Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практика бюджетирования и производственного планирования выпуск 001


Информационный Канал Subscribe.Ru

Финансовая структура компании.

Любая компания обладает множеством структур упорядочивающих или наоборот запутывающих ее деятельность. Например, организационная структура, состоящая из департаментов, отделов, проектов, или структура юридических лиц, или структура бизнесов. Также, любая компания должна обладать и финансовой структурой и если, в вашей компании ее нет, то ее созданием стоит заняться.

В действительности финансовая структура, в том или ином виде присутствует всегда, но часто, она, в силу различных причин, не формализована в виде конкретного документа, например «Положения о финансовой структуре», а существует в голове финансового директора, или еще хуже, в головах нескольких директоров, и уж совсем плохо, если в каждой голове она разная.

Построение финансовой структуры компании преследует следующие цели:

  • Учет ответственности.
  • Калькуляция доходов и издержек по бизнесам, функциям и отдельным обьектам.
  • Оптимизация издержек для достижения заданных плановых показателей.
  • Повышение контролируемости подразделений/процессов.

С помощью грамотно построенной финансовой структуры можно эффективно управлять, оценивать и контролировать доходы, расходы и финансы компании.

Каждое подразделение компании будь то бизнес, отдельный департамент, или отдел, обладает делегированной ему ответственностью за решение конкретных задач, определяемых его предназначением. Эта ответственность распространяется и на финансовую сферу.

Финансовую структура можно определить как набор сфер финансовой ответственности распределенных между структурными подразделениями компании. Эти сферы выступают в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.

Для построения финансовой структуры можно использовать следующую технологию:

  • Во-первых, необходимо классифицировать объекты финансовой структуры
  • Во-вторых, распределить объекты по бизнес функциям и уровням классификации в этих функциях.
  • Затем, провести так называемое информационное структурирование, то есть соотнести объекты финансовой структуры со статьями доходов и расходов и поступлений и выплат.

Классификация объектов финансовой структуры

В первую очередь необходимо классифицировать объекты входящие состав финансовой структуры. Эти объекты представляются в виде Центров Ответственности, выстроенных по принципу вложенности более мелких в более крупные. Чаще всего, ответственность того или иного центра разделяется по степени значимости для компании. На самом верхнем уровне находятся объекты с максимальной степенью финансовой ответственности, за результаты своей деятельности, это могут быть бизнесы компании, или же элементы ее юридической структуры, такие, как юридические лица или филиалы. На следующем уровне находятся объекты реализующие определенную функцию компании, такую, как продажи, производство или логистику. Почти всегда они реализованы в виде конкретного подразделения отвечающего за эту функцию. Эти подразделения, могут входить в состав центра ответственности более высокого уровня, или же стоять в структуре обособленным звеном, которое обслуживает несколько центров ответственности, например подразделение логистики, которое обслуживает движение материальных потоков нескольких бизнесов. На самом нижнем уровне располагаются Места Возникновения Затрат требующие обособленного измерения понесенных на них расходов. Это те исходные отделы, участки, объекты производственного оборудования и просто должностные лица и менеджеры, которые генерируют расходы любой компании.

В последующем, когда в учете все хозяйственные операции будут связаны с определенным центром ответственности или местом возникновения затрат, можно будет четко сказать, каких финансовых результатов добился тот или иной бизнес и какие расходы были понесены на конкретное подразделение.

Классификация центров ответственности

Рис. 1 Классификация центров ответственности.

Центры ответственности и функции

Финансовая структура конкретного предприятия определяется прежде всего реализованной в нем бизнес логикой. Достаточно часто эта логика очень динамично меняется, например, при очередном изменении многострадального российского законодательства. Соответственно меняется и финансовая структура. Однако, существуют и общие моменты, которые в том или ином виде присутствуют в каждой компании. Прежде всего это бизнес функции. Именно с ними связана и финансовая ответственность, и доходы и издержки, и оптимизация расходов, и связанный с ответственностью контроль.

Каждое предприятие самостоятельно определяет реализуемые им бизнес функции. В качестве иллюстрации распределения центров ответственности по функциям можно рассмотреть производственную компанию имеющую следующие бизнес функции:

  • Логистика, с выделением в отдельные сектора ответственности:
    • логистики сырья и материалов
    • логистики готовой продукции
  • Производство
  • Продажи
  • Маркетинг и реклама
  • Администрирование и менеджмент

Центры ответственности формируются в рамках конкретной функции с учетом приведенной выше классификации ЦО-ЦФУ-МВЗ.

Центры ответственности и функции

Рис. 2 Распределение центров ответственности по функциям.

Информационное структурирование

После распределения центров ответственности по функциям, необходимо провести соответствие между центрами ответственности и статьями доходов и расходов и поступлений и выплат. Для этого обычно формируют соответствующие классификаторы:

  • центров ответственности
  • статей доходов и расходов
  • поступлений и выплат

Классификатор представляет собой обычную таблицу, где указывается, например, код статьи дохода или расхода и ее название.

Затем, эти классификаторы сопоставляют между собой, то есть, определяется, какие статьи в каких центрах ответственности могут возникать. После этого, эти пересечения разносятся по бюджетам, как показано ниже на примере производственного подразделения.

Статьи бюджета

Итого Производство

Служба главного энергетика

Служба главного инженера

Служба главного технолога

Цех №__

Себестоимость продаж

Стоимость сырья и материалов в продажах ГП

Сырье и материалы основного производства

Производственные расходы

Прямые расходы на производство

Коммунальные и эксплуатационные расходы

Зарплата производственных рабочих

Общепроизводственные расходы

Сервисное обслуживание, ЗП, ЕСН персонала службы

Охрана труда, обучение персонала, сервисное обслуживание, запчасти, ЗП, ЕСН персонала службы

Вспомогательные материалы, аренда

Амортизация производственных помещений и оборудования

Потери и брак в производстве

Транспортно-заготовительные расходы

Операционные расходы

Расходы на продажу

Коммерческие расходы

Расходы на рекламу и маркетинг

Общие и административные расходы

Расходы на персонал

Зарплата, ЕСН руководства службы

Зарплата, ЕСН руководства службы

Зарплата, ЕСН сотрудников

Зарплата, ЕСН руководства

Командировочные и представительские

Расходы на аренду и содержание офиса

Прочие расходы

Амортизация основных средств

Амортизация имущества, оргтехники

Амортизация нематериальных активов

Рис. 3 Центры ответственности и статьи доходов и расходов

Закрепление результатов

Очень желательно, всю работу проделанную при построении финансовой структуры, закрепить в каком ни будь корпоративном документе, например, «Положении о финансовой структуре» и ввести это положение в действие приказом по компании.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tax.budgeting
Отписаться

В избранное