Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

1С:Предприятие - Советы - Законодательство 1С:Предприятие - Советы - Законодательство


Информационный Канал Subscribe.Ru


Информационная рассылка от "МАСТЕР СЕРВИС Инжиниринг"

 Здравствуйте, в этом выпуске рассылки Вы узнаете:

  1. Изменение ставки НДС на 18%.

А). Особенности переходного периода. Практические вопросы.

Б). Как вернуть сумму НДС, излишне уплаченную в бюджет.

В). Документы, предоставляемые в налоговые органы для возврата НДС

  1. Последние релизы программ 1С
  2. Совет от Линии Консультаций  

Изменение ставки НДС, особенности переходного периода

Федеральным законом  от 07.07.2003 № 117-ФЗ изменена  ставка налога на добавленную стоимость  с 20%  на 18%. 

Обращаем  внимание, что  не следует вносить изменения в существующие договоры в связи с  изменением ставки налога. Если даже цена в договоре указана в размере 20%,  при изменении налогового законодательства Вы обязаны предъявить покупателю ту сумму налога, которая  установлена Налоговым кодексом. Очевидно, что никакой недоимки из-за расхождений между ставкой НДС в договоре и в расчетных документах не будет.

До внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 продажи и покупки по новым ставкам налога (18 %, 18 %/118 %) будут отражаться  в тех же графах, где отражались продажи /покупки НДС по ставке 20 % : в графе 5 книги продаж,  в графе 8 книги покупок.

Поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено никаких специальных правил, применяемых в таких ситуациях, поэтому на практике  возникают вопросы. Вначале следует разобраться, в чем возникает проблема.

Откуда проблема

Главой 21 НК РФ установлено, что для возникновения обязанности по уплате налога необходимо наступление момента определения налоговой базы в зависимости от учетной политики, принятой налогоплательщиком в целях налогообложения НДС ("по отгрузке" или "по оплате").

Возникает вопрос, какая ставка НДС будет применяться при реализации товаров, работ, услуг: ставка, действующая при возникновении объекта налогообложения, либо ставка, действующая при наступлении момента определения налоговой базы, исходя из учетной политики налогоплательщика? 

Существует 2 точки зрения, рассмотрим аргументы каждой.

2 точки зрения

1. Применяем налоговую ставку,           действующую    на момент возникновения объекта налогообложения НДС -реализации  (ст. 39, ст. 146 НК РФ).

Позиция налоговых органов

2. Применяем налоговую ставку, действующую на момент определения налоговой базы  (ст.166, ст. 167 НК РФ).

 

1. Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения (п. 1 ст.38 НК РФ ). Следовательно, при решении вопроса какую ставку применять следует определить в какой момент происходит реализация, т.е. переход права собственности на товар, работу, услуг.

2. Кроме этого, в соответствии со  ст. 168 НК РФ налогоплательщик обязан предъявить покупателю товаров сумму налога при реализации товаров. Продавец в момент реализации предъявляет сумму налога покупателю, поэтому полученная сумма должна быть перечислена в бюджет, исчисленная по ставке на момент реализации.

Данной точки зрения  придерживаются  налоговый органы. В качестве обоснования своей позиции они также руководствуются правилом, закрепленным в п. 8 ст. 149 НК РФ.

Указанный пункт предусматривает, что если какие-либо операции  подлежащие налогообложению НДС будут освобождены от уплаты налога или наоборот, применяется тот порядок определения налоговой базы, который действовал на "дату отгрузки" товара (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты. Это правило они распространяют и в данной ситуации при уменьшении ставки налога. 

1. В соответствии со п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется , прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Таким основанием в целях исчисления НДС является момент определения налоговой базы.

2. В соответствии с п.1 ст.166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная база налоговой базы.

Выводы

Таким образом, если мы придерживаемся данной точки зрения, то мы определяем, что к отношениям применяется та налоговая ставка, которая действует на момент передачи собственности на товар, работы, услуги.

Если в момент реализации ставка 18 %, то НДС в бюджет должен уплачиваться по ставке 18% и наоборот.

 

Таким образом, если мы придерживаемся данной точки зрения, мы берем ту налоговую ставку, которая действует при наступлении момента определения налоговой базы в зависимости от учетной политики.

Если учетная политика  в целях НДС "по оплате", то налог рассчитываем, по ставке действующей на момент оплаты. Аналогично, при утверждении  учетной политики "по отгрузке" - на момент передачи товара. 

!

