК РФПриказом ФНС России от 25.07.2012 № ММВ-7-2/520@ утвержден порядок представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде. Указанный порядок применяется в отношении счетов, вкладов (депозитов) организаций, ИП и физлиц, не являющихся ИП, счетов, открытых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств. Каких-либо иных форм и порядка направления налоговым органом в банк запросов о представлении выписки по операциям на счетах, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. В этой связи Письмом от 25.02.2021 № СД-4-2/2368@ «Об электронном документообороте между налоговыми органами и банками» поручается, в частности исключить случаи истребования территориальными налоговыми органами выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и решений налоговых органов о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на основании ст. 93.1 НК РФ. Запрашивать документы в электронном виде будут со ссылкой на ст. 86 НК РФ. Более подробно см. здесь
Ино/соцсети могут обязать выплачивать налог за рекламу у российских блогеровИностранные платформы, такие как Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, TikTok, могут обязать выплачивать «налог за российских блогеров с доходов от рекламы в блоге». Такое предложение Минцифры изложило в плане развития отрасли информационных технологий в России. Для этого предлагается принять федеральный закон, его проект планируется подготовить к середине текущего года. Исполнителями назначены Минцифры, Минфин, Минэкономики и ФНС. На просьбу прокомментировать инициативу в ведомствах не ответили. Более подробно см. здесь и здесь
Обсуждается создание новой формы или налог/режима для семейного бизнесаСоздание семейного патента, разработка которого сейчас обсуждается в России, должно предполагать либо введение новой правовой формы «семейное предприятие», либо специального налогового режима. Такое мнение высказал советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, руководитель Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко. Напомним, что ранее Торгово-промышленная палата (ТПП) России предлагала идею создания семейного патента. Как пояснял президент палаты С. Н. Катырин, сейчас руководители компаний никак не оформляют всех членов семьи из-за сложностей с документооборотом, то есть для государства они находятся в тени. В связи с этим он предложил предоставить возможность микропредприятиям с численностью до 15 человек приобрести патент на семью и работать в течение года, не оформляя никаких других документов каждому члену семьи. Более подробно см. здесь
Утверждена форма заявления о передаче сообщений об исчисленных транспортном и земельном налогахПисьмом от 10.03.2021 № БС-4-21/3006@ ФНС России утвердила рекомендуемую форму заявления о передаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога. Сообщается, что форму заявления целесообразно использовать для передачи налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога. До реализации в АИС «Налог-3» режима ввода и обработки такие заявления регистрируются налоговым органом в штатной системе электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня со дня поступления в налоговый орган. Более подробно см. здесь
Обновлены форматы отчетов о движении ден/средств за пределами РФПисьмом ФНС России от 02.03.2021 № ВД-4-17/2654@ направлены для представления в электронной форме обновленные форматы: - Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365; - Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов юридического лица - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819. С 15.04.2021 Письмо ФНС России от 19.10.2020 № ВД-4-17/17065@ «О форматах отчетов о движении средств» утрачивает силу. Более подробно см. здесь
В ФНС сообщили подробности работы налоговой службы «для богатых»Заместитель руководителя ФНС России Юлия Шепелева сообщила на встрече с журналистами VTimes подробности работы новой инспекции, которая будет специализироваться на налогообложении богатых людей. Напомним, о создании службы, которая будет заниматься россиянами с доходами более 500 млн. руб. в год, говорилось в сообщении ведомства от 27 января. Она получила название Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 10. Пока на учете инспекции всего 300 человек, чей годовой доход превышает 500 млн. руб. Но это число вырастет, поскольку изменятся критерии внесения в этот список. Сделано это будет, в том числе, и для того, чтобы богатые россияне для ухода от налогов не занимались поиском вариантов реструктуризации своих активов. Например, доход будет оцениваться не за один год, а за два, причем не подряд. Это позволит сохранить в поле зрения инспекции людей, активы которых снизились из-за кризиса или какой-то сделки. Особое внимание будет уделено гражданам, которые контролируют иностранные компании. В этом случае они могут (независимо от заработка) платить либо налог 13% или 15% с нераспределенной прибыли, либо фиксированный налог 5 млн. руб. В ФНС утверждают, что получают соответствующую информацию из-за границы. Шепелева также указала, что в дальнейшем появятся и другие нововведения. Например, будет учитываться совокупный доход семьи (это не даст возможность переводить активы, например, на детей). В ФНС отметили, что налогообложение состоятельных россиян требует особых компетенций, поскольку приходится иметь дело со сложными финансовыми операциями и международными договорами в области налогообложения. Более подробно см. здесь и здесь
Правительство расширило освобожденный от НДФЛ перечень премийПостановлением от 11.03.2021 № 351 Правительство РФ расширило перечень премий, освобожденных от обложения НДФЛ. Согласно Постановлению денежное вознаграждение, которое получат лауреаты Премии Союзного государства в области науки и техники, не будет облагаться НДФЛ.