Обращаем внимание, что во всех рассматриваемых ситуациях предполагается, что переход права собственности   происходит в момент передачи товара, а  момент  определения налоговой базы  "по отгрузке" определяется в момент передачи права собственности на товар. 

Что выбрать

Варианты решений

Рассмотрим на примерах, как изменяются  действия налогоплательщика  в зависимости от выбранной точки зрения.

1.  Оплата товара в 2003, отгрузка в 2004 году Подробнее смотрите в Информационно-Аналитической Системе «Консалтинг. Стандарт»

2.  Отгрузка товара в 2003 году, оплата в 2004 году Подробнее смотрите в Информационно-Аналитической Системе «Консалтинг. Стандарт» 

Как вернуть сумму НДС, излишне уплаченную  в  бюджет

Мы рассмотрели на примерах, что  в некоторых ситуациях из-за снижения ставки НДС возникает, излишне уплаченная в бюджет сумма налога. Поскольку   есть переплата,  возникает  вопрос,  могу ли я вернуть   деньги из бюджета, или  проще потребовать зачета излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей.

Для того,  чтобы ответить на этот вопрос, следует    вновь  обратить Ваше внимание   на проблему возврата  НДС и иных  косвенных налогов,  позицию налоговых органов и  практику арбитражных судов.

Откуда возникает проблема?   Казалось, ситуация не должна  вызывать столько проблем.  Есть  обоснованная позиция, что  у налогоплательщика  есть сумма излишне уплаченного налога в бюджет, есть документы подтверждающие переплату. Однако налоговые органы отказывают в возврате НДС.

Проблема

Основная проблема в том, что  Налог на добавленную стоимость предъявляется покупателю в цене товара. Из этого обстоятельства  налоговые  органы делают вывод, что возвращать НДС налогоплательщикам, которые   денежные средства на уплату  налога фактически взяли с покупателей неправомерно. Рассмотрим   аргументы   позиции МНС и альтернативной позиции  подробнее.

Позиция налоговых органов

 

Альтернативная  позиция

1. В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ  при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

2. О значении разделения фактического и юридического плательщика  для определения права на возврат  налога  указал Конституционный суд  РФ.

Конституционный суд указал, в частности, что не признается  право налогоплательщиков на возврат зачисленных в областной и местный бюджеты сумм налога с продаж, а также на их зачет в счет предстоящих платежей по этому налогу, поскольку сумма налога включалась ими в цену товара (работы, услуги) и фактически взималась не за счет их прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога (Постановление КС РФ от 30.01.2001 г. № 2-П).

Не исключено, что  в качестве дополнительного аргумента налоговые органы будут использовать  недавнее Определение КС от 02.10.2003 № 317-О в котором КС указал,  что одновременный возврат из бюджета плательщику акциза (косвенного налога) излишне уплаченных сумм акциза (равно как и зачет этой суммы в счет будущих платежей) с отнесением всех сумм акциза на покупателей подакцизного товара, без возврата этим покупателям излишне уплаченной налогоплательщиком части акциза означал бы неосновательное обогащение плательщика акциза.

Понятие налога, данное в НК РФ, и обязанности налогоплательщика одинаковы при уплате как прямых, так и косвенных налогов. Из смысла ст.8 НК РФ вытекает, что плательщиком налога является лицо, из собственности которого происходит отчуждение денежных средств непосредственно в бюджет. Выручка, полученная предпринимателем, принадлежит ему на праве собственности, независимо от того, какая ее часть участвует в уплате налогоплательщиком прямых или косвенных налогов. Любые суммы, уплаченные в бюджет в качестве налога без достаточных на то оснований являются излишне уплаченными с наступлением последствий, предусмотренных ст.78 НК РФ (Постановление ФАС МО от 29.10.2002, № КА-А40/7154-02).

Статья 78 НК РФ, предусматривающая основание для возврата излишне уплаченных налогов, не содержит ограничений  для возврата   излишне уплаченных косвенных налогов (Постановление  ФАС  Поволжского округа от 4.05.2000 г. № А55-213/97-10).

 

 

Позицию налоговых органов суды поддержали в  Постановлении ФАС  Уральского округа  от 11.03. 2002 г. № Ф09-441/02АК;

Постановление ФАС СЗО от 23.04.2001 г. № А56-46/01;

Постановление ФАС ДО от 28.03.2001 г. № Ф03-А51/01-2/435.

Суд поддержал  сторону налогоплательщиков в Постановлении ФАС Московского округа от 13.03.2003 № КА-А41/1205-03, от 02.07.2003 № № КА-А40/4364-03 и иных.