«Опора России» призвала Минфин воздержаться от возврата налога на движимое имуществоБизнес-объединение «Опора России» попросило главу Минфина РФ А. Г. Силуанова не вводить вновь налог на движимое имущество, сообщает издательство «РБК» со ссылкой на письмо президента организации А. С. Калинина. «Возврат движимого имущества в структуру налогообложения станет серьезной проблемой, в том числе для предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в условиях падения доходов, связанного с последствиями пандемии»,— отмечает А. Калинин в письме в Минфин. Позицию «Опоры России» в разговоре с изданием разделили представители «Деловой России» и Торгово-промышленной палаты. Более подробно см. здесь
Покупатели отечественного ПО получат налоговый вычет по налогу на прибыльПравительство рассматривает предложения по внесению изменений в НК РФ, предусматривающие включение расходов на внедрение отечественного программного обеспечения (ПО), программно-аппаратных комплексов (ПАК) и компьютерного оборудования, представленных в едином реестре российских программ, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Эта инициатива вошла в проект второго пакета мер поддержит IT-отрасли, поступившего на рассмотрение профильному вице-премьеру Д. Н. Чернышенко. Введение инструмента налоговых вычетов будет закреплено федеральным законом и потребует внесения изменений в законы субъектов РФ, указано в проекте документа. Данная мера направлена на стимулирование импортозамещения и приобретение отечественного ПО, ПАК и компьютерного оборудования, пояснил представитель Минцифры. Более подробно см. здесь
Зюганов предложил ввести повышенный налог для «подозрительно богатых»Лидер «КПРФ» Г. А. Зюганов предложил ввести повышенный налог для «подозрительно богатых» россиян. Так политик отреагировал на предложение Минтруда отменить детские пособия для «подозрительно бедных» семей. Предложение Минтруда заключается в ограничении во всей стране получения выплат семьям с формально низкими доходами, но существенным имуществом. Согласно планируемым ограничениям, выплата не будет предоставляться семьям, которые имеют высокий уровень потребления, в частности, семьи с новыми джипами или тремя машинами ее не получат. «Предлагаю для начала ввести повышенный налог на «подозрительно богатых». Одновременно следует ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН по противодействию коррупции. Напоминаю, что она устанавливает требование соответствия доходов и расходов «бюрократического сословия», - написал лидер «ЛДПР». Более подробно см. здесь
Минюст переработал все части нового проекта КоАПМинюсту пришлось в третий раз полностью переписать новую редакцию КоАП. Как рассказали в ведомстве, работа над составами административных правонарушений ведётся на площадке межведомственной группы при участии заинтересованных органов госвласти, научного и бизнес-сообщества, а также общественных организаций. На общественное обсуждение переработанный кодекс будет вынесен в апреле. В рабочей группе считают, что новый документ будет мягче действующего, однако ряд статей в нем всё же будет ужесточен. «С точки зрения расширения перечня случаев освобождения от ответственности и введения возможности освобождения от наказания, учёта смягчающих обстоятельств при назначении административного наказания новая редакция КоАП будет мягче. Кодекс будет носить более профилактическую направленность, потому что самое главное — это добиться исполнения законодательства гражданами», — сообщил первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин. Парламентарий также указал, что в новой редакции число составов с возможностью административного ареста сократили с 70 до 50, также увеличили количество случаев применения предупреждения. Документ будет принят уже новым созывом парламента — после сентябрьских выборов, сообщили в Госдуме. Эксперты считают эти сроки логичными, так как сейчас ужесточение ряда мер не пойдет на пользу рейтингам партий. Более подробно см. здесь и здесь
Планируется расширить перечень НИОКР, расходы на которые могут учитываться с пов/коэффициентомПравительство РФ подготовило проект Постановления «О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 ч. II НК РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5». Проектом в числе прочего предусматривается включение в раздел V «Транспортные и космические системы» нового подпункта 36, содержащего направление НИОКР «разработка технологий производства автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин». Также, в частности, проектом постановления перечень дополняется новым разделом VII «Индустрия будущего», включающего в том числе следующие направления НИОКР: - технологии беспилотных авиационных и околоземных космических систем; - технологии электрокаров и беспилотного транспорта; - технологии безэкипажного судовождения и освоения мирового океана; - нейротехнологии; - технологии персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств; - технологии комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики; - технологии безопасности информационных и киберфизических систем. Целью проекта является создание к 2035 году "умных" сервисов и продуктов, которые станут лидерами на мировых рынках за счет лучших технологических решений. Более подробно см. здесь
Более 100 тысяч вопросов получил чат-бот ФНС России с начала 2021 годаИнтеллектуальный помощник Федеральной налоговой службы (чат-бот) «Таксик» продолжает осваивать новые темы. Среди них вопросы применения специальных налоговых режимов, а также о Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. В режиме 24/7 чат-бот также информирует о налогах физических лиц и налогообложении самозанятых, об особенностях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также о мерах поддержки бизнеса, реализованных ФНС России. Интеллектуальный помощник Федеральной налоговой службы интегрирован с другими интернет – сервисами ФНС России: с его помощью можно записаться на прием в налоговую инспекцию, рассчитать транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также страховые взносы индивидуальных предпринимателей. С начала года чат-бот получил почти 116 тысяч вопросов. Основная тематика – налогообложение доходов физических лиц, порядок подключения к Личному кабинету и получения неквалифицированной электронной подписи в Личном кабинете. Более подробно см. здесь
ФНС направлены контрольные соотношения показателей формы 6-НДФЛФНС России Письмом от 23.03.2021 № БС-4-11/3759@ направила контрольные соотношения показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденной приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@. Контрольные соотношения актуализированы в связи с изменением формы расчета 6-НДФЛ. Более подробно см. здесь
В России с 2011 года возместили ущерб по налоговым преступлениям на 218 млрд. руб.Эффективность расследования налоговых преступлений за последние годы в России выросла в разы, с 2011 года удалось добиться возмещения ущерба на 218 млрд. рублей. Об этом сообщили в пресс-службе Следственного комитета РФ по итогам оперативного совещания, которое провел председатель СК РФ А. И. Бастрыкин. «После отнесения этой категории преступлений к подследственности СК РФ эффективность расследования налоговых преступлений возросла в разы, о чем свидетельствуют статистические данные. В частности, до 2015 года сумма возмещаемого ущерба не превышала 15 млрд. рублей в год, но начиная с 2016 года она не опускалась ниже 30 млрд. руб.», - говорится в сообщении. В СК РФ уточнили, что «с 2011 по 2020 год следственным органам удалось вернуть в бюджет более 218 млрд. руб. по налоговым преступлениям». Более подробно см. здесь
В ГосДуму внесли законопроект об изъятии ден/средств со счетов чиновниковПравительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 1133091-7 «О внесении изменений в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции». Законопроект предусматривает механизм возврата в доход РФ денежных средств, в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не представлены сведения, подтверждающие законность их получения. В частности, в проекте закона сказано, что справки по операциям, счетам и вкладам чиновников (а также их жен и несовершеннолетних детей) будут выдаваться кредитными организациями по запросу прокуроров (от генерального прокурора России до прокурора субъектов РФ). В случае, если проверка данных счета показала, что сумма средств чиновника превышает его доход за последние три года, то надзорные органы начнут проверку. Более подробно см. здесь
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ
Необоснованное обращение за налоговым вычетом по НДФЛ не является основанием для уг/отв-тиК такому выводу пришел Конституционный суд РФ в Постановлении от 04.03.2021 № 5-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 159 УК РФ в связи с жалобой гражданина В.В. Калугарова». Конституционный Суд РФ признал ч. 1 ст. 159 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возложения уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением им жилого помещения, в случае когда налоговым органом подтверждено, а в дальнейшем опровергнуто у него право на такой вычет, если налогоплательщик представил в налоговый орган предусмотренные законодательством документы, не содержащие признаков подделки или подлога, достаточные при обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа для отказа в предоставлении соответствующего налогового вычета, и не совершил каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание условий для принятия налоговым органом неверного решения в пользу налогоплательщика. Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что предоставление вычета должно быть в такой ситуации исключено действиями сотрудников налогового органа, которые принимают решение по результатам камеральной налоговой проверки о действительном размере налоговой обязанности лица за конкретный налоговый период. Более того, Налоговый кодекс РФ предполагает возможность отмены или изменения решений нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах вышестоящим налоговым органом, что имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов; размер налоговых обязательств налогоплательщика также может быть пересмотрен в рамках выездной налоговой проверки с вынесением нового решения. Привлечение же лица к уголовной ответственности за невиновные (в уголовно-правовом смысле) действия нарушает принципы законности, вины и справедливости. Более подробно см. здесь
ИНВЕСТИЦИИ И НАЛОГИ
Путин потребовал от бизнеса инвестировать в российскую экономикуПрезидент России В. В. Путин поручил Правительству совместно с бизнесом проработать корректировки в налоговое законодательство для стимулирования привлечения капиталовложений. При этом глава государства подчеркнул, что налоговое законодательство не требует кардинальных изменений, но «отбрасывать предложения бизнеса» не нужно. В частности, глава государства заявил о необходимости подготовки системы мер для стимулирования компаний направлять полученную прибыль на финансирование инвестиционных проектов в России. По его словам, «благоприятные возможности», которые складываются для российского бизнеса на глобальных рынках, необходимо использовать. «Поручаю Федеральной налоговой службе в течение года вести детальный мониторинг прибыли и инвестиционной активности крупнейших отечественных групп и компаний и ежеквартально докладывать мне, что происходит с выросшими доходами от внешней конъюнктуры, как эти средства конвертируются в новые инвестиционные, инфраструктурные, социальные или экологические проекты», — отметил Путин. Более подробно см. здесь
Власти предложили ввести «кэшбэк для инвесторов»Правительство и профильные министерства прорабатывают программу инвестиционного роста под названием «Новый инвестиционный цикл». Напомним, запуск нового инвестцикла впервые анонсировал премьер Михаил Мишустин в январе на Гайдаровском форуме, но без подробностей. Разрабатывается четыре проекта — регуляторные изменения в режим соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), или СЗПК 2.0, создание условий для запуска инвестпроектов в регионах, реинжиниринг (пересборка) правил промышленного строительства и доступные финансы для инвестпроектов. Бенефициаром этих реформ должен стать средний и крупный частный бизнес. За счет мотивационного механизма власти планируют привлечь в частные инвестпроекты 8 трлн. руб. Более подробно см. здесь
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
В России вводится система «Цифрового резидентства»Правительство РФ планирует к концу года создать в России систему «Цифрового резидентства» для иностранных компаний и бизнеса из IT-сферы. Такая инициатива содержится в плане поддержки IT-отрасли, который находится на согласовании в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко. В перечне ответственных за реализацию инициативы указаны Минцифры, ФНС России, Федеральная таможенная служба (ФТС) и ФСБ. В рамках создания системы планируется принять законопроект, который обяжет иностранные компании (с аудиторией более 100–500 тыс. пользователей на территории России) регистрировать дочерние общества в России. В проекте будет предложено несколько вариантов регистрации: дистанционно в личном кабинете ФНС России либо путем создания дочерних обществ совместно с российскими компаниями — в таком случае нести ответственность за иностранную компанию будет российский представитель ее товарного знака. Более подробно см. здесь
Физические лица могут подавать уведомления о КИК онлайнУведомление о контролируемых иностранных компаниях теперь можно сформировать и направить в веб-версии «Личного кабинета для физических лиц», выбрав соответствующую жизненную ситуацию. Здесь предусмотрена упрощенная форма с предзаполненными отдельными показателями, а также необходимыми подсказками и контрольными соотношениями. Также в личном кабинете будут отражаться сведения о ранее заявленных КИК, поэтому повторно заполнять основную информацию о них не потребуется. Более подробно см. здесь
НАЛОГОВАЯ ДЕОФШОРИЗАЦИЯ
Евросоюз скорректировал черный список оффшоровСовет Европейского союза принял решение обновить черный список оффшоров, не раскрывающих бенефициаров либо утаивающих налоговую информацию. После обновления в списке числятся 12 юрисдикций: Американское Самоа, Ангилья, Доминика, Фиджи, Гуам, Палау, Панама, Самоа, Сейшельские острова, Тринидад и Тобаго, Американские Виргинские острова, Вануату. Более подробно см. здесь
Упрощенный налог/режим для владельцев КИК не стал массовым1 февраля 2021 г. ФНС России закончила принимать заявления на переход к упрощенному режиму налогообложения от владельцев контролируемых иностранных компаний (КИК). По нему полученная прибыль в целях НДФЛ фиксируется на три и пять лет в размере 38,46 млн. руб. по итогам 2020 г. и 34 млн. руб. на последующие налоговые периоды. В ФНС поступило всего 260 заявлений на переход к уплате налога по фиксированной ставке. Более подробно см. здесь и здесь
Ратифицирован протокол об изменениях в налоговое соглашение с Мальтой9 марта Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 32-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством РФ и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года» (законопроект № 1085849-7). Положения Протокола устанавливают режим налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов по ставке в размере не более 15 % с исключениями. К таким исключениям в части дивидендов относятся инвестиции, осуществляемые Правительством, Центральным Банком, пенсионными фондами, страховыми учреждениями Договаривающихся Государств, а также публичными компаниями Договаривающихся Государств, у которых доля акций, дающих право голоса в таких компаниях и находящихся в свободном обращении, составляет не менее 15 % и которые прямо владеют не менее чем 15 % долей участия в капитале компаний, выплачивающих дивиденды, в течение 365 дней, прямо предшествующих дате выплаты дивидендов. В части процентных доходов к таким исключениям относятся долговые обязательства перед Правительством, Центральным Банком, пенсионными фондами и страховыми учреждениями Договаривающихся Государств, публичными компаниями Договаривающихся Государств, а также банковские кредиты, долговые обязательства по обращающимся правительственным и корпоративным облигационным займам и долговые обязательства по обращающимся еврооблигационным займам. В отношении перечисленных доходов установлена ставка налога у источника в размере не более 5%.
Люксембург ратифицировал протокол об изменении налогового соглашения с РФЛюксембург ратифицировал протокол об изменении налогового соглашения с Россией, сообщили в пресс-службе Минфина России. «Россия получила уведомление о завершении партнерами всех ратификационных процедур по документу. Таким образом, протокол вступает в силу 5 марта 2021 года и его положения будут применяться с 1 января 2022 года», - говорится в сообщении пресс-службы. Протоколом предусмотрено увеличение ставки налога до 15% у источника доходов в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвестиций, а также публичных компаний. Более подробно см. здесь
Кипр создаст реестр конечных бенефициаров компанийС 16 марта Кипр начнет собирать данные о владельцах и конечных бенефициарах компаний, которые зарегистрированы в стране. На основании этой информации создадут полный реестр конечных бенефициарных владельцев (UBO). Таким образом, Кипр пытается сделать свою экономику более прозрачной в соответствии с антиотмывочными нормами Евросоюза. Как уточнила Антония Фаита-Ставриде, официальный представитель Министерства энергетики, торговли и промышленности Кипра, у компаний будет полгода, чтобы предоставить соответствующие данные и присоединиться к системе. К созданной в результате базе данных государственные структуры других стран смогут получить доступ по запросу. Более подробно см. здесь
Куратор международной повестки ФНС уходит в МинэкономразвитияЗаместитель руководителя ФНС России Дмитрий Вольвач в ближайшее время должен быть назначен заместителем министра экономического развития М. Г. Решетникова. В министерстве Вольвач станет курировать часть вопросов, которые до этого были в компетенции Михаила Бабича (в январе 2021 года перешел из Минэкономразвития в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству). Бабич занимался вопросами экономической интеграции с другими странами, в том числе в блоке ЕАЭС. Более подробно см. здесь
На сайте ФНС работает сервис «Подтверждение статуса налог/резидента РФ»На сайте ФНС России работает сервис «Подтверждение статуса налогового резидента РФ» . Доступ к сервису можно получить с помощью электронной почты или ИНН с паролем от «Личного кабинета налогоплательщика». Сервис позволяет физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам быстро сформировать заявление и получить в формате PDF документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ. При этом пользователю достаточно направить только заявление, дополнительные документы необязательны. Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, на бумаге при формировании заявления необходимо отметить поле «направить документ на бумажном носителе». С помощью сервиса также можно в реальном времени отслеживать статус рассмотрения заявления с момента его регистрации в ФНС России. Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, имеет уникальный проверочный код, который формируется автоматически для каждого документа. С его помощью в специальном разделе сервиса «Всем заинтересованным лицам» можно проверить, был ли действительно выдан документ, подтверждающий статус налогового резидента. Более подробно см. здесь
ФНС активизировала выездные проверки владельцев зарубежных счетовФНС в конце 2020 года назначила значительное количество выездных проверок физических лиц, которые владеют счетами и активами за рубежом. Об этом сообщает издание «РБК» со ссылкой на нескольких налоговых консультантов. Издание отмечает, что ранее такие проверки были редкостью. Активизация выездных проверок была связана с тем, что налоговики обработали информацию, полученную в рамках международного автообмена за 2017 год, поясняет РБК. В рамках выездной проверки они могут проверить период не более чем в три года. «При организации контрольно-аналитической работы ФНС России использует риск-ориентированный подход с использованием всей имеющейся в распоряжении ФНС России информации, в том числе на основании сведений, полученных в рамках информационного обмена с иностранными юрисдикциями. В случае если в ходе аналитической работы выявляются расхождения в имеющихся сведениях, территориальные налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков необходимые пояснения и документы в целях установления фактов, свидетельствующих об отсутствии или наличии налоговых рисков»,— прокомментировали в ФНС. Более подробно см. здесь и здесь
МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ
Б.Ю. Титов предложил налог/амнистию для ряда компанийУполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титов направил первому зампреду правительства А. Р. Белоусову предложения по новым мерам поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии COVID-19. Бизнес-омбудсмен в письме привел данные последнего опроса предпринимателей, проведенного его аппаратом: 80% предприятий в 2020 году столкнулись с падением выручки, столько же отметили сильное снижение спроса, 11% планируют в 2021 году инициировать процесс банкротства. В этой связи Титов предложил «провести налоговую амнистию, то есть признать безнадежной к взысканию задолженность по налогам и взносам на 1 февраля 2021 года для компаний с оборотом до 2 миллиардов рублей, чья выручка в 2020 году снизилась более чем на 30% по сравнению с 2019 годом, и для остальных компаний, если их выручка снизилась на 50% и более за тот же период». Более подробно см. здесь
На Госуслугах стартовала перепись малого и среднего бизнесаВ этом году весь малый бизнес обязали отчитаться в статистику – все малые предприятия и ИП должны сдать отчеты о своей деятельности за 2020 год до 1 апреля. Через портал госуслуг можно сделать это до 1 мая. Однако до недавнего времени на госуслугах отсутствовал необходимый функционал. 2 марта Министерство цифрового развития опубликовало информационное письмо, в котором объявило, что прием статистических отчетов от малого бизнеса на госуслугах стартовал. Предоставить электронные сведения об основных показателях деятельности за прошедший год можно в упрощенном режиме. Отправка сведений доступна как для ИП, так и для юридических лиц. Более подробно см. здесь
В РФ зарегистрировано 2 млн. самозанятых23 марта на официальной сайте ФНС России размещена информация о том, что налоговая служба зарегистрировала два миллиона самозанятых. Ежедневно к проекту присоединяются более 5 тысяч человек. Как пишет ФНС за время эксперимента с начала 2019 года самозанятые зарегистрировали доходы на сумму 327 млрд рублей и уплатили налоги на 8 млрд рублей. Ежедневно самозанятые зарабатывают более 1 млрд рублей. При этом у 85% зарегистрированных ранее не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а у 40% вообще не было официальных доходов за год до постановки на учет. Для профилактики использования самозанятых в различных схемах по налоговой оптимизации ФНС разработала специальную скоринговую систему, которая в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудовых отношений "наймом" самозанятых. Анализируются периодичность и источники выплат, взаимосвязь самозанятых, их клиентов и бывших работодателей – по результатам этого анализа организации, имеющие признаки нарушений, попадают в группу риска. За 2020 год услугами самозанятых воспользовалось более 258 тысяч организаций. При этом в группу риска попало 1313 организаций. После запроса пояснений от налоговых органов в этой группе осталось 423 организации. В 73 из них есть признаки перевода сотрудников в самозанятые через аффилированные компании. Таким образом, случаи перевода действующих или бывших работников в самозанятые единичны. Основная часть нарушений связана с попыткой легализации "конвертной" схемы оплаты труда. Более подробно см. здесь.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
ФНС ужесточает правила расходов в пользу головных компанийКонтроль за платежами российских «дочек» в пользу их головных структур будет ужесточен. В разъяснительном письме (имеется в распоряжении издательства «Известия») ФНС конкретизировала, какие расходы в адрес материнских организаций не могут учитываться их дочерними компаниями при расчете налога на прибыль. Некоторые виды трат из этого перечня традиционно использовались для снижения суммы сборов в бюджет. Новые правила игры не повредят бизнесу, который полностью сосредоточен в России, тогда как иностранным группам придется платить значительно больше налогов, считают эксперты. Впрочем, многое будет зависеть от того, какой политикой будут руководствоваться налоговые органы на практике. Более подробно см. здесь
ЦБ РФ планирует контролировать только сомнительные валютные операцииЦентробанк России хочет перейти к контролю только за сомнительными валютными операциями, сообщила председатель ЦБ РФ Э. С. Набиуллина на совещании о мерах по повышению инвестиционной активности под председательством Президента В. В. Путина. Глава ЦБ уточнила, что данная позиция согласована с Минфином. Министр финансов РФ А. Г. Силуанов в ходе совещания сообщил, что Минфин и ЦБ постепенно движутся в сторону полной отмены обязательного возврата валютной выручки в страну. Более подробно см. здесь
АУДИТ
Подписан закон о требованиях хранения документации аудиторами9 марта Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон № 41-ФЗ «О внесении изменений в ст. 13 и 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (законопроект № 1025644-7). Согласно закону документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению в течение следующих сроков: - не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании аудиторских услуг; - не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг. Кроме того, вводится запрет, согласно которому запрещается хранить документы (копии документов), а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.
|
В избранное | ||