Обращаем Ваше внимание, что наибольшее количество    судебных решений в пользу налогоплательщиков  вынесено в Московском федеральном округе. 

Таким образом, вернуть сумму НДС, излишне уплаченного в бюджет, без суда вряд ли удастся.  Судебная практика  только формируется, но мы привели   примеры    решений, в которых суд принял доводы  налогоплательщиков.

Если  Вы не   решитесь потребовать возврата  налога, у Вас есть право  потребовать  зачета излишне уплаченных сумм налога в счет уплаты налога в  будущих периодах.

Документы, предоставляемые в налоговый орган для возврата НДС:

1.

заявление о возврате  излишне уплаченной суммы налога в произвольной форме с обоснованием возникновения излишне уплаченной суммы налога;

2

расчет суммы  налога излишне уплаченного и подтверждающие  документы:

3

договоры с покупателями;

4

копии деклараций,  которые подтверждают суммы НДС излишне уплаченные;

5

платежные поручения   на уплату сумм налога

6

счета-фактуры  на реализацию товаров по ставке 18%;

За более подробными рекомендациями обращайтесь в Отдел Сопровождения нашей компании.

В случае отказа в возврате НДС налоговыми органами, либо  если они в течение 1 месяца с даты  получения  заявления не  вынесут никакого решения , указанные действия подлежат обжалованию в суд.

Другие вопросы, связанные с новой ставкой НДС, будут рассмотрены в следующих выпусках рассылки. 

 Последние релизы программ 1С

Последние релизы программ 1С  

Дата выхода релиза:

Программный продукт 1С:

№ Релиза:

 

09.01.2004г.

1С:Бухгалтерия 7.7

7.70.454

06.01.2004г.

1С:Бухгалтерия 7.7 для УСН

7.70.132

31.12.2003г.

1С:Предприятие 7.7 Произв.+Усл.+Бух.

7.70.282

18.12.2003г.

1С:Предприниматель 7.7 Формы отчетности

03q4001

18.12.2003г.

1С:Бухгалтерия 7.7 Формы отчет. для УСН

03q4001

18.12.2003г.

1С:Зарплата и Кадры 7.7

7.70.242

17.12.2003г.

1С:Предприятие 8.0 Управление торговлей

8.10.1.2

16.12.2003г.

1С:Бухгалтерия 7.7 Формы отчет. для бюдж.

03q4001

16.12.2003г.

1С:Налогоплательщик 7.7

7.70.211

20.11.2003г.

1С:Предприятие 7.7. Комплексная конфиг.

7.70.447

20.11.2003г.

1С:Торговля 7.7

7.70.932

19.11.2003г.

1С:Предприятие 8.0 Управление персоналом

8.1.0.5

18.11.2003г.

1С:Предприниматель 7.7

7.70.123

24.10.2003г.

1С:Предприятие 7.7 Формы отчетности

03q3003

23.10.2003г.

1С:Предприятие 8.0

8.0.4.13

22.10.2003г.

1С:Бухгалтерия 7.7 для бюдж. организаций

7.70.421

13.10.2003г.

1С:Бухгалтеpия 6.0 Формы отчетности

вып. 1

13.10.2003г.

1С:Подрядчик стр-ва 2.3  для Бухгалтерии 7.7

7.70.2310

8.10.2003г.

1С:Подрядчик стр-ва 1.4  для Бухгалтерии 7.7

7.70.1404

14.02.2003г.

1С:Предприятие 7.7 Фин. планирование

7.70.124

3.09.2003г.

1С:Предприятие 7.7

7.70.110

26.12.2002г.

1С:Свод отчетов 7.7 Базовая

7.70.005

 

 

Совет от Линии Консультаций

 Вопрос: При расчете авансовых платежей по ЕСН в программе «1С:Зарплата и Кадры», в части трудовой и накопительной, суммы начисляются по неправильным ставкам.

Ответ: В меню «Сервис» - «Параметры»  нужно указать год начала рабочего столетия на 1 год меньше, чем самого старшего сотрудника. В справочнике «Сотрудники» проверить, все ли данные заполнены – должны быть указаны год рождения сотрудника и его пол.

Вопрос: Как можно отредактировать  документ вручную, если документ заполняется автоматически.  

Ответ: Открыть печатную форму документа и в меню «Вид» сделать неактивным пункт «Только просмотр».

 Спасибо за внимание! Если у Вас возникнут проблемы при работе с программами "1С", обращайтесь на Линию Консультаций (095) 514-77-61.

С уважением, "МАСТЕР СЕРВИС Инжиниринг" www.masterse.ru

 

 

 

 

 

 

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное